Причины названия. Какие славянские племена мы знаем? Племенной центр волынян

  • 12.03.2024

Бужане , прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.

Поляне были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи , а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое названиевятичи .

Этноним «ляхи » - это наименование жителей Польши, которым наградили их восточные славяне по имени какого-нибудь местного предводителя, которого звали Олегом. Название народа по личному имени очень часто встречается в истории. У западных славян «олег» - это дух человека, живущий в легких.

19 век Александр Гильфердинг: «Северо-западные славяне, составлявшие ляшское племя, т. е. ветви польские и балтийские, сами себя никогда не называли ляхами. Видно, они не ощущали себя единым племенем. Ляхами звали их восточные соседи, литва и русские славяне, выражая этим словом местность, в какой они жили. Лях, без сомнения, значило житель низменности, луговой земли. Так, по-литовски Lenkas - лях, а lenke - луг, низменное место; польское (lag, lеka) луг, русское (в Архангельской губернии) ляга - лужа и др. относятся к этому же корню. Не имея племенного названия, ляхи обозначали себя лишь одним самым общим именем всего поколения, славянами, и затем знали только частные прозвища отдельных ветвей, взятые, как и у других славян, большей частью от местности…»

Саки-массагеты, булгары, балкары, болгары и гунны, один и тот же народ.

Прокопий Кессарийский называл гуннов массагетами. А этноним гунны возник в Европе и означал «союз племен». Этот этноним имеет европейское происхождение. Можно привести аналогичный более поздний этноним – бургунды, означающий «союз городов», который, по-видимому, относился в большей мере к городам Ганзейского союза. Этноним массагеты имеет иранское происхождение и означает рыбаки или охотники на рыбу. Но если слово «рыба» перевести на тюркский язык, то он будет звучать как балык, а слово массагеты при переводе на тюркский будет звучать как балыкар или балкар. Историки болгарского народа помнят, что их предки жили на Северном Кавказе, а народ разделился на два племени, которые мигрировали на север вдоль реки Волги и на запад вдоль побережья Черного моря. Один народ стал называться булгары – северные рыбаки, так как булан – на их языке – северный олень, а другой - болгары – умные рыбаки, так как бояр (боир) –на их языке – умная голова. Известно, что высшим органом власти племенного союза являлась Хаса – общее собрание вождей племен, на котором решались организационные вопросы и выборы вождей - Хасанов –Хаканов- Каганов. Благодаря этому возникло государство Хазар ия и этноним хазар - тюркский аналог европейского слово гунн. В наследство от Хазарии остались названия городов Хасавюрт – город, где собиралась Хаса, Астрахань – еще Афанасий Никитин упоминал об этом городе как Хас-Тархан – освобожденный от налогов по решению Хасы, Казань – Хасань- место сбора Хасы.

Савиры,сабиры – народ, носящий меховые или соболиные шапки, так как сабур – тюркское название соболя. Сабирами называли хазар все тюркские племена. Близкими наследниками этнонима являются башкиры – «носящие волчьи головы или меховые волчьи шапки». Существует вероятность ошибочного появления этнонима савир из-за того, что его использовали вместо более характерного для этих мест этнонима – сувары. Так называли угро-финские племена все тюркоязычные народы со времен гуннов по наши дни. Сувары - народы живущие по берегам рек (тюркское «су»-река), что соответствует современному этнониму мордва. В состав сувар могли входить народы веси, меря , мещеры, муромы, марийцы, мордвы, удмурты и коми.

В эпоху гуннов и хазар они проживали значительно южнее, занимая территорию между Днепром и Уралом. В истории Геродота они могли упоминаться под фисагетами, массагетами, агрипеями. Основообразующим племенем было племя веси, что по фински значит вода. При этом часть веси жила в болотах и называлась суоми – болотная весь, часть жила по берегам озер и называлась меря, мари, основные племена жили по берегам рек и назывались мордва, вятичи, ватка, ватяки (удмурты), емь, кемь, коми. У некоторых племен приток реки назывались чер, шур, шер, ша, поэтому дочернии племена они называли притоками мери – мещера, еми –черемьсын-черемисы(угрофинское название марийцев). Племена чужие, говорящие на другом языке назывались чудь , чувесь-чуваш, т.е. протобулгары не являлись угрофинскими племенами, а являлись переселенцами, вытеснившими сувар на север.

Утигуры, оногуры – угро-финские племена как правило имеющие в своем названии числительные – семь(чувашское ути) племен, десять (тюркское он) племен.

Летописные дулебы . По всему славянскому миру, от сербской реки Дулибы до новгородской деревни Тулебли, от чешских Дудлебов до московского микрорайона Жулебино - всюду встречаемся с этим выразительным славянским самоназванием. В словаре Даля "дулебая баба" значит "глупая, некрасивая, грубая". Оказывается, как показал О.Н. Трубачев,дулебы - от герм. daud-laiba - дословно "имущество, наследство умершего", "выморочная земля". Но на угро-финских языках дулебы означает сопливые.

Черемисы – народ мари-эл, марийцы.

Славиюны, славины, славяне – народ дунайских болгар или полян.

До половцев-куманов на территорию Причерноморья переселились племена огузов – печенегов . Византийские источники называли их пачинаки. Анализируя греческое значение этого слова, можно привести известное русское слово, пришедшее из греческого – починок – новое поселение, поэтому пачинаки – новые, первые переселенцы.

Тюркологи связывают этот этноним с родоплеменным именем одного из огузких племен – беренче, однако, анализ образования европейских этнонимов показывает, что византийские авторы редко использовали чужие непонятные им этнонимы, а старались использовать собственные, указывающие на характерные особенности того или другого народа. Можно привести в качестве основы образования этнонима булгарское слово печен – сено. Действительно, основной особенностью существования этих кочевых племен, как и половцев были заготовки сена и соломы для питания скота в зимнее время либо его конфискация при набегах на население, ведущее оседлый образ жизни. Русские князья отлично знали зависимость набегов кочевников от наличия у них запасов кормов, поэтому регулярно проводили операции по сжиганию сена половцев и печенегов в пограничных районах. Кочевники вынуждены были уходить в южные районы и ослабевшие, слабо откормленные лошади не позволяли совершать набеги на южные районы Руси в зимнее время. Учитывая, что слово «полова» означало раньше солому, то вполне возможно использование двойного родственного этнонима по отношению к родственным племенам как сено - солома или печенеги – половцы. Остается выяснить откуда пришел этот этноним из Византии на Русь или из Руси на Византию. Скорее всего из Византии, т.е. первоначально он означал первых переселенцев, а затем учитывая фонетическое сходство пачинаков с печенегами мог означать и разбойников ворующих сено. Первыми с огузкими племенами столкнулись хазары-булгары. Учитывая тесные контакты народов Руси с хазарами – булгарами вполне допустима передача этнонима печенеги из Булгара на Русь.

