Заметки на разные темы. Русские и американские культурные ценности

  • 17.04.2019

Ниже размещен полный текст статьи американского историка Л.Роберта Колса «Ценности, по которым живут американцы». Статья написана им в апреле 1984 г., в бытность его исполнительным директором Вашингтонского международного центра.
Может быть интересна в плане дискуссий о будущем российско-американских отношений. Есть ли что-либо общее между российским и американским обществом в плане их ценностей? От ответа на этот вопрос зависит не столько тактика, сколько стратегия взаимоотношений между двумя государствами. Насколько значительны различия в «ментальности» наших народов? Понятно, что избранный президент США Дональд Трамп - продукт американской культуры, ядром которой являются именно ценности.
Содержание статьи может вызвать и другие вопросы. Действительно ли американцы живут в согласии с перечисленными Колсом ценностями? Разделяет ли данные ценности политическая элита США? Является ли статья Колса научной или пропагандистской?
Как обычно, своего мнения по поставленным вопросам высказывать не буду, пока не увижу комментариев читателей. Единственное, что могу сказать - меня смущает то, что этих ценностей ровно 13.

«Большинство американцев затруднилось бы дать четкое определение того, в чем именно заключаются те ценности, по которым они живут. Многие просто никогда не задумывались над этим.
Но даже если и задумывались, они, в конце концов, вероятно, откажутся отвечать на этот вопрос прямым перечислением таких ценностей. И причиной этого отказа будет убежденность, которая сама по себе тоже является сугубо американской ценностью - вера в то, что каждый человек настолько уникален, что никакой единый перечень ценностей не может быть применим ко всем без исключения или даже к абсолютному большинству сограждан.
И хотя американцы, возможно, считают себя более необычными и непредсказуемыми, чем они есть на самом деле, важно все же, что именно так они о себе и думают. Так, американцы полагают, что семья, церковь и школа оказали на них лишь незначительное влияние. Каждый из них уверен, что он «сам выбрал ценности, с которыми собирается прожить свою собственную жизнь».
Несмотря на такую самооценку, антрополог-иностранец, понаблюдав за американцами, сумел бы, вероятно, составить список тех общих ценностей, которыми руководствуются большинство членов американского общества. При этом список типично американских ценностей существенно отличался бы от тех ценностей, которых придерживаются жители многих других стран.
Сотрудники Вашингтонского международного центра уже более тридцати лет знакомят тысячи зарубежных посетителей с жизнью в Соединенных Штатах. И это позволило нам увидеть своих соотечественников глазами наших посетителей. Мы уверены, что ценности, перечисленные в этом буклете, разделяют абсолютное большинство американцев.
Кроме того, можно сказать, что если бы наши иностранные гости действительно поняли, насколько глубоко укоренены в американской общественной жизни эти 13 ценностей, им стали бы понятны 95% действий Америки - действий, которые могут казаться странными, непонятными или невероятными, когда иностранец смотрит на них с позиций своего общества и своих ценностей.
Различия в поведении людей или культурные различия обретают смысл, только когда рассматриваются через основные убеждения, представления и ценности этой специфической группы. Когда в Соединенных Штатах вы сталкиваетесь с действием или слышите утверждение, которые вас удивляют, постарайтесь представить их выражением одной из ценностей, перечисленных в этом буклете. Например, если вы спросите американцев, как попасть куда-либо в их городе, они, вероятно, очень подробно объяснят вам, как вы можете туда добраться сами, но даже и не подумают пройти два квартала и просто отвести вас туда. Иностранцы порой считают такого рода поведение признаком «неприветливости» американцев. Мы же полагаем, что дело тут в концепции «помоги себе сам» (шестая ценность в нашем списке) - она настолько сильна в американцах, что они совершенно уверены: ни один взрослый человек не хочет, пусть даже временно, зависеть от другого. А ориентированность в будущее (восьмая ценность) заставляет американцев полагать, что гораздо полезнее научить вас в будущем находить дорогу самостоятельно.
Перед тем, как перейти непосредственно к перечню, следует также отметить, что американцы считают все эти ценности сугубо положительными. Они не осознают, к примеру, что люди из многих стран «третьего мира» воспринимают перемены (ценность 2) как нечто заведомо отрицательное или опасное. В действительности же все эти 13 американских ценностей для многих людей в современном мире выглядят и отрицательными, и нежелательными. Поэтому недостаточно только познакомиться с этими ценностями. Хорошо бы, насколько это возможно, рассмотреть их непредвзято, вне того отрицательного или уничижительного контекста, который они могут иметь с позиций вашего собственного опыта и вашей национальной культуры.
Важно решительно подчеркнуть: наша цель состоит лишь в том, чтобы познакомить вас с наиболее важными американскими ценностями, а вовсе не в том, чтобы навязать их вам, нашим зарубежным гостям. Мы не смогли бы достигнуть этой цели, даже если бы хотели это сделать, а мы и не хотим. Мы просто хотим помочь вам понять американцев, с которыми вы каким-либо образом связаны, с позиций их собственной, а не вашей, системы ценностей.
1. Власть над обстоятельствами
Американцы больше не верят во власть СУДЬБЫ, считая тех, кто продолжает это делать, отсталыми, примитивными или безнадежно наивными. Получить прозвище "фаталиста" - чуть ли не самое скверное, что может с вами случиться среди американцев; для американца это означает, что человек суеверен, ленив и не желает брать на себя никакой ответственности и инициативы с целью улучшения своих обстоятельств.
В Соединенных Штатах считается нормальным и правильным, когда Человек управляет природой, а не наоборот. В частности, американцы полагают, что каждый отдельный человек должен иметь возможность контролировать в окружающей его среде все, что потенциально могло бы повлиять на него. Принято считать, что имеющиеся у человека проблемы связаны не с невезением, а с личным нежеланием устроить свою жизнь лучше. Кроме того, считается нормальным, что каждый должен прежде и более всего считаться с собственными интересами.
Большинство американцев не согласятся с тем, что есть вещи, управление которыми далеко превосходит возможности людей. Американцы и на Луну-то отправились в буквальном смысле слова потому, что не пожелали считаться с властью Земли.
Американцам кажется, что они призваны, даже вынуждены делать то, что 7/8 жителей этой планеты признали бы совершенно невозможным.
