Академия художеств. Академия художеств: ретроспективный взгляд Императорская академия художеств в живописи

  • 30.06.2019

Петербу́ргская акаде́мия худо́жеств - российское высшее учебное художественное учреждение, основана в Петербурге в 1757 году, с 1764 года официально называлась Императорской академией художеств. Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана Петром I Великим в конце 1690-х годов. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны , по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова . Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758 году, первый выпуск состоялся в 1762 году. В 1764 году Екатериной II Великой был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской академии художеств. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление - ее возглавлял Совет профессоров и президент.

В том же 1767 году году по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788. В 1764 при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.
В 1802 при президенте А. С. Строганове устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
В 1840 было закрыто Воспитательное училище и оставлены лишь учебные классы. С 1843 президентами назначались только лица императорской фамилии. В 1847 при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца. Во время подъема демократического художественного движения из академии ушли 13 ее выпускников во главе с И. Н. Крамским , которые создали самостоятельное объединение «Артель художников ».
Благодаря деятельности крупных педагогов, в том числе выдающегося преподавателя П. П. Чистякова , академия и во 2-й пол. 19 в. сохраняла свое значение главной в России школы художественного образования. В 1893 был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ), при котором были открыты мастерские во главе с выдающимися художниками И. Е. Репиным , В. Е. Маковским , И. И. Шишкиным , А. И. Куинджи . ИАХ было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений. Музей академии, основанный графом И. И. Шуваловым в 1758, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов. На основе этой коллекции в 1895 был основан Русский музей императора Александра III .
В 1918 академия была закрыта, часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж . Вместо ВХУ после ряда преобразований в 1932 был создан Институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1933-1947 в бывших зданиях ИАХ располагалась Всероссийская академия художеств, преобразованная затем в Академию художеств СССР. В этих заданиях располагается музей, архив, библиотека Петербургской академии художеств. Среди выпускников Императорской академии художеств: А. П. Лосенко , Ф. И. Шубин , В. И. Баженов , Ф. С. Рокотов , И. Е. Старов , А. А. Иванов ,

Строя на берегах Невы европейскую столицу, и желая привить на российской почве многовековой градостроительный европейский опыт, Петр I призывал для ее строительства и украшения мастеров из Италии, Голландии, Франции, Германии. Его большим желанием было воспитать своих отечественных мастеров: художников, архитекторов, скульпторов. С этой целью он отправлял в Европу для получения художественного образования талантливых молодых людей из России. Но желалось ему и в России иметь такое учебное заведение, которое могло бы воспитывать столь необходимых России специалистов. При петербургской типографии им была образована Рисовальная школа, которая готовила художников для иллюстрации книг, но его планы были гораздо шире. Планам Петра суждено было осуществиться позднее, в царствование его дочери императрицы Елизаветы Петровны. По инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова в 1757 году в Петербурге была основана Академия художеств, которую называли тогда «Академией трех знатнейших художеств» - живописи, ваяния и зодчества. Первые годы занятия Академии проводились во дворце Шувалова на Садовой улице. Переданные Шуваловым Академии библиотека, коллекция картин, слепков с произведений античного и западноевропейского искусства стали фундаментом для будущих библиотеки и музея Академии художеств.
Очень скоро встал вопрос о строительстве специального здания для Академии. В 1759 году распоряжением императрицы Елизаветы Петровны Академии были переданы два дома на углу набережной Невы и 3-ей линии Васильевского острова. Их перестраивали, переделывали, но они не могли удовлетворить нужд столь значимого для Петербурга и России высшего учебного заведения. Пришедшая к власти императрица Екатерина II придала Академии статус Императорской, и в 1764 году началось строительство здания по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота при участии архитектора А. Ф. Кокоринова, ставшего первым директором Академии. Торжественная закладка здания состоялась в присутствии императрицы и наследника 7 июля 1765 года. Первый камень в основание нового здания был положен золотой лопаточкой самой императрицей. Здание построено во входившем тогда в моду стиле классицизма и представляет собой составленный из четырех корпусов прямоугольник со сторонами 140 и 125 метров, внутрь которого вписан кольцеобразный корпус, который академисты называют «циркулем». «Циркулем» образован внутренний круглый двор диаметром 55 метров. Такая необычная конструкция здания была исполнением воли императрицы. На вопрос: для чего же это нужно, она отвечала: «Для того чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились». Кроме главного, круглого двора есть еще четыре маленьких световых двора по внутренним углам здания. Обращенный к Неве главный фасад здания оформлен тремя ризалитами. Центральный ризалит выделен дорическим портиком с треугольным фронтоном над ним. Прямые линии портика центрального ризалита смягчены плавными линиями его боковых частей, карниза и аттика под высокой изогнутой кровлей. Между колоннами портика установлены скульптурные копии с античных

