Сочинение по картине Толстова Федора «Цветы, фрукты, птица. Уроки развития речи

  • 07.05.2019

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

Тема: Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого

«Цветы, фрукты, птица»

Цели:

Планируемые результаты:

Оборудование:

Красота есть гармония;

в ней залог успокоения…

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача - научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт - слово французское, и значит оно буквально - «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно - в 18 веке.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте - мир глазами художника.

Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) - замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался великий мастер в 1873 году.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология - наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Натюрморты Ф.Толстого - это попытка запечатлеть чарующую

красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре - «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица».

  1. Словарная работа.

Натюрморт - картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.

Композиция картины -

IV. Беседа по картине

(

(

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним - большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.

(Описание)

Какова же будет основная мысль нашего описания?

V. Составление плана описания картины.

2. Композиция натюрморта:

б) фрукты;

в) бабочка;

г) птичка.

VI. Устное описание картины 1-2 учащимися, редактирование и обсуждение высказываний

Опорная лексика:

Передо мной картина …

Художнику удалось…

Опорные фразы и словосочетания

Стеклянная ваза,

фиолетово-розовая лаватера,

веточка душистого горошка,

разноцветная птичка,

лимонно-жёлтая бабочка.

VII. Написание сочинений в черновиках, редактирование и переписывание

VIII. Итоги урока. Домашнее задание - упр.318

Просмотр содержимого документа
«Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

Тема: Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого

«Цветы, фрукты, птица»

Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Оборудование: Натюрморты Ф.П. Толстого, русских и зарубежных художников (презентация)

Красота есть гармония;

в ней залог успокоения…

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

    Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

    Слово учителя о художнике и его картинах.

Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) - замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение.
Скончался великий мастер в 1873 году.

Ф.П. Толстой был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением. Созданные «Толстого кистью чудотворной» (А.С. Пушкин) натюрморты стали произведениями большого искусства.

Натюрморты Ф.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую

красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица».

    Словарная работа.

Натюрморт – картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.

Композиция картины - расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

IV . Беседа по картине

Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?

Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко.)

Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.

Как художник изобразил птичку? Какая она?

(На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)

Какое: деловое или художественное?

(Художественное. Картина - произведение искусства.)

Какова же будет основная мысль нашего описания ?

(Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

V . Составление плана описания картины.

1. Краткая информация о художнике.

2. Композиция натюрморта:

б) фрукты;

в) бабочка;

г) птичка.

3. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.

VI . Устное описание картины 1-2 учащимися, редактирование и обсуждение высказываний

Опорная лексика:

Передо мной картина …

На переднем плане замечательного полотна…

В центре картины художник изобразил…

Цветовая гамма очень разнообразна:…

При создании картины мастер использовал…

Художнику удалось…

Опорные фразы и словосочетания

Стеклянная ваза,

фиолетово-розовая лаватера,

морковно-красный с жёлтыми полосками бархатец,

веточка душистого горошка,

пушистая головка ало-красного мака с белой каёмочкой на кончиках лепестков,

сине-голубой с золотыми серединками дельфиниум,

разноцветная птичка,

лимонно-жёлтая бабочка.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

    Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

    Раскрыта ли основная мысль художника?

    Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

    Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

    Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

VII . Написание сочинений в черновиках, редактирование и переписывание

VIII . Итоги урока. Домашнее задание – упр.318

» Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

У нас перед глазами располагается картина известного художника Федора Толстого . Это произведение можно смело отнести к натюрмортам.

Ф.П. Толстой является знаменитым художником ХХ века, которого характеризует отличительная особенность написания полотен. Его работами в одинаковой мере восхищались как коллеги, так и ценители живописи. Особенно художник любил изображать цветы и фрукты.

Стоит внимательно вглядеться в описываемую картину, как сразу видна легкость красок и незамысловатость сюжета. Прелесть картине придает изображение вазы с белыми и розовыми бутонами цветов. Нежность и красота присущи кисти мастера.

