Сочинение «Семья Болконских в романе «Война и мир. Сочинение на тему семья болконских в романе война и мир, толстой читать бесплатно

  • 12.04.2019

Большая часть романа “Война и мир” Л. Н. Толстого посвящена русскому дворянству начала XIX века. Читателю представлен целый ряд семей, которые, по сути, близки друг другу - в смысле размеренности жизни, спокойствия, подчиненности общим правилам, существовавшим в высших слоях общества того времени. Все их члены ходят на балы, посещают гостиную Анны Павловны Шерер, танцуют, развлекаются, ведут светские беседы.

Однако есть одна семья, чье своеобразие нравов и традиций, домашняя атмосфера сразу же бросаются в глаза. Так представлена семья Болконских. Она живет своей замкнутой жизнью, что отличает ее от других. Почему же так сложилось? По сути, род Болконских - это потомственные военные, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность и жесткость. Князь Николай Андреевич Болконский является таким “чистокровным” военным. Он и определяет дух семьи. Жизненный опыт закалил не только его тело, но и душу, вложил в него жесткие военные правила. Весь распорядок его дня расписан по минутам и выполняется с удивительной точностью: “...главное условие для деятельности есть порядок, но и порядок в его жизни доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один час, но и минуту”. И не дай Бог кому-либо нарушить этот распорядок, который является главным законом бытия Николая Андреевича. Например, во время приезда князя Андрея с женой сын не идет сразу к отцу, а дожидается, когда кончится время его отдыха, потому что уже привык к этому.

Старый князь постоянно занимается физическим и умственным трудом: “Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались...” Читатель практически не видит Николая Андреевича без дела. Даже когда его сын уезжает на военную службу, продолжает работать, хотя и переживает, что князь Андрей может погибнуть: “Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь, в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал”.

Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим. Можно также сказать, что он вел аскетический образ жизни и своим примером заставлял так же поступать и близких своих. В людях, которые так или иначе общались с ним, князь возбуждал страх и почтительность. Хотя он находился в отставке и уже не имел никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где находилось имение Болконских, считал своим долгом явиться к нему и выразить свое почтение.

Наверное, было бы неверным считать, что старый князь бесчувственный и жестокосердный, нет, просто он не привык показывать свои чувства, слабости даже родным. Во-первых, он сам так воспитан с детства, а во-вторых, служба в армии преподала ему еще один урок: он увидел, как слабохарактерные люди, обладавшие высокой моралью, проигрывали тем, кто был твердым и целенаправленным.

В семье у Николая Андреевича Болконского двое детей - Марья и Андрей. Матери у них рано не стало. Все основное воспитание детей легло на отца. Так как отец всегда был идеалом для детей, то множество его черт перешло от него к детям. Они выросли в обстановке, которая не располагала к смеху, веселью, к шуткам. Отец общался с ними как со взрослыми, держал в ежовых рукавицах, не голубил особо и не лелеял.

Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, нежели следовало, ведь Николай Андреевич не церемонился с ней и воспитывал наравне с сыном. В ней та же жесткость, хотя и выраженная в более слабой форме, наряду с глубокими моральными принципами, Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени и окружения, моды и популярных теорий. Марья Николаевна не появлялась на балах и в гостиной А. П. Шерер, потому что отец ее считал все это бредом и глупостью, бесполезной потерей времени.

Вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом: “...чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу...”.

Она не красива, но и не дурна - это девушка, которую почти не замечают мужчины, и из-за этого ее сватают за взбалмошного Анатоля Курагина. У нее одна-единственная подруга - Жюли, да и та лишь по переписке. Княжна Марья как бы живет в своем собственном мирке, одинокая и почти никем не понятая.

Почему же эта героиня так одержима верой, почему принимает у себя нищих, странников? Быть может, она просто не находит в жизни такого человека, который способен понять ее, посоветовать что-то дельное... Мне кажется, что именно от одиночества она обращается к Богу. Странники же, в ее представлении, приближаются к образу Христа. Порой кажется, что княжне Марье эти чужие люди ближе, чем отец и брат.

Андрей Николаевич Болконский - сын старого князя, почти идентичен с ним по характеру. Тот же набор качеств военного человека: твердость, смелость, решительность; та же холодность и отчужденность в его поступках и мыслях. Более всего, по моему мнению, от всех этих черт страдает жена князя Андрея - маленькая княжна Лиза. Чем она заслужила такое отношение мужа? Лишь тем, что она нормальная женщина, которая бывает на балах и любит развлечения, смех и радость?

