Небольшое сообщение на тему что такое искусство. Что такое искусство: определение

  • 27.04.2019

1. Профессиональная деятельность, направленная на построение образных форм, представленных в виде особых артефактов - произведений И. Антропологические предпосылки такой деятельности составляют определенные свойства человека, проявляющиеся в отношениях с окружением: упорядочивающая реакция на неопределенность ситуации; представление неопределенной ситуации в образной форме; внешнее представление образов в виде символов, к-рые могут стать объектами коммуникации в процессах соц. взаимодействия. Этим свойствам соответствуют специфические способности людей, к-рые при особой выраженности и специальном развитии позволяют им становиться художниками в широком смысле этого слова: способность к построению композиций из элементов неопределенной ситуации; способность к построению целостного образа; способность к выражению этого образа в культурно приемлемой форме. 2. Специализированная область культуры, соц. значимость к-рой определяется необходимостью для людей определить свои отношения с окружением в системах разделяемых представлений и способностью придавать им внешнюю образную форму. Поскольку соответствующая информация имеет соц. значимость, она оказывается в об-ве и культуре специально упорядоченной, а соответствующие виды деятельности и публичная представленность их рез-тов - особым образом институционализированными. Функциональные основания и символические способы выражения такого порядка составляют специфический культурный код И. Для целей исследования в области соц. наук особую значимость имеют ключевые характеристики И., придающие ему устойчивую во времени самотождественность и социально приемлемые коммуникативные черты. Виды И. И. принято разделять на виды. Основанием для такого разделения является "материал", к-рый оформляется посредством образной эстетической организации. Художественная литература - словесная представленность образов отношений людей с окружением; изобразительное искусство (живопись, графика) - символизация визуальных образов; музыка - организация звуковых символических систем; архитектура - символическая организация жизненных пространств; скульптура - эстетическая представленность тела в пространстве; танец - эстетическая организация движения в пространстве; дизайн - придание эстетической формы массовой информации (реклама, плакат), интерьерам жилых, производственных и обществ. помещений, инструментам, вещам бытового пользования. Можно выделить также смешанные виды искусства, объединяющие в себе элементы нескольких "чистых" видов, например: театр, художественная кинопродукция, фотография, организация массовых действ и т. п. Деление И. на виды способствует отстранению, т. е. представлению в необычной форме дифференцированных типов связей человека с окружением, связей, к-рые в обыденной жизни выступают в синкретичной целостности. Жанры И. В И. принято выделять жанры применительно к каждому из его видов. Выделение жанров осуществляется в соответствии с типом эстетического отношения к окружению: трагический, комический, драматический, лирический, сатирический, фарсовый и т. п. Выделение жанров в каждом из видов И. фиксирует типы социально значимых психических состояний и переживаний, окрашивающих соответствующие произведения И. Художественная форма. В И. принято выделять определенные формы художественных произведений, характеризующих внутреннюю организацию и внешнюю представленность. Так, в художественной литературе можно выделить такие формы, как роман, повесть, рассказ, новелла и пр. - в прозе; поэма, сонет, ода, баллада и т. п. - в поэзии; симфония, соната, оратория, романс, сюита и т. п. - в музыке; картина, портрет, пейзаж, натюрморт и т. п. - в живописи. Формы произведений И. принято также делить на крупные, например: роман - в литературе, симфония - в музыке, монументальная живопись и т. п.; и мелкие: рассказ - в литературе, прелюдия, музыкальный момент, этюд и пр. - в музыке; камерная живопись и миниатюра - в живописи. Выделение форм художественных произведений фиксирует культурное "пространство", предлагаемое автором для детального рассмотрения. Для выделения принципов построения художественного образа и художественной формы в области И. принято выделять особые категории, такие, как стиль, художественное направление, творческая манера. Под стилем в И. принято понимать характерную для определенной эпохи и определенного культурного региона совокупность принципов организации эстетической информации, носящую нормативный, т. е. общепринятый характер для профессиональных художников. Стиль определяет наборы выразительных средств, приемов и технологий, наиболее распространенные в данную эпоху и в данном культурном регионе. Направления в искусстве можно определить как характерные для различных групп художников наборы эстетических принципов, включающие элементы стиля, нек-рые вариации стилистических форм, нек-рые инновативные элементы. В зависимости от сочетаний этих компонент, художественные направления (школы) могут быть составляющими стиля, тяготеющими к нему или отклоняющимися от него художественными тенденциями, инновативными или противопоставляемыми стилю принципами эстетического формирования. Творческая манера автора представляет собой устойчивый набор индивидуальных художественных приемов, характеризующих его идентичность в И. Как и в случае художественных направлений, творческая манера может полностью соответствовать стилю, либо быть вариацией стилистических норм, либо представлять собой инновативный поиск эстетических принципов, выразительных средств, художественных приемов. Выделение категорий, характеризующих принципы построения художественной формы, фиксирует основания структурирования отношений носителей определенной культуры с природным и искусственным окружением. И. целесообразно представлять как определенный культурный код, базирующийся на эстетических, образных принципах построения связей человека с окружением, на основе к-рого профессиональные художники в символической форме решают задачи, возникающие в области этих связей. Это также специфичный культурный порядок, структура к-рого характеризует преимущественный интерес людей к определенным элементам окружения и построению определенных связей с ними. Анализ произведений И. позволяет выявить, в каких формах эстетического отстранения люди представляют свои связи с окружением, и построить гипотезы о том, чем обусловлены такие формы отстранения в данное время и в конкретной культуре. Лит.: Барт Р. Избранные работы. М., 1973; Ванс-лов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983; Искусство в системе культуры. Л., 1987; Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л., 1972; Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983; Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994; Марков М. Искусство как процесс: основы функциональной теории искусства. М., 1970. Э.А. Орлова

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИСКУССТВО

термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И. непосредственно связан со вторым значением термина, сохраняя первое в качестве технического условия всякого творчества.

