Государство и основные институты государственной власти. Институты законодательной и исполнительной власти, принципы и формы их взаимодействия

  • 22.09.2019

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.

Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 28. Институты государственной власти.:

  1. а) Соотношение государственной власти и социальной власти; государственной власти и политической власти
  2. 2.Основные признаки государственной исполнительной власти ее место в системе разделения властей. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
  3. 13. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В соответствии с характером функций и полномочий институты государственной власти в странах с демократическими политическими режимами делятся на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную власть .

6.1. Законодательная власть: сущность, структура, полномочия

Высшим органом законодательной власти, представляющим народ как суверенный ее источник, является парламент.

Слово «парламент» и соответствующий ему орган власти впервые появились в Англии в 1265 г. Английское слово parliament происходит от латинского parlare – говорить.

Тем не менее, претендует на право называться родиной первого представительного и законодательного органа власти Исландия, где еще с IX в. представители викингов для обсуждения и решения своих вопросов собирались в особом месте – Альтинге. Такое название исландский парламент носит и поныне.

Высший законодательный и представительный орган власти имеет различные названия в разных государствах: в Великобритании и Италии – парламент, в США – конгресс, в Израиле – кнессет, в Беларуси и многих других странах – Национальное собрание, в России – Федеральное собрание, в Германии – Бундестаг и т. д. Слово «парламент» принято употреблять для обозначения высшего представительного и законодательного органа власти любого современного демократического государства.

Все парламенты выполняют четыре основные функции:

Рис. 7. Функции парламента

Законодательная функция парламента реализуется в законодательном процессе, который включает четыре стадии:

    законодательную инициативу;

    обсуждение законопроекта;

    принятие законопроекта;

    промульгацию (утверждение) законопроекта.

Правом законодательной инициативы, то есть выдвижения на рассмотрение парламента, имеющего юридическую форму проекта закона, обладают все депутаты парламента, глава государства, правительство, большие (в несколько десятков или сотен тысяч) группы граждан путем сбора подписей. В соответствии со статьей 97 действующей Конституции Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию и о толковании Конституции по инициативе не менее 150 тысяч граждан Беларуси, обладающих избирательным правом.

Обсуждение законопроекта происходит в ходе чтений. На первом чтении он выносится на рассмотрение и отдается в парламентские комиссии. Их замечания, предложения и дополнения рассматриваются на заседании парламента во втором чтении. После внесения изменений происходит постатейное обсуждение законопроекта в третьем чтении.

Промульгация (от англ. promulgation – обнародование, опубликование) – это вступление закона в силу после подписания его главой государства и официального опубликования. В президентских и смешанных республиках глава государства имеет право вернуть проект закона после его принятия депутатами в парламент для дополнительной переработки.

Парламентам в демократических государствах принадлежит исключительное право в осуществлении важнейших экономических функций государства: утверждению доходов и расходов средств государственного бюджета, принятию законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность, установлению видов и размеров общегосударственных налогов и сборов, ратификации межгосударственных экономических договоров и соглашений.

Поскольку законодательными актами и конституциями государств по-разному определяются место, роль и структура парламентов, их принято классифицировать по структуре и устройству высшей государственной власти.

По структуре парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные, включающие верхнюю и нижнюю палаты.

Нижние палаты формируются, как правило, путем всенародного избрания депутатов избирателями, проживающими в определенном округе. Верхние палаты образуются по-разному: палата лордов в Великобритании – по принципу наследования, в Канаде – по принципу назначения главой государства, в США, Италии, Индии – по принципу всенародного избрания.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – состоит из нижней палаты - Палаты представителей и верхней – Совета Республики. Депутаты Палаты представителей избираются всеобщим, прямым, тайным голосованием. В нижнюю палату входят 110 депутатов, в верхнюю – 64 члена Совета Республики. Верхняя палата – Совет Республики – формируется по принципу территориального представительства (по 8 членов от каждой области и г.Минска избирают депутаты местных советов базового уровня каждой области и Минского городского совета, 8 членов назначает Президент).