Анализируя происхождение этнонимов, которые использовал Нестор можно остановиться на авторском варианте объяснения, но можно предположить, что этноним поляне идревляне относились к населению только, что переселившемуся предположительно полочан-полян, и коренному населению этих мест - древлян, более старому древнему населению этих мест. В языке того времени трудно подобрать более точное определение для коренного населения этих мест. Следует учесть, что переселенцы старались жить на чужой территории, строя города-остроги или крепости, чтобы защитить себя от коренного населения, которое всячески препятствовало переселенцам. Другим вариантом деления полян и древлян может быть деление по признаку проживания новых переселенцев в городах, которые имели греческое название «поль» и деревенскому проживанию коренного или ранее пришедшего населения древлян. В греческих источниках это деление оформилось в виде этнонимов славяне и анты – древние, старые, коренные, а как еще греки могли подчеркнуть разницу между двумя группами населения, проживающих на одной территории.

Угр о – финское происхождение. Опять же покопавшись в словаре коми – пермяцкого языка, самого архаичного из всех существующих угро - финских языков, Николая Рогова, выпущенного 1869 году (Низкий поклон ему за это.) можно найти значение слова вин – убийство, умервщление кровопусканием, так как оно связано со словом вир – кровь. В русском языке это нашло отражение в слове вина, обвинение. Ярослав Мудрый хорошо знал это слово, так как в его своде законов существовала плата за убийство - вира, т.е. плата за пролитие крови. Благодаря этому слову становиться понятно и такое международное слово как вино. В украинской мифологии осталось наследие этого слова в лице страшного Вия - кровопийца, кровепускатель. Исходя из этого, можно заключить, что основным занятием венетов на территории проживания угро - финнов были грабежи и убийства. И буквальный перевод слова викинг на угро- финский язык звучит как кровавые руки, т.е. головорезы, что вполне соответствовало их сущности в те времена. Становиться понятным и европейское значение слова склавин – раб, связанный, охраняемый убийца или убивающий мечом. В русском языке еще остался парный синоним меч- кладенец.

Наиболее прозрачным из всех является этноним дреговичи , для которого в русском языке можно при большом желании отыскать забытое слово дрягва –болото. Рассматривая этимологию этого слова, следует заключить, что оно имеет угро-финское происхождение и означает определенный вид болота, а именно болото поросшее мелким сосновым лесом, хотя в самом этнониме дрегов – может означать мелколесье, малолесье, так как «гов» - имеет значение нищий, бедный.

С точки зрения лингвистики близким по смыслу этнонимому дреговичи также является более поздний этноним голядь, по которому, вероятно, можно отследить возможную миграцию дреговичей в 15-16 веке.

Исходя из этого в 8-9 веке к славянскому населению уверенно можно отнести лишь полян ,полочан, новгородцев и волынян . Следует отметить, что все славянские этнонимы были даны по названию городов, что подтверждает объяснение этнонима поляне из греческого «поль» -город.

По поводу полочан Нестор дает информацию «…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.»

Самым загадочным является этноним поляне . Где жили, чем занимались, какие города построили, непонятно. По Нестору - сидели сначала в поле. В каком поле. Потом начали сидеть по Днепру. В каком городе. Если в Киеве, то должны называться киевляне. Полочане, волыняне и новгородцы понятно где сидели, а где сидели поляне. Единственно, что известно, собирали дань с древлян и северян и отдавали князьям. Даже не примучивали древлян и северян. Этим занималась княжеская дружина. И еще они сочиняли былины о богатырях русских. Кроме Нестора и Владимира Мономаха о полянах, судя по источникам, никто не знал. Потом поляне пропали не оставив после себя ни городов, ни поселков, ни великих мужей.

В свое время А.Шлецер на почве того, что в первом пересчете восточнославянских племен Лаврентьевская летопись не упоминает кривичей, посчитал невозможным относить последних к славянам и признавал их за латышей. П.Шафарик опроверг эту мысль. Он заметил, что латыши называли всех восточных славян "кревами", это значит кривичами , которые были их непосредственными соседями.

Говоря о северянах, мы имеем ввиду всего лишь одно конкретное племя, про которое написано в ПВЛ следующее: «А друзии же с ѣ доша на Десн ѣ , и по Семи, и по Сул ѣ и наркошася с ѣ веро . И тако разидеся словенескъ языкъ , т ѣ мьже и прозвася словеньская грамота». Это отрывок из известного рассказа Нестора о расселении славян, изгнанных с Дуная волохами. Вроде всё просто и понятно. Но это не совсем так. В частности у Нестора нет ясности в причинах появления этнонима «северяне ». Северяне, поселившиеся на Десне, Суле и Сейме отмечены ПВЛ, как славянский народ. Истории также известны савиры (сабиры, сабары), народ хоть и европеоидной внешности, но говорящий на тюркском языке. Булгарские летописи сообщают нам о сербийцах (сэбэрцах, сюрбийцах) племенах финно-угорского и гуннского происхождения. Приведу два примера. Гази-Барадж пишет о времени правления балтавара Масгута (конец 6 века):«Будучи по природе добрым, он выкупил у сабаров сто хонских биев и большое количество их людей и присоединил их к булгарам под именем сюрбийцев ...». Здесь: Сула - Дунай; Джалда - Крым. Почему тогда Нестор называет это племя славянским? Второй отрывок рассказывает о скитаниях Булюмара, который был вынужден в середине 4 века мигрировать на запад. В западной Сибири он столкнулся с башкортами:«Царь принужден был уйти к башкортам, которые приютили хонов и палучили от них название "сэбэрцы» ("союзники"). Башкорты, которых тюрки называли угырами, были своевольны…».

Мы уже касались истории происхождения термина «северяне». Он неразрывно связан с савроматами, племенами индоарийского происхождения. Савроматы, согласно Геродоту, говорили на языке скифов. А это значит, что данный народ был индоарийским и близким к праславянам.

Мурома́ - финно-угорское племя, которое с середины 1 тысячелетия нашей эры жило в бассейне Оки.

Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу. Было родственно мордве и происходило от племён городецкой и отчасти мощинской культур.

Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремёслами. К XII веку было ассимилировано восточными славянами на начальном этапе формирования русского этноса.

Название «мурома» скорее всего переводится как «возвышенное место у воды», что вполне соответствует местоположению города Мурома.

В зависимости от положения черемис ских поселений относительно Волги в литературе издавна установилось деление нагорных илуговых. До известной степени это деление основывается на том, как обозначают отдельные группы племени сами Ч.: название "горный" соответствует черемисскому "Курук-Марэ", которое обозначает у "луговых" одновременно и горных черемисов, и чуваш; "луговые" Ч. у горных называются лесными, ельниковыми - "Кожла-Мар", от слова кожла = еловый лес.

Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.

Древляне жили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» - дерево.

