Чандлер рэймонд все детективы. Раймонд Чандлер: биография

  • 22.09.2019

Один из самых великих американских писателей, основатель крутого детектива - Раймонд Чандлер .

Родился Раймонд Торнтон Чандлер (Raymond Thornton Chandler ) 23 июля 1888 года Чикаго. Первые годы жизни провел в городе Платтсмут (штат Небраска). Брат матери, из ирландской общины квакеров, успешный юрист, имеющий постоянный доход, предлагает своим родственникам перебраться в Англию, чтобы Раймонд смог получить образование. Его мать разводится с мужем, инженером-алкоголиком и вместе с Раймондом отправляется в 1900 году в Англию.

Чандлер получил классическое образование в Далидж-Коллердже в Лондоне. Он бывает в Париже и Мюнхене, где изучает языки в естественной среде. Для того чтобы устроиться на работу, в 1907 году Раймонд принимает английское гражданство и поступает на работу в Британское Адмиралтейство.

Поскольку Раймонду не нравилось работать конторским служащим, через год он увольняется и становится журналистом в газетах Daily Express и Western Gazette . Но репортерская работа ему тоже не по душе, поэтому он пишет стихи.

В 1912 году Чандлер вместе с матерью возвращается в США. Здесь он обучается на бухгалтерских курсах и находит постоянную работу в Лос-Анджелесе на молочном заводе. После вступления США в Первую Мировую войну, Чандлер записывается добровольцем в Канадскую армию и в составе регулярных войск участвует в сражениях на территории Франции.

После окончания войны, Чандлер возвращается в Лос-Анджелес, где у него завязывается роман с Сисси Паскаль, замужней женщиной, которая старше его на 18 лет. Сисси разводится с мужем, но не может выйти замуж, поскольку мать Чандлера не дает разрешения на брак. Жениться Чандлеру и Сисси Паскаль удается только 6 февраля 1924 года, после смерти матери.

Все это время Чандлер работает бухгалтером в нефтяной компании Dabney Oil , а в 1932 году даже становится вице-президентом. Правда через его увольняют за алкоголизм, прогулы и распущенное поведение с женщинами.

Чандлер подрабатывает написанием детективных рассказов для журналов. Первый рассказ, Шантажисты не стреляют , опубликован в журнале Черная маска в 1933 году, а спустя 6 лет выходит первый роман Раймонда Чандлера Глубокий сон . Чандлер тщательно изучает работы Эрла Стенли Гарднера и его главного героя Перри Мейсона, но создает свой неповторимый стиль и своего уникального персонажа - Филипа Марлоу . Чандлер активно пишет, практически раз в год выходят его новые романы, которые пользуются большой популярностью. Голливуд приглашает ставшего популярным писателя на работу сценаристом. Вместе с Билли Уайлдером он написал сценарий для фильма Двойная страховка . В 1951 году он работает вместе с Альфредом Хичкоком над сценарием для фильма Незнакомцы в поезде , иронической историей убийства по мотивам романа Патриции Хайсмит. Чандлер считал, что роман страдает излишней фантазией, и на этой почве так разругался с Хичкоком, что они даже не разговаривать. А поскольку Хичкоку доложили, что Чандлер обзывает его жирным ублюдком он демонстративно выгнал Чандлера со съемок и выбросил его сценарий в мусорную корзину. Несмотря на эти раздоры, Хичкок указал в титрах к фильму имя Чандлера как автора сценария.

В 1954 году заболевает и медленно умирает его жена Сисси, в это время Чандлер пишет роман Долгое прощание . После ее смерти Чандлер вновь начинает сильно пить и даже предпринимает попытку самоубийства. За год до смерти его избирают президентом общества Детективных писателей Америки. Чтобы отвлечься он едет в путешествие по Европе, а после возвращения домой заболевает пневмонией и умирает.

Три из семи романов Чандлера считаются литературными шедеврами – Прощай, мой прекрасный (1940), Маленькая сестра (1949) и Долгое прощание (1953), последний считается вершиной детективного творчества, наравне со Стеклянным ключом Дэшилла Хэмметта. Прозой Чандлера восхищались У.Х. Оден, Ивлин Во и Ян Флеминг.

Романы Чандлера неоднократно экранизировались.

Избранная библиография

Романы

Глубокий сон / Вечный сон (The Big Sleep , 1939)
Прощай, любимая (Farewell, My Lovely , 1940)
Высокое окно (The High Window , 1942)
Девушка в озере / Блондинка в озере (The Lady in the Lake , 1943)
Сестрёнка (Little Sister , 1949)
Долгое прощание (The Long Goodbye , 1954) (Премия Эдгар за лучший роман, 1955)
Бесконечный поворот / Обратный ход (Playback , 1958)
Пудель Спрингс (Poodle Springs , 1959) (в связи со смертью писателя в 1959 году, роман остался недописанным. В 1989 был закончен Робертом Паркером).

