Последовательное рисование человека. Как научиться красиво рисовать человека карандашом: поэтапные инструкции

  • 30.04.2019

Величайшим из художников можно считать Леонардо да Винчи. Конечно, после него были художники, которые могли отобразить реальность окружающего мира значительно лучше. Но именно да Винчи был первым, кто понял, как рисовать человека в полный рост. Почему его рисунки были настолько реалистичны? Ответ прост – для точного изображения он изучал анатомию человека.

Помните этот рисунок викторианского человека. Именно так впервые были отображены пропорции человеческого тела. Зная как рисовать человека в полный рост, можно легко нарисовать самую сложную картину.

Пошаговое рисование фигуры человека


Соотношение высоты головы к росту человека примерно 1:7 или 1:8. У высоких людей показатель ближе к 1:8, а у людей маленького роста – 1:7. У девушек эту пропорцию можно сохранять такой же. Примечательно, что голова с возрастом увеличивается значительно медленнее остального тела, поэтому у детей соотношение головы к телу можно делать 1:6, а у младенцев – 1:5.

Шею у человека можно схематично отобразить при помощи квадрата. У худого человека она равна половине ширины головы, а у полного может равняться всей ширине головы. Мужская грудная клетка по ширине занимает две высоты головы. У женщин этот показатель снижается до полутора размеров высоты головы.

После разделения роста на 7-8 частей не стирайте штриховки, они пригодятся.


Талия находится примерно посередине третьего сегмента сверху, она постоянно значительно шире головы, даже у женщин с «осиной» талией. Нижняя часть торса находится на границе третьего и четвертого сегмента. Конечно, все эти показатели не годятся для чрезмерно полных людей, у них другие пропорции.

Коленные чашечки в виде окружности занимают место от середины второго нижнего сегмента и до самого его верха. Голеностопный сустав, соединяющий голень и стопу, находится чуть ниже середины первого сегмента. Стопа человека чуть меньше высоты головы.

Высоту талии можно несколько менять в зависимости от пола и конкретной комплектации


Локтевые суставы всегда находятся на уровне талии, запястные суставы расположены чуть выше нижней отметки торса. Длина кисти примерно равна промежутку от подбородка до середины лба человека. Должно получиться так, чтобы кисти рук свисали ниже нижней границы торса. Обратите внимание, что пропорции рук не меняются вне зависимости от национальности или пола.

Конечно, так можно нарисовать человеческую фигуру очень правдиво, но ведь хочется уметь изображать людей в самых разных позах. Это нужно для отображения сюжетной линии на картине.

Рисуем фигуру человека в движении

После того, как вы смогли научиться рисовать фигуру человека в правильных пропорциях можно переходить к этому этапу. Для этого нам понадобится вот такой схематический рисунок. Обратите внимание, что, несмотря на «игрушечность» человечка, все пропорции тщательно соблюдены, включая ширину плечевого и тазового пояса.

Охотник

Гладиатор

Попробуйте нарисовать множество человечков, которые занимаются самыми разными вещами. Все пропорции при этом отображайте точно. Также правильно изображайте положение линии тазового и плечевого пояса. Например, на картине у сидящего и бегущего человека тазовый пояс укорочен почти до размеров точки.

При отображении движений большое значение имеет центр тяжести. Обратите внимание, как меняется местоположение центра тяжести (красная стрелка вниз) и точек опоры (зеленые стрелки вверх). Центр тяжести и точка опоры должны находиться на одной вертикальной линии, иначе человек упадет. Исключение составляет бег, центр тяжести специально перемещается вперед, чтобы создать дополнительное ускорение.


Балансирование

Женщины и мужчины имеют кардинальные различия в строении тела. Но, в современном мире некоторые женщины внешне похожи на мужчин, из-за своей одежды и прически. Однако, как бы женщина не старалась походить на мужчину, мы все равно можно узнать ее. Главная отличительная особенность состоит в строении тела женщины – это широкие бедра и более узкие плечи (у мужчин ровно противоположные показатели). При рисовании женщины в полный рост стоит отталкиваться от этого основного правила, а остальные секреты построения можно узнать из поэтапного данного урока.