ВОЛЫНЯ́НЕ - один из племенных союзов вост. славян 2-й пол. 1 тыс. н. э. Другое назв. - бужане. В "Повести Временных лет" при перечислении глав племен сказано: "...бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем стали называться волынянами", и далее - "Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне...". Отсюда считается, что та ч. дулебов, к-рая обитала в бассейне Буга, первонач. наз. бужанами, а позднее - волынянами. Судя по тому, что этноним "бужане" упомянут в зап.-европ. хронике 873, назв. "В." появилось позже. Этимология этнонимов "бужане" и "В", прозрачна: бужане - от гидронима Буг, В. - от назв. города Велынь (Волынь).

Широкую известность получило мнение, согласно которому название Пермь происходит от коми слова "парма" - возвышенная местность, поросшая елью. Но в таком случае земля пермяков именовалась бы скорее Парма Великая, а не Пермь Великая.

По предположению географа Н. И. Шишкина, слово "Пермь" восходит к названиям двух древних племен, пер и емь, которые некогда населяли эту землю. Но такое толкование не получило признания специалистов.

По другой гипотезе, происхождение слова связано с именем героя коми-пермяцкого эпоса Перы - богатыря. В некоторых финно-угорских языках "пери" означает дух (удмуртское "пери" - злой дух, мордовское "пери" - дух ветров). Возможно, камские коми назывались пермяками потому, что им покровительствовал в древности всесильный дух - бог Пера. Однако слово "Пермь" гораздо старше, чем предание о Пере.

Наиболее убедительной является версия, что слово "Пермь" родилось не на исконной земле пермяков. Оно пришло в Прикамье с северо-запада и встречается в разных вариантах: в коми-пермяцком - Перем, в коми-зырянском - Перым, в коми-язьвинском наречии - Перим. Оно появлялось в разных местах, вслед за продвижением русских на восток, то в обозначении территории, то, как этноним. А понятие "земля за чем-либо", "волоком" в прибалтийско-финских языках обозначается словосочетанием "Pera maa", в вепском языке - "пера ма". Это название и пришло в русский язык как Перемь, Пермь.

Название племени произошло от имени реки. Печера или Печора. Древнего финского племени, обитавшего, по летописи, "между Перемью и Самоядью", т. е. на севере от Перми, по р. Печоре.

Русское название емь может быть измененным финским названием Хяме. Это остается неясным, поскольку средневековые источники использовали названия далеко проживающих племён непоследовательно, зачастую вводящим в заблуждение. На востоке от Онежского озера по течению реки Емтца (фин.Jemtsajoki ) находился в средние века погост Емь, и в принципе не исключено, что некоторые военные походы против ями были направлена туда. Некоторые детали описанных военных походов всё-таки указывают на то, что ямь проживали западнее.

Впервые ямь упоминает Повесть временых лет в 1042, когда новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого совершил поход против ями. Если это действительно указывает на территорию нынешней Финляндии, а не на ямь с реки Емтца, то речь идёт о самом первом письменном упоминании, касающемся истории Финляндии. Повесть временых лет не упоминает среди союзников князя новгородцев, но в более ранней Первой новгородской летописи можно найти подтверждение того. Также Повесть временых лет сообщает о том, что ямь платила дань русам.

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «литва » расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Литава (Lietava, приток реки Вилия (лит. Нярис)).

Литва литъва ») упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называется и племя, и страна - территория Литовского государства. В западноевропейских письменных источниках название «литва » (Lituae ) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год.

Согласно словарю Фасмера, русское название «литва » восходит к древнерусскому «литъва ». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva » («Литва »).

Есть несколько этнонимов в Прибалтике, которые совпадают с этнонимами античного Средиземноморья. Часть Латвии встарь называли Курземе, что буквально означает земля куров (от народа курши /кори/корсь ); более известное название – Курляндия; с эти этнонимом перекликаются индийские куру, восточносибирское племя кури/курыкане, проживавшие возле Байкала, самодийский народ кураки, проживающий в Таймырской тундре. Есть ещё один вариант: Курши, К- уршам, около РУШЕЙ (руссов). То есть названия как первого племя, так и второго указывают на то, что данные племена жили "по соседству" с народом в имени которого отчетливо читается слог RU.

Нарова . Самоназвание и дало имя реке Нарве и одноименному городу.

Скифы.

Василий Абаев, вслед за Юрием Марром, возводил этноним skuta к*skul-ta , где*skul (*skol ) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России ». Но К. Т. Витчак и С. В. Кулланда бъясняют скифское самоназвание так: др.-греч.Σκόλοτοι <*skula-ta <*skuδa-ta <*skuda-ta (то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма*skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч.Σκύϑαι ). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов - оттого и ассир.Ašgūzai илиIšgūzai . К V веку до н. э. - времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход>*l .

Античные схолии к «Илиаде» упоминают следующую этимологию: :

Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них все эллинство... скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными (греч.απεσκυθισμενοι)».

Этноним угры является транскрипцией словаungor и переводится с тюркских языков в значении «десять племён».

Происхождение этнонима хорваты , в основном, объясняют примерно так. Агеева прямо пишет, что «происхождение этнонимахорваты ,по-видимому , иранское. В «Этимологическом словаре славянских языков» (1981,вып.8,стр.151) говорится о «полном этимологическом тождестве» названийхарваты и сарматы , которые возводятся к иранскому прилагательному *sarma(n)t/ *harva(n)t– «женский, изобилующий женщинами».

Известный археолог и этнограф Мария Гимбутас в своей книге «Славяне» упоминает точку зрения К.Мощиньского и предполагает, что «в ираноязычной среде сарматов славянское «serv»могло превратиться в «ksarv» и, если добавить к нему суффикс /at ,то получится слово, очень близкое кHrvat , как называется современный «хорват».

Уличи.

Древность первого варианта обосновывалась более ясной этимологией “от угла”, а также упоминанием ее в летописном фрагменте, описывающем переселение уличей с Нижнего Днепра в Днестровско-Бужскую область. Критики этой точки зрения исходили из того, что эпизод 940 г. помещен, в основном, только в позднейших летописях, которые во вводной части, когда упоминаются уличи, не содержат названия “угличи”. Ранние Лаврентьевская и Ипатьевская летописи ни во вводной части, ни в датированной этого варианта не содержат вообще. Первоначальность первого варианта получила признание у небольшого числа исследователей (Татищев 1963: 31-41, 210; Карамзин 1989: I, 267; Надеждин 1844: 243-253; Брун 1879: 101-106; Веселовский 1900: 20). В послереволюционной историографии она фактически не высказывалась. Единственная попытка заново ее доказать была предпринята О.Н.Трубачевым. При этом исследователь привлекал старое основание - наличие Днепровского “угла”, от которого и могло произойти, по его мнению, это название (Трубачев 1961: 187). То, что форма “угличи” произошла от “угла”, собственно, никто никогда и не оспаривал. Другое дело, первоначальная ли она. Исследование Г.А.Хабургаева, подвергнувшего критике точку зрения О.Н.Трубачева, подтвердило тезис, звучавший и в прошлой историографии, о том, что название “угличи” является позднейшей этимологизацией летописцев, пытающихся осмыслить “непонятное” этническое наименование в плане “народной этимологии” (Хабургаев 1979: 198-199).