2. Перемены
По мнению американцев, перемены - это, безусловно, хорошо. Изменения всегда связаны с развитием, усовершенствованием, прогрессом и ростом.
Однако многие более старые и отягощенные традициями нации видят в изменениях подрывную, разрушительную энергию, которой надо всеми силами избегать. Более перемен такие национальные сообщества ценят стабильность, преемственность, традиции, богатое и древнее наследие - ничто из этого не ценится слишком высоко в Соединенных Штатах.
Эти первые две ценности - уверенность, что человек может со всем справиться, и вера в пользу перемен - вместе с убежденностью американцев в преимуществах трудолюбия и сознания того, что каждый человек обязан сделать в жизни все, что может, помогли американцам достичь многого. Неважно, "истинны" ли эти убеждения - важно, что американцы думают и действуют так, как если бы они были истинными. И в результате они делают их истинными.
3. Время и управление им
Для любого американца время - ценность предельной важности. Иностранцам кажется, что американцы более заинтересованы тем, чтобы все выполнялось в срок (согласно заранее определенному графику), чем развитием глубоких межличностных отношений. Следовать расписанию для американца означает все подробно спланировать, а затем в точности выполнить свой план.
Может показаться, что большинство американцев находятся под полным контролем небольших машинок, которые они носят на запястьях и которые способны остановить любую оживленную дискуссию, чтобы их владелец вовремя успел выполнить следующий пункт своего расписания.
Язык американцев полон ссылок на время, ясно давая понять, как высоко оно ценится. Время может "длиться", "сохраняться", «быть заполненным», его можно «экономить», «использовать», «потратить», «потратить впустую», «потерять», «получить», «спланировать», «дать», «максимально использовать» и даже «убить».
Зарубежный посетитель скоро узнает, что в Соединенных Штатах считается очень невежливым опоздать на встречу - даже на 10 минут - против назначенного времени. (Всякий раз, когда прибыть вовремя абсолютно невозможно, вы должны позвонить и предупредить, что вас задержали непредвиденные обстоятельства, и вы будете на полчаса - или насколько? - позже.)
Время так высоко ценится в Америке, потому что, считая его важным, вы, очевидно, добьетесь большего, чем если бы стали тратить его расточительно. Эта философия доказала свои преимущества. Американские пословицы подчеркивают важность времени и мудрого его использования, постановки целей и твердого следования им, даже такого распределения времени и энергии, чтобы плодами своего труда насладиться позднее. (Эта последняя идея называется «отсроченное вознаграждение».)
4. Равенство и равноправие
Равенство для американцев - одна из их наиболее важных ценностей, настолько важных, что они даже дали этой концепции религиозное основание. Они говорят, что все люди были "созданы равными". Большинство американцев полагает, что Богу все равно, какой у людей интеллект, физическое состояние или экономический статус. В светских терминах эта вера превратилась в утверждение, что все люди имеют равную возможность преуспеть в жизни. Американцы различаются лишь своими представлениями о том, как воплотить этот идеал в действительность. Однако практически все они согласны с тем, что равенство - важная гражданская и социальная цель. Представления американцев о равенстве нередко делают их чуть ли не чудаками в глазах иностранцев.
Большинство людей понимают это совершенно иначе. Для них ранг, статус и власть кажутся намного более желательными, даже если сами они находятся в самом низу социальной пирамиды. Принадлежность к правящему классу и власть, кажется, дают людям в других обществах ощущение безопасности и уверенности. За пределами Соединенных Штатов люди с самого рождения знают, кто они такие и как вписываются в сложную систему, называемую "обществом".
Многие высокопоставленные иностранцы, будучи в Соединенных Штатах, оскорбляются тем, как с ними обращается обслуживающий персонал (официанты в ресторанах, продавцы в магазинах, водители такси и т. д.). Американцы же вовсе не чувствуют необходимости проявлять какую-то особую почтительность к тем, кто стоит выше них в общественной иерархии, и наоборот, часто обращаются с людьми более низкого положения так, как будто это важные персоны. Тем, кто едет в США, важно понимать, что в таком отношении к статусу или положению в обществе нет ничего оскорбительного или пренебрежительного. Следует просто быть готовым к тому, что во время его пребывания в нашей стране к высокопоставленному человеку будут относиться точно так же, как ко всякому другому.
5. Индивидуализм и неприкосновенность частной жизни
Индивидуализм, развитие которого связано в западном мире с Ренессансом и началось в конце XV века, нашел свое наиболее яркое выражение в Соединенных Штатах XX столетия. Здесь каждый человек считается абсолютно и непостижимо уникальным, то есть совершенно отличным от всех других людей и поэтому особенно драгоценным и замечательным.
Представления американцев о своем индивидуализме - и в мыслях, и в поступках - пожалуй, несколько преувеличены. Они не любят, чтобы их считали представителями каких-то однородных групп, независимо от того, что это за группы. Они могут, конечно, вступать - и действительно вступают - во множество групп, но при этом все-таки считают себя чуть-чуть другими, чуть более уникальными, чуть более особенными, чем другие члены той же самой группы. И они покидают эти группы так же легко, как вступали в них.
Идею неприкосновенности частной жизни (“privacy”) как крайнее проявление индивидуализма иностранцам понять, возможно, еще труднее. Даже слова такого - "privacy" - не существует во многих языках. Если же существует, то имеет, вероятно, весьма отрицательные оттенки - одиночество или изолированность от той или иной социальной группы. В Соединенных Штатах же неприкосновенность частной жизни считается не только сугубо положительным, но и абсолютно необходимым, желательным и безусловно приятным условием жизни. От американца вполне можно услышать: «Если я не проведу хотя бы полчаса в день наедине с собой, я просто сойду с ума», - и он действительно убежден в этом.
Американский индивидуализм означает, что здесь вы встретитесь с более широким спектром мнений и с абсолютной свободой их выражения всегда и везде. Тем не менее, несмотря на этот широкий диапазон личных мнений, почти все американцы в конечном счете голосуют за одну из двух главных политических партий. Именно это имелось в виду, когда мы сказали, что американцы больше гордятся свои индивидуализмом, чем на деле проявляют его.

