Конспект НОД «Что такое театр? Театр и дети: волшебная сила искусства.

  • 23.04.2019

(старший возраст)

Цель: Познакомить детей со знанием театра; посетить спектакль Осташковского народного театра; познакомить с актёрами, пообщаться с ними; подняться на сцену, пройти за кулисы, посетить гримёрку, побеседовать с режиссёром. Воспитывать у детей любовь к театру.

Предварительная работа: Прежде всего, прочла книгу «Что такое театр» под редакцией Оганесяна. А потом на основе этой книги, показала иллюстрации рассказа детям:

  • Что такое театр?
  • Когда и для чего придумали театр?
  • Побеседовали о том, как устроен театр, какие помещения есть в нём, кто работает в театре.

Потом показала детям открытки разных театров мира.

В детской библиотеке, вместе с детьми, мы взяли книгу «Под цирковым шатром» - говорили о том, что цирк – это тоже театр. Рассмотрели иллюстрации и открытки о цирке, назвали различные цирковые профессии: жонглёр, акробат, клоун, фокусник и др.

Рассмотрели журнал «Весёлые картинки», посвящённый цирку. Читали с детьми стихи, рассказы. Некоторые дети посетили цирковые представления, в г. Твери. Поделились своими впечатлениями, показали фотографии, билет, цирковые аксессуар: носы клоунские, косички, рожки и др. Для себя я брала книгу Юрия Длинского «Азбука театра» (50 маленьких рассказов).

Познакомились с книгой С. Образцова «Театр кукол». Она прекрасно иллюстрирована, дети много узнали о детском, кукольном театре в Москве – театре, который специально построен для детей. И увидели его, правда, только на фото.

Прочитали книгу Курчевского «Художники и куклы».

Затем мы собрали все свои куклы и куклы из других групп детского сада: рассмотрели их, поиграли. Сделали атрибуты: кассу, билеты. Всё это способствовало возникновению сюжетно- ролевой игры «Театр».

Мы показали детям спектакли на фланелеграфе «Кто сказал мяу», «Под грибком»; настольный театр «Заюшкина избушка», пальчиковый «Жихарка». Драматизировали с детьми сказку «Репка» и показали в младшей группе.

Дети вместе с воспитателями участвовали в создании кукол, декораций, масок для театральной зоны. Кроме того, у нас появилась специальная шкатулка с бусами, очками, усами, коронами и многими другими аксессуарами для принятия нужного образа.

На занятиях по познавательному развитию «Все работы хороши – выбирай на вкус» - рассказали о профессии актёра, балерины.

Ход экскурсии:

1. Ребята, посмотрите на это здание: оно обычное – как все вокруг него или особенное, отличающее от других? (Ответы детей).

2. А вы знаете, как называется это здание, что в нём находится? (Ответы детей).

3. А что такое театр, кто может объяснить? Кто из вас был в театре? Как называют взрослых и детей, которые приходят в театр?

Сегодня в театре будет много зрителей – это дети из разных садов нашего города, а также школьники. Они тоже будут смотреть спектакль – сказку. Название сказки можно узнать из афиши. Давайте подойдём поближе к афише и прочтём её. Что это? (афиша). Здесь написано, что спектакль называется «Лесная песенка». В нём участвуют артисты (читаем афишу), режиссёр спектакля Тихонов Сергей Евгеньевич. Время начала спектакля 10 часов 00 минут. Вот сколько сведений мы узнали о предстоящем спектакле. А помогла нам узнать…(афиша).

Чтобы попасть в театр. Что нужно обязательно иметь каждому зрителю (билет). Где можно приобрести билет? В театре касса называется театральной.

Посмотрите внимательно, может быть вы, догадаетесь, где находится касса?

Ты к окошку подойди,

Ему деньги протяни,

И окошечко в ответ

Отдаёт тебе билет.

А кто работает в кассе? У нас есть билеты, давайте посмотрим, что написано на билете, как вы думаете?

Теперь мы войдём в театр. При входе билеты отдадим билетёру.

Спектакль будет идти долго, больше часа. В верхней одежде нам будет жарко, не удобно сидеть. Куда должны пойти зрители сначала? В театре раздевалка называется - гардероб. (Повтор детьми). Все разделись, привели себя в порядок. И нам пора пройти куда…?