Тиверцы.

Вероятно, производное от названия реки *Тивръ, которое могло бы восходить к ир. соответствию др.-инд. tivras "быстрый, резкий", Tivra – название реки (Фасмер).

Вятичи — союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко. Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.

Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи — многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее— Севера ) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) - главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.

Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне,помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Материал из энциклопедии "Святая Русь"

Определяя дулебов как одно из восточнославянских племенных объединений, современные ученые-слависты заявляют о невозможности точного определения места или мест их расселения из-за большой разбросанности их следов, зафиксированных на карте Центральной и Восточной Европы. Вместе с тем, Н.М.Карамзин в своей «Истории Государства Российского» прямо указывает на реку Буг, впадающем в Вислу, как на место их жительства и вкупе с именем дулебов упоминает бужан (чье наименование, понятно, происходит от гидронима «Буг»). Другой видный русский историк М.Т.Яблочков, рассматривая дулебов, бужан и волынян в одной связке, также указывал Буг местом их расселения, попутно называя их южных соседей - уличей (угличей) и тивирцев (тиверцев). К слову сказать, в настоящее время протяженность Буга (Западного Буга) составляет 772 км, а площадь его бассейна - 49,4 тыс. кв. км. На севере и северо-востоке бужане соседствовали с ятвягами и дреговичами, востоке их соседями были древляне, а на юго-востоке - поляне. Средневековые письменные источники фиксировали дулебов в Чехии, на Волыни и т. д. Данные археологических раскопок новейшего времени (остатки земледельческих поселений) говорят об их присутствии в т. ч. и на территории нынешней Львовской области Украины.
Согласно Начальной летописи, в конце VI - начале VII в. дулебы воевали с вторгшимися в их пределы аварами («обрами»), предводителем которых был Маджак, убитый в 593 г. Известно и об участии дулебов в легендарном походе Вещего Олега на Царьград в 907 г. в качестве его союзников («толковинов»). Во времена арабского историка и географа Абу-ль-Хасана Али ибн аль-Масуди (ок. 896 – 956) у дулебов (в изложении аль-Масуди племя «дулаба») уже были свои князья (один из них упоминается им как «царь»), что говорит о расслоении их общества и наличии предпосылок для создания собственного государства или уже существовавшем в то время раннефеодальном государстве дулебов.
Считается, что к X в. объединение дулебов распалось, а остатки этого объединения вошли в состав Киевской Руси под именем бужан и волынян. Однако под именем бужан, судя по всему, ранее существовало восточнославянское племя, составлявшее могущественный союз антов, распавшийся в 602 г. после аварского погрома, в результате которого обособился целый ряд племен, в т. ч. и бужане. Около 873 г., в то время когда в Киеве княжили Аскольд и Дир, о бужанах, в частности, писал Баварский аноним (также известен как Баварский географ и Восточнофранкская таблица племён), среди прочего сообщивший современникам о волынянах («велынянах») и существовании у них 70 городов.
В русской дореволюционной историографии между именами бужан и волынян ставился знак равенства в виде присоединительного союза «или». В советской историографии конца 70-х - середины 80-х гг. прошлого века «держава волынян» описывалась как союзница Византии в совместной борьбе с кочевниками, проникшими в конце VI и начале VII в. в степи Восточной Европы, на Дунай и в Среднюю Европу. Предполагалось и наличие в это время аналогичного политического образования в Среднем Приднепровье, связываемого с именами Кия, который «княжил в роде своем», Щека и Хорива и их сестры Лыбеди.
В настоящее время разницы между дулебами и волынянами вообще не делается.
В 981 г. великий князь киевский Владимир Святославич подчинил себе Перемышльскую и Червенскую земли волынян, и перенес административный центр из г. Червень во Владимир-Волынский, в котором посадил на княжение своего сына Всеволода. В X в. на землях, прежде принадлежавшим волынянам, возникло Владимиро-Волынское княжество. Как и в случае с именем северян, увековеченным в названии г. Новгород-Северского, имя волынян осталось в русской истории в названии г. Владимир-Волынский.

Седов В. В.

Восточные славяне VI –VIII вв. 1

Племена лесной зоны днепровского правобережья

В лесостепной части правобережной Украины, там, где известны поселения и могильники с керамикой пражско-корчакского типа, на их основе к VIII в. развивается культура, получившая в литературе название культуры типа Луки-Райковецкой - по одному из исследованных поселений в урочище Лука при с. Райки на р. Гнилопять в Житомирской обл. (Гончаров В. К., 1950, с. 11-13; 1963, с. 283-315).

Раскопки и разведывательные обследования памятников типа Луки-Райковецкой в Припятском Полесье и па Волыни производились в основном Ю. В. Кухаренко и И. П. Русановой. Им принадлежат сводные региональные работы по этим древностям (Кухаренко Ю. В., 1961; Русанова И. П., 1973).

Значительная часть поселений с керамикой типа Луки-Райковецкой имеет культурные отложения периода VI-VII вв. Поселения, возникшие в VIII- IX вв., но топографическим условиям не отличаются от более ранних. Располагаются они на коренных берегах малых и средних рек, недалеко от воды. Многие поселения типа Луки-Райковецкой занимают большую площадь но сравнению с более ранними, хотя некрупные селища встречаются по-прежнему. Несомненно, что средняя величина поселений VIII-IX вв. несколько возрастает, отмечается и заметный рост количества поселений.

Основным типом поселений оставались селища. В VIII в. кое-где появляются городища (Хотомель, Бабка, Хильчицы в Припятском Полесье). В IX в. строится уже большое число городищ (Городок на Тетереве, Малин на Ирше, Белгородка и Плесецкое на Ирпени, Райки на Гнилопяти, Городок на Ясельде и др.). Это были поселения торгово-ремесленного характера.

Одно из исследованных городищ - Хотомельское - устроено в западной части возвышенности, поднимающейся над поймой р. Горынь, и с трех сторон защищено болотистой низиной. Овальная площадка его размерами 40X30 м окружена земляным валом. С запада и востока городище имеет дополнительные дугообразные валы и рвы (табл. XXIII, 8). Раскопки городища проводил Ю. В. Кухаренко (Кухаренко Ю. В., 1957, с. 90-97; 1961, с. 7-11, 22-27).

Нижний горизонт культурного слоя содержит лепную керамику пражско-корчакского типа. В верхнем горизонте, характеризующемся керамикой типа Луки-Райковецкой, открыты остатки глинобитных печей наземных жилищ. Сами постройки не сохранились, поэтому их размеры, интерьер и конструктивные особенности остались неизвестными.

С юго-востока к городищу примыкало селище. Здесь раскопками открыты полуземляночные жилища. Их размеры от 3-4 до 6 м, глубина котлованов 0,2-0,5 м. В одном из углов жилищ находились глинобитые печи на деревянном каркасе.