6. Концепция «Помоги себе сам»
В Соединенных Штатах ценится только то, что человек сделал сам. Американцы не придают никакого значения тому, что вы родились в богатой семье. (В Соединенных Штатах об этом говорят как о «случайности рождения».) Американцы гордятся тем, что родились бедными и благодаря собственным усилиям и трудолюбию вскарабкались по трудной лестнице успеха до какого угодно уровня, что они достигли всего сами. И, конечно, это именно американская социальная система позволяет американцам относительно легко продвигаться по социальной лестнице.
Возьмите английский словарь и посмотрите сложные слова с приставкой "само-". В обычном словаре найдется более сотни таких слов, как самоуверенность (уверенность в себе), самосознание, самодовольство, самообладание, самокритика, самообман, самозащита, самоотречение, самодисциплина, самооценка (чувство собственного достоинства), самовыражение, самомнение, самосовершенствование, самоуверенность, самоуважение, самоограничение, самопожертвование - этот список можно продолжать и продолжать. Большинства этих слов не существует в других языках. Этот перечень - возможно, лучший признак того, как серьезно американцы относятся к тому, чтобы делать все для себя самостоятельно. "Человек, сам себя сделавший" (self-made man) по-прежнему является идеалом в Америке XX столетия.
7. Конкуренция и свободное предпринимательство
Американцы полагают, что конкуренция обнаруживает лучшее в человеке. Они утверждают, что она бросает человеку вызов, вынуждает каждого сделать все, что в его силах. Следовательно, иностранец увидит, как поощряется конкуренция дома и в школе, даже для самых юных американцев. Совсем маленьких детей, например, побуждают ответить на вопрос, на который их одноклассники не знают ответа.
Вам лично конкуренция может казаться довольно неприятной, особенно если вы приехали из общества, в котором соревнованию предпочитают сотрудничество. А у многих американцев-добровольцев Корпуса мира, работающих преподавателями в различных учебных заведениях в развивающихся странах, отсутствие конкуренции в классе вызывает большую тревогу. Они очень скоро узнают: то, что казалось им одной из универсальных человеческих характеристик, является на самом деле сугубо американской (или «западной») ценностью.
Высоко ценя конкуренцию, американцы изобрели основанную на ней экономическую систему свободного предпринимательства. Они совершенно уверены, что экономика, которая поощряет конкуренцию, обнаруживает лучшее в людях, а обществу, поддерживающему конкуренцию, обеспечен быстрый прогресс. Если искать доказательства того, что американцы чаще всего приветствуют свободное предпринимательство, то они обнаружатся во всех областях, даже в таких различных, как медицина, искусство, образование, спорт.
8. Ориентация на будущее
Веря в будущее и ценя усовершенствования, американцы уверены, что будущее заставит их переоценить прошлое, и поэтому они в значительной мере плохо осознают настоящее. Каким бы счастливым ни было настоящее, оно часто проходит незамеченным - американцы привыкли надеяться, что будущее принесет им еще большее счастье. Поэтому почти все силы направлены на осуществление этого будущего. Настоящее в лучшем случае служит лишь преддверием более поздних и более значительных событий, которые постепенно приведут к чему-то еще более значительному.
Поскольку американцев научили (ценность № 1) верить, что Человек, а не Судьба, может и должен управлять обстоятельствами, они умеют прекрасно планировать и осуществлять краткосрочные проекты. Это умение, в свою очередь, послужило причиной того, что американцев приглашают во все уголки земли для того, чтобы планировать и осуществлять чудеса, на которые способна их целеустремленность.
Если вы принадлежите к другой культуре - например, к традиционной мусульманской, - где обсуждение или активное планирование будущего считается пустым или даже греховным занятием, у вас возникнут не только философские проблемы с этой специфически американской деятельностью, но и религиозные возражения. И все же вам придется научиться жить с этим, поскольку все окружающие вас американцы будут с нетерпением всматриваться в будущее и в то, что оно с собой несет.
9. Ориентация на действие/работу
«Да не стой ты так», - говорится в типичном американском совете, - «сделай что-нибудь!» Так обычно говорят в кризисных ситуациях, хотя в некотором смысле эти слова хорошо выражают лишь бодрость американцев, для которых действие - любое действие - лучше бездействия.
Американцы обычно планируют и намечают чрезвычайно активный день. Любой отдых должен быть ограничен по времени, запланирован, предназначен лишь "освежить" их способность работать более упорно и продуктивно после того, как закончится передышка. Американцы полагают, что досугу должна отводиться относительно малая часть жизни. Они считают, что терять время попусту, сидеть без дела или спать на ходу - грешно.
Такое абсурдное отношение к жизни породило много людей, известных как "трудоголики" или люди, настолько увлеченные работой, что постоянно думают о ней, им не по себе, когда они не на работе - даже вечерами или в выходные дни.
Синдром трудоголика, в свою очередь, заставляет американцев полностью идентифицировать себя с профессией. Первый вопрос одного американца другому при знакомстве будет связан с работой: «Чем ты занимаешься?», «Где ты работаешь?» или «У кого (в какой компании) ты работаешь?»
И когда такой человек, наконец, отправляется в отпуск, даже его отпускные дни будут тщательно спланированы, очень насыщены и активны.
