Виды социального обеспечения по источнику финансирования. Источники финансирования социального обеспечения: общая характеристика

  • 22.09.2019

С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы (т.е.

Уплата страховых взносов). Такими фондами являются:

ь Пенсионный фонд Российской Федерации;

ь Фонд социального страхования;

ь Государственный фонд занятости;

ь Фонд обязательного медицинского страхования.

Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона « Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

§ страховые взносы;

§ дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

§ штрафные санкции и пени;

§ денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

§ доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

§ иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан - вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Ежегодно в Российской Федерации принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Так, в 1995 г. это был Федеральный закон от 10 января 1995 г. № 3-ФЗ; в 1996 г. - Федеральный закон от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ; в 1997 г. - Федеральный закон от 5 февраля 1997 г. № 26-ФЗ;

в 1998 г. - Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 9-ФЗ, в 1999 г. - Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 1- ФЗ. Размер страховых взносов на 2000 г. установлен Федеральным законом « О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ.

Анализ развития законодательства о страховых тарифах за последние годы показывает ярко выраженные две тенденции - увеличение налогооблагаемой базы и увеличение размера страхового тарифа. Такие тенденции объясняются, прежде всего, недостатком финансовых ресурсов, аккумулируемых в социальных фондах (особенно это касается Пенсионного фонда РФ).

Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица (работодатели), так и физические лица (наемные работники; лица, работающие по гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели).

На 2000 год установлены следующие размеры страховых тарифов: В Пенсионный фонд Российской Федерации:

28% - для работодателей-организаций; 20,6% - для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции; 28% + 14% - для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации для физических лиц; 20,6% (с дохода) - для индивидуальных предпринимателей, частных Детективов, частных нотариусов; 20,6% - для адвокатов; 1% - для наемных работников, а также лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.

В случаях, если указанные физические лица осуществляют наем рабочей силы (в любой форме) они обязаны дополнительно уплачивать в Пенсионный фонд РФ 28% с выплат в денежной и натуральной форме, начисленных в пользу наемных работников и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.

В Фонд социального страхования РФ - 5,4% - для организаций-работодателей и для граждан, осуществляющих прием на работу по трудовым договорам. В Государственный фонд занятости населения РФ - 1,5% - для работодателей-организаций, работодателей - физических лиц.

В Фонды обязательного медицинского страхования РФ - 3,6% - для организаций-работодателей, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных детективов, адвокатов, а также физических лиц, осуществляющих наем рабочей силы в любой форме. От уплаты страховых взносов в социальные страховые фонды освобождены общероссийские организации инвалидов, организации-работодатели в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности, а также индивидуальные предприниматели (частные детективы, нотариусы, адвокаты), являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности.

Впервые Федеральным законом от 16 июля 1999 г. « Об основах обязательного социального страхования» предусматривается, что страховые взносы с работников, у которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Российской Федерации, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ. Статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 г. « Об основах обязательного социального страхования» прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного

социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию. Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных

денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность. Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования 3.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные.

Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

обязательное социальное страхование;

социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов. 1

§2.Источники финансирования форм по социальному обеспечению

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

    Пенсионный Фонд Российской Федерации;

    Фонд социального страхования Российской Федерации;

    Фонды Обязательного Медицинского Страхования

Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального страхового риска.

Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисков относят следующие:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временную нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;

Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потерю кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи;

Находящихся на его иждивении. 2

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта Российской Федерации, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция Российской Федерации относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты Российской Федерации принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта Российской Федерации за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами Российской Федерации. 3

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены. Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются.

Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.

Исторический путь, который прошли в своем становлении системы социального обеспечения развитых стран, свидетельствует о том, что основополагающим критерием при выборе той или иной формы социального обеспечения является социальное положение человека, т. е. обеспечивается ли он как работник (настоящий либо в прошлом) либо как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью. Именно с учетом этого критерия в развитых странах сложились на национальном уровне две основные формы социального обеспечения: работника (в случае смерти - его семьи) в порядке обязательного социального страхования и члена общества без учета его трудового вклада в порядке государственного социального обеспечения. Эти формы во многих государствах применяются в сочетании с многообразными дополнительными формами (отраслевым, профессиональным, производственным страхованием; системами социального обеспечения, в основу которых положены накопительные принципы, и др.).