Да, в зрительный зал.

1. Что вы видите в зрительном зале?

2. Почему кресел так много?

3. Чего ещё много?

4. Что вы видите наверху с трёх сторон (это балкон, за ним тоже есть места для зрителей).

Самое большое театральное помещение это … (зрительный зал). Нравиться он вам? Оглядитесь повнимательнее, что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники). В центре потолка – большая люстра. У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? Зал большой и люстра огромная. Когда начинается спектакль, эта люстра будет светить? Правильно, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать эти прожектора (показ). А теперь займём свои места.

Просмотр спектакля.

Ребята вам понравился спектакль? Я могла бы не задавать вам этот вопрос. Потому что вижу ваши довольные лица, весёлые глаза. А во время спектакля слышала ваш смех, как вы громко хлопали в ладоши артистам.

А хотите, теперь познакомится с самым главным человеком в театре. Это режиссёр театра – Сергей Евгеньевич.

Сергей Евгеньевич, почему Вас называют самым главным человеком в театре? (ответ).

Ребята, художнику требуется много труда, чтобы нарисовать такие большие, красивые декорации.

Сергей Евгеньевич, нам очень понравился Ваш спектакль и костюмы артистов. Кто изготовляет такие красивые костюмы? (Ответ).

Куда мы пришли теперь? Что вы видите? Чей это костюм? Посмотрите, а это чей костюм? Костюмов много, потому что ролей много и для каждой роли нужен свой костюм. А кто шьёт костюмы? Портнихе нужно потрудится, чтобы костюмы понравились и артистам, и зрителям. А хранит все костюмы и выдаёт их артистам - костюмер. (Повтор детьми). Костюмер следит, чтобы все костюмы были в порядке, стирает их и гладит, развешивает их на вешалки. Ребята, нравится вам путешествовать по театру? Хотите продолжить путешествие?

Сергей Евгеньевич, куда вы нас ещё хотите пригласить?

Дети, вам понравилось в гостях у артистов? Сейчас много нового узнали о театре? А какой сегодня праздник? (Ответы).

Да сегодня праздник для всех кто работает в театре. Мы поздравляем Вас всех с Днём театра. Желаем творческих удач, хороших спектаклей и много – много зрителей. Ребята приготовили для Вас всех подарки. Спасибо Вам всем. С праздником! До свидания! Нам пора.

Цикл бесед о театре со старшими дошкольниками.

Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству.

Беседа 1 «Что такое театр?»

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое спектакль? Что значит «театральное искусство»? Кто такие авторы? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения? Слушайте,сейчас я вам объясню все по порядку.(Выставляю фотографию Большого театра).Вот стоит дом. Снаружи как будто ничего особенного.Ну,дом как дом, только понарядней других,да окон в нем меньше, чем дверей. Вошли и увидели окошечко с надписью «Касса».Здесь покупают билеты.(Муз. руководитель подходит к столу, оформленному в виде кассы)».Дайте нам,пожалуйста,билеты, - говорите вы кассиру,- на сегодняшний спектакль». «Пожалуйста»,-отвечает он вам и отрывает билеты, на которых напечатано название театра, номер ряда,и места,где вам нужно сидеть. Вы платите деньги. Получаете билет и идете смотреть представление.

У театрального служащего,капельдинера, вы покупаете программку. Программка – это такой листок, на котором написано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил и другое.

Очень интересный сегодня спектакль! Давайте-ка рассмотрим сегодняшнюю программку. Ба! Да это же Петрушкин театр, в котором дают сказку «Ай да репа!».

Давайте купим билеты на спектакль.Кто будет у нас кассиром? Дети «покупают» билеты и рассаживаются смотреть любую сказку, подготовленную музыкальным руководителем.

Беседа 2 «Кто придумал театр?»

Воспитатель: Театр существовал уже у древних греков. Им первым пришла в голову мысль представить сказание о своих богов и героях в живых лицах. Они поняли, как прекрасно,поучительно и занято может быть театральное зрелище, где вместо сказочника выступает перед слушателями те самые люди, о которых рассказывают в сказке. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас в глазах, чем тому, о чем нам только рассказывают. Греки открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии, так и смешные – комедии. Когда актеры изображали разных людей, богов, зверей – публика очень часто награждала их хлопаньем в ладоши – аплодисментами.