Америка, возможно, одна из немногих стран в мире, где есть все основания говорить о «достоинстве человеческого труда», подразумевая под этим тяжелый физический труд. В Америке даже президенты корпораций время от времени занимаются физическим трудом, вовсе не теряя при этом уважения со стороны других людей, а, напротив, приобретая его.
10. Непринужденность
Если в вашей стране отношениям между людьми свойственна определенная формальность, вам, вероятно, покажется, что американцы уж слишком неофициальны, даже непочтительны с власть имущими. Американцы - один из наиболее неформальных и непринужденных народов в мире.
Один из примеров этой непринужденности: начальники в Америке часто просят своих служащих обращаться к ним по имени и даже испытывают неловкость, когда им говорят "господин" или "госпожа".
Одежда - еще одна область, где американская непринужденность особенно заметна, иногда она просто шокирует. Придя, например, на симфонический концерт в большом американском городе, человек может сегодня обнаружить среди театральной публики людей в синих джинсах, без галстуков, в рубашках с короткими рукавами.
Непринужденность видна и в приветствиях американцев. На смену формальному "Как поживаете?" по большей части пришло неофициальное "Привет!". Так обращаются и к начальству, и к близким друзьям.
Если вы - высокопоставленное должностное лицо в своей стране, вас такая непринужденность, вероятно, поначалу будет довольно сильно выбивать из колеи. Американцы, напротив, считают такую непринужденность комплиментом! И, конечно же, вас никто не хочет оскорбить, так что это следует просто принять это как должное.
11. Прямота, открытость и честность
Во многих других странах выработаны тонкие, порой весьма специфические «ритуалы», используемые в тех случаях, когда надо сообщить кому-либо нечто неприятное. Американцы, однако, всегда предпочитали прямой подход к делу. Они обычно совершенно честно говорят неприятную правду прямо в глаза. Если вы приехали из общества, в котором не принято прямо говорить о плохих новостях или высказывать нелестные суждения, вы можете быть потрясены прямолинейностью американцев.
Если вы приехали из страны, где важно «сохранить лицо», не сомневайтесь - своей прямотой американцы вовсе не стараются заставить вас потерять лицо. Важно понять, что американец в подобных обстоятельствах не теряет лицо. Пока вы находитесь в этой стране, приспосабливаться к ее нравам будет вашей и только вашей задачей. Нет никакой возможности смягчить удары такой прямоты и открытости, если вы к ним не привычны, кроме как сказать себе - здесь жизнь идет по другим правилам. В действительности же американцы всячески требуют от своих соотечественников все большей и большей открытости и прямоты. Многочисленные программы обучения открытости, появившиеся в США в конце 70-х, хорошо отражают это настроение общества.
Во всем, кроме самого прямого и открытого подхода, американцы видят нечестность и неискренность и быстро теряют доверие к любому, кто предпочитает прямому высказыванию намеки и недомолвки. Любой, кто, будучи в Соединенных Штатах, захочет воспользоваться услугами посредника, чтобы сообщить что-либо, будет считаться манипулятором, не достойным доверия.
12. Практичность и эффективность
Американцы имеют репутацию реалистов, практичных и эффективных людей. При обсуждении любого важного решения в Соединенных Штатах приоритет, как правило, отдается практическим соображениям. Сами американцы говорят, что они не слишком склонны философствовать или теоретизировать. Если бы американцы и признали наличие у них философии, ею скорее всего оказался бы прагматизм.
Это принесет деньги? Это будет окупаться? Что я смогу извлечь из этой деятельности? Именно этими вопросами американцы обычно задаются в своих повседневных делах, а не вопросами типа: Насколько это эстетично? Будет ли это приятно? Продвинет ли это познание?
Эта практическая, прагматическая ориентация позволила американцам дать миру больше изобретений, чем дала любая другая страна за всю историю человечества. Именно любовь к «практичности» заставляет американцев предпочитать одни профессии другим. Управление и экономика, например, гораздо более популярны в Соединенных Штатах, чем философия и антропология, а право и медицина ценятся выше, чем искусство.
Приоритет практических вопросов проявляется в Соединенных Штатах также в пренебрежении к «эмоциональным» и «субъективным» оценкам и стремлении к оценкам «рациональным» и «объективным». Американцы всегда стараются сделать так, чтобы эмоции оказывали минимальное влияние на принимаемые ими решения. Они всегда судят о ситуации по объективным факторам. Популярный среди американцев «эмпирический» подход к решению проблем также отражает их практицизм. Этот подход предполагает составление списка возможных решений данной проблемы, а затем последовательное рассмотрение каждого из них с целью выявления наиболее эффективного из возможных.
13. Материализм и потребление
Иностранцы часто считают американцев более материалистичными, чем американцы сами склонны о себе думать. Американцам нравится думать, что принадлежащие им материальные объекты являются естественным преимуществом, которое дается тяжелым трудом и целеустремленностью. Это награда, считают они, которую могли бы получить и все остальные, будь они столь же трудолюбивы и целеустремленны, как сами американцы.
И все же что ни говори, а американцы - большие материалисты. Это значит, что они гораздо больше ценят вещи и их приобретение, чем человеческие контакты и их развитие».