Исторический опыт показывает, что финансовые средства по социальному обеспечению в советской экономике складывались из централизованных средств (государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования, централизованный фонд социального обеспечения и социального страхования коллективных хозяйств) и децентрализованных источников (средства предприятий и организаций, колхозов, межхозяйственных предприятий и организаций, общественных объединений).

С переходом к рынку финансовые средства системы социального обеспечения населения Российской Федерации складываются из средств государственного бюджета, средств местных бюджетов, средств трудовых коллективов, средств благотворительных организаций, средств спонсоров и внебюджетных фондов. Данное обстоятельство имеет органичную взаимосвязь с тем, что управлении системой социального обеспечения в России используется сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (в соответствии со ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается. Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.

a) Государственная система социального обеспечения законодательно закреплена и функционирует в определенных правовых рамках путем реализации субъектами соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой, прежде всего, правовое образование, имеющее многоуровневый характер Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. М.: 2007. -- 187 с. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем: финансирования социального обеспечения; управления;

b) материального обеспечения и социального обслуживания населения.

Это комплексное межотраслевое правовое образование, нормы которого входят в различные отраслевые правовые системы - в финансовое, административное право, право социального обеспечения.

Следующий уровень социального обеспечения как системного правового образования - отраслевой, поскольку нормы, регулирующие отношения по финансированию, управлению, социальному обеспечению граждан, относятся к различным отраслям права.

a) В правовой системе социального обеспечения есть и внутриотраслевой уровень. Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансирования расходов на социальное обеспечение:за счет централизованных внебюджетных кредитно-финансовых систем (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, фондов обязательного медицинского страхования); за счет федерального бюджета; за счет бюджетов субъектов РФ; за счет местных бюджетов и средств организаций; за счет фондов социальной поддержки населения.

В системе материального обеспечения и социального обслуживания граждан, закрепленной нормами права социального обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы:

a) пенсионного обеспечения;

b) обеспечения граждан пособиями и компенсациями, социальными услугами, льготами;

c) обеспечения граждан медицинской помощью и лечением.

Таким образом, оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней. А средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Такими фондами являются:

ь Пенсионный фонд Российской Федерации;

ь Фонд социального страхования;

ь Фонд обязательного медицинского страхования.

Следует особо отметить, что деятельность внебюджетных фондов социального назначения приобретает особую важность, поскольку они являются пока единственными государственными и основными финансовыми источниками социальной защиты населения РФ в настоящее время. Предварительный анализ деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что реформы, которые проводились в системах пенсионного обеспечения, здравоохранения, занятости и труда, имели правильную стратегию Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М.: Юристъ, 2004.. Однако, они не были исчерпывающими и было допущено множество тактических ошибок. Рассмотрим более подробно.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат. Средства фондов формируются за счет:

a) страховых взносов работодателей;

b) ассигнований из государственного бюджета;

c) доходов от инвестиций;

d) добровольных взносов юридических и физических лиц;

e) прочих доходов.

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Анализ развития законодательства о страховых тарифах за последние годы показывает ярко выраженные две тенденции -- увеличение налогооблагаемой базы и увеличение размера страхового тарифа. Такие тенденции объясняются, прежде всего, недостатком финансовых ресурсов, аккумулируемых в социальных фондах (особенно это касается Пенсионного фонда РФ) Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 328с..

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается. Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования Там же.. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ. Статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию.

