Умер саша шаталов от каких болезней. Александр Шаталов – биография

  • 23.06.2019

Шаталов также вел передачу на телеканале «Культура» и был основателем издательства «Глагол», которое публиковало книги Лимонова, Буковски, Болдуина и других

Александр Шаталов (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Поэт, критик и издатель Александр Шаталов скончался в Москве после тяжелой болезни, сообщил РБК писатель, лидер незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов. Шаталов был литературным агентом Лимонова. Литературный обозреватель Константин Мильчин подтвердил РБК смерть Шаталова.

«Где-то в 15:40 это произошло у него дома, мне тотчас позвонили товарищи. Знаю, что он несколько дней был при смерти, мучался. Слышал, что был в коме чуть ли не в понедельник. Потом его соборовали, священник приходил в ночь со вторника на среду», — сказал Лимонов.

Шаталов родился в 1957 году в Краснодаре, окончил Московский институт инженеров гражданской авиации, но стал заниматься поэзией и журналистикой. Он работал в издательстве «Молодая гвардия» и газете «Вечерняя Москва», в 2015-2017 годах публиковался в журнале The New Times. Шаталов также вел передачу «Графоман» на телеканале «Культура», в которой знакомил зрителей с книжными новинками.

В 1990 году он вместе с поэтом Сергеем Надеевым основал книжное издательство «Глагол», публиковавшее контркультурную поэзию и прозу. Первой изданной книгой стала «Это я — Эдичка» Эдуарда Лимонова. Также в «Глаголе» вышли книги Джеймса Болдуина, Уильяма Берроуза, Чарльза Буковски, Евгения Харитонова.

«Александр Шаталов был талантливым, энергичным, в чем-то особенным. Несмотря на то что пути наши разошлись, я всегда буду помнить эти бурные и отчаянные годы, когда все так чаяли перемен. Саша Шаталов был готов к подвигу: во времена, когда еще не все было можно, он одним из первых возвращал в русскую культуру и Александра Галича, и Эдуарда Лимоновна, и Евгения Харитонова. Придуманный им «Глагол» мы поднимали вместе, но Саша всегда был на шаг впереди, на градус отважнее. Вечная память. Прости», — сказал РБК Сергей Надеев, главный редактор журнала «Дружба народов».

В 2016 году Шаталов рассказывал , что считает автобиографический роман Лимонова уникальным. «Я был уверен в том, что книжку Лимонова обязательно нужно выпустить с использованием именно той лексики, которую выбрал автор: она была абсолютно адекватна для сюжета его романа. Есть еще одна, не менее важная книжка, она сопровождала сексуальную революцию в нашей стране (если соглашаться с тем, что такая революция в принципе была) — «Комната Джованни» Джеймса Болдуина. Нужно не забывать, что тогда еще существовала 121-я статья УК — уголовное преследование гомосексуализма. И, как мне кажется, книжка, которую я тогда издал, повлияла на то, что эта статья вскоре у нас в стране была отменена».

В том же интервью он сказал, что в последнее время редко издает книги, так как, по его словам, в России была разрушена система распространения этой продукции.

На 61-ом году жизни, умер известный поэт, телеведущий, режиссер Александр Шаталов. Произошло это 15 февраля. О его смерти сообщил Эдуард Лимонов, друг Шаталова. Причину смерти еще не называют. Но Лимонов говорит, что телеведущий был болен и скорее всего, умер от болезни.

Талантливый поет, успешный издатель, целеустремленный человек прожил короткую, но яркую и интересную жизнь. Многого достиг и многим помог. Его друзья говорят о нем много хорошего. Его стихи хорошо известны даже за пределами СНГ. Они были переведены на английский, немецкий, болгарский языки.

Александр Шаталов телеведущий биография, личная жизнь, фото: талантлив во всем

Родился будущий талант в городе Краснодар 10 ноября в 1957 году. Мало что известно о его детстве. Но то, что он станет поэтом и будет творить шедевры, никто в то время даже и предположить не мог.

Александр Николаевич поступил в Московский институт инженеров гражданской авиации. Там получил высшее образование. Как видим авиация – направление не совсем творческое. Это понял и Шаталов, поэтому проработал не долго. И уже в середине восьмидесятых вышел его первый шедевр в журнале «Литературное обозрение». С этой публикации начался его карьерный рост. Сначала он работал корреспондентом в издании «Вечерняя Москва», потом занял престижный пост редактора в издательстве «Молодая гвардия» и занимался консультационной деятельностью Союза писателей.