Материалы и инструменты:

  1. Белый лист бумаги.
  2. Простой карандаш.
  3. Ластик.

Этапы работы:

Фото 1. Для начала нужно провести простым карандашом вертикальную осевую линию. На краях отрезка оставляем засечки. Они определят полную высоту тела за которую нельзя выходить:

Фото 2. Делим отрезок пополам. Таким образом, линия делится на две части, по которым позже мы будем выстраивать тело. Далее верхний отрезок снова делим пополам, а от получившегося верхнего отрезка отмеряем еще половину. Самый верхний отрезок – это высота головы женщины:

Фото 3. Теперь нужно наметить расположение плеч. Линия плеч будет находиться под головой, а именно под второй (сверху) засечкой. Отступим чуть вниз от головы, оставляя немного места для шеи. Линию плеч нарисуем под наклоном, потому что женщина будет стоять немного наклонившись:

Фото 4. Далее нам нужно узнать место талии и коленей. Для этого нужно поделить осевую линию на три части. Чтоб это сделать легко, нижнюю половину осевой линии делим пополам, но линия коленей будет чуть выше. Измеряем её высоту и переносим на осевую линию три раза, оставляя засечки. В итоге должно получится три равных части:

Фото 5. Теперь намечаем линию талии. Она расположится на засечке между первой и второй половиной разделенной осевой линии (всего их 3 части), а бедра – чуть ниже и в два раза шире талии. Бедра и талию рисуем под наклоном, противоположно плечам:

Фото 6. Объединяем плечи и талию по краям, а от талии прорисуем линию до бедер. Нужно наметить длину юбки – она будет равна двум расстояниям от талии до бедер:



Фото 7. От плеч наметим расположение рук. Левая рука будет согнута в локте и находится на уровне талии, а правая – приподнята и отведена в сторону:

Фото 8. Теперь прорисуем ноги. Не забывайте, что колени должны быть расположены на уровне засечки. Правая нога немного будет заходить за левую:

Фото 9. Нарисуем голову в форме овала, а на ней «наметим» волосы. Большая часть их будет спадать на левую сторону:

Фото 10. Прорисуем руки и придадим им форму. Левую руку девушка будет держать на талии, а правая отставлена в сторону:

Фото 12. Ластиком удаляем лишние линии, которые ранее были нужны для построения. Усилим контур тела женщины:



Фото 13. Прорисуем черты лица женщины. Сильно упор на прорисовку лица не делаем, потому что основная наша задача – научится рисовать женщину в полный рост, а именно – тело. Вы можете изучить мой отдельный урок «как нарисовать женский портрет », где я подробно прорабатываю детали лица девушки:

Фото 14. Зададим тон волосам. Около изгибов делаем штрихи карандаша плотнее:

Для детей старшей группы детского сада важно уделять достаточно времени не только интеллектуальному и физическому развитию, но изобразительному творчеству.

В рисунке ребенок проявляется себя, фантазирует и в то же время развивает свои способности. Детям 5-6 лет еще достаточно сложно передать все тонкости того или иного предмета, поэтому помощь родителей здесь просто обязательна.

Деревья и растения не так уж сложно нарисовать, а вот с фигурой человека дела обстоят сложнее, если поставленной задачей является ее рисунок в движении.

Мы поможем вам в этом и подскажем как научить ребенка рисовать человека простым карандашом поэтапно. Для этой цели можно выбрать несколько способов, их освоит любой ребенок 5-6 лет.

Перед тем как начать рисовать фигуру карандашом стоит учесть, что не стоит прочерчивать прерывистые линии, а после этого обводить их. Нарисовать человека даже для начинающих будет не так сложно, если проводить линии всего лишь одним движением, не боясь при этом ошибиться.

Рисуя фигуру в движении, стоит представить его образ мысленно, а потом уже переносить воображаемые линии на листе бумаги. Основное правило для начинающих – это не только придерживаться точности очерченных линий и соблюдать пропорции тела, но и передать всю суть и значимость нарисованного образа.

Основным достоинством любого художника является возможность передать характер и внутренний настрой созданного на листе бумаги человека.