Так, в соответствии с Законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года и Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17декабря 2001 года, Пенсионный фонд РФ (ПФР) производит:

a) целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

b) финансирование расходов на все виды пенсии и некоторые другие выплаты;

c) организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

d) капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим за пределы РФ на постоянное жительство, и другие мероприятия, связанные с деятельность фонда.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

a) страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);

b) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

c) ассигнований из федерального бюджета;

d) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

e) добровольных взносов физических и юридических лиц;

f) доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Наибольшей проблемой Пенсионного фонда РФ в настоящее время является недостаточность денежных средств при достаточно высоком тарифе страховых взносов. Дефицит бюджета ПФР обусловлен целым рядом причин: задолженность предприятий и организаций по уплате страховых взносов1, задолженность федерального бюджета по возмещению Пенсионному фонду РФ затрат на выплату пенсий и пособий военнослужащим и другим категориям граждан. Именно недостаточность денежных средств не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 328с..

После начала реформирования в 2003 году системы пенсионного обеспечения в РФ актуальным стало существование и эффективное функционирование негосударственных пенсионных фондов. В соответствии с российским законодательством, негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию. Фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения с даты получения разрешения (лицензии). В соответствии с Законом РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года, каждый гражданин РФ имеет право на дополнительную пенсию - негосударственную. Негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Негосударственные пенсионные фонды в России существуют на основании Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 года, который определил общие принципы этого вида деятельности.

В настоящее время, правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля над их деятельностью регулирует уже упомянутый «Закон о негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года.

Пенсионная реформа предполагает изменение ответственности за будущую пенсию. Эта ответственность будет возлагаться на работодателя, на государство и на самого работника. То есть речь идет о наличии государственной пенсии и пенсии дополнительной.

Для реализации этого в России создан новый институт финансовых организаций - негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды - некоммерческие организации, не имеющие своей целью получение прибыли. Их деятельность лицензируется, контролируется государством и целиком направлена на формирование и приумножение пенсионных накоплений граждан (участников фондов).

Следующим внебюджетным фондом, обеспечивающим финансирование системы социального обеспечения, является Фонд социального страхования РФ. Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101. Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью.

Средства Фонда социального страхования образуются за счет:

a) страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

b) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

c) добровольных взносов граждан и юридических лиц;

d) ассигнований из федерального бюджета и прочих поступлений.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Ещё один источник финансирования системы социального обеспечения - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, имеющий собственные территориальные фонды. Правовое положение Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации регламентируется Уставом Федерального фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857.

Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализующим государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

a) страховых взносов на обязательное медицинское страхование (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);

b) ассигнований из федерального бюджета;

c) добровольных взносов юридических и физических лиц;

d) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

e) нормированного страхового запаса Федерального фонда;

f) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:

  • 1. Налоговые доходы:
  • 2. Неналоговые доходы
  • 3. Безвозмездные поступления (межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования)
  • 4. Прочие поступления.

Расходы же Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного медицинского страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова. А.М. Лушников. М.: Юстицинформ. 2008. с. - 310..

Следует заметить, что в структуре системы финансирования социального обеспечения отсутствует подразделение, в ведомстве которого находилась бы реализация социальной защиты граждан от безработицы. Следует заметить, что 2001 года такая структура существовала и носила название - Государственный фонд занятости Российской Федерации. Принятый 19 апреля 1991 г. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепил гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» установил правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию и минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе и вследствие признания их безработными.

Экономической государственной гарантией на защиту от безработицы и материальную поддержку безработных граждан стало создание фонда занятости, предусмотренное ст. 22 Закона, определяющей основы правового положения фонда занятости. Государственный фонд занятости населения РФ осуществлял свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. № 5132-1. В соответствии с Положением Государственный фонд занятости населения РФ являлся государственным внебюджетным фондом и был предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Государственный фонд занятости населения РФ, в отличие от Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, не являлся юридическим лицом, находился в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходовался на финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства Государственного фонда занятости населения РФ формировались за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В целях наиболее полной мобилизации средств для материальной поддержки граждан в сфере занятости населения Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1211 «О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения РФ» с 1 января 1997 г. на Федеральную налоговую службу России были возложены функции контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. В связи с вступлением в силу с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса, Государственный фонд занятости был ликвидирован. Финансирование расходов в связи с трудоустройством граждан и социальной защитой безработных предусматривается осуществлять непосредственно из бюджета.