На картине только один цветок окрашен в коричневатый оттенок, он ни в коей мере не вносит в композицию дисгармонию, а наоборот, придает ей особый шарм. Детально прорисована каждая тычинка, а вода в вазе кажется кристально чистой. Отчетливо виден каждый стебелек, а длинноватые листья нагибаются, как бы обнимая соцветия.

Ягоды смородины прозрачны и легки, невинно расположились у вазы. Благодаря такой прозрачности в них даже можно при желании увидеть зернышки.

Вокруг вазы спокойно дремлют сочные красные яблочки, рядом с ними – виноградная кисть с лозой. Все это кажется настолько свежим и радующим глаз, что невольно начинаешь чувствовать приятный флюид, который потоком проникает в самые удаленные уголки сознания. На лозе даже еще не успели завянуть листья.

Яркий фон в золотистых тонах подразумевает солнечный свет и приносит радость настроения. Картина излучает немалую жизненную силу, а живые существа присутствуют повсюду: у фруктов порхают бабочки, по яблоку видим ползущего жучка, дивной красоты птичка разместилась на ветке винограда.

Голова и спинка у птички голубого оттенка цвета, живот желтый, крылья зеленые и серые. Она зависла над яблоком и пытается его достать своим клювиком.

Особый прием написания картин проявляется еще в том, что Ф.П. Толстой не поместил цветы и фрукты в какой-то конкретный предмет. Они представлены легкими и парящими в пространстве, создавая впечатление единства и неповторимости живой и неживой природы.

Единственный момент присутствия людей в этом маленьком мире выдает разрезанное яблоко, но оно не вызывает негативных иллюзий, а наоборот подчеркивает единство природы и человека.

Следуя традициям жанра «Натюрморт», свою картину художник наполнил лучезарным светом, где струящееся тепло нежно согревает душу. Это тепло несет и травинка, и цветочек, и бабочка или стрекоза.

Еще во времена становления данного жанра (примерно семнадцатый век) художники стремились изобразить единство природы и человека. Не устарело это направление в живописи в современную эпоху.

Ф. Толстой, следуя постулатам жанра «Натюрморт», пытался акцентировать внимание людей на красоте и неповторимости природы, привить чувство прекрасного.

Поэтому это произведение считается уникальным, замечательным и полным творческих мыслей.

1 Комментарий

    На натюрморте изображают мир живой природы – цветы, фрукты и овощи.

    В картине Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица» на центральном месте изображена ваза с чудесными садовыми цветами. В одних мы узнаем анютины глазки – это цветы яркого желтого цвета с краснотой посередине. Снизу уютно расположился красный мак с белой каймой по краям. Другие цветы разного цвета – от кремового до белого. Зеленым цветом изображены стебли и листья цветов. Это ясно видно сквозь стеклянную вазу и прозрачную воду. По их яркому цвету видно, что цветы свежие и сорваны не так давно.

    Кроме того, на столе показаны ягоды и фрукты. Это три целых три зелено-красных яблока и одна половинка. На белой мякоти яблока мы видим темные зернышки яблока. Другую половинку наверно съел сам художник. Справа мы видим спелую кисть винограда, над которым мы видим зеленные листья, которые как бы покрывают виноград и рядом изогнутые усики винограда. А посередине картины на столе мы видим веточку смородины. Ягодки смородины белые и красные, и как бы подсвечены изнутри, поэтому мы замечаем внутри их зернышки. Цвета везде яркие, летние, показывающие спелость, так и хочется попробовать.

    На картине имеются и живые виды. На кисти винограда сидит яркая раскрашенная птица и хочет отведать ягодку винограда. У ней желтого цвета живот, голова и спинка у птицы голубоватого цвета, крылья – серого цвета. Кажется, что хвостик птички подрагивает от желания попробовать спелый виноград. Справа порхает бабочка, спереди крылья у ней зеленные, а задняя часть у нее белая. Кажется она хочет сесть на вазу. А справа картины мы видим зеленоватого мотылька. А на яблоке сидит уютно муха.

