"Зелёный континент". Дом арсения морозова Дом дружбы народов на воздвиженке

  • 29.06.2019

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке

Это самое необычное здание в самом центре Москвы называли испанским домом и испанским замком. Даже некоторые путеводители говорили, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV–XVI веков». Однако это не вполне соответствует действительности.

Первый хозяин особняка Арсений Абрамович Морозов во время путешествия по Португалии был очарован дворцом в старинном городе Синтру и решил построить подобный в Москве на Воздвиженке. Дворец, вобравший в себя элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино, поразил его сочетанием, казалось бы, несочетаемого – звонницами и минаретами, куполами и стрельчатыми окнами, драконами и фантастическими животными. И миллионер Морозов решил в свою очередь поразить первопрестольную.

Ранее на этом месте на Воздвиженке размещался цирк баварского подданного Карла Маркуса Генне. В 1892 году пожар уничтожил здание цирка. Восстановлению сооружение не подлежало.

Особняк Морозова на Воздвиженке

Землю, на которой находился цирк, приобрела Варвара Алексеевна Морозова, урождённая Хлудова, которую выдали замуж за респектабельного и богатого Абрама Морозова – хозяина Тверской мануфактуры.

После смерти мужа она взяла управление мануфактурой в свои руки. Земля на Воздвиженке была рядом с её домом. Варвара Алексеевна приобрела этот участок для своего третьего сына, Арсения. Кстати, Арсений приходился двоюродным племянником Савве Тимофеевичу Морозову.

Предполагалось, что наследник отцовских капиталов возведёт здесь достойный особняк. Но Арсений Абрамович, славившийся своим эксцентрическим поведением, решил построить настоящий замок в неомавританском стиле. По одной версии, он согласился с предложением архитектора Виктора Александровича Мазурина, по другой – сам настоял на том, чтобы дом был похож на португальский дворец. На самом деле и заказчик, и архитектор тяготели к экзотике, а зодчий – ещё и к эзотерике.

Мазурин был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Получивший по окончании училища звание «классного художника архитектуры», он строил Российский павильон на Всемирной выставке в Антверпене, а затем в Париже. Кстати, на Всемирной выставке в Антверпене Арсений Морозов и познакомился с архитектором Виктором Мазуриным. Мазурин много путешествовал и, как настоящий зодчий, привозил из каждой поездки альбомы зарисовок – рисунки различных зданий, понравившихся ему деталей и фрагментов архитектурных сооружений.

Строительство здания на Воздвиженке началось в 1895 году. Ещё на стадии строительства здание стало объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно. Масло в огонь подливал и сам архитектор, который не скрывал свою тягу к мистике и веру в переселение душ.

В течение пяти лет проект неоднократно менялся, в него вносились изменения и переделки. Архитектор пытался совмещать элементы Средневековья с мотивами позднего Ренессанса. Более всего были переработаны фасады, в которых появились экзотические для Москвы того времени мотивы морских раковин, морских канатов, подковообразные и стрельчатые арки, другие элементы «мавританской архитектуры». Внутренние интерьеры помещений выполнялись в разных стилях: китайском, итальянском, мавританском.

Строительство уникального здания было закончено 1899 году. Арсений Абрамович Морозов получил дом своей мечты – самый причудливый особняк в Москве. Правда, над его мечтой многие подсмеивались, в том числе и ближайшие родственники. Среди москвичей даже ходили анекдоты про самый «несуразный» дом. Критиком Морозовской недвижимости выступил даже граф и писатель Лев Николаевич Толстой.

Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходила к характерным приёмам архитектуры модерна.

Крупный объём дома был асимметричен и повёрнут к улице монументальной аркой. Арка выполняла роль въездных ворот замка.

Ансамбль ворот дополняли круглые башенки с зубчатыми узорными завершениями. Практически все каменные элементы декора сделаны крупными и зачастую даже гротескными. В частности, к таким элементам можно отнести толстые рельефные «верёвки», оплетающие здание и местами «связанные» в узлы. Интересно решён декор обрамления окон внутренней лестницы на левом боковом фасаде и необычное исполнение стен башен.

Арсений Морозов устраивал вечера, о которых говорила вся Москва. Например, на одном из них в зале стояло чучело медведя с серебряным подносом, наполненным чёрной икрой.

Но Арсению Абрамовичу было суждено недолго жить в роскоши экзотического дома.

В 1908 году он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Боль он вытерпел. Но началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.

После революции в бывшем Морозовском особняке размещались анархисты. А за ними – Пролеткульт.

Режиссеры Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд ставили здесь свои спектакли. Вообще, так называемый театр Пролеткульта был весьма своеобразным. Небольшой, но высокий зал особняка Морозова был переделан под нечто, напоминавшее цирковую арену. Зрители располагались на двух крутых амфитеатрах, разделённых проходами. Пол перед амфитеатрами был устлан круглым ковром, здесь и была сцена. Стены зала были завешаны полотнищами, из-за которых выходили действующие лица.