Таким образом, на данный момент система финансирования социального обеспечения в РФ является довольно сложной и разветвленной. Основной проблемой можно назвать нехватку средств и невысокой качество материальной базы социального обеспечения. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране, обусловленная переходным периодом, ещё больше обостряет противоречия, существующие в несбалансированной системе финансирования. Данное обстоятельство стимулирует законодателей искать новые пути и разрабатывать более эффективные модели социального обеспечения населения РФ.

  • 11. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • 13. Обязательное Медицинское Страхование (омс) - это государственная система социальной защиты интересов граждан в охране здоровья.
  • Участники программы омс
  • Объем медицинской помощи по программе омс
  • Обязательное медицинское страхование - полис
  • Обращение за медицинской помощью
  • 19. Трудовые пенсии по инвалидности
  • 22. Пенсии военнослужащим по инвалидности: условия, сроки, размеры Условия назначения
  • Категории инвалидов
  • Размеры пенсий по инвалидности
  • Надбавки и пособия к пенсии по инвалидности
  • Сроки выплаты
  • 24. Пенсии за выслугу лет военнослужащим
  • 29. . Получать социальную пенсию могут лица из числа нетрудоспособных граждан. Понятие "нетрудоспособные граждане" дается в абз. 8 ст. 2 комментируемого Закона.
  • 31. Порядок и сроки назначения пенсии / Пенсионные вопросы
  • 32. Перерасчет и индексация пенсии
  • 33. Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты трудовой пенсии
  • 35. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности
  • 43. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей
  • 50. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  • Цели расходования материнского капитала
  • 53. Кому дают сертификат на материнский капитал?
  • Как получить сертификат?
  • Размер материнского капитала
  • Куда потратить материнский капитал?
  • Конституционное право граждан рф на охрану здоровья
  • Комплекс прав и законных интересов гражданина в системе обязательного медицинского страхования включает в себя следующие составляющие:
  • 1. Конституционное право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции рф):
  • 2. Права граждан на медико-социальную помощь и информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19, ст. 20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»):
  • 4. Права пациента (ст. 30-32 «Основ законодательства Рос­сийской Федерации об охране здоровья граждан»):
  • 5. Права потребителя («Закон о защите прав потребителей»):
  • 55. Программа государственных гарантий оказания гражданам российской федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год
  • I. Общие положения
  • II. Виды и условия оказания медицинской помощи
  • IV. Нормативы объема медицинской помощи
  • V. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи
  • VI. Критерии доступности и качества медицинской помощи
  • 57. Обязательное медицинское страхование
  • 3. Программа обязательного медицинского страхования
  • Субъекты обязательного медицинского страхования, их правовой статус
  • 59. Защита прав граждан
  • 62. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
  • 65. Понятие и принципы социального обслуживания
  • 66. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-фз "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
  • Глава I. Общие положения
  • 67. Права и обязанности граждан в области социального обслуживания
  • Социальные услуги, условия и порядок их оказания
  • Социального обслуживания в государственных медико-социальных учреждениях и негосударственных медико-социальных организациях для престарелых и инвалидов общего типа
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Задачи и функции мсо
  • Глава 3. Условия приема в мсо
  • Глава 4. Условия содержания и обслуживания в мсо
  • Глава 5. Условия выписки (отчисления), временного выбытия и перевода из мсо
  • Глава 6. Управление мсо
  • Глава 7. Заключительные положения
  • 69. Отделение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
  • 70. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
  • 73. Федеральный закон рф от 09.01.97 n 5-фз "о предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы"
  • 77. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными
  • Минимальный и максимальный размер пособия по безработице, расчет размера пособия
  • Размер пособия по безработице в случае увольнения
  • Особые случаи определения пособия по безработице:
  • Вот пара дельных советов по процедуре заполнения:
  • 80. Порядок и условия оказания безработным гражданам материальной помощи
  • 81. Общая характеристика и виды I правоотношений по социальному обеспечению
  • 83. Назначение государственной социальной помощи (гсп) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Порядок исполнения услуги
  • 85. Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте рф
  • 6. Финансирование социального обеспечения

    Новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

    Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.

