Краков - удивительный город с богатой историей и архитектурой. Каждый турист попадая сюда начинает свое знакомство с экскурсии по Королевскому замку Вавель, расположенному на холме с потрясающим видом на город и реку Вислу.
Как раз в это время тут проходила экспозиция картины Леонардо Да Винчи "Дама с горностаем", которая была предоставлена музеем Чарторыйских. Мне было чрезвычайно интересно увидеть в живую очередной шедевр великого мастера. Картина написана художником около 1490 года. Размер картины 54,8 x 40,3 см, дерево, масло. В портрете Леонардо да Винчи внес новый прием объемной моделировки фигуры. Флорентийские мастера, у которых линейно-объемные элементы играли ведущую роль в их изобразительном языке, издавна славились четкой, резкой пластикой своих образов. Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Продолжая тему новаторства, можно сказать и о том, что дама на портрете изображена в три четверти, и взгляд её направлен не к зрителю,а куда-то вдаль, за пределы рамы. И несмотря на то, что поворот силён, выглядит он совершенно живо и естественно. Это изобретение тоже принадлежит Леонардо.
Сюжет картины представляет собой изображение хрупкой девушки с лёгкой, приятной улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица. Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне квадратного выреза платья, составляет единственное украшение. На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой. Чудесна также трактовка меха животного, изображённого с вытянутой лапкой; белый цвет шерсти отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты.
Слово "горностай" по-гречески звучит как "гале", что отсылает к фамилии Галлерони.
На самом деле на картине изображён хорёк-альбинос. Но хорьки, горностаи, а так же ласки принадлежат к одному роду, к мелким куньим, похожи друг на друга, так что это - не бросающаяся в глаза разница. В Средние века мелких куньих держали в качестве домашних животных для изничтожения грызунов и особой разницы между ними не делали, если зверь длинный, с хвостом, бегает по дому и мышей ловит - значит это и есть горностай. В наши дни портрет "Дамы с горностаем" выглядит чрезвычайно экзотично. Сейчас куньи считаются зверями дикими и плохо приручаемыми. И более естественно для дамы позировать с кошкой на руках. Но в те времена экзотическим животным считалась именно кошка. Кошки жили в Северной Африке и на Ближнем Востоке и очень долго не появлялись в Европе. Древние греки ничего не знали про кошек, не знали про кошек и древние римляне. В I веке от рождества Христова зверьков всё-таки стали завозить в Европу - в качестве заморского чуда. Их стали разводить, но кошкам на тот момент катастрофически не повезло, они стали распространяться по Европе одновременно с христианством. В Средние века европейские христиане ненавидели Восток и всё, что приходит с Востока, поэтому кошку объявили нечистой силой, пособником дьявола и довольно быстро истребили. Что касаемо самой модели портрета многие сходятся на предположении, что здесь изображена Чечилия Галлерани, (Cecilia Gallerani), в замужестве графиня Бергамино, одна из постоянных возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца. Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась изящным остроумием. Она познакомилась с Леонардо да Винчи в замке Сфорца,и как принято считать, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала Леонардо да Винчи на встречи миланских философов и литераторов, на которых обсуждалась история, естествознание и другие науки. Чечилия лично председательствовала на этих встречах. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного ей и начинающегося: "Возлюбленная моя богиня…"; достоверно известно, что они были между собой на "ты",хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на "вы". Также, по мнению многих исследователей творчества гениального художника картина явно насыщена эротико-сексуальной атмосферой. Опираясь на эти факты, историки искусства Эпохи Возрождения и исследователи живописи Леонардо склонны считать их связь интимной. Тем не менее, стопроцентной документальной достоверности того факта, что на портрете изображена именно дама Чечилия Галлерани не найдено. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. Она родила мужу четырёх детей. После смерти мужа в 1515 году переехала в замок. Как большинство образованных женщин своего времени, занималась искусством и литературой лишь для собственного удовольствия. Она никогда не публиковала стихи и тексты. Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что её автором является Леонардо. Тем не менее, хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо женщины и фигура горностая, обнаруживает высокое мастерство исполнения. Кроме Леонардо, работа ранее приписывалась разным художникам: Марко д"Оджоно, Больтраффио, Амброджио ли Предису.
