Е пермяк рассказы о труде. Детские рассказы

  • 13.08.2019
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Пермяка Евгения Андреевича

Пермяк Евгений Андреевич (настоящая фамилия Виссов; 18 (31 - по новому стилю) октября 1902, Воткинск - 17 августа 1982, Москва) - русский советский писатель, драматург.

Детство

Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Однако был в первый же год жизни отправлен вместе с матерью в Воткинск. В детские годы будущий автор возвращался в родной город, гостил у родственников, однако визиты были короткие и редкие. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.

В Воткинске учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии, но последнюю не закончил в связи с Гражданской войной.

Армия

В 1920 г. оказался на Алтае, где служил конторщиком на Купинском мясопункте (с. Купино, Томская губ.), позднее работал пастухом. Был мобилизован в Продармию, где участвовал в сборе излишков хлеба. В 1923 г. демобилизовался и приехал в Пермь.

Работа, творчество

Работал помощником кондитера на кондитерской фабрике И.Д. Либермана «Рекорд». Одновременно публиковал рабселькоровские корреспонденции и стихи в газетах «Звезда» (Пермь), «Красное Прикамье» (Сарапул) под псевдонимом «Мастер Непряхин». Был вторым режиссёром драмкружка в рабочем клубе коммунальников им. Томского (Пермь).

В 1924-1930 годы учился на социально-экономическом отделении педагогического факультета ПГУ. Занимался клубной работой, активно участвовал в организации популярного кружка Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ) «Кузница». С 1926 по 1931 гг. был редактором всесоюзного методического издания (журнала) "Живая Театрализованная газета" (Пермь, Свердловск).

В 1932 г. переехал в Москву. В середине 1930-х Пермяк обратился к драматургии и в 1935 г. была издана первая пьеса «Зеленый авангард». В 1937 г. написана его самая известная пьеса "Лес шумит", которая была поставлена в более чем пятидесяти советских театрах. В 1938 г. был принят в Союз писателей СССР. В 1940-е годы несколько пьес Е. Пермяка были запрещены и автор решает уйти из драматургии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Во время войны

В 1941 г. Переезжает с семьей в Свердловск (эвакуация), где по заданию А.А. Фадеева был назначен орг.секретарем «Литературного центра» на Урале до 1942 г., когда он назначен корреспондентом Совинформбюро. В 1944 г. Е. Пермяк возвращается в Москву.

Послевоенное время

В послевоенное время Е. Пермяк обращается к прозе. В 1946 г. он издает свой первый научно-популярный роман "Кем быть", который имел успех и несколько переизданий.

Вызывался в НКВД по делу поэта Ивана Приблудного, дал на него показания, Приблудный был расстрелян.

На III съезде писателей РСФСР был избран председателем Ревизионной комиссии СП РСФСР (1959-1980).

Творческая манера Пермяка испытала сильное воздействие «уральских сказов» П. П. Бажова, с которым писатель сотрудничал во время эвакуации в г. Свердловск.

Роман «Сказка о сером волке» изображает приезд русского эмигранта - американского фермера - в гости к брату, который открывает ему глаза на превосходство колхозной системы. В романе «Счастливое крушение» (1964) Пермяк пытался показать, что физиологическая сторона брака играет при социализме весьма незначительную роль.

В послевоенные годы часто обращался к детской литературе, много издавался как автор сказок и миниатюр популярно-просветительского и нравоучительного характера.

Смерть

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так? — спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой, — отвечает Митя,-косо строгает.

— Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

— А как? — спрашивает Митя.

— А вот так, — сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Первая рыбка

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.


Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

Хорошо бы, - говорит один, - на пожаре ребёнка спасти!

Даже самую большую щуку поймать - и то хорошо, - мечтает второй. - Сразу про тебя узнают.

Лучше всего первым на Луну полететь, - говорит третий. - Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точеный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией - Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее - Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют - Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.

Вот оно как в жизни случается.

Как Миша хотел маму перехитрить

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

Оно, мама, само отломалось.

А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

Она, мамочка, сама разорвалась.

А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

А как? - спросил Миша.

Очень просто, - ответила мама. - Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

Я буду лучшей первоклассницей, - говорит Люся, - потому что мне мама уже школьную сумку купила.

Нет, я буду лучшей первоклассницей, - сказала Катя. - Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Нет, я… Нет, я, - спорит с подругами Леночка. - У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили - охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.

Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, - ответила Маша. - Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.

А зачем? - спрашивают девочки.

А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, - сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!

Ах!

Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.

Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?

А в детском саду говорят:

Да как мы ее примем, когда она ничего не умеет делать.

Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причесываться, спать укладываться.

Как узнали об этом в детском саду - сами за Надей пришли. Пришли и увели ее в детский сад, одетую, обутую, умытую, причесанную.

Евгений Андреевич Пермяк

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.

Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.

В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Виссов освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придется овладеть еще одним очень важным ремеслом - писательским. В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые рабселькоровские заметки и стихи были подписаны псевдонимом "мастер Непряхин".

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны. В годы Великой Отечественной воины Пермяк вместе с московскими литераторами находился в Свердловске. В это время он очень подружился с Павлом Петровичем Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал пьесы "Ермаковы лебеди", "Серебряное копытце". Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу "Долговский мастер".

