Введенское немецкое кладбище могила с кампиони. Короткая прогулка по введенскому кладбищу

  • 29.06.2019

Старинные московские кладбища - практически музеи под открытым небом. Здесь регулярно проводят экскурсии. По могилам знаменитостей можно изучать историю. А к некоторым захоронениям специально приходят загадать желания. Портал Москва 24 изучил все таинственные легенды и выбрал десять самых интересных.

1. Александр Абдулов (29.05.1953 - 3.01.2008), Ваганьковское кладбище Надгробный памятник актеру вдвое выше роста среднего человека. Напоминает айсберг. На вершине, рядом с православным крестом, портрет Абдулова с кинопроб на роль Ланцелота в фильме «Убить дракона».

По одной из легенд, если посмотреть прямо в глаза артисту, то вы потеряете ориентацию в пространстве и окажетесь в той части кладбища, в которую не планировали заходить. Но сделать это непросто, потому что портрет висит высоко, а взгляд артиста направлен в сторону.

Существует история, якобы на девятый день над могилой Абдулова заметили столб зеленоватого дыма, который поднимался к небу. Верующие стали говорить, что душа покинула тело.

Люди скептически настроенные, объясняли произошедшее по-другому. В этот день была пасмурная погода. Редкий луч пробил тучи и дал такой оптический эффект.

2. Люсьен Оливье (45 лет. Скончался 14 ноября 1883 года), Введенское кладбище На Введенском кладбище покоится француз Люсьен Оливье. Тот самый, автор знаменитого салата. В 2009 году на кладбище проводили ревизию, выясняли по спискам, что, где захоронено. И нашли его могилу. До этого надгробие Люсьена просто валялось на земле. Здесь до сих пор на дорожках попадаются валяющиеся надгробия.

Оливье был успешным шеф-поваром в московском ресторане «Эримтаж». Его салат пользовался успехом, но рецепт он держал в секрете. Поэтому сохранился лишь приблизительный вариант рецепта со слов гурмана. Сам Оливье его никогда не писал.

В наши дни к могиле Люсьена Оливье началось паломничество. Приходят люди, которые мечтают найти работу в ресторане или кафе, или продвинуться по карьерной лестнице в ресторанном бизнесе.

Автор проекта «Иди и смотри необычную Москву» Наталья Леонова рассказывает: «Был комический случай. Я не поверила бы, если своими глазами не увидела. Перед Новым годом провожу экскурсию, и возле могилы Оливье встречаем женщин с мешками продуктов. Я спросила: „Вы чего, еду освящаете?“ Они засмущались и говорят: „А что, Новый год скоро же. Будем салат делать“.

3. Сонька „Золотая ручка“ (1846 - 1902), Ваганьковское кладбище Преступники тоже становились символами эпохи. На Ваганьково есть могила, приписываемая удачной воровке на доверии Софье Блювштейн по прозвищу Сонька „Золотая ручка“. Эта могила до сих пор остается местом поклонения мелких уличных преступников и мошенников. Они приходят, пишут пожелания: „Сонька, помоги фартом“, оставляют деньги и цветы.

Ее кражи были настоящими авантюрами, воровка вживалась в роли как актриса. В конце концов ее поймали и отправили на каторгу. В 1890-м году ее посетил Чехов, который совершал поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Писатель интересовался судьбой незаурядных людей, в том числе и преступников.

»На каторге писатель не узнал ее. На фотографии ему показывали молодую, красивую, обаятельную девушку. А привели ссохшуюся, сгорбленную женщину с очерствевшими руками. Ее состарил тяжелый каторжный труд", - рассказывает гид проекта «Иди и смотри необычную Москву» Владимир Ващенко. - Однако это породило легенду, что она в очередной раз улизнула от полиции. На самом деле Сонька умерла на Сахалине, где ее и похоронили".

В Москве же на могиле стоит памятник девушке, жившей еще в 18 веке. Она покончила с собой из-за несчастной любви.

4. Мария Волконская, Введенское кладбище Есть на Введенском кладбище часовня, по поверию, если на одной из ее стен написать желание, оно обязательно исполнится. В 90-е здесь началось настоящее паломничество. Люди прознали, что на Введенском кладбище похоронены дореволюционные олигархи.

Стали приходить и писать на стене материальные просьбы. Кто в отпуск слетать, кто замуж удачно выйти. По поводы работы или чтобы любимый пить бросил - много еще чего.

5. Сергей Есенин (21.09.1895 - 28.12.1925), Ваганьковское кладбище Одни из самых трудных дней для экскурсовода по Ваганьковскому кладбищу - это годовщина смерти Высоцкого и день рождения Есенина. Поклонники обоих в большом количестве посещают могилы своих кумиров.

Несмотря на это, у могилы Есенина регулярно проходят поэтические вечера, в которых участвуют даже иностранные поклонники. Стихотворение «Я последний поэт деревни» на китайском из уст филолога Кун Син Син звучит, как военная присяга.

6. Доктор Овер (18.09.1804 - 23.12.1864), Введенское кладбище В глубине Введенского кладбища скрывается склеп знаменитого в XIX веке доктора Александра Овера . Есть примета, что он помогает страдающим от заболеваний. Считается, что для этого достаточно просто сказать: «Доктор Овер» возле его часовни, и он должен помочь. На могилу врача до сих пор приносят свечки.

В свое время доктор возглавлял комиссию лечения Николая Васильевича Гоголя . У писателя случилась ужасающая агония после смерти близкой подруги - Екатерины Хомяковой.

"К сожалению, доктор Овер на заседаниях комиссии не смог настоять на своем мнении, - говорит Наталья Леонова. - Большинство членов комиссии приняли мнение доктора Клименкова, который буквально загубил Гоголя поливанием холодной водой в горячей ванной. А Овер предполагал необычное психическое состояние у Гоголя внутренней болезнью желудка".

7. Вячеслав Иваньков по прозвищу «Япончик» (02.01.1940 - 09.10.2009), Ваганьковское кладбище По жизни криминального авторитета «Япончика» можно изучать лихие 90-е в России. Вора в законе застрелили на выходе из ресторана «Тайский слон» на севере Москвы.