Полотно окутано тайной и загадкой по сей день.Французский ученый и исследователь Паскаль Котт обнаружил на полотне два других слоя краски. Если раньше считалось, что это церемониальное животное всегда присутствовало на картине, то теперь с помощью новой технологии отраженного света доказано, что мастер вначале написал просто портрет Чечилии Галлерани, любовницы герцога Лодовико Моро. Изначально на холсте не было никаких животных, и кисть правой руки Чечилии покоилась на запястье левой. А уже потом великий итальянец дополнил портрет изображением горностая. По одной из версий, это животное на картине символизирует самого герцога, который был членом Ордена Горностая и имел прозвище Белый горностай. Котт, три года исследовавший картину, пришел к заключению, что дописанный на холсте зверек вначале выглядел совсем иначе. Сперва он был довольно щуплым и серого цвета, но в окончательном варианте да Винчи животное стало крупным и мускулистым, а цвет его шерсти стал белым. Эксперты по творчеству Леонардо да Винчи считают, что это открытие много говорит об особенностях работы художника над произведением, а также проливает свет на историю картины.
Предполагаемая модель портрета
Традиционно считается, что моделью была любовница миланского герцога Чечилия Галлерани . Ранее существовала версия, что та же самая женщина изображена на другом портрете Леонардо - «Прекрасная Ферроньера », хотя в настоящий момент предполагают, что он изображает следующую любовницу герцога - Лукрецию Кривелли .
Идентификация этого портрета как изображения Галлерани относится к Новейшему времени. Ещё в 1877 году исследователи творчества Леонардо писали: «от этого прославленного поэтами портрета осталось не более чем несколько спорных копий и сонет Беллинчиони. Указывают, что оригинальный портрет красавицы Чечилии был в течение XVIII века во владении маркиза Boursane в Милане. Но где он сейчас? Раньше старинная копия его находилась в Амброзианской библиотеке; и в Пинакотеке Мюнхена есть „Святая Цецилия“, которая раньше была во владении профессора Франки и происходит от копии одного из учеников Леонардо с очень несвятой Чечилии Галлерани. Также есть второй оригинальный портрет Чечилии, находящийся в семье Паллавичини в Сан-Калочеро, написанный на взлёте её славы» .
История и дата создания
Предполагается, что Леонардо, работавший при миланском дворе, написал портрет, когда Чечилия стала возлюбленной герцога - начиная с 1489-1490 гг. В литературе принято указывать, что портрет изображает 17-летнюю Чечилию, что, впрочем, недоказуемо. С другой стороны, встречается датировка, относящаяся к раннему периоду его творчества в Милане, - 1482-1483 гг. В таком случае портрет изображает не Чечилию, так как той тогда было около 10 лет. По другим указаниям: «Портрет написан после 1487 года, на что указывает причёска Чечилии по испанской моде , введённой в Милане Изабеллой Арагонской» , дата брака которой с племянником Лодовико Сфорца известна.
Сонет XLV
К портрету мадонны Чечилии,
написанному Леонардо
– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.
За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.
Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.
Существуют косвенные сведения о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки; Чечилия лично председательствовала на этих встречах.
У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…» (amantissima mia diva ). Существуют предположения об интимной связи между Леонардо и Чечилией, но они мало обоснованы, так как подобный слог не был отличительной чертой любовной переписки, а достоверные свидетельства об интересе Леонардо к женщинам отсутствуют .
Чечилия отвечает, что портрет уже не похож на оригинал, так как он был написан, когда она была ещё очень молода, и её облик с тех пор полностью изменился (per esser fatto esso ritratto in una eta sм imperfecta che io ho poi cambiata tutta quella effigie ) (Она пишет «15 лет прошло», что относит дату к 1483 году, когда на самом деле ей было 10 лет). Портрет был послан Изабелле .
