Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в мир литературы. Как проводить занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

  • 08.04.2019

В старшей группе

Тема: Заучивание стихотворения «Есть в лесу под елкой Хата»

П. Воронько.

Программные задачи:

1. Познакомить детей со стихотворением. Помочь детям понять текст стихотворения, вызвать желание его слушать и рассказывать.

3. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Подготовка к занятию:

Подготовка необходимого оборудования к занятию. Изучение методической литературы, составление конспекта.

Материал к занятию: Иллюстрации.

Ход занятия .

1. Вводная часть.

Загадывание загадки.

«Зимой спит, летом ульи ворошит» (медведь)

Рассматривание картины, где изображены медведица с медвежатами.

Кто изображен на картине?

Что можно сказать о медвежатах? Какие они?

Обобщение (Медвежата бывают озорные, капризные, косолапые, смешные).

2.Чтение стихотворения воспитателем.

3.Повторное чтение стихотворения.

* Беседа по содержанию стихотворения.

Как называется стихотворение?

Где уснули медвежата? (Есть в лесу под елкой хата, в ней уснули медвежата).

Что просит косолапый маму? («Ужин мне состряпай, принеси скорей сюда, меду рыбку из пруда).

Как стала напевать сыну мать? (Баю – баю надо спать, напевает сыну мать. Ты уснешь, и сон придет, все к корзинке принесет).

4. Физминутка «Медвежата»

5. Повторное чтение стихотворение.

6. Чтение стихотворения детьми (4-5 человек). В ходе рассказывания детьми подсказываю слова, фразы, к подсказу привлекаю детей. После каждого даю оценку, с привлечением детей. Отмечаю выразительность, то, как запомнили текст.

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Тема: Заучивание стихотворения « Посидим в тишине» Е. Благининой.

Программные задачи:

1. Познакомить с новым стихотворением.

2. Учить детей запоминать стихотворение, выразительно читать, основываясь на осмысленном его восприятии.

3. Воспитывать заботливое отношение к маме

4. Развивать интерес к художественной литературе.

Подготовка к занятию:

Выучила стихотворение, Изучила методическую литературу, написала конспект.

Материал:

Иллюстрации.

Ход занятия.

1.Вводная часть. Рассматривание иллюстраций.

Где работают ваши мамы?

Что они делают на работе?

А, что делают мамы дома?

Обобщение: ваши мамы шьют одежду, лечат людей, работают на стройке и т. д. они выполняют важную для всех людей работу.

Вы помогаете мамам дома? Как вы помогаете?

2. Чтение стихотворения воспитателем.

Что делала девочка, когда мама уснула? Что сделала и сказала девочка лучу? Что будто шепнул луч девочке?

3. Чтение стихотворения с установкой на запоминание.

4. Чтение стихотворения детьми.

Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

Программные задачи:

Познакомить со сказкой К. Чуковского «Федорино горе».

Учить внимательно, слушать сказку, понимать главную мысль произведения, анализировать поступки героев. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Материал: Портрет К. Чуковского, сказка «Федорино горе».

Ход занятия.

1. Вводная часть.

*Внесение портрета К. Чуковского.

* Рассказ воспитателя о К. Чуковском.

* Рассматривание выставки книг.

* Беседа о чистоте.

Любите ли вы чистоту?

Что нужно желать, чтобы в доме было всегда чисто?

Кто наводит порядок у вас дома?

Вы помогаете родителям?

Как мы наводим порядок и чистоту в группе?

2.Чтение сказки.

3. Беседа по содержанию сказки «Федорино горе».

Какая Федора в начале сказки?

Почему посуда убежала от Федоры?

Что случилось с Федорой после того, как от нее убежала посуда?

Как изменилась Федора?

4. Чтение отрывков с рассматриванием иллюстраций.

5.Дидактическая игра «Подбери слова к посуде».

Цель: упражнять детей в образование прилагательных.

План - Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Тема: Чтение Сказки К. Чуковского «Айболит».

Программные задачи:

1.Познаокомить со сказкой К. Чуковского «Айболит».

2. Учить полно отвечать на вопросы по тексту сказки, передавать сове отношение к поступкам героев.

Материал:

Портрет К. Чуковского, Сказки К. Чуковского.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Выставка книг, рассказ о творчестве К. Чуковского.

Какие сказки К. Чуковского мы с вами читали?

Назовите героев этих сказок?

3. Чтение сказки К. Чуковского.

4. Вопросы по содержанию произведения.

Понравилась ли вам сказка?

Кем был Айболит? Что он делал?

Какие звери приходили к Айболиту?

Почему плакала зайчиха?

Чтение отдельных отрывков.

Что случилось в Африке?

Как лечил Айболит Зверей в Африке?

Каким был доктор Айболит? Какими еще словами можно о нем сказать?

Какие герои вам больше всего понравились?

5. Дидактическая игра « Подбери слова».

Цель : упражнять в подборе прилагательных.

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Тема: Чтение Сказки «Мойдодыр» К. Чуковского.

Программные задачи:

2.Развивать умение детей связно отвечать на вопросы по содержанию сказки, запоминать текст, понимать смысл текста.