Довольно часто во время рисования человека не удается соблюсти пропорции тела, в результате чего нарисованная фигура не выглядит правдоподобной. Основной проблемой является неверная длина верхних и нижних конечностей, слишком большая или очень маленькая голова.

Такие ошибки очень характерны для детей 5-6 лет, поэтому рекомендуется делать рисунок карандашом поэтапно, учимся разбивать рисунок на несколько отдельных частей.

Зачастую фигура человека условно делится на 7 одинаковых частей, которые можно приравнять к 7 окружностям головы, включая шею.

Усвоив теоретические основы, мы учимся рисовать человека в движении вместе с детьми.

Процесс создания рисунка

Вариант 1

  • Сперва необходимо вместе с ребенком нарисовать овал, который в дальнейшем будет сложить головой нарисованному человеку.

Чуть ниже овала прорисуйте шею, эта часть тела не должна быть слишком длиной, ее необходимо разместить строго посередине. Затем дорисовываем прямоугольник, он будет ориентиром для дальнейшего прорисовывания тела.

  • Далее необходимо нарисовать такой же прямоугольник, ширина его должна быть равной первому, а вот длина – чуть больше. Делим второй прямоугольник пополам, таким образом, делаем зарисовку для нижних конечностей. Углы верхнего прямоугольника слегка закругляем, таким образом, формируем плечи.

  • Теперь необходимо удалить при помощи ластика лишние линии, которые указаны на рисунке красной стрелкой, эта процедура будет интересна для детей.

  • Чтобы ребенок полностью усвоил урок рисования, стоит подробно рассказать ему, как прорисовываются детали головы. Все ненужные линии можно легко убрать при помощи ластика.

В середине заготовленного ранее овала нарисуйте глаза, а также нос и рот. Не забывайте прорисовать брови, сделать наброски прически человека.

  • В самом конце сделайте несколько косых линий, которые изобразят складки на одежде, прорисуйте необходимые элементы обуви.

Рисунок полностью готов, каждый родитель сможет научить своего ребенка рисовать человека поэтапно.

Вариант 2

Этот простой способ изображения фигуры в движении понравится детям-непоседам.

  • Сначала сделайте на бумаге наброски линий, которые будут в дальнейшем ориентиром для прорисовки туловища, верхних и нижних конечностей.

В верхней части листа изображаем голову (рисуем овал). Ребенок сможет выполнить эту задачу самостоятельно под руководством родителя. Не забудьте обозначить внутри овала линии, по которым будут размещаться глаза, нос, а также рот.

  • Опираясь на направляющие, прорисуйте туловище человека. Далее можно приступить к прорисовке прически. Не исключайте некоторые детали, пускай малыш самостоятельно дорисует какой-либо предмет в руке человека. Детализируйте лицо, аккуратно изобразите глаза с носом и ртом.
  • Теперь осталось лишь удалить оставшиеся лишние линии.

Вот так просто можно нарисовать человека, такая процедура доставит удовольствие не только родителям, но и детям, благодаря этому ребенок освоит некоторые навыки в изобразительном искусстве.

Мы можем теперь тщательно присмотреться к деталям. И начнём мы с лица. Лицо человека – первое, на что мы обращаем внимание в любой ситуации, и это тоже определённым образом применимо к искусству: наблюдатель в первую очередь будет рассматривать лицо с вашими характерными особенностями. Перенесение лица на бумагу, особенно рисование живых экспрессивных выражений, несомненно, стоит приложенных усилий.

В этом уроке мы познакомимся с основными компонентами рисования лица – пропорциями, чертами и ракурсом , а в следующих уроках уже подробнее разберем разнообразные выражения лиц.

1. Пропорции лица

Анфас:

В этом положении череп будет плоской окружностью, к которой добавляются очертания челюсти, что в целом образует форму яйца, заострённое внизу. Две перпендикулярные по центру линии делят «яйцо» на четыре части. Чтобы распределить черты лица:

— Отметьте середины левой и правой половин горизонтальной линии. В этих точках будут глаза.

— Разделите вертикальную нижнюю линию на пять равных частей. Кончик носа будет на второй точке от центра. Губная складка будет на третьей точке от центра, на одну току ниже от кончика носа.