Авторство и сохранность
Леонардо да Винчи , т. н. «Bella principessa» : предположительно изображает Бьянку Сфорца, внебрачную дочь Лодовико Сфорца от ещё одной любовницы, Бернардины де Коррадис. Ок. 1496 (?). Девушка одета по той же моде, с ферроньеркой и платьем с прорезными рукавамиКартина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что её автором является Леонардо. Тем не менее, хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо девушки и фигура горностая, обнаруживает высокое мастерство исполнения .
Кроме Леонардо, работа ранее приписывалась разным художникам: Марко д"Оджоно , Больтраффио , Амброджио ди Предису.
На рентгенографическом исследовании картины было установлено, что она переписывалась. Её фон стал темнее (возможно, вначале он был тёмно-синим), и дверь (окно), находившаяся справа вверху (за её левым плечом), была удалена. Фон был записан при ремонте картины между 1830-70 гг., предполагают, что это мог сделать Эжен Делакруа .
На оригинальном изображении голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая была заретуширована волосами. Изменена переносица и линия волос . Положение двух нижних пальцев на правой руке тоже изменено, и они выглядят менее естественно, чем другие . Надпись «LA BELE FERONIERE LEONARD D’AWINCI» в левом верхнем углу выполнена позднее и не рукой Леонардо - предполагают, что в начале XIX века после покупки картины Чарторыйским, так как он предполагал, что на этой картине - та же женщина, что на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра . В любом случае, надпись сделана не в Италии, так как там имя Леонард написали бы с «О» на конце и не использовали бы «W».
Исследование обнаружило следы техники spolvere на контурах фигуры и головы, что подтверждает использование «картона» - первоначального рисунка, который был перенесён на доску картины наложением и прорисовкой сверху . Следы пальцев, которые обычно встречаются в картинах Леонардо этого периода (он слегка размазывал краски), также были выявлены на лице Чечилии и голове зверька . Рентген показал, что Леонардо хотел сначала окружить фигуру аркой или полукруглым окном, но затем передумал.
Описание картины и её символика
Лоб девушки перехвачен тонкой фероньеркой , на голове у неё прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком. На её шее ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлёй на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.
Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Это впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамлённого гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость причёски и отведённый в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, во внешности Чечилии чувствуется какая-то незаконченность, что придаёт ей своеобразное очарование.
На портрете Чечилия поворачивается налево, словно прислушиваясь к кому-то невидимому (это впервые отметил поэт Бернардо Беллинчионе). Такой портрет в три четверти был одним из изобретений Леонардо.
«В портрете синьоры Чечилии Галлерани плечи развернуты таким образом, что совершенно понятно, насколько их движение зависит от положения рук и поворота головы. Если плечи двинутся далее, повернется и голова, однако в согласии с правилом контрапоста в противоположную сторону. Отроческая по своим пропорциям и худобе кисть синьоры Чечилии сложена ковшиком и средние фаланги пальцев раздвинуты: ковшиком огорожен прижавшийся в испуге к плоской груди синьоры зверек – белая куница, каких держат в домах ради развлечения. Изображение куницы истолковывается двояко - как символ девственности и как символ власти. Первое сюда не подходит - остается второе: куница может стать горностаем, а Лодовико Моро - герцогом Миланским» . |
Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. Основание - оригинальность позы, яркая выразительность, которая как бы устанавливает символические отношения между аристократическим лицом женщины и геральдическим знаком зверька. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а трехчетвертное изображение, типичное для бюстов. В нём присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа» .
Существует версия, которой среди прочих придерживался Вильгельм фон Боде , что на картине изображён не горностай, а белый домашний хорёк .
История полотна в Новое время
Достоверная письменная история данной картины прослеживается с конца XVIII века: в 1798 году (предположительно) полотно было привезено из Италии в Краков будущим российским министром иностранных дел, князем Адамом Чарторыйским . Его мать Изабелла, которой он подарил полотно, поместила картину в музей, основанный ею в своем имении Пулавы в 1802 году .
Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости. Фильм «Ва-банк 3 » (польск. Vinci ) посвящён вымышленной истории её кражи, а также благородству мошенника, который не может пойти на то, чтобы украсть у родины подобное сокровище.