    Средства фондов формируются за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного

    медицинского страхования.

    Тарифы страховых взносов устанавливаются Федеральными законами ежегодно. Федеральным законом от 20.11.99 № 197-ФЗ утверждены следующие ставки страховых взносов в ПФР: - для работодателей-организаций, для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ и оказании услуг, а также по авторским договорам, в размере 28 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции в размере 20,6 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, - 20,6 % дохода, полученного от их деятельности, за вычетом расходов по его извлечению; - для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20,6 % доходов, определяемых исходя из стоимости патента; - для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, - 20,6 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для адвокатов - 20,6 % выплат, начисленных в пользу адвокатов; - для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающим вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ или оказании услуг, а также по авторским договорам, - 1 % от начисленных в пользу указанных лиц выплат по всем основаниям назависимо от источников финансирования.

    Помимо основного тарифа в размере 28 %, Федеральным Законом от 20.11.99 № 201 -ФЗ введен для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дополнительный тариф в размере 14% начисленных в их пользу выплат по всем основаниям независимо от источников финансирования. Страховые взносы по дополнительному тарифу считаются уплаченными в ПФР только при условии уплаты в полном объеме страховых взносов по дополнительному тарифу. Средства, поступающие в ПФР по дополнительному тарифу, будут использоваться для повышения максимального размера пенсии за выслугу лет для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

    Для остальных внебюджетных фондов социального страхования на 2000 г. установлены следующие тарифы обязательных страховых взносов: - для Фонда социального страхования РФ для работодателей-организаций и граждан, использующих труд наемных работников, в размере 5,4 % начисленных в пользу работников выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования;

    Для Государственного фонда занятости населения РФ для работодателей-организаций в размере 1,5 % начисленных в пользу работников выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ или оказании услуг; - в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 %

    (из них 0,2 % в Федеральный фонд).

    От уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования освобождены организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных в пользу инвалидов I, II и III групп, общероссийские организации инвалидов, индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и другие лица, являющиеся инвалидами.

    Перечень выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы, для каждого фонда утверждается постановлением Правительства РФ.

    Контроль за правильным перечислением средств на социальное страхование, помимо самих фондов, осуществляют также налоговые органы.

    Пенсионный фонд РФ (ПФР) производит: - целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов; - финансирование расходов на все виды пенсии и некоторые другие выплаты; - организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; - капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц; - организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов и некоторые другие функции*. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим за пределы РФ на постоянное жительство, и другие мероприятия, связанные с деятельность фонда.

    Финансирование пенсий для военнослужащих и приравненных к ним категорий, работников бюджетной сферы и некоторых других групп населения производится за счет федерального бюджета через ПФР.

    Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). - САПП, 1993, № 52. Ст. 5086.

    Источником социальных пенсий служат средства бюджетов различных уровней, включая федеральный.

    Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ) представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости и фондов занятости, формируемых в субъектах федерации*.

    Фонды занятости РФ и ее субъектов образуются за счет: отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах (с учетом перечисления части средств в федеральную часть Фонда занятости), в части обязательных страховых взносов работодателей; ассигнований из соответствующих бюджетов; доходов от инвестиций; добровольных взносов и прочих поступлений.

    Средства ГФЗ направляются: - на выплату пособий по безработице, компенсацию материальных затрат гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; - на оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; - на оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам; на возмещение затрат ПФР в связи с назначением досрочных пенсий безработным.

    Безработным из числа бывших военнослужащих и приравненных к ним категорий пособие выплачивается за счет федерального бюджета.

    Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются: средства бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ; страховые взносы на обязательное медицинское страхование; личные средства граждан; благотворительные взносы и прочие поступления.

    Средства государственной и муниципальной систем здравоохранения используются: - для осуществления мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов федерации; - обеспечения профессиональной подготовки кадров;

    * Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, № 25. Ст. 911.

    Проведения научных исследовании; - развития материально-технической базы учреждений здравоохранения; - субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; - оплаты особо дорогостоящих видов медицинских услуг; финансирования медицинских учреждений, предоставляющих помощь при социально значимых заболеваниях; - оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

    Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательною медицинского страхования (ФОМС).

    Фот) социального страхования РФ (ФСС) предназначен для: - выплаты пособий но временной нетрудоспособности; - пособии но беременности и родам; - единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; - единовременных пособий при рождении ребенка; - ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - финансирования санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей; - частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, мероприятий по внешкольному обслуживанию детей и некоторые другие пели*.

    При финансировании выплат по государственному социальному страхованию применяется принцип солидарности поколений, субъектов РФ, отраслей экономики. Солидарность поколении заключается в том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений от взносов экономически активного населения.

    Солидарность субъектов РФ проявляется в перераспределении средств на федеральном уровне и в дотировании территориальных и местных стра-

    Положение о Фонде социального страхования Российской федерации от 12.02.94. СЛИП. 1994. № S. Ст. 599.

    ховых фондов. Это связано с различиями экономического развития и демографической ситуации в субъектах РФ. В настоящее время из 89 субъектов РФ около 70 получают дотации.

    Солидарность отраслей экономики выражается в межотраслевом перераспределении средств, которое необходимо с учетом условий и размеров оплаты труда.

    Однако целесообразность дальнейшего использования указанного принципа в качестве основы для финансирования пенсий по старости в последнее время подвергнута критике. По заказу Минэкономики России группой экспертов подготовлена альтернативная концепция пенсионной реформы на основе накопительных принципов финансирования. По мнению разработчиков этой концепции, главная причина современного кризиса пенсионной системы заключается не в спаде производства, сокращении численности занятого населения, уменьшении доли заработной платы в структуре валового внутреннего продукта, а в солидарно-распределительном механизме финансирования. Они утверждают, что дефицит средств ПФР покрыть невозможно по двум основным причинам. Первая связана с демографической ситуацией, соотношением экономически активного населения и пенсионеров. Сегодня в России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, тогда как для нормального функционирования системы необходимо, по крайней мере, соотношение 1 к 3. Вторая состоит в чрезмерном количестве льгот, позволяющих получать пенсию со снижением нормального пенсионного возраста.

    В целях повышения финансовой устойчивости предлагается поэтапное, начиная с 2000 г., введение накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. По замыслу авторов альтернативной концепции в перспективе трудовая пенсия по старости будет примерно в равной пропорции формироваться за счет распределительного и накопительного источников.

    Предусматривается постепенное увеличение к 2009 г. страхового взноса наемных работников, отчисляемых на накопительную часть пенсии, до 7-9 %.

    Для отраслей с вредными условиями труда, особых природно-климатических зон будут установлены повышенные тарифы пенсионных взносов.

    Однако прогнозные результаты перехода на накопительный принцип финансирования пенсий по старости выглядят слишком оптимистично. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца по самой своей сути не могут финансироваться за счет накопления средств на индивидуальных пенсионных счетах.

    Накопительный механизм не применяется для финансирования государственных пенсий по старости ни в одной из стран мира с социально ориентированной экономикой (он используется лишь в ряде азиатских и африканских стран, а также в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При аналогичных демографических процессах (повышении удельного веса пенсионеров в общей численности населения) пенсионные системы экономически развитых стран продолжают достаточно успешно функционировать.

