Начнем не со смерти, а с рождения, которое выпало на 23 марта. Год значения не имел, потому что не он, а именно число определяет выбор имени при крещении.
С этого все и началось. Сколько ни разворачивали календарь — поблизости ни одного нормального имени не оказалось. Судьба обделила Башмачкина со дня появления на свет, не подарив ничего, лично ему принадлежащего. Имя — отца. Фамилия — отца. Никому не дано было знать, что Акакий Акакиевич окажется последней, тупиковой, ветвью своего фамильного древа. Но это было уже запрограммировано: не зря ведь после крещения «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».
Итак, известно прошлое, предопределено будущее. А пока Акакий Акакиевич живет настоящим. Но живет ли? Да нет — он служит. Безропотно, ревностно. В департаменте. Неважно, в каком. Важно — как. За страх и за совесть. Но только этим уважения не заслужишь, хоть век проходи в вицмундире. Важно — в каком. По нему и определяют место в обществе. А какое место у Акакия Акакиевича, если он «вечный титулярный роветник»? Он наслаждается работой, не получая за это никаких благодарностей — ни устных, ни письменных. Он примерный работник, но не от самоотверженности, а «от делать нечего». Забрать у него работу, все равно что забрать жизнь. Никогда ничего творческого он в работу не вносил и панически боялся даже изменить падежи слов. Шаблон, стандарт, точное исполнение чьей-то воли и чьей-то фразы формирует характер Башмачкина.
Жизнь его текла размеренно до тех пор, пока не прохудилась единственная шинель, стала больше похожа на капот. С Башмачкиным и в шинели никто не здоровался, а уж в капоте... Этот капот окончательно убивал человеческое достоинство Башмачкина, уже убитого однообразной работой и жизнью, одиночеством и невозможностью сшить новую шинель. Петрович вселил в него надежду, вернув Акакия Акакиевича к реальной жизни, которая уже ускользала из-под ног. Теперь он жил мечтой. У него появилась цель. Он будто воскрес для новой жизни в будущей новой шинели. В жертву ей он приносит отрезок жизни от старой до новой шинели. Он не пьет чай, не зажигает свеч. Он движется к заветной цели на цыпочках, экономя подметки.
И вот — шинель готова! Новая шинель не просто одежда — она символ! Это итог всех его страданий и надежд. А может, и пропуск в иной, теперь доступный и ему мир...
Впервые он «немного посибаритствовал». Впервые за многие годы ощутил себя не частью работы, а частью города, в котором живет, частью другой, не бумажной реальности. Эта реальность и лишит его жизни. Реальные воры сняли с него реальную шинель. Материал с сайта
Шинель дала Башмачкину чувство человеческого достоинства. Отняли ее — и вернули в прежнее униженное положение. И он начинает неравную борьбу за возвращение этой своей шинели. Силы явно неравные. Государственная машина перемалывает Башмачкина. Не он первый, не он последний. Выдержать поединок с государственной машиной и одержать победу невозможно, нереально.
Акакий Акакиевич — жертва этой неравной борьбы. Но он еще и жертва собственного характера, точнее, бесхарактерности. Он разрешил себе быть жалким. Он работал над каллиграфией, но не работал над собой и этим убивал себя ежедневно в течение многих лет.
Гоголь сочувствует своему герою, болеет за него. Но ведь и сам человек, несмотря на свою маленькую должность, не должен быть маленьким. Он должен всегда оставаться человеком, и тогда он не умрет хотя бы до своей физической смерти.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- кого винит автор в смерти акакия акакиевича
- что стало причиной смерти акакия акакиевича?
- кто виноват в смерти башмачкина
- эпиграф к сочинению шинель
- кто виноват?как изменить жизнь?"шинель"
Так протекала мирная жизнь человека,
который с четырьмястами жалованья
умел быть довольным своим жребием.
