Правополушарное, интуитивное рисование, как метод снятия стресса и релаксации. Рисовать могут все или что такое правополушарное рисование Правополушарное рисование для детей уроки

  • 24.07.2019

Правополушарное рисование стало интересным хобби и техникой самосовершенствования не так давно. Художник и преподаватель классического рисунка Бетти Эдвардс заинтересовалась работами психофизиологов, исследовавших взаимодействие полушарий мозга, а в итоге смогла сначала освоить, а потом сформулировать приемы нового метода передачи графической информации. Смысл этой методики состоит в том, что на время “сеанса” вы переносите активность с левого полушария мозга на правое… Зачем? Давайте рассмотрим это по порядку.

Мир для правшей – так ли это хорошо?

Наблюдения психофизиологов показали, что деятельность человека, в том числе и осмысление событий, формирование картины мира управляется мозгом по довольно сложной схеме. Левое полушарие мозга, ответственное за работу правой руки, доминирует у большинства людей. Что это значит? Говорят, что “мир устроен для правшей”, и это правда. Убедитесь в этом на дверях и турникетах в метро. Они всегда ставятся так, чтобы вы могли действовать правой рукой. Но приоритет правой руки – это следствие эволюционного процесса, который сформировал у человека левополушарное мышление.

Типичная модель восприятия мира – это осмысление, логические выводы, поиск доказательств и привязка всего увиденного к неким формальным “образам”, эталонам. Наше познание мира строится на шаблонах, это типично для доминанты (превосходства) левого полушария. Если учиться рисованию по классической методике, то придется освоить массу шаблонов, отрабатывать технику передачи по клеточкам, рисовать шары и вазочки.

Правое полушарие, творчество и интуиция

Правое полушарие – это та часть мозга, которая формирует интуитивное восприятие. Люди с врожденной или приобретенной (натренированной) доминантой правого полушария – это сильные интуитивные аналитики, которые способны обнаружить и “разложить по полочкам” проблему еще до того, как другие только поймут, что проблема существует. Эта модель взаимодействия с реальностью строится на сложном процессе, который не раз пытались активировать искусственно, в том числе и по программам типа “ноокортекс” (он же “неокортекс”), нацеленным на максимальную активизацию процессов в “новой коре” мозга, которая и делает наше поведение именно человеческим.

Творчество и вдохновение – это способность “переводить” язык мысли в новые, яркие и независимые образы. Раскрытие образного, эйдетического мышления, которое связывает наши органы чувств невидимыми каналами, указывает новый путь в осознании мира. И дает способность “расслабляться”, открывать для себя невидимую раньше сторону действительности.

Что дает включение правого полушария

Видеть мир свободно

Интуиция

Рисовать классно

  • вы начнете воспринимать мир свободно, без привязки к затверженным образам и типичным движениям;
  • вы обнаружите, что включая после определенной тренировки правое полушарие на его полную мощность, можете решать задачи интуитивно, видеть решения еще до попытки логически осмыслить проблему;
  • вы почувствуете, что ваши прогнозы сбываются – они поставлены благодаря невидимому, неосознанному анализу событий, который провела ваша интуиция, просто подарив вам ясное видение ситуации;
  • как минимум, вы обнаружите, что можете рисовать не хуже многих художников!

Согласитесь, что это интересно и даже интригующе! Столько возможностей открывается, но без всякой мистики! А когда у вас вдруг спросят: “Как ты это узнал?!”, вы поймете, что ваша правополушарная деятельность развилась и может запускаться для решения разных задач.

Для чего нужно правополушарное рисование?

Методика правополушарного рисования – это обучение приемам, раскрывающим вашу интуицию, выводящим вас на новый уровень. Люди попробовавшие позаниматься этим делом пару часов, обнаруживают, что нарисовали пейзаж так, словно в них “вселился” дух художника. Почему?

Ваша рука перестает следовать за навязанными привычными образами, она работает напрямую с тем, что вы видите, не обрабатывая картинку с помощью привычного логического аппарата.

Вдохновение – это управляемо!

Вы знаете, что художник способен создать шедевр в состоянии вдохновения, но как его вызвать? Этот “дар богов” – вне контроля разума, но если вы смогли открыть возможности правого полушария, то получите и инструмент для управления вдохновением! Теперь ваша интуиция начнет работать “отдельно” от логики.

Итак – вдохновение стало управляемым, оно вызывается, приходит во время сеанса, оно ведет вашу руку и восприятие так, что вы становитесь художником без сложной и долговременной выработки навыков. Смотреть на вещи “широко раскрытыми глазами” – это очень интересно!

Включаем правое полушарие у ребенка

Что это дает детям? Как минимум, это очень интересно – вдруг научиться рисовать, не боясь сделать “каляку-маляку”, а точнее – сделать из полосок, точек и клякс картину!

Это мощный стимул развития мозга, который с раннего возраста начинает использовать гораздо больше своего потенциала, не перегружаясь за счет распределения задач, новой организации процесса. Согласитесь, что это перспективно. Кроме того, методика не оказывает влияния на психику, она просто запускает механизм интуитивного восприятия.