Статуй Геркулеса и Флоры. Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств. Статуя была выполнена по проекту архитектора Прокофьева и установлена на куполе главного корпуса в 1786 году. Примерно через сто лет композиция, все более и более разрушавшаяся от времени, была заменена новой из тонкой листовой меди по проекту архитектора фон Бока. В 1910-тых годах в Академии художеств произошел большой пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать. По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнем месте к 300-летию Санкт-Петербурга.
Здание чрезвычайно эффектно смотрится с Английской набережной левого берега Невы. Вместе с Меншиковским дворцом, зданием Академии наук, Кунсткамерой и другими памятниками архитектуры XVIII - XIX веков здание Академии художеств является важным элементом в общей панораме набережных Невы.
Простая, логически ясная композиция здания придает ему особую значительность, наделяет внешний облик первой государственной художественной школы в России величавостью, достойной ее высокого предназначения.
Южный фасад здания, обращенный на академический сад, по композиции схож с северным. Под куполом его центрального павильона разместилась церковь, освященная 24 ноября 1837 года во имя Святой Великомученицы Екатерины. Церковь была спроектирована тогда еще молодым архитектором К. А. Тоном.
Здание Академии художеств строилось довольно долго - с 1764 по 1788 год. Валлен-Деламот уехал из России раньше окончания строительства, а Кокоринов скончался в 1772 году. Оба архитектора были первыми профессорами Академии художеств. Работу по завершению возведения здания продолжали Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов, старавшиеся по возможности не отступать от замысла авторов проекта. По этому проекту внутрь круглого двора, образованного кольцеобразным корпусом, можно было попасть с набережной через сквозной проезд, на месте которого в 1817 году был построен вестибюль, который сохранил первоначальную отделку. Из нижнего вестибюля две лестницы ведут в парадный верхний вестибюль с хорами и балюстрадой, покоящимися на высоких стройных колоннах. Верхний вестибюль, в отличие от нижнего, сложного по композиции, просторен и полон света. Рядом с вестибюлем в 1817-1820 годах была установлена чугунная лестница по проекту архитектора А. А. Михайлова 2-го.
Оформлением интерьеров Академии занимались ее выученики. Так, например, стены расписывались по эскизам А. И, Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. Лепной декор и барельефы выполнены В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П, Прокофьевым. Роскошные Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830-1834 годах по проекту К. А. Тона. Им же был составлен проект домашней церкви Академии, созданной в 1837 году. В конференц-зале сохранился живописный плафон, над которым работал В. К. Шебуев. Залы библиотеки оформлялись по проектам Д. И. Гримма и В. А. Щуко. Все они и многие другие, ставшие знаменитыми, русские живописцы, скульпторы, архитекторы, граверы прошли академическую школу, задав высокий тон мастерства следующим поколениям художников.
Академия художеств, до начала ХХ века бывшая единственным в России высшим художественным учебным заведением, оказывала большое влияние на культурную жизнь России. Сфера ее деятельности была гораздо шире художественного образования талантливых молодых людей. Она стала центром художественного просвещения, активно влияя на развитие всех видов искусства. Самые важные архитектурные, скульптурные и живописные проекты для Санкт-Петербурга и других городов не обходились без рассмотрения и утверждения Академии. Академией велась большая научно-исследовательская работа, проводились конкурсы и выставки. Из среды педагогов и учеников Академии вышли создатели самых значительных сооружений в Санкт-Петербурге и других городах. Казанский собор, Исаакиевский, храм Спаса-на-Крови и храм Христа Спасителя созданы профессорами и учениками Академии художеств. Для оформления храма Христа Спасителя в Москве при Академии в 1847 году было учреждено Мозаичное отделение. В «Литейном доме», образованном еще при Екатерине II отливались скульптуры из бронзы для украшения Петербурга. Клодтовские кони, статуи святых Князя Владимира, Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного для Казанского собора, памятники М. И. Кутузова и М. Б. Барклаю-де-Толли перед ним отлиты в Литейном доме при Академии художеств. В результате деятельности Императорской Академии художеств в разных городах России были открыты художественные школы, стали появляться общества художников, в программу общего образования вошло преподавание живописи.