Аналогичные полуземлянки с печами-каменками или глинобитными печами, расположенными в углу, характерны для поселений типа Луки-Райковецкой (табл. XXIII, 9, 11). Они совершенно тождественны углубленным жилищам более ранних поселений кор-чакского типа. Вместе с полуземлянками па поселениях типа Луки-Райковецкой строились и наземные жилища. Это были небольшие срубные дома размерами от 3,5X3 до 4,5X3,5 м (табл. XXIII, 10). Печи, как и в полуземлянках, занимали угол постройки. Более поздние поселения, в отличие от ранних, насыщены большим количеством хозяйственных построек, часты зерновые и хозяйственные ямы, различные в плане и по размерам. Остатки производственных сооружений открыты только на единичных поселениях.

При обследованиях и раскопках поселений собраны разнообразные материалы, характеризующие все стороны хозяйственной деятельности быта населения.

Особенно богатую коллекцию дали раскопки Хотомельского городища и селища. В число изделий из железа входят ножи, серпы, топоры, мотыги, наральники, чересло, кресала, удила, пряжки, наконечники стрел и копий и др. (табл. XXIV, 12-25, 27-29). Вещи из цветных металлов сравнительно редки - перстни, браслеты, подвески, височные кольца и т. п. (табл. XXIV, 4, 10). Семилучевое височное кольцо, украшенное ложной зернью, относится к ранним вариантам украшений этого типа и датируется IX- X вв. (Рыбаков Б. А., 1948, с. 110). Из поясных принадлежностей часты находки пряжек (табл. XXIV, 6-8, 11). Преобладают подковообразные пряжки с завернутыми концами. Изредка встречаются стеклянные и настовые бусы (табл. XXIV, 5). Все глиняные пряслица биконические (табл. XXIV, 26). В отличие от более ранних, они имеют отверстие небольшого диаметра.

Одним из характернейших признаков древностей типа Луки-Райковецкой служит керамика (табл. XXIII, 1-7). Какой-либо четкой грани между керамикой пражско-корчакской и типа Луки-Райковецкой не существует. Состав глиняного теста, обжиг, способ формовки сосудов и ассортимент форм остаются прежними. Развитие шло от сосудов слабопрофилированных с загнутым внутрь краем или с коротким прямым венчиком к сосудам более профилированным с отогнутым S-видным краем. Параллельно с развитием профилировки сосудов происходит изменение их пропорций - сосуды становятся более низкими и широкими. В отличие от пражско-корчакской, лишенной орнаментации керамики, посуда типа Луки-Райковецкой иногда украшена различными узорами - защипами или насечкой по венчику. На стенках сосудов встречается ямочный или неровный волнистый и линейный орнамент.

В IX в. появляются лепные сосуды с обточенным па гончарном круге верхом, а затем и сосуды, целиком выполненные на круге. Поздняя лепная керамика по форме сосудов, профилировке и орнаментации напоминает соответствующие виды гончарной посуды. Пути эволюции от керамики пражско-корчакского облика к посуде типа Луки-Райковецкой устанавливаются на многих памятниках. Наиболее обстоятельно они прослежены па Житомирщине (Русанова И. П., 1968, с. 576-581; 1973, с. 10-16).

В VIII-IX вв. количество курганных захоронений увеличивается, а бескурганных - уменьшается.

В IX-X вв. курганный обряд погребения, по-видимому, полностью вытесняет захоронения в грунтовых могильниках. В VIII-IX вв. по-прежнему господствует обряд трупосожжения. Только теперь курганы обычно содержат единичные трупосожжения, заметно возрастает процент безурновых захоронений. Остатки трупосожжений, как и в более раннее время, помещаются в верхних частях насыпей или в их основаниях. Вещевой материал при погребениях, как правило, отсутствует, а если и встречается, то в виде оплавленных кусков стекла и цветных металлов. Изредка попадаются железные ножи. Урны представлены горшками типа Луки-Райковецкой, а в курганах X в. уже встречается древнерусская гончарная керамика.

Глиняная посуда типа Луки-Райковецкой характерна только для части ареала культуры пражско-корчакской керамики. В других его частях развитие керамики шло иными путями. В это время на обширной славянской территории намечается значительная культурная дифференциация. В этом, по-видимому, нужно видеть дифференциацию славян (склавенов Иордана) на отдельные племена.

На территории распространения пражско-корчакской керамики памятники типа Луки-Райковецкой занимают полосу от среднего Днепра на востоке до верховьев Буга на западе и не обнаруживают каких-либо заметных локальных различий (карта 10).

Одним из древних племенных образований славянства были дулебы. В период составления Повести временных лет дулебов уже не существовало, летопись сообщает о них как о прежних жителях Волыни: «Дулебы живяху по Бугу, где ныне велыняне...» (ПВЛ, Т, с. 14). Другие источники X в. (Константин Багрянородный, анонимный географ Баварский) среди восточнославянских племен не называют дулебов. «Дулеба» Масуди (Гаркави А. Я., 1870, с. 136) скорее всего были подунайскими (чешскими) дулебами. Последний раз дулебы на страницах русских летописей упоминаются под 907 г. в рассказе о походе Олега на Царьград. Однако, по-видимому, прав С. М. Середонин, отметивший, что летописец упоминает здесь дулебов только потому, что в походе на Царьград должны были участвовать все известные ему племена (Середонин С. Л/., 1916, с. 134).

В русской летописи о дулебах говорится в связи с воспоминанием о тяжелом аварском иге. Дулебы подверглись нападению со стороны авар при византийском императоре Ираклии (610-641). Следовательно, племя дулебов уже в начале VII в. несомненно существовало.

Некоторые исследователи полагают, что летописный рассказ о насилиях авар (обров) относится не к волынским, а к паннонским дулебам (Kuczynski S. M., 1958, s. 226, 227; Королюк В. Д., 1963, с. 24-31). Однако это не отрицает древности волынских дулебов.

Имя дулебов восходит к праславянской поре (Грушевский М. С., 1911, с. 248). Этот этноним имеет западногерманское происхождение (Фасмер М., 1964, с. 551; Трубачев О. Я., 1974, с. 52, 53). Несомненно, что дулебы составляли какую-то часть раннесредне-вековой славянской группировки, характеризуемой пражско-корчакской керамикой. Наряду с ними в ее составе были и другие праславянские племена, названия которых до нас не дошли. Западногерманское происхождение этнонима дулебы позволяет допустить, что это праславянское племя сложилось еще в римский период где-то по соседству с западногерманским населением (Седов В. В., 1979, с. 131-133). Средневековые письменные источники фиксируют дулебов на Волыни, в Чехии, па среднем Дунае между озером Балатон и рекой Мурсой и в Хорутании на верхней Драве (Niederle L., 1910, s. 369, 370). Разбросанность этнонимов отражает миграцию дулебов из одного региона в разных направлениях.