Александр Шаталов телеведущий биография, личная жизнь, фото: работа и деятельность стоят на первом месте

Напор и огромнейшее желание добиться успехов помогли Александру Николаевичу в тяжелые 90-е свершить то, что навечно его прославит. Он основал издательство «Глагол». В этом издательстве выпустил книгу Эдуарда Лимонова, своего друга, «Это я – Эдичка». Книга привлекала внимание публики, так как была не похожа на все другие, в ней использовалась ненормативная лексика. Тем не менее Шаталов не побоялся дать ей жизнь и не прогадал. Так же в издательстве «Глагол» впервые в России вышли романы на русском языке таких писателей как Чарльза Буковски, Стивена Спендера. И это не весь перечень авторов.

С начала девяностых Александр Николаевич вел обзоры на каналах «Культура», «Домашний» и «НТВ».Вместе с этим не покидает и свою творческую сферу деятельности. Пишет сценарии и критические статьи.

Александр Шаталов телеведущий биография, личная жизнь, фото: всесторонне и гармонично развитая личность

Александр Николаевич влаживал кусочек своей души во все чем занимался и что делал. Очень много времени он отдавал работе и творчеству. Именно поэтому не успел обзавестись семьей, любимой женой. Которая бы оберегала, опекала и дарила тепло. Свою энергию он черпал из того источника, которому и отдавал всего себя.

Мало кому известно, что помимо всего поэт занимался еще и документальным кино. Он автор серии фильмов, которые рассказывают о художниках-шестидесятниках. Автор пяти поэтических книг и переводов с языков народов СССР.

Читая книги Шаталова сразу замечаешь высокий психологизм и даже чрезмерную требовательность автора к самому себе. Поэзия Александра Шаталова - это классика поколения конца века.

Вконтакте

Одноклассники

Александр Николаевич Шаталов (10.11.1957 - 15.02.2018) является советским и российским поэтом, критиком, издателем, а также телеведущим.

Александр Шаталов родился 10 ноября 1957 года в Краснодаре. Ушел из жизни в Москве 15 февраля 2018 года.

Получил образование в Московском институте инженеров гражданской авиации (МИИГА). В 1985 году стал заниматься критикой и поэзией. Первая публикация Шаталова вышла в журнале «Литературное обозрение». Был редактором поэзии в издательстве «Молодая гвардия», корреспондентом в газете «Вечерняя Москва» (1984-1990), консультантом по делам издательств Союза писателей СССР. Являлся литературным агентом Э. Лимонова и Н. Медведевой.

В 1990 году создал (совместно с Сергеем Надеевым) сначала литературно-художественный журнал «Глагол», а на его основе издательство, в котором первый раз были изданы на русском языке романы Дж. Болдуина, У. Берроуза, С. Спендера, Э. Форстера, Ч. Буковски, а также первые издания Э. Лимонова, Н. Медведевой, Е. Харитонова, Н. Садур, М. Волохова, А. Васильева, А. Галича и остальных авторов.

С 1993 года Александр Шаталов вёл регулярные книжные обзоры по телевидению (Российские университеты, НТВ, РТР, Культура, Домашний). Был автором и ведущим телевизионной передачи «Графоман» (РТР, Культура).

Являлся членом Союза писателей СССР (1991), Союза писателей Москвы (1993), русского ПЕН-клуба. Был заместителем председателя комиссии по литературному наследию Александра Галича при Союзе писателей Советского Союза. С 2013 года являлся членом партии Западный выбор.

В 2010 году Шаталов выступил автором сценария документальной ленты «Матрона Московская» (2010), а также автором документальны фильмов «Оскар Рабин. Счастливый путь» (2010), «Небосвод Эрика Булатова» (2010), «Весна во Флоренции. Сцены из жизни художника Эрика Булатова» (2012) (совместно с Т. Пинской), «Немухинские монологи» (2014), «Олег Целков. Я не здешний, я чужой» (2015). «Алфавит инакомыслия. История журнала „А-Я“ Игоря Шелковского» (2018) в 2-х сериях. Был постоянным автором статей в журнале The New Times.