Н . В. Гоголь
«Шинель» — последняя из «петербургских повестей» Гоголя. Написанная в 1839—1841 годах, в пору высшего расцвета творческого гения писателя, «Шинель» продол-жает тему «маленького человека», звучащую в «Портрете», «Невском проспекте», «За-писках сумасшедшего». Причем если Пушкин в «Станционном смотрителе» рассказал о судьбе Вырина с позиции барина, пусть доброго и сочувствующего, то Гоголь в сво-их повестях рассказывает о людях Петербурга, приблизившись к ним вплотную, как собрат по несчастью.
Герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин — скромный чиновник в одном из столичных департаментов, «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид под-слеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цве-том лица что называется геморроидальным...» Башмачкин — личность чрезвычайно безропотная и незначительная. Гоголь начинает повесть ироническим описанием «пре-допределенности» всей жизни своего героя. Незавидная участь выпала на его долю, еще когда выбирали ему имя. Календарь всякий раз открывался на чем-то трудно-произносимом (Трифилий, Варахасий и так далее). В конце концов решили назвать мальчика Акакием в честь отца. «Акакий» в переводе с греческого — «незлобивый».,
Таким образом, Башмачкин — незлобивый вдвойне, кротчайший. Он служит на маленькой должности, потому что ему, по его скудоумию, можно доверять лишь пе-реписывание бумаг. Зато уж переписывает Башмачкин ревностно, любовно и не дела-ет ошибок даже когда над ним издеваются молодые и бойкие коллеги. Он только из-редка произносит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И эта тихая мольба иногда способна устыдить людей, напомнить им, что Башмачкин — бедный, убогий, но все равно представитель человечества.
Духовный мир Акакия Акакиевича бесконечно скуден и убог. В нем есть только служба, однообразием которой Башмачкин ничуть не тяготится, полуголодное нищен-ское существование с выгадыванием копеек. В жизни этого человека нет ни радости общения с родными и друзьями, ни книг, ни любви, ни природы. Нет даже мелких человеческих пороков и страстей. Поэтому приобретение новой шинели становится со-бытием глобальным, сотрясающим основы бытия. В жизни Башмачкина появляется цель! Полгода совсем уже нищенской жизни — и портной Петрович, единственный человек, проявляющий к герою повести интерес и сочувствие, любовно одергивает на Акакие Акакиевиче полы обновки. Когда неизвестные грабителя срывают ее с плеч Башмачкина — мир рушится. И довершает жизненную катастрофу поход нашего чиновника к «значительному лицу», которое не только не стало хлопотать о разыска-нии грабителей, но и грубо, унизительно распекло его. Материал с сайта
Башмачкин заболел и умер, проклиная в бреду своих обидчиков. Его смерть едва заметили в департаменте. Но появление Акакия Акакиевича в образе призрака-мсти-теля, срывающего с плеч прохожих шинели и лишившего «значительное лицо» его генеральского одеяния, напугало многих, как пугает обычно людей неожиданное и ужасное превращение чего-то привычного и неизменного. Тихая, незамутненная, при-зрачная жизнь Башмачкина ставила его в один ряд с блаженными и мучениками. Если бы не гоголевская ирония, не очень уместная при создании жития. Если бы не по-смертный бунт «маленького человека», бросающий мрачный отблеск на равнодушный чиновный Петербург, в котором человек волен умирать от голода и холода. Ведь Баш-мачкин мог бы жить, если бы «значительное лицо» не так гордилось своей должно-стью и снизошло к его просьбе. Или если бы сослуживцы собрали ему деньги на но-вую шинель. Или если бы мир вообще не был так жесток. Хотя Гоголь показал нам судьбу не крепостного, находящегося в руках помещика, а человека, который мог во многом сам выстраивать свою жизнь и распоряжаться ею. Если бы у Башмачкина были друзья, близкие, если бы он думал и заботился о ком-то, кроме себя, ему было бы легче перенести обрушившуюся на него беду. Жаль несчастного косноязычного чи-новника, ставшего страшным призраком — мир не заметил его и не пошел ему на-встречу. Повесть Гоголя затрагивает нашу душу, как затронула она душу того моло-дого чиновника, который смог увидеть в мольбах гонимого и жалкого существа: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» другие слова: «Я брат твой».