"Выходец из коренной уральской среды, Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли", - писал московский публицист, писатель Виктор Гура.

Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках.Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово.

Борис Степанович Житков

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.

В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя - о науке. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное - чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам - было его величайшим источником вдохновения. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.

Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова - сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.

Пермяк Евгений Андреевич (18.10.1902 – 17.08.1972) – советский писатель и драматург. Из под его пера вышли как серьезные произведения литературы, в которых автор отражал социальную действительность своей эпохи, так и детские рассказы. Интересно, что именно последние принесли ему наибольшую известность.

«Я – это книги. И именно по ним меня должны знать и судить. Только по книгам писатель занимает свое место в истории. Его могут возвеличить или низвергнуть. А все остальные статейки – это всего лишь ветерок, который к тому же изменчивый»

Детство

Евгений Пермяк родился 18 октября 1902 года в Перми. Кстати, эта фамилия – всего лишь псевдоним, который писатель возьмет в будущем в честь родного края. А при рождении он был Виссов.

Родители Евгения были обычными тружениками. Отец работал на почте, мать на ткацкой фабрике. Так получилось, что мальчик уже в первый год своей жизни был вынужден уехать из родного дома. Вместе с матерью они отправились в соседний город Воткинск.

Там он очень близко познакомился с бытом обычных работяг – тружеников заводов и рудников. Его тетя работала на одном таком предприятии, и он часто после школы проводил время рядом с ней. Евгений Пермяк даже впоследствии вспоминал, что «познакомился с мартеновскими печами раньше, чем с букварем, а с инструментами задолго до того, как выучил таблицу умножения».

Кстати, именно эта близость к рабочему классу впоследствии ляжет в основу творчества Пермяка. И большинство его произведений будут посвящены именно обычным труженикам. Но в целом Евгений рос обычным советским ребенком. Бегал с ребятами по улицам, играл в индейцев и мечтал в будущем выучиться и освоить какую-нибудь профессию. И писателем он тогда не помышлял стать.

Учеба и работа

В Воткинске Пермяк окончил церковную школу, а после устроился на работу. Он служил сначала на Купинском мясопункте, а после перешел на конфетную фабрику «Рекорд» в Перми. Именно в это время в Евгении начал просыпаться литературный талант. Он пробовал писать как прозу, так и стихи. И у него неплохо получалось, во всяком случае молодого человека стали печатать сразу в нескольких газетах – «Звезда» и «Красное Прикамье». Правда, своих работ юный писатель немного стеснялся, поэтому подписывался псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1924 году Евгений Пермяк начал учиться в Пермском университете на педагогическом факультете. Но литературную деятельность не бросил. Вместе с другими студентами он организовал «Живую Театрализованную Газету», которую называли просто «ЖГТ». Это было два в одном – сначала различные произведения печатались на бумаге, а самые лучшие потом театрализовывались. Каждый новый выпуск газеты воспринимался на ура, и очень быстро она стала самой популярной в Перми.

Творчество

После окончания учебы Евгений Пермяк перебрался в Москву, где стал работать драматургом. В то время вышли его две знаменитые пьесы – «Перекат» и «Лес шумит». Они настолько полюбились зрителям, что очень скоро эти спектакли стали ставить на всех театральных площадках страны.

Но так получилось, что главный толчок в писательской карьере Пермяка дала Великая Отечественная война. Его, как и многих жителей Москвы, в 1941 году эвакуировали в Свердловск. И туда же отправились многие известные писатели того времени. Среди них – Лев Кассиль, Агния Барто, Федор Гладков, Ольга Высоцкая, Анна Караваева, Илья Садофьев, Юрий Верховский и многие другие. И все они, естественно, общались между собой. Так Евгений Пермяк обзавелся крайне полезными знакомствами и, что еще более важно, он начал приобретать бесценный опыт от своих более знаменитых «коллег по перу». Но еще более важную роль в становлении Пермяка как писателя сыграл Павел Бажов, который в те времена возглавлял Свердловскую литературную организацию. Они не просто общались по профессиональным вопросам, они стали хорошими друзьями.

В 1946 году выходит первая книга Евгения Пермяка под названием «Кем быть?». Это большой сборник рассказов, который объединен одной целью – рассказать детям о различных профессиях, показать, что в каждом занятии есть свое очарование, и приучить юных читателей к тому, что надо всегда упорно трудиться, чтобы добиться результата. Подобную тематику писатель продолжает и в других своих произведениях для детей. Среди них «Дедушкина копилка» (1957), «От костра до котла» (1959), «Сказка о сером волке» (1960), «Замок без ключа» (1962), « Горбатый медведь» (1965), «Царство Тихий Лутони» (1970) и многие другие.

Но в творчестве автора есть и более серьезные рассказы и повести, которые предназначались уже для более взрослого круга читателей. Например, любовная история «Последние заморозки» (1972), в которой рассказывается об отношениях юноши и девушки и крайне сложном выборе, который всем нам приходится делать в жизни. В эту категорию также попадают такие книжки, как «Герои грядущих дней» (1951), «Азбука нашей жизни» (1963, 1972), «Мой край» (1970) и «Разговор без обиняков» (1977).