Разве вам не хочется, чтобы ребенок как можно быстрее и полнее раскрыл канал настоящего вдохновения, радости творчества? И все это без оттачивания сложных технических навыков. Не зря дети любят рисовать, так работает их интуиция. Но потом это свойство мозга изменяется, уходит на второй план. А мы может совместными усилиями не дать ему угаснуть.

Обучение методике правополушарного рисования

Как этому научиться? Без первоначального урока с мастером это будет сложно. Дело в том, что для “перезагрузки” системы и запуска правого полушария недостаточно одного желания. Нужно использовать несколько приемов переключения, создать прямую связь между рукой и глазами, чтобы они стали взаимодействовать без “обдумывания” и использования шаблонов.

Описать методики перехода к правополушарному восприятию довольно сложно – гораздо проще посмотреть, как это делает опытный тренер, который сразу же, на месте показывает вам кратчайший путь к цели.

Я знаю это по себе: я училась методике правополушарного рисования у Татьяны Лобановой, той самой переводчицы, психолога и художника, которая расширила оригинальную методику, внеся в нее работу с цветом!

Правополушарное рисование и цвет

Поразительный результат дала доработка оригинальной методики – переводчик Татьяна Лобанова в процессе работы над статьями и книгой Бетти Эдвардс настолько увлеклась этой темой, что занялась правополушарным рисованием сама, а потом поняла, что графику можно дополнить цветом! И это стало настоящим открытием, ведь наш мозг, а это доказано давно, проявляет свойства квантовой системы, он способен менять состояния с определенной вероятностью. А цвета воздействуют на него как настоящие “ключи ” к открытию новых каналов взаимодействия между нейронами.

В процессе работы над совершенствованием методики Татьяна Лобанова, психолог и художник, поняла, что использование цвета может сделать правополушарное рисование совершенно новым видом психологического тренинга . Ее исследования влияния цвета на психику показали ряд особенностей восприятия, которые можно раскрыть, используя цвета и оттенки в процессе переноса интуитивно найденного образа на бумагу.

Сейчас в разработке находятся цветовые карточки – средство диагностики и выявления способностей к рисованию, построенное на основе знаменитого теста Люшера.

Попробуйте сами, перерисуйте картинку кверху ногами, помучайтесь, пока не поймете, что вам нужно что-то переключить в мозге. После нескольких сеансов правополушарного рисования под руководством тренера, вы сами сможете запускать процесс перезагрузки в считанные секунды. И никакой мистики, никаких сложных медитаций, просто можно порисовать. И подарить вашу картину друзьям.

Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Они отвечают за разные аспекты нашей деятельности. С помощью левого полушария мы воспринимаем окружающий мир, можем слышать, видеть, говорить и рассуждать. Слова, звуки, буквы, цифры мы воспринимаем, благодаря работе этой части мозга. Правое же полушарие помогает нам творчески мыслить, мечтать и фантазировать. Соответственно у всех творческих людей больше развита именно эта половина головного мозга.

Так уж сложилось, что люди с аналитическим складом ума не могут мыслить творчески. Левое полушарие у них преобладает над правым. Они с легкостью могут решить сложнейшие математические задачи, а если предложить им нарисовать что-либо, то это будут банальные прямые линии, кружки и овалы. Люди с плохо развитым правым полушарием больше поддаются депрессиям и психическим расстройствам. Чтобы с легкостью выходить из сложных ситуаций и мыслить креативно, необходимо развивать работу этой части мозга.

Развитие правого полушария головного мозга

Развитие правого полушария способствует усилению интуиции, способности ответить на сложные вопросы и открыть множество новых возможностей. Учеными доказано, что помочь активизировать работу этой половины мозга сможет рисование. Его называют правополушарным рисованием.

Для этого потребуется выполнять несколько несложных упражнений. Например: нарисовать рисунок, который висит вверх ногами. Левое полушарие не справится с заданием, для него это не четко поставленная задача, следовательно, в работу включится правое полушарие. Таким же образом можно попробовать нарисовать негатив. Это научит работать с образцами.

Данную методику разработал Роджер Сперри, он впервые опубликовал ее в 1968 году и получил Нобелевскую премию в 1981 году. Правополушарное рисование запускает творческое мышление и помогает понимать самого себя. Окружающий мир открывается в другом цвете, становится живой и доступный.

Методика правополушарного рисования

Методику правополушарного рисования разрабатывала Бетти Эдвардс. Она посвятила этому долгие годы и в результате издала книгу «Открой в себе художника». Легкий язык, которым она изложила суть метода, доступен и понятен для любой аудитории. Бетти Эдвардс утверждала, что рисовать совсем несложно, нужно просто открыть в себе особое видение окружающего. Перестать бояться этого. Каждый человек умеет рисовать, но привычное восприятие мешает этой способности. Более половины людей уверены, что для занятий изобразительным искусством у них нет ни способностей, ни таланта. В своей книге преподаватель доказала обратное и сравнила рисование с ездой на велосипеде. На первый взгляд все достаточно просто: нужно сесть на велосипед, крутить педали, держать равновесие и ехать. Но, как оказывается, все не так легко и не каждому по силам. Чтобы приобрести такие навыки, требуется пройти через множество тренировок. Так и с рисованием. Нужно изображать то, что видишь, только необходимо научиться правильно видеть.