    Острота проблемы финансирования свидетельствует о необходимости теоретической разработки такой модели пенсионного страхования, которая соответствовала бы уникальным социально-экономическим и политическим условиям России. Приспособление отечественной пенсионной системы к рыночным отношениям не должно сводиться лишь к переходу на накопительный принцип финансирования в качестве единственно возможного варианта. Радикальные перемены в период общей экономической нестабильности в России вряд ли приведут к желаемым результатам. Кроме того, с научной точки зрения оба метода аккумуляции и распределения средств равноценны.

    Более перспективными представляются предложения тех экономистов, которые считают, что необходимо изменить лишь характер перераспределения внутри солидарной системы, в частности, более точно определить долю материальной ответственности работников, работодателей и государства за утрату заработка или трудового дохода в связи с достижением пенсионного возраста.

    Как уже отмечалось, средства внебюджетных фондов социального страхования не являются единственным источником финансирования социального обеспечения. В частности, расходы по реализации прав и льгот, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах", покрываются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Из федерального бюджета производятся расходы на: оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте; - оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им; - санаторно-курортное лечение; - обеспечение инвалидов войны транспортными средствами и компенсацию расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства;

    Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.

    Основными источниками финансирования данной системы являются:

    • - средства системы обязательного социального страхования, консолидируемые в фондах конкретных видов страхования;
    • - средства бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;
    • - средства организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей);
    • - средства добровольного социального страхования.

    Правовые и финансовая основы обязательного социального страхования практически были сформированы в 1990-1991 гг. Тогда были созданы внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ, а также приняты правовые акты, регламентирующие деятельность данных фондов.

    Каждый из указанных фондов отвечает за финансирование мер страхового обеспечения, соответствующих определенной группе социальных страховых рисков:

    • 1) ПФР - старость, инвалидность, потеря кормильца
    • 2) ОМС - необходимость получения медицинской помощи
    • 3) ФСС - временная нетрудоспособность, материнство, необходимость ухода за маленькими детьми
    • 4) ГФЗ - признание безработным

    Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

    Под фондом социального обеспечения мы понимаем следующее. Во-первых, в его состав входят специально предназначенные для нужд социального обеспечения специализированные страховые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (в дальнейшем - ПФР), Фонд социального страхования РФ (в дальнейшем - ФСС РФ), фонды обязательного медицинского страхования (в дальнейшем - фонды ОМС).

    Во-вторых, та часть государственного бюджета (имеется в виду иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), которая непосредственно направляется на социальное обеспечение граждан, не подлежащих прямому обязательному социальному страхованию. К ним относятся: дети; граждане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; государственные служащие и члены их семей; некоторые категории безработных и иных граждан в случаях, установленных законом. По российскому законодательству названные социальные внебюджетные фонды, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения. Поэтому о нем можно говорить, как об экономической категории. Фонд социального обеспечения является главным фактором, определяющим материальное и социальное положение "еще", "временно" и "уже" нетрудоспособных, безработных и иных категорий граждан. Социальные внебюджетные фонды на федеральном уровне организационно также не объединены. Фактически общее руководство и управление ими осуществляет Правительство РФ. Состав средств социальных внебюджетных фондов свидетельствует, прежде всего, о воплощении принципа обязательного участия трудящихся в формировании и участии в финансировании средств на социальное обеспечение, а также о целевом расходовании указанных средств. Неуплата работодателями за своих наемных работников страховых взносов не должна лишать их права на обеспечение по системе обязательного социального страхования. Данное предписание следует рассматривать как гарантию предоставления социального обеспечения. Надо полагать, законодатель учитывает негативные последствия проводимых экономических реформ для граждан, пытающихся способом самозанятости решать вопросы собственного материального, а зачастую и физического выживания.

    Поясним это на примере. В условиях спада промышленного производства многие работники предприятий регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Нечеткость правовой регламентации, а в отдельных случаях неурегулированность и пробелы в финансовом и налоговом законодательстве позволяют им заведомо существенно занижать или утаивать реальные доходы. А это ведет к снижению размера вносимых страховых взносов (единого социального налога) в социальные внебюджетные фонды. Получается так, что расходы на отдельные виды обеспечения по обязательному социальному страхованию могут превышать доходы социальных внебюджетных фондов, направляемые на социальное обеспечение.

