Что означает слово беллетристика. Что такое беллетристика

  • 29.08.2019

БЕЛЛЕТРИСТИКА

И, ж. , собир.

1) Художественная повествовательная литература.

Он говорил: - По каждому предмету капитальных сочинений очень немного... Берем русскую беллетристику. Я говорю: прочитаю всего прежде Гоголя (Чернышевский) .

2) разг. Произведения для легкого чтения в отличие от классических литературных произведений.

Родственные слова:

беллетр"ист, беллетр"истка, беллетрист"ический

Этимология:

От французского belles-lettres ‘изящная словесность’ (< belle ‘прекрасный’ и lettre ‘буква’, ‘письмо’). В русском языке - с первой половины XIX в.

Энциклопедический комментарий:

Слово "беллетристика" получило широкое распространение благодаря Белинскому, который беллетристику и беллетристов противопоставлял истинно художественным (поэтическим) произведениям и настоящим писателям (поэтам). Беллетристика для Белинского - понятие не столько жанровое, сколько эстетическое, т. к. он противопоставлял по этим признакам не только прозаиков, но и поэтов, драматургов. Позже слово "беллетристика" стало обозначать "легкое чтение" , легкую литературу, понятную и доступную массе.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЕЛЛЕТРИСТИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. belles lettres - изящная словесность) 1) Вся художественная литература (устаревшее значение). 2) Жанровая литература. Жанры Б. - …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Литературной энциклопедии:
    см. …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от франц. belles lettres - художественная литература) 1) художественная проза...2) В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от франц. belles lettres - изящная словесность), в широком смысле - художественная литература вообще. В более узком и более употребительном …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от франц. belles-lettres) — то же, что "изящная словесность" (см. это …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Современном энциклопедическом словаре:
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА
    (от французского belles lettres - художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно "легкое чтение": массовая литературная продукция …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, собир., ж. 1. Повествовательная художественная литература. Беллетрист - автор таких литературных произведений.||Ср. ПРОЗА. 2. Художественная литература для легкого …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ас. 1. Повествовательная художественная литература. 2. перст. О литературе, к-рая читается легко, без затруднений, II прил. беллетристический, -ая, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛЛЕТР́ИСТИКА (от франц. belles lettres - худ. лит-ра), худ. проза. В 20 в. также массовая лит. продукция бытописат., развлекат. характера …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от франц. belles-lettres) ? то же, что "изящная словесность" (см. это …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    беллетри"стика, беллетри"стики, беллетри"стики, беллетри"стик, беллетри"стике, беллетри"стикам, беллетри"стику, беллетри"стики, беллетри"стикой, беллетри"стикою, беллетри"стиками, беллетри"стике, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. belles-lettres изящная словесность) художественная литература; в узком смысле - художественная проза в отличие от поэзии и …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре иностранных выражений:
    [ художественная литература; в узком смысле - художественная проза в отличие от поэзии и …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в словаре Синонимов русского языка:
    литература, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Прозаические повествовательные произведения художественной литературы (в отличие от научной, публицистической и т.п. литературы). б) Произведения, предназначенные для …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    беллетр`истика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    беллетристика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Орфографическом словаре:
    беллетр`истика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    повествовательная художественная литература беллетристика о литературе, которая читается легко, без …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре Даля:
    жен. , франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист муж. беллетристка жен. писатель по сей …

Жанр

Термин «беллетристика» часто упоминается в значении «массовой литературы », противостоящей «высокой литературе» . Это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .

В широком смысле слова беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространённому в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» - французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности », где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .

Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллируют к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от массовой литературы ,зачастую поставленной на «конвейер » с использованием «литературных негров », беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Но чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем такая литература теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность . Существует мнение, что к беллетристике фактически относятся такие произведения классики советской литературы , например, как «Чапаев », «Железный поток », «Как закалялась сталь », «Поднятая целина », «Молодая гвардия » .

Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам как дамский роман , детектив , приключения , мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра . Беллетристика как правило опережает по полярности те книги, которые остаются в истории литературы как литературная классика . Немецкоязычное литературоведение оперирует понятию тривиальная литература , противопоставляя её литературе высокой . Признаком тривиальности считается использование тиражируемых сюжетных схем и клише, таких, как детектив , исторический роман или фантастика , и таким образом это понятие максимально близко к тому, что принято называть жанровая литература . Однако понятия жанровой и/или тривиальной литературы и беллетристики хотя и соприкасаются, но не идентичны. Книги в жанре исторического романа или фантастики могут быть как явлениями массовой, ремесленной литературы, так и серьёзной беллетристики .

Беллетристический подход с ориентацией на такие общепринятые ценности и проблемы как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т. д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования . Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой как таковой - летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .

Видео по теме

История

Хотя авторы художественных произведений различались по своему таланту всегда, «вертикальная» градация литературы, при которой можно отчётливо выделить второй, средний ряд авторов и произведений, и этот ряд становится серьёзным фактором литературного процесса - продукт нового времени , когда писательство окончательно осознаётся как профессия . В Европе такая градация произошла на рубеже и XVI веков , а в России - в конце XVIII столетия .

Впрочем сохранившиеся образцы античной литературы и такие труды, как «Поэтика » Аристотеля позволяют предположить что подобное деление имело место и тогда, хотя касалось оно в основном поэтических жанров в виду неразвитости традиций прозы. Тем не менее первые прозаические произведения античной художественной литературы тяготели имено к авантюрным жанрам и могут быть классифицированы, в отличие от эпоса и трагедии , как беллетристика или жанровая литература .

Первые русские романисты-прозаики, появившиеся во второй половине XVIII века, на фоне господствовавшего тогда классицизма , уступают нишу «высокой литературы» поэтам, такими, как авторы од : Ломоносов и Державин . Фёдор Эмин пишет приключенческие «Похождения Мирамонда » где в сюжете элементы античности перемешаны со средневековьем , в цикле новелл и повестей «Пересмешник (Чулков) » Чулкова нравоучительные сюжеты чередуются с плутовскими , а Матвей Комаров в книге «Жизнь Ваньки Каина », следует традициям французского уголовного романа, основываясь при этом на документальном материале , Комаров также написал «Повесть о милорде Георге », пресловутом «милорде глупом» - образчик уже откровенно массовой литературы . Виктор Шкловский так описал литературную вертикаль тех лет: «Высшее дворянство читает французскую прозу и имеет высокую русскую стихотворную культуру <…> Ниже этой группировки мы имеем группировку писателей-прозаиков. Работа этой группировки обслуживается преимущественно издательством Новикова . Ниже находится группировка Комарова-Захарова. И вся толща русской лубочной книги» . И только в самом конце XVIII века, в 1790-е годы Карамзин приносит в русскую литературу образца высокой прозы .

Роль в литературном процессе

См. также

Примечания

  1. Беллетристика / И. Л. Попова // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
  2. , I. Что есть беллетристика, с. 4.
  3. , с. 15.
  4. , с. 16.
  5. , с. 14.
  6. , I. Что есть беллетристика, с. 5.
  7. , I. Что есть беллетристика, с. 6.
  8. , Беллетризованная биография, с. 17-20.
  9. Лурье Я. С. и др. У истоков русской беллетристики . - Наука, 1970. - 596 с. - 3800 экз.
  10. , II. Развитие беллетристики, с. 7.
  11. , II. Развитие беллетристики, с. 7-8.
  12. , II. Развитие беллетристики, с. 9.
  13. , II. Развитие беллетристики, с. 10.
  14. , II. Развитие беллетристики, с. 10-11.

Литература за всю историю своего существования обросла множеством различных классификаций и дефиниций.

Данный термин не является научным не является научным термином, поэтому дать ему определение весьма затруднительно.

Например, по способу высказывания, литература делится на:

Вконтакте

  • Эпос (романы, повести, рассказы);
  • Лирику (стихотворения различных форм и жанров);
  • Драму (пьесы, сценарии).

По длине произведения на роман, повесть и рассказ. Также существует жанровая классификация , объединяющая произведения словесного искусства в соответствии с охватываемыми темами и приемами повествования:

  • ужасы;
  • детектив;
  • любовный роман;
  • фантастика.