Когда его хоронили, кладбище было закрыто на сутки для всех посторонних посетителей. Всего же проститься с лидером криминального клан пришли около 500 человек.

"Скульптура типичная для людей такого образа жизни. Подчеркнуть величие. Он как бы сидит на табуретке, а на самом деле на троне. Взирает на нас властным взором, сверху вниз", - поясняет гид.

8. Филипп Депре (12.05.1789 - 12.08.1858), Введенское кладбище Самое необычное надгробие с точки зрения расшифровки на Введенском кладбище посвящено известному в 19 веке виноторговцу Филиппу Депре.

Считается, что оно само по себе является порталом для воскрешения мертвых. Надгробие украшено шестиконечными звездами - анемонами - одновременно с латинским равноконечным крестом.

Депре прославился торговлей вином в Москве. Постоянным его клиентом был Николай Гоголь, который имел там даже свой кредит. Как писала очевидец: «Были деньги, Гоголь платил, не было денег - Депре ждал».

9. Семейство фабрикантов Кнопов, Введенское кладбище Дореволюционный олигарх Людвиг Кноп построил на Введенском кладбище «храм». Он сохранился до наших дней и нуждается в реставрации. Но его изначально возвели в руинированном виде.

Перед храмом стояла бронзовая фигура Иисуса , который рукой указывал вниз на фигуру юродивого. «До революции тоже любили фотографироваться на кладбище, не только сегодняшние готы, - рассказывает Наталья Леонова. - И женщины очень не хотели, чтобы фигура юродивого попала в кадр. На одном из снимков дама даже присела, чтобы прикрыть юродивого».

В советские годы, когда закрывались церкви, к этому Иисусу пошло паломничество. Скульптуре приписывали чудодейственные свойства. Считалось, если слить водицы с руки Иисуса, то вода исцелит. Даже матушка Матрона в 1943 году посылала за водой на кладбище свою помощницу.

Это место еще называют вампиркой, потому что кладбище в 1990-е годы облюбовали сатанисты. Долгое время некрополь не охранялся и сюда заходили днем, вечером, ночью. На месте захоронения совершали ритуальные убийства кошек, собак, не говоря уже о всевозможных рисунках на храме.

10. Софи Пло (1859 - 1905) и Леон Пло (1853 - 1905), Введенское кладбище Музыкальная легенда витает вокруг могилы супругов Софи и Леона Пло. Часов в пять - семь вечера здесь можно услышать необычную скрипучую мелодию. Местные бабушки утверждают, что это дух некоего музыканта, который выходит после закрытия кладбища и играет на скрипке.

На самом деле недалеко от кладбища есть железнодорожная станция «Сортировочная», где в этот момент начинают сортировать составы. А также одно из зданий ФСБ , где стоят часы, которые каждый раз играют мелодию. Именно перекличка этих звуков дает такую необычную мелодию. Хотя..

История Введенского некрополя

Находится в Юго-Восточном округе Москвы, в районе Лефортово . Общая площадь погоста - 20 га . Согласно историческим источникам, некрополь был образован в 1771 г., в то же самое время, что и . Введенское кладбище иногда называют Немецким , а связано это с тем, что на погосте изначально хоронили католиков и лютеран, то есть иноверцев. Такое название также связано с тем, что погост был основан рядом с Немецкой слободой.

Могилы знаменитостей и воинские захоронения на Введенском кладбище

Свой вечный покой на Введенском кладбище обрели и более 50 Героев Советского Союза и почти 30 Героев Социалистического Труда. Здесь также похоронены неизвестные , павшие в боях Великой Отечественной войны. Рядом с братскими могилами на кладбище установлен гранитный обелиск .

На некрополе также воздвигнуты два мемориала в память о французских воинах, погибших на фронтах войны в 1941-1945 гг. На Введенском кладбище сохранилась и братская могила, в которой были захоронены немецкие солдаты, участвовавшие еще в Первой мировой войне.

Схема Введенского кладбища

Часовня Введенского кладбища

В 1911 г. на территории Введенского погоста была возведена часовня , где поминальные службы могли проводить представители разных конфессий. Храм существует и сегодня.

Экскурсия по Введенскому кладбищу

Сегодня на Введенском кладбище возможно провести следующие виды захоронений: погребение урной в землю , в саркофаг и в открытый колумбарий . для его установки на Введенском кладбище можно заказать через тендер среди мастерских Москвы.

Адрес, как доехать, часы работы

Как добраться : на автобусе № 346м, на трамваях № 32, 43 и 46. Остановка - «Введенское кладбище».

Это место известно как Иноверческое, Введенское, Немецкое кладбище. Расположено оно в центре Москвы около Яузы. На территории находится 14 часовен и 2 лютеранских церкви. По периметру огорожено кирпичной стеной, построенной в 19 веке. Об этом старинном некрополе мы и расскажем в нашей статье.

История возникновения

Для появления погостов существует вполне понятная причина, которая не нуждается в объяснении. Но Введенское кладбище (Москва) имеет свою давнюю историю, связанную с далеким прошлым нашей страны. Изначально оно называлось Немецким. Дело в том, что в 16 веке Иван Грозный вел войну за выход к Балтийскому морю, в ходе которой было взято множество пленных. Их поселили в Москве. Но все-таки царь опасался, что иноверцы окажут негативное влияние на подданных России. Поэтому им отвели для жительства отдельный участок на берегу реки Яузы. Раньше тех, кто говорил на нерусском языке, называли «немцы». Подразумевалось, что они говорят на непонятном, немом языке.

Отдельное место

Отсюда и произошло название Немецкая слобода, то есть место, где жили чужестранцы. Однако она была уничтожена. И все же, когда в 17 веке царь Алексей Михайлович приказал выселить всех иностранцев из Москвы, слобода снова возродилась. В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы. Иностранцев было решено хоронить за пределами города около села Введенского. Так и образовался этот погост. Его стали называть Введенское кладбище. После того как чума отступила, на нем продолжали хоронить иностранцев иной веры: англиканцев, лютеран, католиков. Не важно было, жили ли они в Москве или только скончались здесь.