А теперь приведем небольшие выдержки из «Краткого исторического сведения о состоянии Императорской Академии художеств», написанного президентом Академии А. Н. Олениным в 1829 году, чтобы попробовать представить те, отнюдь не идеальные условия, в которых велась эта большая работа. Ко времени, когда президентом Академии стал А. Н. Оленин, то есть к началу XIX века, стали сказываться и неудобства, созданные незавершенным строительством, и недостатки от неточно найденных инженерных и планировочных решений. Но обратимся к тексту.
«Главный вход Академии к парадной лестнице оставался всегда настежь открытым с улицы на круглый двор; по сему оный был в зимнее время часто занесенным снегом так, что снегу по нескольку возов вывозили в день, при вьюгах и непогоде; на верху же лестницы колонны, украшающие великолепный сей вход, оставались всегда обледеневшими». Кроме того, «рисовальные классы, особливо натурный, были совершенно похожи на курень», потому что они освещались «посредством смрадных простых лампад», «широкая железная труба, проведенная сквозь крышу здания для уменьшения копоти... в большие морозы служила проводником несносного холода прямо на голую натуру и на учеников». Не говоря уже о том, что по коридорам и залам Академии помимо холода разносился «зловредный и несносный запах» от устроенных прямо в здании «отделений нечистот». А в спальнях воспитанников, находившихся на третьем этаже «циркуля», воздух был «сперт, следственно, и вреден», от того, что эти помещения плохо проветривались.
Чтобы устранить эти явные, бьющие порой в нос, неудобства по распоряжению Оленина в здании Академии были проведены ремонтные работы. Была исправлена кровля, уборные вынесены из здания во дворы, были проведены работы по улучшению планировки жилых и учебных помещений, продумана лучшая система освещения. Был поправлен и внешний облик здания: уличные и дворовые фасады были заново оштукатурены. А в парадных воротах были поставлены «дубовые филенчатые двери с полуциркульными фрамугами и резьбою».
В 1829 году в здании Академии художеств была начата реконструкция залов невской анфилады по «высочайше одобренному» проекту молодого архитектора К. Тона, завершившаяся к 1837 году. Реконструкция касалась западного и восточного павильонов, где на месте небольших помещений появились большие залы с куполами. Новую отделку получили двусветные галереи, получившие название «античных», так как в них сохранялись слепки с «антиков». Кроме того, были достроены и отделаны домовая церковь Академии и центральный зал невской анфилады. 24 ноября 1837 года церковь была освящена во имя Святой Великомученицы Екатерины. Для убранства церкви были выполнены монументальные фигуры четырех евангелистов по моделям В. И. Демут-Малиновского. Иконостас был спроектирован К. А. Тоном. В композицию иконостаса вошли два коленопреклоненных ангела, изображения которых были выполнены С. И. Гольбергом. По стенам церковного зала между пилястрами были размещены 12 рельефных панно на библейские сюжеты. Церковь была также украшена замечательными живописными композициями работы П. В. Басина и В. К. Шебуева. Они не сохранились до наших дней. Но с 1991 года, когда церковь была вновь открыта после долгого перерыва, в церкви постоянно ведутся работы по восстановлению ее былого убранства.
В шестидесятых годах XIX столетия отмечался столетний юбилей со дня официальной «инаугурации» Академии. Это время отмечено целым циклом преобразований ее интерьеров. Был изменен по проекту профессора архитектуры А. И. Резанова и превращен в конференц-зал центральный зал невской анфилады. Архитектором Р. А. Гедике длинные кладовые для скульптурных форм были превращены в залы. В залах были устроены дубовые лестницы, ведущие на третий этаж. Профессором Д. И. Гриммом некоторые аудитории были приспособлены под читальные залы библиотеки. Был отремонтирован и зал в восточном павильоне, над оформлением которого работал когда-то К. А. Тон. Он был превращен в книгохранилище, но «тоновская» отделка была бережно сохранена.
С середины XIX века на стенах двусветных галерей невской анфилады стали размещаться большие живописные полотна - копии, сделанные русскими и иностранными художниками со знаменитых полотен великих мастеров эпохи Возрождения и более позднего времени. В начале двадцатого века полотна вмонтировали в стены. В таком виде они и сохраняются доныне. Восточная галерея называется сейчас Рафаэлевским залом - в ней находятся копии ватиканских фресок Рафаэля. В западной галерее разместились преимущественно копии с картин Тициана, отчего она была названа Тициановским залом.
Здание Академии художеств без сомнения является одним из самых узнаваемых шедевров петербургской архитектуры. Ее монументальный, величественный фасад уже более двух столетий украшает набережную Невы на Васильевском острове.

