Что делать после причащения придя домой. При причастии надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров? Когда можно чистить зубы, умываться, мыться, мыть голову после Причастия

  • 20.09.2019

Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует.

После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить.

Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Некоторые из христиан не придают большого значения этим молитвам. Правы ли они?

Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали.

Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам.

Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы.

Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью.

«С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет» . Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили:

Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех?

Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия.

Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения?

Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие!

Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое.

Здесь сказывается инстинктивное физическое «сознание» несоответствия «плотского» тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.

И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Несродные стихии не могут существовать вместе.

Между тем, как часто на практике мы поступаем именно вопреки и опыту, и сознанию: после причащения не знаем меры пище и питью. И за то теряем и «телесную», и «духовную» благодать Причастия» .

Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами.

Однажды старец Гавриил (Зырянов), будучи больным, причастился Святых Даров. После причащения к нему в келлию зашел монах отец Епифаний. Ощутив в комнате благоухание, он обратился к келейнику:

Чем ты надушил старца? Боже мой, какие, должно быть, дорогие духи? Как хорошо пахнет...

Вскоре навестить отца Гавриила зашел еще один монах - отец Авенир. Он тоже почувствовал необыкновенное благоухание в комнате и также задал вопрос келейнику: где и по какой цене куплены такие прекрасные духи? Между тем ни старец Гавриил, ни его келейник духами не пользовались. «Я, - вспоминал позже старец Гавриил, - лежал разбитым, подобно впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: Дух животворит! и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впадшего в разбойники вино и елей Своей благодати» .

После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. По слову схиигумена Саввы: «После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца» .

Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами» .

Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим (+ 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей.

Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца:

Почему отцы ушли, не выпив кофе?

После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, много ценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, - ответил старец.

Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал:

Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.

«Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к своим усопшим» .

Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа»

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков:

  • нельзя в этот день мыться,
  • нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками?
  • Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул?
  • Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день?
  • Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целуешь 100 раз за день?

иерей Николай Фатеев:
вот что рекомендуется и общепринято:
«Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь.По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.»

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.

При причастии надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Что делать с одеждой, испачканной после причастия?

Во время причащения четырёхмесячного сына, отойдя от Чаши, заметила, что у него течет Кровь Христова по щеке. Капелька попала на марлевую салфетку и на кофту. Что делать с кофтой и салфеткой? Галина

Дорогая Галина! Кофточку и салфетку надо сжечь, а пепел закопать в землю (дабы отвратить от попирания,осквернения), можно отнести вещи в храм и попросить, чтобы там сожгли, потому что на них попала Святая Кровь. В следующий раз, когда будете причащать маленького ребенка, постарайтесь быть предельно внимательной, не торопитесь, когда подносите его ко Святой Чаше. В этом необходимо покаяться на исповеди.

Храни Господь Вас и Вашу семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Посмотрите на видео правила поведение после Причастия.

Можно ли после причастия спать и делать поклоны?

Можно ли после причастия прикладываться к иконам?

Можно ли после причастия мыться?


Как поступить православному после причастия

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам.

Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения:

«Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.
Протоиерей Андрей Ткачев

Православные молитвы читаемые после Причастия

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

1-я православная молитва читаемая после причастия

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого читаемая после причастия

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты - хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

​Молитва святого Симеона Метафраста читаемая после причастия

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

4-я православная молитва читаемая после причастия

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя - в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва к Пресвятой Богородице читаемая после причастия

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям - скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Слушать на видео православные молитвы читаемые после причастия

Вопрос:

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Зубкова

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное - быть в радостном настроении и благодарить Бога!

Людмила М
Православный христианин

Как правильно вести себя после причастия-суеверие или нет.

  • Батюшка,меня очень волнует вопрос такого рода-как правильно вести себя после причастия.С воздержанием от осуждения и т.д...и не плеваться все понятно.А вот с тем что говорят давно воцерковленные люди не очень.В частности как поступать с посудой из которой ешь в день после причастия(мыть только отдельно и воду вылить после мытья куда-нибудь так чтобы по ней не топтались,а в канализацию нельзя,и одежды в которой причащался касается тоже -стирать отдельно от другой и с водой поступать также),если ты что-то начал есть то доедать до конца и не давать этого делать другому человеку.Нельзя мыться(ну с некоторыми понятиями в плане мытья не поспоришь-умываясь или моя голову можно неосознанно отплевываться от воды и сплюнуть),разве благодать можно смыть.Стричь ногти и т.д.Благодать уйдет.Объясняют это тем что после Причастия в человеке и на нем освящается все(это про одежду).И все предметы,особенно попадающие в рот человеку(это про пищу и посуду)освящаются в этот день.На сколько это правда,если правда вобще.Если можно по подробнее.
  • И еще вопрос такого плана.Мама постоянно твердит о том что волосы,ногти и ватки,повязки и,простите,прокладки с кровью ни в коем случае нельзя выбрасывать-только сжигать-большой грех.При чем для меня,чем больше я интересуюсь православными обычаями, более не понятны и больше смахивающий на языческий ритуал с целью сохранения себя-любимой от порчи и сглаза.Спросила по этому поводу у батюшки -получила ответ-по поводу ногтей и крови не знаю,а вот за волосы бабушка говорила не выбрасывать.А то птичка в гнездо унесет потом голова болеть будет.Так что и ногти и кровь тоже не выбрасывать в мусор,а сжигать.Прекрасно понимая что батюшки тоже люди спросила у другого священника на что получила ответ-по вере твоей.Если ты с Богом кого убоишься? Из чего сделала вывод что таки язычество и вера в это-грех.Сказала это матери на что получила гневное вразумление и требование слушаться наставления первого батюшки коль у него исповедуешься постоянно и ищи наставлений такого рода в трудах Святых Отцов.Вот теперь и точит червячек сомнения исповедовать грех суеверия или то что нарушила его указ(батюшки) этому же батюшке и своего рода осуждении его в суеверии.Все это как-то можно обосновать или опровергнуть.А то на душе смута и в голове-каша,а вопросов такого плана все больше и больше.