Соответствие вымышленных персонажей точному расположению во времени и пространстве всегда очень любопытно. И полезно - число диссертаций, монографий, дипломов и просто научно-популярных литературных путеводителей говорит о том, что из биографического кода, который писатель закладывает в «резюме» своего вымышленного персонажа, вполне может развернуться история со сложным продолжением. А некоторые даже научились извлекать из этого выгоду.
Во всяком случае, иные российские туристы давно уже поняли, что порой куда интереснее путешествовать, скажем, по Парижу, имея перед собой «Трёх мушкетеров» в качестве путеводителя, нежели слушать профессионального гида.
Творчество Николая Васильевича Гоголя в этом плане – неисчерпаемый источник для тех, кто должен, в силу обстоятельств экономического характера, перепрофилировать работу своих турагенств с банальной отправки уставших россиян на еврокурорты на поиск маршрутов внутри России. Кто, например, будет спорить, что, помимо традиционного Золотого кольца, иной турист захочет махнуть и маршрутом Чичикова?
Справедливости ради стоит добавить, что у подобного вояжа будет логичное продолжение, когда путешествия по Новороссии станут безопасными. Чичиков, напомню, собирался накупить на заложенные мёртвые души вполне работоспособных крестьян и основать своё поместье где-нибудь под Херсоном.
Но и без длительных вояжей литературное наследие Гоголя – настоящий бизнес-план для оборотистых чичиковых (в хорошем смысле этого слова).
Мы уже привыли к тому, что Петербург Достоевского документален – и сегодня можно и даже стоит пройтись трагическим путем Родиона Романовича от дома на набережной Фонтанки в районе Сенной до Крестовского острова, где он очнулся после преступления. А, скажем, Петроград Чуковского – это дистанция бегства от мочалки и Мойдодыра: «А она за мной, за мной, по Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду...»
Санкт-Петербург Гоголя комичен и трагичен одновременно, даже мистичен. Трудно представить несущийся в районе исторического Таврического дворца, где звучали яркие депутатские монологи начала ХХ века, громыхающий по свежеуложенной брусчатке антикварный ванный шкафчик с зеркалом и тазом. Непросто предположить в отрешённого вида студенте-переростке должника с топором под мышкой. Но представить себе, что из-за поворота на Невский выезжает карета с Носом майора Ковалёва?..
Акакия Акакиевича, конечно, представить себе легче, так же, кстати, как и изобразить. Он, Башмачкин, фактически документальный персонаж. Гоголь ведь неспроста (у него в творчестве вообще всё неспроста) достаточно точно указывает на дату рождения будущего эталона российского чиновничества.
Акакий Акакиевич, как известно, родился «против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта...». В данном случае, согласитесь, неважно, что стиль старый. Более того, уж если исследовать биографию Акакия Акакиевича, непросто будет доказать, что Гоголь, к примеру, имел в виду «наше» 23 марта. Писал-то Николай Васильевич «Шинель» не в Санкт-Петербурге, а в Вене и Риме.
Как утверждают литературоведы, брался он за историю Акакия Акакиевича трижды. И в первой редакции Башмачкин имел фамилию Тишкевич. Ещё один гоголевский вариант – Башмакевич. Но лишь Башмачкин придаёт образу какую-то особенно трогательную беззащитность.