Еще одной чертой, которую Андрей Николаевич унаследовал от отца, является замкнутость, закрытость от людей, отгороженность от происходящего во внешнем мире. С отцом он немногословен, впрочем, как и с другими людьми своего круга. Казалось бы, Наташа - это тот ангел, который спасет князя Андрея, одарив любовью, однако мы не видим, чтобы этот герой открыл душу своей любимой. Андрей Болконский вообще не рассказывает кому-либо о своем прошлом или будущем, он живет настоящим. Живет внутренней жизнью.

Таким образом, старинный дворянский род Болконских хранит свои традиции и передает их новому поколению.

Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего
- связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более
- сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души.
Н. Г. Чернышевский

В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом.
Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его. Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу. По-разному представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких. Они отличаются не только степенью знатности и родовитости, но и совершенно различными укладами жизни - то есть привычками, обычаями, взглядами.
Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства; патриотизм, духовную и душевную щедрость. Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты “для званых и незваных”. Илья Андреевич Ростов любил потратить деньги на устройство пира. В его семье любили балы, обеды, музыку. Здесь все прекрасно поют и танцуют.
Толстой по-разному выявляет особенность Ростовых. Вот одна из сцен романа. Именины двух Наталий. Съезжаются гости. Как и в салоне Анны Павловны Шерер, мы слышим привычные светские сплетни. Но здесь новости как-то иначе переживаются. Вот как старик Ростов воспринимает рассказ о проделках долоховской компании: “Хороша фигура квартального!”, - закричал граф, помирая со смеху”. Светские дамы в ответ восклицают: “Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?” Но уж такова сила непосредственности Ростова, что “дамы невольно сильно смеялись сами”.
В этой семье никто не руководствуется холодными соображениями: пусть чувство, непосредственное чувство радости и любви вырывается беспрепятственно наружу. Вот Николай Ростов возвращается с войны. Толстой сначала даже не называет тех, кто выбежал его встречать. “Что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло, и стало целовать его”. Мы не видим облик встречающих., перед нами лишь “блестящие слезами радости любящие глаза”, “губы, искавшие поцелуя”. Все семейство Ростовых - это воплощенная любовь. “В душе Николая и на лице распустилась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома”.
Великолепны сцены охоты. Выехав всем семейством в усадьбу, Ростовы становятся такими же непосредственными и простодушными, как природа. “А когда началась травля зайца, спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летали, сами не зная, как и куда, видя только собак и зайца”. Толстой любуется тем, как в Отрадном хранят верность старым русским обычаям. Сцены охоты, сцены с ряжеными, описание святочного катания молодежи, лунной ночи, заворожившей юную Наташу, придают романтическую привлекательность семье Ростовых.
Толстой с добродушной иронией показывает отношения старика Ростова и крепостных. Он несколько идеализирует отношения между барином и мужиком. Вот охотник-крепостной обругал барина, на что Ростов отреагировал так: “Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в~ Семене сожаление к своему положению”. А после охоты граф рискнул лишь попенять Даниле, обругавшему его: “Однако, брат, ты сердит”.
Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом. Это выражается и в восторженном, ребяческом поклонении Николая императору Александру, и в опрометчивости, импульсивности некоторых поступков Наташи, и в слишком легком отношении к жизни почти разоренного старого графа Ростова.
Война 1812 года выявила глубокую патриотичность всей семьи Ростовых. Николай воевал и отличился смелостью. Его младший брат Петя, почти мальчик, буквально рвался защищать Отечество. Страшным потрясением для всей семьи была его гибель. В романе Толстой со свойственным ему мастерством дает описание материнского горя. По силе производимого впечатления трудно найти что-либо подобное у других писателей. Старая графиня едва не потеряла рассудок от горя. Наташа, пережив смерть брата и Андрея Болконского, разделяет горе с матерью, помогает ей справиться с отчаяньем.
