Джон толкин. Толкин джон рональд руэл Орки - представители темных сил

  • 28.06.2019

В настоящее время вряд ли найдется человек, которому неизвестно имя Дж. Р. Р. Толкиена. Этот английский писатель наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин Колец» и их предыстории – романа «Сильмариллион».

Толкиена по праву называют «отцом фэнтэзи». Конечно, многие авторы и до него писали в этом жанре, однако именно Толкиен создал фэнтэзи в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Именно ему мы обязаны общепринятыми представлениями о магах, эльфах, гоблинах, гномах и других чудесных персонажах этого жанра. На фэнтэзи – и книгах Толкиена в частности – выросло не одно поколение. На основе его произведений созданы компьютерные игры, десятки, а то и сотни подражателей Толкиена использовали его героев и некоторые сюжетные линии в своих произведениях, существует несколько мультипликационных и кинопостановок книг английского писателя…
Джон Рональд Руэл Толкиен – английский писатель, лингвист, филолог. Годы жизни – 1892–1973. Повесть «Хоббит, или Туда и обратно» – опубликована в 1937.
...

Толкиен разработал мифические языки сказочного мира, на которых заговорили герои его книг – эльфы и люди, гномы и хоббиты. История этого мира начинается много тысячелетий назад и охватывает четыре эпохи, начиная с акта творения…
Так в чем же неповторимое обаяние произведений Дж. Р. Р. Толкиена? Филолог, оксфордский профессор англосаксонского языка и просто настоящий англичанин создал на страницах своих книг целый мир – Средиземье. Он разработал мифические языки сказочного мира, на которых заговорили герои его книг – эльфы и люди, гномы и хоббиты. История этого мира начинается много тысячелетий назад и охватывает четыре эпохи, начиная с акта творения… Описать в одной статье все произведения великого англичанина невозможно, поэтому скажем пару слов о самом писателе и о книге, открывающей эпическую сагу Толкиена, – повести «Хоббит, или Туда и обратно».
Итак, родился Дж. Р. Р. Толкиен в Блумфонтейне, Южная Америка, где какое-то время жили его родители. Затем семья вернулась в Англию. Отец Толкиена умер рано, и мальчика вырастила мать, глубоко верующая католичка. Свою веру она воспитала и в детях, и на протяжении всей жизни Толкиен оставался очень религиозным человеком. Это нашло отражение и в его описаниях творения мира в «Сильмариллионе» – мир писателя создан в соответствии с христианскими представлениями.
Еще в детстве Толкиен увлекался языками. Обучаясь в школе, Рональд (а именно так называли его домашние) выучил древненорвежский, готский, староваллийский, финский языки. На базе нескольких известных ему языков он и разработал свои знаменитые «эльфийские» языки. Впоследствии писатель всю свою жизнь связал с филологией и лингвистикой. В 1925 году Дж. Р. Р. Толкиен был приглашен в Оксфорд, где получил должность профессора англосаксонского языка и литературы. Толкиен стал одним из самых молодых профессоров и впоследствии заработал репутацию одного из лучших филологов не только Англии, но и мира. В Оксфорде он жил и работал практически все последующие годы.В 1920-е Толкиен пишет первые легенды Средиземья, которые впоследствии войдут в «Сильмариллион», и «Хоббита». Сначала он рассказывает «Хоббита» только своим детям, и лишь в 1937 году, по совету друзей, издает повесть. К изумлению издателя, «Хоббит» пользовался большим успехом, и тогда Толкиену предложили написать продолжение, которым и стала знаменитая трилогия «Властелин Колец».Однако вернемся к «Хоббиту». Главный герой книги – Бильбо Бэггинс, хоббит, живущий в своей уютной норе мирной размеренной жизнью. Можно сказать, что Бильбо – это в какой-то степени каждый из нас, обычный человек, живущий в своем маленьком мирке. Неожиданно в жизнь Бильбо врываются приключения. Он встречает своего старого знакомца – мага Гэндальфа, а затем знакомится с группой гномов с Торином Оукеншильдом во главе. И на этом спокойная жизнь Бильбо заканчивается. Он оказывается участником авантюрного приключения – похода к Одинокой Горе в поисках сокровищ гномов, которые охраняет дракон Смог.
...