Повести

Шантажисты не стреляют (1933)
Убийство хлыща (1934)
Наводчик \Свидетель\ (1934)
Убийца приходит в дождь (1935)
Газ из Невады (1935)
Испанская кровь (1935)
Пушки Сирано (1936)
Человек, который любит собак (1936)
Возмездие Нун- стрит (1936)
Золотая рыбка (1936)
Зана все (1936)
Проверь эту девчонку (1937)
Китайский жадеит (1937)
Горячий ветер \Красный ветер (1938)
Король в желтом (1938)
Бей - Сити блюз (1938)
Женщина в озере (1939)
Неприятности с жемчугом (1939)
Я буду ждать \ В ожидании \ (1939)
Бронзовая дверь (1939)
В горах преступлений не бывает 1941)
Нюхательный табак профессора Бинго 1951)
Марлоу разбирается с синдикатом (1961)

Эссе

Простое искусство убивать. Пер. С. Белов
Простое искусство убийства. Пер. Т. Бородай
Простое искусство убивать. Фрагмент
Предисловие к сборнику Простое искусство убивать
Случайные заметки о детективном романе
Крепость имя которой детектив

Экранизации

1944 -
1944 - Это убийство, моя милая!
1946 - Глубокий сон
1946 -
1947 - Женщина в озере
1969 - Марлоу
1973 - Долгое прощание
1975 - Прощай, моя красавица
1978 - Большой сон
1998 - Большой Лебовски (вольная экранизация романа Большой сон)
1998 - Частный детектив Марлоу
1984-1986 - Филип Марлоу: Частный детектив (сериал)

Раймонд Торнтон Чандлер (Raymond Thornton Chandler )

Чандлер родился в Чикаго в 1888, но переехал в Англию в 1895 со своей матерью-ирландкой после того, как она рассталась с мужем, инженером-алкоголиком из американской железнодорожной компании. Их семью стал поддерживать дядя Чандлера, успешный юрист. В 1900 Чандлер получает классическое образование в Далидж-Колледже в Лондоне. В 1907 он принимает английское гражданство для того, чтобы поступить на государственную службу. Вскоре после этого он поступает на работу в Британское Адмиралтейство. Однако ему не нравится профессия госслужащего, Чандлер увольняется и работает журналистом в газетах «Daily Express» и «Western Gazette». Он не добивается особого успеха ни как журналист, ни как поэт (Чандлер в то время пробовал себя в романтической поэзии).

В 1912 Чандлер возвращается в США, в Лос-Анджелес. Он не может найти постоянной работы и перебивается временными заработками - собирает фрукты, изготавливает теннисные ракетки и т. п. Ему приходится экономить на всём, и он ведёт уединённый образ жизни. В конце концов, он заканчивает бухгалтерские курсы и находит постоянную работу. В 1917 США вступают в Первую Мировую Войну, Чандлер присоединяется к Канадским вооруженным силам, участвует в сражениях во Франции. В конце войны он переводится в Королевские военно-воздушные силы Великобритании.

После окончания войны Чандлер возвращается в Лос-Анджелес, где у него вскоре завязывается роман с Сисси Паскаль, замужней женщиной, которая старше его на 18 лет. Сисси разводится со своим мужем в 1920, но мать Чандлера не одобряет эту связь и не даёт разрешения на брак. Однако 26 сентября 1923 года она умирает, и Чандлер 6 февраля 1924 женится на Сисси. Он работает бухгалтером в нефтяной компании «Dabney Oil», и даже становится вице-президентом в 1932, но уже через год его увольняют за алкоголизм, прогулы и угрозы самоубийства.

Для того чтобы как-то зарабатывать на жизнь, Чандлер вновь берётся за перо - но пишет уже не поэзию, а детективные рассказы для дешёвых журналов. Первый рассказ, «Шантажисты не стреляют», опубликован в журнале «Чёрная маска» в 1933; первый роман, «Большой сон», увидел свет в 1939. После этого выходят романы «Прощай, любимая» (1940), «Высокое окно» (1942), «Девушка в озере» (1943). На волне успеха Чандлера приглашают сценаристом в Голливуд, где он в соавторстве с Билли Уайлдером создаёт сценарий для фильма «Двойная страховка» (1944). Позже он, уже самостоятельно, пишет сценарий для фильма «Синий георгин» (1946). Чандлер также принимал участие в создании сценария к фильму «Незнакомцы в поезде» (1951) Альфреда Хичкока. В эти годы он переезжает в район Ла-Хойя.