Беллетристика: википедия

По данным Википедии , беллетристика – это общее название художественной литературы в стихах или прозе, либо исключающей поэзию и драматургию.

Термин беллетристика стал появляться в литературных журналах девятнадцатого века и был заимствован из французского языка, в переводе с которого он означает «изящная словесность» ( belles lettres ). Считается, что в обиход он был введен Виссарионом Белинским, который таким образом обозначал противопоставление публицистике – серьезной литературе, с социальным подтекстом и психологическим уклоном.

Исторически за данным родом словесности закрепилось пренебрежительное отношение. В широком смысле ее понимают, как всю художественную литературу в противовес non fiction – научно-популярной литературе (монографиям, дневникам, сборникам эссе). В менее широком смысле беллетристика – это художественная проза, исключая поэзию и драматургию. В совсем узком – литература для легкого чтения на досуге.

Если первые два определения с большой долей условности еще можно использовать в качестве классификации, то последнее уже попадает в область оценочных суждений и зависит исключительно от воспринимающего субъекта. В зависимости от уровня образования и степени начитанности, к беллетристике можно отнести и детективы Дарьи Донцовой, и фантастические произведения братьев Стругацких. Серьезные историки также относят бессмертный роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» к, так называемой, исторической беллетристике.

Беллетристику характеризует ориентация на сюжет и принадлежность к определенном жанру. Темы, затрагиваемые в литературе подобного рода, должны быть популярны и общественно значимы. Как правило это человеческие взаимоотношения (любовные, семейные, отношения отцов и детей), криминальная тема (детективы, триллеры), социальные или исторические романы и т.д.

Принято противопоставлять беллетристику и массовую литературу. Последняя считается низшей формой существования словесности и создается только в коммерческих целях, так называемыми «литературными неграми». В отличие от беллетристики для массовой литературы характерны: низкий уровень языка, отсутствие каких-либо проблемных вопросов и психологической достоверности персонажей.

Беллетристика, в свою очередь, должна затрагивать актуальные на данный момент социальные вопросы или освещать, обобщать и рефлексировать недавний опыт общественной жизни. Так авторы беллетристики склонны создавать произведения в определенных жанрах, на волне их популярности. В недавнем прошлом таким жанром в подростковой литературе являлся любовный роман с элементами мистики и ужаса, заданный романами Стефани Майерс «Сумерки».

Затем, с выходом книги «Голодные игры» Сьюзен Коллинз главенствующие позиции занял жанр антиутопии. Параллельно с этим, для взрослой аудитории новую веху в популярной литературе открыла Э.Л. Джеймс своим романом «Пятьдесят оттенков серого». А скандинавский детектив с легкой руки Стига Ларссона («Девушка с татуировкой дракона») задал образцы для написания в подобного рода жанрах.

Многие приемы, открытые беллетристами в ходе работы над своими произведениями, тиражируются и становятся неотъемлемой частью жанра. Таким образом к известным беллетристам современности можно отнести писателей, работающих в определенном их имена еще при жизни, становятся общеизвестны, а произведения зачастую попадают в историю. Например, король ужасов Стивен Кинг, выпустивший на данный момент восемьдесят четыре книги под разными псевдонимами.

Не менее популярен фантаст Рэй Бредбери , который старался писать минимум один рассказ в день. Не столь плодовитый, но очень популярный писатель Джордж Мартин буквально возродил жанр фэнтези серией книг под общим названием «Песнь льда и пламени».

В русской литературе к беллетристике можно отнести произведения популярной писательницы Светланы Мартынчик, создающий свои романы под псевдонимом Макс Фрай. Или популярного фантаста, автора многих бестселлеров Сергея Лукьяненко. Также к беллетристам по праву относится автор исторических романов про Эраста Фандорина Борис Акунин.

Сегодня в среде профессиональных литературоведов и критиков термин беллетристика обычно не используется вовсе, либо делается это крайне небрежно, безотносительно каких-либо классификаций, исходя из личного читательского опыта. Например, критик Марк Липовецкий утверждает, что отличие литературы от беллетристики в том, что первую интересно перечитывать.

В этой статье подробно объясняется, что такое беллетристика. Рассказывается история происхождения этого жанра. Раскрывается значение слова беллетристика...