    На вазе мы видим солнечный блик, это видимо блик от недалеко окна, куда светит летнее горячее солнце, куда и смотрят цветы, и от этого они кажутся еще ярче. Вода в вазе чистая и прозрачная, и на фоне желтого стола она чувствуется прохладной.

    Все описанное расположилось на деревянном столе, а на заднем плане мы видим деревянную стенку избы, где, видимо, проживает художник. Это вызывает чувство уюта и покоя.

    Весь натюрморт скромен и неприхотлив, нет обилия цветов и фруктов, но он весь ярок от солнечного цвета, чувствуется запах спелых фруктов и аромат полевых цветов, слышны летние звуки- чириканье птиц и жужжание насекомых вокруг цветов. Поэтому он радует глаз зрителя и и доставляет ему наслаждение.

Урок по развитию речи.

Описание картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица»

Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Словарный диктант.

Изучаешь фонетику, нарежь потоньше, душистая сирень, подчеркнуть орфограммы, опытный каменщик, ароматное яблоко, закончить письменную работу, меньше знаешь, судьба барабанщика, удивительный хищник, встань пораньше, поразительная мощность, чёткий почерк, лучший помощник, чудесный салют, возьмем гвозди.

  1. Работа по теме урока

Беседа.

Вспомните, как мы читали текст К.Г.Паустовского о старинной музыкальной шкатулке. В повествовательный текст автор ввел описание. Мы узнали, как устроена шкатулка, как она была окрашена. Но все же каждый представлял ее по-своему.

Сегодня наша задача – описать то, что мы видим, так, задумал и создал художник. Речь идет о картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица» (см. Цветную вклейку учебника).

Почти все, что изображено на картине, входит в ее название. Большая часть изображенного: цветы в вазе, фрукты – неодушевленные предметы. Такая картина, изображающая неодушевленные предметы, называется натюрморт.

Запись в тетрадь.

Жанр натюрморта появился в XVII веке в Нидерландах. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи.

Выясним значение слова с помощью словарей. Это слово произошло от французского словосочетания nature morte , что означает «мертвая природа».

На живописных полотнах может отображаться также портретная, историческая, пейзажная тематика. Пейзаж, в отличие от натюрморта, - изображение живой природы. Словосочетание «мертвая природа» довольно мрачное. Рассмотрим внимательно натюрморт Ф.П.Толстого, проникнемся настроением картины и постараемся понять замысел художника, решим, так ли уж мрачно это слово – натюрморт.

4.Опорные слова

Стеклянная ваза, нежно-розовые цветы, длинные стебли, изысканный букет, коричнево-желтый лепесток, румяное яблоко, оранжевые прожилки, гроздочка смородины, крупные яблоки, темно-красный, желтоватый, гроздь темно-зеленого винограда, деревянный стол, очарование.

Вопросы и комментарии

Что изобразил художник на картине?

Цветы, фрукты и птицу

Где стоят цветы?

Полевые цветы стоят в стеклянной вазе

Где стоит ваза?

Ваза стоит неподалеку от окна, в которое ярко светит летнее солнце

Как выглядят лепестки?

Лепестки белые и нежно-розовые. Они выглядят невероятно тонкими, почти прозрачными

Цветы куда повернули головки?

К окну. Они тоже тянутся к свету

Какого цвета один из лепестков?

Коричнево-желтый

Что этим хотел показать художник?

Разнообразие природы

Какая вода в вазе?

Прозрачная, она впитала весь свет картины

Что расположено вокруг вазы?

Фрукты и ягоды

Что видим на переднем плане картины?

Крупные яблоки так и просятся в руку

Как они выглядят?

Один бок у них красный, а другой желтоватый

Как изображена мякоть яблока?

Изображена точно, видны косточки и прожилки

Что дополняет картину?

Картину дополняет гроздь темно-зеленого винограда

Если приглядеться, что еще видим?