Эйзенштейн, к примеру, ставил здесь пьесу Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Основной задачей спектакля являлось разоблачение мировой контрреволюции. Художественными средствами этого разоблачения были избраны цирковые трюки, хождение по проволоке и даже короткометражный фильм, проецируемый на внезапно опускающийся экран.

Мейерхольд поставил пьесу Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». В руках действующих лиц были палки с бычьими пузырями на конце. В пузырях перекатывался сухой горох. Актеры лупили друг друга этими пузырями, а порой стреляли из пистолетов. Постепенно сцена заволакивалась пороховым дымом, на фоне которого, словно кости, выделялись предметы обихода, сколоченные из белых планок. А посреди сцены стояла большая мышеловка, в которую и попадал Тарелкин. Постановкой восхищались Анатолий Луначарский и Владимир Маяковский.

В конце 1920–х годов здание передали наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии. В годы войны, с 1941 по 1945 год, – редакция английской газеты «Британский союзник». В 1952 году дом отдали посольству Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран». Особняк получил обиходное название Дома дружбы.

В настоящее время это Дом приёмов Правительства Российской Федерации. Но даже несмотря на нынешнее официальное название, особняк не меняет своей сути и остается похожим на замок из удивительной сказки времени.

Из книги История о Михаиле и Андронике Палеофагах автора Пахимер Георгий

III. ХРОНОЛОГИЯ ПАТРИАРХОВ АРСЕНИЯ И НИКИФОРА I. В царствование Михаила Палеолога на патриарший константинопольский престол восходили преемственно пять патриархов, из которых один - Арсений занимал его два раза. Нет никакого сомнения, что этот патриарх начал

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Особняк Матильды Кшесинской Пожалуй, есть что-то, возможно даже совсем особенное, в том, что все дома на этом проспекте, изогнувшемся причудливой дугой, находятся только на нечётной стороне. Второй такой проспект, как Кронверкский, трудно отыскать.На дуге Кронверкского

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.1. Идея Морозова Н.А. Морозов был, по-видимому, первым ученым, предположившим, что автор Апокалипсиса ничего намеренно не зашифровывал, а лишь описал, пользуясь астрономическим языком своего времени, то, что он действительно видел на звездном небе ; , т.1,

автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке Этот особняк на бывшей территории Земляного города большинство москвичей связывает с именем героини романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Многие литературоведы с этим не согласны, так как

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Кекушева на Остоженке Этот шедевр стиля модерн на Остоженке напоминает настоящий замок. Пусть и не очень большой. Но со всеми присущими замку атрибутами.Особняк-замок принадлежал в начале ХХ века одному из главных творцов московского модерна – Льву Николаевичу

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ОСОБНЯК СЕНАТОРА ПОЛОВЦЕВА Дом № 12 по набережной Крюкова канала был возведен по проекту академика архитектуры М. Е. Месмахера в 1887 году Талантливый зодчий учел не только эстетические вкусы заказчика, сенатора А. А. Половцева, но и его любовь к чистокровным скаковым

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги Тайны земли Московской автора Молева Нина Михайловна

Боярыня Морозова Как странно Вы спросили: нравится ли мне суриковская «Боярыня Морозова». Что значит - нравится? «Боярыня Морозова» - это данность русской истории, русского характера, русской женщины, наконец. Из письма А. И. Сумбатова-Южина. 1909 Женщину поднимали на дыбу.

автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

автора

Особняк И.А. Морозова на Пречистенке, № 21 (1904–1906) Почему я решила включить в главу не самостоятельную постройку, а перестройку? Уж больно интересную историю имеет эта городская усадьба. Да и по отзывам современников Лев Кекушев постарался там на славу.Этот особняк один из

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.А. Морозова на Воздвиженке, № 16 (1897–1899) Когда выходишь из вестибюля станции метро «Арбатская», первое, что бросается в глаза, – удивительный особняк-замок. Словно декорация к фильму о завоевании… маврами Москвы.Подобные эмоции испытывали и современники, когда

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

12. Откроет ли тайну особняк Рябушинских? В 1964 г. в Москве состоялось мое знакомство с многочисленным семейством Пешковых: дочерью писателя Надеждой Алексеевной, которую все близкие называли Тимоша - шутливым прозвищем, данным ей в молодые годы А. М. Горьким, ее

Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

МАВРИТАНСКИЙ ЗАМОК НА ВОЗДВИЖЕНКЕ Мой дом будет вечно стоять в Москве… Арсений Морозов В канун уходящего 1899 г., когда лиловые сумерки рано спускались на город и золотые маковки церквей тонули в снежной метели, на старой Воздвиженке ярко засветились готические окна