Примечания
Комментарии
Источники
- Leonardo da Vinci A Treatise on Painting by Leonardo Da Vinci . - Kessinger Publishing (репринт издания 1877 года), 2004. - P. 226. - 340 p. - ISBN 9781417948352
- Михайлов, Б. П. Леонардо да Винчи Архитектор . - М .: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952.
- Перевод Софии Пономаревой
- Leo Calvin Rosten The story behind the painting. - Cowles Magazines & book trade distribution by Doubleday, Garden City, 1962. - P. 32. - 165 p.
- Гастев, А. А. Глава 16 // Леонардо да Винчи. - М .: Молодая Гвардия, 1982. - (Жизнь замечательных людей).
- Gaia Servadio Renaissance woman . - I.B.Tauris, 2005. - P. 52. - 274 p. - ISBN 9781850434214
- Cecilia Gallerani: Leonardo’s Lady with an Ermine, by Janice Shell and Grazioso Sironi
- Italian home galleries Lady with an Ermine: PRESERVATION AND SCIENTIFIC EXAMINATIONS (англ.) . Архивировано из первоисточника 28 января 2012. Проверено 13 декабря 2011.
- Portrait of Cecilia Gallerani (The Lady with the Ermine) 1490 . University of the Arts, London. Архивировано
- Lady with the Ermine . BBC (2006). Архивировано из первоисточника 28 января 2012. Проверено 20 октября 2011.
- Д. К. Самин Леонардо да Винчи // Сто великих художников . - Вече, 2005. - ISBN 5-9533-0862-0
- Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. С. 237
- Год создания: 1483-1490
- Техника живописи: и на панели
- Жанр живописи: портрет
- Стиль: живопись эпохи Возрождения
- Выставка: королевский замок на Вавеле в Кракове
Картина «Леди с горностаем» (известная как «Дама с горностаем») создавалась в течение 7 лет в Милане. Автором этой картины является итальянский художник эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи.
На картине изображен , держащей горностая, которого ранее считали за ласку или хорька. Это животное имеет символическое значение, потому что его имя в переводе с греческого означает «GALE», которое также имеет отношение к имени модели – Галлерани Сесилия, любовницы Лодовико Сфорца, на чьем родовом гербе нарисован горностай. К сожалению, в процессе создания этой работы Леонардо да Винчи не мог нарисовать Сесилию и Людовика в любящих объятиях, потому что Сесилия уже была обручена с Беатриче д’Эсте. Животное, отдыхающее на руках девушки является символическим представлением о ситуации. Возможно, оно показывает беременность Галлерани, которая вскоре родила внебрачного сына Sforzie — Cesar.
Это аллегорический портрет был сделан в технике смешения масла с темперой. Исследования, проведенные в 1992 году показали, что под черным фоном этой работы лежит оригинальный серо-голубой рисунок, который, вероятно, не смог передать все мастерствохудожника кисти Ренессанс. Значительное затемнение фона дает картине «Дама с горностаем» эффект глубины персонажа.
На переднем плане можно увидеть молодую красивую женщину с ярким , повернутым к нам в три четверти. Ее темного цвета, лоб опоясывает тонкий ремень, который плавно забран назад. Волосы также покрыты прозрачной вуалью. Прекрасные серые большие смотрят налево, в то время как тело наклонено в обратном направлении. На тонкой алебастровой шее — черные кораллы. Женщина одета в бархатное красочное платье с разрезом, широкими рукавами и глубоким вырезом. На руках у нее находится небольшое светло-бежевое животное. Горностай поднимает голову и также глядит влево. Фоновое изображение слишком темное, чтобы там можно было что-либо рассмотреть. Светотень умело показывает все изгибы тела девушки Галлерани и горностая.
В 1800 году «Дама с горностаем» была преподнесена князю Чарторыйскому в качестве подарка для своей матери — Изабелы. Тогда еще не знали доподлинной истории модели, позировавшей для портрета. История этой работы стала известна только в ХХ веке, в результате чего мы теперь знаем наиболее вероятное толкование «Дамы с горностаем». Это изображение, первоначально выставлялось в Готическом доме в Пулавах. Во время ноябрьского восстания картина была доставлена в Париж. В 1880 году она прибыла в Краков в музей Чарторыйских. Во время Второй мировой войны картина да Винчи была разграблена нацистами, но в 1946 году она вернулась в Польшу.