Пунктирно напомню гоголевский сюжет, который, наверное, сегодня не взяли бы к публикации ни в одном коммерческом издательстве. У чиновника, получающего очень ограниченное жалование, совсем пришла в негодность шинель. Из последних сил служака-аккуратист откладывает средства на покупку шинели новой, которую шьёт у портного с особым вниманием. Экономия на вечернем чае и даже стирке белья позволяет Башмачкину в итоге собрать требуемую сумму. Своей цели он достиг, и жизнь его чиновничья на краткое время даже начинает играть новыми красками, покуда шинель с него в полуночное время какие-то проказники не снимают. Пытаясь добиться справедливости, Башмачкин вынужден наряжаться в шинель старую, в которой его уже никто как свободную, имеющую на что-то право, личность не воспринимает. В итоге Башмачкин умирает, но воскресает в виде призрака, который, по велению Гоголя, в петербургские сумерки срывает с прохожих шинели. Угомонился призрак Акакия Акакиевича, как мы помним, лишь сняв с чужих плеч генеральскую шинель…
Помимо хорошо локализуемых следов, оставленных Акакием Акакиевичем на карте Санкт-Петербурга, из гоголевской «Шинели», как известно, « все мы вышли...» Фразу эту ложно приписываютДостоевскому, запустившему вслед за Гоголем по улицам Петербурга целый сонм акакиев акакиевичей разной степени жизненной неудоввлетворенности.
Со времени «Шинели» русская литература словно прозревает, увидя в Акакие Акакиевиче своего героя, презираемого и любимого одновременно. Немало башмачкиных встречается в творчестве Достоевского, Чехова…
Владимир Войнович в своей «Шапке» создает образ уже советского башмачкина – писателя Ефима Семёновича Рахлина, которому при распределении шапок в Союзе писателей, сообразно степени таланта достался не «пыжик» и даже не «кролик», а «кот домашний средней пушистости». Что и стало для писателя, наследника страданий Акакия Акакиевича, причиной преждевременной кончины. Не столь, правда, мифологичной и мистичной, как было у Гоголя. Впрочем, во времена Войновича Москва лишь набиралась мистики столичного бумагокружения.
Русская же литература принципиально писала только о чиновниках-неудачниках. Что, наверное, и справедливо. Хороший-то чиновник не должен по определению искать ни пиара, ни изысканного «продакт-плейсмента» в художественной литературе. Не органично это, да и незаконно.
Возможно, что и во времена Акакия Акакиевича были нужные, важные, энергичные чиновники. Да и сейчас они, наверное, есть. Однако Гоголь создал вечно актуальный образ. Хотя сейчас Акакий Акакиевич – явно не главный герой для нашей литературы, в жизни он по-прежнему встречается. Как и многие черты описанного в «Шинели» жизненного устройства. Попробуйте-ка, например, и в наши дни добиться справедливости у «значительного лица». А значит, уверен, след Акакия Акакиевича Башмачкина в нашей литературе ещё не утерян.
Повесть «Шинель» - иллюстрация грустных реалей чиновничьей России.
В одном из департаментов Петербурга служил один мелкий чиновник – титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин. Маленький, низенький, рыжеватый и лысоватый. Описывается чудная история про то, почему его назвали таким именем. На момент рождения Башмачкина (23 марта) в церковном календаре предлагались странные и смешные варианты имен: Моккия, Сессия, Хоздазат, Трифилий, Варахасий или Дула. Ни одно имя не приглянулось его матери, потому решено было именовать ребенка в честь отца Акакием Акакиевичем.
Сколько его помнили на службе, он всегда был на одном и том же месте и делал одну и ту же работу. Чиновники-сослуживцы над ним посмеивались, не уважали, даже иногда издевались. Но Акакий Акакиевич не обращал внимания. Он всего себя посвятил работе – «он служил с любовью». Он тщательно и скрупулезно переписывал документы. Даже на дом брал работу. Башмачкин жил и дышал работой, не представлял себя без нее. Даже перед сном все мысли его были о работе: что «Бог пошлет переписывать завтра?». И кроме «переписыванья» для него «ничего не существовало».