Необходимость верхней палаты диктуется тем, чтобы более эффективно представлять интересы субъектов федерации (в федеративных государствах), а также служить противовесом и сдерживающим фактором в случаях принятия не совсем продуманных решений нижней палатой, как в федеративных, так и в унитарных государствах.

По устройству высшей государственной власти и степени властных полномочий парламенты делятся на четыре группы.

1. Парламенты ответственного правления , характерные для парламентских республик и монархий, в которых парламенты имеют право утверждать состав правительств и отправлять их в отставку (Великобритания, Испания, Италия и др.).

2. Парламенты президентского правления , не имеющие права распускать правительства (США, Мексика и др.).

3. Парламенты смешанного правления , имеющие право отправлять в отставку правительства, но и президент имеет право роспуска парламента (Франция, Финляндия, Россия и др.). Согласно статье 97 Конституции Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания может выразить вотум недоверия Правительству Республики Беларусь.

4. Консультативные (или совещательные) парламенты , не обладающие реальными властными полномочиями, которые иногда созываются с целью выяснения общественного мнения в ряде исламских стран (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). В таких странах, как КНДР, Куба, КНР, Вьетнам, парламенты избираются народом, но созываются на 2–3 дня в году для формального утверждения подготовленных партийно-государственным аппаратом законов и решений. Подобный фактический статус имел Верховный Совет СССР до 1989 г.

В целях упорядочения и повышения эффективности работы парламентов им придается внутренняя структура.

Руководство парламента представлено председателем (спикером, от англ. to speak – говорить) и его заместителями (вице-спикерами), которые обычно избираются депутатами на весь срок полномочий парламента. Председатель парламента представляет его во взаимоотношениях с другими органами государственной власти и на международной арене, определяет очередность рассмотрения вопросов, ведет заседания парламента, распоряжается парламентским бюджетом, принимает на работу служащих и технический персонал и руководит ими.

В каждой из палат из состава депутатов создаются парламентские комиссии (комитеты) во главе с председателями. Постоянные комиссии отвечают за определенные направления деятельности парламента и занимаются разработкой законопроектов или анализом и доработкой поступивших законодательных инициатив. В числе таких комиссий – комиссии по бюджету, по международным делам, по науке, образованию и культуре и т. д. Временные парламентские комиссии создаются для выполнения какой-либо конкретной задачи, например, по расследованию серьезных инцидентов.

Постоянные парламентские комиссии играют существенную роль в предварительном обсуждении законопроектов, во многих странах без положительного заключения комиссии законопроекты даже не выносятся на голосование в парламенте.

Из состава депутатов парламента формируются фракции (от лат. fractus – разбитый), которые объединяют депутатов, принадлежащих к определенной политической партии и движению, либо сходных во взглядах на решение комплекса каких-либо проблем. Фракции получают официальный статус в парламенте, имеют право на представительство в руководящих органах парламента (руководители фракций могут быть вице-спикерами, т.е заместителями председателя парламента), с ними консультируется председатель парламента по вопросам его деятельности. В некоторых странах депутатские фракции называются депутатскими группами или клубами.

На деятельность парламентов многих стран мира активно воздействуют так называемые лобби (от англ. lobby – вестибюль, кулуары, прогулочная комната, примыкающая к помещениям, где заседают органы законодательной власти) – отдельные люди или группы, которые на основе тайных соглашений определенных сил с депутатами вне парламента добиваются принятия (как правило, небескорыстно для себя и законодателей) выгодных политических решений, законопроектов. Влиянию лоббистов подвергаются также чиновники, относящиеся и к другим ветвям и уровням государственной власти. Хотя в строгом смысле лобби существуют вне органов государственной власти, тем не менее их нередко отождествляют с конкретными группами депутатов и чиновников, проводящих определенные интересы.