Александр Шаталов – автор 5 поэтических книг и переводов с языков народов СССР. Первый сборник был выпущен в издательстве «Молодая гвардия» (совместно с 3-мя другими авторами - участниками VIII Всесоюзного совещания молодых писателей). В предисловии к нему Е. Ерёмина отмечала, что автор «точен в психологическом письме, психологизм является одной из привлекательных сторон его творчества». В отзыве на книгу Ф. Гримберг в том числе отмечала психологизм поэта, а также повышенную «требовательность лирического героя книг к себе», об этом писали и остальные критики. Вторая книга поэта также была встречена очень хорошо. Но потом была долгая пауза и 2 последних по времени сборника вышли уже в Америке. Представленные в них американские реалии, соединенные с реалиями отечественными, дали возможность говорить критикам о космополитизме авторской позиции, что разительно отличалось от содержания его первых сборников:

– Поэзия Александра Шаталова - это классика поколения конца века, поколения людей текучих как терминатор, поколения drug-queens и псилоцибиновых откровений гей-вечеринок, а также веселых фриков, которые превратили столичные коммуналки в сквоты фанатов комиксов и интернета, поколения сворачивающего с трубной на манхэттен заходящего выпить кофе с «травкой» в амстердамском кофе-шопе и выходящего через чёрный ход в районе парижских доков недалеко от централ-парка, поколения «игры doom» замершего на краю урбанистической пропасти в щемящем щенячьем и жадном ожидании любви - животворящей и пожирающей одновременно - любви-сквозняка которой нет ни повторения ни подтверждения - и тут же цинично защищающегося от неё - «нужно учиться любить невсерьез/злобно и холодно вяло и просто», любви - как символа неосуществленной полноты бытия магического взаимопроникновения жизни и смерти ибо смотря на любимое тело мы все время видим и его смерть, любви прорывающей жизни «непредсказуемый круг/где не вздохнуть однако легко задохнуться» когда «жизнь без тебя это просто обман/но и с тобою она одинока» (именно про- а не раз- как прорыв в третье измерение поскольку круг принадлежит плоскости как спасение из лимба), любви-смерти-воскресения как права на единственный свободный выбор в городе, который меняет имена как индийские божества лики однако является то нью-йорком то москвою то калькуттой то парижем неизменно сохраняющем свою технологическую сущность, в городе «в котором пора бы мне знать/можно не жить, но всегда умирать»…

Стихи Александра Шаталова были переведены на английский, болгарский,а также немецкий языки. Он были отмечены премией журнала «Новый мир» (1996), публиковались в некоторых коллективных сборниках.

Биография

Книги стихотворений

1985 - «Прямая речь», Книга стихотворений, М., «Молодая гвардия».
1991 - «В прошлом времени», Книга стихотворений, М., «Советский писатель».
1996 - «Другая жизнь», Стихотворения, Хьюстон (США), «Глагол».
1997 - «Стихи о любви и смерти», М.
1997 - «JFK Airport», Стихотворения, Хьюстон (США), «Глагол».

Проза

2009 - «Ящик», М., «Глагол», Книжный клуб.

Поэтические публикации

1987 - Литературный сборник «Звезден час» (Болгария), подборка стихотворений
1988 - Литературный сборник «Прегръедка» (Болгария), подборка стихотворений
1996 - Журнал «Звезда», № 7. Подборка стихотворений
1996 - Журнал «Новый мир», № 2, подборка стихотворений под общим названием «Изморозь, оторопь…»
1996 - Журнал «Новый мир», № 6, подборка стихотворений под общим названием «Без начала и повода»
1997 - Журнал «Новый мир», № 8, подборка стихотворений под общим названием «Семейные фотографии»
1996 - Литературный альманах «URBI», С.-Пб., подборка стихотворений
1996 - Литературный сборник «Портфель», Издательство «Ардис» (США), подборка стихотворений
1996 - Литературный журнал «Neue Literatur» (Германия), № 2, подборка стихотворений
1997 - Журнал «Звезда», № 10, подборка стихотворений
2002 - «Митин журнал», № 60, подборка стихотворений под общим названием «Цветок»