Кто покоится на Введенском кладбище

В настоящее время не все похороненные на Введенском кладбище иностранцы. Со временем здесь стало престижно находить последнее упокоение. Чем привлекает Введенское кладбище? Могилы знаменитостей - вот что хотят увидеть те, кто приходит сюда на экскурсию. А ведь их с 18 века на этом месте образовалось очень много. На Введенском кладбище захоронены военные деятели, артисты, художники, музыканты, политики, ученые, священники и представители других славных профессий. Кроме того, сюда приходят ради того, что познакомиться со старинной архитектурой. Кладбище Введенское занимает территорию в 20 Га, на которой расположены многочисленные памятники, часовни, надгробные плиты, распятия. Многие их них представляют историческую ценность.

Введенское кладбище. Адрес

Любители подобных мест обязательно должны посетить его. Кладбище находится в Юго-Восточном округе Москвы в районе Лефортово. Зарегистрировано на улице Наличной, д.1. Чтобы добраться до него самостоятельно, нужно спуститься в метро. Можно доехать до станции «Семеновская», а уже от нее, выйдя на улицу, сесть на трамвай № 43 или № 46. На этом виде транспорта проехать четыре остановки и выйти на остановке «кладбище Введенское». Если вы вышли на станции «Авиамоторная», то сядьте на трамвай № 32, № 43, № 46. Вам надо доехать до кинотеатра «Спутник». Это всего три остановки. Там выходите на улицу и идите в сторону кинотеатра, но, не доходя до него, поверните направо и идите до самого кладбища.

Часы работы

Кладбище Введенское до сих пор функционирует. На нем производят захоронения, но только в колумбарий или около могил родственников. Однако выдающихся деятелей культуры и общества хоронят безо всяких условий. Кладбище имеет свои часы работы. В другое время на его территории находиться нельзя. В летний период, который начинается в мае и заканчивается в сентябре, погост открыт с 9 до 19 часов. В осенний - с октября по апрель - туда можно прийти с 9 до 17 часов.

Павшие воины

Какие еще там есть интересные захоронения? Введенское кладбище известно тем, что на нем находили последний приют погибшие во время военных действий солдаты противника. Интересен монумент на братской могиле французов, погибших в 1812 году. Это четырехугольная каменная стела, стоящая на постаменте. Верх ее увенчан крестом. На лицевой стороне прикреплен орден почетного легиона и две памятных доски. На них написано, что памятник посвящен воинам, павшим в 1812 году. А сам памятник был установлен через 75 лет после начала войны. Он огражден вкопанными в землю орудийными стволами в количестве восьми штук, соединенными между собой цепью. Территория, на которой находится памятник, считается территорией Франции, так же как и место, на котором были похоронены летчики эскадрильи «Нормандия-Неман», защищавшие СССР в годы Великой Отечественной войны. Однако в 1953 году останки Мориса де Сейна, Жоржа Анри, Мориса Бурдье, Жюля Жуара, Анри Фуко, Марселя Лефевра были перевезены на родину во Францию. На Введенском кладбище хоронили также солдат немецкой армии, погибших во время Второй мировой в госпиталях нашей страны. Кратко перечислим тех, чьим последним приютом стало Введенское кладбище.

Могилы знаменитостей. Список

Ниже представлен список знаменитых людей, нашедших свой последний приют на Введенском кладбище:

  • Мечев Алексей Алексеевич - протоиерей (причислен к лику святых);
  • Сергей (Гришин) - архиепископ Горьковский и Арзамасский;
  • Авербах Михаил Иосифович - академик АН СССР;
  • Алексеев Леонид Васильевич - доктор исторических наук;
  • Золотницкий Николай Федорович - основатель аквариумистского движения;
  • Ионин Иван Дмитриевич - главный эпидемиолог и инфекционист Красной армии;
  • Лебедев Вячеслав Васильевич - профессор нейрохирургии;
  • Ястржембский Андрей Станиславович - заслуженный деятель науки РСФСР;
  • Цыбин Павел Владимирович - создатель первого советского спутника-шпиона «Зенит-2»;
  • Васнецов Виктор Михайлович - художник;
  • Пиотрович Ольгерд Густавович - строитель доходных домов для среднего класса;
  • Штеллер Павел Павлович - градостроитель, лауреат Сталинской премии ;
  • Колмановский Эдуард Савельевич - народный артист, автор песни «Я люблю тебя жизнь» и других;
  • Филд Джон - ирландский композитор;
  • Аджубей Алексей Иванович - зять Хрущева, известный журналист;
  • Баруздин Сергей Алексеевич - детский писатель;
  • Иванов Александр Александрович - бессменный ведущий программы «Вокруг смеха»;
  • Абдулов Осип Наумович - народный артист РСФСР;
  • Волков Николай Николаевич - актер (Старик Хоттабыч);
  • Козаков Михаил Михайлович - народный артист;
  • Пельтцер Татьяна Ивановна - народная артистка СССР;
  • Эйнем Фердинанд Теодор - основатель фабрики, впоследствии получившей название «Красный Октябрь»;
  • Озеров Николай Николаевич - спортивный комментатор;
  • Фитин Павел Михайлович - руководитель советской внешней разведки;
  • Гааз Федор Петрович - известный врач-филантроп;
  • Оливье Люсьен - создатель рецепта салата «Оливье».

Главное - память

Введенское кладбище - могилы, кресты и надгробия. Казалось бы, там должно быть очень печально. Да, но в то же самое время очень интересно. За каждым захоронением - судьба человека, история его семьи.

Вот, например, стоит гигантский камень, на котором сверху закреплен крест. На ограде висят настоящие кандалы. Каждый, кто подойдет поближе, сможет прочитать надпись: «Спешите делать добро». Кто тот человек, который покоится под этим камнем? В голове возникает масса предположений, но едва ли хотя бы одно будет верным. Ведь это могила известного доктора Федора Петровича Гааза. Чем же он занимался всю свою жизнь, если его могила «украшена» подобным образом? Совершал добрые дела.