Каждый человек умеет рисовать, но привычное восприятие мешает этой способности. Более половины людей уверены, что для занятий изобразительным искусством у них нет ни способностей, ни таланта.

В книге все пошагово описано. Этой методикой заинтересовалось большое количество художников, педагогов и психологов. Данный метод помогает отключить левое полушарие головного мозга и работать только правым полушарием. Благодаря этому творятся шедевры.

Метод Бетти Эдвардс раскрывает такие возможности:

1. Воспринимать свет и тень.

2. Воспринимать пространство.

3. Определять соотношение предметов и их частей.

4. Восприятие краев предмета.

5. Рисование объектов по памяти.

6. Рисовать с помощью воображения.

Преимущества правополушарного рисования

Во время такого рисования в работу очень быстро включается правое полушарие головного мозга. Благодаря этому можно не только быстро научиться навыкам изобразительного искусства, но и значительно увеличить любую другую деятельность. Мозг начинает работать в полную силу через 30 минут тренировки. Это позволяет экономить физическую энергию, а вдохновение снимает усталость и дает прилив новых сил. Открывается то необходимое видение, в памяти всплывают образы, которые когда-то зафиксировал мозг.

Для кого полезна методика

Данная методика полезна как взрослым, так и детям. Они проявляют интерес к рисованию с первого года жизни. Сначала это каракули, не несущие никакого смысла. В 2 года дети рисуют уже более осознанно и каждая их работа что-то означает. Например: изобразив несколько известных символов (кружочек, точки, палочки), ребенок получит изображение человечка, если он сделает символы больше, получится большой человечек. Так ребенок начинает рисовать свою семью. К 5 годам малыш запоминает еще больше символов и может изобразить то, что видит изо дня в день: дом, дерево, цветок и так далее. В 10–12 лет дети пытаются нарисовать предметы более реалистичными. Не у всех это получается и поэтому желание пропадает, в результате уже во взрослой жизни художественное развитие остается на уровне 12-летнего ребенка. Если же удастся такое желание сохранить - это гарантированный успех и перспектива стать хорошим художником.

Личный опыт

Этот метод вызывает интерес у многих мам, он позволяет им больше заниматься вместе со своими детьми. Это помогает и ребенку, и маме быть более уверенными в своих силах. Доказано, что такая методика благоприятно влияет на беременных. Психика женщины, готовящейся к материнству, очень беспокойна. Правополушарное рисование помогает обрести гармонию и позитивно влияет на малыша в утробе. Не удивительно будет, если родившийся ребенок в будущем станет талантливым и целеустремленным.

Такую методику зачастую используют психологи для решения проблем в семьях. Это помогает открыться с другой стороны всем членам семьи, что приводит к сближению детей и родителей.

В заключении стоит добавить, что правополушарное рисование не только учит художественному искусству, но и изменяет мышление человека в целом. Для жизни человека одинаково важны оба полушария. Ведь художникам тоже необходимо уметь читать, считать, писать и думать. Обучение рисованию практикуется, чтобы раскрыть личность со всех сторон, а не только, чтобы стать художником. Запуск активной работы полушарий помогает достичь гармонии внутреннего мира человека.

Нравится

Доброго дня, мои любимые и дорогие! В продолжение темы правополушарного развития предлагаю сегодня поподробней остановиться непосредственно на творчестве и коснуться вопроса про правополушарное рисование.

Вообще, сам процесс рисования – вещь занимательная и полезная не только для детей, но и для взрослых тоже. Но, оказывается, такой тип творчества – это совсем не то изобразительное художество, к которому мы привыкли. Это особенная техника, что из совсем далёкого от рисования человека за короткий промежуток времени делает почти Леонардо да Винчи, который, к слову, был ярким правополушарным представителем .

Итак, давайте знакомиться, что это такое, правополушарное художество, и как это возможно.

План урока:

Как всё началось?

Каждый из нас в душе – творец, в особенности так себя ощущают наши дети, пока ещё не пришедшие к тому, что у них что-то получается не так.

Лишь взрослея, мы осознаём, что художественный талант природа даёт не всем. Ну не каждый может передать на холсте чувства и эмоции так, чтобы у окружающих захватывало дух, или хотя бы нарисовать цветы или деревья, чтобы захотелось картину повесить на стену в домашнем интерьере.

И вот, когда «Да ну! У меня ничего не получается!», мы быстренько ставим на этом крест, получаем слабенькую четвёрочку по рисованию в школе и довольствуемся малым, не возвращаясь к этому во взрослой жизни. И совершенно зря, как утверждают практики правополушарного творчества.

О том, что раскрыть талант даже у самых «неталантливых» можно, впервые заговорили в далёких 70-80-х, когда психобиолог Роджер Уолкотт Сперри своими исследованиями головного мозга приоткрыл науке окошечко во внутренний мир, заявив во всеуслышание, что каждая часть мозга – это отельный механизм.