Материал:

Книги К. Чуковского.

Ход занятия.

Вводная часть.

Внесение посылки с загадками. Загадывание загадок

Ванна.

Могу я в ней на дно нырнуть,

Но не могу я утонуть,

А если станет глубоко.

Открою пробку я легко.

Душ.

А что было! А что было!

Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала,

Мама в ней белье стирала.

А потом, а потом,

Я купался под дождем.

Умывальник

Стоит Парашка –

Держит чашку,

Голову склонила,

Носик опустила,

А из носика струится

В чашку чистая водица.

Зеркало

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец - глупца,

баран - барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну - обезьяна,

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя увидел

Неряху лохматого.

Мыло

Возьмите меня,

Умывайтесь, купайтесь,

А что я такое –

Скорей догадайтесь,

И знайте:

Большая была бы беда,

Когда бы не я да не вода.

Губка

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

Зубная щётка

Худая девчонка –

Жесткая чёлка,

Днём прохлаждается.

А по утрам да вечерам

Работать принимается:

Голову покроет

Да стены помоет.

Зубная паста

В пещеру затекла,

По ручью выходит –

Со стен всё выводит.

Полотенце

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня».

Расчёска

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Волосы и расческа

Деревянный забор

Ограждает двор,

Во дворе – табун коней,

А в заборе – сто дверей,

Чтобы выбраться на волю

Да побегать в чистом поле.

Кони ринулись волной,

Потекли живой рекой.

Носовой платок

Лёг в карман и караулю –

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.

Мочалка

Там, где губка не осилит,

Не домоет, не домылит,

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю.

3.Чтение произведения.

4. Беседа по содержанию сказки.

Как называется сказка?

О ком это произведение?

Почему от грязнули убежали вещи?

Кто пришел к грязнули на помощь?

Как он ему помог?

Чем закончилась сказка?

5. Чтение отрывков из сказки с рассматриванием иллюстраций.

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Краденое солнце».

Программные задачи:

Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Краденое солнце», закрепить знания детей о других сказках К. Чуковского.

Воспитывать интерес к творчеству К. Чуковского.

Материал: Сказка «Краденое солнце», игра «Угадай, из какой сказки герой», Портрет К. Чуковского.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

· выставка книг К. Чуковского.

· беседа.

Кто такой К. Чуковский? Какие сказки К. Чуковского вы знаете?

Назовите героев сказок К. Чуковского?

2. Чтение сказки К. Чуковского «Краденое солнце».

Что случилось со зверями, когда с неба исчезло солнце?

Кто уговаривал медведя пойти вернуть солнце?

Рады ли бы звери возвращению солнца? Почему?

Какой поступок совершил медведь?

Благодарны ли ему звери?

4. Игра «Угадай, из какой сказки герой».

Воспитатель показывает иллюстрации из сказок К. Чуковского, дети называют героя и сказку.

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».

Программные задачи:

Развивать умение внимательно слушать произведение, запоминать текст понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь передавать свое отношение к героям.

Воспитывать интерес к творчеству К. Чуковского.

Материал: Телефон, фланелеграфный театра по сказке «Телефон».

Ход занятия:

1.Вводная часть.

*Внесение телефона.

* Объяснение правил разговора по телефону.

2. Чтение сказки «Телефон».

3. Беседа по содержанию сказки «Телефон».

Вам понравилась сказка?

Какие животные звонили и просили помощи?

Почему устал человек, которому все звонили?

Кто позвонил последний и попросил помощи?

А как вы думаете, правильно ли поступил человек, что помог бегемоту?

Почему вы так считаете?

А как бы вы поступили?

4. Показ фланелеграфного театра по сказке «Телефон».

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха».

Программные задачи:

Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Телефон», закрепить знания детей о других сказках К. Чуковского.

Развивать умение внимательно слушать произведение, запоминать текст понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь передавать свое отношение к героям, развивать мышление, память.

Воспитывать интерес к творчеству К. Чуковского.

Материал: Сказка «Муха Цокотуха», иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Беседа о том кого можно назвать смелым, отважным.

2. Чтение сказки «Муха Цокотуха».

3. Вопросы по содержанию сказки.

Как называется сказка?

Кого пригласила Муха Цокотуха на свой праздник?

Назовите героя сказки, которого можно назвать такими словами: злой, страшный, черный, ужасный?

Как вы можете охарактеризовать комарика?

Чем закончилась сказка?

4. Повторное чтение сказки с рассматриванием иллюстраций.

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Тема: Чтение Сказки «Путаница» К. Чуковского.

Программные задачи:

1, Познакомить со сказкой К. Чуковского.

2.Развивать умение детей связно отвечать на вопросы по содержанию сказки, запоминать текст, понимать смысл текста, анализировать поступки героев

3. Воспитывать желание слушать сказки К. Чуковского, интерес к художественной литературе.

Материал:

Портрет, книги К. Чуковского.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

*Загадывание загадок

Рыжая с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом.

Вот иголки и булавки выползают из – под лавки, на меня они глядят, молока они хотят.

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета. Для зимы – другого цвета.