Понятие "И." коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры, их взаимодействиями, а соответственно - характером философских, искусствоведческих, художественно-пойетических рефлексий и к настоящему времени представляет собой многомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых непрестанно длящимся и трансформирующимся художественно-эстетическим опытом человечества, в том числе развитием интеркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов. Подобного рода непрерывное изменение характера и объема И., его "протеизм", делает невозможным классическое, положительное определение И. Оно принципиально апофатично как в отношении своего субстанционального характера, так и в отношении конкретных, социально-исторических целеполаганий. В силу своей эмпирически-фактичной неопределимости, И. может быть специфицировано лишь в феноменологическом плане, как событие (сбывание) всегда нового, непознанного смысла и тех бытийных обстоятельств, в которых этот смысл становится возможным.

Традиция подобного феноменологического понимания И. сложилась уже в античном мире, когда были эксплицированы три фундаментальные понятия, раскрывающие И. в форме триединства: "POIESIS - MIMESIS - TECHNE". POIESIS - выражает акт творческого действования, основанного на творческом вдохновении, выявляющем и создающем самый художественный предмет (художественно-эстетическую предметность), а не его подобие; по сути здесь и начинается смыслообразование, обращенное к истине. MIMESIS - подражание-воспроизведение (как представление вещи), достоверность произведения, его законосообразность. TECHNE - ремесло, наука, хитрость, ловкость - сделанность, завершенность произведения, его выраженность. И. как творчески-художественный феномен обнимает все три указанных модуса в их неразрывности и комплементарности. Античная поэтика (Аристотель, Гораций), отделяя свободные (лирические) И. от ремесла, акцентировала как отличие художественного вымысла от внешнего (формально-эмпирического) подражания, так и отличие формально-технического ремесла от умного (опирающеюся на умное видение) созидания. Пойетический модус, являющийся определяющим в становлении художественного статуса произведения, одновременно задает сущностный характер его явления и присутствия. Этот сущностный характер И. в акте его непосредственной представленности (присутствия) для понимающего восприятия (чувствования) есть AISTHETIKOS (букв. - чувственное познание, восприятие, однако взятое во всей целокупности чувств, ощущений и их осознания). Таким образом, И., порождая являющий его комплекс художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру - мир, иррелевантный по отношению к эмпирической действительности, обладающий собственной (имманентной) законосообразностью, ориентированный на прекрасное, в направлении которого И. только феноменально и осуществляется. Такой способ осуществления И. как феноменального акта устанавливает его две взаимодополняющие координаты, одна из которых необходимо связана с вопросом экзистенциального присутствия человека в И. (через художественную культуру). Здесь формируется антропологический социокультурный комплекс, где произведения задают ситуацию, эксплицирующую и тематизирующую телеологическую задачу культурного самоопределения исторически складывающихся человеческих сообществ. Экзистенциальное присутствие в художественной культуре тематически определено комплексом произведений И. как наличествующий и определяющий его художественный идеал. И. в этом случае непосредственно апеллирует к верховным ценностям социального порядка и в равной мере само становится предметом социальной критики. Вторая координата обусловливает направленность И. как художественно-творческого процесса на истину, возможность ее явления для эстетического сознания. Эта проблема представлена как гносеологическая составляющая познания И., его философского осмысления. Здесь истина рассматривается в своем явлении не в ноэтически-логической системе, а в своей эйдологической форме ("виде" в букв. смысле слова). Наиболее адекватной формой такого раскрытия истины через ее конституирующий и полагающий эйдос может считаться миф (мифологема) - смысловое фигуративное образование, в котором осуществляется "иерофания" (явление священного, а, стало быть, законосообразного и необходимо сущего). Эта традиция характерна осмыслению гносеологической сущности И. с 3 в. вплоть до Нового и новейшего времени. В любом случае в гносеологическом плане И. устанавливает феноменальное присутствие вещи и устремлено в трансцендентные основания всякого присутствия. Мифологема может считаться наиболее фундаментальной формой явления И., в которой в единстве представлены существенные феноменальные аспекты творческого акта: внеязыковая (внезнаковая) действительность; личностно-определенный, в плане присутствования, субъект (художник, поэт); знаковая реальность, представляющая и указывающая фактичность в И. В мифологеме И. раскрывается в полноте своего бытия, но тем самым оно же не является самостоятельным видом чисто художественной деятельности, схватывая практически всю совокупность бытия как единства творчества и творения. Христианство, предполагая трансцендентность абсолютного субъекта (личного Бога), предлагает символическую форму осуществления И. в виде символа-откровения (завета), постоянно поддерживающего связь (диалог) Творца и Твари. Такое И. имеет Богоданный характер (сюжеты и откровения Священного Писания, теофанические каноны священных изображений, видения и т.п.). Однако в этом постижении трансцендентного через символ уже дает себя знать и творческое своеволие "твари", художника. В этот период понятие "И." коннотируется смысловым акцентом "искус", "искушение". Символ в христианской культуре еще не есть художественное произведение, он остается в границах явления самого феномена И., явления, непосредственно связанного с трансцендентными основами творчества. В этом отношении нет четкой границы, к примеру, между иконой, созданной мастером, и сугубым естественным знаком теофании (след ступни Богородицы, нетленные мощи, вещественные символы Священной истории). Событием, радикально преобразовавшим ситуацию И., можно считать принятие западным христианством принципа "филиокве", откуда воспоследовало постулированное Фомой Аквинским учение "о двух истинах", что привело к известной эмансипации как человеческого (тварного) познания истины, так и, собственно, человеческого творчества. Тварная действительность (эмансипированная природа) сама есть относительно самодостаточный исток бытия, а человек предположен здесь в качестве гносеологического и творческого субъекта. Субъективно творец (художник) уже отделен от мира, который теперь противопоставлен ему в форме объекта и предмета эмпирически поставленных целеполаганий. В подобной ситуации И. оказывается лишь способным описать, отобразить мир в художественных произведениях, которые, по точному замечанию Фейербаха, "не претендуют на то, чтобы быть действительностью". В художественном творчестве начинают доминировать аспекты "техне" - мастерства, умения, и "мимесиса", в плане формального подражания природе, взятой в ее "естественной закономерности". Так складывается "классическая" модель И. как мира художественных произведений, сформированного на эстетических принципах и обращенного к воспитанному эстетическому чувству (восприятию) и суждению (вкусу). Поскольку в этот же период наиболее актуальной составляющей человеческой культуры становится историзм в форме тотальной всемирной истории, полагающей решение телеологической задачи человечества (Гегель, Маркс), то вместе с этим возникает и классическая история искусства (Винкельман), ориентированная на постижение (воспроизведение) прекрасного в его идеальной эстетической форме. Классическая модель мира И. становится определяющей и фундирующей для построения всего "Европейского проекта", что предполагает ее соотнесенность со всеми сторонами европоцентристского мироустройства.