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Особняк на улице Алексея Толстого Для читателя, возможно, представит интерес как бы небольшое отступление от темы, которое мне хотелось бы позволить себе в связи с упомянутыми переговорами. В особняке МИД СССР на улице Алексея Толстого вот уже более полувека проходят

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Как спасти Морозова? Алексей Михайлович очень переживал, отправив приглянувшуюся ему девицу в Тюмень. Несколько дней царь всея Руси ничего не ел, худел, а все придворные ходили с опущенными головами, делая вид, что им тоже очень грустно. Неизвестно, сколько бы продолжалась

Когда в Москве выходишь из метро Арбатская на улицу Воздвиженка, взору открывается чудесный особняк, в советское время известный как Дом Дружбы с народами зарубежных стран. Одни находят в нём сходство с крепостью, другие - со сказочным дворцом, а третьим он представляется праздничным тортом с кремом! Удивительно видеть столь необычное здание в историческом центре шумного города, посреди бизнес-офисов и спешащих прохожих. Впрочем, в Москве много архитектурных чудес, что и придаёт российской столице неповторимый облик.
l

Дом Дружбы


р

В Доме Дружбы мне приходилось бывать несколько раз, когда я работала и училась в Университете Дружбы Народов.


На фото: 2000 г., встреча выпускников РУДН (Российского Университета Дружбы Народов) из разных стран и Валентины Терешковой во время мероприятий по празднованию 40-летия РУДН: (я - в качестве коррепондента):


р
Внутри Особняка Морозова

Мраморный зал :

Гостиная:

З ал приёмов:

На улице здание Дома Дружбы выделяет приятный белоснежный цвет. Композиция дома сочетает в себе разные по величине объемы: парадную часть, вертикальную доминанту и основное здание. Богато декорированный фасад здания состоит из двух цилиндрических башен с ажурной оградкой на крыше и портиков, что удачно контрастирует с более простым и строгим видом остального здания. Стены башен украшены морскими раковинами, а вход обрамляют витые цепи.

Очарование зданию придают геометрические формы, традиционные розетки, цветы, виноградные гроздья, диковинные деревья и другая лепнина по поверхности стен. Оригинальны ограждения кровли и арочные окна. Создаётся ощущение, что это замок Феи перенесён из волшебной страны, где всегда светит солнце, шумит море и круглый год лето. С архитектурной точкой зрения, особняк на Воздвиженке построен в стиле эклектики. Этот стиль пришёл на смену классицизму в России в середине 19 века. Новая мода на строительство отрицала какие-либо правила в творчестве, и наоборот, всячески приветствовала «полёт фантазии». Эклектика позволяла использовать элементы самых разных стилей. Главными заказчиками подобных зданий в то время выступали разбогатевшие промышленники, диктовавшие архитекторам свои нестандартные вкусы.

*

Со временем критики стали осуждать эклектизм за его чрезмерное потакание вкусам заказчиков. "Архитектура, копирующая со старых образцов, - писал русский архитектор В. П. Стасов, - ...архитектура ловких людей, навострившихся в классах и... отпускающих товар на аршин и фунт... Угодно - вот вам пять аршин "греческого классицизма", а нет - вот три с четвертью итальянского "ренессанса",... А не то хороший ломтик романского, шесть золотников готики, а то вот и целый пуд русского". Кто же автор этого чуда и что за дивный дизайн? О, с этим связана не одна история.

... Когда архитектор спросил заказчика, в каком стиле строить дом и назвал несколько из них: готика, неоклассика, мавританский стиль — малообразованный купеческий сын ответил: «Строй во всех — у меня денег хватит». Эта история пересказывалась в лучших аристократических домах столицы. Главным героем истории стал Арсений Абрамович Морозов, представитель одной из самых влиятельных купеческих семей, сохранявших приоритет в становлении российской промышленности и внесших своими благотворительными акциями большой вклад в фундамент отечественной культуры 1.

лл

На фото: Арсений Абрамович Морозов:

Арсений Абрамович Морозов, владелец злополучного особняка на Воздвиженке, увековеченный Л.Толстым в нелестных выражениях, ни в каких особых деловых талантах замечен не был. Был склонен покутить, любил роскошь и жизнь на широкую ногу. Арсению хотелось выстроить в Москве такой дом, какого столица ещё не видывала.Свой особняк он "привез" из путешествия. А дело было так. Несколько лет друзья Арсений Морозов и архитектор Виктор Мазырин ездили по Испании и Португалии, пока не увидели чудесный дворец, который произвёл на отпрыска богатых купцов неизгладимое впечатление. Им оказался расположенный неподалёку от португальского города Синтра дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 г. и принадлежащий мужу португальской королевы Марии II немецкому принцу Фердинанду.