Любимица всей семьи, Наташа Ростова тонко чувствует добро и правду, красоту человеческой души, русскую природу. Писатель показывает духовную связь своей героини с народной жизнью. Всем сердцем воспринимает она боль войны, не рассуждая и не произнося громких фраз.
Беды и горе, выпавшие на долю Ростовых, не озлобили их. Близость к народу и душевная порядочность составляют суть этой семьи.
Но в романе описана и другая семья. По духу своему она во многом противоположная Ростовым, но столь же любимая писателем. В семье Болконских царит атмосфера напряженной внутренней жизни, несколько суровой и аскетичной.
Размеренный, осмысленный образ жизни ведет старый князь Болконский. Он интересуется политикой, во всех подробностях знает “все военные и политические обстоятельства Европы последних годов”. Николай Андреевич Болконский болезненно переживает неудачи русской армии. Но немножко и злорадствует. Он подобен фонвизинскому Стародуму. Был Суворов - и русская армия была непобедима. А теперешние? Что они могут?! Так рассуждает старший Болконский. С одной стороны, он весь в прошлом, но с другой, зорко следит за настоящим. “Князь Андрей слушал... невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такой тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства”.
В оценке политической ситуации убеждения отца и сына совершенно различны. И переубедить друг друга они не пытались. Понимают ли они, чувствуют ли друг друга? Старый князь “насквозь видел” сына, говорить ничего не нужно было. “Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его”. С отцом князя Андрея сближало прежде всего ироничное отношение к религии, к сентиментальности. Отец считал, что суеверие и праздность - “два источника людских пороков”. Сын непочтительно высказывается об образке, который княжна Марья хочет повесить ему на шею: “Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет”. Но полное взаимопонимание шло не от некоторого сходства взглядов - оно шло откуда-то изнутри, из области подсознательного.
В 1812 году, узнав о взятии Смоленска, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, решает “оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться”. Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его даже в предсмертные часы.
Старый князь был русским барином, в нем проявлялось иногда самодурство и деспотизм. Вот он учит княжну Марью математике, чтобы “не была похожа на наших глупых барынь”. Рассуждения о правилах рационального воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Потому-то и тяжело княжне Марье, что душа полна религиозным восторгом, а отец, ко всему прочему неумелый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой писательской иронией.
Князь Андрей прошел сложный жизненный путь: от эгоистических стремлений к личной славе до понимания необходимости всеобщей любви и всепрощения. Он отказывается остаться в штабе Кутузова: “... я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне было бы жалко оставить^полк”. Кутузов понял и одобрил князя Андрея, сына своего друга. “Иди с богом своею дорогою, - говорит Кутузов. - Я знаю, твоя дорога - это дорога чести”.
Итак, перед нами два типа отношения к миру, к людям, бытующие в семьях Болконских и семье Ростовых. Толстой постоянно сталкивает их на страницах своего романа. С особой силой противоречие этих двух образов жизни выразилось в отношениях князя Андрея и Наташи. Эти герои, такие разные, тянутся друг к другу и через страдания, ошибки учатся понимать друг друга, как разум и душа. Но их любовь не увенчалась земным счастьем.
Толстой награждает семейным счастьем княжну Марью и Николая: ее глубокая и бескорыстная любовь словно возвышает, облагораживает простые, слишком земные устремления и чувства Ростова. Княжна Марья не отличалась внешней красотой и изяществом, но она покоряла людей светом “лучистых глаз”, своей духовной красотой, высокой нравственностью. “Душа графини всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна”.
Приобщаться к новому, народному, не оставаться в состоянии покоя - это и является обязательным критерием нравственной оценки персонажей у Толстого. Толстой сплетает судьбы Ростовых и Болконских, подвергая их испытаниям через войну, утрату близких и любимых людей. И его любимые герои достойно выдерживают эти испытания.
Так в художественной форме Лев Николаевич Толстой реализует свои философские идеалы. Но, как великий художник,одновременно открывает нам что-то очень важное в бесконечной мудрости жизни, не укладывающейся ни в какую философию.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Стихотворение А.С. Пушкина о любви блаженство, будь подобен полной чаше, буря, в крови горит огонь желанья, в отдалении от вас