Однажды зимой Акакий Акакиевич почувствовал, что ему как-то особенно холодно. Осмотрев свою старую шинель, он увидел, что она совсем протерлась на спине и плечах. Воротник шинели уменьшался из года в год, поскольку его ткань шла на закрытие дефектов в других частях. Снеся старую шинель Петровичу – одноглазому портному, который был всегда не прочь выпить. От него Башмачкин услышал вердикт о том, что вещь восстановлению не подлежит – «худой гардероб!». А когда портной сказал, что необходима новая шинель, у Акакия Акакиевича «затуманило в глазах». Была названа стоимость – «полтораста рублей», а если с мехом на воротник или шелковую подкладку – «и в двести войдет». Сильно расстроившись, Башмачкин вышел от портного и побрел в совершенно противоположную от дома сторону. Опомнился только, когда трубочист испачкал его сажей. Решил наведаться к портному вновь в воскресенье с просьбой о починке, но тот вновь был непреклонен. Единственное, что обрадовало – Петрович согласился работать за восемьдесят рублей.
Акакий Акакиевич за прошедшие годы работы скопил некоторый капитал – сорок рублей. Необходимо было достать где-то еще сорок, чтобы хватило на новую шинель. Он решил экономить и ограничивать себя: не пить чай по вечерам, не зажигать вечером свечи, реже ходить в прачечную, ходить осторожно по дороге, чтоб не износить подметок и т.д. Вскоре он привык и к этому, его грела мысль о новой, плотной, крепко, «без износу» шинели. Пошли с портным за тканью: выбрали очень хорошее сукно, коленкор на подкладку, на воротник купили кошачий мех (куница была очень дорога). Две недели длился пошив, двенадцать рублей стоила работа портного.
В один прекрасный морозный день Петрович принес Акакию Акакиевичу готовое изделие. Это был самый «торжественнейший» день в жизни простого титулярного советника. Самому портному понравилась своя работа, потому пока Башмачкин шел по улице на работу, Петрович долго смотрел на шинель вслед издали, а затем через переулок попал на ту же улицу, чтобы глянуть на шинель спереди.
Добравшись до департамента, Акакий Акакиевич снял шинель, осмотрел ее ещё раз внимательно и поручил «особенный надзор» швейцару. По департаменту очень быстро разлетелась новость о том, что Башмачкин обзавелся новой шинелью. Стали его поздравлять, хвалить, да так, что Акакий Акакиевич раскраснелся. Потом сказали, что неплохо бы обмыть покупку, отчего Башмачкин растерялся совершенно. Помощник столоначальника, у которого вдобавок в этот день были именины, решил показаться великодушным и пригласил по такому событию вечером всех отпраздновать к себе. Коллеги-чиновники охотно приняли приглашение.
Весь этот день для Акакия Акакиевича был наполнен радостью. И из-за новой шинели, и из-за реакции коллег, и из-за того, что вечером будет празднование, а потому будет повод пройтись в шинели еще раз. Башмачкин даже не стал брать документы на переписывание домой, а отдохнул немного и пошел на праздник. Давно он не бывал вечерами на улице. Всё блистало, сверкало, красивыми были витрины. По мере приближения к дому помощника начальника, который располагался, несомненно, в элитной части города, на улицах становилось все светлее, а господа попадались все более хорошо одетые и красивые.
Дойдя до нужного дома. Акакий Акакиевич вошел в роскошную квартиру на втором этаже. В передней находился целый ряд галош и целая стена плащей и шинелей. Повесив шинель, Акакий Акакиевич вошел в комнату, где закусывали и выпивали чиновники, а также играли в вист. Все приняли его с радостным криком, затем пошли ещё раз рассматривать шинель. Но потом быстро вернулись к картам и еде. Башмачкину было скучно в непривычной шумной компании. Выпив два бокала шампанского и поужинав, он мельком проскользнул в переднюю и тихо вышел на улицу. Было светло даже ночью. Акакий Акакиевич пошел рысью, с каждым новым кварталом становилось всё безлюднее и пустыннее. Длинная улица уперлась в широкую площадь, выглядевшую «страшною пустынею». Башмачкин испугался, предчувствуя что-то недоброе. Он решил пересечь площадь с закрытыми глазами, а когда открыл их, чтобы увидеть, далеко ли осталось до конца, прямо перед ним оказалось два здоровых мужика с усами. Один из них взял за воротник шинели Акакия Акакиевича и сказал, что «шинель моя», а второй пригрозил кулаком. В итоге, шинель украли. Башмачкин в панике бросился бежать к будке со сторожем, где горел свет, начал просить помощи и говорить, что украли шинель. На это полусонный сторож отвечал, что грабителей не видел, а если и видел, то подумал, что они знакомые Башмачкина, и зачем так кричать. Бедный Акакий Акакиевич в кошмарах провел эту ночь.