Сегодня, «Леди с горностаем» находится на Вавеле в Кракове. Это единственная картина Леонардо да Винчи в Польше.
Картину "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи написал примерно в 1489-1490 году. На портрете запечатлена Чечилия Галлерони, возлюбленная Людовико Сфорцы, герцога Миланского, у которого Леонардо находился на службе. Картина является одним из четырёх женских портретов кисти Леонардо. И считается прорывом для того времени в искусстве психологического портрета.
Портрет "Дамы с горностаем" написан маслом по дереву. Это считалось новаторством по тому времени, потому что маслом в Италии тогда только начали писать. Леонардо был среди тех художников, которые охотно откликались на всё новое и умело использовали лучшие стороны этой новинки.
На момент создания портрета Чечилии Галлерони исполнилось 16-17 лет. Она не была ни богатой, ни знатной, её отец служил тогда вместе с Леонардо при дворе герцога. Но Чечилия была известна своей красотой, образованностью и своими стихами. В общем, обладала теми качествами, которые так ценили художники эпохи Возрождения.
Продолжая тему новаторства, можно сказать и о том, что дама на портрете изображена в три четверти, и взгляд её направлен не к зрителю,а куда-то вдаль, за пределы рамы. И несмотря на то, что поворот силён, выглядит он совершенно живо и естественно. Это изобретение тоже принадлежит Леонардо.
В руках дама держит существо, которое в названии картины описывается как . Слово "горностай" по-гречески звучит как "гале", что отсылает к фамилии Галлерони. В те времена любили такие каламбуры.
На самом деле на картине изображён хорёк-альбинос. Но хорьки, горностаи, а так же ласки принадлежат к одному роду, к мелким куньим, похожи друг на друга, так что это - не бросающаяся в глаза разница.
В Средние века мелких куньих держали в качестве домашних животных для изничтожения грызунов. И, видимо, особой разницы между ними не делали: если зверь длинный, с хвостом, бегает по дому и мышей ловит - значит, всё, горностай.
В наши дни портрет "Дамы с горностаем" выглядит чрезвычайно экзотично. Сейчас куньи считаются зверями дикими и плохо приручаемыми. И более естественно для дамы позировать с кошкой на руках. Но в те времена экзотическим животным считалась именно кошка.
Кошки жили в Северной Африке и на Ближнем Востоке и очень долго не появлялись в Европе. Древние греки ничего не знали про кошек, не знали про кошек и древние римляне. В I веке от рождества Христова зверьков всё-таки стали завозить в Европу - в качестве заморской диковины. И вроде бы даже разведением стали заниматься. Но кошкам катастрофически не повезло: они стали распространяться по Европе одновременно с христианством. В Средние века европейские христиане ненавидели Восток и всё, что приходит с Востока, поэтому кошку объявили нечистой силой, пособником дьявола и довольно быстро истребили.
Да кошка в Европе особенно и не нужна была. Зачем нужна кошка, когда есть хорёк? В домах хорьки и ласки великолепно справлялись с ловлей мышей. В лесах - ужи да ежи. В Европе жилось неплохо.
До тех пор, пока крысы с Ближнего Востока, спасаясь от кошек, не хлынули в безопасную для них в Европу. Европейские хищники справиться с заморским чудовищем не могли, поэтому крысы разгулялись на славу.
Поэтому для борьбы с грызунами начиная с XII века в Европу стали ввозить кошек.
И то, что на портрете эпохи Возрождения мы видим даму с представителем породы куньих на руках, говорит о том, что ласки и хорьки какое-то время конкурировали с кошками, но потом всё-таки вынуждены были отступить.
Леонардо да Винчи и герцог Сфорца. Гравюра XIX века.