От Masterweb

11.06.2018 06:00

Слово "беллетристика" в современном русском языке мелькает чуть ли не на каждом шагу. Во всяком случае среди тех, кто увлекается литературой, часто находятся люди, не знакомые с этим термином французского происхождения. Вопросы и даже споры о том, что такое "беллетристика" и оскорбительно ли отзываться так о произведении, путешествуют по Сети от форума к форуму. Чтобы дать однозначный ответ, придется проанализировать термин со всех сторон. Начать лучше всего с прямого значения слова "беллетристика".

Три определения

"Беллетристика" в словарях является многозначным словом. Им можно описать следующие виды, жанры и формы литературных произведений:

  • Только художественную литературу. В данном случае термин "беллетристика" исключает документальные произведения и научные работы, то есть все то, что принято называть nonfiction.
  • Только прозу. В этом случае термином исключается литература любых других форм: стихотворения, баллады, сонеты, синквейны и так далее.
  • Только литературу для "легкого чтения". Это определение исключает все серьезные произведения с социальным подтекстом, поднимающие сложные вопросы морали, нравственности и социальной жизни.

В современном русском языке лексическое значение "беллетристики" практически полностью сведено к последнему пункту из списка, но далеко не всегда выступает в негативном ключе.

История возникновения беллетристики

Вертикальная шкала деления литературных произведений существовала еще во времена Аристотеля и первых театров, когда дорогим и умным трагедиям противопоставлялись дешевые и глуповатые комедии. С развитием книгопечатания и появления литературы, предназначенной для индивидуального чтения, границы "высокого" и "низкого" постепенно размылись. То, что осталось "на грани", и получило название "беллетристика".


Итак, что такое беллетристика того времени? Это, в первую очередь, рыцарские романы. Поначалу они считались образцом высокой литературы, потому что содержали в себе сложную идею противостояния чувств и морального долга, но довольно быстро превратились в клише и "легкое чтиво".

Социальное деление общества на слои привело к тому, что к XVI-XVII векам вся французская и вообще европейская элита читала "высокие" жанры вроде эпоса или трагедии, а более низкие по положению господа зачитывались авантюрными приключенческими романами, то есть беллетристикой.


В определенное время и в определенных кругах читать "легкую" литературу считалось дурным тоном. Когда человеческий интеллект измерялся количеством светской критики на книжной полке, впору было осмеять мечтателя, которому приходился по душе Жюль Верн и английские детективы. Сегодня пренебрежительное отношение к беллетристике сохранилось, скорее, в рамках консервативной традиции, чем на реальных основаниях.

Пренебрежительное значение

Что такое "беллетристика" в негативном ключе? Это откровенно простоватая массовая литература с ориентацией не на смысл и ценности, а на пустую трату слов, метафоры ради метафор и текст ради текста. Беллетристикой очень часто называют женские любовные романы, и хотя это довольно грубо и обобщенно, у этого предрассудка все же есть основание.


Дело в том, что беллетристика – такой легкий жанр расслабляющего чтения, что серьезные вопросы и социальный подтекст в него вложить просто невозможно, да и не нужно. Если литература данного жанра и позволяет себе продвигать какие-то моральные и нравственные идеалы, то только самые простые и понятные: добро, любовь, семья и другие всем известные ценности. Эта манера прямого и очевидного нравственного воспитания, не являющаяся первостепенной целью произведения, прижилась в женских романах лучше, чем в каком бы то ни было другом жанре.

Беллетризация – это?

Теперь, когда ответ на вопрос о том, что такое беллетристика, получен сполна, самое время поговорить о том, что называют беллетризацией. Это весьма распространенный прием как в классической, так и в современной литературе. Его суть заключается в том, что автор использует фактически достоверный материал, приукрашивая его художественными деталями или рассказывая реальную историю в художественной манере. Таким образом поступил, например, американский писатель-фантаст Дэниэл Киз, написав документальное произведение "Таинственная история Билли Миллигана" в художественной форме.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

И Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» - французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .

Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от (зачастую поставленной на «конвейер » с использованием «литературных негров ») массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко - проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность . Существует мнение, что к беллетристике фактически относится ряд произведений «классики советской литературы», например такие, как Чапаев , Железный поток , Как закалялась сталь , Поднятая целина , Молодая гвардия .

Беллетристический подход, с ориентацией на такие общепринятые ценностям и проблемы, как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т.д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы, как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования . Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов, как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой, как таковой - летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .

См. также

Напишите отзыв о статье "Беллетристика"

Примечания

  1. / И. Л. Попова // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М . : Большая Российская энциклопедия, 2004-.
  2. , с. 15.
  3. , с. 16.
  4. , с. 14.
  5. , Беллетризованная биография, с. 17-20.
  6. Яков Соломонович Лурье и др. . - Наука, 1970. - 596 с. - 3800 экз.
  7. , Мидл-литература, с. 110-111.

Литература

  • Беллетристика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / А. Н. Николюкин . - : Интелвак, 2001. - С. 79. - 1596 с. - ISBN 5-93264-026-Х.
  • В. Д. Черняк , М. А. Черняк . Беллетристика // Массовая литература в понятиях и терминах. - Наука, Флинта, 2015. - С. 14-17. - 250 с. - ISBN 978-5-9765-2128-5.
  • Сергей Иванович Чупринин . Беллетристика // Жизнь по понятиям: русская литература сегодня. - М .: Время, 2007. - 766 с. - 3000 экз. - ISBN 5-9691-0129-X.
  • Кривонос В. Ш. Беллетристика // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Н. Д. Тамарченко . - М .: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 30-31. - 358 с. - 800 экз. - ISBN 978-5-903955-01-5..
  • «Искусство беллетристики: руководство для писателей и читателей» Айн Рэнд .