Все рекомендуют несчастному обокраденному Башмачкину обращаться к разным людям и в разные инстанции: то к надзирателю, то к частному, то к значительному лицу (автор намеренно выделяет эту должность курсивом). В департаменте некоторые даже в такой ситуации не преминули посмеяться над Акакием Акакиевичем, но, к счастью, больше нашлось сочувствующих и сострадающих. Даже собрали некоторую сумму, но, она, к несчастью, не покрывала расходов на шинель.
Акакий Акакиевич сначала отправился к частному. Долго его не хотят пропускать, и тогда Башмачкин, пожалуй, впервые в жизни показал характер, веля писарям пропустить его «за казенным делом». Частный, к сожалению, не проявил должного участия. Вместо этого стал задавать странные вопросы по типу «почему так поздно шел домой» или «не заходил ли в какой-нибудь непорядочный дом».
Отчаявшийся Башмачкин решается напрямую идти к значительному лицу (далее из повести понятно, что лицо было мужского пола). Далее автор описывает, почему значительное лицо стало таковым (в душе – добрый человек, но чин «совершенно сбил с толку»), как оно себя ведет по отношению к коллегам и подчиненным («знаете ли Вы, кто стоит перед Вами?»), а также каким образом пытается усилить свою значительность. Он брал за основу строгость, а надлежащий страх считал идеальным механизмом взаимоотношений «начальник – подчиненный». В кругу тех, кто ниже чином, значительное лицо боится показаться фамильярным и простым, отчего приобретает репутацию скучнейшего человека. Значительное лицо долго не принимает Акакия Акакиевича, болтая с приятелем битый час на разные темы и делая длинные паузы в разговоре, затем внезапно вспоминает о том, что какой-то чиновник ждет его. Башмачкин с робостью начинает рассказывать о краже, но высокий чиновник начинает его отчитывать за то, что он не знает порядка подачи просьбы. По мнению значительного лица просьба сначала должна пойти в канцелярию, потом – к столоначальнику, затем – к начальнику отделения, после – к секретарю и только в конце – к нему. Потом началось распекание, заключающееся в задавании грозным тоном вопросов «знаете и понимаете ли вы, кому это говорите?» и необоснованных упреков в буйстве «против начальников и высших». Напуганный до смерти Акакий Акакиевич лишился чувств, а значительное лицо упивалось этим.
Несчастный Башмачкин не помнил, как вышел на улицу и побрел домой. Были сильный ветер и вьюга, отчего Акакий Акакиевич схватил простуду («надуло … в горло жабу»). Дома наступила лихорадка. Врач сказал, что жить осталось заболевшему «полтора суток», и велел хозяйке квартиры заказывать сосновый гроб, мотивируя тем, что дубовый будет дорогой. Перед смертью у Башмачкина начались бред и галлюцинации по поводу шинели, портного Петровича и значительного лица, к которому он вперемежку с нецензурными словами обращался «ваше превосходительство!».
Умер Акакий Акакиевич, не оставив после себя наследства. Похоронили его, остался Петербург без Акакия Акакиевича, будто и не было скромного титулярного советника вовсе. Самая обыденная, никем не замеченная и не согретая жизнь была всё же перед самым концом озарена светлым событием в виде шинели, но все-таки закончилась трагически. В департаменте место Башмачкина сразу занял новый чиновник, выводивший буквы «наклоннее и косее».