Гааз родился в богатой католической немецкой семье. Но считал недостойным не тратить свои денежные средства на помощь нуждающимся. Такими нуждающимися в его случае стали тюремные заключенные. Он защищал их права, добивался освобождения стариков и больных от кандалов. Также боролся против того, чтобы женщин-заключенных брили наголо. Добился того, чтобы при тюрьмах были устроены больницы и школы для детей заключенных.

Федор Петрович изобрел новые кандалы, имеющие более легкую массу и обитые изнутри кожей. Всю свою жизнь Гааз безвозмездно лечил бедных больных и тратил свои деньги на покупку лекарств для неимущих. В конце такой правильной жизни он остался без гроша. Даже похоронить его было не на что. Но все-таки сделали это за казенный счет. Попрощаться с доктором пришли около 20 000 человек. Местом его последнего упокоения стало Введенское кладбище. Списки похороненных на нем людей так велики, что объема этой статьи не хватит, чтобы рассказать обо всех.

Мы их знали

На этом же погосте стоит черная стела с белым барельефом, изображающим танцующую балерину. Это могила известной балерины Ольги Васильевны Лепешинской. Свою жизнь она посвятила балету. У нее не было детей, хотя она три раза была замужем. Лепешинская танцевала во многих театрах мира. В Европе она преподавала балетное искусство, а в нашей стране была экзаменатором в ГИТИСе. Балерина прожила почти 100 лет и скончалась в возрасте 92 года.

На могиле художника Аполлинария Васнецова стоит надгробие в виде ласточкиного хвоста. Своими очертаниями оно напоминает зубцы кремлевских стен.

Писатель Михаил Пришвин также похоронен на Введенском кладбище. На его могиле установлен памятник в виде птицы Сирин, которая, согласно древним легендам, поет о будущем блаженстве.

Кладбище Введенское - это место упокоения Люсьена Оливье, автора рецепта известного салата. И хотя сейчас существует масса вариантов знаменитого кулинарного шедевра, настоящий рецепт так никто и не узнал, потому что Оливье унес его с собой в могилу. Причем даже место захоронения его было найдено случайно, во время проведения инвентаризации кладбищенских книг. Теперь к стеле, установленной на его могиле, часто приходят студенты кулинарных учебных заведений. Они верят, что известный французский повар слышит их просьбы и помогает учиться.

Таинственные поверья

С этим погостом связано множество легенд. Например, есть на нем одна полуразрушенная усыпальница. Она раньше принадлежала миллионерам Кноппам. Народ называет ее «Вампирка» и «Дом на песке». Первое название ей дали готы, обитающие в подобных местах. Второе имеет более романтичное происхождение. Говорят, что ее построил миллионер для своей покойной приемной дочери и себя самого. Внутри усыпальницы можно увидеть фреску, написанную Петровым-Водкиным. Она изображает Христа-сеятеля и напоминает о том, что человеческая жизнь должна быть наполнена добрыми делами. Около усыпальницы раньше до 1946 года стояла статуя работы Рафаэлло Романелли, изображающая Христа.

Жажда чуда

Эта статуя была сделана таким образом, что одна рука Иисуса немного выдавалась вперед. Считалось, что вода, стекающая с его ладони во время дождя, становилась лечебной. К этой статуе выстраивалась очередь из желающих получить помощь. Люди даже специально поливали руку Христа водой и собирали стекающую влагу. Время было советское, и властям не понравилось такое народное поклонение. Поэтому статую увезли.

За чудом приходят и к могиле старца Зосимы. Этот монах и при жизни помогал людям. Влюбленные любят посещать часовню, установленную над его могилой. Говорят, он дает совет, надо ли вступать в брак с тем человеком, с которым пришел к нему.

Еще одно место, где просят помощи у Бога - часовня Эрлангеров, в которой нашла упокоение семья известного фабриканта. На ее стенах пишут различные пожелания. Просить можно о чем угодно. Говорят, что желания обязательно сбываются.

Может, и правда?

Интересно, что за множество лет до нас дошли истории о судьбах людей, похороненных на Введенском кладбище. Некоторые похожи на сказки. Например, рассказ о том, что на кладбище обитают приведения. Одно из них - генерал Петр Гордон. Об этом человеке известно, что он был пьяница и затейник. После его смерти из книги регистраций захоронений пропало несколько листов. Не могли найти и саму могилу. Не смог ее по каким-то причинам обнаружить и усопший. Поэтому он до сих пор бродит по кладбищу, пытаясь ее отыскать. В тишине иногда можно услышать стук его шагов и ругань.

Вот еще один рассказ о том, что на кладбище сбываются желания. Одна женщина очень скорбела по усопшему мужу и часто ходила навещать его склеп. Однажды она написала на склепе свое желание о том, чтобы муж снова ожил. Этого, конечно же, не произошло. Зато в ее жизни появился мужчина, очень похожий на ее бывшего супруга, и она позабыла о своем горе.

Нельзя не поверить в историю одного надгробия, изображающего женщину, куда-то собирающуюся. В одной руке статуя держала каменный цветок, но его отломали, и теперь в пустующее место вставляют живые цветы. История гласит, что скульптура изображает женщину, собирающуюся на свидание к любовнику, и заказал ее супруг для своей жены. Известный управляющий шерстяной мануфактурой Плотов начал подозревать свою жену в измене. После этого он заказал скульптуру, которая и была установлена на их могиле. Причем управляющий убил жену и затем покончил с собой. История умалчивает о том, был ли он прав в своих подозрениях.

Итак, чем же все-таки интересно Введенское кладбище? Могилы знаменитостей, список которых вы найдете в статье, конечно, привлекают. Но не только за этим приходят сюда люди. Конечно, многие навещают своих усопших родственников, это понятно. Но есть и такие, для кого кладбище - это мемориал, место памяти. Здесь можно многое узнать об истории нашей страны, поразмышлять о ее прошлом, былых временах. Также привлекает возможность посетить место последнего упокоения тех, общение с кем при жизни было недоступно народу. Зато теперь можно спокойно отдать им дань уважения.