Сидел на заборе, пел, да кричал, как все собрались, взял да и замолчал. А теперь догадались?

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца.

2. Чтение сказки «Путаница».

3. Беседа по содержанию сказки.

Как называется сказка?

Что случилось с животными в сказке?

Правильно ли они поступили?

Что сделали лисички?

Каков их поступок?

Как затушили море?

Что случилось со зверями после того как бабочка потушила море?

5. «Угадай, из какой сказки отрывок».

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Тема: Чтение произведения С. Маршака «Усатый - полосатый».

Программные задачи:

Учить слушать произведение, понимать и чувствовать его настроение. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Обогащать словарь детей за счет слов: усатый, полосатый, серый.

Воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы.

Материал:

Книга «Усатый – полосатый» С. Маршака. Иллюстрации.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

*Рассматривание иллюстраций кота.

* Рассказ воспитателя о повадках, особенностях жизни животного.

2. Чтение произведения.

3.Беседа по содержанию.

Вам понравилась сказка?

Как она называется?

О ком я вам прочитала?

Какой котенок в произведении?

Как девочка играла с котенком?

Чем учила девочка котенка?

Слушался ли котенок девочку?

Чем все закончилось?

4. Чтение понравившихся отрывков.

5. Дидактическая игра «Кто у кого».

Цель : Упражнять в употреблении существительных обозначающих названия детенышей животных.

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Тема: Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

Программные задачи:

Познакомить с произведением В. Сутеева «Кто сказал мяу?». Учить слушать художественное произведение, понимать смысл отвечать на вопросы по содержанию.

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Материал: сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?», фланелеграфный театр.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

*Внесение домика.

*Загадывание загадок.

Мягкие лапки, а в лапах цап-царапки.

*Приход щенка.

3. Чтение рассказа.

4. Беседа по содержанию.

Понравился вам сказка?

О ком эта сказка?

Кого встретил щенок?

Кто испугался, когда щенок сказал мяу?

Как зарычал пес, когда щенок сказал мяу?

Нашел щенок того кто сказал мяу?

Так кто же говорил мяу?

5. Показ театра.

6.Дидактическая игра «Кого не стало».

Цель : упражнять в употреблении существительных в родительном падежа

Сценарий литературного викторины посвященной творчеству.

Цель: Закрепить знания детей о творчестве, его произведениях, героях.

Воспитывать интерес к его книгам, к произведениям детской литературе .

Оборудование: Выставка книг, портрет, иллюстрации.

Подготовка : Чтение произведений, заучивание стихов, показ театров по произведениям автора.

Ход вечера.

Вступительное слово воспитателя:

Вопросы к детям:

Чей портрет вы видите на стене?

Какие произведения вы можете назвать?

Рассказ о.

К. Чуковский был детским писателем. Он очень любил детей, разговаривать с ними, играть, веселиться. Всю свою жизнь он посвятил детям. Писал для них сказки, стихи, загадки, переводил произведения с других языков.

Давайте назовем сказки К. Чуковского, посмотрите, какие книги здесь у нас выставлены? («Федорино горе», «Айболит», «Телефон» и др.).

А сейчас мы проведем с вами соревнование.

Я вам буду давать задания. А вы будете отвечать. За правильный ответ получите фишку. У кого будет больше фишек тот победитель.

1 задание: Ребята прочитают вам стихи К. Чуковского, а вы должны узнать название стихотворения.

Чтение стихов К. Чуковского «Курица», «Черепаха».

2 задание.

Я вам покажу иллюстрации к сказкам, а вы должны будете назвать сказку.

Иллюстрации к сказкам «Айболит», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница». «Муха Цокотуха».

3 задание.

Чтение отрывков из произвдений К. Чуковского.

А за ними кот задом на перед,

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал-

Заблудился и пропал.

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами.

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы все выше, а горы все круче.
А горы уходят под самые тучи!

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топоры – то, топоры, так и сыплются с горы…

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…

А вчера поутру

Не эта ли квартира

Мойдодыра?-…

Маленькие дети!

Ни за что на свете.

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке Акулы,

В Африке гориллы

В Африке большие

Злые крокодилы….

4 задание.

Угадайте, кто из героев сказал эти слова?

* Здравствуй, дедушка мы тут»!

* «Ладно, ладно, побегу вашим деткам помогу».

* «Мой милый, хороший, пришли мне калоши, и мне и жене, и Тотоше».

* «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить»!

* «Я злодея зарубил, я тебя освободил. И теперь, душа девица, на тебе хочу женится»!

5 задание.

Соотнесите предмет с названием сказки и его героем.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе рисунки предметов из сказки, дети должны соотнести их с персонажами.

· Фонарик – колмарик;

· Телефон – бегемот;

· Посуда –Федора;

· Умывальник – грязнуля;

· Белый халат – Айболит;

· Солнце – Медведь.

6 задание.

Кому подходят такие характеристики. Назовите сказку и героя.

* Добрый, готовый придти на помощь, любит зверей. (Айболит).

* Старый, сильный, любит своих внучат. (Медведь из сказки «Краденое солнце»).