иерей Дионисий

1. "Послепричастных" суеверий больше, чем Вы думаете. некоторые "особо благочестивые" даже собственную "освященную" мочу пьют, чтобы "благодать не пропадала". Конечно, это полная чушь! Ничего из перечисленного Вами не является ни каноническим требованием, ни церковной традицией, не имеет ничего общего с учением Православной Церкви. Мойтесь, мойте, стирайте и т.д.
2. Я вот попробовал себе представить женщин, которые постоянно сжигают прокладки... Жуть какая-то... Полное суеверие! А что нужно было делать древним, у них прокладок не было и, простите, по ногам текло... ? Про волосы - тоже суеверие. Ну как птичка, унесшая волосы в гнездо может повлиять на голову, которая начнет болеть? Где тут законы физики и банальной логики?__________________
Истина в Боге, а Бог есть Любовь!

Людмила М
Православный христианин

Так вот и я о том же,батюшка(это по поводу второго ответа)! Только вот как матери это объяснить(она каждое воскресенье в церковь ходит,часто причащается в отличии от меня-муж у меня совершенно далекий от веры в Бога)...или просто оставить ее в покое и не высказывать ей о своих знаниях и мнении по поводу таких вопросов,а на ее замечания не реагировать вобще или согласно кивать головой,но поступать согласно своим знаниям.Просто начиталась она всякой всячины вроде пророчеств отрока то ли Вячеслава то ли Вениамина не помню.А там написано что к концу существования мира бесы будут обличаться в частички плоти,крови и т.д. людей (выбрасываемых) и жить среди людей(как буд-то они и так не среди нас постоянно)так сказать-во плоти...Ну прям Голливудский ужастик,а не книжка.Может конечно этот мальчик и свят перед лицом Господа,но мира в семье эти публикации не добавляют как и книги Нилуса тоже.Как на мой взгляд многие из них умилительны и для новоначального человека полезны,но от большинства просто веет мистификациями и народными поверьями далекими от православия.
Вы уж простите меня грешную если что не так пишу и поправьте,батюшка.Только мое врожденное качество характера знать и уметь максимально в своей профессиональной деятельности,учебе и т.д.и касательно веры в Бога тоже.Какой же толк от меня будет как от работника...христианки когда я не смогу ответить на задаваемые мне вопросы и не ввести в заблуждение человека,особенно когда это касается спасения его души.
Если не сложно,ответьте еще на пару вопросов в этой теме.Я еще не очень хорошо разобралась как новые создавать:
- Почему нельзя гладить по голове детей(спрашиваю потому что слышала это от батюшек)как собственно вобще любого человека.Только класть руку на голову вроде того как батюшка делает при благословении.Или это опять из области фантастики.
- по поводу телесных наказания ребенка.Почему шлепок по пятой точке ладонью категорически запрещен,а вот ремнем или лозиной по этому самому месту -пожалуйста.Это опять таки от батюшки мама на исповеди услышала когда жаловалась на непослушание внука.Возможно конкретно в моем случае необходимо больше информации чтобы давать советы.Только у нас на приходе у батюшки спрашивать очень тяжело.Он выслушивает вскользь продолжая заниматься чем-то и так же отвечает.А в другой храм ходить проблематично.Муж скрепя сердце последнее время более или менее регулярно стал меня отпускать в церковь.А с двумя маленькими сорванцами тяжело самой ходить-сказывается травма позвоночника в детстве.С мамой не реально-старший в ее присутствии просто невменяемый и неуправляемый.А мне так хочется отсеять все суетное,а не как трусливый заяц бояться не так сесть или не так стать,а то благодать уйдет или птичка чего не так сделает...
Спаси вас Господи!И заранее благодарю за ответ...

Можно ли причащаться каждое воскресенье, если я человек болящий?

Каждое воскресение причащаться можно, но этот вопрос надо обязательно решить со священником, у которого регулярно исповедуешься, т.е. духовником. Если он видит, что от этого будет вам духовная польза, то обязательно благословит причащаться каждую неделю. Самостоятельно принимать такое решение не полезно.

диакон Сергий Правдолюбов

Надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Как правильно принимать Честные Дары?

Как правильно принимать Честные Дары? Прожевать и проглотить до запивки или вместе? И в каком порядке сначала запить, а потом просфору или наоборот?

Вначале вкушают Святые Дары, а затем запивку и просфору.

иерей Николай Фатеев

Как вести себя в день Причастия?

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков: нельзя в этот день мыться, нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками? Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул? Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день? Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целу­ешь 100 раз за день?

Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь. По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.

иерей Николай Фатеев

Как часто можно причащаться в Великий пост?