История немецкого доктора Фридриха Йозефа Гааза, а точнее та ее часть, что касается проживания в нашей стране, началась вполне заурядно. Отучившись в европейских университетах, в 1806 году Гааз приезжает в Россию для работы по контракту. Тогда такая практика была вполне обычной. Тем более, что его самолично пригласил к себе русский чиновник Репнин, которого Гааз вылечил в Вене от заболевания глаз. Фридрих Йозеф становится семейным врачом Репниных, а потом и главным врачом Павловской больницы. По-русски он тогда не понимал ни слова и разговаривал с пациентами исключительно на немецком и латыни. Ну, или прибегал к помощи переводчика.
В 1812 году заболел отец доктора, и Гааз было хотел ехать к нему, но грянула война, и Федор Петрович остался. В качестве военного врача он дошел с русскими войсками до самой французской столицы. Но об отце не забыл и на обратном пути заехал к родным. Когда отец скончался, Фридрих Йозеф засобирался в обратный путь в Россию. В тому времени он выучил язык и уже не мог представить своей жизни на Родине.
В 1813 году Гааз снова прибыл в Россию и тут же получил новое имя - Федор Петрович. Благодаря отличному образованию и высокому профессионализму, молодой доктор сразу стал известным в высшем обществе. Он получал неплохие деньги, вел светскую жизнь, состояние его увеличивалось.

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 16:27 + в цитатник

А.В.ЛАЗАРЕВ

Ю.Н.СОЛОВЬЕВА

М.С.СОЛЮС

УСЫПАЛЬНИЦЫ ВВЕДЕНСКОГО КЛАДБИЩА

Сборник статей под редакцией Ю.Н.Соловьевой

Москва 2002

До сих пор на Введенском кладбище в Москве, или как его прежде называли Иноверческом, стоят, словно стражи, причудливые и неповторимые усыпальницы, и у каждой своя история, судьбы людей и творчество архитекторов, забвение и воскресение, прошлое и будущее. Будущее - потому, что их надо сохранить для потомков в знак памяти предкам и к истории Отечества.

Главные ворота (Южные) Введенского кладбища (1872, проект А.А.Мейнгарда).

Вход с Наличной улицы.

Северные ворота Введенского кладбища.

Мы издавна знаем, что путь наш невечен

На этой планете Земле.

Об этом расскажут могилы кладбища

И склепы глухие в скале

Казалось, нет смысла стремиться и биться,

Все кончится прахом и тьмой.

Но, нет, жизнь продлится,

И в новом ковчеге нам плыть со своей судьбой.

Там знают про наши земные свершенья,

Грехи, отступленья и взлет.

Так будем готовы предстать к Воскресенью,

Всевышний когда позовет.

Ю.Н.Соловьева


Общекладбищенская часовня (1911, проект В.А.Рудановского)

Сведения о постройке кладбищенской часовни для отпевания умерших находятся в Центральном Историческом Архиве Москвы (ЦИАМ) в 54 фонде (оп. 165, д.243). Проект этой готической, с элементами модерна, часовни выполнил и строил техник-архитектор Владимир Александрович Рудановский, инженерные расчеты на железобетонные конструкции выполнил инженер Карл-Вильям-Леон Розенблат, проект был утвержден 02.12.1911, а 21.05.1912 комиссия Московского Губернского правления, в том числе архитектора-художника Гуржиенко, докладывала, что —«Построена без отступления и рекомендуется выдать разрешение на пользование часовней». Среди подписавшихся — смотритель М.А.Клингельгефер.


Метки:

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 18:15 + в цитатник

Бытие 23 (из Библии)

3. И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: 4. я у вас пришелец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. 14. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: 15. господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. 19. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. 20. Так достались Аврааму от сынов Хеттовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уже в ХV ст. Московское государство приходит в соприкосновение с Западной Европой. С одной стороны, военные столкновения с Литвой и Швецией, с другой - потребность в знающих специалистах, которую не могли удовлетворить своими силами, заставила обращаться к иноземцам. Обычай уводить в свою землю пленных создал в Московском государстве целые колонии литовцев, ливонцев, шведов и др. Затем появились добровольные переселенцы, выписанные из-за границы: военные, архитекторы, врачи, рудознатцы, ремесленники. С началом ХVI в. завязались торговые отношения, прежде всего, с Англией и Голландией, и в некоторых городах образовались новые землячества иностранцев. В старину иноверцы, как и русские, погребались при церквях; их хоронили в Марьиной Роще, на Лазаревском кладбище, в Немецкой слободе около Старо-лютеранской кирки Св. Михаила и Ново-лютеранской кирки Св. Ап. Петра и Павла. По Указу от 2 июля 1748г. им приказано было хоронить только в Марьиной Роще, правда, продолжалось это лишь 20 лет, и Указом Петра III разрешено было иноверцев по-прежнему погребать при церквях, так было до 1771 г., когда открыли Иноверческое кладбище на Введенских Горах в Лефортове для захоронения умерших от чумы и позже для всех иноверцев, а при городских церквах было запрещено погребать.

Предание говорит, что еще во времена Петра I на Введенской горе был погребен его приближенный и стоял памятник, а от него в сторону Головинского дворца, бывшего одно время царской резиденцией, шел довольно широкий подземный ход. По-видимому, Петр Алексеевич, переживший преображенскую трагедию, когда его врасплох чуть не застали приверженцы царевны Софьи и спешно пришлось уходить по дороге, где на каждом шагу могла быть засада, впоследствии стал более предусмотрительным.

В 1840 г. был организован Комитет для благоустройства Иноверческого кладбища, приписанного к приходам: Новой Лютеранской церкви Св. Ап. Петра и Павла, Старой Лютеранской церкви Св. Арх. Михаила, Реформаторской церкви, Католической французской и польской церквей, а также Англиканской. Каждый приход вносил свою лепту на благоустройство кладбища в соответствии с числом захороненных. Так, в 1839 г. погребено: от Ново-Лютеранской церкви - 80 умерших, Старо-Лютеранской - 60, Реформаторской - 6, Каталической французской - 22, Католической польской - 22, Англиканской - 10. Первым смотрителем стал Арендт Бернгард (ум. 1859). [В Хронике Евангельской общины в Москве сказано, что возвышенное место за военным госпиталем закреплено за Иноверческим кладбищем по указу Екатерины II в 1772 г. Книга протоколов кладбищенского комитета стала вестись с 1852 г., а каменные ворота с башнями построены в 1865—72 гг., арх. А.А.Мейнгард. Фехнер А.В. Хроника Евангелической общины в Москве. - М., 1876].