Стихотворение а с пушкина о любви.. блаженство будь подобен полной чаше буря в крови горит огонь.. в женски прелести влюблен..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В отдалении от вас
Александр Сергеевич Пушкин - великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотв

Споры вокруг романа И.С.Тургенева " Отцы и дети " в критике
Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни челов

Раскрасневшись, шатается ельник
Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тиха и безветренна. Оказывается, что

Я трепетал, чтоб с робких уст
Твое признанье не слетело… Эту творческую задачу ему помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, н

Которое устало ненавидеть
Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях "Поэт и г

Н.А.Некрасов " Кому на Руси жить хорошо". Анализ образной системы
«По словечку» в течение 20-ти лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась поэма-эпопея «Кому на Руси

Драть будет волостной
так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобипшно и т. д., красноречиво характеризует условия их жиз

Л.Н.Толстой «Война и мир». История романа. Изображение светского общества в романе
Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе “Война и мир”. “Свет” и общество изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если народ ж

Когда и почему происходить вокресение души Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»?
“Преступление и наказание” - психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний

Правда Раскольникова и правда Сони в романе «Преступление и наказание». Роль евангельских образов и мотивов в романе
Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Рас

Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения. Центральной темой литературы 60-х годов

маленького человека в произведениях Н.В. Гоголя
гоголь маленький чехов человек Тему «маленького человека» в литературе Гоголь развивал в петербургских повестях. «Маленький человек» это человек не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими

маленького человека в произведениях А.П. Чехова
Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели, тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему «маленького человека». Его герои - «маленькие люди», но многие из них стал

Смерть чиновника”. “Толстый и тонкий”. Проблема рассказчика
Ознакомьтесь с этими короткими рассказами; что-то в них есть знакомое, верно? Как будто мы всё это уже

Мысль семейная в романе «Война и мир»
“Война и мир” - русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над роман

В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»?
Во многих своих рассказах А.П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение

Личность и история в романе Л.Н.Толстого « Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа
Основой сюжета «Войны и мира» являются войны с Наполеоном – 1805 и 1812 годов. Именно вокруг этих событий выстраиваются все эпизоды, герои, проблемы. Трактовка войны выводится Толстым из его понима

гибели дворянских гнезд в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
В пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели «дворянских гнезд». В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашн

С какой целью А.Н.Островский начинает и заканчивает действие в пьесе «Гроза». Дайте обоснованный ответ
Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще

Старые владельцы сада
Когда мы впервые видим и слышим Раневскую, все в ней кажется нам милым и привлекательным. Ее радость, ее слезы при воспоминании о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но уже в первом де

Ваш любимый литературный герой (по произведениям отечественной литературы 19 века
Евгений Онегин - главный герой одноименного романа А.С. Пушкина. В самом начале мы видим его в Петербурге. Здесь он столичный франт, который уже вполне постиг «науку страсти нежной». Обстоятельства

Роль «Пролога» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет

В чем заключается своеобразие ранних рассказов Чехова?
Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основное в творчестве Антона Павловича Чехова. Пошлость и обывательщина был

Как в письмах Онегина и Татьяны проявилась внутренняя суть их личности?
В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаемся с образцами любовных писем начала девятнадцатого века. Эти письма, как и весь роман, написаны в стихах, в этом их отличие от обычных писе

прошлого, настоящего и будущего в пьесе Чехова «Вишневый сад» . Роль символики и подтекста в чеховской прозе
Кардинальный конфликт в пьесе Чехова «Вишневый сад» выражен сложным противопоставлением трех времен - прошлого, настоящего и будущего. Прошлое - связано с образами Раневской и Чехова.

Укажите причину раскола в редакции журнала « Современник»
Журнал с таким названием издавался в России трижды. Первый «Современник» был основан Пушкиным в 1836 году. После смерти поэта журнал издавала группа писателей во главе с П. А. Вяземским (1

Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего
- связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более
- сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души.
Н. Г. Чернышевский

