Великие композиторы-классики: список лучших. Русские композиторы-классики

  • 02.08.2019

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ, «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета . Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!» .



НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, «СНЕГУРОЧКА»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.




СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ, «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890-1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят —
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Федор Тютчев



Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.




АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ, «ВРЕМЕНА ГОДА: ВЕСНА»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.


В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.




ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ, «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США


Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому . Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом , который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного» . И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.




ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ, «ВЕСНА»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ, «ВЕСЕННЯЯ КАНТАТА»

Василий Башкеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Николай Некрасов


Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:




О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом, Ф. Тютчевым, А. Пушкиным, М. Лермонтовым, А. Блоком….

Весна, весна, весна пришла, На улице становится теплей. Ручьев весенняя капельСо всех сторон слышна…. Солнечные лучики весело блестят, Первые подснежники вылезти хотят. Все веселится, на солнце искрится, Природа всегда расцветает весной…

Я просила вас тоже приготовить стихи о весне (домашнее задание) . Дети выразительно читают стихи о весне. - А что же происходит в природе весной? - Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев… - Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…На доске приготовлены разные картины природы. Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам. Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране. Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова...

А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения"Весна пришла", "ласточка", "лето, осень, зима и весна"…

Распевание на попевках:"Березки", "Времена года", "Весна","Со вьюном я хожу"…А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы (учащиеся исполняют ритм песен) . Другая группа детей становится в хоровод (головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни"Со вьюном я хожу", "Весенняя", "Посею лебеду"…Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.

Картины природы отражали в своих произведениях не толькопоэты, писатели, художники, но и многие композиторы - русские и зарубежные: П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Вивальди, Э. Григ, Н. Римский - Корсаков, И. Ставинский, М. Мусоргский и другие…

Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:

П. Чайковский"Апрель. Подснежник ("Времена года") , А. Вивальди"Весна", С. Рахманинов"Весенние воды", Э. Григ"Утро"…Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…

К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране. Домашнее задание:

В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.

Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов. Все они показывали свое отношение, свои чувствак природе через свои произведения. Музыка природы у всех композиторов разная. Но она всегда - красивая, нежная, светлая,

мелодичная, приятная, удивительная….

Обычно я пишу посты когда что-то наталкивает меня на мысль, что неплохо было бы об этом написать. Вот и на этот раз, случилось именно так. Смотрел на днях последнюю версию «Анны Карениной» режиссера Джо Райта с великолепной музыкой Дарио Марионелли. Картина очень понравилась. Но сейчас разговор не о ней. Дело в том, что Дарио Марионелли использует в своей музыке к фильму всем знакомую мелодию «Во поле березка стояла». Вот это и натолкнуло меня написать данный пост.
Будет правильно начать со слов Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Классическая музыка тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки . Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.

Современное ему аристо-кратическое общество с пренебрежением отно-силось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии прос-толюдинов. Бросив вызов подобным предубежде-ниям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произ-ведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.


М.И. Глинка. «Камаринская»

К его луч-шим произведениям, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры - фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).


М.И. Глинка. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин»

По «фольклорному» пути, проложенному Глин-кой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блес-тящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочине-ния.


А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». «Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»)

А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве - фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»). А.А.Римский - Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов». Пример - песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.


П.И. Чайковский «Анданте кантабиле» из Струнного квартета №1

В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский . Когда кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, он нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского - «частая гостья».


П.И. Чайковский. Симфония №4 - финал

Так, например, в финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола». Можно вспомнить его Andante cantabile из «Струнного квартета №1», где основной темой является песня "Сидел Ваня", романс «Я ли в поле да не травушка была…», украинскую песню "Выйди, выйди, Иваньку" в финале Первого фортепианного концерта композитора.


С.В. Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано (исп. Ван Клиберн)

В замечательном 3-м концерте для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, - писал Рахманинов, - спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
Можно перечислить черты русской лирической песни - широкая распевность, загадки символов, гибкость и красота музыкального языка. Те же черты - выразительность, распевность, созвучие голосов и инструментальных мелодий - присутствуют в музыке русских композиторов.
Народные мелодии, можно сказать, лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку - любят и классическую, и наоборот. Охватить полностью тему использования русских народных песен и мелодий в творчестве композиторов-классиков невозможно, так она обширна.
Мой пост не является уроком по данной теме, но все же, для желающих закрепить материал можно обратиться по

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. Венские классики-композиторы, создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Каждый человек должен знать свою историю, а также людей, что ее вершили. Например, в этой статье мы предлагаем читателю вспомнить известных русских компози...