Критические статьи

«Надоело кричать, я хороший!…», «Литературная Газета», 26.10.83 г.
«Война мирков», «Литературная Россия», 20.11.87 г.
«Против инерции», «Литературная Россия», 27.11.84 г.
«В ожидании поступка», «Литературная Россия», 25.01.85 г.
«Я не устану скакать по дороге. Книжный обзор.», «Литературная Россия», 03.03.89 г.
«Правда о времени. О прозе Ю.Давыдова», «Литературная Россия», 21.08.87 г.
«В зеркале времени», газета «Вечерняя Москва», 22.05.87 г.
«Имитаторы», «Молодой коммунист», № 3, 89 г.
«И дом, и мир. О поэзии Т. Кузовлевой», «Литературная газета», 06.03.85 г.
«Битники: История болезни. О прозе У. Берроуза», «Независимая газета», 04.08.93 г.
«Ruruk Ivnev. Love before article 154», «Index On Cenzorship» (Лондон), № 1, 95 г.
«The Last Unprintable Writer», «Index On Cenzorship» (Лондон), № 1, 95 г.
«A Revolution Delayed», «Index On Cenzorship» (Лондон), № 1, 95 г.
«A Novel with an Epigraph, Or A Family Portrait Against a Novel Backround», «The Russian», № 8, 95 г.
«Yearning for Books During a Time Of Famine», «Moscow Times», 23.11.94 г.
«По канве Рустама», Газета «Панорама» (США), 02.03.93 г.
«Проблема выбора», «Литературная газета», 07.06.95 г.
«Ласточкина школа. О кн. Н. Матвеевой», «Книжное обозрение», 31.01.95 г.
«Душа моя устала и смущена… новые книги о С. Есенине», «Книжное обзрение», 03.10.95 г.
«Нас надо собирать в букеты. О кн. Р. Нуреева», «Книжное обозрение», 15.08.95 г.
«Не грусти! Я всего лишь на век уезжаю. О Поэзии А. Галича», в кн. «Петербургский романс», Изд. «Худ.лит», Л., 1989.
«Я на этой земле останусь. О поэзии А. Галича», в кн. «Возвращение», Изд. «Музыка», Л., 1990.
«Нечто вроде любви. О романе Дж. Болдуина», в кн. Дж. Болдуина «Комната Джованни», изд. «Глагол», М., 1993.
«Великолепный мандарин. О прозе Эд. Лимонова», в кн. Эд. Лимонов «Это я - Эдичка», Изд. «Глагол», М., 1990 г.
«Если быть честным. О стихах Эд. Лимонова», ж./ «Аврора», № 8, 1990,
«Битники. История болезни», изд. «Глагол», М., 1993.
«Лиловый, как ирис. О прозе Ч. Буковски», в кн. Ч. Буковски «Истории обыкновенного безумия», Изд. «Глагол», М., 1997.
«В сторону облаков. О поэзии Т. Бек». В кн. Т. Бек «Облака сквозь деревья», Изд. «Глагол», М., 1997.
«Вечная юность. О поэзии А. Пурина», «Знамя», № 1, 96 г.
«Предмет влюбленных междометий. К истории взаимоотношений Ю. Юркуна и М. Кузмина», «Вопросы литературы» № 4, 96 г.,
«Мотылек. О Поэзии Д. Новикова», «Знамя», № 11, 96 г.
«Пять книг о любви и страсти. Обзор кн. новинок», ж. «NRG», № 9, 98 г.
«Пятнадцатилетние мужчины. О стихах А. Анашевича», ж. «Знамя», № 10, 99 г.
«Александр Леонтьев. Сад бабочек. Книга третья. Цикады», «Знамя», № 8, 99 г.
«Путешествие в страну мертвых» ж. «Дружба народов», № 2, 02 г.
«Сумеркин богов» ExLibris НГ, 12.03.09 г.
«Поиски рая» New Times, № 15 (200) от 25 апреля 2011 г.
«Сфинкс моды» New Times, № 35 (220) от 24 октября 2011 г.
«Баловень трагической судьбы» New Times, № 14 (242) от 16 апреля 2012 г.
«Человек сезановской национальности» New Times, № 30 (257) от 24 сентября 2012 г.
«Другая Россия Михаила Нестерова» New Times, № 14-15 (283) от 22 апреля 2013 г.