— Разделите верхнюю половину головы на четыре равные части: линия роста волос (если у человека нет залысин) будет располагаться между второй и третье й точкой от центра. Ухо будет располагаться между верхним веком и кончиком носа (в том случае, если лицо на одном уровне). Когда человек смотрит вверх или вниз, положение ушей меняется.

Полезно знать, что ширина лица – это ширина пяти глаз или чуть меньше. Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза. Для людей нехарактерно иметь широко поставленные или слишком близко расположенные глаза, но это всегда заметно (широко поставленные глаза придают человеку невинное детское выражение, а узко поставленные по какой-то причине возбуждают в нас подозрительность). Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется ширине одного глаза.

Еще одним критерием меры является длина указательного пальца над большим пальцем. В схеме ниже все длины размечены в соответствии с этим критерием: высота уха, расстояние между уровнем роста волос и уровнем бровей, расстояние от бровей до носа, расстояние от носа до подбородка, расстояние между зрачками.

Профиль:

Со стороны форма головы также напоминает яйцо, но заостренное в сторону. Центральные линии теперь делят голову на переднюю (лицо) и заднюю (череп) части.

Со стороны черепа:

— Ухо располагается прямо за центральной линией. По своим размерам и расположению оно также находится между верхним веком и кончиком носа.
— Глубина черепа варьируется между двумя разделёнными точками линиями (как показано в Шаге 4).

Со стороны лица:

— Черты лица располагаются так же, как в анфас.

— Углубление переносицы либо совпадает с центральной линией, либо расположена чуть выше.

— Самой выдающейся точкой будет уровень брови (1 точка от центра).

2. Черты лица

Глаза и Брови

Глаз строится из двух простых дуг, по форме напоминающие миндаль. Здесь нет строгих правил, так как формы глаз может быть совершенно разными, но есть и общие рекомендации :

— Внешний уголок глаз выше внутреннего, а не наоборот.

— Если сравнивать глаз с миндалём, округленная часть зрачка будет со стороны внутреннего уголка, уменьшается по направлению к внешнему уголку.

Детали Глаза

— Радужка глаза частично спрятана за верхним веком. Она пересекает нижнее веко только в том случае, если человек смотрит вниз или щурится (поднимается нижнее веко).

— Ресницы изгибаются наружу, и они короче на нижнем веке (на самом деле, необязательно прорисовывать их каждый раз).

— Если вы хотите изобразить овал слёзного канала во внутреннем уголке глаза, а также показать толщину нижнего века, это полностью зависит от ваших предпочтений; избыток деталей не всегда выглядит уместно. Добавление таких деталей пропорционально сложности рисования.

— То же самое может быть применимо к рисованию складки века – это добавляет выразительности и делает взгляд менее встревоженным. Я думаю, что лучше не добавлять складку, если вы выполняете стилизованных рисунок или ваш рисунок слишком маленький.

Глаз в профиль напоминает по форме кончик стрелы (стороны могут быть вогнутыми и выпуклыми), с небольшим обозначением верхнего века и, выборочно, нижнего. В жизни мы не видим радужку в профиль, но мы видим белок глаза. Когда я работала над уроком, многие говорили, что «это выглядит странно», поэтому радужку нужно всё-таки обозначить.

Что касается бровей, проще всего рисовать их после глаз, чтобы повторить изгиб верхнего века. Большая часть длины брови смотрит внутрь, а её кончик всегда немного короче.

В профиль форма брови меняется – она становится похожей на запятую. Эта «запятая» продолжает уровень ресниц (там, где они изгибаются). Иногда бровь кажется одним целым с ресницами, поэтому вы тоже можете нарисовать одну кривую для верхней части глаза и границей брови.

Нос обычно клинообразной формы – её проще визуализировать и придать трёхмерность, прежде чем дополнять деталями.

Перегородка и боковые стороны носа плоские, что будет заметно на готовом рисунке, однако уже на этапе наброска необходимо обозначить их, чтобы впоследствии правильно распределить детали. В нашем клине нижняя плоская часть – усечённый треугольник, соединяющий крылья и кончик носа. Крылья изгибаются по направлению к перегородке, образуя ноздри – обратите внимание, что, если смотреть снизу, линии, образующие боковые стороны перегородки, находятся на переднем плане, параллельно лицу. Перегородка выступает ниже, чем крылья (если смотреть прямо), что означает, что при ракурсе ¾ дальняя ноздря не будет видна соответственно.