Но история Акакия Акакиевича на этом не заканчивается. В Петербурге внезапно появился призрак чиновника, который у Калинкина моста срывал со всех шинели без разбору. Кто-то из чиновников даже утверждал, что призрак погрозил ему пальцем. Далее в полицию стали поступать в огромном количестве жалобы о «совершенной простуде» по причине «ночного сдергивания шинелей». Полиция поставила задачу поймать мертвеца – «живого или мертвого», и даже один раз у будочника в Кирюшкином переулке это почти получилось. Жаль только, нюхательный табак подвел.
Необходимо сказать про значительное лицо, точнее про то, что с ним было после ухода Акакия Акакиевича. Он сожалел о случившемся, часто стал вспоминать маленького чиновника Башмачкина. Когда узнал про его смерть, даже испытал угрызения совести и весь день провел не в духе. Вечером собрался высокий чиновник развлечься у знакомой дамы – Каролины Ивановны, с которой состоял в приятельских отношениях. Несмотря на наличие семьи – красивая жена и двое детей – значительное лицо любило иногда отдохнуть от мирской и семейной суеты. Генерал сел в карету и укутался в теплую шинель. Вдруг он почувствовал, как кто-то схватил его за воротник. Оглянувшись, он с ужасом узнал в мертвенно бледном человеке Акакия Акакиевича. Мертвец, пахнувший могилою, стал требовать отдать шинель. Генерал, боясь болезненного припадка, сам скинул с себя шинель и велел кучеру гнать быстрее домой, а не к Каролине Ивановне.
Примечательно, что после этого случая значительное лицо стало добрее и терпимее к подчиненным, а призрак Башмачкина перестал разгуливать по Петербургу. Видимо, он получил именно ту шинель, которую хотел.
За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? Ответа на этот вопрос я не встречала в литературе. Но попробую поразмышлять.
Гоголь рассматривает в «Шинели» процесс порабощения Акакия Акакиевича страстью, проходит с героем по пути, что ведёт к падению.
Создавая образ героя повести, Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете элементы житийного жанра. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый». Итак, имя героя напоминает святого Акакия, житие которого является одной из основных частей главы «О послушании».
Акакий Акакиевич – «маленький человек» не только в смысле социально-иерархического статуса, но и в самом буквальном смысле. Даже в фамилии героя (Башмачкин) проявляется эта малость. Фамилия происходит не от башмака даже, а от «башмачка», совсем маленького башмака. На первый взгляд, «Шинель» вполне вписывается в традиционную схему повестей о «маленьком человеке», унижаемом и бедном чиновнике. Но такая трактовка повести не открывает ее действительной глубины.
Акакий Акакиевич – переписчик до мозга костей, и его согбенная над листом бумаги фигура является формой его пребывания в жизни. Даже по вечерам, вернувшись из департамента, он продолжает переписывать бумаги, принесенные на дом.
Однако если для переписчика священных книг любовь к букве вытекает из любви к смыслу, то для переписчика казенных бумаг, каков Акакий Акакиевич, любовь к букве не поддерживается никаким величием смысла.
Но именно такая бессмысленная любовь к переписыванию обнаруживает главную черту Акакия Акакиевича – кротость, смирение – то, что роднит его со св. Акакием и говорит о полном отречении героя от собственной воли. А отречение от собственной воли обязательно для творящих послушание.
Акакия Акакиевича отличает не только любовь к переписыванию, но и пренебрежение к вещественным благам мира сего. В нем присутствует самоограничение, граничащее с аскетизмом, и совершенное равнодушие к физической и материальной сторонам существования. Так, Башмачкин «вовсе не замечал» вкуса пищи, «ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору».