Классический мир И. предполагает образцовость (нормативность) как в плане ориентации на прекрасный идеал, буквально отрафинированный из так называемых классических исторических эпох (ср. "классическая античность", "классическое (высокое) Возрождение"), так и в плане преобразования жизни, выразившееся в социологизированной тематизации соотношения "прекрасного" и "жизни". Формирование объективированного "классического мира И." вместе с установкой на художественный (эстетический) субъект приводит к появлению квазинаучной парадигматики изучения И. с системой процедур, позволяющих изучать, оценивать, устанавливать закономерности развития И. на основе субъективных критериев. Развитию И. Нового времени сопутствуют искусствоведение, теория И. (Вельфлин), художественная критика. Само И. (мир классического И.) рассматривается как специфическая система адекватного описания (отображения) внехудожественной действительности, основным значащим элементом которого является художественный образ. Проблематика художественного образа, наиболее полно представленная в "Эстетике" Гегеля, была попыткой разрешения противоречия между фактичной предметностью произведения И. (что и как представлено) и его смыслом (в терминах классической эстетической теории - противоречие между содержанием и формой). Художественный образ трактовался, по-преимуществу, как продукт творческого воображения, возникающий в процессе создания и восприятия произведения. Однако жесткая привязка художественного образа к процедуре отражения действительности - достоверной и оформленной, привела к целому комплексу парадоксов, связанных с принципиальной неадекватностью "художественного" и "реального" миров. Эта ситуация была отфиксирована Шопенгауэром и Ницше, отфиксирована в форме обостренного внимания к теме POIESIS как необходимого средства формирования самой художественной предметности, остающейся актуальной и по сей день. Именно POIESIS как основополагающий момент художественного творчества стал той основой, на которой возникли многообразные инновационные течения, обычно определяемые термином "modern art", значительно трансформировавшие всю концепцию, а вместе - и практику И. конца 19 - начала 20 в.

На рубеже веков обозначился длящийся на протяжении всего 20 в. конфликт классической и инновационной традиций, в недрах которого все ярче обозначается глубинная трансформация И. и выход его в совершенно новое измерение человеческого существования, достаточно точно выраженное М. Хайдеггером: "Искусство вдвигается в горизонт эстетики. Это значит: художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека". Подобный статус И. предполагает не классическое строение художественного мира и равноправное сосуществование и коммуникацию разнообразных культурных миров, сопряженных с жизнедеятельностью столь же различных, зачастую динамично меняющихся человеческих существ, самоорганизующихся по политическим, хозяйственно-экономическим, этническим, религиозно-этиче-ским и ценностным принципам. Коммуникативный принцип структуризации художественного (культурного) мира, к концу века принявший тотальный характер, видоизменяет способ и форму бытия И., которое становится преимущественно знаковым образованием (дискурсом), несущим (передающим, коммуницирующим) ценностные значения.

Современное И. представляет собой сложную систему коммуницирующих форм и направлений, нередко объединяемых так называемым "постмодернистским проектом". Особенностью разнообразных "модернистских" артефактов стало непосредственное присутствие автора-исполнителя в реализации художественного акта, который направлен на публичную провокацию, которая завершается вместе с исполнением. Что же касается художественной (эстетической) концепции, то она реализуется в модернизме в форме программы, манифеста и антропологических рефлексий. В целом можно констатировать, что феномен "современное И." - скорее гуманитарно-антропологический проект, резко, иногда агрессивно направленный против тотально господствующих систем социальных самореференций - политической и экономической. В силу этого возникающие в процессе художественного акта сообщества носят маргинальный и временный характер. Однако "современное И." в его авангардных формах далеко не исчерпывает современную художественную культуру, которая удерживается классической парадигмой, оформленной в форме классического художественного образования, музея, академических институтов, которые включены в систему массовой коммуникации и в отношении к которой современные формы художественной деятельности опознают себя в эстетическом и художественном планах. Наконец, картина современного И. и современной художественной культуры была бы неполной без феномена массовой культуры, принципиально ориентированной на массовый художественный рынок и производство идеологем массового сознания (культ звезд, потребления, массовых фобий, жизненного успеха). Массовая культура развивается по преимуществу в средствах коммуникаций, непосредственно представляющих господствующие политические, экономические и идеологические референции общества и непосредственно включающие социализирование индивидов в тотальные системы власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

С самых древних времен искусство формировало человечество, его мировоззрение и систему ценностей. Ключевую роль в данном случае всегда играл некий акт творения, позволявший представителю рода человеческого проникнуть за пределы обыденной жизни, прирастить к действительности дополнительный пласт, сотканный из собственного мировидения, таланта и воображения.