Время поста способствует тому, чтобы причащаться чаще, чем обычно. А вот насколько часто следует причащаться, если не можете решить сами, спросите у священника лично.

иерей Димитрий Туркин

Расскажите про чин Литургии Преждеосвященных Даров

Почему древняя Церковь установила чин Литургии Преждеосвященных Даров и кто на ней может причащаться?

В древней Церкви служение божественной литургии свт. Иоанна Златоустого или свт. Василия Великого было связано с торжественными праздничными днями. Седмичные дни Великого поста – время покаяния, а не торжества, поэтому в эти дни служится особая литургия - Преждеосвященных Даров. На этой литургии освящение Даров не совершается, но частицы Святых Даров, освященных на литургии в предыдущий воскресный день, погружаются в Чашу с вином. Поэтому причащаться за этой литургией могут только те, кто способен принять частицу Святого Тела, и не могут те, кто обычно причащается только Святой Кровью; как правило, это младенцы младше двух лет.

иерей Димитрий Туркин

Что делать, если не все понятно в молитвах перед Причастием?

При подготовке к Таинству Причастия я испытываю неловкость при чтении некоторых молитв. Порой мне самой не все бывает понятно, и чтение молитв бывает формальным, так как не идут от моего сердца, а значит, не доходят до Бога. На исповеди я признаюсь в несосредоточении, рассеянности и думаю, что не достойна принимать участие в Святом Причастии, хотя получаю благословение. Мне больно об этом говорить, но получается, что я сама себе мешаю оценить и принять в себе значение этого Таинства. Как решить мне эту проблему?

Причащаясь, нужно помнить о той ВЕЛИКОЙ милости, которую дает Господь нам, недостойным. От чувства вины Господь нам дает избавление в Таинстве исповеди. Надо каяться в своих грехах, каяться искренне и чистосердечно. После же исповеди Господь дает нам великую милость приступить к Чаше. Постарайтесь на досуге просто перечитать молитвы, пользуясь толкованием или словарем, чтобы не оставалось непонятных мест, уделите больше времени чтению молитв, чтобы ум не рассредоточивался. Советую почитать книги митр. Антония Сурожского о молитве, там Вы найдете много ценных советов по тому, как внимательно молиться.

иерей Михаил Михайлов

Как готовиться к причастию внутренне?

Стараться все, что мы должны делать перед причастием, делать не только внешне, но и внутренне. Вот так и будет подготовка к причастию внутренне. Стараться, чтобы наши молитвы перед причастием были внимательны - не просто вычитывание правила. Внимательно и сосредоточенно готовиться к исповеди. И еще один такой важный момент: мы должны считать, что мы недостойны идти причащаться и в тоже время идти. И то и другое должно быть.

Когда мы начинаем так считать, что «мне все можно, вот я пойду и причащусь» - значит, мы теряем страх Божий. Если же считаем, что недостойны, и не идем причащаться, то мы тоже не вы­полняем эту заповедь. Сказано: «Со страхом Божием и верою приступите...». То есть со страхом и верою, но приступите! Значит, мы будем приступать, но со знанием, что мы недостойны.

Св. прав. Алексей Мечев об этом говорил: когда вы идете исповедоваться, считайте, что вы не достойны, чтобы вас допустили. И было много случаев описано близкими к нему людьми, когда приходили люди на исповедь, с виду благочестивые, как будто серьезные, и он их не допускал к причастию: вот человек пришел, с серьезным видом, исповедовался и был не допущен, ушел в великой скорби. И вот о. Алексей на недоумение во взгляде одного своего приближенного так и ответил: подойдешь причащаться, не думай, что достоин, пошел и тебя допустили. Считай себя недостойным. Вот так вот и будем делать, и это и есть внутреннее приготовление к причастию.

иерей Михаил Немнонов

Можно ли целовать руку священника и иконы после причастия?

Скажите, пожалуйста, правильно ли после Причастия, когда целуешь крест, не целовать руку священника? А иконы? Спаси Господь.

После принятия Святых Таин Вы сразу выпиваете запивку и вкушаете кусочек просфоры, таким образом, во рту уже не остается Святых Частиц. После этого можно прикладываться к иконам, а также вместе со всеми подходить к целованию креста. И причастившиеся и непричастившиеся за Литургией при целовании креста по обычаю целуют священнику руку.

диакон Павел Миронов

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Как понять, в каком храме можно приступать к Причастию?

Если находишься в путешествии или просто далеко от дома, как понять, в каком храме можно приступать к таинствам исповеди и причастия, а в каком нет? В храмах Московского Патриархата, понятно, можно, а в других православных храмах?

Когда путешествие совершается по России, то, войдя в храм, если есть серьезные сомнения, можно деликатно спросить – относится ли этот храм к Русской Православной Церкви или нет, и тогда решать, можно ли здесь причащаться. Находясь за границей, задать подобный вопрос в храме будет не всегда удобно. Не имея убедительных свидетельств о принадлежности храма Православной Церкви, самому разобраться в этом будет трудно. Поэтому исповедоваться и причащаться лучше в храме, относительно которого сомнений никаких нет.

иерей Димитрий Туркин

Как вести себя после причащения?

Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего... Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, заведующий канцелярией Гатчинской епархии. Передача из Санкт-Петербурга.

- Правда ли, что перед Причастием нельзя чистить зубы и почему?