Стало понятно, что в правой половинке складывается образное видение и мышление по принципу мозаики, когда из маленьких кусочков разной информации вырисовывается цельный образ.

Вот тогда-то художники взяли объяснение, почему один – математик, а другой – писатель, на вооружение. Среди них была американка, доктор в области искусств Бетти Эдвардс, разработавшая методику экспресс-обучения навыкам рисования. Её специальные упражнения переводят мозг в «П-режим», во время которого без анализа, когда оценивающий фактор выключен, видение объекта переносится на бумажный лист. И потом пошло-поехало…

В чём суть?

Как учат будущих художников в профессиональных заведениях? Дали «трафареты» — набор техник и приёмов, заложенные мастерами искусства многие лета тому назад. Пользуйтесь! Но сторонники правополушарного подхода кричат: «Это лишает индивидуальности! Это копирование чужого внутреннего мира!»

А создавать своё, неповторимое, как это могут правополушарные гении, можно только, лишив себя логики и включив на полную свои чувства. Они уверены, что когда вы не думаете, как надо правильно и как должно быть хорошо, а просто берёте кисточку и начинаете рисовать, тогда вы получаете своё, а не чужое искусство.

Потому рисование не под контролем логического мышления, чем руководствуется левое полушарие, а творчество через интуицию, внутренние знания и умение слышать себя, за что отвечает правая часть нашего головного мозга, – вот основа такой правополушарной методики.

При этом, как утверждают педагоги, такая техника может за короткий срок научить рисовать не только отдельные предметы, а целые картины, насыщенные глубиной чувств и многогранными образами.

Конечно, не стану вызывать гнев у прошедших полный курс художественной школы, что настоящего творца такая методика из Вас не сделает. С этим я полностью согласна. Но с другой стороны, ведь и задачи такой профессиональной у правополушарного рисования нет! Его задача – обрести уверенность, открыть возможности, научить экспериментировать и показать, что рисование доступно каждому.

При этом совершенно заблуждаются те, что уверены: при такой методике экспресс-образования не дают художественных основ. Это абсолютно не так! Правильный педагог даст вам азы рисования, познакомит с техниками, научит работать с маслом и гуашью, акварелью и карандашом, но всё это не в шаблонном варианте, а при активном поиске нового без страха перед белым холстом.

Сегодня практикующие правополушарное рисование художники (Заметьте! Этому учат художники, а не просто люди со стороны!) наработали свои методики, например, рисуют пальцами либо есть способ, при котором полностью игнорируют границы холста.

А пройдя курс, можно продолжать пользоваться техникой в домашних условиях и получать от этого удовольствие самому и радовать шедеврами родных и близких.

Кому подходит?

Сразу отвечу: всем! Всем без исключения!


Давайте теперь посмотрим очень интересный урок по рисованию. И убедимся, что рисовать — это просто!

Приятного вам творчества!

Существует множество современных методик, позволяющих выявить скрытый потенциал человека и расширить границы его возможностей. Среди них особое место занимает правополушарное рисование. Данная методика является не только инструментом для творчества, но и целой гармоничной системой, меняющей отношение к жизни, восприятие окружающего мира через призму добра и счастья. С ее помощью можно стать креативным, творческим, гармоничным человеком, не тратящим драгоценную жизнь на пустяки. Итак, что такое правополушарное рисование, и как освоить его технику?

Коротко о предмете

Впервые с данным понятием столкнулись в восьмидесятых годах прошлого столетия, благодаря исследованиям, проводимым лауреатом Нобелевской премии, психобиологом Роджером Уолкоттом Сперри. Его научная работа о функциях головного мозга определила технику рисования, позволяющую распахнуть двери в духовный мир личности.

Не секрет, что человеческий мозг состоит их двух полушарий с разной функциональностью. Для левого полушария свойственны «прописные истины» ‒ восприятие стереотипами, логика с разумным подходом, возможность критически оценивать ситуацию и давать рациональную оценку, основные жизненные и поведенческие правила.

Большая часть людей имеет активное левое полушарие, и отличается ответственностью, разумностью, последовательностью и принципиальностью. Для правого полушария ценны образность и творчество, когда жизнь воспринимается не только на основании фактов, но и образов.

Именно отсюда исходит креатив, такой нужный не только представителям таких профессий как художник, писатель, музыкант, артист и так далее, но и бухгалтерам, сантехникам, водителям и прочим. Включение в работу правого полушария позволяет достичь высот в любой профессии.

О методе и его положительных качествах

Процесс обучения довольно быстр, потому что в работу активно включается правое полушарие, обладающее пространственным чувством и ощущением форм, чего недостает традиционной методике. Это подтверждается работами учеников, где простой сюжет изложен на бумаге живо, глубинно, необычно и эмоционально. Баланс функций обоих полушарий позволяет достичь уникальных результатов, среди которых:

  • увеличение производительности мозговой работы пятикратно;
  • повышение скорости в принятии решений;
  • включение режимов благоприятствования (вдохновение, спокойствие, гармония);
  • улучшение восприятия жизни человеком.