Проблема осознания искусства

Абсолютно каждый человек на планете Земля знаком с термином «искусство», активно его использует в повседневной жизни, однако далеко не все задаются вопросом о том, чем же на самом деле является искусство. Само по себе понятие уже многогранно и спорно. Еще большее количество рассуждений и точек зрения продуцирует вопрос «что можно назвать искусством». Прежде всего это касается, конечно, современности, ведь ни у кого не возникает сомнения в том, что картины Питера Брейгеля или Винсента Ван Гога можно назвать шедеврами.

Прежде всего, разберемся в том, что таит в себе значение слова искусство.

Суть самого термина

Точек зрения по этому поводу существует достаточно много, однако к сегодняшнему дню человечество успело сформировать общее базовое понимание этого термина. Чаще всего под искусством подразумевают некую совокупность культурных, духовных, эстетических знаний человека, воплощаемых в художественных объектах. В данном случае речь идет не о каком-то конкретном виде творчества, а о творении в целом.

В самом общем смысле искусство - это попытка человека постичь мир посредством акта творения. Конечно, со временем такого рода попыток становится все больше, они накапливаются и внимательный пытливый ум получает возможность отследить определенную закономерность в существующих эстетических объектах. Таким образом, со временем появляется искусство той или иной эпохи, отражающее сознание человека в определенный временной период.

По сути, на вопрос о том, определение можно давать до бесконечности, поскольку в данном случае просто огромную роль играет собственное понимание вопроса каждым индивидуумом. В некоторых случаях под этим термином понимают реалии, совершенно не связанные с объектами эстетики. Хирурги, программисты, почтальоны, учителя и бесконечный перечень людей других специальностей вполне способны превратить в искусство собственную работу, хотя к эстетике это отношения не имеет решительно никакого.

Виды искусств

О проявлениях искусства в жизни человечества можно говорить бесконечно, однако вековые традиции позволяют выделить несколько основных слова предстает человечеству в виде Опыт тысячелетий отражается в нем в метафорах, эпитетах, скрытых и явных смыслах, над которыми читатель задумывается снова и снова, беря в руки ту или иную книгу.

Народное искусство с самых древних времен сопровождает человека в его жизни, освоении действительности. Изначально представленное в качестве синкретических обрядов и действ, а затем перешедшее в форму сугубо эстетическую, оно до сих пор развивается, совершенствуется и расширяет свои границы. Лирические песни, фрески, нарядные вышиванки, частушки и даже всем известные анекдоты о Вовочке - все это проявление творчества самого народа, отражающее его сознание и мировидение.

В цветах и оттенках передает человеческое сознание изобразительное искусство. Такого рода творчество является во всех смыслах особенным. Каждый мазок, каждый изгиб той или иной формы нацелен на передачу образа. Целостного, полного объекта, воплощенного в мельчайших деталях.

Конечно, нельзя забывать о музыке - наиболее синестетичном виде искусства из всех существующих. Испокон веков она сопровождала человека, служа сначала для введения в своего рода транс, а затем перейдя в область непосредственно эстетики.

Взгляды на классификацию искусств

Помимо извечного вопроса «что такое искусство», определение самого понятия предусматривает и ряд аспектов рассмотрения этой составляющей бытия человечества. В частности, разделение его на виды, попытка некоторой классификации.

Отражение действительности

Истоки данной проблемы уходят к самому Аристотелю, который считал искусство подражанием природе. Именно из его теории произошла теория мимесиса как основной составляющей.

В своей классификации Аристотель опирался на непосредственно способ подражания. была определена именно автором «Поэтики».

Бытийный статус

Лессинг же строил свою классификацию по иному принципу. Философ разделял искусства на временные и пространственные. К первым относились литература и музыка, а ко вторым - живопись, скульптура. Конечно, в данном случае довольно сложно провести резкую разделяющую черту, поскольку план содержания и план выражения того или иного произведения могут различаться кардинально.

Взаимодействие с сознанием

Эпохе Романтизма человечество обязано разделением на изобразительные и экспрессивные искусства. Значение слова «искусство» понималось в это время весьма своеобразно. К изобразительным искусствам могли относиться как литература, так и живопись, не говоря о скульптуре и театре. Однако любой вид: музыкальное искусство, скульптура или архитектура - априори воздействует на человека, а посему является экспрессивным. В особенности это касается, конечно, музыки.

Народность, культура, собственная эстетика

Что такое искусство, определение которого до сих пор до конца не разгадано, если не отражение мировоззрения определенной категории людей в рамках конкретного времени? Если задуматься, именно общее бытийное сознание определяет основные принципы творения. Народное искусство дает толчок к авторскому, перерастающему во что-то большее. Эти особенности формируются в зависимости от различных аспектов: политической, исторической ситуации на территории той или иной страны, ее населения, взаимодействием с другими культурами.

Изобразительное искусство, как и любое другое, определяется сразу несколькими факторами. В первую очередь, это осознание понятия красоты конкретной народностью. Вполне очевидно, что эстетические стандарты Азии совершенно несовместимы с идеалами славян или коренных американцев. Вторая же составляющая - мировой контекст. В большинстве случаев искусство все же ориентируется на определенные течения в мировой культуре, заимствует из нее конкретные элементы и базовые принципы, что впоследствии позволяет определить мировоззрение человечества на той или иной стадии его развития.

Искусство и ответственность

Любой эстетический объект - это в первую очередь акт творения. В различные эпохи отношение к этому процессу было совершенно различным. В эпоху Античности и Средневековья поэт, к примеру, считался неким медиатором, связным между небом и реальностью, своего рода мессией. Позже, с приходом индивидуально-авторской эпохи, поэт, музыкант или художник стали рассматриваться именно как творцы. Целые миры выходили из-под пера мастеров, новые реальности создавались при помощи красок, новые чувства рождались при звучании музыки.