Об открытии в Петербурге художественной академии, подобной французской, мечтал еще Петр Великий. Незадолго до своей смерти он издал указ о создании специального учебного заведения, в котором обучали бы наукам, языкам и художествам. После его смерти, художественное отделение было открыто при Академии наук, но к середине XVIII столетия, оно было преобразовано в отдельную граверно-рисовальную школу.

Идея же основания, непосредственно, Академии художеств принадлежала одному из фаворитов императрицы Елизаветы графу И.И. Шувалову. Изначально ее собирались разместить в Москве, при недавно созданном университете, главой которого граф и являлся. Но позже решение было изменено, и Академию открыли в Петербурге, в 1757 году. Однако самостоятельным учебным заведением она стала не сразу и первые несколько лет своего существования официально числилась при Московском университете.

Первым зданием для нового учебного заведения стал особняк все того же Шувалова, расположенный на Садовой улице. Именно здесь в 1758 году начались первые занятия. Полный учебный курс был рассчитан на 9 лет и включал в себя обстоятельное изучение всех видов изобразительного искусства, начиная с архитектуры и заканчивая гравюрами. Самые лучшие ученики отправлялись на стажировку за границу.

В 1788 году было закончено возведение нового здания для Академии. Оно расположилось на Васильевском острове, на набережной Невы. Строительство продолжалось очень долго, 22 года, а внутренняя отделка помещений была закончена лишь к 1817 году.

Государство очень скудно финансировало Академию, но и в этом помог могущественный фаворит императрицы, щедро вкладывающий собственные средства в развитие любимого детища. В качестве преподавателей, Шувалов пригласил самых лучших европейских живописцев, а должность педагога по архитектуре занял А.Ф.Кокоринов, ставший вскоре директором, а потом и ректором Академии.

При Екатерине Великой бюджет учебного заведения был уже значительно увеличен, и составлял целых 60 тысяч рублей в год. Благодаря улучшенному финансированию Академия быстро развивалась, но в 1863 году ее президентом стал И.И. Бецкой, сменивший на этом посту графа Шувалова. Период президенства Бецкого стал периодом застоя для Академии. Положительным моментом этого времени стало лишь открытие воспитательного училища при Академии, куда принимались мальчики с 5 лет. А отрицательных хватало, особенно много шума вызвала крупная растрата академической кассы, совершенная А.М. Салтыковым, занимавшим должность конференц-секретаря.

Академический век

Расцвет Академии пришелся на начало нового XIX столетия, когда главой ее стал известный меценат А.С. Строганов. В это время появились новые классы, в которых обучали реставрационному и медальерному делу. Впервые, в качестве вольных слушателей на занятия стали допускаться крепостные крестьяне. В 1802 году Строганов подготовил проект коренного реформирования Академии, включающий в себя учреждение разнообразных премий и устройство картинной галереи для выставки студенческих работ. Но эти планы так и остались на бумаге, и единственным поощрением для молодых талантов осталась традиционная стажировка за границей.

В 1817 году Строганова на посту президента Академии сменил А.Н. Оленин. В это время учебное заведение было передано под управление министерства императорского двора, что существенно улучшило его финансирование. Появились возможности для дополнительных заграничных стажировок студентов, а в Риме, специально для них, было устроено отдельное попечительство. Решено было обновить и само здание, под руководством известного архитектора К.Тона, в 1830-е годы были созданы новые, отличающиеся особой пышностью отделки залы - Тициановский и Рафаэлевский.