Причины лоббизма коренятся в наличии персональных, этнических, родственных, конфессиональных и иных связей между законодателями и определенными деятелями и силами, возможности и соблазне для законодателей и чиновников использовать свою близость к властным полномочиям для личной выгоды материального и иного характера. Лоббизм в зависимости от характера его субъектов предстает в различных формах:

Региональный лоббизм – проведение интересов определенных территорий (например, севера и юга Киргизии, запада и востока Украины, южных штатов США и т.д.);

Социальный лоббизм – поддержка законопроектов, выгодных конкретным социальным группам и общностям (предпринимателям, рабочим, крестьянам, женщинам и т.п.);

Религиозный лоббизм – отстаивание интересов религиозных конфессий;

Этнический лоббизм - поддержка принятия политических решений, выгодных отдельным народностям, этническим общностям;

Экономический лоббизм – создание благоприятной правовой среды для определенных предприятий, отраслей, корпораций, монополий;

Иностранный лоббизм – проталкивание решений, отражающих интересы иностранных государств на территории и во внешнеполитической деятельности страны, гражданами которой являются завербованные лобби депутаты и чиновники;

Семейно-клановый лоббизм – законодательная и властная поддержка определенных семейств и кланов. Этот вид лоббизма в наибольшей степени характерен для стран с устойчивыми традициями родоплеменных отношений, но встречается и в развитых странах (в США существовали лобби кланов Рузвельтов, Кеннеди, Бушей и т.д.).

Лоббизм как явление политической жизни может быть оценен двояко. С одной стороны, он позволяет лучше выявить и воплотить в работе ветвей власти все многообразие интересов в обществе. С другой, во многих случаях он сопровождается подкупом, шантажом, стремлением во что бы то ни стало добиться принятия выгодных отдельным лицам и силам решений незаконно и в ущерб другим.

Депутаты парламентов большинства стран имеют парламентские привилегии. К ним относятся следующие:

    иммунитет (от лат. immunitas – освобождение от общественных повинностей, льгота), – депутатская неприкосновенность, которая предполагает, что депутат не может быть привлечен к административной и уголовной ответственности без санкции парламента;

    индемнитет (от англ. indemnity – компенсация, возмещение) – освобождение депутата от ответственности за содержание своих выступлений в парламенте и за результаты тех мероприятий, которые он поддерживал голосованием.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

  • - - Москва, просп. Вернадского, 84. Психология. См. также Университеты ч489...

    Педагогический терминологический словарь

  • - понятие, использовавшееся конституциями советского периода развития нашего государства, т. е. Конституциями СССР, РСФСР, других союзных республик в составе СССР и автономных республик...
  • - один из принципов, на которых согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основывается Российская Федерация...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - понятие, широко использовавшееся Конституциями СССР и предшествовавшими ныне действующей Конституциями России и означавшее систему органов, действовавших в пределах автономных областей, автономных округов,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в ГД при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в КС при рассмотрении дел, относящихся к компетенции...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в СФ при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента, выполняющее свои задачи в соответствующем субъекте РФ. Его основные задачи - представлять Президента РФ в субъекте РФ,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - правовой акт Государственной Думы РФ. Согласно ч. 3 ст. 103 Конституции РФ, ГД РФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Таким образом, правовую форму постановления имеют...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - одна из палат Федерального Собрания - парламента РФ - в настоящее время. Согласно ст. 11 Конституции РФ, Совет Федерации участвует в осуществлении государственной власти. Он относится к законодательной ветви власти...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 30 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против государственной власти"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - верховенство государственной власти, ее независимость от любых властей и сил внутри государства или других государств...

    Политология. Словарь.

  • - один из основных принципов организации власти в социалистических. Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей...

    Большой юридический словарь

  • - см. субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; Федеральные органы государственной власти...

    Большой юридический словарь

  • - в СССР обязательные для исполнения общие правила или предписания индивидуального характера, издаваемые представительскими учреждениями Советского государства - Советами депутатов трудящихся...