Его), если не ответственность в данном случае? Если не осознание себя как творца? Не зря значение слова "искусство" этимологически и морфологически сходно со словом "искушение". В апокрифической литературе часто упоминается сюжет состязания бога и дьявола в творении, когда бог создал женщину, а его оппонент - змея. Уже тогда творение подразумевало ответственность за самое себя, поскольку нет силы более всеобъемлющей, чем музыкальное искусство, и трибуны более мощной, нежели литература. Само человечество определяется творением, существует в нем, развивается и совершенствуется.

Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. Из нашей статьи вы можете узнать о роли и задачах.

Что такое искусство? Общая информация

Понятие «искусство» достаточно многогранно. Обычно под ним подразумевают отрасль человеческой деятельности, которая может удовлетворить одну духовную потребность, а именно любовь к прекрасному. Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.

Самым первым автором, который раскрыл понятие «искусство», был Шарль Батё. Он создал целый трактат, в котором классифицировал данную отрасль человеческой деятельности. Его книга «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» была опубликована в 1746 году. Шарль Батё считает, что их можно определить по нескольким критериям. Автор уверен, что искусство приносит удовольствие, а также оно имеет духовный, а не телесный характер.

Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры.
Обычно искусство делят на три группы:

  • тоническую (музыка и поэзия);
  • образную (архитектура, живопись и скульптура);
  • смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие).

Существуют разнообразные виды искусства:

  • пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
  • временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
  • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография).

Графика

Искусство графики - это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства - контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

Гравюра - это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

Еще один популярный вид графики - особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

Искусство графики - самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

Бэнто

Бэнто - это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства - бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто - это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды - это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

Бэнто - это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.

Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

  • формируется личность;
  • повышается уровень интеллектуального потенциала;
  • формируются нравственные ориентиры;
  • развивается способность творческого мышления;
  • появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
  • развивается память и внимание;
  • расширяется кругозор.

Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами. Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства - важный этап в развитии человечества.

Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них - «Сам себе Кандинский».

Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

Изобразительное искусство. История его развития в России

Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

Это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств - показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых. Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран. Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

В 18-м веке наиболее популярным становится Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления. Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало.

Темы, раскрываемые в искусстве

Удивительно, но все темы и проблемы, которые раскрывают мастера в своих художественных произведениях, актуальны на протяжении многих веков. Древние римляне утверждали, что искусство, в отличие от человеческой жизни, вечно. Это неслучайно. Темы в искусстве освещают общественные проблемы, которые нередко встречаются и сегодня. Именно поэтому они составляют огромную ценность для человечества. Мастера нередко раскрывают в своих произведениях тему любви, природы и дружбы.

Со временем меняются направления в искусстве и появляются новые мастера, но темы и образы остаются неизменными. Именно поэтому любое произведение остается актуальным на протяжении многих лет.

Искусство и его роль

Роль искусства в жизни общества неоценима. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство формирует духовный вид людей, их чувства, мысли и мировоззрение. Образное воссоздание действительности создает нашу личность. Искусство помогает развиваться и самосовершенствоваться. А также познавать окружающий мир и самого себя.

Искусство - это культурное наследие. Благодаря художественным произведениям можно выяснить, как жили люди в то или иное время. В последнее время особую популярность имеют различные арт-методики. Благодаря искусству можно научиться контролировать себя. Создавая художественный объект, можно забыть о проблемах и избавиться от депрессии.

Искусство и его задачи

Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности - нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

Современное и первобытное искусство

Многих интересует, На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

Подводим итоги

Важно с раннего возраста развивать не только левое, но и правое полушарие мозга. Для этого необходимо заниматься искусством. Особенно важно уделять должное внимание творческому развитию ребенка. Настоятельно рекомендуем делать это с первых лет его жизни. Далеко не каждый понимает роль, задачи и виды искусства. Кратко описанная информация в нашей статье позволяет получить базовые знания о различных художественных сферах деятельности.

ИСКУССТВО

И. в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, т. е. совершенное исполнение данной работы, приобретает тем самым непосредственно эстетич. смысл, т. к. искусная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника-поэта, живописца, музыканта, творения которого прекрасны в той мере, в какой запечатлевают высокое мастерство их создателя и вызывают у нас эстетич. восхищения. Однако гл. отличительный художественного творчества состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, т. е. в выработке специфического духовного содержания и в специфич. социальном функционировании.

Стремясь определить смысл существования И. как особой сферы деятельности, принципиально отличающейся от И. в широком смысле слова, теоретики на протяжении всей истории эстетич. мысли шли двумя путями: одни были убеждены, что «тайна» И. состоит в какой-то одной его способности, одном призвании и назначении - либо в познании реального мира, либо в созидании мира вымышленного, идеального, либо в выражении внутр. мира художника, либо в организации общения людей, либо в самоцельной, чисто игровой активности; др. учёные, обнаруживая, что каждое из подобных определений абсолютизирует какие-то одни присущие И. качества, но игнорирует иные, утверждали именно многомерность, разносторонность И. и пытались описать его как набор различных качеств и функций. Но при этом неизбежно утрачивалась И., и представало в виде суммы разнородных свойств и функций, способ объединения которых в , качественно своеобразное оставался непонятным.

Марксистско-ленинская эстетика рассмат-ривает И. как одну из осн. форм духовного освоения действительности. Опираясь на познават. способности обществ. человека, И. стоит в ряду с такими формами обществ. сознания, как наука, хотя оно и различается с ней по своему предмету, по форме отражения и духовному освоению действительности, по своей социальной функции. Общее и в научном, и в художеств. сознании – способность объективно отражать мир, познавать действительность в ее сущности. В этом И. противоположно религии (хотя они на определ. стадиях историч. развития были тесно связаны), поскольку религ. сознание отражает реальность превратно и неспособно проникнуть в объективную сущность вещей.