В 1954 умирает Сисси Чандлер. Во время болезни, предшествующей её смерти, Чандлер пишет роман «Долгое прощание» (1954). Последовавшее за смертью жены одиночество приводит его к клинической депрессии, он снова начинает сильно пить, что сказывается на качестве его произведений. В 1955 он предпринимает попытку самоубийства. В 1956 он вновь берёт гражданство США, после чего едет путешествовать в Европу. Вернувшись домой, в 1959 он заболевает пневмонией и умирает в госпитале. Похоронен на кладбище Сан-Диего.

Это, прежде всего - рассказ «The Bronze Door», в ноябре 1939 года опубликованный в журнале «Unknown» и позднее перепечатывашийся в журнале «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» и антологиях Альфреда Хичкока - ироничная история о волшебной двери, дающей могущество и меняющей жизнь, но через которую уже не вернуться. А также новелла «Professor Bingo"s Snuff» (мистический детектив с «убийством в запертой комнате», с сюжетом вокруг загадочного порошка невидимости), вышедшая в летнем номере журнала «Fantastic» за 1952 год (впервые опубликованная годом ранее - «Park East», июнь-август 1951).

Также в контексте фантастики вероятно может быть рассмотрена и «готическая драма» Чандлера «English Summer», вышедшая лишь спустя много лет после его смерти.

Помимо этого - известно, что в конце 30-х годов у автора сложился замысел сборника из 6-7 мистико-фэнтезийных рассказов, который ему к сожалению осуществить и претворить в жизнь по большей части не удалось. Идеи были отложены и забыты, так как издательства не проявили к ним особого интереса. Черновиков по всей видимости не было, а идеи и сюжеты были похоже только в воображении писателя, и частично остались в его дневниках, заметках и письмах. С уверенностью можно сказать, что из них была написана и вышла в итоге одна история - уже упомянутая «The Bronze Door». А от остальных известны лишь названия и краткие авторские пояснения для некоторых из них - «The Edge of the West», «Grandma"s Boy», «The Disappearing Duke», «The Four Gods of Bloon», «The Rubies of Marmelon». Сборник имел рабочие названия «Seven from the Stars» и «Seven Tales from Nowhere».

Раймонд Торнтон Чандлер (Raymond Thornton Chandler)

Чандлер родился в Чикаго в 1888, но переехал в Англию в 1895 со своей матерью-ирландкой после того, как она рассталась с мужем, инженером-алкоголиком из американской железнодорожной компании. Их семью стал поддерживать дядя Чандлера, успешный юрист. В 1900 Чандлер получает классическое образование в Далидж-Колледже в Лондоне. В 1907 он принимает английское гражданство для того, чтобы поступить на государственную службу. Вскоре после этого он поступает на работу в Британское Адмиралтейство. Однако ему не нравится профессия госслужащего, Чандлер увольняется и работает журналистом в газетах «Daily Express» и «Western Gazette». Он не добивается особого успеха ни как журналист, ни как поэт (Чандлер в то время пробовал себя в романтической поэзии).

В 1912 Чандлер возвращается в США, в Лос-Анджелес. Он не может найти постоянной работы и перебивается временными заработками — собирает фрукты, изготавливает теннисные ракетки и т. п. Ему приходится экономить на всём, и он ведёт уединённый образ жизни. В конце концов, он заканчивает бухгалтерские курсы и находит постоянную работу. В 1917 США вступают в Первую Мировую Войну, Чандлер присоединяется к Канадским вооруженным силам, участвует в сражениях во Франции. В конце войны он переводится в Королевские военно-воздушные силы Великобритании.

После окончания войны Чандлер возвращается в Лос-Анджелес, где у него вскоре завязывается роман с Сисси Паскаль, замужней женщиной, которая старше его на 18 лет. Сисси разводится со своим мужем в 1920, но мать Чандлера не одобряет эту связь и не даёт разрешения на брак. Однако 26 сентября 1923 года она умирает, и Чандлер 6 февраля 1924 женится на Сисси. Он работает бухгалтером в нефтяной компании «Dabney Oil», и даже становится вице-президентом в 1932, но уже через год его увольняют за алкоголизм, прогулы и угрозы самоубийства.