    Большая Советская энциклопедия

"ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в книгах

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Из книги Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" автора России Законодательство

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

2.3 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Из книги Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России автора Безруков Андрей Викторович

2.3 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации Основы правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в Конституции РФ, Федеральном

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

автора Автор неизвестен

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации 1. За

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации За

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений К ведению федеральных органов

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной

2.4 Органы государственной власти Российской Федерации

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

2.4 Органы государственной власти Российской Федерации Многообразная деятельность любого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства представляет собой организационно и

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

автора Автор неизвестен

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) принятие

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации

автора Петренко Андрей Витальевич

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации Избирательная система характеризуется совокупностью правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов,

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:1) государственная и территориальная

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.



Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Законодательная власть.

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.



Функции парламента:

· законодательная – деятельность по принятию законов.

· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента.

· Принятие законов.

· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

· Определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные . Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики , в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов :

1. партийные депутатские фракции организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса .

1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

· Флибустьерство – затягивание прений.

· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

Взаимодействие законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в формах: 1) законодательной инициативы; 2) издания законов субъектов РФ; 3) осуществления контроля за соблюдением и исполнением Конституции и законов РФ, законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением федеральных и региональных программ развития, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) формирования органов власти субъекта РФ; 5) права высшего должностного лица участвовать в работе высшего законодательного органа субъекта РФ с правом совещательного голоса и требовать созыва внеочередного заседания этого органа, а также созыва вновь избранного законодательного органа власти; 6) иных формах.Взаимодействие представительных и исполнительных органов власти субъекта РФ в формировании органов власти выражается в следующем: 1) право представительного органа власти выражать недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ и подотчетному ему исполнительному органу; 2) право представительного органа власти назначать выборы высшего должностного лица и т. д.

В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней безопасности и т.п.

Исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, то есть почти полного обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления системы государственного регулирования, что особенно заметно в экономической области. Главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным обособлением.

В настоящее время функциями исполнительной власти являются следующие:

· Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).

· Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).

· Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.

· Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.

· Координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

· Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

· Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Экзаменационный билет № 8

1) Государственная власть: понятие, особенности, функции.

Государственная власть имеет политический характер, т.к. общество дифференцировалось по интересам

потребностям, которые неодинаковы у разных групп, и чтобы регулировать эти интересы и потребности, власть

должна осуществлять политику.

Особенности государственной власти:

ее политическая и классовая природа .

» ее субъект и объект обычно не совпадают , властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены (в

демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их

частичному совпадению - каждый гражданин является не только подвластным, он вправе быть

индивидуальным источником власти); » реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на

общество в целом, конкретные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих

перед обществом задач и функций. » деятельность государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти . В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1. субъект власти (социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д)

2. объект власти (индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом);

4. средства, способы, приемы осуществления государственной власти;

5. ресурсы власти.

2) Форма правления.

элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании . Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти - наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия , - словом, как устроено разделение властей.

Экзаменационный билет № 9

1) Политический процесс: понятие, структура, уровни, типы

В Конституции Республики Беларусь закреплены основополагающие идеи, ценности, принципы и цели унитарного демократического социального правового государства, разнообразных общественных объединений, основные параметры прав и свобод личности и гарантии их реализации, ориентированные на международные эталоны и стандарты.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляв 1 внутреннюю и внешнюю политику.

Единственным источником государственной власти и но­сителем суверенитета в Республике Беларусь является на­род. Он осуществляет власть непосредственно и через своих представителей в органах государственной власти (Конституция Республики Беларусь, ст.3).

Республика Беларусь - демократическое государство. Демократия в республике осуществляется на основе много­образия политических институтов: института парламентаризма, институтов исполнительной власти, института госу­дарственной службы (регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной груп­пе), института главы государства, институтов судопроизвод­ства. Это соответствует принципу разделения властей (Конституция Республики Беларусь, ст.6).Государственная власть распределяется между тремя независимыми ветвями – законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают друг друга ((Конституция Республики Беларусь, ст.3).