Очень хороший вопрос. Сразу хочется спросить, можно ли лицо мыть перед Причастием, можно ли душ принимать? Ведь вода тоже может в уста попасть, что-то может произойти неприятное. Отвечу просто: можно и даже нужно. В человеке должно быть все прекрасно, как сказал классик, и надо за собой следить. Поэтому нет никаких канонических препятствий к тому, чтобы перед Причастием следить за свое внешностью: чистить зубы, умывать лицо. Естественно, когда мы говорим о посте перед Причастием, мы предполагаем употребление пищи, а не чистку зубов. В конце концов, может когда-то в детстве мы все пробовали пасту покушать, но во взрослом возрасте мы этим не занимаемся, правда? Хотя не знаю, может быть, некоторые и кушают (смеется) . Но врачи не рекомендуют этого делать, потому что это может быть вредно для организма. Конечно, это не прием пищи, и надо разделять эти вещи, смотреть реально на ситуацию, используя свой разум и мудрость, которую нам дает Господь.

В постсоветской России, к сожалению, пропала традиция красиво одеваться, следить за собой, особенно по-праздничному собираться на Божественную литургию. Как с этим быть?

Советовать людям возрождать эту традицию на семейном уровне, на своем жизненном личном опыте. Посещение храма - это действительно праздник, это встреча с Богом (хотя мы с Богом встречаемся каждый день в молитве, да и во сне, можно сказать, потому что Господь всегда среди нас, христиан). Посещение храма - это особое событие, потому что там мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине, и это праздник. Недаром по церковной традиции в воскресные дни пост не считается необходимым. Мы знаем, что в воскресные дни как в праздничные дни человек должен поститься только ради Евхаристии, а потом уже это праздник, и, конечно, мы должны это сознавать. Вообще посещение храма всегда особое событие. Там мы исповедуемся, получаем отпущение грехов, там мы становимся сопричастниками Тела Христова, мы получаем Божественное откровение во время слышания Слова Божия, чтения Апостолов, Святых Евангелий, во время проповеди. Поэтому это праздник, несомненно. Жалко, что эта традиция утрачена, потому что в советский период все прятались, боялись, и этих людей можно понять, действительно были страшные гонения на христиан. Но сейчас время-то благодатное, это можно и нужно возрождать. Надо храм воспринимать как особое место в жизни, избегая ощущения скорби. Евхаристия, Божественная литургия - это праздник, а не похороны; это не прощание, это встреча. Это встреча с Богом, встреча с жизнью, встреча в молитвах со своими усопшими родными и близкими. Если мы начнем это осознавать, будем об этом помнить, тогда мы будем и особо готовиться, празднично одеваться.

- Подготовка к Причастию вся сводится к вычитыванию правила…

К сожалению, да, мы размышляем только о вычитывании специальных молитв, Последования к Причастию. Мы только думаем о том, можно ли пить воду, чистить зубы, а о самом главном иногда забываем - что состоится истинная встреча с Телом и Кровью Божиими, что мы станем Его сопричастниками. Это самое великое событие в истории всей Церкви, это пик литургии. Некоторые богословы считают, что у литургии 2 пика, 2 важных момента, и они равны между собой: это чтение Слова Божия или слышание Слова Божия (потому что само по себе Слово Божие тоже исцеляет и очень многое дает нам, Православной Церкви) и святая Евхаристия. Это 2 пика, которые не могут быть один выше другого, они на одном уровне находятся, потому что Слово естественно соединено с нашим Причастием в святой Евхаристии. И это 2 праздника.

- Откуда берутся новые души с рождением каждого нового младенца? Бесконечен ли этот процесс?

Михаил, мне интересно, что Вы думаете по этому поводу? Я имею свою точку зрения, а как Вы?

Я считаю, что это непрекращающийся акт творения, создание из ничего. Конечно, можно сказать о том, что в Логосе уже изначально существуют все души как предвечно замысленные. А если говорить о бытовой стороне, я думаю, что это творение.

Это одна из точек зрения. Наверняка, существуют еще другие предположения по этому поводу. Лично я отношусь к этому так. Тайна сия велика, есть вещи, которые мы познаем только после того, как соединимся во всей полноте с Господом, уже оставив этот бренный мир. И поскольку эта тайна велика и никак не влияет на наше спасение, то, наверное, надо размышлять о вещах более важных - не о том, откуда берутся души, а о том, что они уже пришли в мир и о них надо заботиться, об этих людях, наших родных и близких. А кто тебе близкий, об этом хорошо описывается в притче о добром самаритянине. Это главное - заботиться о душах, которые пришли в этот мир; размышлять не о том, откуда они, а о том, что они здесь. Это моя точка зрения, она может быть кем-то не приемлема, может оспариваться.

Часто в околоцерковной среде такой вопрос вызван популярностью представлений о перерождении. Т.е. люди околоцерковные совмещают то и другое.