Вот малая часть особенностей правополушарного рисования:

  1. Вам не обязательно владеть хотя бы малыми познаниями в рисовании, тем более быть талантом в изобразительном искусстве. Методика подходит и для начинающих, которые возможно и не подозревали о собственных способностях, рисуя «каракули».
  2. Метод имеет мощное психологическое и терапевтическое воздействие, позволяя избавиться от проблем в виде стеснительности, неуверенности, зажатости, неспособности открыться всему новому и находить нестандартные подходы к разрешению привычных ситуаций.
  3. Правополушарное рисование помогает и кризисными ситуациями, находя новые жизненные возможности для использования, и повышать эффективность труда.
  4. Вы имеете шанс изображать свое эмоциональное состояние на бумаге, руководствуясь не разумом, а чувствами. Это позволяет развивать внимательность к деталям и яркость ощущений.

Правополушарное рисование полезно людям любого возраста и социального статуса, вне зависимости от половой принадлежности.

Особенности процесса

Описываемая методика отличается от академической, принятой в художественном образовании. Здесь внимание сосредоточено на видении и восприятии, а не на технике рисования. Уроки правополушарного рисования основаны на интуиции, взаимосвязи руки с предметом.

Активирует правое полушарие специальная техника, помогающая создать маленький шедевр за пять минут, а большой за тридцать. Она состоит из упражнений, помогающих на время рисования подавить функции левого полушария, и была разработана американской художницей Бетти Эдвардс для перехода в «П-режим».

При отключении оценочных функций левого полушария, человек не сосредотачивается на том, как должен выглядеть его рисунок, а просто творит. Методы автора широко известны и открыты для мира, но они постоянно дополняются наработками других художников. Ярким примером инновационного подхода к технике правополушарного рисования являются:

  • рисование с помощью пальцев;
  • рисование, в котором игнорируются границы листа.

Явные плюсы метода

Чем полезно правополушарное рисование?

  1. Огромная польза от занятий беременным женщинам, потому что период вынашивания ребенка очень важен для формирования его здоровья и психики. От состояния, в котором пребывает будущая мамочка, зависит развитие его индивидуальности еще до рождения. Пребывая в хорошем творческом настроении, особо чувствительная и трепетная на этом этапе жизни, она способствует закладке в новую личность созидательных черт, накладывающих отпечаток на дальнейшую судьбу малыша.
  2. Правополушарное рисование весьма благотворно для детей, помогая развивать в них чувство гармонии, внимательное отношение к окружающей действительности, чуткость и индивидуальность, которые нужно постоянно поддерживать для уверенности в собственных силах и ощущения счастья. Для дошколят, не умеющих пока выразить словами всю гамму ощущений и эмоций, метод предоставляет возможность изобразить это в рисунках, расширить кругозор, получить навыки и умения. Ребенок легче адаптируется в незнакомой среде, проявляет интерес к получению новых знаний, эмоционально стабилизируется. На школьников техника действует как стимул к учебе, антистресс, умение успокаиваться и легче реагировать на трудные моменты жизни. Для подростков методика положительна в следующем: помогает контролировать эмоции, видеть множество вариантов решения задач и проблем, формировать творческий подход ко всему.
  3. На занятия можно и нужно ходить семейным парам, родителям с детками, чтобы сблизиться в общем деле, на основе общества интересов. Домашняя обстановка часто не позволяет рассмотреть в каждом его таланты и скрытые возможности, из-за загруженности бытовыми проблемами. А эмоциональная творческая обстановка позволит раскрыть способности, найти новые точки соприкосновения, освежить чувства и удивиться талантливости своих детей и половинок. Правополушарное рисование рождает фантазию, помогает определить направление дальнейшего развития личности, выявить круг интересов и направить энергию в нужное русло. На занятиях ребенок может увидеть родителей в другом свете – как друзей и сообщников, а не контролеров и воспитателей, что позволит укрепить семейные отношения, вернуть взаимопонимание и доверие, сплотить и сблизить.
  4. Для взрослых людей правополушарное рисование – реализация мечты, возможность обучиться рисованию быстро, не имея начального опыта. А еще — возможность расширить кругозор и завести новые знакомства, поразить родственников и друзей открывшимися талантами, наполнится уверенностью в своих силах, энергией и оптимизмом.

Курс занятий

На занятиях используются различные материалы, позволяющие создавать изображения, и прививать умения по владению многими инструментами, такими как кисть, карандаш, мастихин. В курс обычно входят:

  • занятия интуитивной живописью и китайской;
  • рисование гуашью, маслом, акварелью;
  • уроки графики (карандаш, пастель, уголь);
  • обучение пейзажной и портретной живописи;
  • знакомство с реализмом, импрессионизмом и прочими стилями;
  • изучение техники одного мазка и темпоральной живописи;
  • и личной мандалы;
  • все об объемных картинах и монотипии;
  • введение в колористику и цветоведение;
  • изучение воздействия на зрителя форм с линиями.