В древности актеры играли на улице. Почти все население города присутствовало на спектакле. Чтобы актеров было хорошо видно, они надевали большие маски,гораздо больше их голов. А чтобы публике было хорошо слышно, в рот маски вставляли рупор, называющей персоной.

От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего театра начиная с самого слова «театр», которое по – гречески произносится «театрон» и означает «зрелище».

Давайте и мы сейчас наденем эти маски и превратимся в разных зверей.

А теперь скажите мне,какого зверя называют царем всех зверей?

Правильно – льва. Игра называется «Звери,берегитесь льва!»

Игра по типу «Ловишки».Лев в середине круга, звери под музыку движутся подскоками,затем ритмично хлопают и говорят: «Раз, два, три, ну, скорее нас лови!» и разбегаются. «Лев» ловит. Пойманный встает на его место, и так далее .

Беседа 3 « В театре»

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами увидели театр, зашли в него, купили в кассе билет и программку. Сегодня я предлагаю зайти в зрительный зал и посмотреть вокруг. (Выставляет иллюстрацию или схему зрительного зала театра).

Самое главное место в зрительном зале – это сцена, где представляют пьесу. А против сцены – ряды стульев и кресел. Те кресла, которые ближе к сцене,называются амфитеатром. А по бокам - ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балкон. В каждой ложе,то есть в отгороженном местечке, помещается 4 или,если ложа большая, 6 кресел.Если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобится бинокль. Это такой прибор, состоящий из двух трубок с увеличительными стёклами, чтобы лучше разглядеть то, что вас заинтересовало, но находиться на сравнительно далёком расстоянии.

А сейчас обратите внимание на сцену. Видите свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается вовсю длину сцену ряд лампочек, называемый рампой. Сама сцена закрыта занавесом. Спектакль начинается, как только занавес поднимается, или раздвинется, потому, что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.

Вы знаете сказку «Щелкунчик»? Нет? Как раз сегодня её и будут представлять в театре. (Музыкальный руководитель включает видеозапись с балетом П.И. Чайковского « Щелкунчик», где хорошо просматривается зрительный зал Большого театре, сцена, занавес. Дети слушают увертюру балета, смотрят начало спектакля).

Беседа 4. « За кулисами »

Воспитатель: Ребята , много интересного можно найти в театре, давайте сегодня, посмотрим, кто прячется за кулисами, то есть за сценой. Это пространство зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадаем, то самый главный человек из тех, кого мы там встретим, - режиссёр театра.

Когда автор напишет пьесу, театр примет её для постановки, то первый, кто получает в руку пьесу, это режиссёр. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актёрами. Затем распределяет роли между актёрами – те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актёры, читает им пьесу и назначает репетиции – примерное исполнение пьесы. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художник – декоратор рисует декорации к спектаклю, костюмер шьёт костюмы для актёров. И вот наступает день, когда первый раз идёт спектакль. Это премьера (по – французски – « первый раз »). Ребята, как вы думаете, где играют актёры? Правильно, на сцене. (Показывает иллюстрацию). Видите, какая она большая? Если мы посмотрим наверх, то увидим множество занавесей. Это висячие декорации, а те декорации, которые находятся на сцене, называются «павильонными ».

Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями « закулисного царства »: с мастерской декоратора и бутафора, с костюмерной, с гримуборной актёра – там он гримируется и переодевается.

А знаете ли вы, ребята, кто такой бутафор? Бутафор – это такой человек, который делает искусственные вещи. (Показать для приёма бутафорские приёмы, фрукты, цветы).

А теперь мы в гримуборной актёра. Смотрите! Столик, на нём зеркало, краски, пудра, ненастоящие волосы, которые называются париком. Здесь актёр превращается в героя сказки. А помогают ему в этом театральные гримеры и парикмахеры.

Давайте сейчас с вами поиграем в актёров и гримёров, сделаем из обычной девочки принцессу, а из обычного мальчика дедушку.

Выбирают одного гримёра и двух актёров, они на глазах у всех начинают превращения


Валентина Стрельцова
Конспект НОД «Что такое театр?»