Для того чтобы как-то зарабатывать на жизнь, Чандлер вновь берётся за перо — но пишет уже не поэзию, а детективные рассказы для дешёвых журналов. Первый рассказ, «Шантажисты не стреляют», опубликован в журнале «Чёрная маска» в 1933; первый роман, «Большой сон», увидел свет в 1939. После этого выходят романы «Прощай, любимая» (1940), «Высокое окно» (1942), «Девушка в озере» (1943). На волне успеха Чандлера приглашают сценаристом в Голливуд, где он в соавторстве с Билли Уайлдером создаёт сценарий для фильма «Двойная страховка» (1944). Позже он, уже самостоятельно, пишет сценарий для фильма «Синий георгин» (1946). Чандлер также принимал участие в создании сценария к фильму «Незнакомцы в поезде» (1951) Альфреда Хичкока. В эти годы он переезжает в район Ла-Хойя.

В 1954 умирает Сисси Чандлер. Во время болезни, предшествующей её смерти, Чандлер пишет роман «Долгое прощание» (1954). Последовавшее за смертью жены одиночество приводит его к клинической депрессии, он снова начинает сильно пить, что сказывается на качестве его произведений. В 1955 он предпринимает попытку самоубийства. В 1956 он вновь берёт гражданство США, после чего едет путешествовать в Европу. Вернувшись домой, в 1959 он заболевает пневмонией и умирает в госпитале. Похоронен на кладбище Сан-Диего.

Это, прежде всего — рассказ «The Bronze Door», в ноябре 1939 года опубликованный в журнале «Unknown» и позднее перепечатывашийся в журнале «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» и антологиях Альфреда Хичкока — ироничная история о волшебной двери, дающей могущество и меняющей жизнь, но через которую уже не вернуться. А также новелла «Professor Bingo"s Snuff» (мистический детектив с «убийством в запертой комнате», с сюжетом вокруг загадочного порошка невидимости), вышедшая в летнем номере журнала «Fantastic» за 1952 год (впервые опубликованная годом ранее — «Park East», июнь-август 1951).

Также в контексте фантастики вероятно может быть рассмотрена и «готическая драма» Чандлера «English Summer», вышедшая лишь спустя много лет после его смерти.

Помимо этого — известно, что в конце 30-х годов у автора сложился замысел сборника из 6-7 мистико-фэнтезийных рассказов, который ему к сожалению осуществить и претворить в жизнь по большей части не удалось. Идеи были отложены и забыты, так как издательства не проявили к ним особого интереса. Черновиков по всей видимости не было, а идеи и сюжеты были похоже только в воображении писателя, и частично остались в его дневниках, заметках и письмах. С уверенностью можно сказать, что из них была написана и вышла в итоге одна история — уже упомянутая «The Bronze Door». А от остальных известны лишь названия и краткие авторские пояснения для некоторых из них — «The Edge of the West», «Grandma"s Boy», «The Disappearing Duke», «The Four Gods of Bloon», «The Rubies of Marmelon». Сборник имел рабочие названия «Seven from the Stars» и «Seven Tales from Nowhere».

Собрание сочинений

Год : 1933-1959
Автор : Раймонд Торнтон Чандлер/Raymond Thornton Chandler
Жанр : Детектив
Язык : Русский
Формат : FB2, RTF
Качество : Изначально компьютерное (eBook)
Описание : Раймонд Торнтон Чандлер (Raymond Thornton Chandler, 23 июля 1888 - 26 марта 1959), американский беллетрист. Историки детективного жанра считают его наряду с Д.Хамметом ведущим представителем школы 1920–1930-х годов.
Своей популярностью Чандлер обязан прежде всего образу бывалого частного детектива Филиппа Марлоу. В отличие от сыщиков-любителей из классических произведений детективного жанра, высмеянных Чандлером в его прославленном манифесте Простое искусство убивать (The Simple Art of Murder), Марлоу – человек жесткий, циничный, привлекательный в своей непритязательности – противостоит убогому и продажному миру, в котором стражи порядка иногда действуют заодно с бандитами.
"...с «лёгкой руки» переводчика А. Ливерганта и опечатки в словаре повсевместно в России передаётся принципиально неверно – как Реймонд Чандлер. В реальности он Раймонд Чэндлер." Анзимиров А.