Самым сложным моментом при рисовании носа может быть принятие решения, какие части носа лучше не изображать для естественно выглядящего результата. Вам не всегда придется полностью прорисовывать крылья носа (там, где они соединяются с лицом), и в большинстве случаев рисунок выглядит лучше, если вы просто нарисуете нижнюю часть носа. То же самое касается четырёх линий перегородки носа, в том месте, где они соединяются с лицом – в большинстве случаев будет лучше, если вы нарисуете только нижнюю часть носа (крылья, ноздри, перегородка) – можете поочередно закрывать пальцем линии, чтобы в этом убедиться. Если голова повернута на ¾, появляется необходимость дорисовать линии переносицы. Вам потребуется много наблюдать, методом проб и ошибок распознавать уникальные черты носа. Этой особенностью обладают карикатуристы – нужно внимательно рассматривать очертания носов, чтобы понять, почему они изображены именно так. Мы снова вернемся к этому вопросу в следующих уроках.

Губы

Советы по изображению рта и губ:

— Сначала нужно нарисовать губную складку, так как это наиболее линная и тёмная из трёх почти параллельных линий, которые образуют рот. На самом деле, это не сплошная прямая – она состоит из нескольких неявных кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть гиперболизированные примеры движения линии рта – обратите внимание, что они повторяют линию верхней губы. Эту линию можно «смягчить» несколькими способами: впадинка над губой может быть уже (для различения уголков) или настолько широкой, что она становится незаметной. Может быть и наоборот – нижняя губа настолько полная, что создает ощущение надутых губ. Если вам сложно придерживаться симметричности на этом этапе, попробуйте начать от центра и рисуйте по одной линии с каждой стороны.

— Верхние уголки губ более заметны, но вы можете смягчить их, изобразив двумя широкими кривыми, или смягчить настолько, что они перестанут быть заметными.

— Нижняя губа, безусловно, напоминает обычную кривую, но и она может быть почти плоской или довольно округленной. Мой совет – обозначать нижняя губу хотя бы обычной черточкой под нижней границей.

— Верхняя губа почти всегда уже нижней, и она меньше выдаётся вперёд. Если ее контур обведён, он должен быть ярче выражен, так как нижняя губа и так выделяется своей тенью (по размеру не должна превышать размеры губы).

— В профиль губы напоминают по форме наконечник стрелы, и выступ верхней губы становится очевидным. По форме губы также разные – верхняя плоская и расположена диагонально, а нижняя более округлая.

— Губная складка в профиль отклоняется вниз, начиная с пересечения губ. Даже если человек улыбается, линия спускается ниже и вновь поднимается в области уголков. Никогда не поднимайте уровень линии, если рисуете в профиль.

Уши

Основная часть уха (если она нарисована правильно) имеет форму буквы С с внешней стороны и форму перевернутой буквы U с внутренней стороны (граница верхнего хряща уха). Часто рисуют меньшую U над мочкой уха (вы можете приложить палец к своему уху), которая переходит дальше в меньшую букву С . Детали уха изображают вокруг самого ушного отверстия (но не всегда), и их формы могут быть совершенно разнообразными у разных людей. Рисунок может быть стилизованным – например, на рисунке внизу ухо в своем общем виде напоминает вытянутые символы «@».

Когда лицо повернуто в анфас, уши изображают в профиль соответственно:

— Мочка, прежде обозначенная в форме перевёрнутой буквы U теперь видна отдельно – то же самое, когда вы наблюдаете за тарелкой сбоку и затем видите ее дно, как если бы оно было ближе к вам.

— По форме ушное отверстие напоминает каплю и выделяется на общем фоне уха.

— Толщина уха с этого ракурса зависит от близости к голове, это еще один индивидуальный фактор. Тем не менее, ухо всегда выдаётся вперед – так сложилось в ходе эволюции.

Если смотреть сзади, ухо кажется отдельным от тела, в основном это мочка, соединённая с головой с помощи канала. Не преуменьшайте размеры канала – его функция в том, чтобы уши выступали вперёд. В этом ракурсе канал весомее мочки.