В отличие от науки, теоретически осваивающей мир, И. осваивает действительность эстетически, охватывая мир целостно, во всем богатстве живых проявлений сущности, во всей чувств. яркости единичного, неповторимого. Но, вместе с тем, оно в лучших своих произведениях есть , раскрытие истины, глубокое проникновение в сущность обществ. жизни. Эстетич. отношения человека к миру проявляются в обществе в самых разных формах и, в частности, во всякой предметной деятельности, в к-рой более или менее свободно выявляется творч. характер труда. Этим, в частности, объясняется наличие художеств. элемента в тех или иных продуктах материального произ-ва. Однако И. исторически формируется как особая, специфич. область духовного произ-ва, призванная осваивать действительность эстетически: в нем обобщаются, выявляются и развиваются эстетич. отношения общества к реальному миру.

Художеств. сознание не имеет целью давать какие бы то ни было специальные знания, его познават. не связана с какими-либо частными отраслями материально-производств. или обществ. практики и не имеет целью выделять в явлениях какую-то особую цепь закономерностей, напр. физич., технологич. или, с др. стороны, специально экономич., психологич. и т.д. Предметом И. является "все, что есть интересного для человека в жизни" (Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 91), оно осваивает мир во всем богатстве его проявлений, поскольку они оказываются объектом практически-конкретного интереса людей. Отсюда – целостный и всесторонний характер художеств. сознания, способствующий индивиду в осознании своей "родовой сущности" (Маркс), в развитии его социального самосознания как члена общества, определ. класса. И. призвано расширять и обогащать практически-духовный опыт человека, оно раздвигает границы "непосредственного опыта" индивидов, являясь мощным орудием формирования человеч. личности. Специфич. социальная функция И. состоит в том, что оно, являясь формой осознания действительности, конденсирует в себе бесконечное многообразие накопленного человечеством духовного опыта, взятого не в его всеобщих и конечных результатах, но в самом процессе живых взаимоотношений обществ. человека с миром. В произведении И. овеществлен не только итог познания, но и его путь, сложный и гибкий процесс осмысливания и эстетич. обработки предметного мира. В этом – важнейшая отличит. особенность "художественного... освоения...мира" (см. К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 728). Поскольку в И. мир предстает освоенным, осмысленным, эстетически обработанным, картина действительности в большом, подлинно классич. произведении И. обладает упорядоченностью, стройной логикой, красотой, даже если идет о воспроизведении низменных или уродливых явлений жизни. Эта не вносится в предметный мир произволом субъекта, но раскрывается художником в процессе духовного освоения действительности (человек творит "по законам красоты" – см. К. Маркс , Из ранних произв., 1956, с. 566). Воспринимая произведение И., человек как бы заново совершает творч. освоения предмета, делается сопричастным закрепленному в И. практически-духовному опыту, что вызывает особое чувство радости духовного обладания миром, эстетич. , без к-рого немыслимо ни создание, ни восприятие художеств. произведения.

Длительную историю имеет и осознание обществ. роли И. Понимание И. как средства социального воспитания намечается уже в античности (Платон , Аристотель) и в классич. эстетике Востока (напр., в Китае – Конфуций). Согласно мыслителям древности, И. обладает способностью настраивать определ. образом психику человека, делать его полноценным членом гражданского общества, полезным слугой гос-ва. Ср.-век. философия толковала эту роль в превратно-теологич. смысле; Ренессанс противопоставил ей идею о значении И. в свободном и всестороннем развитии личности (Кампанелла). Просветительская эстетика отчетливо вскрыла значение художеств. сознания в практич. социальной борьбе, подчеркнув нравственно-воспитательную (Шефтсбери) и общественно-мобилизующую функцию И. (Дидро). Важнейшую роль для понимания И. как активной обществ. силы в борьбе за освобождение человека сыграли представители нем. классич. эстетики (Гёте, Шиллер, Гегель), к-рые понимали И. как " свободы". Однако эта проблема была поставлена ею идеалистически, что приводило к противопоставлению "скованной жизни" свободному иск-ву (Кант). На противоречия нем. идеализма указали рус. революц. демократы, видевшие в И. "учебник жизни" и усматривавшие его функцию в "приговоре" ее явлениям (Чернышевский).

Марксизм-ленинизм поставил о воспитат. роли И. на историч. почву. Будучи орудием осознания действительности, И. является активной силой обществ. самосознания, в классовом обществе – классового. Познание мира в И. неразрывно связано с его эстетич. оценкой, к-рая, будучи по своей природе социальной, необходимо включает в себя всю систему воззрений обществ. человека; художеств. произведение способно органически выражать в своем эстетич. содержании филос. нравств., обществ. и политич. идеи. И. передовое, отвечающее поступат. развитию человечества, играет прогрессивную роль в духовном развитии людей, в их всестороннем идейном и эмоцион. росте. Мера свободы в осуществлении этой его воспитат. роли определяется конкретными социальными условиями. Эксплуатация человека человеком неизбежно приводит к одностороннему, а иногда и уродливому проявлению идейно-воспитат. функции И. Только социалистич. обеспечивает И. возможность свободно формировать каждого члена общества во всем богатстве его жизненных отношений и субъективных способностей.

Синкретичный и преимущественно ритуально-магический характер “произведений” первобытного искусства эпохи позднего палеолита (30-20 тыс. лет до н. э.), несмотря на непроявленность собственно эстетических начал, тем не менее позволяет отнести их к фактам искусства. Древние скульптуры, фигурки животных и людей, рисунки на глине, наскальные “фрески” отличаются живостью, непосредственностью и достоверностью изображения, свидетельствуют о знании и владении языком и средствами условного отражения на плоскости, умении работать с объемами. Определение первобытного искусства как “реалистического”, “натуралистического” или “импрессионистического” по сути фиксирует “кровнородственную” связь между далеким первоначальным и последующими этапами развития искусства, его современными формами и типологическими характеристиками.