Программное содержание : Познакомить детей с понятием «театр » , разновидности театров (кукольный, теневой, оперы и балета,драматический) и особенности данного места; продолжать знакомить с профессиями людей, которые работают в театре . Вызвать у детей желание участвовать в драматизации и совершенствовать артистические навыки детей; развивать партнёрские взаимоотношения в драматизации; побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять инициативу, воображение, фантазию. Продолжать развивать речь и пополнять словарный запас по теме театр . Развивать мышление, память. Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.

Материал : Презентация «Что такое театр , атрибуты к сказке «репка» , оборудование для показа презентации, картинки с правилами поведения в театре .

Словарная работа

Обогащение словаря : гардероб, гардеробщик, фойе, билетер, софиты, оркестровая яма, художник-декоратор, бутафор.

Активизация словаря : режиссер, актер, роль, бутафор, гример, аплодисменты, костюмер, художник, кассир.

Ход занятия

Воспитатель

- Театр волшебная страна !

Сколько чудес нам дарит она,

Праздник, улыбки, песни и смех игра

В этой стране ожидает нас всех!

А кто знает, что такое театр ? (Выслушивает ответы детей) . Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи;

Ребята, а вы были в настоящем театре ?

Какой спектакль вы смотрели?

Как вы думаете, зачем люди ходят в театр ? (ответы детей) .

Взрослые и дети ходят в театр , чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник .

Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности.

Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище» . Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.

Хотите узнать больше о театре ? (ответы детей)

Давайте мы отправимся в театр . Я буду экскурсоводом.

Приглашаю вас на экскурсию

«презентация»

Театры бывают разные по жанру : театры , в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы,- это опера.

Театры , в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, - это балет.

В столице нашей республики тоже есть театры , посмотрите.

Драматические театры , в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.

А это Русский драматический театр имени Бестужева и театр Бурятской драмы в Улан-Удэ.

Есть театры , где артисты это животные – театр зверей .

Самый старый существует в Москве - это театр В . Л. Дурова. «Уголок дедушки Дурова» выступают животные : бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.

Есть кукольные театры , где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол.

Посмотрите это кукольный театр «Ульгэр» .

С чего начинается театр ?

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра .

Красочный яркий плакат – театральная афиша , на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля).

А где же можно купить билет на представление?

«Театральная касса » .

Ты к окошку подойди,

Ему деньги протяни.

И окошечко в ответ

Отдает тебе билет.

Театральная касса – место , где продают билеты на спектакли театра . А кто продает билеты в театральной кассе ? Дети - кассир.

Спектакль в театре идет обычно долго , больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей) .

В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.

Словарная работа гардероб, гардеробщик

Фойе – это помещение предназначенное для отдыха публики во время антракта или для пребывания зрителей в ожидании спектакля. Словарная работа

Вот и мы давайте немного отдохнем

Физминутка

"Буратино".

Буратино потянулся,

Раз -нагнулся, два -нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой! (движения по тексту) .

При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. Словарная работа.

Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок . Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично.

Посмотрите повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра) . У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей) . Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Словарная работа

Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.

Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль , который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище , закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.

Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей) .

Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре , находящееся перед сценой. Словарная работа.

Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии )

Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов. Словарная работа.

Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра , изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором. Словарная работа.

Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму : шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра. Словарная работа.

Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы : старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер". Словарная работа.

Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости. Словарная работа.

Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

Он спектаклем заправляет,

Назубок все сцены знает.

Учит он, как роль играть.

Как его, друзья, назвать? Это Режиссёр

Он выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене –режиссер. Словарная работа.

Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра . В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра , которые развешаны по стенам фойе.

Вот спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Словарная работа.

Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.

Вот наша экскурсия подошла к концу, вам понравилась?

Словесная игра : «Назови профессии в театре »

Посмотрим как вы запомнили профессии людей в театре , поиграем в игру “Назови профессии”

Кто выступает перед зрителями? (актеры)

Кто ставит постановку спектакля? (режиссер)

Кто подсвечивает сцену? (светооператор)

Кто готовит, шьет костюмы? (костюмер)

Кто рисует декорации? (художник)

Кто накладывает грим? (гримеры)

Кто продает билеты? (кассир)

Кто принимает одежду на хранение? (гардеробщица)

Кто работает в буфете? (буфетчица)

Кто готовит декорации для сцены? (декоратор)

Молодцы все профессии хорошо запомнили.