* Смелый, готов пожертвовать собой, у него есть маленький фонарик. (Комарик, из сказки "Муха Цокотуха»),

* Неаккуратная, не любила мыть посуду, но исправилась. (Федора).

* Готов придти на помощь, но устал от просьб по телефону. (Сказка «Телефон»).

* Маленький, смелый, победил таракана. (Воробей из сказки «Тараканище»).

Подведение итогов викторины. Раздача призов.

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Тема: Рассказывание белорусской народной сказки «Пых»

Программные задачи:

Познакомить детей с новой сказкой. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, повторять за воспитателем наиболее образные характеристики поведения персонажей. Запоминать их.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: текст сказки, игрушка еж, фланелеграфный театр.

Ход занятия.

1.Вводная часть

*Загадывание загадки о еже.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

* Внесение игрушки ежа.

2. Рассказывание сказки.

3. Беседа по содержанию сказки.

Как вы думаете, почему так называется сказка?

Что еж спросил у бабки?

Если одна Аленка не испугалась Пыха, то какая она?

Как про Аленку сказали дед и бабка?

Если Аленка смелая, то какие дед и баба?

4. Повторное рассказывание сказки с показом фланелеграфного театра.

Конспект задания по детской литературе.

(средняя группа)

Тема: Рассказывание сказки «Теремок» с показом на фланелеграфе.

Программные задачи:

Закрепить знание детей о сказке. Формировать умение слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Активизация словаря: мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лягушка - квакушка, дисичка-сестричка, волчок-серый бочок.

Предшествующая работа: читала детям русские народные сказки, провела игру «Узнай и назови».

Подготовка воспитателя: подобрала иллюстрации, изготовила фланелеграфный театр, выучила сказку, написала конспект и план задания. Оборудование: посылка, иллюстрации к русским народным сказкам, фланелеграф, фланелеграфный театр «Теремок».

Ход задания.

Вношу в группу посылку (с иллюстрациями из русских народных сказок).

Ребята, я сегодня по почте получила посылку для нашего детского сада. А принесла нам ее Бабушка-Загадушка.

Сейчас мы ее откроем и посмотрим, что в ней лежит. Открываю посылку и достаю иллюстрацию.

Ой, ребята, здесь такие красивые картинки к сказкам.

А, это Бабушка-Загадушка перепутала картинки, и не может вспомнить из каких они сказок.

Давайте ей поможем разобрать картинки.

Достаю картинку и ставлю на фланелеграф.

Посмотрите, кто нарисован на этой картинке.

Правильно, Маша и медведь.

А как эта сказка называется? (спрашиваю 3-4 детей).

Ставлю следующую картинку к сказке.

А кто здесь нарисован?

Почему зайчик плачет? (спросить 3-4 детей)

Так как же называется эта сказка? (спрашиваю 2-3 детей).

Достаю следующую иллюстрацию.

А кто здесь нарисован?

Как эта сказка называется?

Ставлю иллюстрацию по сказке «Репка»

Кто здесь нарисован?

Что делают герои сказки?

А как она называется?

Физминутка:

Руки за спину мы спрячем

И тихонечко поскачем.

Молодцы ребята! Вы очень помогли Бабушке-Загадушке вспомнить все русские народные сказки. А за это она вам передала театр по сказке «Теремок».

Теперь садитесь поудобнее, будем смотреть сказку.

Показываю сказку на фланелеграфе.

Ребята, вам понравилась сказка.

Кто пришел первым в теремок?

А кто пришел последним?

Давайте назовем главных героев сказки (выставлю фигурки животных, предлагаю вспомнить, как их звали).

А что случилось с теремком в конце сказки?

Вот какая интересная сказка. Она учить добру и дружбе.

Ребята вам понравилась сказка.

Вы все на занятии старались правильно отвечать, только Егору и Кириллу нужно быть повнимательнее.

А теперь наше занятие окончено.

Конспект проведения занятия по детской литературе

в старшей группе

Тема: Рассказывание сказки «Сестрица Алкнушка и братец Иванушка»

Программные задачи:

Познакомить детей с новой сказкой. Учить внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать характеристику главным персонажам. Упражнять детей в отгадывании слов из русских народных сказок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, желанию слушать.

Материал: книги с русскими народными сказками, текст сказки. Предшествующая работа: чтение сказок: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению », «Заюшкина избушка».

Подготовка воспитателя: прочитала, выучила наизусть сказку, составила конспект, план, подобрала иллюстрационные художественные произведения.

Ход занятия.

Делаю выставку книг.

Дети, подойдите ко мне.

Посмотрите, какие красивые книги у нас на выставке.

Любите ли вы, чтобы вам читали сказки?

Какие вы знаете русские народные сказки?

А теперь я расскажу вам сказку, садитесь на стульчики.

Рассказывание сказки.

Ребята, скажите, как называется сказка?

Вам понравилась сказка?

Ребята, а кто её написал? (русский народ)

Ребята, кто вам из персонажей больше всего понравился?