Разнообразные трактовки понятия искусства отражают различные аспекты его общественной природы и видовой специфики. Так, античная эстетика делала упор на миметическом, “подражательном” моменте, подчеркивая познавательное значение и нравственную ценность искусства. В Средние века искусство рассматривается как способ и средство приобщения к “бесконечному”, “божественному” началу: в нем видят носителя, пусть и несовершенного, образа духовной, “бестелесной” красоты. Эпоха Возрождения возвращает и развивает античное об искусстве как “зеркале”, “подражании прекрасной природе”, присоединяясь скорее к Аристотелю, чем к Платону. Немецкая классическая эстетика (Кант , Шиллер, Гегель и др.) рассматривает искусство как “целесообразную деятельность без цели”, “царство видимости”, “игру творческих сил”, проявление и выражение бытия “Абсолютного Духа”, вносит существенные коррективы в понимание взаимоотношений искусства с эмпирической реальностью, наукой, моралью и религией. Русская эстетика реализма настаивает на идее органической связи искусства с действительностью, считая его главным предметом “все, что есть интересного для человека в жизни” (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1947, с. 91). Современная “постмодернистская эстетика”, подвергая сомнению и отрицанию традиции и ценности “старой”, гуманистической культуры, пытается в духе “нового мимесиса” (Ж. Деррида) перетолковать взаимоотношения произведений искусства с тем, что лежит за краями “текста” и классифицируется как “реальность”.

Выявление отношений искусства и действительности не исчерпывает проблему определения его сущности. Конкретновсеобщая природа искусства охватывается и раскрывается целым рядом подходов, предполагающих и дополняющих друг друга; среди них принято выделять теоретико-познавательный (эпистемологический), ценностный (аксиологический), эстетико-социологический (функциональный). Рассматривая искусство в эпистемологическом плане, на что делал упор Платон, или в рамках осуществляемой им функции, с чего начал свой анализ греческой трагедии Аристотель, теоретик так или иначе определяет и ценностное значение художественного познания и деятельности. В свою очередь ценностный подход не может пренебречь социологической характеристикой сущности и функции искусства. Для понимания специфики искусства особое значение имеют теоретико-познавательный и ценностный аспекты, а место и роль искусства в общественной жизни адекватно схватывается и выявляется посредством эстетико-социологического анализа. Кант, проанализировав “суждения вкуса”, убедительно показал самостоятельность (хотя и относительную) гносеологического аспекта. Вопрос о социальной сущности искусства возникает лишь в рамках обсуждения его коммуникативных возможностей и функции. Ведь искусство в собственном смысле слова само формирует публику, понимающую его и способную наслаждаться красотой.

Исторически искусство возникает тогда, когда человек выходит за пределы удовлетворения своих непосредственных физических потребностей, практически-утилитарных интересов и целей и получает возможность творить универсально, свободно, производя вещи и предметы, доставляющие ему наслаждение самим процессом деятельности. Возникновение и искусства связано с удовлетворением потребности, сначала предощущаемой, а затем и осознанной, в производстве и воспроизводстве собственно человеческого характера своей жизнедеятельности, а самого себя как существа всеобщего и универсального. Искусство выявляет, обнажает и представляет иллюзорно, в “видимости” то, что скрытно - как , цель и образ действия - заключено в предметно-общественном содержании человеческой деятельности, что является объективным источником активности индивида. При этом потенциальную возможность универсального развития общественного индивида искусство утверждает явочным порядком - как реальную возможность и актуальную силу, не упуская из виду, что реализуется она в условиях господства “царства необходимости”.

Искусство, по самой своей природе опережающее нормы и представления своего времени, в определенном смысле способно задавать цель. В мире художественного воображения человек как бы парит над необходимостями, не укладываясь в рамки обязательного соответствия “сущему”. В этом смысле искусство создает “возможное “динамическое” бытие” (Аристотель), мир “целесообразности вне всякой цели” (Кант). Внешние обстоятельства не обладают абсолютной властью над внутренними нормами человеческого отношения к действительности, которые искусство вырабатывает “идеально”. Поэтому художественное произведение является проекцией духовного устремления, поиска чувств, фантазии желаний, ибо рождается из потребности человека преобразовывать свое чувственное отношение к действительности, поставляющей этой потребности весь необходимый материал. Искусство не отворачивается брезгливо от полноты проявлений жизни (и в этом смысле для него нет ничего “запретного”), но в то же время не требует, как заметил Л. Фейербах, признания своих произведений за действительность. Сила искусства проявляется в известной его свободе от фактологической стороны жизни. Именно эту его особенность имели в виду Гегель, представлявший историю искусства как воплощенное в образах “самодвижение” эстетического идеала, и Белинский, усмотревший в “тоске по идеалу” свойственную именно искусству иллюзорную форму выражения насущных потребностей общественного человека. Идеал как должное и возможная реальность получает в искусстве свое предметно-истинное воплощение и оправдание. Отражая и выражая действительность с позиций высших потребностей развивающегося человека, искусство показывает, как настоящее входит в будущее, что в настоящем принадлежит будущему

В принципе искусство создается личностью и обращается к личности. Ни одна область творческой деятельности человека не может соперничать с ним в полноте отражения всего многообразия человеческих ощущений. Это относится и к художнику, автору произведения, в котором он “самовыражается”, часто поверяя читателю, зрителю самые сокровенные тайны своего сердца, разума, души (ср. слова Флобера о героине его романа: “Эмма - это я”). Беспрецедентны возможности искусства в раскрытии мотивов человеческого поведения, поступка, переживания. Снимая уже известные, фиксированные значения фактов, явлений, событий, художник обнажает и воспроизводит их внутренний смысл в индивидуально-неповторимом облике и форме, чем существенно и очевидно отличается от ученого-теоретика (подробнее см.: ЛеонтъевА. Н. Проблемы развития психики. М., 1965, с. 286-290). Будучи актом творческим и пристрастным, искусство рассчитывает на адекватную ответную реакцию. В процессе восприятия произведения искусства, как правило, акта глубоко индивидуального, неповторимо личного, проявляется полнота универсальной, всеобщей природы читателя, зрителя, слушателя. Всевозможные отклонения, обусловленные разницей в уровне развития вкуса, воображения, общей и эмоциональной культуры реципиентов, не отменяют данной нормы подлинно художественного восприятия.