Чандлер родился в Чикаго в 1888, но переехал в Англию в 1895 со своей матерью-ирландкой после того, как она рассталась с мужем, инженером-алкоголиком из американской железнодорожной компании. Их семью стал поддерживать дядя Чандлера, успешный юрист. В 1900 Чандлер получает классическое образование в Далидж-Колледже в Лондоне. В 1907 он принимает английское гражданство для того, чтобы поступить на государственную службу. Вскоре после этого он поступает на работу в Британское Адмиралтейство. Однако ему не нравится профессия госслужащего, Чандлер увольняется и работает журналистом в газетах «Daily Express» и «Western Gazette». Он не добивается особого успеха ни как журналист, ни как поэт (Чандлер в то время пробовал себя в романтической поэзии).
В 1912 Чандлер возвращается в США, в Лос-Анджелес. Он не может найти постоянной работы и перебивается временными заработками - собирает фрукты, изготавливает теннисные ракетки и т. п. Ему приходится экономить на всём, и он ведёт уединённый образ жизни. В конце концов, он заканчивает бухгалтерские курсы и находит постоянную работу. В 1917 США вступают в Первую Мировую Войну, Чандлер присоединяется к Канадским вооруженным силам, участвует в сражениях во Франции. В конце войны он переводится в Королевские военно-воздушные силы Великобритании.
После окончания войны Чандлер возвращается в Лос-Анджелес, где у него вскоре завязывается роман с Сисси Паскаль, замужней женщиной, которая старше его на 18 лет. Сисси разводится со своим мужем в 1920, но мать Чандлера не одобряет эту связь и не даёт разрешения на брак. Однако 26 сентября 1923 года она умирает, и Чандлер 6 февраля 1924 женится на Сисси. Он работает бухгалтером в нефтяной компании «Dabney Oil», и даже становится вице-президентом в 1932, но уже через год его увольняют за алкоголизм, прогулы и угрозы самоубийства.
Для того чтобы как-то зарабатывать на жизнь, Чандлер вновь берётся за перо - но пишет уже не поэзию, а детективные рассказы для дешёвых журналов. Первый рассказ, «Шантажисты не стреляют», опубликован в журнале «Чёрная маска» в 1933; первый роман, «Большой сон», увидел свет в 1939. После этого выходят романы «Прощай, любимая» (1940), «Высокое окно» (1942), «Девушка в озере» (1943). На волне успеха Чандлера приглашают сценаристом в Голливуд, где он в соавторстве с Билли Уайлдером создаёт сценарий для фильма «Двойная страховка» (1944). Позже он, уже самостоятельно, пишет сценарий для фильма «Синий георгин» (1946). Чандлер также принимал участие в создании сценария к фильму «Незнакомцы в поезде» (1951) Альфреда Хичкока. В эти годы он переезжает в район Ла-Хойя.
В 1954 умирает Сисси Чандлер. Во время болезни, предшествующей её смерти, Чандлер пишет роман «Долгое прощание» (1954). Последовавшее за смертью жены одиночество приводит его к клинической депрессии, он снова начинает сильно пить, что сказывается на качестве его произведений. В 1955 он предпринимает попытку самоубийства. В 1956 он вновь берёт гражданство США, после чего едет путешествовать в Европу. Вернувшись домой, в 1959 он заболевает пневмонией и умирает в госпитале. Похоронен на кладбище Сан-Диего.

Филип Марлоу / Philip Marlowe
1939 Глубокий сон / The Big Sleep
1940 Прощай, красотка (Западня) / Farewell, My Lovely
1942 Высокое окно (Золотой дублон Брашера) / The High Window
1943 Женщина в озере / The Lady in the Lake
1949 Сестричка (Азартные игры в Бэй-Сити, Роковая женщина) / The Little Sister
1953 Долгое прощание / The Long Goodbye
1958 На том стою (Плей-бэк) / Playback
1958-59 Пудл Спрингс / Poodle Springs (В 1989 г. был завершен Робертом Паркером (Robert B. Parker)

Рассказы
1933 Шантажисты не стреляют / Blackmailers Don"t Shoot
1934 Наглое убийство (Чистая работа, Хитрое дело) / Smart-Aleck Kill
1934 Наводчик (Свидетель, Нечестная игра) / Finger Man
1935 Убийца под дождем (Убийство во время дождя) / Killer in the Rain
1935 Невадский газ (Фрэнсин Лэй) / Nevada Gas
1935 Испанская кровь / Spanish Blood
1936 Выстрелы у «Сирано» / Guns at Cyrano"s
1936 Человек, который любил собак / The Man Who Liked Dogs
1936 Засада на Нун-Стрит / Noon Street Nemesis
1936 Золотые рыбки (Две жемчужины) / Goldfish
1936 Исчезновение (Мишень в шляпе, Занавес) / The Curtain
1937 Найти девушку / Try the Girl
1937 Китайский жадеит / Mandarin"s Jade
1938 Горячий ветер / Red Wind
1938 Король в желтом (Происшествие в отеле "Карлтон") / The King in Yellow
1938 Блюзы Бэй-Сити / Bay City Blues
1939 Суета с жемчугом / Pearls Are a Nuisance
1939 Опасность - моя профессия / Trouble Is My Business
1939 Я буду ждать / I"ll Be Waiting
1939 Бронзовая дверь / The Bronze Door
1941 В горах не бывает преступлений / No Crime in the Mountains
1944 Простое искусство убивать (статья) / The Simple Art of Murder
1951 Порошок профессора Бинго / Professor Bingo"s Snuff
1957 Английское лето / English Summer
1958 Карандаш (Марлоу разбирается с синдикатом) / Marlowe Takes on the Syndicate (The Pencil)