Интервью

Интервью с Алексеем Парщиковым, «Книжное обозрение», 2002
Интервью с Евгением Евтушенко, телеканал «Культура», 2002
Интервью с Евгением Рейном, телеканал «Культура», 2002
«Литература - это всегда ностальгия», интервью с Василием Аксеновым, «Независимая газета» 27.09.02
Беседа с Василием Аксёновым, телеканал «Культура», 2002
«Я женщина красивая, но не роковая», интервью c Ренатой Литвиновой, телеканал «Культура», 2003
«Толстой мной управляет», интервью c Маратом Гельманом, «Огонек» № 8, 2007
«Миллионеры - современные принцы», интервью c Оксаной Робски, «Огонек» № 10, 2007
«Карлсон - это глюк?», интервью c Эдуардом Успенским, «Огонек» № 11, 2007;
«Ходячая библиотека», интервью c Анатолием Найманом, «Огонек» № 13, 2007
«Не до сказки», интервью c Дмитрием Крымовым, «Огонек» № 14, 2007
«Мойиздат», интервью c Полиной Дашковой, «Огонек» № 15, 2007
«До и после Острова», интервью c Павлом Лунгиным, «Огонек» № 18, 2007
«Вдоль по НИЛу», интервью Александром Ширвиндтом, «Огонек» № 19, 2007
«Я вообще не актёр», интервью Юозасом Будрайтисом, «Огонек» № 22, 2007
«Тысячи книг и пуговиц», интервью c Александром Васильевым, «Огонек» № 27, 2007
«Период обогащения закончился», интервью c Мишелем Уэльбеком, «Огонек» № 46, 2007
«Я никогда не был диссидентом», интервью с Василием Аксеновым, «The New Times» № 27, 2009
«Выбор чтения - это вопрос собственного достоинства», интервью с Людмилой Улицкой, «The New Times» № 32, 2009
«У вас слишком много охранников», интервью с Катрин Денёв, «The New Times» № 35, 2009
«Меня влекла какая-то неведомая сила», интервью с Владимиром Немухиным, «The New Times» № 39, 2010
«Космос Эрика Булатова», интервью с Эриком Булатовым, «The New Times» № 05, 2011
«Я захотел одеть улицу», интервью с Кензо Токадо, «The New Times» № 42, от 12 декабря 2011 г.

Биография

Окончил Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА). С 1985 года занимается критикой и поэзией. Первая публикация вышла в журнале «Литературное обозрение». Работал редактором поэзии в издательстве «Молодая гвардия», корреспондентом в газете «Вечерняя Москва» (1984-1990), консультантом по делам издательств Союза писателей СССР. Был Литературным агентом Э. Лимонова и Н. Медведевой. В 1990 году создал (вместе с С. Надеевым) сначала литературно-художественный журнал «Глагол», а на его основе издательство в котором впервые были изданы на русском языке романы Дж. Болдуина, У. Берроуза, С. Спендера, Э. Форстера, Ч. Буковски, а также первые издания Э. Лимонова, Н. Медведевой, Е. Харитонова, Н. Садур, М. Волохова, А. Васильева, А. Галича и других авторов. С 1993 года ведёт регулярные книжные обзоры по телевидению (Российские университеты, НТВ, РТР, Культура, Домашний). Автор и ведущий телевизионной программы «Графоман» (РТР, Культура). Автор серии документальных фильмов о художниках-шестидесятниках. Член Союза писателей СССР (1991), Союза писателей Москвы (1993), русского ПЕН-клуба. Заместитель председателя комиссии по литературному наследию Александра Галича при Союзе писателей СССР. С 2013 года член партии Западный выбор.

Творчество

Автор пяти поэтических книг и переводов с языков народов СССР. Первый сборник вышел в издательстве «Молодая гвардия» (совместно с тремя другими авторами). В предисловии к нему Е. Ерёмина писала, что автор «точен в психологическом письме, психологизм - одна из привлекательных сторон его творчества». В отзыве на книгу Ф. Гримберг также отмечала психологизм поэта и повышенную «требовательность лирического героя книг к себе», об этом писали и другие критики. Вторая книга поэта также была встречена довольно доброжелательно. Однако потом последовала долгая пауза и два последних по времени сборника вышли уже в США. Отраженные в них американские реалии, соединенные с реалиями отечественными, позволили говорить критикам о космополитизме авторской позиции, что разительно отличалось от содержания его первых сборников.

Стихи А. Шаталова переводились на английский, болгарский и немецкий языки. Были отмечены премией журнала «Новый мир» (1996). Публиковались в ряде коллективных сборников. Как литературный критик, он всё большее время стал уделять телевизионной деятельности. Позднее выступил автором сценария документального фильма «Матрона Московская» (2010), а также стал автором документальных лент «Оскар Рабин. Счастливый путь» (2010), «Небосвод Эрика Булатова» (2010), «Весна во Флоренции. Сцены из жизни художника Эрика Булатова» (2012) (совместно с Т. Пинской), «Немухинские монологи» (2014), «Олег Целков. Я не здешний, я чужой» (2015). Постоянный автор статей в журнале The New Times.