Принимая буквально сообщение летописи о том, что дулебы жили по Бугу, там, где в летописное время расселялись волыняне, некоторые исследователи полагали, что дулебами называлось то же самое восточнославянское племя, которое позже стало называться бужанами или волынянами. Они допускали, что на Волыни происходила последовательная смена племенных названий: дулебы - бужане - волыняне (Барсов Н. П., 1885, с. 101, 102; Андрияшев А. М., 1887, с. 7; Каретников С., 1905, с. 21, 22). Другие исследователи считали, что более древнее племенное образование восточных славян - дулебы - положило начало двум летописным племенам - волынянам и бужанам (Нидерле Л., 1956, с. 155, 156; Грушевський М. С., 1904, с. 181; Середонин С. М., 1916, с. 135). Особняком стоит гипотеза А. А. Шахматова, согласно которой на Волыни происходила не смена племенных названий, а переселение племен. Первым славянским племенем здесь были дулебы, которые ушли отсюда, и их место заняли бужане, в свою очередь впоследствии вытесненные волынянами (Шахматов А. Л., 1919а, с. 25).

Карта 10. Памятники VIII-X вв. правобережной части Среднего Поднепровья:

а - селища; б - городища; в - курганные могильники; г - грунтовые могильники; д - лесные и болотистые пространства; е - курганы с глиняными площадками под трупосожжениями; ж - городища роменской культуры; з - граница лесной и лесостепной зон; и - солонцеватые почвы 1 - Подгорцы; 2 - Ромош; 3 - Радость; 4 - Скорбичи; 5 - Головно; 6 - Затурцы; 7 - Перевалы; 8 - Миляновичи; 9 - Шепель; 10 - Бабка; 11 - Заславль; 12 - Курганы; 13 - Колесники; 14 - Пересоппица; 15 - Городок; 16 - Мирополь-Ульха; 17 - Суемцы; 18 - Большие Горбаши; 19 - Гульск; 20 - Хотомоль; 21 - Хильчицы; 22 - Рычево; 23 - Семурадцы; 24 - Огородники; 25 - Нежаровские Хутора; 26 - Андреевичи; 27 - Зубковичи; 28 - Стригаловская Слобода; 29 - Борисковичи; 30 - Автюцевичи; 31 - Речица; 32 - Коростень; 33 - Межирички; 34 - Лозница; 35 - Селец; 36 - Малый Шумск; 37 - Буки; 38 - Корчак; 39 - Тетеревка; 40 - Шумск; 41 - Райки; 42 - Ковали; 43 - Рудня Боровая; 44 - Малин; 45 - Быково; 46 - Вышгород; 47 - Киев (Андреевская гора и Замковая гора); 48 - Киевский некрополь; 49 - Совки; 50 - Ходосово; 51 - Мархалевка; 52 - Китаев; 53 - Халепье; 54 - Сквирка; 55 - Карапыши; 56 - Красный Берег; 57 - Большая Ольса; 58 - Волосовичи; 59 - Любоничи; 60 - Гориводы; 61 - Казазаевка; 62 - Степановна; 63 - Леваши; 64 - Холмечь; 65 - Мохов; 66 - Сенское; 67 - Пашковичи; 68 - Малейки; 69 - Любеч; 70 - Пересаж; 71 - Сибереж; 72 - Мохнати; 73 - Голубовка; 74 -Галков; 75 -Табаевка; 76 - Белоус Новый; 77 - Моровск; 78 - Коропье; 79 - Шестовицы; 80 - Седнев; 81 - Чернигов (урочище Еловщина); 82- Гущино; 83 - Чернигов

Археологические памятники дулебов нужно искать на Волыни среди древностей VII-VIII вв. Летопись сообщает, что дулебы жили по Бугу, но это вовсе не значит, что территория их расселения ограничивалась исключительно бассейном этой реки. Ведь речь идет о расселении племени, которого уже не существовало в период русского летописания. Даже для племен, этнографически четко выделяемых по курганным древностям XI-XII вв., летопись не дает отчетливых ареалов, а только указывает один из ориентиров.

Представляется очевидным, что памятниками дулебов являются поселения и могильники с керамикой типа Луки-Райковецкой и более ранние, характеризуемые пражско-корчакской керамикой. Однако керамика пражско-корчакского типа не может служить племенным признаком дулебов. Она имеет широкое распространение и, как отмечалось выше, связывается со склавенами Иордана. Дулебы же были какой-то частью склавенов-славян. Летописными дулебами, по всей вероятности, была та часть носителей культуры пражско-корчакского типа, которая расселилась на Волыни и в правобережной части Среднего Поднепровья. Специфически дулебской, нужно полагать, была культура типа Луки-Райковецкой, но только внутри ареала пражско-корчакской керамики. Носители культуры типа Луки-Райковецкой на территории прежнего распространения пражско-пеньковской керамики этнографически отличались от дулебов.

Таким образом, летописные дулебы - древнее племенное образование славян, не дожившее до времени сложения древнерусского государства. Культурное единство выделяемого дулебского региона подчеркивается однородностью более поздних курганных материалов.

На этой территории летопись локализует бужан (волынян), древлян, полян и отчасти дреговичей. Уже А. А. Спицын в работе, положившей начало археологическому изучению восточнославянских племен, отметил, что курганы IX-XII вв. племен юго-западной группы (к этой группе он причислял древлян, волынян, полян и дреговичей) и по обряду погребения, и по вещевому инвентарю представляют полное единство (Спицын А. А., 1899в, с. 326, 327).

Однородность курганных древностей юго-западной группы восточного славянства подчеркивал и Е. И. Тимофеев (Тимофеев Е. И., 19(51 я, с. 56). Действительно, различия, например, между древлянскими и волынянскими или между волынянскими и дреговичскими курганными древностями ничуть не больше, даже меньше, чем между курганными материалами смоленских кривичей и полочан, являвшихся ветвью тех же кривичей.

Этнографические особенности одежды волынян, древлян, полян и дреговичей, бесспорно, общие. Для всех этих племен характерны простота и скромность одежды, отсутствие нагрудных привесок, шейных гривн, малочисленность браслетов и распространение однотипных украшений - перстнеобразных височных колец и перстней общеславянских типов. Только крупнозерненые металлические бусы в составе шейных ожерелий выделяют дреговичей среди прочих племен юго-западной группы.

Имеется один весьма характерный признак, наиболее ярко подчеркивающий этническую близость летописных племен юго-западной группы. Наряду с пер-стнеобразными височными кольцами обычного общеславянского типа в курганах X-XII вв. летописных волынян, древлян, дреговичей и полян получили распространение своеобразные височные кольца, называемые перстнеобразными полутораоборотными. Это сравнительно небольшие проволочные кольца, концы которых на пол-оборота и более заходят на кольцо, так что получается полутораоборотная спираль. Такие височные кольца не встречаются на территории расселения северных восточнославянских племен, не характерны они и для курганов вятичей и днепровского левобережья. Ареал их почти исключительно ограничен областью расселения племен юго-западной ветви восточного славянства (Седов В. В., 1962б, с, 197, 198).