Рассказы
Блюзы Бэй-Сити
В горах не бывает преступлений
Выстрел у "Сирано"
Горячий ветер
Засада на Нун-стрит
Золотые рыбки
Испанская кровь
Исчезновение (Мишень в шляпе)
Карандаш
Китайский жадеит
Король в желтом
Невадский газ
Опасность – моя профессия
Простое искусство убивать
Свидетель
Суета с жемчугом
Убийство во время дождя
Френсин Лэй
Человек, который любил собак
Чистая работа
Я буду ждать

Филип Марлоу
1. Глубокий сон
2. Прощай, моя красотка
3. Высокое окно
4. Женщина в озере
5. Сестричка
6. Долгое прощание
7. На том стою
Детектив Филип Марлоу

Зарубежный детектив XX века. Популярная библиографическая энциклопедия Бавин Сергей Павлович

РЭЙМОНД ЧАНДЛЕР (Raymond Chandler)

Романы, повести

Прощай, моя красавица, 1940

Высокое окно, 1943

Свидетель, 1946

Рыжий ветер, 1946

Опасность - моя профессия, 1950

В биографии классика американского детектива Рэймонда Торнтона Чандлера (1888–1959) немало любопытных эпизодов. Он родился в Соединенных Штатах, в детском возрасте уехал с матерью в Европу и стал подданным Британской короны. Образование получил во Франции и Германии, служил в армии Канады и Англии, потом уехал обратно на родину, где переменил несколько профессий (работал на ранчо, был репортером, бухгалтером…), с 1933 г. профессионально занялся литературой, а в 1956 г. снова принял американское гражданство. В последний год жизни был избран президентом Американского детективного клуба.

Чандлер с 1939 по 1958 г. написал всего семь романов, не изменяя раз и навсегда выбранному главному герою - частному сыщику Филипу Марлоу; он же является центральным персонажем ряда небольших повестей, созданных во второй половине 40-х гг… Постоянен писатель и в территориальной привязанности: «Чандлертауном» и, одновременно, «Лос-Анджелесом Филипа Марлоу» называет американский критик Э. Торп город, где обычно разворачиваются события этих произведений.

Чандлер развил линию крутого детектива, доведя концентрацию трупов, драк и перестрелок почти до предела. Но не в этом его сила; в известной степени кровавые жестокости - в количестве, сравнимом только с количеством спиртного, поглощаемого Марлоу в любое время суток и в любой обстановке, - условность, и имеет смысл учесть слова сыщика: «К работе я отношусь совершенно серьезно. Но если ее детали воспринимать без чуточки юмора, то можно подохнуть от тоски». Черный юмор Марлоу направлен прежде всего на себя, на оценку своих поступков, причем чем драматичнее выглядит сцена, тем смешнее пытается представить ее герой.

«…Я ощупал затылок. Шляпа была на месте. Не без труда я снял ее и ощупал голову. Добрая старая голова, она у меня уже давно. Теперь она стала немного побольше, немного помягче и более чем немного чувствительнее. Но удар оказался не столь уж чувствительным. Пользоваться головой я еще мог. По крайней мере целый год». В ерническом тоне он предпочитает описывать и свои атакующие действия: «Я наступил коленом ему на лицо. Колену стало больно. Больно ли было его лицу, он не сказал. Так как стоны не прекращались, я стукнул его дубинкой, и он замолк».

Однако эти, весьма характерные, примеры не должны вводить в заблуждение относительно истинного лица Филипа Марлоу. При всех его шести футах роста и ста девяноста фунтах веса, «твердых мускулах и крепкой челюсти» он отнюдь не супермен; просто «с волками жить…»

Мир, в котором он живет, - мир широко разветвленной организованной преступности; весь - довольно значительный - круг лиц, принимающих участие в том или ином произведении, так или иначе связан между собой, информирован о реальной (а не об официальной) власти, которой наделен каждый из них. Именно в такую среду раз за разом попадает Марлоу, берущийся ради заработка расследовать дела, которые ему предлагают отнюдь не невинные жертвы. «Опасность - моя профессия, - несколько туманно из-за качества русского перевода объясняется Марлоу. - 25 в день и 250, если улажу это дело», - и это означает, что он опять с фатальной неизбежностью окунается в мир, где враги окружают его со всех сторон. Риск расстаться с жизнью реален для него несколько раз на дню. Если учесть, что как сыщик Марлоу далеко не идеален - он плоховато разбирается в людях, часто ошибается в действиях, не обладает особой интуицией, - то резонно возникает вопрос: неужели только деньги заставляют его, бывшего работника прокуратуры, уволенного «за дерзости», заниматься этим опасным бизнесом?