Формируется чувство пропорций и форм, умение находить правильные цветовые и фактурные решения, придавать картинам неповторимый ритм и способность вызывать эмоциональную реакцию у зрителя, желание прикоснуться к прекрасному.

Правополушарное рисование это метод активного раскрытия Вашего творческого потенциала через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Разработан известным российским художником, психологом, педагогом, знатоком искусств, общественным деятелем Шам Татьяной Николаевной. Он подходит людям любого пола и любого возраста (от 3 лет и до бесконечности). Благодаря этой методике открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки, как новичок, так и обучавшийся в классической художественной школе. Правополушарное рисование полезно как школьнику, так и студенту, как менеджеру среднего звена, или домохозяйке, так и директору крупного предприятия – каждый откроет в правополушарной живописи что-то ценное для себя.
Правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей.

Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Именно он взращивает гениев, заставляющих измениться мир. Многие великие художники и исследователи благодаря правополушарному мышлению не только оставили след в истории своими достижениями, но и подарили миру многих мастеров, продолживших их вдохновенные идеи. Леонардо де Винчиˆ, безусловно, был одним из самых ярких правополушарных мыслителей. Он превзошел своего учителя, опередил время, создав первый в истории летательный аппарат, автомобиль, парашют, спусковой крючок для пистолета и т.д. Ему помешало только отсутствие современных материалов.
А в наше время правополушарный метод стал научно обоснован благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперриˆˆ , получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

Так в чем же отличие работы левого полушария мозга от правого?

Левое полушарие ещё называется линейным. Оно отвечает за логику и речь. То есть, мы имеем возможность говорить и понимать друг друга, потому что приняли для себя, пусть даже неосознанно, смысловое и звуковое обозначение и символику изображения в нашем языке букв и слов. То есть выстраиваем в логические цепочки звуковые колебания или визуальные начертания, и таким образом передаем и получаем информацию. Изначально все малыши правополушарны. Они воспринимают мир «как он есть», не выстраивая длинных логических цепочек. Увидел – исследовал, поиграл, получил опыт. (Вырастая же, мы так мало позволяем себе поиграть, то есть быть готовыми к неожиданным открытиям и увлекательным путешествиям в другие миры… Помните, как это было?) Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью. Особо сильно оно становится задействовано детьми в школьном возрасте. Система современного образования выстроена так, чтобы ребенок освоил систему знаний, разобрался во многих схемах и научился мыслить в рамках предложенных научных логических цепочек. Он должен преуспевать по всем предметам, без оглядки на его природные способности. Потому умение вызубрить предмет приводит к лучшим результативным оценкам. То есть в школе преуспевает тот, кто легче воспринимает логические схемы и находит логические связи. Ведь детей постоянно заставляют доказывать, объяснять по стандартным пунктам, почему они сделали так, а не иначе. Но их не учат в достаточном объеме наблюдать за миром и делать собственные выводы о нем. Таким образом, правополушарное мышление, дающее способность к свободному от правил восприятию мира зачастую подавляется, как неудобное. Это продолжается и в вузах, и на рабочем месте.
От рождения правополушарный мыслитель вынужден действовать как левополушарный. Как итог – стрессы, ощущение себя не на своем месте, болезни, депрессии, даже самоубийства.

Система не различает индивидуальности людей. Для нее есть школьник, водитель, кассир, предприниматель, без различий на уникальность каждого, то есть просто народ. Это изначально было удобно для управления государством, но сейчас уже другое время, когда ценность каждого человека премного выше, чем прежде. В детях наше будущее! А у счастливых родителей дети всегда растут счастливыми, развитыми, преуспевающими. И не важен возраст ребенка – 5 лет ему или 45.
Правое полушарие головного мозга отвечает за образное видение, за невербальное общение с миром и за интуицию. Это нелинейное, а так называемое «мозаичное» мышление, когда, не имея полной информации об объекте или событии, только разрозненные кусочки, в голове может выстраиваться цельный образ. Не надо путать это с логическим процессом, при котором все похожие, даже отдаленно, ситуации попадают под одну «гребенку». Вот простой пример: человека обманул рыжеволосый незнакомец, и с этих пор все рыжеволосые попадают под подозрение. Или расхожие фразы «все бабы – дуры» и «все мужики – козлы». На самом деле был только один «козел» и только одна «дура». Ещё вернее, только один человек вызывает такие чувства, возможно и не заслужено. И левополушарное мышление не позволяет увидеть другие варианты и найти свое счастье. А не натыкаться без конца на напоминания о неудачном опыте, которые дают дальнейшие подтверждения ошибочной цепочке рассуждений. И такое хождение по кругу забирает невероятно много жизненных сил и времени!

Правополушарное же мышление дает больше возможностей для лавирования («движение парусного судна против ветра»), открывая выход из любой, даже самой не ясной ситуации.

Что же такое – правополушарное рисование? В чем суть, и чем правополушарное рисование отличается от обычного , спрашивают меня.