Если каждое из восточнославянских племен лесной зоны - кривичи, словене новгородские, вятичи, радимичи, а также северяне - характеризуется своеобразными височными кольцами как этнически определяющими украшениями, то на юго-западе восточнославянского ареала целая группа племен (волыняне, древляне, поляне и дреговичи) имела однотипные височные украшения.

Однообразие курганных древностей юго-западной группы восточнославянских племен X-XII вв. находит объяснение в единстве культуры этой территории в VIII-IX вв. Очевидно, древности волынян, древлян, полян и дреговичей X-XII вв. имеют в основе единую культуру типа Луки-Райковецкой.

Начало сложения отдельных славянских племен на исследуемой территории относится, по-видимому, к VIII-IX вв. Как показывает карта 10, поселения и могильники образуют здесь несколько более или ме-яее крупных гнезд, разделенных лесными и болотистыми пространствами. Выделяется несколько районов концентрации памятников VIII-IX вв., из которых для рассматриваемой здесь группы представляют интерес четыре: 1) верховья Буга, Стыри и Горыни; 2) бассейны Тетерева и Ужа; 3) среднее течение Припяти (в окрестностях Турова); 4) киевское поречье Днепра с Ирпенью и нижней Десной.

Если сопоставить эти районы с ареалами летописных племен, как они обрисовываются по курганным материалам X-XII вв., то окажется, что они в общих чертах соответствуют племенным территориям. Так, первый район совпадает с областью волынян. Скопление памятников в верховьях рек Уж и Тетерев соответствует местоположению древлян. Группа памят-

ников VI -IX вв., которые сосредоточены в той части Припятского Полесья, где был основан племенной центр дреговичей - Туров, видимо, связана с дреговичами. От других групп аналогичных памятников припятская группа отделена значительными болотистыми пространствами, которые и позднее, в XI- XII вв., были разделительной полосой между областью дреговичей и древлянской землей. С полянами связывается четвертая группа памятников, расположенная в Киевском Поднепровье.

Таким образом, пужно полагать, что уже в VIII- IX вв. в результате гнездообразного расселения образовались отдельные территориальные группы славян - носителей культуры типа Луки-Райковецкой. Территориальная изолированность этих групп со временем привела к их некоторому этнографическому обособлению. Этнонимы большинства племен юго-западной группы, названных в русских летописях, получены от названий местностей, где они обитали: «...разидошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на которомъ месте» (ПВЛ, I, с. 11). Летопись отмечает только, что дулебы обитали там, где живут (в летописное время) волыняне. Это объясняется, видимо, тем, что к XI-XII вв. память о дулебах сохранилась лишь в области расселения волынян, точно так же, как название большой этнической группы восточных славян - кривичи - сохранилось только в Смоленской земле. В Полоцкой земле кривичи в летописное время назывались полочанами.

Таким образом, древляне, волыняне, поляне и дреговичи в третьей четверти 1 тысячелетия н. э. составляли одну племенную группу славянства - дулебов, поэтому в X-XII вв. они имели и одинаковые височные кольца, и однотипные прочие украшения (табл. XXV; XXVIII).

Предположение, что древнее племенное образование славян, занимавших Волынь и правобережную часть Среднего Поднепровья, называлось дулебами, находит подтверждение в топопимическом материале. Топонимы, производные от племенного названия дулебы, распространены не только на территории летописных волынян, но значительно шире. Они известны в бассейне верхнего течения Буга и верховьях Днестра, на всем пространстве правобережной части Припятского бассейна, в бассейне Ужа и под Киевом. Нанесение этих топонимов на карту наглядно показывает, что все они находятся в пределах ареала керамики типа Луки-Райковецкой, там, где образовались волыняне, древляне, поляне и дреговичи (Седов В. В., 19626, с. 202, рис. 3). Исключением можно считать д. Дулебно в б. Бобруйском уезде, д. Дулебы в б. Червенском уезде и реки Дулеба и Дулебка в бассейне нижней Свислочи. Но этот район Белоруссии был заселен дреговичами - одним из юго-западных племен восточного славянства, почему присутствие здесь подобных названий вполне объяснимо.

В связи с решением вопроса о дулебах как о племенной группе VI-VII вв., из которой позднее образовались волыняне, древляне, поляне и дреговичи, стоит вспомнить сведения, содержащиеся в сочинении арабского хрониста середины X в. Масуди. Он сообщает, что одно из славянских племен, называемое «валинана» (волыняне), в древности господствовало над другими племенами, но потом между племенами, входившими в этот союз, пошли раздоры, союз распался, племена разделились, и каждое племя стало выбирать себе предводителя (Гаркави А. Я., 1870, с. 135-138). В. О. Ключевский отождествлял этот союз славянских племен, во главе которого стояли волыняне, с дулебским племенным образованием, известным по русской летописи (Ключевский В. О., 1956, с. 109, 110), с чем согласились и некоторые другие исследователи. В частности, такой точки зрения придерживался Л. Нидерле (Нидерле Л., 1956, с. 155, 156).

Это мнение встретило возражения: во-первых, «валинана» Масуди читается различными исследователями по-разному, и некоторые из этих чтений далеки от этнонима волынян (Иванов П. Л., 1895, с. 32, 33); во-вторых, после описания славянского союза племен под главенством «валинана» Масуди говорит о прибалтийско-полабских племенах, соседящих с польскими волынянами, что позволяет сомневаться в отнесении «валинана» к славянам Волыни (Рыбаков Б. А., 1959, с. 240). Действительно, среди названных Масуди славянских племен преобладают при-балтийско-полабские, но вместе с тем среди славянских племен названы хорваты и дулебы. Ни те, ни другие никогда не были соседями западных (польских) волынян, а наоборот, жили поблизости от восточнославянских волынян. Относительно разночтений названий племени «валинана» Масуди следует заметить, что большинство специалистов склонны читать именно так. Сомневаться в славянской принадлежности племени, названного Масуди, оснований нет. Мы не знаем какого-либо иного славянского этнонима, близкого к тем разночтениям «валинана» Масуди, которые предлагаются некоторыми исследователями. Вероятно, остается только признать правильность чтения названия племени «валинана».

Рассмотренные выше археологические материалы как будто подкрепляют точку зрения Л. Нидерле, В. О. Ключевского и других исследователей.

Волыняне

Волыняне - племенная группировка восточного славянства, имевшая второе название - бужане. Летопись связывает ее с Бугом: «Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: ...бужане, зане седоша по Бугу, послеже же велыняне» (ПВЛ, I, с. 13), и далее: «Дулеби живяху по Бугу, где ныне велыняне» (ПВЛ, I, с. 14). Из этих сообщений летописца следует, что та часть дулебов, которая обитала в бассейне Буга, первоначально называлась бужанами, а позднее это племенное название сменилось новым - волыняне. Так называемый Баварский географ, записи которого относятся к 873 г., приводит этноним busani (бужане) - значит, название волыняне появилось уже после IX столетия.