Разумеется, нет. И в авторской трактовке этого образа содержится квинтэссенция детектива «по Чандлеру». Филип Марлоу - романтический герой-фаталист, ревностно относящийся к системе нравственных ценностей с позиций гуманизма и даже рыцарства («Рыжий ветер»). Это человек чести, что ярко продемонстрировано в романе «Прощай, моя красавица» и подтверждено в других.

Марлоу побеждает не только в силу своих интеллектуальных или физических качеств, сколько в силу того, что ценности, которые он исповедует, - выше тех, которым служат его противники. Поэтому автору не обязательно организовывать хитроумные и загадочные происшествия. В «…Красавице» «основное» убийство происходит на глазах и сыщика, и читателей, но погоня за гигантом-уголовником Мэллоем по кличке «Лось» оказывается той сюжетной пружиной, которая, раскручиваясь, сводит героя с целой серией преступных элементов и криминальных событий, расследование каждого из которых жизненно важно для сыщика. Он идет не столько за одной-единственной тайной, сколько от одного непонятного преступления к другому и своим присутствием либо активным вмешательством готовит почву для официальных блюстителей закона - уголовной полиции.

Кстати сказать, его взаимоотношения с полицией отличаются от «общепринятых» для героя - частного сыщика: обычное состояние «на грани конфликта» иногда переходит во вполне дружеское, а в исключительных случаях Марлоу, выведенный из равновесия, позволяет себе даже заняться перевоспитанием блюстителей порядка: «Пока вы не будете говорить правду сами себе, вы не услышите ее и от меня. Пока вы не научитесь всегда, в любое время, при любых условиях и обстоятельствах, не считаясь с последствиями, докапываться до истины, до тех пор я вправе прислушиваться к голосу совести и защищать своего клиента так, как сочту нужным. И так будет продолжаться до тех пор, пока я не буду уверен, что вы причините ему не больше вреда, чем того требуют интересы справедливости. Либо пока меня не заставят говорить силой».

Упреки Марлоу полиции в основном справедливы. Писатель задался целью показать, что коррупция охватила все государственные структуры, мафиозные группировки диктуют правила поведения и на борьбу с этим многоглавым чудищем отваживаются лишь одиночки. «Думаешь, полицейские становятся нечестными только ради денег? - откровенничает с Марлоу один из рядовых полисменов. - Не всегда и даже не часто. Они попадают в систему. Им приходится делать то, что велят… Знаешь, что паршиво в этой стране?.. Человек не может быть честным, даже если захочет… Будешь честным - так лишишься последних штанов. Играй в грязную игру, иначе тебе нечего будет жрать… Знаешь, что я думаю? Этот мир надо переделать. Устроить моральное перевооружение».

Поэтому Марлоу имеет все основания исповедовать горькую истину: «правосудие может победить, если ему поможет человек, готовый получить по морде рукоятью нагана». Один из них - сам Марлоу; но в каждом романе, на его счастье, находятся один-два человека такого же образа мышления, и если они не всегда встают плечом к плечу с сыщиком, то существенно помогают ему - иногда просто в моральном плане.

Криминальные сюжеты, которые выбирает Чандлер, не отличаются особой изысканностью; напротив, все они лежат в области обыденной жизни. В «Высоком окне», например, это семейный конфликт, растрата на любовной почве и попытка жульничества с коллекционными монетами; в «Прощай, моя красавица» - снова любовь, вымогательство, игорный и наркобизнес; в «Свидетеле» - шулерство и борьба между двумя мафиозными кланами, в которой Марлоу случайно оказался меж двух огней; в «Рыжем ветре» - преступление, связанное с адюльтером. Каждый из этих сюжетов, более того - едва ли не каждая сцена завершается либо выстрелом, либо избиением до потери сознания, либо, в лучшем случае, просто пистолетом, направленным в живот «собеседнику»…

Создается впечатление, что нормальной жизни просто не существует. Криминал растворен в воздухе, и сама атмосфера провоцирует на экстраординарные поступки. «В такие вечера каждая попойка кончается дракой, - философствует Марлоу в экспозиции повести „Рыжий ветер“. - Смирные домохозяйки пробуют лезвия кухонных ножей и изучают шеи своих супругов. Случиться может что угодно. В баре вам даже могут налить полный стакан пива…»