Драматизация сказки «Репка»

Ребята, а вы хотите поиграть в театр ?

Тогда я буду режиссером, а вы артистами и зрителями. Вот эти фишки в волшебной коробочке помогут нам распределиться по ролям. Берите фишки. У кого красные - вы будите артистами, у кого синие- зрителями. Артисты надевают костюмы, маски, берут необходимые реквизиты.

Ребята- артисты,вы догадались какую сказку будите показывать? (Репка)

Зрители проходят в зал. Обращение к «зрителям»

Вы хотите быть хорошими зрителями? Тогда познакомимся с правилами поведения в театре . (Модели - картинки)

Что обозначает эта картинка?

1. Главное правило - это соблюдение тишины во время спектакля.

– О чем говорит эта картинка?

2. Важное правило – приходить вовремя.

3. Очень важно, дети, во время спектакля не разговаривать.

Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!» , комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы (аплодисменты)

Молодцы! Покажите, как вы будете хлопать

Показ сказки «Репка»

Воспитатель : все замечательно справились со своей ролью, выступили как настоящие актёры.

Итог занятия

Воспитатель : Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т. д.

Воспитатель : если вам понравилось наше путешествие, покажите большой палец, подняв его вверх. Если не понравилось – опустив его вниз.

Я рада что вам всем понравилось, спасибо за участие.

«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры» , - говорит классика. На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или опосредованно. Даже если человек не посещает театр, он - так или иначе - имеет к нему отношение. И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.

Познание жизни через эмоции

Уникальный период жизни человека - детство, время формирования личности. Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.

И зритель, и актер

У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на практике взаимосвязаны и переплетены. Ребенок никогда не остается равнодушным к происходящему на сцене. Его непосредственная реакция на увиденное и услышанное проявляется в желании помочь полюбившемуся персонажу, поддержать его, уберечь от надвигающейся опасности. Очень часто мы наблюдаем, как дети начинают во весь голос подсказывать артистам, что не нужно доверять лгуну. Они огорчаются, когда обман все-таки совершается, и искренне радуются, счастливому разрешению коллизии, и таким образом тоже становятся действующими лицами в спектакле. Дети - лучшие зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссеры детских театров, как правило, хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Уникальным в этом смысле является искусство кукольных театров, где куклы играют для детей, а дети общаются с куклами. Это самая тесная взаимосвязь, ибо игрушка и ребенок неразделимы. Кукольный театр для многих детей становится первым театром в жизни.

Мнение профессионала

Елена Османова, актриса и завлит Нижегородского Театра кукол, педагог театрального училища им. Е.Евстигнеева:

"Наш театр - это мир, населенный куклами. Дети верят в то, что происходит на сцене, они воспринимают кукол живыми существами, с которыми можно поспорить, помочь положительному персонажу и прогнать злодея. Театр учит детей сопереживанию, активному участию, и это самое ценное. Взрослые тоже входят в мир детства и через кукол пытаются реализовать свои эмоции, переживания. Они по-другому воспринимают своих детей, заново открывая их.

Театр для детей - источник познания, способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом начинают общаться с другими детьми. В зале образуется некое общество единомышленников. Театр - добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Здесь же просматривается момент самовоспитания, когда ребенок говорит себе: «Так я делать не буду»! Юный зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр - идеальная модель мира, где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом нужно и можно бороться. Через игру воспитание более продуктивно, ярче конфликт, нет размытых граней.

На ранних этапах важно донести до ребенка как выглядит добро, и где прячется зло, под какими масками оно может скрываться. Дети учатся различать тона и полутона в отношениях, распознать красивую куклу, в которую спрятался злодей. Они все очень остро чувствуют, слышат, видят. Этим определяется главная задача театра - вызвать отклик в детской душе, научить сопереживанию. Театр - большая эмоциональная школа".