Помните противных пауков, которые преследовали Бильбо сотоварищи? А жутких Шелоб и Унгалианту? Эти создания тьмы, отвратительные паукообразные существа, столь часто встречаются в произведениях Толкиена, что у многих невольно возникала мысль о наличии у автора арахнофобии (боязни пауков). Так вот, когда семья Толкиенов жила в Африке, маленького Рональда укусил тарантул. Не исключено, что именно это происшествие впоследствии повлияло на создание «паучьих» образов. Кстати, пока мальчик болел, за ним наблюдал некий доктор Торнтон Куимби, который, по некоторым версиям, послужил прообразом Гэндальфа.
На пути к сокровищам с путешественниками происходят различные приключения. Они попадают в плен к гоблинам, а затем к эльфам Лихолесья, их пытаются съесть тролли, за нашими героями гонятся жуткие волки-варги и огромные пауки.
Но во всех путешествиях гномам и Бильбо удается победить врагов и преодолеть препятствия. Иногда им помогает маг Гэндальф, а в некоторых случаях героев спасают неожиданно открывшиеся способности Бильбо.
Также на своем пути герои встречают Горлума – загадочное существо, живущее в пещерах гоблинов. Здесь Бильбо случайно находит потерянное Горлумом кольцо, обладающее чудесным свойством – делать своего владельца невидимым. Достигнув Горы, путешественники знакомятся с жителями Озерного города и их предводителем – смелым Бардом. В дележ сокровища оказываются втянуты и эльфы, и гоблины. В конце концов нашим героям удается (правда, ценой немалых потерь) победить дракона и гоблинов, преодолеть все разногласия, возникшие между гномами и жителями Озерного города. Бильбо в награду получает небольшую часть сокровищ и в сопровождении Гэндальфа возвращается домой. Теперь у него есть своя волшебная история, которую он может рассказать потомкам…
В дальнейшем, в трилогии, мы еще повстречаемся и с постаревшим Бильбо, и с Горлумом, которому суждено будет сыграть важную роль в жизни всего мира, и с Гэндальфом, одним из величайших магов. И вроде бы безобидная находка хоббита, волшебное колечко, окажется мощнейшим оружием, созданным Темным Властелином… Но все это – в дальнейшем. А пока мы с легкостью и удовольствием читаем о путешествии хоббита, и история эта светлая и радостная. Поэтому именно с «Хоббита» стоит начинать знакомство с творчеством Толкиена. Эта книга одинаково интересна как для взрослых, так и для детей, и когда читаешь ее, то хочется, чтобы эта история никогда не заканчивалась…

Джон Толкин (по-русски часто ошибочно пишут Толкиен) – это человек, чье имя навсегда останется частью мировой литературы. Данный автор за свою жизнь написал всего несколько полновесных литературных произведений, однако каждое из них стало маленьким кирпичиком в фундаменте целого мира – мира фэнтези. Джона Толкина часто называют родоначальником этого жанра, его отцом и создателем. Впоследствии те или иные сказочные миры создавались многими писателями, однако именно мир Толкина всегда выступал в таких случаях в виде своеобразной кальки, своеобразного примера для миллионов других авторов в разных уголках Земли.

Толкин читает «Namárië» + Карикатуры Толкинa

Наш сегодняшний рассказ посвящен жизни и творчеству одного из самых ярких писателей нашего времени. Человеку, создавшему для нас целый мир, в котором сказочные истории кажутся живыми и реальными…

Ранние годы, детство и семья Толкина

Джон Рональд Руэл Толкин появился на свет в январе 1892 года в городе Блумфонтейн, который сегодня является частью Южноафриканской республики. На самом юге Черного континента его семья оказалась из-за служебного повышения его отца, которому доверили право управления представительством одного из тамошних банков. Как отмечается в некоторых источниках мама нашего сегодняшнего героя – Мейбл Толкин – прибыла в ЮАР уже будучи на седьмом месяце беременности. Таким образом, первый ребенок четы Толкин появился на свет практически сразу после переезда. Впоследствии в семье появился младший брат Джона, а затем и младшая сестра.

В детстве Джон был совершенно обычным ребенком. Он часто играл со сверстниками и проводил много времени вне дома. Единственным запоминающимся эпизодом из его раннего детства был случай связанный с укусом тарантула. Как говорится в медицинских картах, Джона Толкина лечил некий врач по фамилии Торнтон. По мнению некоторых исследователей, именно он и стал впоследствии прообразом мудрого и доброго волшебника Гэндальфа – одного из главных персонажей сразу трех книг Толкина. Кроме того, своеобразное отражение получил и тот самый тарантул, укусивший мальчика в раннем детстве. Образ паука был воплощен в злобной паучихе Шелоб, которая атакует героев книги Толкина в одном из ее эпизодов.