Пытаясь объяснить это ростом эгоцентризма (поколение, сосредоточенное на своем индивидуальном Я) в связи с трудностью найти себя в изменяющемся мире. Белл столкнулся с новой проблемой. В прошлом многие основные аспекты жизни (работа, игра, образование и забота о здоровье) были сосредоточены в семье. В дальнейшем их стали регулировать такие институты, как школа, профсоюз, клуб и правительство. Но так как эти институты не помогают личности "найти себя", она все больше уходит во внутренний мир. /64/ Вероятно, процесс изменения некоторых ценностей носит циклический характер.

Вслед за периодами, когда традиционные ценности являются общепринятыми, могут наступить времена, когда они подвергаются сомнению. Например, 20-е годы, когда главной ценностью считалось достижение делового успеха, 50-е годы, когда преобладало стремление к экономическому процветанию, и 70-е годы с их консервативными тенденциями можно считать периодами общепринятых традиционных ценностей. 30-е годы с их критикой капиталистических ценностей и 60-е годы с их осуждением обычных путей достижения успеха можно считать периодами сомнений в традиционных ценностях. (Труднее охарактеризовать 80-е годы, представляющие собой смесь тенденций, характерных для прошлых лет.) Посколькуценности и общественные настроения постоянно изменяются, трудно предсказать, какие перемены произойдут в будущем.

АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В БУДУЩЕМ

Однако у нас есть основание с уверенностью встречать завтрашний день. Стремление к успеху, оптимизм и упорный труд глубоко укоренились в характере американцев, и эти ценности сохранятся в будущем. Они выражают сущность Американской Мечты. Но не всеценности соответствуют изменениям, происходящим в мире. Технический прогресс приводит к разрушению окружающей среды и истощению природных ресурсов. Перспектива недостатка ресурсов наряду с другими факторами, такими, как снижение уровня производства и благосостояния общества, глубоко беспокоят американцев, которым не свойственны пессимизм и фатализм, характерные для некоторых других народов. Поскольку мы привыкли к изобилию и прогрессу, нам будет трудно приспособиться к худшим условиям.

По этим причинам в будущем, возможно, возникнет спор между теми, кто придает основное значение стремлению к успеху и материальному прогрессу, и теми, кто считает эти ценности устаревшими в связи с разрушением окружающей среды, истощением ресурсов и перспективой постоянно скудного существования.

1. Культурой называется система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни. Поведение животных в основном /65/ обусловлено инстинктами или

генетически запрограммировано, в то время как поведение людей в значительной мере - результат обучения или поучения. В человеческом обществе культура осуществляет ту же функцию, которую у животных выполняет инстинктивное поведение.Культура передается от одного поколения другому в процессе социализации.

2. Поскольку культура влияет на формирование личности, она в значительной

степени регулирует поведение. Помимо других функций, культура

определяет условия, при которых возможно удовлетворение влечений. К

факторам, ограничивающим воздействие культуры на поведение людей,

пределы биологических возможностей человеческого организма, условия окружающей среды и потребность в поддержании социального порядка.

3. Некоторые исследователи, особенно Мердок, сосредоточили внимание на культурных универсалиях (чертах, свойственных всем культурам). Часто считают, что культурные универсалии обусловлены биологическими факторами, такими, как беспомощность младенцев, потребность людей в пище и т.д. Однако на поведение людей большое влияние оказывают культурныеценности инормы , не имеющие ничего общего с биологическими потребностями, поэтому нельзя считать, что специфические аспекты культуры соответствуют биологическим потребностям.

4. Люди склонны оценивать другие культуры с позиции своей собственной, такая тенденция называется этноцентризмом. Противоположная тенденция - культурный релятивизм ; с его точки зрения какую-либо культуру можно понять лишь на основе анализа ее ценностей в ее собственном контексте.

5. Культура создает чувство единства, идентичности членов группы, принадлежности к одному сообществу.Культура может быть также причиной конфликтов между разными группами или членами одной группы, если кто-то из членов группы придерживается несколько иных норм.

6. По мнению Гуденау, культура включает четыре элемента:

а) понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта;

б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой;

в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;

г) правила или нормы , регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Индивиды придерживаются норм, т.е. ожиданий или требований к взаимодействиям /66/ между людьми, которые поддерживаются санкциями, т.е. социальными наказаниями и поощрениями.

7. Языком называется система коммуникации, осуществляемой на основе звуков и символов, имеющих условные, но жестко структурированные значения. Языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия; в нем

имеются определенные правила; он создает и организует опыт и

функционирует не основе значений, принятых в среде говорящих на нем людей. Общий язык способствует социальному сплочению людей, но он также может быть причиной разъединения и дискриминации.

8. Идеологиями называются системы представлений, утверждающие какие-

либо ценности и факты. Они осуществляют множество функций. Например,

служат для ослабления социальной напряженности, которая может

возникнуть, когда люди осознают, что некоторые разделяемые ими

ценности не соответствуют их реальной жизни. Идеологии могут также выражать или защищать интересы групп. С точки зрения марксизма они оправдывают существующее положение или борьбу против него. Они могут придавать смысл и законность действиям людей.

9. Кроме определенных черт единства, между культурами могут существовать различия и обнаруживаться конфликты. Социологи выявили несколько

видов культурного конфликта. Аномией называется нарушение единства культуры вследствие недостаточной ясности социальных норм. Культурное запаздывание (культурный лаг) наблюдается в случаях, когда темпы изменения материальной культуры опережают возможности нематериальной культуры приспособиться к ним. Господство чужой культуры приводит к конфликту в виде столкновения культур, имеющих разные структуры.

10. К XX в. сложились две основные формы культуры: высокая культура , включавшая изящное искусство, классическую музыку и литературу, создавалась и воспринималась представителями элиты; к народной культуре бедняков-простолюдинов относились сказки, фольклор, песни и мифы. Развитие средств массовой информации создало условия для возникновения массовой культуры, которая игнорирует особенности региональных, религиозных или классовых субкультур.

11. Система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее. Контркультурой называется разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой.Контркультура стремится к формированию /67/

норм и ценностей, противоречащих основным аспектам господствующей культуры.

12. Среди традиционных американских ценностей следует отметить стремление к личному успеху, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, материальное благополучие и уважение к науке. Рисман и его коллеги считают, что эти ценности подвержены изменению и люди отходят от традиционных "внутренних ценностей", постепенно вырабатывая систему "внешних ценностей". Белл исследовал рост эгоцентризма среди членов нашего общества, обусловленного тем, что многие аспекты жизни регулируются институтами, не обеспечивающими возможности "найти себя".

13. Некоторые ценности американцев входят в противоречие с изменениями, происходящими в области технологии, истощением ресурсов, снижением уровня производства и благосостояния людей. Однако мы уверены, что такиеценности , как стремление к успеху, оптимизм и упорный труд, глубоко укоренились в американской культуре.