Одним из самых ярких государей эпохи ренессанса можно назвать правителя Милана - герцога Людовико Сфорца, который носил прозвище Мавр (il Moro - итал.). Правление Людовико Сфорца длилось всего 19 лет (1480 - 1499 годы) и стало для Милана эпохой политического, экономического и культурного рассвета города. Его блестящая эпоха завершилось упадком, захватом и разграблением Милана французской армией.
Миланское герцогство было одним из богатых государств в Европе, доходы которого составляли 700 тысяч дукатов. Для сравнения - это половина доходов Франции и общий доход Англии того времени.
При дворе герцога в качестве военного инженера трудился гениальный Леонардо да Винчи , который предложил на вооружение свои изобретения «очень лёгких и прочных мостов», «пушек, мортир и лёгкого вооружения новой удобной формы, сильно отличающегося от всего известного; вооружённых повозок, неуязвимых и неприступных». «Милан находился в состоянии войны, поэтому ясно, что Леонардо мог быть полезен скорее как инженер, чем как художник» - пишет историк Коллинсон-Морлей Леси в книге «История династии Сфорца».
По одной из версий, свое прозвище Моро герцог получил благодаря смуглой коже. По другой версии, прозвище Моро от слова «Morus» - название дерева «шелковица», которые считалось символом мудрости.
Крепость Сфорца в Милане неспроста напоминает Московский кремль. В 1493 году Милан посетили послы из Московии, искавшие мастеров и архитекторов для укрепления кремля в Москве. Герцог радушно принимал гостей из дальних земель, устроив охоту в их честь.
Башня миланской крепости "как в Москве"
Конечно, как у большинства влиятельных правителей, в жизни герцога Сфорца среди войны и политики было место любовным переживаниям. Как отмечали летописцы, «Лодовико не был вульгарен в своих любовных связях» и испытывал к своим дамам сильную искреннюю привязанность. Герцог, увлеченный науками и искусством, отдавал предпочтение образованным дамам.
Первой знаменитой фавориткой герцога стала Чечилия Галлерани «восторженные поклонники считали ее одной из самых образованных женщин в Италии».
Фаворитка герцога Чечилия Галлерани предстала перед потомками в образе «Дамы с горностаем» (Dama con l"ermellino) работы Леонардо да Винчи. Горностай был геральдической эмблемой семьи Сфорца. На портрете Чечилии примерно 18 лет.
Поэт Беллинчони посвятил картине стихи.
– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.
За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.
Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.
«Ломбардским увальням и обжорам дан прекрасный урок: в конюшне, полной навоза, тосканец сумел отыскать перл чистоты и изящества, лютню, бренчание которой заглушает пьяные вопли этих наглецов и бездельников» - писал Беллинчони.
Молодой герцог Сфорца (?)
Леонардо обращался к Чечилии с почтением «Возлюбленная моя богиня…» (amantissima mia diva), но общении они перешли на «ты», что по тем временам это считалось слишком фривольно. Есть версия о любовной связи Леонардо и Чечилии. Не думаю, чтобы честный Леонардо, получающий от герцога жалование за службу, опустился бы до такого предательства.
Спустя годы, Чечилия в ответ на просьбу прислать портрет для сравнения с другими работами Леонардо писала о слабом сходстве портрета с ней: «…не подумайте, ваша милость, что это вызвано какой-то ошибкой мастера - хотя, с другой стороны, я не уверена в его точности, - но это лишь следствие того, что портрет был написан в то время, когда я еще была так неразвита, и с тех пор я так сильно изменилась. Никто, видя меня и этот портрет вместе, не подумал бы, что это мое изображение».
Портрет Чечилии (?) работы Леонардо да Винчи
Неудивительно, Леонардо любил творческие эксперименты.
В Милане у Леонардо да Винчи появились возможности осуществить свои идеи, которые его современниками казались безумством: «Если он начинает работать над планом купола для миланского собора, то тотчас же погружается в расчеты общих для всех куполов механических и архитектурных законов. Если он берется соорудить конную статую Франческо Сфорца, то его энергия вскоре уходит на изучение анатомии животных или на исследование вопросов, связанных с плавкой металла в нескольких печах. Работы не закончены, но теории разрастаются, обогащаются и расширяются во всех направлениях, отвечая ненасытным устремлениям мастера и снабжая его идеями для новых трактатов».