На ветке винограда сидит маленькая разноцветная птичка, головка и спинка у птицы ярко-голубого цвета, животик желтенький, крылышки серовато-зеленоватые. Она склонилась над яблоком и хочет его клюнуть

Какую птицу она напоминает?

Трясогузку. Возможно такую птичку увидел художник в саду, когда собирал цветы

Что придают картине парящие над фруктами бабочки?

Придают особую легкость и живость

Где расположил всю композицию художник?

На деревянном столе, на фоне деревянной стены, поэтому цвет фона тепло-бежевый с оранжевыми прожилками

Чем привлекают краски, которые использовал художник?

Привлекают своей теплотой и домашним уютом

Когда долго смотришь на картину, что начинаешь понимать?

Красота находится вокруг нас, нужно только присмотреться

Чему учит художник?

Учит видеть и любить прекрасное во всех проявлениях

5. Устные рассказы по картине

6. Домашнее задание: Написать сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица» (по плану).


Федор Петрович Толстой считается одним из самых знаменитых скульпторов, живописцев, рисовальщиков и даже граверов.
«Цветы, фрукты, птица» считается его самым знаменитым произведением, написанным в жанре натюрморт.

Мне на первый взгляд данное произведение показалось очень странным, все что собрано в его натюрморте представляет для меня набор совершенно неуместных деталей.
Я бы назвала этот натюрморт «куча-мала».
Однако по мнению многих критиков, своим набором, живописец намеренно пытался совместить несовместимые на первый взгляд элементы.
Многие художники того времени были уверены, что наш мир произошел из хаоса, вероятно и натюрморт Толстого, является своего рода аналогией с хаосом.
Также существует мнение, что картина толстого, это хорошая детская аппликация, но так или иначе, данное произведение не возможно оставить без внимания.
Не важно какие чувства она вызывает, она заставляет нас задумываться о том, что мы бы нарисовали свой натюрморт и убрали бы с полотна пару-тройку вещей, которые на наш взгляд там лишние.

Я, как и многие исследователи творчества этого художника, попыталась найти какой-то скрытый смысл в этом произведении.
Мне, как и многим данный натюрморт показался не гармоничным, все предметы, которые изображены в натюрморте разнонаправленны.
Многие критики приравняли эту картину к вредной для человеческого сознания, так как глядя на них складывается впечатления разбалансировки чувства целостности системы.
Невозможно соединить в шедевре несоединимое.
Тем самым можно подумать, что этим произведением Толстой пытался просто-напросто привлечь внимание к своему творчеству, даже через негативные впечатления.


Сочинение по картине Толстого "Цветы, фрукты, птица"