От Masterweb

23.04.2018 22:00

Каждый человек должен знать свою историю, а также людей, что ее вершили. Например, в этой статье мы предлагаем читателю вспомнить известных русских композиторов, которые уважаемы и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Люди, внесшие небывалый вклад в русскую и мировую классическую музыку

В былые времена классическая музыка была очень популярна. Ведущих композиторов прекрасно знали в лицо и даже умели отличать произведения одного великого классика от другого. Сейчас время, нравы и вкусы значительно изменились. И теперь мы чаще слушаем однообразные мелодии или ритмичные речитативы, большинство из которых забывается на следующий день. Однако несколько лет назад учеными был доказан тот факт, что классика оказывает благотворное действие на организм человек. Существует даже подтвержденная гипотеза о том, что дети, с детства слушающие классическую музыку, намного опережают в развитии своих сверстников. Именно поэтому приучаться к элегантным и волнующим мелодиям необходимо с ранних лет.

Но если в детстве ребенку подобное увлечение казалось немодным или же он просто не задумывался о перемене вкуса, исправить ситуацию можно в любой момент. И начать лучше всего знакомства с русскими композиторами, известными и любимыми. Такими как:

  • Михаил Глинка (1804-1857 гг.).
  • Александр Даргомыжский (1813-1869 гг.).
  • Александр Бородин (1833-1887 гг.).
  • Модест Мусоргский (1839-1881 гг.).
  • Петр Чайковский (1840-1893).
  • Николай Римский-Корсаков (1844-1908 гг.).
  • Сергей Рахманинов (1872-1915 гг.).
  • Арам Хачатурян (1903-1978 гг.).
  • Дмитрий Шостакович (1906-1975).

Истории их жизней - непростые, а судьбы у многих довольно трагичные. Рассказывать об этих людях можно бесконечно, но мы попробуем отметить лишь самые важные факты биографии, чтобы сформировать у читателя представление о том, что представляли собой великие русские композиторы.

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка появился на свет 20 мая 1804 года. Семья его была большой и обеспеченной, проживала на территории Смоленской губернии с тех самых пор, как польский дворянин, что положил начало роду, предпочел своей стране Россию. Родители будущего композиторы приходились друг другу троюродными братом и сестрой. Быть может, именно поэтому воспитание малыша взяла на себя бабушка. Продолжалось так вплоть до ее смерти. Тяга к музыке у юного дарования проснулась в десятилетнем возрасте. Вскорости он был отправлен на учебу в Петербург. Там он познакомился с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, Одоевским и другими известными личностями тех времен. И понял, что желает сделать музыку своей судьбой.

После этого Михаил Глинка написал первые романсы, но результатом до конца не был доволен. Собственная музыка казалась ему бытовой, он стремился расширить грани. И тогда, работая над собой, Михаил Иванович Глинка отправился в Италию, а потом в Германию. Там он узнал таких людей, как Доницети и Беллини, вследствие чего полностью поменял стиль своей музыки.

По приезде в Россию композитор вновь явил стране свои оперы. Но некоторые из них были сильно раскритикованы, и Глинка решил уехать из страны. А вернулся спустя много лет, став преподавателем пения и активно влияя на формирование классической музыки.

Скончался Михаил Иванович 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах был привезен в Санкт-Петербург, где композитор покоится по сей день.

Александр Даргомыжский

Этот непризнанный при жизни музыкальный деятель и почти забытый ныне появился на свет 2 февраля 1813 года в Тульской губернии. Тяга к музыке у Александра Сергеевича Даргомыжского проснулась в возрасте семи лет. И именно тогда он овладел искусством игры на фортепьяно в совершенстве. А в десять лет уже написал свои первые пьесы и романсы. Потом будущий композитор поступил на службу, а после познакомился с Михаилом Глинкой значительно усовершенствовал свое мастерство.

Александр Сергеевич читал ноты, как книгу, а свои произведения старался сделать такими, чтобы музыка не затмевала голоса исполнителей. В определенный период жизни он совершенно бесплатно давал уроки пения непрофессиональным певицам, а после стал одним из консультантов Русского музыкального сообщества. Его величайшая опера «Русалка» едва не сгорела при пожаре в петербургском оперном театре. Но и теперь она исполняется довольно нечасто, поэтому Александра Сергеевича Даргомыжского знают лишь истинные ценители классической музыки. Это весьма печально, ведь еще одна необычная опера композитора, «Каменный гость», состоит из речитативов, которые полностью соответствуют ритму пушкинского стиха, а не привычных тянущихся арий.