3. Ракурсы

Так как в основе головы лежит круг, где контурами обозначены черты лица, изменять ракурс головы проще, чем это кажется на первый взгляд. Тем не менее, еще важнее наблюдать за положением голов людей в разных ракурсах в жизни, чтобы запомнить все выступы и впадины, накладывающиеся друг на друга самым неожиданным образом. Нос, несомненно, значительно отступает от головы (также выступают брови, скулы, центр губ и подбородок); в то же время глазницы и боковые стороны рта образуют некоторые впадины на нашем «круге».

Когда мы с вами рисовали лицо в анфас и в профиль, мы упростили задачу до двухмерного изображения, где все линии были плоскими. Для всех остальных ракурсов нам понадобится перестроить наше мышление в трёхмерный мир и осознать, что форма яйца – это на самом деле яйцо, а линии, которыми мы пользовались раньше, чтобы расположить черты лица, пересекают это яйцо подобно экватору и меридианам на глобусе: при малейшем изменении положения головы мы увидим, что они округлые. Расположение черт лица – это всего лишь рисование пересекающихся линий под определенным углом – теперь их три. Мы можем снова делить голову на верхнюю и нижнюю части, «разрезая» наше «яйцо», но теперь нужно иметь в виду: самые ближние к нам компоненты выглядят толще. То же самое относится к рисованию лица в поднятом или опущенном состоянии.

Человек смотрит вниз

— Все черты изгибаются по направлению вверх, а уши «поднимаются».

— Так как нос выдаётся вперёд, его кончик опускается ниже первоначальной отметки, поэтому кажется, что он теперь ближе к губам, а если человек опустит голову еще ниже, то ном частично закроет губы. С этого ракурса не нужно рисовать дополнительные детали носа – достаточно будет переносицы и крыльев.

— Дуги бровей достаточно плоские, но могут снова быть изогнутыми, если слишком сильно наклонить голову.

— Верхнее веко глаз становится более выразительным, и достаточно лишь немного изменить положение головы, чтобы они полностью скрыли орбиты глаз.

— Верхняя губа практически невидима, а нижняя увеличивается.

Человек смотрит вверх

— Все линии черт лица стремятся вниз; уши также перемещаются вниз.

— Верхняя губа видна в полном объёме (чего не случается в анфас). Теперь губы кажутся надутыми.

— Брови изгибаются сильнее, а нижнее веко поднимается, из-за чего глаза кажутся сощуренными.

— Нижняя часть носа теперь полностью видна, обе ноздри явно отображены.

Человек поворачивается

  1. Когда мы видим человека почти полностью отвернувшимся, из видимых черт остаются надбровные дуги и скулы. Линия шеи накладывается на линию подбородка и находится рядом с ухом. Когда человек поворачивается, мы также видим ресницы.
  2. Также при повороте мы можем видеть часть линии брови и выступ нижнего века; также появляется кончик носа прямо из-за щеки.
  3. Когда человек поворачивается почти в профиль, появляются глазные яблоки и губы (хотя складка между губами небольшая), а линия шеи сливается с линией подбородка. Мы все еще видим часть щеки, закрывающую крыло носа.

Пора практиковаться

Пользуйтесь методом быстрого наброска, накидывая на бумагу выражения лиц, которые вы замечаете вокруг себя в кофейне или на улице.

Не старайтесь детализировать все черты и не бойтесь ошибиться, главное — передать черты из разных углов.

Если вам сложно рисовать в объёме, возьмите настоящее яйцо (можете сварить его, на всякий случай). Нарисуйте три линии по центру и добавьте разделяющие линии. Понаблюдайте и зарисуйте яйцо контурными линиями с разных сторон – таким образом вы прочувствуете, как будут вести себя линии и расстояния между ними в разных ракурсах. Можете наметить черты лиц на поверхности яйца по основным линиям и проследить как они меняются в размере при вращении яйца.

О портрете мы уже говорили, теперь речь пойдет о полноценном, так сказать, человеке (в полный свой могучий рост ). Думаю, у каждого из нас была проблема, когда вот вроде бы все круто и рисовать тело удавалось сначала хорошо, а оно – бац! – и не поместилось на листке. Беда прям.