Бартоломео Венето."Святая Цецилия, играющая на лютне" Возможно, портрет Чечилии
Современники очень доброжелательно отзывались о Чечилии.
«В то время, когда благороднейшая и достойнейшая синьора Цецилия, графиня Бергамини, пила минеральные воды в Баньо д"Аквано, чтобы поправить свои недуги, ее навещали многие господа и дамы, отчасти из-за того, что она была приветлива и добра, отчасти из-за того, что в ее компании можно было встретиться с самими лучшими и выдающимися умами Милана, как, впрочем, и с иностранцами, которым случилось здесь оказаться» - писал Маттео Банделло.
Во дворе крепости герцога Сфорца в Милане
Предположительно, отношения Людовико Сфорца и Чечилии продолжались около трех лет пока герцог не решился заключить династический брак с принцессой Беатриче д’Эсте – дочерью герцога Эрколе д"Эсте – правителя Феррары. Договоренность об этом династическом союзе была заключена несколько лет назад, но герцог был слишком увлечен фавориткой, он медлил и переносил свадьбу, «ссылаясь на юный возраст невесты».
Свадьба состоялась в 1491 году. Многогранный Леонардо да Винчи выступил распорядителем свадебной церемонии.
Леонардо был не только художников и ученым, но и организатором утонченных праздников с музыкой, пением и театрализованными представлениями. Он сам придумывал костюмы для актеров, развлекавших гостей.
Паоло Джовио писал о Леонардо: «Он был творцом всех изысканных представлений и в особенности утонченных сценических зрелищ, опытным также и в музыке; он играл на лютне и прекрасно пел, и стал в высшей степени угоден всем знавшим его государям».
Беатриче «поначалу не питала никаких чувств к Людовико, но впоследствии была совершенно очарована его добротой и учтивостью».
Узнав, что во дворце в соседних покоях живет любовница мужа и его внебрачный сын, гордая принцесса пришла в негодование. Беатриче не намеревалась терпеть унижение. Она грозилась аннулировать брак и вернуться домой к своей семье. Ее отец не собирался терпеть оскорбление дочери и наставал, чтобы Чечилию либо отправили в монастырь, либо выдали замуж, иначе он разорвет брачный договор. Принцесса не скрывала неприязни к Чечилии и всегда старалась выставить соперницу на посмешище. Герцогу пришлось согласиться.
Гордая принцесса - Беатриче д’Эсте
Как гласит предание - «Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе д`Эсте». Благородный Сфорца «вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности».
Чечиллия была выдана замуж за разорившегося графа Бергамини «готового на всякие услуги». В качестве прощального подарка от герцога Сфорца она получила богато украшенный дворец. Герцог желал «подчеркнуть свое уважение к ней и воздать должное ее достоинствам». В браке у Чечилии и с графом родилось четверо детей.
Исход оказался благоприятным для Чечилии. Обычно в те времена неугодных легко устраняли при помощи яда. Отравленный порошок могли подсыпать не только в еду и напитки, но и в косметику. Яд, смешанный с пудрой, проникал сквозь поры кожи в кровь жертвы.
Герцог Сфорца в латах
Законная супруга Беатриче д’Эсте стала достойной правительницей Милана. Принцесса «с характером решительным и упорным и острым умом, увлекаемым всеми соблазнами роскоши и очарованным искусством» принимала прямое участие в государственных делах.
«Её безграничная, бурлящая жизнерадостность совершенно покорила её умеренного, уже зрелого супруга, который едва мог устоять под напором её темперамента» - пишет летописец.
Как писал Галеаццо да Сансеверино, «между ними возникла такая любовь, что мне кажется, едва ли два человека могут любить друг друга сильнее».
Продолжение следует...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах Какое кодовое название получило контрнаступление советских войск
Воин-освободитель в Берлине
Климент ворошилов - биография, информация, личная жизнь
От чего возникает туберкулез у взрослых и детей?
Десерты французской кухни