Ребята, как вы думаете, Аленушка была доброй или злой? (доброй)

Как вы догадались? (потому что она любила своего брата Иванушку и ко всем относилась по - .доброму, ласковой)

Кто в сказке злой? (ведьма)

Почему вы так думаете? (потому что ведьма захотела стать Аленушкой и увела ее в лес и погрузила в речку)

Каким в сказке был братец Иванушка? (добрый, непослушный)

Почему вы так думаете? (потому что он не послушал Аленушку и выпил воды из копытца)

А Иванушка любил Аленушку? (да)

А почему вы так решили?

А что случилось с Иванушкой, когда он не послушал Аленушку?

Кто помог Аленушке и братцу Иванушке? (купец)

Как он помог?

Физминутка:

Два хлопка над головой раз, два.

Два хлопка перед собой раз, два.

Руки за спину мы спрячем

И тихонечко поскачем.

Ребята, вспомните, как обращался козленочек к Аленушке? (если дети затрудняются, читаю сама)

Маша, повтори слова.

Артем, повтори теперь ты.

Послушай, как ответила ему Аленушка. Читаю слова Аленушки.

Максим, повтори слова.

Вика, а теперь ты повтори.

Послушайте отрывок из сказки. Читаю.

А теперь послушайте ещё один.

Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Из какой сказки слова». За каждый правильный ответ я дам цветочек. В конце мы подсчитаем и посмотрим, кто из вас лучше и больше знает сказки.

Слушайте слова.

1.Щука Емеле говорит: - Запомни мои слова: когда что тебе захочется, скажи только: «По щучьему велению

По моему хотению» («По щучьему велению»)

2. Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить. Хозяйка руками взмахнула:

Как так из топора кашу?

А вот так. Дай-ка котел.

Принесла старуха котел. Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь. («Каша из топора»)

3. Глядят все на Елену Прекрасную, а никто не решается до нее доскочить, никому нет охоты шею себе ломать. Ударил тут Иванушка Сивку-Бурку по крутым бокам. Фыркнул конь, заржал. Прыгнул - только три бревна до царевны не допрыгнул. («Сивка-Бурка»).

4. Как выскочу, Как выпрыгну -

Пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался Волк и убежал. («Заюшкина избушка»)

5. Что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

Давай, - говорит старуха. («Снегурочка»)

6. «Говорит однажды царь такое слово:

Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. На чей двор стрела упадет, там и оставайтесь. («Царевна - лягушка»)

Все были молодцы, все старались отвечать правильно, понятно. Но Леша путался в ответах ему нужно быть повнимательнее.

А теперь давайте подсчитаем цветочки и узнаем, кто больше знает сказок. Занятие окончено.

Татьяна Анисимова
Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, позволяет малышу проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к усвоению причинно – следственных связей, развивает творчество и воображение, позволяет узнать о неизвестном, учит восхищаться добрыми поступками и тд. Даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка .

Занятия по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется по – разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппами по 2-6 человек. Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяется на две группы. В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми. Воспитатель перед занятием проглядывает весь наглядный материал, который предлагает использовать во время чтения : игрушки, муляжи, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и тд.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, поговорок, загадок, песен, затем он слушает народные сказки. Детям раннего и младшего возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки) ; детям среднего возраста он читает по книге довольно незначительные по объёму стихотворение и прозаические сказки, рассказы, повести. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют речью. Произведения фольклора, в том числе и потешек, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. В различных произведениях фольклора, в том числе и потешек, мы обнаруживаем большое количество диалогической и обращённой речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращённой речи. (Пальчик-мальчик, где ты был) Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи : при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии , входили в их активный словарь. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребёнка. Под рассказ педагога дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой (помахивая руками - крыльями) . Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения и поэтому их радует каждая встреча с этими персонажами. Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе.

В старших группах пословицы, поговорки, загадки, используются преимущественно как средство развития мышления, памяти, а чистоговорки – как средство закрепления правильного звукопроизношения

Произведение больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2 – 3 занятия , читаются только в старшей и подготовительной группах.

Очень важно в самом начале привлечь внимание детей, как это делали в старину своей присказкой (показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песни, загадыванием загадки и тд.) Иногда детям просто сообщается название произведения, его автор, тема, например : «Сегодня я вам прочитаю рассказ Л. Т. Толстого о том, как лев подружился с маленькой собачкой». Или эта писательница написала много книг о жизни зверей, одну из этих книг, я прочту вам сегодня.

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений ,т. е могут уже различать литературные жанры . Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь. На каждом занятии подготовительной к школе группы должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы.

При первом чтении произведения основная задача педагога – довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением , анализ его можно провести более углублённо , обращая внимание и на средства художественной выразительности . Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме : О чём говорится в этом стихотворении? (сказке, рассказе) . Что нового и интересного узнали вы? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действенного лица? Какое главное событие этого рассказа?

Отвечая на вопросы. Он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратить внимание на специфичность художественной формы , образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты, учить понимать отличие сказки от рассказа.

Одна из задач таких занятий состоит в том , чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, они получают способность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи , средства выразительности – интонационно правильно звучащая речь.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдать то же правило, что и доречевых занятиях с детьми раннего возраста : дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, выражение глаз, а не только слышать его голос.

Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения приобретается в результате настойчивых тренировок. Однако надо помнить, что даже самый опытный чтец не может читать новое произведение с листа, без подготовки, и поэтому перед занятием воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения («дикторское прочтение» ) и тренироваться в чтении вслух. Перед рассказыванием или чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре. С. И. Ожегова

На одном занятии читается одно произведение и одно два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно : дети любят слушать уже знакомые сказки, стихи, рассказы. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведёт к лучшему усвоению языка и следовательно к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих.

Настроение приподнятости создаёт воспитатель : он бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чём собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Иногда перед чтением в средней или старшей группах можно обратиться к опыту детей : напомнить эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке. (Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает) Малышам необходимо руководство в слушании : вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдёт о трогательном или забавном. Если маленькие слушатели недостаточно внимательны. Чтец должен усилить эмоциональность исполнения, ярче давать образы. Особенно чётко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.

Текст всякого художественного произведения воспитатель читает не прерываясь (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг ). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснять в начале занятия .

Методические приёмы , облегчающие восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение , помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Кроме того он использует методические приёмы , развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания, а именно :

1) повторное чтение всего текста;

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться :

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью, рассматривание игрушек, муляжей, рассматриванием иллюстраций, привлечением внимания к реальным объектам.

3) Словесной помощью, сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения ; постановкой после чтения поисковых вопросов (Почему нравиться герой? А как бы ты поступил на его месте) ; подсказыванием при ответах детей

слов-эпитетов, обобщённо называющих существенную черту

образа (храбрец, трудолюбивая, добрый, и тд.)

Чем младше ребёнок, тем больше нуждается он в сопровождающих в чтение игровых действиях и предметной наглядности, усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5-6 лет) на тему: «Волшебное путешествие в зимнюю сказку».


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Волшебное путешествие в зимнюю сказку» Данный материал будет полезен для воспитателя старшей группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение и осознание своего эмоционального состояния через литературное произведение русской народной сказки «Снегурочка».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное,речевое,художественнно-эстетическое развитие
Цель: Осознание своего эмоционального состояния через литературное произведение русской народной сказки «Снегурочка».Развивающие
продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства;
развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы;
развивать эстетическое восприятие картин природы, художественного текста;
развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и логического мышления;
развивать творческое воображение, умение видеть и замечать выражение эмоционального состояния человека на иллюстрации с изображением людей;
развивать мелкую моторику рук.
Обучающие
учить анализировать чувства с помощью художественно-изобразительных средств;
учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
продолжать знакомить детей с эмоциями;
закрепление умения образовывать относительное прилагательное;
закреплять навык словообразования и словоизменения;
активизация словаря признаков по теме «Зима»; расширять словарь по лексической теме «Зима»;
продолжать учить детей причинно-следственной связи (отгадывать загадки);
закреплять умения составлять развернутое предложение.
Воспитывающие
воспитывать любовь к природе;
воспитывать стойкий познавательный интерес детей к выражению эмоционального состояния;
создать непринужденную атмосферу; положительно эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга;
вызвать у детей чувства любования, восторга перед красотой зимнего пейзажа;
воспитывать аккуратность в работе с клеем и бумагой.
Развивающая среда: Иллюстрации по теме «Зима», и зимними забавами; музыка к занятию; подушки на каждого ребенка; сказка «Снегурочка»; искусственные снежки для игры; кукла Снегурочка; материал для художественного творчества (гофрированная бумага, клей ПВА, соломинка) на каждого ребенка; разные иллюстрации с изображением снегурочки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости!
Ответ детей: (дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к нам, что бы посмотреть какие вы смышленые, отзывчивые, дружные, какие вы умнички, как много вы уже знаете и умеете.
Воспитатель: Дети,посмотрите,как красиво за окном. Какое сейчас время года?
Воспитатель вместе с детьми подходит к окну, где стоит мольберт с иллюстрациями. Воспитатель показывает иллюстрации с зимними пейзажами.
Ответ детей: Зима!
Воспитатель: Да, сейчас в природе хозяйничает зима. А какие признаки зимы вы знаете?
Ответ детей: Много снега, холодно, морозно и т.д.
Воспитатель: Правильно. Наступили снежные морозные дни, Выпало много снега, он окутал белым пушистым одеялом поля, леса, дома - стало светло, нарядно,сказочно красиво!
Воспитатель: Расскажите, какие зимние забавы у детей, во что вы любите играть зимой?
Ответ детей: Снежки, санки, лыжи, лепят снеговиков.
Воспитатель: Ребята! А я знаю очень интересную зимнюю, русско-народную сказку про снежную девочку. А вы хотите узнать эту сказку?
Ответ детей: хотим!
Вход в сказку
Воспитатель: Но с начала нам надо попасть в неё. Для этого нам надо встать в круг.
Дети вместе с воспитателем идут на ковер и встают в круг.
Воспитатель: «Помогать нам в нашем путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.