Эффективность функционирования ветвей власти достигается при координирующей роли Главы государства. Политико-идеологическая платформа их деятельности – ценности правовой государственности и народовластия.

Суть политико-идеологической ориентации институтов государственной власти выразил Президент Республики Беларусь А.Г. Лука­шенко: «Власть не может возвышаться и господствовать над об­ществом, а наоборот, она должна быть подчиненной обществу, контролируемой им». (Послание Президента Республики Бела­русь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Бела­русь. - Мн., 2001. - С. 35).



Политические институты структуризируют и поле поли­тических властных отношений. Для того чтобы органы государ­ственной власти не выходили за рамки своего правового по­ля, не проникали в область чужой компетенции, имели воз­можность взаимоограничивать, уравновешивать, дополнять и контролировать деятельность друг друга, для равновесия и баланса властей используется так называемый механизм сдержек и противовесов. В системе современных государст­венных политических институтов наряду с их специализаци­ей заметно увеличилась доля структур, контролирующих, от­слеживающих деятельность политиков. К ним относятся ин­ституты судопроизводства. Судебная власть независима от Гла­вы Государства, Парламента, Правительства и выполняет функ­цию контроля за конституционностью их нормативных актов.

Таким образом, самостоятельность властей, обуздание всевластия, недопущение злоупотребления властью, форми­рование равновесия и баланса властей обеспечивается их разделением, функционированием механизма сдержек и про­тивовесов и независимой судебной властью.

Обратите внимание на то, что государство регулирует отношения между различными общностями людей на основе принципов равенства перед за­коном, уважения их прав и интересов.

Важнейшими политическими институтами общества яв­ляются политические партии и многочисленные обществен­ные объединения, которые содействуют выявлению и выра­жению политической воли граждан, их социальных, нацио­нальных и других общностей.

Президент является Главой государства, он гарант Кон­ституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство на­рода, обеспечивает реализацию основных направлений внут­ренней и внешней политики, представляет страну за рубе­жом, является символом единства нации, высшим арбитром в спорах, гарантирует национальную безопасность и терри­ториальную целостность страны.

Институту президентства более 200 лет. Десятого июля 1994 г. был избран и первый президент Республики Бела­русь. Президент Республики Беларусь избирается на 5 летне­посредственно народом. Полномочия Президента зависят от формы взаимоотношений Президента и Парламента, Прези­дента и Правительства, Парламента и Правительства.

Президент республики, не являясь главой Правитель­ства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру Правительства, самостоятельно формирует его, согласовывая с Парламентом лишь кандида­туру премьер-министра, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе от­менять акты Правительства, формирует местную исполни­тельную власть.

Президент Республики Беларусь наделен существенными полномочиями в области законодательной власти. Он обла­дает правом законодательной инициативы, правом подписы­вать законы, возвращать их в парламент для повторного рас­смотрения. Уполномочен издавать декреты, имеющие силу закона.

Довольно широки полномочия Президента и в судебно правовой сфере, формировании судебной системы. Президент предлагает к избранию либо прямо назначает и освобождает от должности председателей и судей Верховного Су­да, Высшего Хозяйственного Суда, Конституционного Суда, Генерального прокурора, имеет право помилования, осуще­ствляет посредничество (функцию арбитра) между органами государственной власти.

Президенту предоставлены широкие полномочия в осу­ществлении внешней политики. Он ведет переговоры и под­писывает международные договоры, предоставляет граж­данство, политическое убежище, назначает и отзывает дип­ломатов, принимает верительные и отзывные грамоты, явля­ется Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае военной угрозы или при иных чрезвычайных обстоятель­ствах вводит военное или чрезвычайное положение, полную или частичную мобилизацию. За ним закреплено право наобъявление референдума,который является важным инстру­ментом политического влияния.