В 1859 году был принят Новый Устав. Отныне Академия художеств состояла из двух отделений: архитектуры и живописи. Началось преподавание общих наук, которым ранее уделялось крайне мало внимания. Архитекторы теперь обязательно должны были изучать основы математики, химии и физики. Было введено разделение художников по мастерству на три степени. Студент, заслуживший звание художника 1-й степени, автоматически получал право на заграничную стажировку и чин, соответствующий Х классу российской Табели о рангах.

Эпоха преобразований

Академия динамично развивалась, и постепенно, ее воспитанников стали тяготить строгие эстетические догмы, диктуемые преподавателями из Европы. Студенты были поставлены в жесткие рамки как в выборе сюжетов для своих произведений, так и в приемах их воплощения. В 1863 году в стенах учебного заведения произошел так называемый «Бунт четырнадцати». 14 самых талантливых студентов обратились к руководству с просьбой о замене конкурсного задания на соискание 1-й степени. Не желая писать работу на традиционный мифологический сюжет, они просили дать им свободную тему, чтобы каждый живописец смог полностью раскрыть весь свой творческий потенциал. Получив отказ, все молодые художники предпочли покинуть Академию. Они организовали собственную художественную артель, которая со временем преобразовалась в «Товарищество передвижных художественных выставок». Так в истории русского искусства появилась ярчайшая плеяда великих мастеров, которых стали именовать художниками-передвижниками.

1870-е годы ознаменовались для Академии появлением талантливейшего преподавателя - П.П.Чистякова. Известный художник являлся мастером портрета и исторической живописи. Его учениками стали такие выдающиеся русские живописцы как В.А. Серов, В.М.Васнецов, М.А.Врубель и многие другие.

Введение нового устава в 1893 году позволило допускать к преподаванию известных художников, не являющихся выпускниками Академии. Это позволило обогатить преподавательский состав такими знаменитыми мастерами как А.И.Куинджи, И.Е. Репин и И.И.Шишкин.

В это время открылся для всеобщего доступа Художественный музей при Академии, где периодически стали проводиться выставки студенческих работ.

После революции 1917 года Академию полностью упразднили, а музей был закрыт. Продолжило свою работу лишь Высшее художественное училище, которое за первые годы советской власти не раз меняло свое название и структуру. Наконец, в 1932 году возник Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, а 1944 году ему было присвоено имя И.Е. Репина.

Учреждение, объединяющее крупнейших мастеров изобразительного искусства и архитектуры, подготавливающих профессиональные художественные кадры высшей квалификации.