Реинкарнация. Да, понимаю, это интересный вопрос, и об этом много рассуждают, много было написано статей, даже некоторых богословских исследований. Опять же - тайна сия велика. Для нас, христиан, должно быть важно то, что влияет на наше спасение. Откуда приходят души, как это все происходит до того, как человек приходит в мир - это не связано с искупительной смертью Господа нашего Иисуса Христа, не связано с той благодатью, которую дарует нам Господь Бог в святой Церкви через «орудия» благодати, через святые Таинства. Этот вопрос, я бы сказал, в некоторой степени философский, на бытие Божие он не влияет. Мы можем философствовать хоть бесконечно, но опасность в том, что размышляя на эту тему, мы можем увлечься своим мудрствованием и углубиться в ту или иную ересь. Чтобы этого с нами не произошло, надо помнить о том, что главное в нашей жизни; что первично, а что вторично. Первично - это Слово о спасении, спасительная и искупительная смерть Господа нашего Иисуса Христа, весть о том, что Он сейчас посреди нас.

- Самое главное, что мы знаем, откуда Он и куда Он…

Да, это уже очевидно, Он Сам говорит, что Он от Отца и к Отцу исходит. И то, что Он говорит «Придиите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Мы знаем, что теперь всякий может воззвать ко Господу и иметь спасение, радость общения с Богом, может быть иногда и через страдания и через испытания, но все равно радость. Благодать Божия настолько велика, что она даже страдание превращает в благословение. А для внешнего мира, как бы сказали апостолы, языческого, который находится вне рамок христианской веры, это посмешище, как об этом и говорил святой апостол Павел.

Мои родители, бабушки, дедушки уже умерли, весь род некрещеный - все коммунисты, атеисты, войну прошли. В монастыре мне объяснили, что за некрещеных родителей я могу подавать милостыню, помогать малоимущим, деткам, что я и делаю. А знакомая принесла книгу, где написано, что за некрещеных ни в коем случае молиться и поминать вот так нельзя, потому что тому человеку будет плохо. Как быть?

Это очень интересный вопрос и многие им задаются, когда речь идет о родственниках, которые были не крещены и отошли в мир иной. Действительно, в нашей христианской традиции канонически мы как бы не совершаем специальных молитв о таких усопших, т.е. на проскомидии не поминаем их имена, не вынимаем частички. Во время чтения Ектении они не поминаются, потому что речь идет только о верных чадах Христовых, т.е. тех, кто уже отошел в мир иной, будучи крещеным. Но в своей частной молитве вы все-таки можете их вспоминать и просить у Господа умилостивления по отношению к ним, потому что Суд Божий совершается там. Не надо забывать, что один из Символов Веры (а их самых известных три, мы читаем Никео-Цареградский, а есть еще самый короткий, который считается древней крещальной формой, это Апостольский) подчеркивается, что Христос сошел во ад, а потом воскрес и вознесся на небеса. Господь поработил ад, Он победил смерть смертью. Зачем Он сошел во ад? Естественно, чтобы совершить Свой Суд и наверняка вывести тех, кто там пленен. Об этом не стоит забывать. Естественно, это совершается вне времени человеческого, и в своих частных молитвах вы должны вспоминать своих родных и близких усопших, потому что все-таки это ваши родные и близкие.

- Мне тоже как-то странно слышать о запрете…

Господь нас призывает молиться за наших врагов, которые не являются крещеными христианами и гонят нас. Они тоже являются творениями Божиими и могут однажды стать нашими друзьями. Кольми паче мы должны молиться за наших родных и близких, которые нас родили, воспитывали, вкладывали в нас силы. Очень важно в любом случае вспоминать о них, посвящать им молитвы и просить у Господа, чтобы Он совершил Свой праведный суд так же в отношении этих людей.

- И конечно, дела милосердия оставлять тоже не следует.

Память о наших родных и близких - это тоже дело милосердия, потому что, к сожалению, очень часто мы предаем забвению тех, кто ушел. Это неправильно. Понимаю, иногда это происходит вследствие каких-то обстоятельств, жизненной суеты, отдаленности. Но если нет возможности посетить могилки, давайте хотя бы будем вспоминать их в наших молитвах ко Господу.

А то, что у некоторых людей такой антагонизм (как у вашей знакомой) - это, я считаю, не по-христиански. Она могла сказать «Извини, на литургиях у нас не принято поминать, но тем не менее мы все-таки должны о них помнить». Т.е. как-то можно было все это с братолюбием сказать. Мне бы было морально тяжело, если бы кто-то ко мне так же отнесся. В этом нет христианской любви.

Почему храм считается местом особого присутствия Божьего, ведь все говорят, что Господь везде один и Тот же?

Несомненно, мы все хорошо понимаем, что в жизни человеческой и жизни любого социума существуют определенные традиции. Когда мы рассуждаем о театре, естественно мы имеем в виду игру актеров, пьесы, но так же мы предполагаем и строение, в котором совершается это действие. Когда мы рассуждаем об институте, мы предполагаем процесс преподавания, профессуру, абитуриентов, студентов, канцелярию, но так же и институтские здания. Так устроен этот мир. И когда мы рассуждаем о том месте, где совершаются особые действия среди верующих христиан, мы предполагаем, естественно, какое-то здание, которое мы называем церковью, храмом, часовней, кафедральным собором, где совершаются особые действия. Эти особые действия и придают очень важный характер этому месту. Традиционно литургия совершается среди народа и для народа. Вообще в древности, когда не было людей, священник и не должен был служить, потому что литургия в переводе с греческого - это «дело народа» (литос» - народ, «эрго» - дело), общее дело. И когда верные Христовы собирались, совершалась литургия, богослужение, служба, во время которой слушали Слово Божие, совершалась Евхаристия, т.е. благодарение Богу (в переводе с греческого, евхаристия - благодарение Богу), где люди получали истинные Тело и Кровь Христову. И эта Евхаристия, это событие Причастия и придает любому месту особое значение.