Библиография

Книги стихотворений

  • «Прямая речь», Книга стихотворений, М., «Молодая гвардия», 1985.
  • «В прошлом времени», Книга стихотворений, М., «Советский писатель», 1991. - ISBN 5-265-01934-0
  • «Стихи о любви и смерти», М., 1997.

Проза

  • «Ящик», М., «Глагол», Книжный клуб, 2009. - ISBN 5-87532-075-3

Поэтические публикации

  • Литературный сборник «Звезден час» (Болгария), 1987, подборка стихотворений
  • Литературный сборник «Прегръедка» (Болгария), 1988, подборка стихотворений
  • Журнал «Звезда», 1996, № 7. Подборка стихотворений
  • Журнал «Новый мир», 1996, № 2, подборка стихотворений под общим названием «Изморозь, оторопь…»
  • Журнал «Новый мир», 1996, № 6, подборка стихотворений под общим названием «Без начала и повода»
  • Журнал «Новый мир», 1997, № 8, подборка стихотворений под общим названием «Семейные фотографии»
  • Литературный альманах «URBI». 1996, С.-Пб., подборка стихотворений
  • Литературный сборник «Портфель», Издательство «Ардис» (США), 1996, подборка стихотворений
  • Литературный журнал «Neue Literatur» (Германия), 1996, № 2, подборка стихотворений
  • Журнал «Звезда», 1997, № 10, подборка стихотворений
  • «Митин журнал», 2002, № 60, подборка стихотворений под общим названием «Цветок»

Критические статьи

  • «Надоело кричать, я хороший!…», «Литературная Газета», 26.10.83 г.
  • «Война мирков», «Литературная Россия», 20.11.87 г.
  • «Против инерции», «Литературная Россия», 27.11.84 г.
  • «В ожидании поступка», «Литературная Россия», 25.01.85 г.
  • «Я не устану скакать по дороге. Книжный обзор.», «Литературная Россия», 03.03.89 г.
  • «Правда о времени. О прозе Ю.Давыдова», «Литературная Россия», 21.08.87 г.
  • «В зеркале времени», газета «Вечерняя Москва», 22.05.87 г.
  • «Имитаторы», «Молодой коммунист», № 3, 89 г.
  • «И дом, и мир. О поэзии Т. Кузовлевой», «Литературная газета», 06.03.85 г.
  • «Битники: История болезни. О прозе У. Берроуза», «Независимая газета», 04.08.93 г.
  • «Ruruk Ivnev. Love before article 154», «Index On Cenzorship» (Лондон), № 1, 95 г.
  • «The Last Unprintable Writer», «Index On Cenzorship» (Лондон), № 1, 95 г.
  • «A Revolution Delayed», «Index On Cenzorship» (Лондон), № 1, 95 г.
  • «A Novel with an Epigraph, Or A Family Portrait Against a Novel Backround», «The Russian», № 8, 95 г.
  • «Yearning for Books During a Time Of Famine», «Moscow Times», 23.11.94 г.
  • «По канве Рустама», Газета «Панорама» (США), 02.03.93 г.
  • «Проблема выбора», «Литературная газета», 07.06.95 г.
  • «Ласточкина школа. О кн. Н. Матвеевой», «Книжное обозрение», 31.01.95 г.
  • «Душа моя устала и смущена… новые книги о С. Есенине», «Книжное обзрение», 03.10.95 г.
  • «Нас надо собирать в букеты. О кн. Р. Нуреева», «Книжное обозрение», 15.08.95 г.
  • «Не грусти! Я всего лишь на век уезжаю. О Поэзии А. Галича», в кн. «Петербургский романс», Изд.
  • «Худ.лит», Л., 1989.
  • «Я на этой земле останусь. О поэзии А. Галича», в кн. «Возвращение», Изд. «Музыка», Л., 1990.
  • «Нечто вроде любви. О романе Дж. Болдуина», в кн. Дж. Болдуина «Комната Джованни», изд.
  • «Глагол», М., 1993.
  • «Великолепный мандарин. О прозе Эд. Лимонова», в кн. Эд. Лимонов «Это я - Эдичка», Изд.
  • «Глагол», М., 1990 г.
  • «Если быть честным. О стихах Эд. Лимонова», ж./ «Аврора», № 8, 1990,
  • «Битники. История болезни», изд. «Глагол», М., 1993.
  • «Лиловый, как ирис. О прозе Ч. Буковски», в кн. Ч. Буковски «Истории обыкновенного безумия», Изд. «Глагол», М., 1997.
  • «В сторону облаков. О поэзии Т. Бек». В кн. Т. Бек «Облака сквозь деревья», Изд. «Глагол», М., 1997.
    «Вечная юность. О поэзии А. Пурина», «Знамя», № 1, 96 г.
  • «Предмет влюбленных междометий. К истории взаимоотношений Ю. Юркуна и М. Кузмина»,
  • «Вопросы литературы» № 4, 96 г.,
  • «Мотылек. О Поэзии Д. Новикова», «Знамя», № 11, 96 г.
  • «Пять книг о любви и страсти. Обзор кн. новинок», ж. «NRG», № 9, 98 г.
  • «Пятнадцатилетние мужчины. О стихах А. Анашевича», ж. «Знамя», № 10, 99 г.
  • «Александр Леонтьев. Сад бабочек. Книга третья. Цикады», «Знамя», № 8, 99 г.
  • «Путешествие в страну мертвых» ж. «Дружба народов», № 2, 02 г.
  • «Сумеркин богов» ExLibris НГ, 12.03.09 г.
  • «Поиски рая» New Times, № 15 (200) от 25 апреля 2011 г.
  • «Сфинкс моды» New Times, № 35 (220) от 24 октября 2011 г.
  • «Баловень трагической судьбы» New Times, № 14 (242) от 16 апреля 2012 г.
  • «Человек сезановской национальности» New Times, № 30 (257) от 24 сентября 2012 г.
  • «Другая Россия Михаила Нестерова» New Times, № 14-15 (283) от 22 апреля 2013 г.