“Воображаемое бытие”, “возможная реальность” искусства не менее (часто - более) действительны, чем послуживший исходным пунктом созерцания и представления объективно существующий мир; и по форме - это образ целого в “облике” художественного представления, где обобщение строится посредством перехода от одной конкретности к другой, причем так, что образотворчество с необходимостью выступает как смыслотворчество (см. Образ художественный . Типическое). Итак, посредством искусства - особого вида духовно-практического освоения действительности - происходит формирование и развитие способности общественного человека творчески воспринимать и преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от других сфер и форм общественного сознания и деятельности (наука , мораль, религия , политика) искусство удовлетворяет важнейшую человеческую потребность - восприятие, познание реальной действительности в развитых формах человеческой чувственности, т. е. с помощью специфически человеческой способности чувственного (“эстетического”, наглядно-выразительного) восприятия явления, предметов и событий объективного мира как “живого конкретного целого”, воплощаемого в произведениях искусства посредством творческого, “продуктивного”, воображения. Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, его воздействия на жизнь и человека поистине безгранична. Это, с одной стороны, лишает всякого смысла претензию искусства на какую-то исключительность, кроме той, что диктуется его видовой сущностью. С другой, - оказывая преобразующее воздействие на многие общественные сферы и институты, искусство сохраняет присущие ему особенности и относительную самостоятельность. Исторически искусство развивается как некая система конкретных видов. Это - литература, музыка, архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и т. д. Их многообразие и различия фиксируются и классифицируются по критериям, выработанным эстетической теорией и искусствознанием: по способу отражения действительности (гносеологический критерий) - изобразительные, выразительные; по способу бытия художественного образа (онтологический критерий) - пространственные, временные, пространственно-временные; по способу восприятия(психологический критерий) - слуховые, зрительные и зрительно-слуховые. Однако это относительно. Произведение по преимуществу “изобразительное” является одновременно и “выразительным” (напр., живописный портрет или пейзаж, актерское искусство и т. д.), а “выразительное” включает в себя и “изобразительный” элемент (как, напр., “Картинки с выставки” М. Мусоргского, танец или архитектурный образ). Классификация, строящаяся по принципу доминирующего признака, не учитывает того, что каждый вид искусства использует и представляет (в разной пропорции) все формы и средства художественного “языка” - изобразительность, выразительность, символизацию, временные и пространственные характеристики. Особое место в этой системе видов искусства занимает литература, как наиболее “синтетичная” форма художественной образности. Виды искусства - система динамично развивающаяся: в ту или иную эпоху какой-то из видов превалирует, становится господствующим (эпос и трагедия - в Древней Греции, архитектура и иконопись - в Средние века, кинематограф и телевидение - в 20 в.). С развитием науки и техники, совершенствованием коммуникационных средств возникают новые виды искусства; так, в нач. 20 в. появляется кино, а в конце его - художественная фотография, использующая принцип “коллажа” (техники, разработанной еще Браком и Пикассо) и претендующая на статус нового визуального искусства.

Вопрос “что такое искусство?” приобретает актуальность и остроту с появлением постмодернизма, который ставит под многие “старые”, классические представления, в т. ч. об эстетическом, о художественном, а стало быть, и об искусстве. Для постмодернистов они сохраняют свое значение лишь в качестве “транскультурных, трансвременных ценностей”. Подвергаются ревизии античные представления о реализм. Отстаивается идея приоритета т. н. осязаемых, а не иллюзионистских объектов, представляющих собой , оригинальное средство взаимодействия между художественной экспрессией и опытом повседневной жизни. Соответствующую этому принципу “постмодернистскую” художественную практику рассматривают (точнее - выдают) за новый и непредсказуемый по своему значению шаг в сближении искусства и жизни, якобы сливающихся в “единовременное переживание”. Такой подход к искусству вполне созвучен и адекватен модернистскому отказу от целостной картины мира, в действительности дискретного и незавершенного. Однако столь решительный разрыв с прошлым, классическим наследием вряд ли окажется могущественнее духовно-практической силы самого искусства, продолжающего поражать и давать наслаждение все новым поколениям людей.


Основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом ) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования - художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства - высшая форма результата творчества.

Цели искусства :

  • распространение духовных благ ;
  • самовыражение автора.

Функции искусства.

  1. Познавательная . Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
  2. Воспитательная . Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
  3. Эстетическая . Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
  4. Гедонистическая . Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
  5. Прогностическая . Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
  6. Компенсаторская . Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
  7. Социальная . Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
  8. Развлекательная (например, массовая культура).

Виды искусства.

Виды искусства различны - все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

  1. Изобразительное искусство :
    • статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
    • динамическое (например, немое кино, пантомима).
  1. Выразительное искусство (или неизобразительное):
  2. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

  • прикладное (декоративно-прикладное);
  • изящное (музыка).

По времени создания :

  • традиционное (скульптура, литература);
  • новое (кино, телевидение, фотография).

По соотношению время-пространство :

  • пространственное (архитектура);
  • временное (музыка);
  • пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов :

  • простое (музыка, скульптура);
  • сложное (оно же - синтетическое: кино, театр).

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества - развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.