Все просто. Левополушарный подход распространяется и на художественные учебные заведения. Там учат системному мышлению, «шаг вправо, шаг влево – расстрел». Будущих художников учат, прежде всего, технике рисования, забывая, что технику, стили создавали мастера для и под себя, используя свое уникальное видение и чутье, индивидуальность мышления, чувственного восприятия внешнего мира через свой внутренний мир. То есть происходит попытка передать образное и интуитивное посредством логических схем. Но мало кто из обучающихся на художников способен самостоятельно без правильного интуитивного руководства опытного наставника достроить на основе этих логических сценариев то, что было изначально заложено индивидуальностью мастеров. Как итог происходит, возможно, и гениальное, но копирование, так как ещё меньше тех, кто развивает полученные таким путем знания и действительно создает свое, новое, уникальное и неповторимое. Потому что, к сожалению, в мышлении, прошедших «левополушарное» линейное обучение, стоит планка, созданная системой, за которой для них ничего не существует.

Я ни в коем случае не принижаю систему образования в целом. Обществу нужны люди, способные мыслить в заданных рамках, выполнять однотипную работу. Но по моему личному мнению, общество, в котором есть место для творчества каждого человека, гораздо счастливее и активнее развивается.

Всем не случайно известна картина Казимира Малевичаˆˆˆ «Черный квадрат». Ее гениальность не в технике, так как технически нарисовать черный квадрат может почти каждый выпускник художественного вуза, к слову сказать, Казимир Малевич так и не поступил в художественное училище, несмотря на пять попыток. Эта работа в своей сути намного сложнее, ее гениальность заложена в простоте выражения бесконечности, которую можно только почувствовать, но не увидеть. Каждый гениальный художник – философ. Кстати, самые дорогие в мире картины русских художников, оценивающиеся в десятки миллионов долларов, были созданы именно благодаря интуитивному прозрению. Потому что только квадрат, нарисованный благодаря правополушарному методу, то есть, открыв себе свой внутренний мир, становится шедевром, подобным квадрату Малевича. Ведь внешний мир только отражение внутреннего, что мы несем в себе — настроение, ограничения или свобода для выражения себя, отношение к жизни — то мы и создаем вокруг себя.

Мной была создана уникальная методика интуитивной живописи, которая является частью моего курса правополушарного рисования. Я расширила правополушарный подход в обучении живописи и добавила в него жемчужины художественного наследия, которые помогли уже многим моим ученикам раскрыться с новым звучанием, индивидуальным отражением в мире, обрести ключи от потаенного и необыкновенно прекрасного мира внутри самого себя. Ведь что внутри – то и снаружи.

  • Занятия правополушарным рисованием очень полезны для беременных женщин. Так как состояние мамы при вынашивании, особенно ее настроение напрямую влияют на здоровье и психику малыша. А будущие мамочки необыкновенно чувствительны, ведь в них зарождается новая индивидуальность, которая войдет в мир и изменит его, начиная с мира родителей. И от того, что было заложено в малыша от зачатия, насколько развита его индивидуальность, зависит его судьба и судьба его близких.
  • Правополушарное рисование очень позитивно помогает развитию в детях гармоничности, внимательности к окружающему миру и чуткости к себе и людям. Я, прежде всего, акцентирую внимание на индивидуальности ребенка, ее важно поддержать, чтобы он знал, что он хочет, и умел быть счастливым.
  • Дети дошкольного возраста учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов, расширяется их кругозор и умения, появляется интерес к новым знаниям, легче проходит адаптация в незнакомой обстановке, укрепляется эмоциональная стабильность. У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учебе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
  • Также на занятия по правополушарному рисованию приходят родители со своими детьми, семейные пары . Общий интерес, общее дело сближает, появляются новые темы для разговоров. Наблюдая ребенка преимущественно в домашней обстановке, трудно его узнать на самом деле, тем более домашние хлопоты сводят отношения между родителем и ребенком только к обязанностям и заботе о здоровье тела. Эмоциональной подпитки для крепости отношений может стать слишком мало для того, чтобы они оставались теплыми и любящими в течение всей взрослой жизни ребенка. Именно на общих, наполненных творчеством, занятиях родители могут увидеть индивидуальность своего чада и открыть для себя своего ребенка с новой стороны, удивиться силе его фантазии, понять направление, которое ему ближе, найти общий язык. Ребенок видит родителей в другой обстановке, а не за компьютером или плитой, меняется его отношение к родителю, так как он начинает видеть в родителях интересных людей, которые не так уж сильно от него отличаются, убирается привычка считать маму, папу или бабушку обслуживающим и контролирующим фактором. Потому что весь мир ребенка находится, прежде всего, у него в голове. То же самое происходит и в отношениях между супругами. Они становятся благодаря занятиям правополушарным рисованием крепче, возвращается утерянное взаимопонимание, повышается уважение, сплоченность.
  • Взрослые люди , занимаясь правополушарным рисованием, конечно, прежде всего, реализуют свою мечту научиться рисовать, даже если у них абсолютно не было опыта.
    Параллельно с этим обретаются новые знакомства, расширяется кругозор. Время, посвященное рисованию, сторицей возвращается не только в виде восхищения родственников и знакомых, но и уверенностью в себе, способностью проявлять гибкость и силу, зарядом энергии и оптимизмом. А как может быть иначе! Ведь в курс правополушарного рисования входят:
  • -Интуитивная живопись
  • -Гуашь, масло, акварель, и т.д.
  • -Графика карандашом, пастелью, углем и т.д.
  • -Китайская живопись У-СИН
  • -Пейзажная живопись
  • -Портретная живопись
  • -Реализм, импрессионизм, и пр. стили живаописи
  • -Техника одного мазка
  • -Карта желаний
  • -Личная мандала
  • -Темпоральная живопись
  • -Объемные картины
  • -Монотипия
  • -Колористика и цветоведение
  • -Воздействие на зрителя форм и линий
  • -и многое другое!