И, конечно, не стоит забывать, что места обладают не только определенной социальной, но и энергетической значимостью. Это всем хорошо известно, не раз подтверждалось физиками, что любое пространство наполняется энергией, которая ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. И мы называем место, где совершается литургия, намоленным (во время евхаристического канона совершаются специальные молитвы о призвании Святого духа, чтобы Он благословил Евхаристические дары, благословил весь народ). Естественно, когда все верные чада Христовы молятся, естественно, это место начинает обладать особым значением.

Но не стоит также забывать, что вне храма наша жизнь христианская не заканчивается. Действительно, в жизни каждого из нас пребывает Господь, потому что мы суть сосуды Духа Святаго. В жизни каждого верного чада Христова происходит так называемое преображение, «обо́жение». Об этом много богословы рассуждают, в западной богословской традиции называют это понятием «санктификация», т.е. освящение; мы называем это греческим термином «теозис», т.е. обо́жение. В жизни верующего христианина происходит реальное изменение - изменение его душевного состояния, изменение его жизненных обстоятельств, его духовного внутреннего мира, и это видят окружающие. Даже сам человек может этого не видеть, но это происходит по причине того, что наша жизнь христианская за стенами храма не заканчивается.

Вы говорили, что два главных момента во время Литургии - это Причастие и чтение Слова Божия. Но часто бывает так, что Слово Божие просто непонятно, не слышно по разным причинам. Почему чтение происходит спиной к народу?

Литургия делится на несколько частей - Проскомидия, Литургия оглашенных… И вот во время Литургии оглашенных, до Литургии верных как раз Писание читается. Действительно есть традиция чтения Священного Писания спиной к народу. Т.е. выходит дьякон (если он есть) на амвон, перед ним стоит аналой, и он, обратясь к востоку, к алтарному престолу, в Царские врата, читает Святое Евангелие. Чтец может так же спиной к народу читать Апостолов, но обычно чтец выходит на середину храма, поэтому его слышно. Обращаются на восток, т.к. мы все служим Господу, обратясь в одном направлении. Но это не принципиально. Евангелие может читаться и лицом к людям. Конечно, очень многое зависит от личных данных чтеца, ничего не поделаешь - какая у человека артикуляция, голос, с какой интонацией и скоростью читает он Евангелие. Недавно я был в Греции, имел там возможность служить в нескольких храмах, служил Божественную литургию, и там читали Евангелие лицом к народу. Т.е. когда я вышел на амвон читать Евангелие, передо мной так поставили аналой, что я лицом к народу, обратясь к людям, читал Святое Евангелие.

- В некоторых храмах Петербурга такая же практика.

Да. Исторически после чтений Евангелия должна быть проповедь (у нас ее постепенно отодвинули в конец Литургии, но в некоторых храмах пытаются возродить традицию). Иногда священник по-русски еще раз вычитывает текст из Синодального перевода. Конечно, все зависит от батюшки, от людей, это все вопросы более частного характера. Общей практики не существует.

- На Пасху все храмы придерживаются чтения Евангелия лицом к народу.

Да, это один из ярких примеров.

Вопрос о практике «Сны Богородицы». Некоторые женщины передают друг другу сны Богородицы, считая их оберегающими молитвами. Смысл там такой: жила-была Богородица, спала-проснулась, пошла из ворот в ворота… Женщины, считая это молитвой-оберегом, читают это ежедневно с другими молитвами. Считается ли это ворожбой и колдовством, если женщины чистосердечно считают это молитвой?

Первый раз об этом слышу. Давайте попытаемся вместе порассуждать на эту тему, что я один постоянно говорю! Вы как думаете, можно это считать ворожбой?

- Я придерживаюсь той точки зрения, что ворожба и колдовство - исключительно вымысел.

А как же магические действия, приводящие к плачевным последствиям?

Я как студент психфака считаю, что это плацебо. В случае с такими «молитвами» меня удивляет несознательность, т.е. люди настолько привыкли вычитывать что-либо.

Бывают ситуации, когда человек просто не задумывается, делает что-то по инерции и немного далек от христианского вероисповедания. Не потому, что он плохой человек, а потому, что он еще не понял, что такое христианство, до конца. Т.е. он знает, что есть Церковь, приблизительно представляет, что это такое, но на самом деле с христианством мало знаком. Такая проблематика существует.

Например, у меня однажды был случай. Однажды я был в храме, куда привезли ковчег с мощами одного из святых. Была специальная служба, молебен, было очень много народу, этот ковчег поставили на специальное возвышение, все подходили, прикладывались. Рядом сердобольные служители храма поставили красивую софринскую кружку, на которой было написано «Пожертвования на перенесение мощей». Некоторые люди, не понимая где что, целовали и ковчег, и кружку.

Так же и здесь - надо услышать Слово Божие, войти в общение с Церковью и тогда все встанет на свои места, не будет этих странных вариаций.

- Осуждение священника - грех. А если о священнике говорят в шутливой форме, является ли это грехом?

Я считаю, что с осуждением священника надо разобраться. Во-первых, как Вы понимаете слово «осуждение»? Любой человек обладает правом, которым его наделил Господь, - делать свои умозаключения. Я бы даже больше сказал - Господь призывает нас использовать разум и делать умозаключения.