По плану 1854 г. [Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 1629, оп. 2, д.10] ,составленному незадолго перед благоустройством Иноверческого кладбища, оно занимало меньшую территорию, влево от сегодняшней главной аллеи, справа от нее забор был всего в 15-20 м и повторял Камер-Коллежский вал. С другой стороны была низина по речке Синичке, текущей в Яузу. Место было неровное, посередине кладбища проходил овраг, но осноная нагорная часть его весьма подходила по своей почве для захоронений. Кладбище делилось на участки, относившиеся к церквям разных конфессий. В крайнем левом углу у главного входа была сторожка, рядом с ней хоронили лютеран, места ближе к главной аллее и вглубь кладбища по левой стороне относились к разным конфессиям, там были могилы католиков, лютеран и англиканцев. Вокруг оврага, в середине кладбища, хоронили католиков, и ближе к речке Синичке стоялав их сторожка, или караульня. В северо-западной части были выделены места для лютеран. Но правила иногда нарушались, и в записях на плане 1854 г. специально перечислялись на лютеранском участке могилы католиков: Оливье, Дельсаль, Цин, Фертвенгель, Бруггер, Виппер, Шерман, Вульф, Ру, Ценкер, Нилус, Новицкий-Саблер, Григориус, Шмидт, Ганц, Каспер, Гофман. А на католическом участке оказались могилы лютеран: Дельсаль, Кунич, Симонс, Фишер-Фон-Вальдгейм, Штуцман, Леонгард, Кельч, Занфлебен, Гильдебрант, Гинтер, Лименталь, Отте.

Во второй половине ХIХ в. территорию кладбища расширили до нынешней Крюковской улицы, местность выровнили, овраг засыпали; главные ворота сооружены по проекту А.А.Мейнгарда в готическом стиле и оформлены надвратной колокольней с черепичной крыше (1872). [ Справочные книги «Московский адресный Календарь» и издания «Вся Москва», М., 1875-1917 ] . Когда через них шла похоронная процессия, звонили в колокола. Ворота называли Филипповскими по имени Святого, в чей день поминовения они были заложены. Об этом напоминала надвратная икона Св. Филиппа (сейчас на ее месте икона Спаса Нерукотворного Образа). После ворот, чуть левее, установлена на пьедестале беломраморная скульптура Скорбящей Матери, выполненная для кладбища по заказу Цитемана (ее неудачно покрасили в 2001 г.). Надпись гласит: «Der Rest ist Schweigen» (пер. - Да будет воля Твоя ).

По сведениям на 1889 г., в состав Комитета входили: Левенталь Дагоберт Давидович, председатель; Гиммельгебер Юлий Юльевич; Роде Федор Иванович, управляющий построек; инспекторы: Арно Карл Карлович, Вебер Август Егорович, Даниель Иосиф Васильевич, Катуар Егор Львович, Лерх Яков Яковлевич, Овсиенский Флорентин Феликсович, Пальм Мартин Мартинович, Тангет Роберт Романович, Штильмарк Александр Александрович; смотрителем был Клингельгефер Александр Иванович (жил в здании на кладбище). [Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 54, оп. 165, д. 243].

В 1894 г. на новой территории построили общую часовню в псевдовизантийских формах (инж. О.В.Дессин). Но поскольку на кладбище хоронили христиан разных церквей, позже в 1911 г. возвели еще одну большую часовню. Техник-архитектор В.А.Рудановский разработал ее проект в готическом стиле с элементами модерна, инженерные расчеты на железобетонные конструкции выполнил К.Розенблат. Проект утвержден 2.12.1911 г., а 21.05.1912 г. комиссия Московского губернского правления, в составе которой был архитектор А.М.Гуржиенко, докладывала, что «построена без отступления и рекомендуется выдать разрешение на пользование часовней» . [Чичерюкин В. //Московский журнал. 1993, № 12].

Согласно тем же архивным документам [Центральный Архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ), владение 743/491. Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 54, оп. 165, д. 243] , на площадке перед этой часовней, влево, метрах в 8—10, было отведено место для фонтана, а потом на круглом основании установили бронзовую статую Христа, держащего беломраморный крест (работа скульптора Р.Романелли). Сотрудники ГНИМА (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева) свидетельствуют, что скульптура еще в 1980-ых гг. находилась на Донском монастыре и была упакована для перевозки. Где она сейчас - будет рассказано ниже в главе "УСЫПАЛЬНИЦА ВОГАУ".

В 1920-х гг., когда кладбище отошло в ведение Городского коммунального хозяйства, в часовне разместили контору. В 1995 г. здание передано храму Св. Троицы Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России, оно отреставрировано под руководством архитектора В.П. Райккеруса. В августе 2000 г. церковь освятили; богослужения проводятся на финском и русском языках.

В 1907 г. вблизи входа с Камер-Коллежского вала построили ворота причудливой архитектуры и двухэтажное здание в готическом стиле с элементами модерна (предположительно, по проекту А.Г.Форинта). В этом доме жил смотритель (позже директор) и размещалась контора. На кирпичах стены, выходящей к Госпитальному валу, при ее перестройке в середине 1990-х гг. обнаружено клеймо «Гусаровъ». На том месте, где сейчас здание Московского Педагогического Института, стоял в начале ХХ в. особняк председателя Комитета по благоустройству Иноверческого кладбища, в том числе и земли. Вся территория была обнесена кирпичной стеной, часть которой по Крюковской улице разрушена в 1930-х гг. и в настоящее время заменена строительными балками, что никак не гармонирует с высокохудожественным Введенским некрополем.