Мы создаем картины гуашью, акварелью, акрилом, простым карандашом, восковыми мелками, маслом, углем, сангиной и т.д.

Каждый ученик открывает для себя умения владеть кистью, карандашом, мастихином, и другими инструментами, выражать себя посредством цветового и фактурного решения, чувствовать пропорции и формы, задавать уникальный ритм своей картины, создавать незабываемые работы, вызывающие отклик у зрителя, которые хочется рассматривать вновь и вновь.

Шаг за шагом мои ученики начинают позволять себе творить, то есть снимается один из самых мощных блоков в жизни, у которого есть страж, дающий оценки – левополушарное мышление. Но чувства, как проявление жизни и разума, всегда берут верх над устаревшими стереотипами, когда в руках оказывается твой рисунок, какой ты никак не ожидал от себя нарисовать. Для правого полушария все невозможное является возможным. Умение слышать себя, слышать мир, видеть мир таким, какой он есть – это путь к радости, счастью и освобождению. Приходите на занятия — позвольте себе стать действительным Художником своей жизни!

На занятиях всегда царит теплая, дружеская атмосфера, способствующая новым открытиям, душевному общению, а также разгрузке головы и сердца от ежедневных проблем и забот.

Что нужно взять на первое занятие, Вы можете узнать

  • Группы правополушарного рисования для детей (от 3 до 10 лет) и подростков
  • занимаются круглый год по особой программе, способствующей разностороннему развитию детей.
  • В программу кроме развития фантазии, образного мышления, умения выразить себя, изучения искусства создания картин формата А3 включены, в зависимости от темы, элементы танцевальных занятий, актерского мастерства, упражнений на лидерство и ораторское мастерство.
  • Читайте описание и подробности и .
  • Курс для взрослых (и взрослых с детьми от 10 лет)
  • составлен так, что подойдет как совсем новичкам в живописи, так и продвинутым, умелым мастерам. Особенность тем по программе позволяют всегда повышать свой уровень, раскрепощать сознание, достигая ярких и весомых высот.
  • Курс разделен на несколько этапов в соответствии с возрастающим уровнем мастерства учеников: Начальный, Искусный, Творец.
  • По окончанию каждого этапа выдается Свидетельство о прохождении курса правополушарного рисования , при условии 90% выполненных работ.

Желающие по окончанию всех этапов курса правополушарного рисования и прохождении специальной подготовки могут найти для себя новое призвание и стать преподавателями в Школе Творчества Татьяны Шам «СОТВОРИ СЕБЯ».

Также проводятся выездные ускоренные курсы правополушарного рисования в другие города (Сибирь: Томск, Кемерово, Омск, Барнаул, Красноярск и т.д.; Поволжье: Саратов, Энгельс, Самара, и т.д., Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов на Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Ижевск, Ульяновск, Барнаул, Иркутск, Тюмень, Владивосток, Ярославль, Хабаровск, Махачкала, Оренбург, Новокузнецк, Кемерово, Рязань, Томск, Астрахань, Пенза, Набережные Челны, Липецк, Тула, Чебоксары, Хакасия, Абакан, Крым, Москва, Санкт-Петербург).

По всем вопросам звоните или заполните Форму ниже.

Я всегда Вам рада!

————————————————————

  • ˆˆРоджер Уолкотт Сперри (1913-1994) - нейропсихолог, профессор психобиологии.
    Глубоко исследовал функциональную специализацию полушарий головного мозга, начиная с 1954 года. Первым доказал, что полушария мозга работают автономно друг от друга. Проследил связи между ними, выявил, какое из полушарий головного мозга за какие функции отвечает. За что в 1981 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
  • ˆˆˆКазимир Северинович Малевич (1879 - 1935) - российский и советский художник-авангардист, философ, теоретик искусства и педагог. Идейный основатель супрематизма (разновидность абстракционизма).
    По мысли Малевича, супрематизм выносит на первый план сам цвет, освобождая его от служения. Тем самым зарождается так называемое «чистое творчество», процесс ставящий человека в одну линию с Богом (Природой).
  • Супрематические композиции могут содержать любые образы, скомпонованные из простейших геометрических форм, не обязательно правильно построенных – линии, квадрата, круга, прямоугольника, треугольника, креста. В итоге получаются работы, пронизанные внутренним движением, за счет уравновешивания асимметрии в них.
    Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Известен и высоко ценится по всему миру.