В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом.
Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его. Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу. По-разному представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких. Они отличаются не только степенью знатности и родовитости, но и совершенно различными укладами жизни - то есть привычками, обычаями, взглядами.
Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства; патриотизм, духовную и душевную щедрость. Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты “для званых и незваных”. Илья Андреевич Ростов любил потратить деньги на устройство пира. В его семье любили балы, обеды, музыку. Здесь все прекрасно поют и танцуют.
Толстой по-разному выявляет особенность Ростовых. Вот одна из сцен романа. Именины двух Наталий. Съезжаются гости. Как и в салоне Анны Павловны Шерер, мы слышим привычные светские сплетни. Но здесь новости как-то иначе переживаются. Вот как старик Ростов воспринимает рассказ о проделках долоховской компании: “Хороша фигура квартального!”, - закричал граф, помирая со смеху”. Светские дамы в ответ восклицают: “Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?” Но уж такова сила непосредственности Ростова, что “дамы невольно сильно смеялись сами”.
В этой семье никто не руководствуется холодными соображениями: пусть чувство, непосредственное чувство радости и любви вырывается беспрепятственно наружу. Вот Николай Ростов возвращается с войны. Толстой сначала даже не называет тех, кто выбежал его встречать. “Что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло, и стало целовать его”. Мы не видим облик встречающих., перед нами лишь “блестящие слезами радости любящие глаза”, “губы, искавшие поцелуя”. Все семейство Ростовых - это воплощенная любовь. “В душе Николая и на лице распустилась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома”.
Великолепны сцены охоты. Выехав всем семейством в усадьбу, Ростовы становятся такими же непосредственными и простодушными, как природа. “А когда началась травля зайца, спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летали, сами не зная, как и куда, видя только собак и зайца”. Толстой любуется тем, как в Отрадном хранят верность старым русским обычаям. Сцены охоты, сцены с ряжеными, описание святочного катания молодежи, лунной ночи, заворожившей юную Наташу, придают романтическую привлекательность семье Ростовых.
Толстой с добродушной иронией показывает отношения старика Ростова и крепостных. Он несколько идеализирует отношения между барином и мужиком. Вот охотник-крепостной обругал барина, на что Ростов отреагировал так: “Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в~ Семене сожаление к своему положению”. А после охоты граф рискнул лишь попенять Даниле, обругавшему его: “Однако, брат, ты сердит”.
Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом. Это выражается и в восторженном, ребяческом поклонении Николая императору Александру, и в опрометчивости, импульсивности некоторых поступков Наташи, и в слишком легком отношении к жизни почти разоренного старого графа Ростова.
Война 1812 года выявила глубокую патриотичность всей семьи Ростовых. Николай воевал и отличился смелостью. Его младший брат Петя, почти мальчик, буквально рвался защищать Отечество. Страшным потрясением для всей семьи была его гибель. В романе Толстой со свойственным ему мастерством дает описание материнского горя. По силе производимого впечатления трудно найти что-либо подобное у других писателей. Старая графиня едва не потеряла рассудок от горя. Наташа, пережив смерть брата и Андрея Болконского, разделяет горе с матерью, помогает ей справиться с отчаяньем.
Любимица всей семьи, Наташа Ростова тонко чувствует добро и правду, красоту человеческой души, русскую природу. Писатель показывает духовную связь своей героини с народной жизнью. Всем сердцем воспринимает она боль войны, не рассуждая и не произнося громких фраз.
Беды и горе, выпавшие на долю Ростовых, не озлобили их. Близость к народу и душевная порядочность составляют суть этой семьи.
Но в романе описана и другая семья. По духу своему она во многом противоположная Ростовым, но столь же любимая писателем. В семье Болконских царит атмосфера напряженной внутренней жизни, несколько суровой и аскетичной.
Размеренный, осмысленный образ жизни ведет старый князь Болконский. Он интересуется политикой, во всех подробностях знает “все военные и политические обстоятельства Европы последних годов”. Николай Андреевич Болконский болезненно переживает неудачи русской армии. Но немножко и злорадствует. Он подобен фонвизинскому Стародуму. Был Суворов - и русская армия была непобедима. А теперешние? Что они могут?! Так рассуждает старший Болконский. С одной стороны, он весь в прошлом, но с другой, зорко следит за настоящим. “Князь Андрей слушал... невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такой тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства”.
В оценке политической ситуации убеждения отца и сына совершенно различны. И переубедить друг друга они не пытались. Понимают ли они, чувствуют ли друг друга? Старый князь “насквозь видел” сына, говорить ничего не нужно было. “Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его”. С отцом князя Андрея сближало прежде всего ироничное отношение к религии, к сентиментальности. Отец считал, что суеверие и праздность - “два источника людских пороков”. Сын непочтительно высказывается об образке, который княжна Марья хочет повесить ему на шею: “Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет”. Но полное взаимопонимание шло не от некоторого сходства взглядов - оно шло откуда-то изнутри, из области подсознательного.
В 1812 году, узнав о взятии Смоленска, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, решает “оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться”. Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его даже в предсмертные часы.
Старый князь был русским барином, в нем проявлялось иногда самодурство и деспотизм. Вот он учит княжну Марью математике, чтобы “не была похожа на наших глупых барынь”. Рассуждения о правилах рационального воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Потому-то и тяжело княжне Марье, что душа полна религиозным восторгом, а отец, ко всему прочему неумелый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой писательской иронией.
Князь Андрей прошел сложный жизненный путь: от эгоистических стремлений к личной славе до понимания необходимости всеобщей любви и всепрощения. Он отказывается остаться в штабе Кутузова: “... я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне было бы жалко оставить^полк”. Кутузов понял и одобрил князя Андрея, сына своего друга. “Иди с богом своею дорогою, - говорит Кутузов. - Я знаю, твоя дорога - это дорога чести”.
Итак, перед нами два типа отношения к миру, к людям, бытующие в семьях Болконских и семье Ростовых. Толстой постоянно сталкивает их на страницах своего романа. С особой силой противоречие этих двух образов жизни выразилось в отношениях князя Андрея и Наташи. Эти герои, такие разные, тянутся друг к другу и через страдания, ошибки учатся понимать друг друга, как разум и душа. Но их любовь не увенчалась земным счастьем.
Толстой награждает семейным счастьем княжну Марью и Николая: ее глубокая и бескорыстная любовь словно возвышает, облагораживает простые, слишком земные устремления и чувства Ростова. Княжна Марья не отличалась внешней красотой и изяществом, но она покоряла людей светом “лучистых глаз”, своей духовной красотой, высокой нравственностью. “Душа графини всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна”.
Приобщаться к новому, народному, не оставаться в состоянии покоя - это и является обязательным критерием нравственной оценки персонажей у Толстого. Толстой сплетает судьбы Ростовых и Болконских, подвергая их испытаниям через войну, утрату близких и любимых людей. И его любимые герои достойно выдерживают эти испытания.
Так в художественной форме Лев Николаевич Толстой реализует свои философские идеалы. Но, как великий художник,одновременно открывает нам что-то очень важное в бесконечной мудрости жизни, не укладывающейся ни в какую философию.