На бывшем Иноверческом кладбище до сих пор сохранилось немало мавзолеев, это кроме многочисленных памятников, которые по праву можно отнести к произведениям искусства. [Артамонов В.Д. Введенское кладбище.— М., 1993] . Наш рассказ пойдет о тех, кому поставлены эти усыпальницы и о строивших их архитекторах. Заметим, что в настоящее время часто эти величественные сооружения не посещаются потомками, они как бы заброшены. Это естественноЮ потому что воздвигали их для состоятельных семей, а их представителям, в первую очередь, пришлось пострадать после событий 1917 г.


Метки:

Воскресенье, 27 Ноября 2011 г. 14:58 + в цитатник

Посетим могилы тех, чье имя, избежавшее тления, заставит нас задуматься и, быть может, лучше прожить остаток дней.

А.Т.Саладин

ИЗ ЗАПИСЕЙ САЛАДИНА А.Т.

Вообще о столичных кладбищах сведений немного. Московский краевед Анатолий Тимофеевич Саладин (1876-1919)

составил рукопись в 1916-17 гг., которую издали в 1997 г. под названием «Очерки истории московских кладбищ» [Саладин А.Т. Очерки истории московских кладбищ. —М., 1997] . В ней содержатся несколько отрывочные, но любопытные сведения о временах, от нас удаленных. Саладин попытался выделить надгробия с его точки зрения выдающихся людей.

— Кладбище - это особый мир, полный воспоминаний, полных острых или тихих примеренных сожалений о тех, которые жили и которых уже нет. Родные, друзья, ушедшие «по ту сторону добра и зла», какими-то невидимыми нитями призывают живых к своим могилам.

— Великий химический процесс превращает тело человека в ничто, и ничего уже не остается в могиле, что составляло «я» человека. Но как-то невольно у могилы близких встает их образ, оживают воспоминания о них. Как будто они где-то рядом, и только какая-то легкая завеса скрывает их от имра живых.

В старину при Иоанне Грозном кладбище для иноземцев находилось за Москвой рекой, где были слободы наемного войска. Потом открыли кладбище в Марьиной Роще, на котором многие надгробия были одинаковыми: продолговатые, массивные, из тесаного белого камня, вверху они несколько расширялись. Все надписи, в большинстве на немецком языке, врезаны глубоко в камень, и потому даже через сотни лет могут быть прочитаны без особого труда. В старину надгробия были довольно примитивными: простейший крест и плита, потом на плите стали устраивать гробницы, в ней укрепилась колонна, утвердился конус, крест принял небольшие размеры и завершил пирамиду, или урну. Барокко, готика, классический стиль — все отразилось на кладбищенских памятниках.

А.Т.Саладин описал деятельность похороненного на Введенском кладбище доктора Федора Петровича Гааза и упомянул еще несколько фамилий врачей, музыкантов и архитекторов, отметил ряд художественных надгробий.

— Около большой белой часовни высится грубо отесанный обелиск розового гранита, окруженный цепью, подвешенной на столбах из стволов орудий. Это общий памятник воинам великой французской армии, погибшим в снегах России в 1812 г.


— На главной аллее ближе к входу, немного отступя от края правой стороны, невольно обращает внимание памятник на могиле Христиана Христиановича Мейена (ум.1875), основателя Комиссаровской технической школы и железнодорожного деятеля. Это огромный крест, составленный из рельсовых полос, с 4 настоящими вагонными колесами у подножия и вагонными буферами по углам, соединенными сцепными приборами.


Как ни удачна компоновка всех этих частей, общее впечатление получается странное, но идея близкого отношения покойного к железной дороге выражена вполне.

— На первой широкой аллее, пересекающей главную, налево за усыпальницей Эрлангера, выделяется красивый памятник без надписей, в духе хороших современных надгробий западной Европы, заполняющих парижское «Père Lachaise». Это выдержанный по формам склеп, с сидящей у входа женской фигуркой белого мрамора.

В белоснежном мраморе чувствуется живое тело, угадывается острая тоска, надрывающая душу.

Рядом — павильон на могиле Леона Пло (ум. 1905) с бронзовой женской фигурой у входа, как бы приглашающей переступить порог жизни и смерти, но эта фигура маловыразительна.

Надпись: Нашим оплакиваемым родителям: Леон Пло 1853-1905, Софи Пло 1859-1905.

с роскошной мозаичной картиной, изображающей ограду, по-видимому, кладбища на острове, за которой гнутся высокие кипарисы.

К воротам подплывает лодка. Впереди гребца стоит закутанная в белое женщина.

Картина полна настроения «Острова мертвых» Беклина. (Надгробие Георгия Лиона, 1853-1909 и А.И.Рожновой, 1849-1912, скульптор Замараев Г.Т., архитекторы - Антуан и Пьерт Росси).


— Недалеко от вторых ворот, с краю главной аллеи, хороша «статуя печали»

на могиле Ал. Бавастро (ум.1910), рельефно вырисовывающая античными формами женщины на сером фоне обломка гранитной стены. (На цоколе выбита надпись: модель Дзюбановъ, эскизъ Игнатьевъ, Кабановъ Мясницкая).

— Большинство памятников скромны и просты. Среди них нередко встречаются произведения настоящего искусства. Все это надгробия московских коммерсантов-иностранцев, людей, обладающих значительными средствами. Фамилии Кноп, Вогау, Иокиш, Эйнем, Бодло, Пло, Мюллер, Эрлангер и т.д. здесь пестрят на многих памятниках, напоминая вывески Мясницкой улицы и Кузнецкого моста.


Метки:

1. МАВЗОЛЕЙ КИЗМЕРА

Находится справа от главного входа,

над дверью с трудом можно разобрать даты (слева - 1786, 31 мая и справа 186…) и в середине часть фамилии KISS…

Еще выше изображен герб в виде лепнины: наверху - забрало и щит, по бокам - весы, внизу - много орденов.

В плане часовня напоминает крест, построена из крупного красного кирпича, имеет купол и украшена белым аркатурным фризом.