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Беллетристика

– А ты ведь не права! – опять подслушала мои мысли малышка. – Иногда сюда и, правда, попадают очень хорошие люди, и за свои ошибки они платят очень дорого... Мне их, правда, жаль...
– Неужели ты думаешь, что наш пропавший мальчик тоже попал сюда?!. Уж он-то точно не успел ничего такого дурного совершить. Ты надеешься найти его здесь?.. Думаешь, такое возможно?
– Берегись!!! – вдруг дико завизжала Стелла.
Меня расплющило по земле, как большую лягушку, и я всего лишь успела почувствовать, как будто на меня навалилась огромная, жутко воняющая. гора... Что-то пыхтело, чавкало и фыркало, расточая омерзительный запах гнили и протухшего мяса. У меня чуть желудок не вывернуло – хорошо, что мы здесь «гуляли» только сущностями, без физических тел. Иначе у меня, наверняка, случились бы самые неприятные неприятности.....
– Вылезай! Ну, вылезай же!!! – пищала перепуганная девчушка.
Но, к сожалению, это было легче сказать, чем сделать... Зловонная туша навалилась на меня всей жуткой тяжестью своего огромного тела и уже, видимо, была готова полакомиться моей свеженькой жизненной силой... А у меня, как на зло, никак не получалось от него освободиться, и в моей сжатой страхом душе уже предательски начинала попискивать паника...
– Ну, давай же! – опять крикнула Стелла. Потом она вдруг ударила чудище каким-то ярким лучом и опять закричала: – Беги!!!
Я почувствовала, что стало немного легче, и изо всех сил энергетически толкнула нависшую надо мной тушу. Стелла бегала вокруг и бесстрашно била со всех сторон уже слабеющего ужастика. Я кое-как выбралась, по привычке тяжело хватая ртом воздух, и пришла в настоящий ужас от увиденного!.. Прямо передо мной лежала огромная шипастая туша, вся покрыта какой-то резко воняющей слизью, с огромным, изогнутым рогом на широкой, бородавчатой голове.
– Бежим! – опять закричала Стелла. – Он ведь ещё живой!..
Меня будто ветром сдуло... Я совершенно не помнила, куда меня понесло... Но, надо сказать, понесло очень быстро.
– Ну и бегаешь ты... – запыхавшись, чуть выговаривая слова, выдавила малышка.
– Ой, пожалуйста, прости меня! – устыдившись, воскликнула я. – Ты так закричала, что я с перепугу помчалась, куда глаза глядят...
– Ну, ничего, в следующий раз будем поосторожнее. – Успокоила Стелла.
У меня от такого заявления глаза полезли на лоб!..
– А что, будет ещё «следующий» раз??? – надеясь на «нет», осторожно спросила я.
– Ну конечно! Они ведь живут здесь! – дружески «успокоила» меня храбрая девчушка.
– А что же мы тогда здесь делаем?..
– Мы же спасаем кого-то, разве ты забыла? – искренне удивилась Стелла.
А у меня, видно, от всего этого ужаса, наша «спасательная экспедиция» полностью вылетела из головы. Но я тут же постаралась как можно быстрее собраться, чтобы не показать Стелле, что я по-настоящему очень сильно испугалась.
– Ты не думай, у меня после первого раза целый день косы дыбом стояли! – уже веселее сказала малышка.
Мне просто захотелось её расцеловать! Каким-то образом, видя что мне стыдно за свою слабость, она умудрилась сделать так, что я сразу же снова почувствовала себя хорошо.
– Неужели ты правда думаешь, что здесь могут находиться папа и братик маленькой Лии?.. – от души удивляясь, спросила её ещё раз я.
– Конечно! Их просто могли украсть. – Уже совсем спокойно ответила Стелла.
– Как – украсть? И кто?..
Но малышка не успела ответить... Из-за дремучих деревьев выскочило что-то похлеще, чем наш первый «знакомый». Это было что-то невероятно юркое и сильное, с маленьким, но очень мощным телом, посекундно выбрасывающее из своего волосатого пуза странную липкую «сеть». Мы даже не успели пикнуть, как обе в неё дружно попались... Стелла с перепугу стала похожа на маленького взъерошенного совёнка – её большие голубые глаза были похожи на два огромных блюдца, с выплесками ужаса посерединке.
Надо было срочно что-то придумать, но моя голова почему-то была совершенно пустая, как бы я не старалась что-то толковое там найти... А «паук» (будем дальше так его называть, за неимением лучшего) тем временем довольно тащил нас, видимо, в своё гнездо, готовясь «ужинать»...
– А где же люди? – чуть ли не задыхаясь, спросила я.
– О, ты же видела – людей здесь полно. Больше чем где-либо... Но они, в большинстве, хуже, чем эти звери... И они нам не помогут.
– И что же нам теперь делать? – мысленно «стуча зубами», спросила я.
– Помнишь, когда ты показала мне твоих первых чудищ, ты ударила их зелёным лучом? – уже опять вовсю озорно сверкая глазами, (опять же, быстрее меня очухавшись!), задорно спросила Стелла. – Давай – вместе?..
Я поняла, что, к счастью, сдаваться она всё ещё собирается. И решила попробовать, потому что терять нам всё равно было нечего...
Но ударить мы так и не успели, потому что паук в тот момент резко остановился и мы, почувствовав сильный толчок, со всего маху шлёпнулись на землю... Видимо, он притащил нас к себе домой намного раньше, чем мы предполагали...
Мы очутились в очень странном помещении (если конечно это можно было так назвать). Внутри было темно, и царила полная тишина... Сильно пахло плесенью, дымом и корой какого-то необычного дерева. И только время от времени слышались какие-то слабые звуки, похожие на стоны. Как будто бы у «страдавших» уже совсем не оставалось сил…
– Ты не можешь это как-то осветить? – я тихо спросила Стеллу.
– Я уже попробовала, но почему-то не получается... – так же шёпотом ответила малышка.
И сразу же прямо перед нами загорелся малюсенький огонёк.
– Это всё, что я здесь могу. – Огорчённо вздохнула девчушка
При таком тусклом, скупом освещении она выглядела очень усталой и как бы повзрослевшей. Я всё время забывала, что этому изумительному чудо-ребёнку было всего-то ничего – пять лет!.. Наверное, её такой временами серьёзный, недетский разговор или её взрослое отношение к жизни, или всё это вместе взятое, заставляло забывать, что в реальности она ещё совсем малюсенькая девочка, которой в данный момент должно было быть до ужаса страшно. Но она мужественно всё переносила, и даже ещё собиралась воевать...