Да, в Евангелии немного искажен смысл при переводе: когда Господь сказал о фарисеях, что они «…оставили суд и милость…» (Мф., 23:23), на самом деле «рассуждение и милость».

Да, Вы сейчас очень хорошо подметили. Господь нас призывает рассуждать. А в русской речи рассуждение и осуждение где-то очень рядом. Т.е. когда мы осуждаем, мы где-то рассуждаем, мы делаем свои какие-то умозаключения, к каким-то выводам приходим по отношению к тому или иному человеку.

Если мы строим козни - это грех, если мы наговариваем - это грех, и причем неважно, на кого мы наговариваем или кому строим козни - священнику или не священнику. Это одинаково плохо. Но у нас есть полное право иметь свою точку зрения в отношении поступков, действий тех или иных людей. Что касается осуждения священников - я бы не сказал, что мы совершаем грех, если мы делаем выводы по поводу тех людей, которые обречены священным саном. Не надо забывать: люди, пришедшие в клир, ставшие священнослужителями - это живые люди из мира. Когда-то были такими же прихожанами, как и все остальные, соответственно принесли с собою свою субкультуру, свои привычки, свои традиции, ведут себя в соответствии с ними. Мы должны помнить, что это люди, и мы имеем полное право иметь свою точку зрения о том, каковы они. Мы можем, конечно, ошибаться, а можем быть и совершенно правы, поэтому я бы не сказал, что это грех. Нам нужно рассуждать и делать свои выводы.

Вопрос насмешек - это вопрос культурного воспитания. Если добрая шутка без язвительности, то в этом нет ничего плохого. А если с язвительностью, с ехидством - то, конечно, это плохо. Опять же это вопрос чисто моральный. Это касается не только того, что мы говорим о священнослужителях, но и что мы говорим вообще о людях, окружающих нас. Конечно, человек воспитанный, благородный такого себе позволять просто так не будет, а если и будет, то, скорее всего, в сердцах. Я уверен, потом он раскается, ему будет неприятно, и не потому, что он будет бояться кары и наказания, а потому что ему сам факт неприятен, что он кому-то делает что-то плохое. А говорить с язвительностью, как говорит молодежь, «подкалывать» кого-то, естественно неприлично. Есть в этом что-то недостойное человеческого достоинства.

Такие вопросы касаются даже не христианства, а обычных человеческих взаимоотношений, естественной благообразной культуры, которую мы пытаемся сохранить и передать нашим детям. Это не «высота полета» христианства, это элементарные вещи. Для того, чтобы это понять, не надо быть христианином, достаточно просто быть воспитанным, хорошим, я бы даже сказал «советским» человеком. Ведь был же период благообразного советского воспитания, когда неприлично было ругаться на людях, при женщинах, используя тяжелые матерные выражения, было неприлично плохо относиться к пожилым людям, было неприлично хамить кому-то на улице и уж тем более на кого-то руку поднимать. И ведь эти люди не претендовали на звание христиан, они просто претендовали на звание воспитанных людей, «советских». Я с удовольствием смотрю советские фильмы, особенно меня интересует кинематограф времен «оттепели». Ведь сколько было снято красивых картин! Мы не все их увидели сразу, но их сейчас показывают, черно-белые - они же прекрасны, какой удивительной культурой наполнены те персонажи, которых вы там видите! Ведь они рассуждают, в принципе, о вечных вещах - о любви, о верности, о преданности, которые естественно связаны с христианством, но они говорят об этом с позиции светских людей. Тем более это дорого, жалко, что мы сейчас это утратили, это трагедия нашего общества.

Понятно, что у нас сейчас культурный кризис, так давайте молиться друг за друга и хотя бы с себя начинать. Если каждый начнет хоть что-то делать без озлобленности, общество начнет меняться.

Помните «Место встречи изменить нельзя», в оригинале произведение называется «Эра милосердия». Там есть ключевой момент, когда персонажи Шарапова и Жеглова попивают водочку (у них недавно убили друга-сослуживца) и рассуждают о том, как они будут рубить эти «драконовы головы»: зло, предательство, зависть (это и есть, кстати, самые страшные «головы дракона»). А герой Гердта говорит: «Наша страна только что пережила самую страшную войну, и если говорить о добром будущем для нашего общества, то надо говорить не о тех карательных методах, которые вы сейчас вспоминаете, а о том, что является вечным - милосердие, сострадание, любовь к ближнему. Это поможет нам снова стать живым человеческим обществом, которое имеет культурное наследие, и, может быть, тогда наступит Эра милосердия».

Естественно, я перефразировал этот диалог, не процитировал его детально, а передал основную мысль. Культура человеческая связана не с карательными мерами. Невозможно сделать человека благородным «из-под палки», это надо делать личным примером духа. Чтобы кого-то воспитать, надо самому быть обладателем какой-то культуры; невозможно передать какую-то культуру, если ты ее сам не имеешь. Это, кстати, согласуется и с христианским учением - если у тебя нет чего-то, ты не сможешь это передать. Ты можешь много об этом говорить, рассуждать, но не передашь.