    Таким образом, государственный бюджет экономически объединяет все источники финансирования социального обеспечения в одну систему. К финансированию социального обеспечения подключаются также страховые взносы самих работников, например, по обязательному пенсионному страхованию.

    Тем самым государство гарантирует фактическое осуществление гражданами права на социальное обеспечение. (Конечно, уровни экономического, духовного и политического развития страны оказывают непосредственное влияние на возможности как всего права, так и правового регулирования отношений по социальному обеспечению. Чем выше уровень их развития, тем стабильнее положение дел в социальной сфере государства. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов снижает степень участия государства в эффективном осуществлении гражданами своих прав в области социального обеспечения). Как мы видим, основными источниками социального обеспечения являются средства социальных внебюджетных фондов и ассигнования из государственного бюджета. В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования в Законе 1999 г. об основах социального страхования выделяется принцип автономности финансовой системы названного страхования. Поэтому бюджеты социальных внебюджетных фондов не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Одновременно надо отметить еще одну особенность бюджетов социальных фондов - они не подлежат изъятию.

    Бюджеты социальных фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральнымизаконами (ст. 15 Закона об основах социального страхования).

    Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных внебюджетных фондов являются: а) единый социальный налог; б) страховые взносы; в) дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; г) штрафные санкции и пеня; д) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; е) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; ж) иные поступления, не противоречащие законодательству.

    Размер тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование до 2001 г. устанавливался ежегодно. С 1 января 2001 г. была введена в действие глава 24 Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог" дальнейшем - ЕСН) (СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 33-40.). Теперь установлен новый порядок исчисления и уплаты взносов в вышеназванные страховые внебюджетные фонды. В Налоговом кодексе РФ (в дальнейшем - НК РФ) дается указание на круг плательщиков ЕСН в страховые внебюджетные фонды. Ими признаются как юридические, так и физические лица: а) лица, производящие выплаты физическим лицам (к ним относят организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями); б) индивидуальные предприниматели, адвокаты (члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям). В тех случаях, если плательщик ЕСН одновременно относится к нескольким категориям вышеприведенных налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

    В ст. 236 НК РФ определен равный для всех плательщиков ЕСН объект налогообложения, к которому относятся: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками ЕСН в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, и доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением и пр. В ст. 237 НК РФ дается расшифровка налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков. Она определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. В ст. 238 НК РФ приводятся перечни, не подлежащие налогообложению. Налоговым кодексом РФ предусматриваются налоговые льготы (ст. 239ч.2НКРФ.). Например, от уплаты ЕСН освобождаются: организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, и т.п.

    Таким образом, вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ. Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение: по возрасту; по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; в случае безработицы; на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

    Исходя из того, что социальный страховой взнос представляет собой возмездный обязательный платеж, который уплачивается плательщиками в бюджеты фондов социального страхования и целевым назначением которого является материальное обеспечение граждан в порядке обязательного социального страхования, было бы целесообразно единый социальный налог заменить данными взносами.

    Тарифы страховых взносов установить единые для всех плательщиков, например, в ПФР - 20-28 процентов, в ФСС РФ - 2,9-3,5 процентов, в Федеральный фонд ОМС - 1,1 процента, в территориальные фонды ОМС - 2,0 процента. Пониженный тариф можно было бы установить для сельскохозяйственных производителей, индивидуальным предпринимателям, производящим выплаты физическим лицам, и другим организациям.

    К числу плательщиков социального налога (взноса) относятся:

    • 1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: бюджет тариф социальный страхование
    • - организации;
    • - индивидуальные предприниматели;
    • - родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
    • - крестьянские (фермерские) хозяйства;
    • - физические лица;
    • 2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

    Особые правила в исчислении социального налога (взноса) установлены ст. 235-238 Налогового кодекса РФ (ч. 2).