3.Обоснуйте, как содержание романа «Что делать?» отвечает на вопрос, поставленный в его заглавии?

Если есть на свете “крылатые” фразы, то должны быть и “крылатые” вопросы. Вечно парят они в воздухе, которым дышит человек разумный. Мне кажется, что умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него. Например, английская литература интересовалась: “Быть или не быть?” вообще, а русская литература середины девятнадцатого века конкретно спросила: “Кто виноват?” и “Что делать?” Мир устроен несправедливо: богатые и бедные, добрые и злые, счастливые и несчастные... Оставлю за рамками данного сочинения многогранный вопрос А. И. Герцена о том, кто в этом виноват. Моя задача понять, что же предложил сделать русский писатель, публицист, но более всего общественный деятель Николай Гаврилович Чернышевский для того, чтобы устройство человеческого общества стало справедливым. Можно ли избавить землю от бедности, несчастий и злодейств?
Мне кажется, что если человек живет плохо и неправильно, то для начала он должен это осознать. Такие люди встречались во все исторические времена и во всех странах. В русской литературе девятнадцатого века они появились сначала под названием “лишних” людей, лучшие качества которых не находят применения в современной жизни. От этого страдали и Онегин, и Печорин, и Чацкий. Потом появился “нигилист” Базаров со своим полным отрицанием всех ценностей старого мира, но без желания предложить что-либо конструктивное. А в конце пятидесятых годов в литературу вошли “особенный человек” Рахметов и “новые люди”, описанные Н. Г. Чернышевским. Кто же они и откуда?
В России девятнадцатого века начало формироваться новое сословие. Людей этих назвали “разночинцами”, видимо потому, что они были детьми разного рода чинов и званий: от уездных врачей и священников до судейских и первых инженеров. Чернышевский увидел в них людей не только образованных и способных к труду. Среди них было много неравнодушных к судьбе русского народа. “...Это, господа, странная молодежь...” - говорит автор проницательному читателю. Мне кажется, что это были первые ростки русской интеллигенции. Именно для этих людей книга “Что делать?” должна была стать руководством к действию.
Первым делом нужно заняться образованием души и ума русского народа, считает автор. Душе нужно дать свободу и осознание того, что поступать честно и благородно гораздо выгоднее, чем обманывать и трусить: “Твоя человеческая натура сильнее, важнее для тебя, чем каждое отдельное твое стремление... будь честен... вот и весь свод законов счастливой жизни”. Уму нужно дать широкое поле знаний, чтобы он тоже был свободен в своем выборе: “Конечно, как ни тверды мысли человека, находящегося в заблуждении, но, если другой человек, более развитый, более знающий, лучше понимающий дело, будет постоянно работать над тем, чтобы вывести его из заблуждения, заблуждение не устоит”. Так говорит доктор Кирсанов своему пациенту, но читатель понимает, что автор обращается именно к нему. Следующий необходимый шаг в продвижении к новому обществу - это, конечно, свободный и справедливо вознаграждаемый труд: “Жизнь имеет своим главным элементом труд... и самый верный элемент реальности - дельность”. Экономическая программа Н. Г. Чернышевского описана в романе достаточно подробно. Первопроходцем практического ее воплощения в жизнь является Вера Павловна, которая открывает швейную мастерскую и своим личным примером пробуждает для счастливой жизни своих работниц. Вот таким образом постепенно количество “новых” людей должно увеличиваться, пока на земле не останется злых, бесчестных и ленивых. Картину будущего общества автор рисует нам в четвертом сне Веры Павловны. К сожалению, многое в этой картине, с высоты последующего исторического опыта, выглядит утопично. Но свою положительную роль в судьбе России просветители-народовольцы сыграли, хотя и не смогли добиться желаемого результата. Есть в романе и другой, более радикальный вариант ответа на вопрос: “Что делать?” По цензурным соображениям Николай Гаврилович не смог описать этот путь более подробно. “Особенный человек” Рахметов, на первый взгляд, занимает в канве повествования совсем немного места. Но по воздействию на умы многих поколений российской молодежи этот образ не имеет себе равных. Рахметов - сильный, талантливый человек, который полностью отказывается от любой личной жизни во имя борьбы за светлую идею. Суть идеи та же - устройство справедливого человеческого общества, но путь к нему лежит через революционную борьбу со старым порядком. Кирсанов говорил: “Я принимаю правило: против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни”. Для последователей Рахметова воля одного человека не имела значения, если она входила в противоречие с их идейной борьбой за счастье всего остального человечества. В итоге это привело мою страну к великим потрясениям и большой крови.
В заключение я хочу сказать о самом авторе романа “Что делать?”. Николай Гаврилович Чернышевский был великим гражданином нашей страны и человеком героической судьбы.