В России заботы о развитии художеств начинаются с императора Петра I , который приглашал из-за границы граверов, живописцев и архитекторов, а затем предложил открыть преподавание искусств в «академии наук и курьезных художеств». План Петра отчасти осуществился, когда в открытой при Екатерине I АН было введено преподавание живописи и скульптуры. В 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова, ставшего первым главным директором в 1757-1763, была создана «Академия трех знатнейших художеств»: живописи, зодчества и ваяния. С 1764 она преобразована в Императорскую А. х. с воспитательным училищем при ней (в дальнейшем — Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры). Первоначально, по уставу 1764 обучение в А. начиналось с 6-летнего возраста и длилось 15 лет. Помимо изучения Закона Божьего, чтения и писания на русском и иностранных языках, занятий арифметикой и рисованием, ученики получали краткие сведения из географии, геометрии и истории. В старших классах к прежним предметам прибавляется математика, основы физики и «натуральной истории», а также «правила архитектуры и делание чертежей». Проявившие наибольшие способности к рисованию продолжали обучаться в высших классах А. х., а остальные переводились в ремесленные классы — резьбы по дереву, позолоты и т. п. В 1802 срок пребывания в А. сократился до 12 лет, а прием учеников стал производиться с 9-летнего возраста. Учебные программы были расширены за счет введения оптики, теории архитектуры и эстетики. По окончании А. х. выпускники получали звание художника, а наиболее талантливые посылались на стажировку в Италию. В 1893 в А. была проведена реформа, когда в число ее профессоров вошли крупные художники-реалисты — И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, В. В. Матэ и др. Президентами А. х. были: И. И. Бецкий (1764-1794), А. И. Мусин-Пушкин (1795-1797), Г. А. Шуазель-Гуфье (1797-1800), А. С. Строганов (1800-1811), А. Н. Оленин (1817-1843), Максимилиан Лейхтенбергский (1843-1852), вел. княгиня Мария Николаевна (1852-1876), вел. князь Владимир Александрович (1876-1909), великая княгиня Мария Павловна (1909-1917). В 1918 Императорская А. х. была ликвидирована, а взамен был создан учебный центр, название которого несколько раз менялось. В 1932-1947 А. стала именоваться Всероссийской А. х. В 1947 на ее базе была создана А. х. СССР, в 1992 преобразованная в России А. х. Президентами А. х. СССР были: А. М. Герасимов (1947-1957), Б. В. Иогансон (1958-1962), В. А. Серов (1962-1968), Н. В. Томский (1968-1983), Б. С. Угаров (1983-1991), Н. А. Пономарев (1991-1997). Современная Российская А. х. — высшая государственная творческая и научная организация, объединяющая мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства , архитектуры, дизайна и искусствознания, внесшая значительный вклад в развитие теории и практики искусства. Высшим органом Российской А. х. является Общее собрание, а в промежутках между сессиями ее деятельностью руководит Президиум во главе с президентом А. х. имеет отделы живописи, скульптуры, графики, декоративных искусств, архитектуры, дизайна, искусствознания и художественной критики. В системе А. х. находятся НИИ теории и истории изобразительных искусств, Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова с Академическим художественным лицеем им. Н. В. Томского, С.-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина с Академическим художественным лицеем им. Б. В. Иогансона, научно-исследовательский музей с филиалами, Научная библиотека в Петербурге с филиалом в Москве, Научно-библиографический архив, творческая мастерская и лаборатории. С 1997 президентом Российской А. х. является З. К. Церетели.

Российская Историческая Энциклопедия

Еще в годы правления императрицы . Основная заслуга в ее открытии принадлежит .

Графу очень хотелось, чтобы Академия искусств находилась в , при задуманном им университете, но учреждена она была в 1757 году в , однако в течение 6 лет числилась в Москве.

Первый набор состоялся в 1758 году. Занятия проводились в особняке Шувалова. Студенты изучали гравюру, портрет, архитектуру и скульптуру. Самых талантливых, Шувалов отправлял учиться дальше за границу.

Финансировалась дальнейшая стажировка из средств Академии, которых было очень мало. Елизавета Петровна выделила на ее содержание 6 тысяч рублей в год.

Содержалась Академия, в основном, на средства самого Шувалова. К концу XVIII века для Академии на Университетской набережной было построено новое здание, котором она и находилась все время своего существования. В качестве преподавателей были приглашены знаменитые художники из Германии и Франции. Позднее в Академии начал преподавать архитектор Кокоринов А.Ф.

Настоящего расцвета Академия достигла уже при . Императрица выделила на ее содержание уже 60 тысяч рублей, что позволило пригласить новых талантливых преподавателей, посылать за границу большее число студентов. Но Кокорина на посту президента Академии сменил Бецкий. При его системе администрирования деятельность Академии начала приходить в упадок. От последствий развала, происшедшего в эти годы, учебное заведение еще долго не могло оправиться.

В середине XIX века Академия была передана в подчинение Министерства при Императорском Дворе. В связи с этим увеличиваются средства на ее содержание, больше внимание уделяется содержанию пансионеров за границей, классные художники стали получать звания и чины.

Правда, не всем студентам нравились новые порядки. В 1863 году 14 самых талантливых учеников, недовольных запретом Совета Академии на замену конкурсного задания, покинули стены учебного заведения. Позднее они организовали " ".

После , Императорская Академия художеств была закрыта в 1917 году. За годы ее деятельности из стен учебного заведения вышли такие именитые художники, как ., ., Брюлов К.П., Врубель М.А., Кипренский О.А. и многие другие художники, которые оставили свой заметный след в русской культуре.

За годы Советской власти Академия неоднократно изменяла название, но каждый раз оно указывало, что учебное заведение должно проповедовать именно пролетарскую культуру. В 1990 году прошлого столетия данное учебное заведение было преобразовано в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени , каковым и остается до сих пор.