МАРГАРЕТ МИД (MARGARET MEAD) (1901-1978)

Маргарет Мид стала знаменитой благодаря новаторским разработкам в

области антропологии; она внесла также большой вклад в развитие

общественной науки в целом и социологии семьи в частности. Она родилась в Филадельфии в семье, где придавалось большое значение

интеллектуальным занятиям. С самого начала Мид проявляла ярко

выраженную склонность к тщательному отбору и учету научных данных. В

1924 г. Колумбийский университет присвоил ей звание магистра психологии,

но вскоре под влиянием своего руководителя Франца Боаса она решила стать антропологом. Мид глубоко чувствовала, что ее призвание, даже

миссия - детальное изучение исчезающих культур. Наибольший интерес она, пожалуй, проявляла к полевому исследованию. Она участвовала во многих экспедициях, с интервалами в несколько лет возвращалась в одни и те же

места, изучала культуру народов Азии и островов Самоа и Бали в Тихом

океане, а также многочисленных племен Новой Гвинеи. Среди ее работ наиболее знамениты книги "Достижение совершеннолетия на Самоа", "Как

Интерактивные передачи «Говорите с Америкой» с участием приглашенных экспертов и радиослушателей выходят в эфир с понедельника по пятницу в 21 час по московскому времени. Вы можете также слушать их в записи на нашем сайте после выхода в эфир.

Гость программы – американский политолог Пол Гобл , бывший советник Бюро зарубежного вещания США и специальный советник государственного департамента США по СССР, ныне приглашенный профессор Тартусского университета (Эстония) и колумнист онлайнового аналитического обозрения Института мировой политики «Окно в Евразию».

Ведет передачу Инна Дубинская .

«Голос Америки» : Сегодня передача «Говорите с Америкой» посвящена американским ценностям. Многие идеалы американского общества уходят корнями в историю страны и религии. Например, индивидуализм, вера в то, что усердный труд способен улучшить судьбу каждого, стремление полагаться на свои силы – примеры традиционных американских ценностей со времен первых поселенцев. Позднее к ним прибавились ценности, закрепленные в американской Конституции, среди них – свобода, равенство и демократия. На президентских выборах 2004 года 80% американцев, которые голосовали за Джорджа Буша, сказали, что их первоочередным мотивом являются ценности.

Все ли американцы одинаково представляют ценности своего общества, или оно так же многообразны, как сама Америка? В какой мере американские идеалы и убеждения определяют позиции США на мировой арене?

Пол Гобл : Американцы в своей жизни руководствуются многими идеалами. Но было бы ошибкой считать, что любое политическое решение американского государства есть прямой результат этих идеалов. Идеалы общества находятся в развитии, как и само общество. А любой опрос общественного мнения – это лишь «моментальный снимок» того, что люди думают сегодня. Завтра их мнения могут измениться. Это относится ко всем странам.

«Голос Америки» : Итак, отражает ли политика США традиционные американские ценности? Вот что по этому поводу думает конгрессмен-демократ из штата Флорида Алси Хастингс: «Я так скажу: не путайте политику американского правительства с настроениями и убеждениями американского народа». Пол Гобл, что вы скажете по этому поводу?

П.Г. : Я совершенно согласен. Государственная политика – продукт многих влияний. Идеалы и ценности на нее воздействуют, но есть и другие факторы: какая будет реакция союзников, поддержат ли ее граждане страны, и т.п. Идеалы – только один из факторов в выборе политического решения.

«Голос Америки» : Я хочу поблагодарить тех, кто прислал нам поздравления с Днем независимости США. Спасибо, Рафхат Габитов, Олег Шуть, Сергей Золотарев, Борис Бабашин. Александр Мартынов даже прислал нам стихи.

<Алексей (Беларусь)> : Разрешите вас, и в вашем лице всех граждан США, поздравить с национальным праздником – Днем Независимости! Я, старый ревматический больной, не в силах подняться к высотам демократии, о которых говорили наши уважаемые радиослушатели. Поэтому я просто поблагодарю создателей программы «Говорите с Америкой» за уникальную возможность пообщаться в эфире по самым разнообразным и насыщенным темам, изложить зачастую полярную точку зрения и быть выслушанным. На сегодняшний день «Голос Америки» – лучшая из всех русскоязычных международных программ. Она сама своим существованием свидетельствует о реальном наличии демократии в Соединенных Штатах Америки. Мое пожелание – чтобы вы как-нибудь рассказали об истории программы «Говорите с Америкой».

Перу французского литератора и политика XIX века Алексиса де Токвиля принадлежит одно из самых исчерпывающих и неустаревающих исследований американского феномена. В двухтомном труде «Демократия в Америке», написанном после двух поездок в США, Токвиль утверждал, что «американский характер» – это нечто качественно новое, не имеющее аналогов в прошлом. Поскольку США с самого начала были демократическим государством, им не пришлось освобождаться от ига многовековой монархической традиции. Американцы, по выражению Токвиля, с молоком матери впитали принципы равенства и личного интереса. Как это проявляется в поведении и характерах людей? И что, по вашему мнению, можно считать достоинствами, а что – недостатками, свойственными большинству американцев?

П.Г. : Токвиль понял американцев лучше, чем американцы понимают самих себя. Люди из другой страны иногда видят то, что мы в своей стране не видим. Токвиль понял некоторые очень важные аспекты американской жизни. Но есть много других аспектов, которые он не охватил.

<Алтай (Казахстан)> : Может ли президент США похищать нефтедоллары, как это делает президент Назарбаев? И второй вопрос: входит ли в американские ценности право частной собственности на средства производства?

П.Г. : Президент США не получает денег от продажи нефти, как и от других сделок. К сожалению, в других странах это случается. К счастью, по американским законам это абсолютно невозможно.