Что есть гражданственность?” - не надо вопрошать,
А надо ею жить - как воздухом дышать.
К. Рылеев

Много честных и красивых людей воспитала его книга. Они старались нести народу истину, которой служил автор следующих строк: “Истина - хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей”. Но ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает! И мне кажется, если благодаря роману хороших людей стало больше, он заслуженно занимает свое место в истории русской литературы.

В романе «Война и мир» изображение ис-торических событий, «диалектики души» со-четается с описаниями нескольких совер-шенно разных семей, их судеб.

В семье Болконских каждый — личность.

Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он по-лучил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лы-сые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того — самодержавным диктатором. «С людьми, ок-ружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы до-биться самый жестокий человек». Но был та-кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и кото-рого князь уважал, несмотря на простое про-исхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обра-тить внимание на его отношение к дочери и слугам.

То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благослове-ние на свадьбу с Наташей Ростовой. Это каза-лось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.

Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами во-шел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отво-рилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье — Николая Ростова.

К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и рели-гию. Эти две неотъемлемый детали того вре-мени были запрещены в империи князя Бол-конского, самому ему праздники заменяла ра-бота за станком, а веру — постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княж-ну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью про-сит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Бол-конского.

Князь Андрей — один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патри-от, хороший друг и советчик — таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же вре-мя и князь Андрей проходит через противо-речия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.

Перелом наступает после Аустерлица, ког-да он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Го-рами». Небо Аустерлица — первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с нео-бычайным мастерством, тонким психологиз-мом: «...совсем не так ползут облака, поэто-му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пус-тое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, ус-покоения. И слава Богу!..»

Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира — князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и лю-бовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А по-том, возвращаясь, князь Андрей увидел но-вую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь пре-ображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский — герой ищущий, изменяющийся и потому по-ложительный у Л. Н. Толстого. Своей по-следней вершины он достигает на Бородин-ском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и побе-ду всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении.

И старый князь, и Андрей, и Марья Болкон-ские — каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских — отдельный, духовный центр романа «Война и мир».

Болконские – старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которые гордятся своим древним родом и заслугами перед Отечеством. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят; их активная деятельность всегда направлялась людям, Родине. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Старый князь, считающий, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум» - неутомимо старается следовать своему убеждению. Генерал Болконский занимал видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру.

Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чём говорит его отставка и даже ссылка при императоре Павле. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя её жизнь в беспрерывных занятиях. Князь Николай никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на столике или в саду, то занимался с дочерью. Он верил в прогресс и будущее величие России, которой служил всеми силами. Все его гуманные качества перешли и к его сыну – князю Андрею. Князь Андрей, получивший очень строгое воспитание, уже этим выделялся среди своей дворянской молодёжи.