В 1896 году, после смерти отца семейства от затяжной лихорадки, вся семья нашего сегодняшнего героя переехала назад в Англию. Здесь мама Мейбл Толкин с тремя своими детьми обосновалась в пригороде Бирмингема, где и жила до самой смерти. Данный период стал очень тяжелым в жизни семейства будущего писателя. Денег постоянно не хватало, и единственной отрадой для Мейбл Толкин и ее детей стала литература и религия. Достаточно рано Джон научился читать. Однако в этот период большую часть его настольной литературы составляли религиозные книги. Впоследствии к ним добавились еще и сказки некоторых английских и европейских писателей. Так, любимыми произведениями Толкина стали книги «Алиса в стране чудес», «Остров сокровищ» и некоторые другие. Именно этот странный симбиоз сказочной и религиозной литературы и заложил основы фирменного стиля, который был органично воплощен им в дальнейшем.

После кончины его матери, случившейся в 1904-м году, Джон воспитывался дедом – священником местной англиканской церкви. Именно он, по мнению многих, и привил будущему писателю любовь к филологии и языкознанию. С его подачи Толкин поступил в Школу короля Эдварда, в которой начал изучать древнеанглийский, готский, валлийский, древненорвежский и некоторые другие языки. Данные познания впоследствии очень пригодились писателю при разработке языков Средиземья.

Впоследствии на протяжении нескольких лет Джон Толкин обучался в Оксфордском университете.

Творчество Толкина - писателя

После окончания учебы Джон Толкин был призван в армию и в составе Ланкаширских стрелков участвовал во многих кровопролитных сражениях. Во время Первой мировой войны погибло много его друзей и впоследствии ненависть к военным действиям оставалась с Толкином до конца его жизни.

История Джона Рональда Руэла Толкина

С фронта Джон вернулся инвалидом и впоследствии зарабатывал себе на жизнь исключительно преподавательской деятельностью. Он преподавал в Университете Лидса, затем – в Оскфордском университете. Так он заработал славу одного из лучших филологов мира, а впоследствии еще и славу писателя.

В двадцатые годы Толкин начал писать свое первое литературное произведение – «Сильмариллион», которое состояло из небольших рассказов и содержало описание вымышленного мира Средиземья. Однако работа над данным произведением была завершена несколько позже. Стараясь угодить своим детям, Джон взялся за написание более легкого и «более сказочного» произведения, которое уже в скором времени получило название «Хоббит или Туда и обратно».

В данной книге мир Средиземья впервые ожил и предстал перед читателями в виде целостного образа. Книга «Хоббит» была издана в 1937-м году и стала довольно успешна среди англичан.

Несмотря на этот факт, долгое время Толкин всерьез не задумывался о профессиональной писательской карьере. Он продолжал преподавать, а параллельно с этим работал над циклом преданий «Сильмариллиона» и созданием языков Средиземья.

В период с 1945-го по 1954-й он писал исключительно небольшие произведения – преимущественно рассказы и сказки. Однако уже в 1954-м году свет увидела книга «Братство кольца», ставшая первой частью знаменитой серии «Властелин колец». Следом за ней последовали и другие части – «Две твердыни» и «Возвращение короля». Книги были изданы в Британии, а затем и в США. С этого момента по всему миру начался настоящий «толкиновский бум».

Признание Толкина, «Властелин колец»

В шестидесятые годы популярность эпопеи «Властелин колец» стала настолько велика, что превратилась в один из главных трендов того времени. В честь толкиновских героев называли чайные, рестораны, общественные заведения и даже ботанические сады. Некоторое время спустя многие видные деятели даже ратовали за вручение Толкину Нобелевской премии в области литературы. Данная премия, однако, обошла его стороной. Хотя наград и различных литературных призов в личной коллекции писателя все равно скопилось немало.


Кроме того, уже в тот период Джоном Толкином были проданы права на экранную адаптацию своих произведений. Впоследствии видными деятелями Англии и США были созданы многочисленные аудиоспектакли, игры, мультипликационные картины и даже полновесные голливудские блокбастеры, снятые по мотивам книг Толкина. Однако большую часть всего этого сам автор уже не застал. В 1971-м году после смерти его жены Эдит Мэри писатель впал в затяжную депрессию. Буквально год спустя у него обнаружилась кровоточащая язва желудка, а некоторое время спустя еще и плеврит. Второго сентября 1973-го года Толкин умер от многочисленных болезней. Великий автор похоронен в одной могиле со своей женой. Многие его произведения (преимущественно короткие рассказы) изданы посмертно.