Этимология этнонимов бужане и волыняне прозрачна. Название бужане происходит от гидронима Буг (подобно волжане - от Волги). Имя волыняне исследователи выводят от города Велынь (Волынь), откуда и историческая Волынь (Фасмер М., 1964, с. 347). Подобные топонимы известны и в других славянских землях: польский Wolyn, несколько названий Volyne в Чехословакии. Древний город Волынь на Буге (современное городище Замчиско в Грудке Надбужском) обследован археологами. Его детинец овальной формы (размеры 80X70 м) расположен на мысе, образованном Бугом и его притоком Гучвой. До 20-х годов XX в. были видны валы окольного города. Возникновение поселения на этом месте относится к VIII-IX вв., но существующие ныне валы были сооружены в XI в. (Рорре А., 1958, s. 235 - 269).

Краткость летописных известий о территории волынян вызвала расхождения в определении ее границ. Историки XIX в. отождествляли население Волынской земли XII в. с волынянами и на этом основании обрисовывали их ареал согласно границам Волынского княжества (Андрияшев А. М., 1887; Иванов П. А., 1895). Однако исследователи сознавали, что политико-административные территории могли в ряде мест более или менее значительно расходиться с племенными. Поэтому для реконструкции племенных ареалов еще в конце XIX в. стали привлекать курганные материалы.

Основные курганные раскопки в земле волынян были произведены во второй половине прошлого столетия. Уже в 50-х годах XIX в. раскопками волынских курганов (Басов Кут, Глинск, Красне, Пересопница) занимались Н. Веселовский и Я. Волошинский (Антонович В.Б .,1901а,с.39, 41,42,75). К 60-70-м годам относятся исследования курганов в Великом и Глинске на территории Ровенской обл. (Антонович В. Б ., 1901а, с. 39, 75). В 1876-1882 гг. в районах Волыни, граничащих с Поднестровьем, проводил раскопки А. Киркор (ZWAK, 1878, s. 9, 10; 1879, s. 23-32; 1882, s. 26; Janusz В., 1918, s. 129, 130, 227-237, 248, 249). Менее крупные исследования тех же лет принадлежат И. Коперницкому, В. Пшибиславскому, А. Шнайдеру, В. Деметрикевичу и другим (ZWAK, 1878, s. 19-72; 1879, с. 70, 73; Janusz В., 1918, s. 94, 248, 249).

В 1895-1898 гг. Е. Н. Мельник раскопала около 250 насыпей, расположенных в 23 могильниках, - Ворохов, Вишков, Горка Полонка, Городище, Крупа, Лыща, Луцк, Поддубцы, Ставок, Теремно, Усичи, Басов Кут, Белев, Вычевка, Колоденка, Корнино, Новоселки, Пересопница, Старый Жуков (Мельник Е. Я., 1901, с. 479-510). Работы Е. Н. Мельник охватили значительные пространства Волыни и были выполнены на высоком уровне. Поэтому они остаются важнейшими в изучении волынян. В 1897-1900 гг. волынские курганы исследовал Ф. Р. Штейнгель, раскопавший более 40 насыпей в девяти могильниках (Белев, Великий Стыдынь, Городец, Грабов, Корост, Карпиловка, Рогачев, Стыдынка, Теклевка) в современной Ровенской обл. (Штейнгелъ Ф. Р., 1904, с. 136-182). К 90-м годам относятся также раскопки В. Б. Антоновича, Г. Волянского, М. Ф. Беляшевского и И. Житинского в Велико, Вербени, Красне, Устилуге (Антонович В. Б., 1901а, с. 66, 72; 19016, с. 134-140).

Первая попытка выделить особенности курганов волынян принадлежит В. Б. Антоновичу (Антонович В. Б., 1901а, с. 38). Она оказалась неудачной, хотя применяемые исследователем термины «курганы волынского типа» и «курганы древлянского типа» укоренились в археологической литера

туре. К курганам волынян В. Б. Антонович отнес все славянские погребальные насыпи, расположенные западнее Горыни. Таким обрааом, в основе его классификации лежит географический признак. По характеристике В. Б. Антоновича, волынянские курганы - небольшие насыпи с трупоположениями или на горизонте или в грунтовых ямах, или выше основания, иногда в прямоугольных срубах. Однако эти признаки не могут быть племенными, так как характерны и для курганов других восточнославянских племен.

Карта 11. Курганы волынян

а - могильники, включающие курганы с трупосожжениями; б - курганные могильники исключительно с трупоположе-ниями; в - курганы с характерными древлянскими особенностями; г - могильники с дреговичскими бусами; д - могильники с каменными курганами; е - могильники с подплитовыми захоронениями; ж - болотистые пространства; з - лесные массивы.

1 - Головно; 2 - Миляновичи; 3 - Перевалы; 4 - Дулибы; 5 - Устилуг; 6 - Новоселки; 7 - Зимно; 8 - Могилыю; 9 - Большой Поворск; 10 - Городок; 11 - Любча; 12 - Горка Колонка; 13- Городище; /4 - Городок Луцкий; 15 -Усичи; 16 - Усичи-Чеховщина; 17 - Шепель; 18 - Рыкани; 19 - Вечелок; 20 - Боремля; 21 - Красне; 22 - Лыща; 23 - Теремно; 24 - Поддубцы; 25 - Крупа; 26 - Ставок; 27 - Городец; 28 - Корост; 29 - Немовичи; 30 - Стыдынь; 31 - Берестяно; 32 - Грабов; 33 - Рогачев; 34 - Белев; 35 - Городок; 36 - Старый Жуков; 37 - Стыдынка; 38 - Карпиловка: 39 - Басов Кут; 40 - Здолбунов; 41 - Корнино; 42 - Колоденка; 43 - Каменнополь; 44 - Высоцкое; 45 - Заболотцы; 46 - Луговое; 47 - Подгорцы; 48 - Новоселки Львовские; 49 - Тараж; 50 - Бухнев; 51 - Шпиколосы; 52 - Бодаки; 53 - Бряков; 54 - Сураж; 55 - Изяславль; 56 - Великий Глубочек; 57 - Збараж; 58 - Чолганщина; 59 ~ Застенка; 60 - Осиповцы; 61 - Семенов; 62 - Палашевка; 63 - Жниброды; 64 - Гусятин/

К началу XX в. курганы на Волыни в большинстве оказались уже распаханными или раскопанными, поэтому их исследования первой половины XX в. менее значительны. В 1909 и 1912 гг. раскопки курганов (Зеленый Гай и Палашенка) производил К. Гадачек (Janusz В., 1918,3.100, 101, 272-274). В 20-30-х годах их исследованиями занимались И. Савицкая (Карпиловка), Н. Островский (Листвин), Т. Сулимирский (Зеленый Гай) и другие (Sawicka /., 1928, s. 205, 247, 287; Sulimirski Т., 1937, а. 226). Более значительные раскопки (Берестяно, Городок, Перевалы, Поддубцы, Устье) принадлежат польскому археологу Я. Фицке }