Интервью

  • Интервью с Алексеем Парщиковым, «Книжное обозрение», 2002
  • Интервью с Евгением Евтушенко, телеканал «Культура», 2002
  • Интервью с Евгением Рейном, телеканал «Культура», 2002
  • «Литература - это всегда ностальгия», интервью с Василием Аксеновым, «Независимая газета» 27.09.02
  • Беседа с Василием Аксёновым, телеканал «Культура», 2002
  • «Я женщина красивая, но не роковая», интервью c Ренатой Литвиновой, телеканал «Культура», 2003
  • «Толстой мной управляет», интервью c Маратом Гельманом, «Огонек» № 8, 2007
  • «Миллионеры - современные принцы», интервью c Оксаной Робски, «Огонек» № 10, 2007
  • «Карлсон - это глюк?», интервью c Эдуардом Успенским, «Огонек» № 11, 2007;
  • «Ходячая библиотека», интервью c Анатолием Найманом, «Огонек» № 13, 2007
  • «Не до сказки», интервью c Дмитрием Крымовым, «Огонек» № 14, 2007
  • «Мойиздат», интервью c Полиной Дашковой, «Огонек» № 15, 2007
  • «До и после Острова», интервью c Павлом Лунгиным, «Огонек» № 18, 2007
  • «Вдоль по НИЛу», интервью Александром Ширвиндтом, «Огонек» № 19, 2007
  • «Я вообще не актёр», интервью Юозасом Будрайтисом, «Огонек» № 22, 2007
  • «Тысячи книг и пуговиц», интервью c Александром Васильевым, «Огонек» № 27, 2007
  • «Период обогащения закончился», интервью c Мишелем Уэльбеком, «Огонек» № 46, 2007
  • «Я никогда не был диссидентом», интервью с Василием Аксеновым, «The New Times» № 27, 2009
  • «Выбор чтения - это вопрос собственного достоинства», интервью с Людмилой Улицкой, «The New Times» № 32, 2009
  • «У вас слишком много охранников», интервью с Катрин Денёв, «The New Times» № 35, 2009
  • «Меня влекла какая-то неведомая сила», интервью с Владимиром Немухиным, «The New Times» № 39, 2010
  • «Космос Эрика Булатова», интервью с Эриком Булатовым, «The New Times» № 05, 2011
  • «Я захотел одеть улицу», интервью с Кензо Токадо, «The New Times» № 42, от 12 декабря 2011 г.

Прощание c Александром Шаталовым состоится 19 февраля, в 11:00, в Малом зале Центрального дома литераторов по адресу: (метро Краснопресненская).
Отпевание - в 14:00 в храме Святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице ( , метро Октябрьская).

Светлана Конеген: «Саша. Саша Шаталов. Его не стало вчера, и я узнала об этом, катясь в автомобиле по залитой итальянским солнцем дороге… Кругом ничего не говорило о смерти, не подталкивало и не пугало. Италия умеет принять жизнь и смерть одинаково радушно и спокойно. Я знала, что эта смерть случится, знала последние два дня, когда из Берлина позвонил Сашин друг Олег Зотов, сказав, что срочно вылетает в Москву и надежд больше нет. До этого еще теплились робкие остатки веры.