Галиев С.С. Мотив зла в мифологической системе Толкина / Вестник Университета Российской Академии Образования №1. – М.: 2010.

Созданную Толкином искусственную мифологию, можно отнести непосредственно к мифу лишь отчасти. Внутри литературного произведения древние мифологические пласты часто перемешиваются с культурными вариациями мифа, который находится почти на грани своего распада. В произведении часто мифологическое сознание сменяется религиозным, в нем начинает ощущаться христианское влияние, которое вносит черты монотеистической философии. Эту особенность отметил один из исследователей творчества Толкина К. Гарбовский: «Под языческим слоем мифологии Толкиена обнаруживается монотеистическая её природа». В результате мифологическая система в произведении «Сильмариллион» имеет синтетическую структуру, внутри которой присутствуют как языческие, так и христианские элементы. Сложность системы заключается в том, что она оказывается весьма стройной и непротиворечивой, при тесном смешении мифологического синкретизма и христианского монотеизма.
Для Толкина тема мифотворчества, как и тема откровения, была чрезвычайно близка. Свой уникальный мир он рассматривал как способ передачи христианской истины. Толкин был набожным человеком и принадлежал к католической церкви. Карпентер, биограф писателя так отзывался о набожности Толкина: «даже вступление к литургии на национальном языке вызывало у него определённую озабоченность, он был английским филологом и одновременно не являлся таковым». При этом Толкин восхищался древней мифологией Финнов и Скандинавов.
Глубокая философская связь с христианством порождала для многих исследователей творчества Толкина вопрос об отношениях христианской теологии и мифологии автора. Краеугольной проблемой, регулирующей характер взаимодействия мифологии Толкина и христианства, является определённая конфигурация категорий Добра и Зла в произведении. Поэтому многие исследователи, занимающиеся анализом оппозиции Добра и Зла почти всегда наталкивались на проблему присутствия христианской теологии в мифологии Толкина и наоборот.
Один из самых известных специалистов по Толкину, Томас Шипи в своем труде раскрывает глубину соприкосновения христианской философии и мифологии Сильмариллиона . Одной из центральных проблем, через которую Шипи приходит к выводам о подобной связи, является проблема Добра и Зла в мифологии Толкина, и особенно тема смерти. Однако Шипи делает основной акцент именно на христианской составляющей произведения Толкина, мифологическая же часть с его стороны практически не анализируется. Даже проблема смерти у Шипи воспринимается несколько плоско, поскольку он считал, что Толкин решил проблему смерти созданием бессмертной расы эльфов.
Ряд филологов уклоняется от анализа мифологии Толкина, предпочитая определять степень религиозно-философского творчества Толкина и сравнивать его с текстом Священного писания. Центральным элементом данных сравнений также будет позиция Добра и Зла в мире Толкина. К таким исследователям можно отнести Г. Морана, который пытается определить место Толкина в сфере теологического творчества. Более полным в этом отношении является исследование Ричарда Л. Пуртила «J. R. R. Tolkien: Myth, Morality and Religion», где всё-таки происходит некий анализ мифологической составляющей, и характера контактов мифа с христианством. Особенно ценны наблюдения Пуртила в той части творчества Толкина, где описывается сотворение мира.
Наиболее всеобъемлющим и ценным является исследование Кристофера Гарбовского «The Silmarillion and Genesis: The Contemporary Artist and the Present Revelation», в котором не только определяется родство позиций Добра и Зла между произведением Толкина и Библией, но и раскрывается аспект взаимодействия мифологии и христианства через конфликт нравственных категорий.
Сильмариллион - книга, в которой сконцентрирована вся мифология Толкина - очень часто сравнивалась со Священным писанием, и в частности с Книгой Бытия. Томас Шипи одним из первых задал вопрос: «может ли Сильмариллион рассматриваться как «конкурент Священному писанию?» Это говорит об уровне интеграции мифологии Толкина с христианством. Полемизируя с Шипи, Моран решает проблему в пользу Священного писания, считая, что авторская позиция более ограничена, нежели сакральный текст: «это откровение, которое существует прямо здесь и сейчас, правда при этом оно не становится доступнее для других, оно существует как особая область творчества художника, который, можно сказать, чем-то сродни пророку» . Однако при этом Моран ставит произведения Толкина почти на один уровень с религиозным откровением.