Так вот, скажу по секрету и только вам, что система, по которой , избавляет от подобной штуки. То есть, благодаря ей, мы сумеем помещать все то, что мы хотим поместить на листик бумаги – даже на самый крошечный.

Суть упомянутой нами системы происходит от схематических рисунков человека. Каждый из нас начинал именно из этого – и когда я говорю «начинал », то имею в виду, начинал рисовать вообще в прямом смысле. Маленькие детки рисуют человечков очень примитивно, но, в основном, правильно.

Давайте вспомним нечто, вроде: «Палка, палка, огуречик — получился человечек «. Помните, что выходит, если следовать этому? Верно, схематический рисунок. Такой человечек в первую очередь научит нас видеть пропорции и правильно их изображать .

Согласитесь, если на рисунке у человека одна рука ниже другой, или нос слишком габаритный, то выглядит это, прямо скажем, не эстетично (другое дело, если такие пропорции в жизни… ). В общем, думаю, всю важность маленьких человечков вы оценили и осознали, теперь же рассмотрим каждого из них по отдельности. Да-да, каждый из них чем-то отличается от предыдущего.

Схематический рисунок тела

Человечек номер один. Нет, не нравится мне так называть нашего верного помощника… Давайте назовем его, ну, скажем, Стью . Начнем сначала.

1. Итак, Стью номер один . В нем есть четыре конечности плюс голова и туловище (без деталей) . Дает он нам не очень много – разве что возможность набить руку (нет, не об его лицо) в соблюдении пропорций тела.

2. Теперь Стью Второй . Вот тут уже больше благородства, иными словами, здесь больше деталей. Этот Стью может нам показать не только пропорции основных очертаний, но и пропорции плеч, предплечий, голеней и… бедер .
3. И, наконец, Стью номер три (похоже, это уже внук первого Стью) . Пройдя равномерную эволюцию, он превратился в идеально сложенного (ну, по пропорциям-то ) схематического человечка. Браво ему! Он может нам гордо продемонстрировать и плечи, и наличие таза .

До такого уровня изображения простейших схематических Стью, тьфу ты, человечков, доходит не каждый. И не от того, что это крайне сложно, просто этой целью не особо задаются.
Так-с, с «пропорциональными» человечками пока что закончили объясняться – переходим к практике . Вспомните детство и покалякайте людей. НО! Не забывайте соблюдать элементарные пропорции. Вот в этом и будет заключаться задание: проанализируйте, насколько хорошо и точно вам удается передавать пропорции .

После выполненного задания переходим к человечкам в движении. Именно с их помощью мы сможем распределять в дальнейшем полноценного человека так, чтобы он целиком помещался на листе. Приведем несколько примеров.

Рисунки тела в движении

Этот Стью метает копье (или пытается сбить надоедливую, ворующую урожай, ворону)

Этот отплясывает на дискотеке (ну или же, как вариант, его шибануло током)

Вот вам Стью Убегающий (вероятно, не стоило дразнить соседского питбуля). Заметили, что тут у него плечики уже? Это всё из-за того, что изображаем мы нашего Стью не в лоб, а сбоку.

Тут вам и Стью Сражающийся – вероятно, гладиатор. Опять-таки особенность: та рука, что держит меч, выглядит короче плюс поворот всего тела – именно так выглядит оглядывающийся человек (к примеру, тот, который оказался в ситуации Стью Убегающего).

Вот вам отчаянно печальный Стью. Ну, или Стью, разыскивающий вчерашний день… Как-то так.

А вот можете оценить Стью, изображающего из себя благородного лорда. Плечики и бедра незначительно развернуты.

А вот этот Стью внезапно решил помочь администратору сайта в занятиях йогой и потому выдумал новую позицию. Бедняга, вероятно, ему очень не комфортно.

По завершению работы движения с человечками, переходим на следующий уровень, именуемый человечком равновесия. Одной из важнейших деталей во время движения является центр тяжести. А поскольку наши ноги весят половину всего тела, то центр тяжести (следуя законам математики) будет расположен где-то в центре – внизу живота.