Мы познакомились давно, году в 1991-м, и это казалось настолько другой жизнью, что я про нее почти уже забыла. Но Сашина память была куда более цепкой, он помнил. Он тогда сидел в ресторане ЦДЛ, кажется, со Славой Могутиным, а мы вошли туда с Андреем Вознесенским. На мне была черная фуражка, пиджачок, галифе, нагло свисающая косая белая челка, и на какую-то секунду Саша решил, что А.А. отважно сменил свои интересы в сторону юношей, не желая отставать от тогдашних революционных нравов. Стоило ему присмотреться ко мне повнимательнее, как его настигло неизбежное разочарование. Но могу признаться, что всю оставшуюся нам с Сашей общую жизнь я старалась его не слишком разочаровывать.

Мы стремительно подружились, и во многом он стал для меня учителем. В ту пору он был издателем „Глагола“, благодаря которому многие из нас впервые прочитали на русском Берроуза и Чарльза Буковски, познакомились с тончайшим Евгением Харитоновым. Саша прекрасно знал русский андерграунд, литературный и художественный.

Но думая о нем, о Саше, всегда почему-то хочется вспоминать именно нашу молодость. То были времена бесшабашных прыжков и открытий, мы избавлялись с неимоверной радостью и облегчением от собственных страхов, порожденных унылой советской муштрой и запретами, учились быть самими собой. Весь (или почти весь) этот путь мы прошли вместе или где-то рядышком. Саша умел прыгать и летать, всегда сохраняя при этом спасительную иронию, возвращавшую его на твердую землю. Со временем характер его (как и многих из нас) стал отчасти меняться. Склонности к некоему особому роду интеллектуального хулиганства оставалось все меньше, он как будто грустнел. В нем появлялись нотки дидактики, со многими он легко ссорился… Не знаю, можно ли это назвать предчувствием, скорее, возрастом. Но ведь он умер молодым, всего в 60. Многим из нас сейчас где-то почти столько же, и мы считаем это второй молодостью. Правы ли мы? Этого не знает никто.

Хотя нет, Саша уже знает. А мы пока что по другую сторону знания. Надолго ли?..

Саша, прости! Слова несвязны, мысли спутанны. Зато осталось одно чувство, больное и светлое одновременно — любовь».

Александр Шаталов. Фото: Mузей АZ

Год назад Саша наконец решился осуществить наш совместный проект — фильм „Поленовы в Европе“. Мы съездили в Нормандию, в Рим, в Женеву — одним словом, точечно побывали всюду, где есть поленовский дух. И теперь, когда Саши не стало, я надеюсь, что найду возможность довести его замысел до конца и именно так, как он был задуман.

Последние полтора месяца болезнь взялась за него всерьез. И это сделало возможным рождение новых замечательных, тонких и искренних стихов, сравнимых с последними стихами Елены Шварц. Эти стихи будут опубликованы в мартовском «Новом мире». Он знал о будущей публикации и очень радовался, что журнал так оперативно поспешил его напечатать.

Вечная память дорогому и бесценному другу!

Наталья Поленова поделилась с нами одним из последних стихотворений Шаталова.

Исчезай, уходи, испаряйся,

Растворяйся в лесу, стань

прозрачным, как лист.

Плачь, царапайся, злись,

обнимайся.

Пусть рассеян,

бессмысленнен, чист.

Это снег обещает засыпать

Это сон обещают и в ночь

Язык заплетается, золотые

Вдруг всплывают в памяти,

медикаментозный коллапс.

Как тебя называть, ты уже

где-то рядом.

Снег сворачивается в мандариновую кожуру.

Посиди со мной, пожалуйста, рядом

Иначе я сейчас совсем умру.

Александр Шаталов (1957-2018)

Поэт, критик, издатель, телеведущий, автор цикла документальных фильмов о современных художниках, среди них — «Оскар Рабин. Счастливый путь» (2010), «Небосвод Эрика Булатова» (2010), «Весна во Флоренции. Сцены из жизни художника Эрика Булатова» (2012) (совместно с Т.Пинской), «Немухинские монологи» (2014), «Олег Целков. Я не здешний, я чужой» (2015), «Алфавит инакомыслия. История журнала „А — Я“ Игоря Шелковского» (2018) в двух сериях.