Но как определить первичность того или иного источника, а также понять его место в тексте? Можно ли рассматривать миф как оболочку для христианской истины, или перед нами синтетичный слепок разных культурных и религиозных традиций?
На уровне внутренней структуры текста в произведении почти отсутствуют мифологические формы и заимствования, к такому выводу пришёл ещё Гуннар Уранг. По его мнению, Сильмариллион «лишён мифологической структуры вечного кругооборота во многих типологических системах текста» . Однако подобное замечание можно отнести непосредственно к текстуре произведения, оно никак не задевает его идеологической составляющей.
Ответить на этот вопрос можно благодаря структурному анализу идеологической составляющей Сильмариллиона. Как известно архаический миф чужд противопоставлению Добра и Зла, точнее, это противопоставление не оформляется в чёткое идеологическое разграничение. В то время как в христианстве тема Зла и Добра является центральной, в этом заключается открытие монотеистической философии, которая оттесняет космогонию и метафизику, смещая акценты в область нравственных категорий и взаимоотношений Бога и человека.
На идеологическом уровне произведения Толкин использует христианство, которое хоть и допускает видимость дуализма, по сути его не приемлет. В христианском понимании Зло не всесильно и уж точно не равно Добру. Добро всегда сильнее Зла, которое существует лишь при попустительстве Добра. Зло в христианстве существует лишь потому, что оно есть следствие некой ошибки в начале творения. Эта ошибка всё равно будет исправлена, и пока существует как временная неприятность. Эту идею хорошо выражает евангельская притча «О ростках и плевелах». В притче ангелы хотят уничтожить всё Зло, посеянное дьяволом, но Господь останавливает их, чтобы они не повредили и ростки, то есть праведников. Время уничтожения Зла откладывается на определённый период времени .
Абсолютно так же устроено Зло и в произведении Толкина. К такой мысли приходит ещё Шипи, рассуждающий о мотиве зла в контексте идеологии Толкина: «Всё это полностью согласуется с христианской доктриной о том, что Зло всё равно будет побеждено добром» .
Своеобразным маркером, определяющим мотив Зла в произведении, является проблема смерти, а точнее то, как эту проблему решает Толкин. Шипи в этом отношении воспринимает решение Толкина о создании бессмертной расы эльфов весьма поверхностно: «Автор испытывал некоторые сомнения, подтверждаемые его интуицией относительно подлинной ценности дохристианского понятия перерождения. И если мы рано или поздно умрём, то он изобретает расу, которая не умирает» . Думается, бессмертные эльфы нужны были Толкину совсем для другого. Смерть, в мифологии Толкина, называется «даром», причём настолько ценным, что, по мнению Илуватара, этому дару со временем позавидуют самые могущественные из бессмертных. Однако секрет смерти не раскрывается автором до конца. На философском уровне Толкин открывает перед читателем ценность этого дара. Ценность жизни смертных заключается в том, что они сами способны выбирать свою судьбу. В то время как эльфы, несмотря на всё своё могущество, вынуждены следовать судьбе. Именно по этой причине с приходом людей владычество эльфов начинает увядать, и рано или поздно они вынуждены «уйти», оставив Арду людям. Понимание Толкином смерти обнаруживает близость к католическому пониманию свободы выбора, которая была дана человеку во время совершения им акта познания Добра и Зла, после чего и появилось такое понятие как смерть. Свобода выбора – это и свобода творчества, а значит люди, в мифологии Толкина максимально приближены к образу Творца, к образу единого Бога. Именно поэтому Толкин оставляет намёк на то, что люди ещё примут участие во второй песни Айнуров, то есть в сотворении мира после конца света. В то время как участие эльфов во второй песни Айнуров весьма сомнительно. Мотив смерти в мифологии Толкина обнаруживает глубокую связь с христианским монотеизмом, в то время как миф используется автором лишь как внешнее оформление этих идей.