На фото: Король Португалии Фердинанду II Саксен-Кобург-Гот, для которого был построен дворец Ди Пена :


Дворец-башня поразил Арсения Морозова фантастическим сочетанием стилей - Ворота Дракона, звонницы и минареты, купола с круговыми дорожками, стрельчатые окна эпохи Мануэля. Замок стоял на высокой скале, доминировал над местностью и в то же время оставлял впечатление легкости и очарования. Главный вход во дворец был сконструирован в мавританском стиле. Весь замок оплетала виноградная лоза и розы (именно в связи с этим появились такие окна и лепнина на особняке в Москве - они заменила роскошную южно европейскую зелень; в некотором роде, здание как бы действительно кажется «перенесённым» из теплой Португалии).

1. Капитал Морозовых начался с 5 рублей, которые крепостной крестьянин старообрядческого села Зуево Савва Васильевич Морозов получил как приданое жены. Он сам и его семья занимались ткачеством. В 1797 году, в возрасте 27 лет, Савва Васильевич основал в родном Зуеве шелкоткацкое заведение. Когда ему было 50, он выкупил себя и семью у помещика за огромные по тем временам деньги - 17 тысяч рублей. Через 17 лет, в 1837 г., купил землю вблизи Орехова и перевел фабрику туда. Из четырех мануфактур, принадлежавших ему и его сыновьям, позже сложилась мощная хлопчатобумажная империя.Деловая хватка, потрясающая работоспособность и кристальная честность обеспечили успех Морозовых. Об их опыте капиталистического хозяйствования сегодня пишут монографии. По техническому оснащению их мануфактуры были в числе лучших в Европе. Хозяева заботились об условиях труда и быта своих рабочих, строили для них дома, больницы и церкви. Морозовы жертвовали деньги на бесплатные ночлежные дома, богадельни, родильные дома, больницы (самая известная - Морозовская детская больница). Семейство крестьян-старообрядцев оказалось в среде богатейших людей России, которая формировалась веками. Основатели клана не имели никакого образования, кроме религиозного. Их внуки получили блестящее образование. напрасно раздосадованный профессор Иван Владимирович Цветаев сетовал: "Ходят они в смокингах и фраках, но внутри носороги-носороговичи". "Мужики" Морозовы известны как меценаты и коллекционеры. Они поддерживали российских художников, тратили немалые деньги на издательские проекты. Заядлый театрал Савва Тимофеевич Морозов взял на себя финансирование Художественного театра и построил для него великолепное здание. ________________________________________ ________________________________________ _____________________________
*
Плененный красотой замка Арсений тут же заказал Виктору Мазырину постройку особняка по образу и подобию увиденного в Синтре. Говорят, Арсений Морозов сделал свой заказ на платформе вокзала в городе Синтре, будучи при этом ещё и изрядно выпивши...
Лучшего автора проекта Арсений выбрать не мог. Розовощекий Мазырин увлекался мистикой, спиритизмом, верил в переселение душ и считал, что его душа родилась в Египте. Кроме того, Мазырин уже был известен как автор-проектировщик русских павильонов на Всемирных выставках в Париже, Антверпене, среднеазиатской выставке в Москве. И здесь архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, создав эклектическое смешение стилей по мотивам испанского и португальского Возрождения.

Об украшениях фасада здания стилизованными ракушками и каменными сплетениями стоит сказать особо. Согласно существующей легенде, на Пиренеи когда-то приплыл святой Сант-Яго. За время длительного путешествия днище его корабля обросло огромными ракушками. Монахи разнесли эти священные ракушки по замкам и монастырям Испании и Португалии. В испанском городе Соломанке и сегодня стоит замок ракушек -Каса де Кончас (кончас по-испански - ракушки).


Тот самый дворец с ракушками


Очарованный видом этого замка, архитектор Мазырин воспроизвёл похожие украшения и на особняке своего заказчика.

Строительство продолжалось 5 лет и в 1899 году Арсений Морозов стал обладателем самого роскошного особняка в городе. Такого дома в первопрестольной еще не было. Он поражал культурную Москву "кастрированностью от традиций" и тем, что удивительным образом включил в себя поклонение низшим инстинктам нашей природы, создал культ низших организмов мира, стилизуя их и тем уравнивая с человеком и его жизнью". Аристократическая Москва скептически морщилась и не разделяла восторженных идей Морозова и Мазырина. Оба они были не на самом лучшем счету у чопорной московской публики.

Граф Толстой в романе "Воскресение" дал и особняку, и хозяину убийственную характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве "глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку". Хозяин "глупого ненужного дворца" явно увлекался символикой. Об этом свидетельствует не только вход-подкова: канаты на фасаде, стянутые в прочные узлы, символизировали благополучие и долголетие.