Постоянно наращивается в повести мотив искушения и соблазнов. Большинство соблазнов Акакий Акакиевич выносит стоически. При этом никакого неудовольствия, жалоб или претензий, никакого вопроса о своем положении, а одно лишь невозмутимое терпение. «Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Смирение дается Акакию Акакиевичу легко, без надрыва и видимого усилия над собой, словно другого и не дано. Кажется, что он ничего не хотел бы изменить в своем состоянии.
Но такое ощущение оказывается ложным: в душе у Акакия Акакиевича далеко не все спокойно.
Искушением, оказавшимся для него роковым и непреодолимым, становится приобретение новой шинели. Акакий Акакиевич изменяет своему призванию и служению. «Условная» материя букв, которой он был предан, заменяется физически плотной материей – новой шинелью, в которую герой облекает себя, как бы утверждаясь в вещественном мире. Башмачкин оказывается настолько поглощенным новой мирской привязанностью, что, потеряв шинель, лишается внутренней кротости и спокойствия, а затем и самой жизни. Метания же неупокоенной души Акакия Акакиевича после смерти, похождения «живого» мертвеца – наводят на мысль о её (души) гибели.
Оживление мертвеца – достаточно традиционный в литературе мотив. Нередко он встречается у самого Гоголя (в «Майской ночи, или Утопленнице», в «Вие», «Портрете») и, как правило, предполагает сделку с нечистой силой. В эпилоге становится ясно, что повесть, начатая в духе жития (благочестивые мать и кума «женщина редких добродетелей», выбор имени из святцев, композиционная последовательность, характерная для этого жанра), постепенно переходит в свою противоположность, в повествование о страшном падении. Герой, наделенный чертами подвижника, но применяющий их без смысла и цели, превращается в противоположность подвижника – в мстителя и преследователя, который не приносит себя в жертву, а ищет жертву в других. Не просто человеческое подавляется в Акакии Акакиевиче, а искажается та благодать, которая была на нем.
Повесть Гоголя как бы делится на две значимые и противопоставленные части: период до приобретения шинели («период капота») и после («период новой шинели»). Эти периоды противопоставляются по целому ряду значимых признаков.
В результате развития сюжета образ шинели становится своеобразным центром, стягивающим к себе все сюжетные линии. Шинель претендует на роль героини повествования, определяя все перипетии сюжета. Все персонажи, далекие друг от друга (Акакий Акакиевич, Петрович, значительное лицо, грабители и др.) оказываются взаимосвязанными именно посредством их отношения к шинели. Центральное положение этого образа подчеркивается и заглавием повести. Известно, что первоначальное название – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» – было автором отвергнуто. Гоголю было важно выделить общую мысль, заключающуюся не в факте кражи, а в самом предмете – шинели.
В этой повести, как и в некоторых других повестях, например, в «Носе» или «Портрете», конфликтная ситуация выделяет с одной стороны, человека (чиновника), а с другой – нос, шинель, картину, то есть предмет, укрупнившийся за счет насыщения его семантическим смыслом.
Но, несмотря на очевидные сходства, нос и шинель – образы разного порядка. В отличие от «Носа», в «Шинели» конфликт человека и вещи усложняется, приобретает ступенчатый характер, рядом с социальным обличением в нем намечается намного более сложный конфликт – конфликт внутреннего и внешнего, живого и мертвого.
Шинель становится для Акакия Акакиевича больше чем просто дорогой вещью, на которую ему, во всем себе отказывая, пришлось собирать деньги около семи месяцев. Шинель – это не только средство защиты от холода, знак социальной значимости и даже не мечта о продвижении по службе. Шинель для Акакия Акакиевича становится «подругой жизни», срастается с ним в одно целое: «существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто… какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, – подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Я думаю, за это и наказан герой. Когда смысл жизни только в материальном, – его легко потерять.
Молочный гречневый суп - простые рецепты на каждый день Как варить молочный суп с гречкой
Кулинарные рецепты и фоторецепты
Мидии маринованные: рецепты и секреты приготовления
Ленивая овсянка в банке: рецепты
Кулинарные рецепты и фоторецепты Пекинская капуста огурец болгарский перец