Что касается права на частную собственность, то это один из самых важных аспектов законодательства и даже Конституции Америки. К сожалению, во многих странах это право не закреплено в законах, и люди не знают, что принадлежит им, а что другим. Но без этого знания абсолютно невозможно быть гражданином.

<Артур (Москва)> : Я хочу присоединиться к тем, кто поздравил вас с этим замечательным праздником. Америка – один из тех немногих случаев, может быть единственный, когда люди, собравшиеся в молодых колониях, решили, несмотря на свои различия, создать самодостаточную нацию, самодостаточное государство, которое впоследствии стало столпом мировой цивилизации и ведущим ее двигателем. Своим примером Америка побудила другие народы к созданию демократии и строительству такой системы государственной власти, которая установилась в США. Почему иногда упрекают Америку в том, что она наблюдает за развитием демократии в других странах и ожидает от них следования американской модели?

П.Г. : Существует много моделей демократии. Двести лет назад американцы заимствовали из разных моделей. Это были Англия, Франция, античный мир. Так будет и в будущем: новые демократические страны будут брать элементы из разных демократий. Наша модель не может работать для всех. Конечно, есть полезные аспекты американской истории, которые могут пригодиться другим странам, но невозможно представить, что американская модель может быть заимствована без изменений. Например, в Казахстане, России и так далее.

<Николай (Кривой Рог)> : На американском гербе изображен орел с распростертыми крыльями с оливковой ветвью. На ленте надпись: «Единая в многообразии». Как ее понимать?

П.Г. : Надпись «E pluribus unum» означает, что мы пришли сюда из разных стран, но стали единой нацией. Она – символ того, что и сейчас, и в будущем мы можем работать вместе.

<Мария (Новосибирск)> : Я хочу поздравить народ Америки с большим праздником. Высокие стандарты демократии в вашей стране известны всему миру. Не случайно именно у вас возникли такие организации, как «Международная амнистия» и «Гражданская комиссия по правам человека», отделения которых сейчас работают во всем мире, поддерживая веру людей в справедливость. Простым людям важно знать, что их права могут быть защищены. С американцев также можно брать пример в том, что они знают и чтут свою конституцию и знают свои права. Еще раз с праздником. Спасибо!

«Голос Америки» : Американский философ и политолог Сэмюэл Хантингтон в своей книге «Кто мы?» (Who Are We?) выразил мнение, что США приближаются к своему внутреннему «столкновению цивилизаций», потому что, к примеру, большинство испаноговорящего населения США не стремится усвоить англо-протестанские ценности, которые являются одной из основ американского общества. Хантингтон и другие говорят, что для того, чтобы принимающее общество было способно выжить и процветать, необходимым условием является принятие иммигрантами основных ценностей этого общества. Согласны ли вы с этим мнением? Видите ли вы угрозу традиционным американским ценностям со стороны новой волны иммигрантов? По-прежнему ли применима концепция «плавильного котла» (melting pot) к американскому обществу?

Вот что сказал по этому поводу конгрессмен- демократ из штата Флорида Алси Хастингс: «Бытует мнение, что многие взгляды и ценности бывшего СССР по большей части неприемлемы. Однако в США не относятся свысока к гражданам России, так же как и к гражданам Болгарии, Румынии, Польши или Украины, потому что в нашей стране живут американцы русского, болгарского, румынского, польского и украинского происхождения».

Между тем, согласно данным Pew Research Center за 2005 год, 50% американцев считают, что иммигранты вносят вклад в развитие американской культуры, а 40% сказали, что они угрожают ей и не приемлют американские ценности. Пол Гобл, что вы думаете по этому поводу?

П.Г. : Мы все здесь иммигранты. Сто пятьдесят лет назад многие американцы считали невозможным включить в наше общество итальянцев или ирландцев, пятнадцать лет назад – японцев. Польза от иммигрантов постоянно превосходит создаваемые ими проблемы. Идеи, предложенные Хантингтоном, не новы. Они существовали 300 лет назад, 50 лет назад, существуют сегодня и, может быть, останутся еще на сто лет, к сожалению. Мои предки приехали из Англии почти 400 лет тому назад. Но я все еще считаю себя иммигрантом и горжусь этим. Уверен, что так думают почти все американцы.

<Владислав (Минск)> : В Беларуси 3 июля отмечался День независимости, установленный в честь дня освобождения Беларуси от нацистской оккупации в 1944 году. На самом деле праздновать надо 25 марта: в этот день в 1918 году была провозглашена независимая Белорусская народная республика. В 1990 году, 27 июля, эта независимость была возобновлена. Лукашенко впоследствии отменил этот праздник. Мой вопрос: что означают полосы на американском флаге?

П.Г. : Полосы символизируют исторически первые 13 штатов. А звезды символизируют количество штатов сегодня. Их на флаге 50.

«Голос Америки» : Давайте вернемся к Токвилю, который далее в своей книге отмечает религиозную мотивацию первых законодателей Америки и их повышенное внимание к уголовному праву. «Составляя данный свод уголовных законов, – пишет он, – законодатели были озабочены прежде всего необходимостью поддержания нравственности и добропорядочности в обществе».

Приоритет религиозных и нравственных ценностей признавали также все выдающиеся деятели Америки. Вот знаменитые слова Джорджа Вашингтона: «К богатству и процветанию ведет множество дорог, но на каждой из них опорой вам будут только вера и мораль». В том же духе высказывался Джон Адамс: «Наша Конституция составлена только для религиозных и нравственных людей, для всех остальных она непригодна».

Известно, что республиканская администрация и законодатели-республиканцы опираются на поддержку консервативного христианского населения Америки. Какую роль играют христианские ценности в современном американском обществе? В какой степени христианские ценности влияют на внутреннюю и внешнюю политику США? (Справка: подавляющее большинство американцев, независимо от политических взглядов, разделяет мнение о важности религии (Pew Research Center, 2005).