Итак, приступим к рассмотрению движения не менее чокнутого дружка Стью по имени, ну, пусть будет Дин .

Красные кружочки – сам центр тяжести

Красненькая стрелочка – направление действия земного притяжения (силы тяжести)

Зелененькая стрелочка – точка опоры.

Все понятно? Приступили.

Рисование тела с учетом равновесия

Вот вам Дин первый (топающий в бар кадрить девчонок) . Он в равновесии не от того, что еще не дошел до бара, а, дорогие мои, от того, что центр тяжести надежно держится меж двумя точками опоры (ножками)

А вот вам Дин, возвращающийся из бара (очевидно сегодня не его день, и достойных девчонок ему не попалось). Вы можете видеть центр тяжести, который съехал в сторону от опор – в результате, несчастный Дин рискует очутиться на холодной земле.

Тэк-с, на следующем рисуночке наш схематический Дин занялся йогой (ну либо же у него просто чешется нога – как вариант). В любом случае, чем бы он не занимался, но именно сейчас он балансирует – а это возможно лишь при более или менее относительной симметричности тела.

Тут Дин тоже пытается удержаться на одной ноге , но его центр тяжести, равно, как и тело, склонился вправо.

Ну а вот Дин, пытающийся угнаться за подозрительным типчиком (ну или наоборот – убегающий от полиции) . Согласно картинке, центр тяжести свисает наперед и из-за этого нашего Дина все время тянет вниз, но он не падает, ибо бежит – выставляет ноги (точки опоры) поочередно вперед.

Дин, раздумывающий, ждущий кого-то , или просто Дин, опирающийся на стенку . Мы можем видеть, что опять-таки его центр тяжести меж двух точек опоры – снизу нога, сверху плечо.

Это Дин, изображающий Брюса Ли (весьма неплохо, кстати) . Центр тяжести съезжает вправо от опоры и, соответственно, тело будет двигаться в правую сторону.

В любом случае, ни наш Дин , ни Стью , ни любой выдуманный вами герой не обязан находиться в равновесии – наоборот, когда человек в движении — это хорошо. Это показывает динамизм персонажа.

Теперь поговорим о гибкости тела . Гляньте на схематическое изображение подружки наших друзей (должна же быть хоть одна девушка в нашем схематическом мире, разве нет?) по имени . Здесь она просто идет (слегка смахивает на походку Дина, нет?).

Присмотритесь, как движутся тазобедренные суставы и плечи – заметили, что плечи движутся в противоположенном направлении от таза? На нижнем рисунке Чарли лежит на боку, опираясь на локоть, а ее грудная клетка как бы свисает на соответствующем плечике. Кстати, и позвоночник у нас гибкий, а, значит, он способен быть в разных положениях.

Теперь припомним уроки анатомии, вспомним строение скелета – основы, так сказать, нашего тела.

Вид спереди:

  • голова (черный цвет )
  • грудная клетка (голубой цвет )
  • позвоночник (голубой цвет )
  • таз (голубой цвет )
  • суставы (красный цвет )
  • руки (зеленый )
  • кисти (зеленый )
  • ноги (зеленый )
  • стопы (зеленый )

Присмотритесь к тому, как выгнут позвоночник на следующих, профильных изображениях, и оцените вид сбоку :

Что? Неужели пугающе выглядит? Да ладно вам – у меня есть запасной вариант: именно по нему легче понимать строение нашего тела (ну, как для рисовальщиков ):

Приступаем к мышцам, мускулам, «сосискам» и целлюлиту (уж у кого что есть…) . Для этого вспомним мысленно, как выглядят всякие эллипсы, цилиндрики, квадратики и кубики , именно их мы будем использовать для начала, когда будем подбирать наиболее подходящую формочку для определенной, нужной нам, части тела.

Итак, вот вам примеры – от схематических набросков до объемных прорисовок, естественно, базирующихся на схематичных. Красными линиями выделяем все необходимые нам соединения.

Помните о том, что каждый человек индивидуален, и это выражается во всем, в том числе и в пропорциях тела. Бывает так, что рисовать человечка гораздо легче целиком, а иногда приходится начинать с грудной клетки. Впрочем, это все по вашему усмотрению и способностям.