Внутри - хорошо сохранившийся барельеф размерами около 60 х 60 см, изображающий военного с эполетами, под ним подпись: Кизмер Иван Иванович. Предполагаем, что архитектор мог быть из военно-строительного ведомства.

Из «Московского некрополя» [Саитов В.И. Московский некрополь. В 3 Т., — СПб., 1908] :

Кизмер, Иван Иванович, генерал-от-кавалерии, кавалер орденов св. Георгия 4 кл. за 25 л., св. Александра Невскаго,

алмазами украшеннаго, Белаго Орла, св. Владимира 2-й, 3-й, 4-й ст. с мечами, св. Анны 3-й, 4-й и 2-й ст. с императорскою короной, имел золотую саблю, алмазами украшенную, с надписью «за храбрость», польский знак отличия 2-й ст., серебряные медали: за 1812 и 1814 г., за взятие штурмом крепости Варшавы 25-го и 26-го августа 1831 г., в память обороны Севастополя и бронзовую в память войны 1853-1856 гг., знак отличия безпорочной службы за 50 лет. Из дворян Петербургской губернии. Лютеранскаго исповедания. В службу вступил из Пажескаго корпуса 23 февраля 1805 г. Полковником 27 февраля 1819. Высочайшим приказом назначен командиром Мариупольскаго гусарскаго полка 10 января 1826. Генерал-майором, с назначением состоять при начальнике 3-й гусарской дивизии, 6 декабря 1827. По высочайшей воле, объявленной в приказе начальника Главного Штаба, назначен командиром резервной бригады 3-й гусарской дивизии 8 марта 1828, командиром 1-й бригады 2-й уланской дивизии 10 ноября 1830. Высочайшим приказом назначен окружным генералом 1-го округа отдельнаго корпуса внутренней стражи, с оставлением по армии, 25 декабря 1834. За отличие по службе произведен в генерал-лейтенанты 17 марта 1845. Высочайшим приказом назначен первым комендантом г. Севастополя, с оставлением по кавалерии, 20 октября 1853. В изъявлении особеннаго государя императора благоизволения за отличное исполнение служебных обязанностей по званию Севастопольского коменданта награжден орденом Белаго Орла, с грамотою за собственноручным его величества подписанием, 17 января 1855. Высочайшим приказом, 26 октября 1855 состоявшимся, назначен первым Московским комендантом. Произведен за отличие по службе в генералы-от-инфантерии, с зачислением по армейской кавалерии, 6 ноября 1863. В походах и делах против неприятеля был: 1805, 1806, 1807, 1808, 1809, 1811, 1812, 1813, 1814, 1830, 1831 г.г. Во время осады Севастополя англо-французами с 13 сентября 1854 по 27 августа 1855 находился безотлучно в этом городе по званию тамошняго перваго коменданта. Р. 31 мая 1786 умер 2 февраля 1865. Мраморный портрет-барельеф работы Т. Кирхгоф (Иноверч. кладб. На Введенских горах).

О Кизмере писал московский историк Д.И.Никифоров [Никифоров Д.И. Москва в царствование Александра II.—М., 1904] :

—Московский комендант генерал-лейтенант Кизмер был мой старый знакомый по Севастополю. Я немедленно был приглашен бывать у него, тем более, что у нас были общие свойственники. В Москве было два коменданта. Старший генерал-лейтенант И.Кизмер был только что переведен из Севастополя (где был на такой же должности). Он занимал большую квартиру в Потешном дворце в Кремле (бывший дом бояр Милославских), третий и четвертый этаж дворца; но был холостым, ему много было и третьего этажа, где находилось 12 больших комнат; четвертый этаж был не меблирован и оставался пустым. Комендантское правление, занимавшее второй этаж, на время коронации (Александра II) было перемещено за Москву-реку в дом Ильинского. Для скорейшего сообщения Кремля с Комендантским правлением был сделан временный деревянный мост через реку. В помещении Комендантского правления в Кремле была устроена квартира дежурного Генерала, генерал-адъютанта Катенина. Второй комендант в Москве был Генерал-майор барон Саморуго.

—В июле месяце московский комендант генерал Кизмер предложил мне занять при нем должность плац-адъютанта. Во время коронации императора Александра II я пробыл в Москве и неофициально пользовался правами моей будущей должности, а более состоял при дамской половине семейства коменданта.

Кизмер любил бывать в хорошем обществе высшего круга, и если почему-нибудь не мог посетить бала или раута, то требовал, чтобы я утром до выезда его из дома сообщал ему выдающиеся события вчерашнего бала.

—Во время назначения его московским комендантом он был седовласым старцем, среднего роста, тучного телосложения. Генерал Кизмер женат никогда не был, проведя свою жизнь холостым, любил рассказывать про веселые годы своей молодости. Под старость он любил окружать себя веселой женской молодежью. На вечерах его обширной комендантской квартире было постоянно пение и музыка. По вероисповеданию Кизмер был лютеранин. Кроме родственников его из семейства Костиевских и меня, к обеду обычно никого не приглашал. Кизмер подал в отставку из-за проступка своего подчиненного, на сторону которого он встал. Выйдя в отставку с награждением чином генерала-от-кавалерии, он прожил недолго и занимал несколько комнат у своего бывшего сослуживца, тогда генерала-лейтенанта Н.А.Бутурлина, дом которого был на Арбате. И.И.Кизмер похоронен на лютеранском кладбище на Введенских горах.

В книге «Список генералам по старшинству» [Список генералам по старшинству. — СПб., 1840] , изданной в 1840г., читаем:

—Кизмер Иван Иванович. Офицер - с 1808; генерал-майор - с 1827; окружной генерал 1-го Округа отдельного корпуса внутренней стражи; награжден орденами - св.Анны 4 ст. (1808), св. Владимира 3 ст. (1826), состоит на нем долг в казну 10 тыс. руб. с процентами (1829), св. Анны 1 ст. (1830), св. Георгия 4 кл., Золотая Сабля за храбрость с алмазами, 1851, пожаловано земли 2000 дес. (1838).

В фототеке Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева имеется карточка с изображением И.И.Кизмера. Запись весьма лаконична: «Комендант Севастополя. Даты жизни 1786-1865».