Воспитание доброты

Есть в театральном искусстве что-то магическое, дарящее особую атмосферу радости, счастья. Каждый из нас, уже став взрослым, с долей сентиментальности вспоминает первое посещение театра (скорее всего, это был театр кукол или новогоднее представление); первую роль в детсадовской постановке (какую-нибудь «Муху-Цокотуху»); своего любимого цветастого Петрушку, которого надеваешь на руку, и он оживает. Все это так трогательно и незабываемо. Столько в этом теплоты и ностальгии по ушедшему счастливому беззаботному детству… И хочется совершить что-то доброе, подарить людям любовь, сделать кого-то счастливее. Это ли не чудо! Это ли не волшебная сила искусства! Театр для детей становится, прежде всего, источником позитивных эмоций, он воспитывает добрых, честных, духовных и душевных, красивых и неравнодушных людей.

Особенно впечатлительны дошкольники. Они легко поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Замечено, что ребенок глубже понимает сюжет той же сказки при просмотре спектакля, нежели при прочтении книги.

Ваш ребенок - великий артист

Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но, как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела». Поэтому, уважаемые родители, собирайтесь, наряжайтесь, берите детей и идите в театр. Записывайте своих драгоценных чад в театральные студии и кружки. Вы никогда об этом не пожалеете. В крайнем случае, ваш ребенок станет великим артистом.

Марина Князева


»Театр — это волшебный мир,

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей’ ‘. (Б. М. Теплов)

Театр играет особое место в воспитании ребенка. Это место, где создается атмосфера сказки. Попав туда, маленькие дети верят в происходящее, сопереживают героям. Театр любят и взрослые, и дети.

Ходите вместе с детьми в театр, рассказывайте им о театре, ведь здесь дети учатся видеть прекрасное. Посещение театра имеет много достоинств. И родители, и дети получают позитивный настрой. Просмотр спектаклей способствует интеллектуальному развитию детей — ребенок учится осмысливать происходящее, учится сравнивать происходящее на сцене с действительностью. Дети учатся вести себя в общественных местах. Посещение театра — это просто отличное времяпровождение для всей семьи.

1. Зачем детям театр?

2. С какого возраста лучше ходить в театр.

3. Какой выбрать театр?

4. Собираемся в театр — правила поведения

5. Наши посещения театра.

Дети и театр

Зачем детям театр?

Современные родители стараются с детских лет приучать ребенка к искусству. Музыка, рисование, — все это дети осваивают, будучи еще малышами.

А театр? Нужен ли он детям? Театр — это мир волшебства. Ребенок попадает в мир сказки. Красивые и яркие декорации, приглушенный свет, музыка, добрые и злые герои. Малыши переживают вместе с героями спектакля, учатся у них добрым поступкам.

Когда родители вместе с ребенком посещают спектакли, это еще и сближает всех членов семьи. Ребенок наблюдает за происходящим на сцене, за реакцией взрослых. Потом дома за столом идет обсуждение спектакля, игры актеров. Такие моменты надолго остаются в памяти малыша и влияют на его воспитание.

С какого возраста лучше водить детей в театр?

Часто родители задают вопрос: с какого возраста лучше всего водить детей в театр. Совсем маленьким деткам еще сложно посещать такие мероприятия. Во-первых, большое скопление людей, во-вторых, новая обстановка, незнакомая, яркий свет, громкие звуки. Все это может напугать маленького зрителя. Специалисты рекомендуют посещать театр с детками в возрасте 3-х лет. Но если ребенок усидчив, наблюдателен, то можно немного раньше.

Выбирать спектакль для малышей лучше так, чтобы сюжет был знаком. Это могут быть спектакли »Колобок», »Репка», »Муха-Цокотуха». Продолжительность спектакля не должна превышать 40 минут.

Какой выбрать театр?

Когда мы покупаем ребенку книжку, то не берем первую попавшуюся. А смотрим на содержание, картинки. Так и с выбором театра и спектакля для детей.

Совсем маленьким детям лучше ходить с мамами в кукольный театр. Там маленький зал, людей немного, что не испугает ребенка. Дети любят игрушки. А тут игрушки разговаривают, поют, играют, превращаются. Это понравится малышам. В детские сады часто приезжают кукольные театры.