Именно это и выделяет композитора среди других. Он не поддался влиянию Италии и Франции, не потакал вкусам публики, не боялся пробовать что-то новое. Он шел своим путем, опираясь на собственный вкус. И неразрывно связал звук и слово.

Александр Бородин

Александр Порфирьевич родился 12 ноября 1933 года в результате внебрачной связи грузинского князя с дочерью военного. Возрастная разница родителей была чуть более сорока лет. Именно поэтому новорожденного записали на фамилию камердинера. Но мать все равно уделяла огромное внимание своему малышу и подбирала для него лучших учителей и гувернеров.

С ранних лет будущего композитора привлекала музыка. И через некоторое время он написал свои первые пьесы, об издании которых позаботилась мать. Именно тогда страна узнала о юном даровании - шестнадцатилетнем композиторе. К слову сказать, Александра Порфирьевича привлекала и молодая (на тот момент) химия. Он с особым интересом проводил различные опыты в собственной комнате, отчего его мать иной раз приходила в неописуемый ужас. А потом Бородин и вовсе поступил в медико-хирургическую академию. В свое время он познакомился с Менделеевым, который считал, что про музыку Александру следует забыть. Однако свое второе увлечение будущий известный русский композитор не забросил, а довел до такого уровня, что творчество Бородина признали не только в стране, но и за рубежом.

Умер Александр Порфирьевич неожиданно. После ритмичного танца его сердце не выдержало и остановилось навсегда. Произошло это 27 февраля 1887 года.

Модест Мусоргский

Следующий величайший композитор родился на территории Псковской губернии 9 марта 1839 года. О его ранних годах известно только то, что до десяти лет он обучался дома и овладел фортепьяно. Затем отправился в Петербург, где заинтересовался церковной музыкой, попробовал себя в сочинительстве. Вскорости его произведения стали исполняться в Санкт-Петербурге и Москве.


Русский композитор Модест Петрович Мусоргский - истинный гений, новатор, третий по исполняемости во всем мире. Творчество его знакомо многим, в особенности музыка из оперы «Борис Годунов». Однако человеком он был глубоко одиноким, поэтому в определенный момент погрузился в апатию и пристрастился к бутылке. Вследствие этого у Модеста Петровича началась белая горячка. Первый серьезный приступ удалось купировать, но избавить от болезни композитора не удалось. И 16 марта 1881 года величайший гений скончался.

Петр Чайковский

Пожалуй, творчество этого композитора является самым узнаваем, причем не только среди взрослых, но и среди малышей. Ведь кто не знает знаменитый «Танец маленьких лебедей»? А написал его именно Петр Ильич Чайковский.

Родился будущий гений апреля 1840 года в городе Воткинсе (Удмуртия) и уже в пять лет превосходно читал ноты и играл на фортепьяно. В юношестве он стал посещать оперный театр Санкт-Петербурга, где особенно впечатлился произведениями Глинки и Моцарта. Будучи служителем Департамента юстиции, бросил все ради «дудки», как говорили его родные. Но вклад, который внес Петр Ильич в русскую и мировую классическую музыку, настолько велик, что полностью оправдывает решение Петра Ильича Чайковского.

Скончался великий гений скоропостижно 25 марта 1893 года. По официальной версии, причиной послужила холера. Но также существует гипотеза о том, что он был отравлен. Причем многие полагают, что композитор сделал это самостоятельно, решив закончить жизнь самоубийством. Однако доподлинно это неизвестно, поэтому общественность предпочитает придерживаться первого варианта.


Николай Римский-Корсаков

Самый народный русский композитор, который мог писать музыку без инструмента, появился на свет 18 марта 1844 года в Тихвине (недалеко от Петербурга). Заниматься музыкой ребенок стал совсем рано, но она не сильно привлекала его. Николая Андреевича манило море, поэтому в возрасте двенадцати лет он поступил на учебу в Морской кадетский корпус, но заниматься музыкой не бросил. Чуть позже он встречает на жизненном пути таких великих людей, как Модест Петрович Мусоргский и Александр Порфирьевич Бородин. Затем плавает на корабле и служит на флоте, продолжая сочинять музыку и черпая вдохновение в природе русских земель, отечественных сказках, былинах, песнях и присказках. А потом и вовсе становится преподавателем консерватории в Санкт-Петербурге, которая ныне носит его имя.