А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце… Мысленно попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке.»
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Воспитатель: Ребятки, давайте тихонечко что бы не спугнуть сказку, возьмите каждый свою подушечку и располагайтесь на ковре кому где удобно, займите удобное положение.(Дети располагаются на ковре на своих подушечках, в удобном положении.)
Воспитатель читает сказку .
Воспитатель: Да, ребята, в конце этой сказки мы все испытываем чувства светлой грусти. Нам жаль, что Снегурочка растаяла, но ведь мы с вами знаем, что каждую зиму Снегурочка возрождается вновь, потому что мы лепим её из снега. А что еще можно слепить из снега?
Воспитатель: Отгадайте мою загадку:
Зимой забава есть одна
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как « снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь?
Ответ детей: Снежки!
Воспитатель: А вы хотите поиграть в снежки?
Ответ детей: Да!
Воспитатель: Вставайте, уберите подушечки.
дети разбиваются на 2 команды и бросают «снежки» в корзинки .
Во время игры воспитатель читает стихотворение
Воспитатель : Полюби зимой
Веселый снежный бой!
Прицелившись внимательно,
Бей по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Воспитатель: Вот какой у нас сугроб получился!!! Попробуем слепить из него Снегурочку:
Воспитатель подходит к корзинке со «снежками» и читает волшебное заклинание (дети стоят рядом)
Она в серебро с жемчугами одета.
Волшебная внучка волшебного деда!
Появись!
Появляется кукла Снегурочка. Воспитатель читает стихотворение и ставит Снегурочку на стол .
Воспитатель: Я- внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мной снежинки- подруги
Веселый ведут хоровод!
В: Детки давайте вспомним, как появилась Снегурочка у деда и бабы в сказке?
Ответ детей: ...
Воспитатель: Сколько выпало снега, как выглядели дома и все вокруг, когда дед и баба пошли лепить себе дочку? Давайте вспомним, как об этом сказано в тексте.
Ответ детей: ...
Воспитатель: Какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была?
Ответ детей: Радостная, приветливая, веселая, счастливая, ласковая т.д.
Воспитатель рассматривает с детьми книжные иллюстрации
Воспитатель: Посмотрите какие разные бывают снегурочки. Как вы поняли, что на этой иллюстрации у Снегурочки веселое настроение?
Ответ детей: На лице улыбка, глаза сияют…
Воспитатель: Красна девица грустна:
Ей не нравиться весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Воспитатель читает стихотворение, и показывает иллюстрации снегурочки весной.
Какой Снегурочка стала весной?
Ответ детей: Грустная, печальная.
Воспитатель: Посмотрите, как художники передают печаль, грусть снежной девочки?
Ответ детей: Склоненная голова, грустное лицо, сидит, наклонившись.
Воспитатель: Ребята, что бы Снегурочка не грустила, давайте сделаем ей подарки.
Садитесь на свои места.
Дети садятся на свои места, с приготовленным материалом.
Воспитатель: Когда снегурочка плачет появляются проталинки, а на проталинках вырастают…
Первым вылез из Землице
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький?
Что это?
Ответ детей: Подснежник!
Воспитатель: Правильно! Мы с вами сделаем для нашей Снегурочки подснежники.
Воспитатель: У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полупрозрачный чуть живой.
Дети вместе с воспитателем делают подснежники из гофрированной бумаги по показу воспитателя.
Воспитатель: Какие замечательные подснежники у нас получились!
Несите их в корзинку.
Воспитатель: Теперь наша гостья стала совсем веселая!
Дети несут свои подделки воспитателю. Воспитатель ставит их в корзинку, рядом со Снегурочкой.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним какие эмоции испытывала Снегурочка Зимой?
Ответ детей: Радость, восхищение,счастье, восторг, удовольствие.
Воспитатель: А весной какие эмоции испытывала Снегурочка?
Ответ детей: Грусть, печаль, унынье…
Воспитатель: Ну что ребята нам пора возвращаться обратно в детский сад из нашего путешествия. Закройте глазки, положите правую ладонь себе на грудь, послушайте, как бьется ваше сердце... Поблагодарите его за волшебное путешествие.
Воспитатель подводит итоги занятия сидя на ковре с детьми
Воспитатель: Вы сегодня доказали, что у вас доброе любящее сердце. Куда мы сегодня с вами путешествовали?
Ответ детей: В сказку!
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Ответ детей: …..
Воспитатель: Что вы почувствовали, сделав своими руками подарок снегурочке?
Ответ детей: ….
Воспитатель: Спасибо вам огромное!

ТЕМА: ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Программные задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент, пословицы о труде.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Дети: здравствуйте.

Наша беседа совсем неслучайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

Ребята, приготовьте ладошку, поставьте на нее пальчик, а теперь повторяйте за мной все движения и слова.

Сорока-ворона кашу варила,водят пальцем по ладошке

Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил.загибают по очереди пальцы

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дрова не рубил,грозят пальчиком

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

Что мы с вами рассказали?(Дети: Стихотворение) Это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»? (Дети: Сказка) Для чего она нужна? Развлекать или раньше говорили потешать малышей. Потеха от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.

2. Чтение сказки

В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).

«Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражение «жать рожь»? (Дети: Убирать урожай)

3. Беседа по содержанию сказки

Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)

Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

Значит это... русская народная сказка.

Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву». Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так грозно заревел. Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).

А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает. Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).

Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)

Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю - вершки, себе -корешки

А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)

В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? (Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)

4. Физминутка: речь с движением «В огороде»

У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,имитация движений

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг

Щавеля нарвем немножкоимитируют

И вернемся по дорожке,идут по кругу, взявшись за руки

5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»

В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких - корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.

Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок - вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

6. Давайте вспомним, какую сказку мы слушали?(«Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите репку, а дома родным вы расскажите сказку.

Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашивание репки.

7. Подведение итогов. Оценка работы детей

Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки, разукрашивали репку)

Сказка «Вершки и корешки»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:- Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так,- сказал медведь.- А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь?

Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

Дай-ка попробовать - каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

А-а! - заревел.- Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Цель: Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:1. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Упражнять в словообразовании.

3. Воспитывать умение сопереживать персонажам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке"

Цель: Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:1. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Упражнять в словообразовании.

3. Воспитывать умение сопереживать персонажам.

Предварительная работа: Чтение сказок «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба».

Оборудование: выставка книг «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Репка», «Курочка Ряба», игрушка мышонок, фигурки героев сказки для показа на фланелеграфе.

Ход: Дети заходят в группу. Слышится шорох.

Воспитатель: Тихо, послушайте, кто-то шуршит. Пойду, посмотрю. Приносит в закрытых ладонях маленькую мышку. Ай да гостья у нас. Отгадай загадку, кто же это к нам пришел.

Живет в пещере чудовище

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи!

Догадались кто это? Дети отвечают. Воспитатель раскрывает ладони и показывает мышку.

Да, вы не бойтесь малышки

Чудовище это - мышка!

Пещера - мышкина норка,

А сокровище - хлебная корка!

Посмотрите, какая маленькая хорошенькая мышка. В загадке говорится, что у мышки длинный хвостище. Хвостище это грубо или ласково сказано? Правильно, грубо. А как ласково сказать? Какой хвостик у мышки? Правильно, длинный хвостик, значит мышка длиннохвостая. Какая мышка? Дети повторяют. Затем называю ласково:

Воспитатель: Не лапищи, а. … Не когтищи, а. Не зубищи, а. … Не усищи, а …

Где живет мышка? Правильно, в норке. А наш мышонок потерялся и пришел к нам за помощью. Он убежал из сказки, а из какой забыл. Давайте ему поможем. В каких сказках есть мышка?

Подходят к стенду с выставленными книгами: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба». Воспитатель показывает указкой на книги по очереди. Какая это сказка? Правильно, «Курочка Ряба» Какая там была мышка? (Маленькая, шустрая) В сказке «Репка»? (трудолюбивая, сильная) В сказке «Теремок»? (Мышка-норушка) В сказке «Рукавичка? » (Мышка-поскребушка) В сказке «У страха глаза велики», какая мышка? (Мышка –хлопотушка) Хлопотать, это что значит? Наверное, мышка-хлопотушка и пироги печь умела. Давайте вспомним стихотворение про такую мышку. Дети садятся на стулья.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла

Намолола там муки

Испекла всем пирожки:

Мышонку с капустой,

Мышонку-с картошкой,

Мышонку с морковкой,

Мышонку с морошкой.

Для большого толстячка, аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой!

Воспитатель: Ребята, есть еще одна сказка, где есть мышонок. Она называется «Сказка о глупом мышонке» Может быть наш мышонок из этой сказки? А ее сейчас расскажу, а вы вместе с мышонком послушаете.

Воспитатель рассказывает сказку с показом персонажей сказки на фланелеграфе.

Беседа по содержанию сказки.

Как называется сказка? - Какой был мышонок в этой сказке? (глупый, маленький, капризный)

Какая была мама у мышонка? Как она заботилась о мышонке?

Кто приходил нянчить мышонка? Куда исчез мышонок? Как вы думаете, мама переживала за мышонка?

Пересказ вместе с детьми понравившихся отрывков. Дети выбирают героев по желанию. Рассказывают три-четыре отрывка с показом на фланелеграфе.

Воспитатель задает наводящие вопросы. – Каким голосом пела лошадка? (утка, жаба и другие герои.) Воспитатель дает положительную оценку каждому ребенку принимавшему участие в рассказывании сказки. Мы сегодня с вами вспомнили, какие разные мышки живут в сказках. Дети перечисляют. Какая была мама у мышонка? А мышонок, какой был? Жалко вам мышонка? Мне тоже жалко. Но я открою вам секрет. Кошка не съела мышонка, а только унесла его с собой. И что случилось дальше с ним, мы узнаем с вами из этой книжки (Показывает книгу «Сказка об умном мышонке») О приключениях нашего мышонка мы почитаем на следующем занятии. А сейчас давайте вспомним, какие бывают смелые мышки.

Игра «Смелые мышки»

Вышли мышки как - то раз

Посмотреть который час.

Час, два, три, четыре!

Мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

Воспитатель: посмотрите, наш мышонок убежал, наверное, он вспомнил, где его дом и побежал к своей маме.

Воспитатель: Кривых Елена Анатольевна.