* *
Даже родная мать, Варвара Алексеевна Морозова, не одобрила затеи Арсения. Это она подарила сыну на 25-летие купленный ею в центре города кусок земли, на котором стоял конный цирк Карла-Мариуса Гинне, сгоревший в 1892 году цирк. Не прошло и трех лет, как неугомонный Арсений его перестроил. Когда мать Арсения, женщина волевая, гневливая и острая на язык, переступила порог нового дома, она плюнула и сказала в сердцах: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать».Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, его домом, построенным его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте.

*

Варвара Алексеевна Морозова:

В своём экстравагантном доме хозяин пировал в декорированном под романский стиль Рыцарском зале; в ампирном Золотом, украшенным позолоченной лепниной, оттеняемой белым цветом лепного потолка, с мебелью и стенами, затянутыми золотым штофом, проходили балы; большой белый зал в стиле барокко украшали роспись и скульптура, символизирующая муз. Прелестная спальня-будуар хозяйки была выполнена в стиле модерн. И только кабинет хозяина оформили в мавританском стиле: ковры, тахта, холодное оружие на стенах и другие атрибуты Востока.

Рассказывали, что по дому бродила ручная рысь, а в укромных уголках "жили" чучела, кабанов, лисиц и волков и повсюду - медвежьи шкуры: хозяин-охотник убил за свою жизнь 82 огромных зверя. Арсений Морозов недолго наслаждался своим особняком, по собственной глупости он погиб на одной из пьяных пирушек. Утверждая, что человек может перенести любую боль, он ушел в кабинет и тайком прострелил себе ногу. Пари он выиграл, никто ничего не заметил. Но проиграл по крупному счету - началось заражение крови, и через несколько часов Морозова не стало. Архитектор Мазырин скончался в 1919 году от брюшного тифа. Дом же, построенный парой этих эксцентричных людей, стоит до сих пор.
После революции особняк национализировали. Первое время в нем ставили спектакли Мейерхольд и Эйзенштейн. В доме бывали многие советские писатели, артисты, художники. Здесь на диспутах выступал Владимир Маяковский, бывал Сергей Есенин. Случалось так, что Сергей Александрович около двух месяцев жил в особняке. С 1928 года здание стало резиденцией японского посла.

В начале Великой Отечественной войны оно было предоставлено посольству Великобритании и в нем помещалась редакция газеты “Британский вестник”. После окончания войны и до 1952 года в доме располагалось посольство Индии.
С 1959 года здесь обосновался Дом Дружбы Народов. В 2003 году дворец закрыли на реконструкцию, на которую государство потратило 700 миллионов рублей и с 2006 года в нём работает Дом Приёмов Правительства России. За более чем вековое существование дома произошло изменение вкусов и представлений о прекрасном: теперь этот образец странной для современников архитектуры воспринимается как нечто замечательное и даже чудесное."Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет", - говорил Арсений братьям-коллекционерам.

Мимо этого чудесного особняка просто невозможно пройти мимо, не удивившись и не полюбовавшись. И вот в очередной раз - особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, но теперь обратим внимание на детали. А их тут великое множество. На заглавном фото - изящная каменная виноградная лоза, повторяющая стену португальского замка, увитого виноградом. Не хотела писать никаких слов про это замечательное здание, всё уже про него сказано, но узнала кое-что, о чём не знала раньше.

Оказывается, что у этого затейливого особняка был вполне конкретный образец. Это дворец Пена (Palácio Nacional da Pena) в Португалии, на высокой скале над городом Синтрой, в фантастическом псевдосредневековом стиле. Строительство организовал принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, муж королевы Португалии Марии II. Он вложил в этот проект огромные средства, и работы продолжались до самой его смерти в 1885 году. Сооружение, построенное в середине XIX века, сочетало в себе элементы мавританской средневековой архитектуры и мануэлино - португальского национального стиля, популярного в XV-XVI веках. Этот самый дворец Пена в начале 1890-х годов и вдохновил русского миллионера Арсения Абрамовича Морозова и архитектора Виктора Александровича Мазырина на строительство особняка на Воздвиженке. А началось всё с того, что в подарок Арсений Морозов получил участок в центре Москвы.


Дворец Пена в Синтре

Мать Арсения, Варвара Алексеевна, происходила из купеческой семьи Хлудовых, которым принадлежала одна из первых российских бумагопрядильных фабрик, оборудованных паровыми машинами. Его отец, Абрам Абрамович (двоюродный брат известного мецената Саввы Морозова), был владельцем Тверской мануфактуры. После его смерти управление предприятием перешло в руки его супруги - женщины умной, хваткой и красивой. Именно она решила преподнести на 25-летие своему непутёвому сыну - гуляке и кутиле Арсению, земельный участок на Воздвиженке.