По его усталому виду и скучающему взгляду, описываемыми автором, можно судить о нём, как о человеке, разочаровавшемся в жизни. Он горд, сух и холоден со всеми, кто неприятен ему, но необычайно добр, искренен, прост с людьми, ему приятными, лишёнными лжи и фальши. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Главное для него – найти сферу деятельности, быть полезным обществу.

Если старый князь живёт в России, то его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать, частью Вселенной. Его идеи – идея служения миру, единения всех людей, идеи всеобщей любви и объединения человечества с природой. Но его основные принципы слишком часто вступают в противоречие с общепризнанными нормами поведения и служения отечественному долгу.

Вот почему своё решение идти с действующую армию он воспринимает как избавление от никчёмности собственной жизни. «Я иду на войну, сказал он, - потому что та жизнь, которую я здесь веду, не по мне». Князю Андрею кажется, что на поле боя, сражаясь за Родину, он сможет, наконец, принести пользу. Здесь мы видим весь патриотизм князя Андрея, который он унаследовал от своего отца. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России.

Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чему-нибудь помочь родине, он становится главнокомандующим, хотя слишком стар, но «не счёл в себе вправе отказаться в такое время». Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быт там, где он нужен родине, тогда как мог остаться при особе государя».

Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нём очень сильно. В армии князя Андрея настигает разочарование.

Он понял, что подлинный смысл жизни немного выше и прекраснее, чем он представлял себе ранее. Для князя Андрея наступает духовный кризис: всё старое отвергнуто, а новое не открыто. Толчком к обновлению стала для него встреча с Наташей Ростовой, под влияние жизнелюбия которой попадали все, кто с ней сталкивался.

Однако старик Болконский, привив своему сыну нравственную чистоту и серьёзное отношение к семье, вовсе не принимает в расчёт чувства Андрея и Наташи, всячески стараясь воспрепятствовать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же утешает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение дома. И, действительно, в любви Андрей Болконский тоже находит разочарование.

От тяжёлых мук, переживаний её – Наташи Ростовой – измены его спасает война 1812 года. Как истинный патриот и сын своей Родины, князь Андрей не мог остаться в стороне. Мы видим, что Болконскими, несомненно, движет чувства долга. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и острота ума передаются по наследству. Оба Болконских презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский делал для старого графа Безухова. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею тоже по наследству, от дружбы его отца с отцом Пьера.

Ещё один член семьи Болконский – княжна Марья. Тихая и скромная, она полностью подчинялась отцу во всём. Она одновременно восхищалась им и боялась его старого нрава. Отец же весьма сурово относился к детям, но, несмотря на их преданность, чувствовал в детях духовную самостоятельность. Болконский-отец вовсе не хочет выдавать дочь замуж, поскольку ему будет её не хватать, и он не в силах с ней расстаться. Княжна Марья знала, что крестьяне её отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает её заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. Её странно было думать...

Что могли богатые не помочь бедным. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера. В нём происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера, и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: «Отец» Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен... » Болконские – разносторонне образованные, одарённые люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства.

Все члены семьи связаны друг с другом, они представляют собой единое целое. Семья Болконских противопоставляется всему свету, так как она преследует совершенно другие идеи. В образах членов семьи Болконских Толстой показал мысли, искания лучших людей того времени.

В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николенька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские - люди чрезвычайно деятельные.

Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь, считающий, что на свете «есть только две добродетели - деятельность и ум», неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери обе добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях». Он никогда не бездействовал: то писал свои мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он - ищущая и деятельная натура. Он занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине.

Болконские - истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старший князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этой должности всей душой.

Мысль о покровительстве генерала Рамо «приводила княжну Марью в ужас, заставляла ее содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости». Она твердила себе: «Поскорее уехать!

Ехать скорее! » Во всех поступках Болконскими руководит чувство долга, которое в них всех очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должности главнокомандующего, он был стар, но «не счел себя вправе отказаться в такое время», и эта «вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его». Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как он мог остаться при «особе государя». У всех своих любимых героев Толстой подчеркивает близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян.

Он никогда бы не отказал «в нужде мужикам». Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, «ей странно было думать... что могли богатые не помочь бедным». А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка.

Он был ласков с ними, а в ответ на это «в полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Третье поколение Болконских - Николенька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любил отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: «Отец!

Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» В образах членов семьи Болконских, особенно в образе князя Андрея, Толстой показал мысли, искания лучших людей того времени. Дворянство от оппозиционных правительству взглядов, подобных взглядам старого князя, переходит к более прогрессивным взглядам о переустройстве общества, к которым пришел князь Андрей.