Расследование Марлоу не предполагает особого интеллектуального напряжения или внутренней сосредоточенности для интуитивного озарения «Ввязаться во все эти неприятности» - единственный для сыщика способ движения к истине. Марлоу обладает, конечно, некоторыми особыми качествами - и в первую очередь умением расположить к себе людей, разговорить их, дабы выудить необходимую информацию. С пожилой алкоголичкой и старой девой, водителем такси и главарем игорного бизнеса, ревнивым мужем и девицей из бара, ставшей женой миллионера, Марлоу умеет найти общий язык. Он в меру дерзок, в меру обаятелен, когда надо - хамоват, когда надо - учтив. Его можно сбить с ног неожиданным ударом, но нельзя сбить с толку. Он влезает в чужие жизни, как в свой холодильник.

Романы Чандлера довольно многолюдны. Писатель хорошо владеет искусством портретирования - как внешнего, так и внутреннего, психологического. По крайней мере, его герои не только не похожи один на другого, но многие из них обладают достаточно выразительными и запоминающимися чертами. Эта сторона творчества Чандлера, а также его пристрастие к эмоциональному «пейзажу-настроению» во многих произведениях в сочетании с глубоко индивидуализированным образом главного героя, скрывающего под маской черного юмора и самоиронии романтическую душу, дали основание не одному критику высказать полушутливое сожаление о том, что такой талант расходует силы на «несерьезную», то есть детективную литературу.

Издания произведений Р. Чандлера

Высокое окно /Пер. А. Ливерганта//Веские доказательства: Антология зарубежного детектива. - М., 1987.- Вып. 1; пер. также под назв.: Золотой дублон Брашера /Пер. А. Рябчука и С. Рябчука//Сельская молодежь. - 1987. - № 3–8.

Опасность - моя профессия /Пер. В. Рощаховского//Лит. Армения. - 1988. - № 11–12.

Прощай, моя красавица /Пер. Д. Вознякевича//Подъем. - 1988.- № 8–12; 1989,- № 1–3.

Рыжий ветер /Пер. М. Шатерниковой//Огонек. - 1989.- № 32–34; пер. также под назв.: Горячий ветер

Свидетель /Пер. М. Шатерниковой//Американский детектив. - М., 1989.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

Реймонд ЧАНДЛЕР (1888–1959) американский писатель Голливуд - это место, где вам всадят нож в спину, а потом арестуют за незаконное ношение оружия. * * * Если бы мои книги были немного хуже, меня бы не пригласили в Голливуд; а если бы они были немного лучше, мне не пришлось бы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХА) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

АРОН Раймон (Aron, Raymond, 1905-1983), французский социолог 90 Опиум интеллектуалов.Загл. книги («L’Opium des intellectuels», 1955) «Опиум интеллектуалов», согласно Арону, – всевозможные идеологии. «Опиумом народа» К. Маркс называл религию («К критике гегелевской философии права»,

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

МАККАРТИ Джозеф (McCarthy, Joseph Raymond, 1908-1957), американский сенатор, глава комиссии по расследованию антиамериканской деятельности 20 Двадцать лет предательства.Назв. серии речей («Twenty Years of Treason», 1954) В 1932-1952 гг. у власти находились президенты-демократы Ф. Рузвельт и Г. Трумэн,

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

МУДИ Реймонд (Moody, Raymond Avery, р. 1944), американский психиатр 520 Жизнь после жизни. Жизнь после смерти.Загл. книги: «Жизнь после жизни: Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела» («Life after Life»,

Из книги автора

ЧАНДЛЕР Раймонд (Chandler, Raymond, 1888-1959), американский писатель 2 Простое искусство убивать.Загл. романа («The Simple Art of Murder», 1950) Ср. также: «Убийство как одно из изящных искусств» – эссе английского литератора Томаса Де Куинси

Из книги автора

Реймонд Чанддер (Raymond Chandler) Вечный сон (The Big Sleep)Роман (1939)Тридцатитрехлетний герой-повествователь Филипп Марло, ранее работавший в окружной прокуратуре Лос-Анджелеса, теперь стал частным детективом и расследует дела, в огласке которых его клиенты решительно не

Из книги автора

Реймон Кено (Raymond Queneau) Одиль (Odae) Роман (1937) Главный герой Ролан Рами возвращается к гражданской жизни после Нескольких месяцев службы в Марокко, где он принимал участие в военных действиях. В Париже, при посредничестве