Властные полномочия Президента зависят также от крат­ности его пребывания на этом посту. Президент Беларуси имеет право переизбираться на свой пост неограниченное число раз.

Порядок избрания и компетенция Президента, его осво­бождения и смещения закреплены в Главе 3 раздела IV Консти­туции Республики Беларусь (ст. 79-89).

В отдельных странах, где авторитарные тенденции очень сильны, произошла трансформация президентской респуб­лики в так называемую суперпрезидентскую. В суперпрези­дентских республиках (Боливия, Колумбия, Гондурас) пре­зидент предельно контролирует все высшие полномочия всех ветвей власти и практически единолично решает мно­гие вопросы государственного управления.

Законодательная власть - это система полномочий и пред­ставительных органов государственной власти, которые разра­батывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Законодательная власть воплощена, сосредоточена в пар­ламенте. Парламент (от фр. parler- говорить) - законода­тельный и представительный орган. Впервые он был образо­ван в Англии в 1265 г., что дало основание считать первый парламент мира матерью всех парламентов.

Существуют двух- и однопалатная структура парламента. Структурными единицами парламента являются также ко­миссии (постоянные, временные, специализированные), избираемые парламентом из своего состава для ведения законопро­ектной работы, предварительного рассмотрения других вопро­сов; партийные фракции; этнические, территориальные и кор­поративные представительства (территориальные объедине­ния, группы депутатов). Внутренними органами парламента являются председатель, его заместитель, Президиум, Совет, Секретариат, счетная комиссия и др.

Сессии парламента длятся в течение года (с каникулами). Значительное место в деятельности депутатского корпуса от­водится работе в избирательных округах. Депутаты получа­ют заработную плату, т.е. являются профессиональными парламентариями, при осуществлении своих полномочий пользуются неприкосновенностью.

Высший орган представительной и законодательной власти в Республике Беларусь: Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь (с 1996г.). Парламент состоит из двух палат- Пала­ты представителей и Совета Республики.

Избрание депутатов Па­латы представителей (110 человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного пра­ва при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах. Вторая палата парламента - Совет Республики - является палатой территориального представительства, состо­ит из 64 членов, 56 из которых (по 8 человек от каждой облас­ти и г. Минска) избираются тайным голосованием на заседани­ях Советов базового уровня; 8 парламентариев назначает Пре­зидент. Срок полномочий парламента - 4 года. Полномочия Пала­ты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Пра­вительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полно­мочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства. Палата представителей избирает из своего состава Предсе­дателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководи­тели Парламента ведут заседания и ведают внутренним распо­рядком палат. При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, могут создаваться временные комис­сии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, постоян­ные (и временные) комиссии.

Законодательная власть в лице Парламента наделена сле­дующими основными полномочиями: законотворчество, экс­пертиза законопроектов, принятие законов; выработка ос­новных направлений развития общества, определение струк­туры и содержания его политической системы; утверждение госбюджета и отчета правительства о его исполнении; осу­ществление внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, кон­ституционного и судебного надзора; легитимация Президен­та, Правительства или их действий; контроль за ходом вы­полнения законов, деятельностью должностных лиц и орга­нов власти.

По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек ипротивовесов.В Республике Беларусь законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом возвращения закона в Парламент для повторного рассмотрения и голосования, правом Президента на роспуск Парламента, Конституционным Судом. Консти­туционный Суд может дать заключение о несоответствии Конституции принятого Парламентом закона, после чего он утрачивает силу. Внутренними ограничителями законода­тельной власти являются двухпалатное построение Парла­мента и наличие регламента, определяющего строгое соблю­дение процедуры законотворчества.

Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотре­ния законопроектов, принятия законов, основные формы дея­тельности Палаты представителей и Совета Республики за­креплены в главе 4 раздела ГУ Конституции Республики Бела­русь (ст. 90-105).