Вот у нас в обществе сейчас используют много так называемых законодательно-карательных мер, чтобы общество сделать лучше - это не поможет. Много раз это уже делалось, ни к чему позитивному не приводило. Наоборот, будет противодействие. Заставить человека не плеваться на улице карательной мерой невозможно, он все равно будет это делать, когда никто не будет его видеть. Должен быть внутренний императив, внутренний стимул, а его передать могут лишь милосердные методы и меры. Давайте начинать с себя.

Вот сейчас запретили курение в общественных местах…

- Я рад!

Я тоже рад. Но дело в том, что курить не перестают, и это выглядит, на мой взгляд, по-ханжески. Зачем уподобляться этому, извините за выражение, фарисейству? Это общество не улучшает, это превращает общество в лицемеров. А запретный плод более сладок. Почему-то в советских временах как-то сохранялась культура, притом, что они не задумывались о вопросах, хорошо курить или плохо. А мы смещаем акценты, иногда намеренно. У нас есть реальные моральные проблемы в обществе, и никто не пытается акцентировать на них внимание, в отличие от вопросов, которые в принципе не имеют отношения к морали. Ведь курение не имеет отношения к морали. Вы хороший человек вне зависимости от того, курите или нет. Неважно какого цвета и из какого материала на Вас рубашка, материал может быть неполезен для вашего тела и для меня, т.к. я вдыхаю пары, это можно с помощью химии доказать, но вы не становитесь от этого ни плохим, ни хорошим. Ваше внутреннее духовное состояние от рубашки не зависит, оно зависит от образа мышления. Вот о чем надо говорить. А мы рассуждаем о карательных мерах, при этом становясь ханжами и других в нашем обществе пытаясь так же сделать ханжами. И общество смеется над этим, и мы смеемся, т.е. мы сами над собой начинаем издеваться. Курение - не единственный пример, много других.

- Недавно было ужесточение правил для водителей.

Опять же - стали ли безопаснее ездить? Получается замкнутый круг.

Лично я в определенных запретах вижу и пользу, ведь как Апостол пишет «Закон не для свободного», т.е. закон нужен тому, кто порабощен страстями, иначе он начинает «беспредельничать».

Согласен. Но опять же, если бы в это не втягивали понятие морали. Лично я считаю (подчеркиваю, это мое мнение, а не церковного священноначалия), что не карательными мерами, а через доброе культурное наследие можно изменить в обществе. Каждый должен начинать с себя, и вокруг другие преобразятся. «Спасись ты, и вокруг тебя тысячи спасутся». Надо молиться за наше общество, чтобы это культурное наследие возрождалось, чтобы было приятно смотреть на нашу молодежь, на себя вне зависимости от возраста (бывает, и старики ведут себя не совсем прилично).

Почему, когда человек умирает, первые дни до похорон нельзя открывать окна? И почему занавешивают зеркала, и в них ни в коем случае нельзя смотреть?

Есть разные точки зрения по этому поводу. Я вот слышал, что не открывают окна потому, что усопший дух может попасть обратно. Это языческие традиции, не хочется в это углубляться. По поводу зеркала это тоже отдельная языческая история. Это не касается христианских традиций, это всенародная традиция, которая существует здесь и сейчас. Я как священник Русской Православной Церкви не могу рассуждать об этих вещах в полной мере, потому что они никак не связаны с тем, что для меня дорого - с верой христианской, с богословием христианским, с учением апостольским.

Т.е. можно с уверенностью сказать, что если открыть окна, ничего не случится, и если посмотреть в зеркало, тоже ничего не случится.

Да, для христиан это не опасно. Но есть традиции, которые и не плохие и не хорошие. Они существуют, не повреждая нашей вере, давайте их уважать. Принято так - ну что же, от этого не обеднеем. Корни у этой традиции языческие, ничего общего с апостольским учением не имеют…

- Апостол говорит «Для чистого все чисто».

Да. Могу привести сейчас множество библейских цитат, сослаться на апостольские послания, но мы все хорошо понимаем, что когда посреди нас Господь - нам уже нечего бояться. Я уже сегодня говорил, что мы суть сосуды Духа Святаго, в нас пребывает тот, кто сильнее того, кто в мире, нам бояться-то нечего. Нам только одного надо бояться - зло делать, то зло, о котором говорится в молитве «Отче наш»: «Но избави нас от лукаваго». Нам надо бояться стать злыми. А зло, естественно, не в том, о чем мы сегодня в начале рассуждали - зубы почистили или не почистили. Зло не в том, открыли мы или закрыли окна, когда кто-то умер, смотримся ли в зеркала. Зло состоит в том, когда мы желаем чего-то плохого ближнему. Это элементарные вещи, это вопросы морали. Об этом вся наша христианская вера, об этом говорил постоянно Спаситель - самое главное в жизни человека это его моральное внутреннее становление. Ты можешь не есть мясо, но при этом поедом поедать своего ближнего. Мы вспоминали во время поста высказывания Отцов Церкви о том, что главное во время поста - неупотребление определенной пищи или любовь к ближнему? Любовь к ближнему, это однозначно! Все остальное - это вторичный «продукт» нашей духовной жизни, но никак не первичный. То же самое касается всех этих обстоятельств. Есть традиция - из уважения к культуре надо ее сохранять, почему нет. Здесь в России будет так, приедете в другую страну - там будет иначе, и это никак не повлияет на вашу христианскую мораль. Из уважения к людям проявляйте терпение и думайте о главном - о своем духовном возрастании.

Гость программы: иерей Александр Асонов

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Екатерина Федотенко