Что еще нужно учитывать, когда вы с малышами посещаете театр? Не покупайте билеты на первые ряды, чтобы малыш не испугался актеров или резких звуков. Ведь все, что на сцене происходит, малыш считает реальностью. И не оставляйте детей в зале одних, покупайте и себе билет. А вообще, лучше ходить на спектакли всей семьей.

Детям постарше уже можно смотреть музыкальные спектакли.

Собираемся в театр

1.Собираясь с ребенком в театр, сначала изучите репертуар, выбирайте наиболее подходящий по возрасту спектакль.

3.Расскажите ребенку о правилах поведения в театре:

  • в театре нельзя громко разговаривать, бегать, кричать:
  • нельзя вставать с места;
  • если спектакль понравился, нужно поаплодировать актерам;
  • во время спектакля нельзя есть в зале, шуршать бумажками от конфет. Если ребенок захочет пить, лучше взять с собой бутылочку с водой.

4. Собираясь в театр, наденьте ребенку чистую и красивую одежду, чтобы он чувствовал атмосферу праздника.

5. При входе в театр можно купить программку, чтобы ознакомиться с актерами. Потом ребенок будет их узнавать в других спектаклях.

6. В гардеробной нужно оставить верхнюю одежду, взять номерок. А привести себя в порядок, причесаться лучше не в холле, а в специальной туалетной комнате, где есть зеркало.

7. Когда вы пришли в театр, пусть ребенок обратит внимание на портреты актеров в коридоре, как красиво украшен театр.В зале обратите внимание на красивые люстры, высокие потолки. Если ребенок впервые в театре, ему это будет интересно.

8. В зал нужно входить немного раньше, чем начнется спектакль, чтобы потом не искать свои места и не отвлекать зрителей.

9. В театре есть буфет. Но в него можно сходить во время антракта или после спектакля. Лучше заранее покормить дома ребенка, чтобы театр не ассоциировался у него с наличием только буфета.

10. После просмотра спектакля не нужно бежать сломя голову за своими вещами. Просто спокойно выйти и подождать свое очереди в гардеробной.Пусть ребенок учится вести себя правильно в общественных местах.

После посещения театра спросите, понравился ли ребенку спектакль, кому из героев он больше симпатизирует и почему. Пусть ребенок учится выражать свои мысли вслух, учится говорить.

Наши посещения театра

Мы с Юлей, моей внучкой и дочкой Ксюшей тоже очень любим посещать спектакли. У нас в городе Тирасполе всего один театр драмы и комедии имени Н. С. Аронецкой. Мы уже много спектаклей посмотрели. От посещения театра остаются только положительные эмоции, улучшается настроение. В прошлом году на новогодние каникулы мы смотрели спектакль »Cнегурочка».

Осенью мы ходили на такие спектакли: «Жили-были ». Такими словами начинаются многие русские сказки. И этот спектакль был поставлен по трем русским сказкам — »Репка,» »Теремок »и »Курочка Ряба». Юным зрителям очень понравилась игра актеров, волшебная атмосфера сказок, которые они знают. Красочные костюмы артистов сделали спектакль незабываемым.

»Жили-были»

Еще мы смотрели »Кашу из топора «, » Дюймовочку », »‘- по сказке Пушкина. Сюжетом стала сказка о купце Остолопе и его работнике Балде. Это был яркий, остроумный спектакль, задуманный как балаганное действие актеров, скоморохов.

А в этом году на новогодние каникулы мы смотрели новую премьеру, современную постановку сказки », правда эту сказку было интереснее и понятнее смотреть детям старшего возраста и взрослым.

Но перед спектаклем на сцену вышли Дед Мороз, Снегурочка и домовенок Кузя, которые поиграли с детьми, провели конкурсы, спели песни.

А потом уже начался спектакль.

Спектакль был красочный, отличные декорации, танцы. Это был музыкальный спектакль. Здесь все закончилось не как в настоящей сказке про Красную Шапочку. Волку брюхо не вспороли охотники. Здесь победила любовь!

Вот сегодня о чем я хотела с вами поговорить — дети и театр. Посещайте с детьми театр, представления. Получайте эстетическое наслаждения от просмотров спектаклей.

Напишите, на каких спектаклях в последнее время вы были, что больше всего понравилось. Жду ваших комментариев.