Константин Маковский. Портрет В. А. Морозовой, 1874

Арсений обратился к своему знакомому архитектору и большому оригиналу Виктору Мазырину, с которым познакомился на всемирной выставке в Антверпене. А тот предложил Морозову вместе поездить по Европе в поисках прообраза дома. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.


Архитектор Виктор Мазырин (на фото слева) и миллионер Арсений Морозов

Особняк был построен быстро, за четыре года, - срок не бывалый для того времени.

1. Сейчас деревья разрослись, да и чугунную ограду продублировали непрозрачными щитами, что, конечно мешает рассматривать особняк. Но всё же, некоторые детали оформления можно запечатлеть.

2. В морозовском особняке мавританский стиль наиболее ярко проявляется в оформлении парадного подъезда, а также двух башен, расположенных по двум сторонам от главного входа. Дверной проём декорирован корабельными канатами, завязанными в морские узлы, - символом удачи в Португалии, главный вход в виде подковы - символа удачи в России, а над ним - прикованный цепью дракон, восточный символ удачи.

4. Две романтические башни с кружевными аттиком и решёткой балкона расположены по двум сторонам от главного входа.

7. В оформлении стен используются живописные детали декора - раковины, карабельные канаты, подковообразные и стрельчатые оконные проёмы.

17. В остальных же частях этого сооружения архитектура эклектична. Например, некоторые оконные проёмы украшены классическими колоннами,

18. Общая асимметричная структура особняка больше характерна для модерна.

19. Самому Морозову особняк удачи не принёс. Ему удалось прожить в нем всего девять лет. В 1908 году на одной из пьянок Арсений на спор прострелил из пистолета себе ногу. Хотел доказать, что человек может выдержать любую боль. Спорили на коньяк. Морозов после выстрела не закричал и выиграл спор, но и после этого не поехал к врачу, а продолжил пьянку. Через три дня миллионер Арсений Морозов в возрасте 35 лет умер от заражения крови. С его смертью скандальная слава особняка не закончилась. Дом Морозов оставил не жене с детьми, а своей любовнице - Нине Александровне Коншиной.

После революции особняк Арсения Морозова не раз менял хозяев. С 1918 по 1928 годы в нём размещался Пролеткульт и его театр, с 1928 по 1940 годы - резиденция посла Японии, с 1941 по 1945 годы - редакция английской газеты «Британский союзник», с 1952 по 1954 годы - посольство Индийской республики. Почти полвека в особняке Морозова размещался «Дом Дружбы с народами зарубежных стран», открытый 31 марта 1959 года. В то время там проводились демонстрации зарубежных кинофильмов, встречи и пресс-конференции с иностранными деятелями искусства, фотовыставки и даже концерты. Последний раз я была в Доме дружбы в самом конце прошлого века. Дом приёмов правительства РФ был открыт 16 января 2006 года, и теперь особняк закрыт для москвичей и гостей столицы.
Ещё об особняке Морозова в репортаже

Основатель знаменитой купеческой династии Морозовых Савва Васильев, бывший крепостной, приезжает в Москву в 1820-ых годах и здесь берет фамилию Морозов. Пятеро его сыновей образуют обширный Морозовский род, распадающийся на несколько ветвей: Викуловичи, Захаровичи, Абрамовичи, Ивановичи, Тимофеевичи. Представители династии Морозовых играли значительную роль в торгово-промышленных делах России, занимались благотворительностью, внесли вклад в развитие искусства и строили для себя роскошные особняки в столице.

Дом Марии Федоровны Морозовой. Вид из сада.

Морозовская Москва существует как «город в городе» в виде благотворительных учреждений, роскошных торговых построек и особняков, которые Морозовы строили для себя. Архитектура, связанная с именем купцов, это, прежде всего, яркие стилизации под какие-то исторические или фантазийные стили. Это и «мавританский особняк» на Воздвиженке, и, конечно, шедевр Шехтеля на Спиридоновке.

Остановимся подробнее на нескольких наиболее ярких объектах Морозовской Москвы.

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова (Спиридоновка, 17) , одного из самых известных представителей купеческого рода, был построен архитектором Федором Шехтелем . Роскошную усадьбу Савва обустраивал для жены Зинаиды, которую увел у своего племянника Сергея Викуловича Морозова. В старообрядческой купеческой среде, откуда были влюбленные, развод и новый брак считался позором. Но это не помешало молодым людям пожениться.

Особняк на Спиридоновке Шехтель строил, когда еще не имел звания архитектора. Дом представляет собой стилизацию под сказочную английскую готику. В строительстве «замка» Шехтель использует архитектурные новации. Анфиладную планировку предшествующих эпох заменяет новым объемно - планировочным принципом. Он формирует пространство особняка вокруг центрального объекта, в данном случае, вестибюля с лестницей.

Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Особняк на Спиридоновке многие считают лучшим образцом неоготики в Москве.

Семейный мир в роскошном новом доме царил всего год. В 1898 году Савва Морозов встречает новую роковую любовь актрису Марию Андрееву.

В мае 1905 года Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. Официальная версия - самоубийство, но, вероятнее всего, меценат был убит большевиками, которым пообещал часть своего состояния.

После смерти мужа Зинаида продает особняк Михаилу Рябушинскому , который совсем немного изменил его интерьеры. После революции дом национализируют.

Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке.

Ольга Ваганова/АиФ

Другой известный представитель купеческой фамилии Михаил Абрамович Морозов , владелец большой художественной коллекции, впоследствии переданной Третьяковской галерее, жил в особняке на Смоленском бульваре (Смоленский бульвар, 26/9).

Первой владелицей дома XVIII века была генеральша Глазова. В 1894 году особняк был перестроен по проекту архитектора Виктора Мазырина для Михаила Морозова и его жены Маргариты Кирилловны.

На первый взгляд, здание построено в классических традициях, но внутреннее оформление настолько разнообразно, что дом никак нельзя отнести к классике русской архитектуры. Во внутренних интерьерах царит пестрота стилей: там есть и египетская прихожая, и мавританская курительная комната, и отделка в стиле античной Греции.

Чета Морозовых была известна всей Москве. В особняке на Смоленском бульваре собирался многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин.

Михаил Морозов коллекционировал картины, в то числе импрессионистов, занимался благотворительностью, помогал художникам.

Морозов умер, когда ему было всего 33 года. В 1910 году его жена передала художественную коллекцию в дар Третьяковке. Маргарита Кирилловна продала дом, а от наследства мужа отказалась в пользу благотворительности.

Особняк Морозовых на Смоленском бульваре

Говоря о Морозовской Москве нельзя не упомянуть очень человеческую историю, которая связана с именем художника Левитана. Мать Саввы Тимофеевича Морозова, Мария Федоровна, уважаемая московская благотворительница, в 1889 году на свои средства перестраивает классический флигель усадьбы в Большом Трехсвятительском переулке (д 1 с 2) для занятий рисованием своего сына Сергея. В том же году он уступает дом своему другу Исааку Левитану.

В книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский описывает эти события:

«…через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи…»

Фасады особняка были украшены наличниками, центральная часть повышена и декорирована кокошниками. В доме был устроен верхний свет, необходимый для занятий живописью.

Здесь, в Морозовском владении, написаны практически все шедевры Левитана: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь».

Окно дома -мастерской Исаака Левитана в Большом Трехсвятительском переулке

Но не все представители славного купеческого рода были деятельными и толковыми людьми. Арсений Морозов , сын Абрама и Варвары Морозовых, прослыл мотом и кутилой, не был занят предпринимательской деятельностью, не имел склонности к искусству, страстью его были праздные путешествия.

В одной из поездок со своим другим архитектором Виктором Мазыриным по Испании и Португалии Арсений был впечатлен португальским дворцом Пена в Синатру, построенном в середине XIX века в стиле мавританской средневековой архитектуры.

По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка возводится необычный «мавританский замок» (Воздвиженка, 16, с 1) , еще на стадии строительства названный москвичами «домом дурака».

Чем же так не угодил современникам Морозовский дворец? Сегодня мы смотрим на архитектуру и воспринимаем даже экзотичные постройки довольно спокойно, привязывая их к прототипам и историческим стилям. А в начале XX века архитектура была жестко обусловлена модой. Например, когда пришел модерн, все стали строить модерновые дома, даже те, кто этот стиль терпеть не мог. Когда Морозов строил копию экзотичного мавританского дома, господствовала эклектика с ее достаточно однотипными постройками. Поэтому эксцентричную выходку восприняли с насмешкой и даже яростью.

Арсений Морозов погиб глупо, прострелив себе ногу на спор. После революции в особняке Морозова поселили Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд.

"мавританский замок" Арсения Морозова.

Морозовская Москва - это и роскошные торговые постройки, среди которых можно упомянуть Боярский двор (Старая пл, 8) . Это офисное здание того времени подчеркивает связь архитектуры Морозовых с модерном. Боярский двор построен Федором Шехтелем по заказу Сергея Морозова, сына Ивана Саввича, в части здания разместилось представительство Богородско-Глуховской мануфактуры, принадлежавшей Морозовым-Захаровичам.

Это ярчайший образец модерна с привлечением мотивов национальной русской архитектуры. Там в первых этажах были Морозовские офисные помещения, четвертый и пятый - заняты гостиницей «Боярский двор».