Сочинение по картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица".
Особенности художественного мира любого творца определяет, безусловно, его личное мировосприятие. Подобно тому, как мы слушаем музыку и читаем литературные произведения, созерцание живописных полотен всегда представляет собой контакт между нами, зрителями, и художником. Если отображенный на полотне взгляд на мир автора картины созвучен нашему мироощущению, то эта картина навсегда займет место в нашем сердце.
В определенный момент жизни мне довелось увидеть репродукцию натюрморта Ф. П. Толстого "Цветы, фрукты, птица". Картина просто заворожила меня. Полотно, на первый взгляд простое по технике исполнения, изображающее всего три вещи - цветы, фрукты и птицу, приковывало взгляд благодаря потрясающей игре красок.
Нужно сказать, что автор картины Ф. П. Толстой был особенной фигурой в русском искусстве. Он стал известен не только как живописец, но и как скульптор. Его живопись отличала важная черта - мастерское владение техникой рисунка, благодаря чему его полотна производили впечатление, что изображенное на них живое, настоящее. Его акварель "Цветы, фрукты, птица", хранящееся сейчас в Третьяковской галерее, - яркое подтверждение виртуозного владения кистью мастера.
Художник изобразил в центре картины прозрачную вазу из стекла, в которой находится букет полевых цветов. Среди собранных в букет цветов красный с белой каймой мак, темно-синие с белыми и фиолетовыми вкраплениями анютины глазки, красно-оранжевый цветок, похожий на георгин. В центре букета - нежная, сиренево-розовая мальва. Над букетом возвышается веточка с темно-синими цветками. Кроме того, в составе цветочной композиции - продолговатые листья трав. Красота полевых цветов воспета и в литературе. Так, у поэта Ивана Бунина есть замечательное стихотворение "Полевые цветы", в котором он говорит:
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они И говорят про давно забытые Светлые дни.
Автор картины нарисовал черно-желтую бабочку-парусника, которая вот-вот сядет на край стеклянной вазы. Кроме того, в правом углу акварели живописец изобразил птицу с серой грудкой, красным оперением вокруг клюва, темно-серыми с желтыми пятнами крыльями. Птица сидит на жердочке, которая лежит рядом с вазой. Все три детали акварели художник изобразил на фоне кофейного цвета, что придало натюрморту особую хрупкость и вместе с тем выразительность. Удачное соотношение фона и самого натюрморта, скрупулезно, до малейших тонкостей прорисованные детали заставляют восторгаться и создают иллюзию, что нашему взору явилась цветная фотография. Художник этой картины прославляет красоту окружения человека - природы и вещей. Предметы, растения, животные всегда окружают человека и украшают его жизнь. Красота окружающего мира и вещей - то, чем живет человек, без чего человеческая жизнь стала бы бледнее и беднее. Важно, чтобы каждый из нас сумел развить в себе способность видеть в обычном шедевр. Тогда жизнь станет гармоничнее, радостнее. Живописец благодаря своему таланту смог увидеть в привычном чудо и заставил нас взглянуть на это свое открытие его глазами.

Сочинение по картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица" .
План сочинения
Краткая информация о художнике
Композиция натюрморта
Цветовая гамма
Красота есть гармония; в ней залог успокоения.
Ф. М. Достоевский
Федор Петрович Толстой, русский художник и скульптор эпохи романтизма, родился в 1783 г. в семье кригскомиссара графа П. А. Толстого. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 г. молодой мичман Федор Толстой поступил в Академию художеств. Нужно отметить, что для той эпохи было редким явлением, чтобы молодой аристократ предпочел профессиональные занятия искусством карьере военного. Наставниками Ф. Толстого были скульптор И. П. Прокофьев, а также известный портретист эпохи романтизма О. А. Кипренский.
Ф. Толстой одно время возглавлял Коренной совет "Союза благоденствия", однако прекратил участие в деятельности декабристов задолго до восстания 1824 г., поэтому не подвергся гонениям со стороны правительства. В 1826 г. Ф. Толстой предложил вниманию императора Николая I два серьезных трактата: "О нравственном состоянии войск российских" и "О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства". В этих трудах содержался ряд предложений по совершенствованию законодательства и налогообложения, а также ряд социальных мероприятий.
В качестве скульптора Ф. Толстой работал с различными материалами. Известны его рельефы из воска, посвященные героям и событиям "Одиссеи" Гомера, серии памятных медальонов в честь побед в войне 1812 г., русско-персидской и русско-турецкой войнах. Толстой создал рельефы дверей Храма Христа Спасителя в Москве.
В целом о творчестве Ф. Толстого можно сказать, что он следовал традициям классицизма, подражая античным образцам. Это относится и к скульптурным, и к графическим, и к живописным работам художника. Из графических работ Ф. Толстого можно отметить серию рисунков пером к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька", которые также были воспроизведены в гравюрах.