П.Г. : Религия влияет на американское общество в двух противоположных аспектах. Благодаря религии мы верим в возможность и обязанность помогать другим народам обрести наши ценности. Но, с другой стороны, многие американцы считают, что такое стремление противоречит религии, так она имеет дело не с этим, земным миром, а с миром иным… Американцы – очень религиозный народ, но выводы из своих религиозных взглядов они делают самые разные. Было ошибкой считать, что политика Вашингтона имеет прямое отношение к религии, диктуется теми или иными религиозными идеями.

<Давид (Германия)> : Хочу пожелать счастливого запуска и возвращения корабля «Дискавери». Теперь вопрос. После 11 сентября 2001 года Америка ведет борьбу против исламского экстремизма и терроризма в интересах всего мира. США предпринимают усилия по демократизации Ближнего Востока, но в Ираке их усилия натолкнулись на организованный суннитским меньшинством террор. Пол Гобл, видите ли вы свет в конце иракского туннеля?

П.Г. : Америке будет очень трудно своими силами создать новый Ирак. По-моему, это, в конечном счете, должны сделать сами иракцы. Иракский народ заинтересован в том, чтобы жить в условиях демократии, и его роль в установлении нового строя должна быть главной.

<Богдан (Полтавская область)> : Присоединяюсь к поздравлениям и пожеланиям по случаю Дня независимости! Я считаю, что у каждого живого существа нет ничего, что было бы ценнее свободы. Но свободой нужно уметь пользоваться. В Украине при авторитарном режиме Кучмы была принята одна из самых демократических конституций, были приняты неплохие законы. Но они не работали почему-то. Та же ситуация в России сейчас. Чем вы объясняете этот феномен?

П.Г. : Вы совершенно правы, принцип свободы очень важен, но для его осуществления на практике нужны традиции жизни в условиях свободы. В Америке есть такие традиции, но процесс «обучения демократии», воспитания в этом направлении продолжается даже сегодня…

«Голос Америки» : Опрос исследовательского центра «Пью» (Pew Research Center for the People and the Press) показал, что 79% жителей США уверены в полезности распространения американских идей и моральных ценностей во всем мире. Это что, американский национализм? Как вы считаете, не являются ли подобные тенденции, которые, вероятно, находят свое отражение в американской внешней политике администрации Буша, одним из факторов, влияющих на ухудшение имиджа США за рубежом?

П.Г. : К сожалению, сегодня имидж Америки во многих странах не очень хорош. Но те, кого мы называем антиамериканцами, как правило, ненавидят нас не за наши идеалы, а за наши действия. Они не всегда согласны с нашей политикой и считают, что она противоречит нашим ценностям, что Америка иногда действует не как Америка…

<Анвар (Узбекистан)> : Мы гордимся великими достижениями Америки, самым большим из которых было то, что в первые же годы своего существования она одержала победу над невежеством. Томас Джефферсон считал, что невежество – главный враг свободы и демократии. Мой вопрос: в прежние годы Америка ассоциировалась у нас с такими ее начинаниями, как «Корпус мира», с людьми, которые помогали разным народам, несли им просвещение. Будет ли продолжаться эта традиция и дальше?

П.Г. : Вы правы, «Корпус мира» – очень важная и полезная организация. И я, как и вы, за то, чтобы больше молодых американцев работало в Узбекистане и других странах бывшего СССР. Я был очень рад услышать ваше упоминание нашего третьего президента Джефферсона и убедиться, что президенты США продолжают оказывать влияние на людей других стран.

«Голос Америки» : Конгрессмен Хастингс говорит: «Существует много проблем, которые чреваты серьезными последствиями для всех нас. В особенности – как мы будем решать вопросы здравоохранения, энергетики, детского воспитания и образования. В связи с этим наши демократические завоевания и свободы требуют, чтобы мы преодолели предрассудки, предубеждения и враждебность, проявили большую толерантность друг к другу, чтобы мы больше уделяли времени тому, чтобы лучше узнать и понять культуру, религию и систему управления, отличную от нашей собственной». Ваш комментарий, Пол Гобл?

П.Г. : Я согласен с конгрессменом: у нас гораздо больше того, что нас объединяет, чем того, что нас разъединяет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Формирование русского типа культуры. Русские национальные корни. Национальное своеобразие русской культуры. Понятие менталитета и национального характера. Особенности русского национального характера. Становление и развитие национального самосознания.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    П.А. Сорокин – основоположник русской и американской социологических школ. Исторический процесс как процесс развития культуры. Типология ценностей. Реальность как сверхчувственное бытие в идеациональной культуре. Чувственная и идеалогическая культура.

    реферат , добавлен 25.06.2013

    Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян. Основные особенности русской средневековой духовной культуры. Истоки русской культуры: ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Значение принятия христианства из Византии.

    контрольная работа , добавлен 13.03.2010

    Сущность и содержание мира культуры человека, закономерности его развития. Общая характеристика ценностей и направления их воплощения. Культурные ценности, их специфика и значение. Творчество как способ формирования индивидуального мира культуры.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Традиции в культуре: виды, динамика развития. Традиции народов мира в разные периоды времени. Ценности в культуре: система культурных ценностей средиземноморской римской империи в I – II вв. Значение традиций и ценностей для развития культуры.

    реферат , добавлен 11.09.2008

    Условия формирования русского типа культуры. Национальное своеобразие русской культуры. Становление и развитие культуры на Руси в IX-XVII веках. Особенности менталитета русской нации. Национальный характер. Особенности русского национального характера.

    реферат , добавлен 21.07.2008

    Преподавание французского языка с помощью изучения культурных ценностей Франции. Анализ истории российско-французских отношений. Процесс проникновения достояний французской культуры в ходе установления двусторонних отношений между Францией и Россией.

    реферат , добавлен 20.01.2012

    Общественный строй и материальная культура древних германцев, особенности их экономического строя, этапы и направления развития. Культурные ценности, традиции и быт данного народа, их историческое значение и роль в формировании культуры народов Европы.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2013