Здание Двора выглядывало из-за массивной Китайгородской стены, поэтому Шехтель украсил только аттик и верхние этажи здания, эркеры, заканчивающиеся башенками, которые смотрелись как башни старинного замка.

В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин.

Сейчас здание занимает Аппарат Президента РФ.

Боярские ряды.

Закончим экскурсию по Морозовским местам у здания Кустарного музея (Леонтьевский переулок, 7 с 1) - образца так называемого русского архитектурного стиля. Дом можно отнести к опыту исторической ретроспективной архитектуры, пытающейся воссоздавать национальные образы. Оно было построено по заказу Сергея Тимофеевича Морозова , брата Саввы Тимофеевича, в начале XX века.

В своем стиле здание довольно посредственное и не сравнится с такими великими шедеврами как дом Перцевой, например, или тот же Ярославский вокзал. Но сам Кустарный музей был блестящим явлением. Морозов был большим ценителем народного промысла. Кустарный музей, основанный им еще в 1885 году, находился сначала на Большой Никитской, а потом переехал в Леонтьевский переулок. Здесь представлена большая коллекция резных изделий. В настоящее время - это Музей народного промысла.

Музей народных промыслов

Ольга Ваганова/АиФ

В этот раз показываю очень интересное здание в центре Москвы - особняк Арсения Морозова на Воздвиженке (м.Арбатская). Особняк построен в 1895-99 гг. по проекту арх. В.Мазырина для одного из представителей рода Морозовых - Арсения Морозова (1873-1908).

Род Морозовых - семья старообрядческих купцов и очень богатых промышленников. В Москве и окрестностях города много интересных особняков, принадлежащих Морозовым. Но этот выделяется особо. Ведь недаром его экзотическая вычурность отмечалась еще современниками. Владелец особняка Арсений Абрамович Морозов "отличился в истории" своим буйством нравов, строительством этого особняка и знатными попойками. Смерть его была нелепой, он на спор простелил себе ногу и умер от заражения крови в 35 лет. Этот отпрыск семьи Морозовых был, выражаясь современным языком, "типичным прожигателем жизни". Сохранилось воспоминание о том, что на вопрос архитектора Мазырина в каком стиле проектировать дом, он ответил: "Во всех стилях! У меня есть деньги!"

Современники критиковали этот дом.
Из Википедии: Даже Толстой не обошел новый дом своим вниманием. В романе «Воскресение» он дал и особняку, и хозяину убийственную характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку».

На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.
– Вон какой домина занесли, – сказал он, как будто он отчасти был виновником этой постройки и гордился этим.
Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле.

Л.Н.Толстой

Представьте, что это Нехлюдов проезжает на коляске мимо этого дома...

Удивительно, что этот дом вызывал такие отрицательные эмоции. Скорее всего, это было связано с личностью владельца. Экзальтированный хозяин дома по мнению современников обладал плохим вкусом.

Мать Арсения - Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова), (которая подарила ему землю под строительство этого особняка) сказала сыну, увидев построенный особняк:

"Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва".

Исторический анекдот, оставшийся в памяти потомков.

Фраза и настроение современников запомнились... А строение осталось и украшает город. Порой и экзальтированные личности оставляют о себе хорошую память)).


1910 г.

Особняк матери (Варвары Морозовой) находится в двух шагах от особняка сына. Он выстроен в классическом стиле (его сегодня плохо видно из-за забора и разросшихся деревьев), а особняк сына - это экзотическая стилизация в мавританском стиле. Прообразом послужил Замок Пена в Синтре (Португалия). Вы посмотрите по ссылкам этот замок, а также те стили (мануэлино и мудехар), которые послужили базой для архитектора.

Выстроенный в стиле , соединяющем элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса с добавлением элементов стиля (ракушки на фасаде дома такие же, как на фасадах в Саламанке (Испания) , этот особняк удивителен для центра Москвы.

Для москвичей этот дом известен как Дом Дружбы народов (Дом дружбы с народами зарубежных стран).

А сегодня он называется Дом приемов Правительства РФ. К сожалению и этот дом, и дом матери Арсения - Варвары Морозовой сегодня закрытые для осмотра помещения, поэтому интерьеров я вам не покажу, но рассмотреть снаружи дом мы сможем.


Здесь можно рассмотреть те самые "испанские" ракушки, "португальские" канаты и морские узлы, витые колонны и "горошины перца", украшающие здание.

А какой красивый мавританский балкончик украшает фасад дома. А "корона" на крыше дома! Потрясающе.


Вот увеличенный кадр с канатами и узлами.

Над входной дверью скрывается крылатый дракон.


С правого края дом украшен изящным балконом, который очень похож на один из балконов во дворце Пине (Португалия). Обратите внимание на потрясающие трубы для стока воды.