Натюрморты Ф. Толстого - это попытка запечатлеть недолговечную, но чарующую иллюзию совершенства и безмятежности. Наиболее известные работы в этом жанре - "Букет цветов", "Бабочка и птичка", "Цветы, фрукты, птица". Среди живописных работ Ф. Толстого есть семейный автопортрет, жанровые сценки.
Ф. Толстой пробовал свои силы и в других отраслях искусства: так, он сочинил два балета ("Эолова флейта" и "Эхо"), которые, однако, не были поставлены на сцене; самостоятельно разрабатывал составы красок и т. д.
Долгие годы Ф. Толстой преподавал в Академии художеств, со временем став ее вице-президентом, а затем товарищем президента. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался Федор Толстой в 1873 г. в Петербурге.
А теперь обратимся к анализу одного из произведений художника - натюрморту "Цветы, фрукты, птица". В основу композиции положен воображаемый треугольник, в вершине которого находятся головки цветов; в нижних углах соответственно находятся кисть винограда и яблоки. В центр композиции художник поместил стеклянный сосуд с цветами. В нижней части сосуд имеет шарообразную форму. Горло сосуда, резко сужаясь, принимает колоннообразную форму. Сквозь прозрачные стенки видны стебли цветов, погруженные в воду. Букет образован тремя ветвями: двумя ветвями с несколькими белыми и розоватыми цветами, у которых длинные тонкие заостренные листья, и стеблем с одиночным блекло-красноватым цветком, очень напоминающим анютины глазки. У одиночного цветка крупные листья; можно предположить, что они круглой или чуть вытянутой формы. Ветвь с цветами, находящаяся справа, стоит чуть под углом к поверхности, на которой располагается натюрморт. На этой ветви цветы имеют едва заметный розоватый оттенок.
В левом нижнем углу на переднем плане мы видим половинку разрезанного яблока: художник тонкими линиями наметил жилки и семечки. Кожица половинки яблока и крайнего слева яблока зеленого цвета. Позади, почти скрытое за ними и сосудом, виднеется еще одно яблоко, с желтокрасной кожицей. Слева, в стороне от фруктов, мы видим небольшое летящее насекомое - возможно, муху или мелкую бабочку.
Справа от стеклянного сосуда помещаются яблоко с желто-красной кожицей и крупная кисть винограда. Нужно отметить, что в созданной художником композиции просматривается определенная ступенчатость: сосуд - в центре, желто-красные яблоки - чуть позади него, зеленые - ближе к зрителю, а кисть винограда - чуть дальше яблока. Виноградная кисть изображена очень живописно: используя различные оттенки зеленого при изображении отдельных ягод, художник верно передал игру светотени. Особое очарование придают тщательно прорисованные вьющиеся усики виноградной лозы и два крупных виноградных листа. На виноградной веточке сидит небольшая птица, на темном тельце которой четко выделяется треугольный белый "воротничок". Птица сидит, опустив клюв к яблоку, из-за чего ее хвостик поднят вверх. Крылья птицы слегка отстранены от тела, словно ей жарко. Над виноградным листом художник изобразил бабочку: ее верхние крылышки светло-серые с более темными кончиками, нижние крылышки белого цвета. На поверхности стола, на переднем плане, вместе лежат две веточки с мелкими круглыми ягодами красноватого и белого цветов. Возможно, это смородина.
Нужно отметить, что художник не стремился четко разграничить поверхность, на которой находится натюрморт, и общий фон картины. Контуры стола на переднем плане едва намечены: на заднем плане мы можем различить край стола лишь по цветовому переходу, однако он выглядит довольно размытым.
На картине Ф. Толстого хорошо видно, что свет падает справа. Предметы в левом углу и даже фон слева выглядят темнее, резче намечен контур столешницы. Нужно сказать и о фоне: если поверхность, на которой помещен натюрморт, серовато-бежевого цвета, то общий фон теплого золотисто-палевого оттенка.
Относительно общей цветовой гаммы можно сказать, что на картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица" преобладают золотисто-желтые, красноватые и темно-зеленые тона. Немаловажную роль играет и белый цвет: белые цветы и разрез яблока резко выделяются на общем фоне картины. Общий настрой натюрморта - умиротворяюще-созерцательный, мягкий и спокойный.