Однако несмотря на свои заслуги, Николай Андреевич относится очень критично к себе, выделяя лишь две свои оперы - «Царскую невесту» и «Снегурочку».

Скончался великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков 8 июня 1908 года вследствие обострения заболевания сердца.


Сергей Рахманинов

Великий музыкальный деятель появился на свет в Новгородской губернии 20 марта 1873 года. Музыкой увлекался практически с младенчества, в пять лет уже играл на фортепьяно, а в девять поступил в консерваторию. В тринадцать познакомился с Чайковским, который стал наставником молодого Рахманинова. Юный гений пишет свои произведения, которые имеют огромный успех. Но одна работа все же негативно оценивается Римским-Корсаковым. Это становится причиной затяжной депрессии Сергея Васильевича Рахманинова, вследствие которой он не пишет произведений на протяжении трех лет. Вскоре после начала Октябрьской революции композитор покидает родину, отправляясь в гастрольный тур по городам Европы.

Последние годы жизни русского гения проходят на территории Америки. 28 марта 1943 года Сергей Васильевич Рахманинов умирает, проживая на тот момент в городе Беверли-Хилз.


Арам Хачатурян

Музыкальный гений из простой армянской семьи родился 24 мая 1903 года. В ранние годы будущее Арама Ильича определяет отец, который видит в мальчике биолога. Но все меняется, когда в 1921 году будущий композитор отправляется на учебу в столицу и живет у брата - знаменитого режиссера. Тот знакомит его с творческим миром. Это переворачивает сознание Арама Ильича Хачатуряна. Он поступает в техникум имени Гнесиных, а потом бросает биологию ради музыки. Композитор пишет множество произведений, которые с большим восторгом воспринимает отечественная и зарубежная публика.

Последние годы жизни русского гения проходят очень тяжело. Он ведет тяжелую борьбу с болезнью - раком. Переносит множество операций, но внезапная кончина жены сильно подкашивает его. И 1 мая 1978 года Арам Ильич Хачатурян умирает.


Дмитрий Шостакович

Последний великий русский композитор, о котором нам хотелось бы рассказать читателю, родился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года в музыкальной семье. Поэтому нет ничего удивительно в том, что судьба Дмитрия Дмитриевича была в какой-то степени предрешена. Свое первое творение он написал в возрасте девяти лет, а в тринадцать поступил в консерваторию.

Не будет преувеличением и то, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович жил музыкой. Постоянно совершенствуя свое мастерство, он мог окутать слушателя звуками и чувствами. Кроме того, он был импровизатор и придумывал музыкальные шедевры буквально на ходу.

Скончался музыкальный гений вследствие опухоли, которую врачи очень долго не могли диагностировать. А когда все же им это удалось, оказалось поздно. 9 августа 1975 года Дмитрия Дмитриевича Шостаковича не стало.


Известные произведения упомянутых композиторов

Ранее мы уже упоминали о том, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на организм человека, улучшая деятельность мозга, повышая восприимчивость к наукам, успокаивая и даря чувство умиротворения. Именно поэтому далее мы представим читателю лучшие и самые популярные музыкальные произведения русских композиторов, которых мы описали выше.

Начнем по порядку:

  • Михаил Глинка - «Патетическое трио», «Вальс-Фантазия», оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Камаринская».
  • Александр Даргомыжский - оперы «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость».
  • Александр Бородин - оперы «Богатыри», «Млада», либретто «Князь Игорь».
  • Модест Мусоргский - оперы «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».
  • Петр Чайковский, русский композитор, самые известные произведения которого знает каждый: «Славянский марш», «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик».
  • Николай Римский-Корсаков - оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Шахерезада», «Садко», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».
  • Сергей Рахманинов - «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».
  • Арам Хачатурян - балеты «Счастье», «Гаянэ», «Спартак».
  • Дмитрий Шостакович - «Нос», «Большая молния», «Леди Макбет Мценского уезда», «Катерина Измайлова», «Игроки», «Москва, Черемушки».

Вот они известные русские композиторы, на которых следует обратить особое внимание каждому гражданину.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255