Необходимо проанализировать и персонификацию зла в произведении. Христианский Мотив Зла, которое некогда было добром, но потом испортилось, отпало от Бога, точно прорисовывается в образе Мелькора. Подобно Люциферу, Мелькор был сильнейшим из Айнуров (Ангелов): «Мелькор был превыше прочих Айнуров одарён мудростью и силой, владея частицами открытого каждому из его братьев» . Также как и Люцифер, что с латинского переводится как «светоносный» , Мелькор является духом Огня. Вроде бы сходство почти полное. Об этом сходстве упоминает и Гарбовский: «Таким образом, как и Евангельский Сатана, Мелькор испорчен ещё с начала времён». Однако в этом пункте исследователь допускает ошибку – Мелькор не был испорчен изначально. Момент отпадения Мелькора описан автором вполне конкретно: «…и казалось ему, что Илуватар не спешит обращать Ничто в Нечто, и нетерпение охватывало его при виде пустоты. Пламени он не нашёл, ибо Пламя было у Илуватара. Но одиночество породило в нём думы, неведомые братьям». То есть Мелькор начал «с жажды Света» . Желание быть творцом, желание творить – вот начало неправильного пути Мелькора. Толкин не осуждает желания творить как такового, но предупреждает, что это чрезвычайно опасный путь, становясь на который, необходимо быть очень внимательным.
Причиной, по которой Мелькор «испортился» и отпал, в мифологии Толкина является не гордыня, а «жажда Света», то есть страстное желание, которое привело Мелькора к контакту с первозданной тьмой, с хаосом, с пустотой. И здесь обнаруживается влияние древних мифологий, в которых первоисточником зла является первозданный хаос, существовавший до сотворения мира. Контакт с пустотой и одиночеством породили «в нём думы, неведомые братьям» . Смешение тьмы и света является порождением Зла, именно таково происхождение Зла с точки зрения Толкина. Прочие Айнуры, которых Мелькор смог привлечь на свою сторону, как падшие существа, также являются смешением света и тьмы: «Сердца их были из пламени, но обличье – тьма, и ужас несли они с собою…» .
Несмотря на отпадение Мелькора, Илуватар его не уничтожает, также как и Библейский Господь не уничтожает Люцифера. По мнению Свитмана, в данном пункте Толкин опять возвращается к христианскому пониманию свободы выбора: «…Иллуватару возможность осуществить тему свободы, и именно таким образом зло и проникает в мир» . И именно через проблему свободы Толкин осуществляет: «…творческую интерпретацию, поднимающую вопрос о роли ангелов в сотворении мира». .
Однако на этом идентификация Зла не заканчивается: подобное разделение копирует христианскую онтологию, но помимо христианства в системе Толкина присутствует и миф. Поэтому зло выражается и через мифологии, которые Толкин использовал для сотворения собственного мира. Не случайно причиной отпадения Мелькора является первозданная тьма, чего не замечает ни один из исследователей. В дальнейшем этот древний образ возникнет в Сильмариллионе в эпоху цветения Древ Валаров, которые на мифологическом уровне символизируют эпоху Мирового Древа.
Сокрушение вертикали Древ осуществляется именно первозданной тьмой, хотя и при помощи Мелькора. Образ первозданной тьмы является одним из самых близких к мифологическому пониманию образов Зла во всём произведении. Однако об Унголианте литературоведы предпочитают не упоминать. Этот образ внешне выпадает из логики произведения, однако он важен. Чрезвычайно ценно описание возникновения Унголианты: «…залегли самые глубокие и непроглядные тени в мире; и там в Аватаре, в тайне и неизвестности жила в своём логове Унголианта. Эльдары не знают, откуда она взялась, но кое-кто говорит, что бессчётными веками раньше, когда Мелькор впервые с завистью взглянул на владения Манвэ, её породила тьма, окружающая Арду» . То есть Унголианта имеет не божественное происхождение, как, например, Мелькор, которого всё же сотворил Илуватар, и который является братом другим Айнурам. Унголианта возникает из изначальной тьмы и сама собой. Самозарождение – весьма близкое к хаосу явление. Видимый образ Унголианты представляет собой паука: «Она жила в глубоком ущелье, приняв облик чудовищного паука, и плела в расселинах чёрную паутину. В неё ловила она весь свет, какой могла, - и вплетала в тёмные сети удушающей мглы, покуда свет, не перестал проникать в её логово; и она голодала». Образ паука для Толкина является ключевым, поскольку почти в каждом произведении паук представлен как абсолютное воплощение Зла, но не разумного, а животного, плотоядного, а потому жестокого и беспощадного. Такими будут пауки в «Хоббите», которые пытаются съесть гномов и Бильбо, таким же является паук, стерегущий вход в Мордор в третьем томе Властелина колец. Шелоб также является прямым потомком самой Унголианты.
Сутью Унголианты является бесконечная жажда потребления, которая помимо животного голода ещё выражается и в похоти. В этом отношении Толкин пытается выразить суть пустоты и темноты как вакуума, некой чёрной дыры, которая втягивает в себя и уничтожает всё без разбора: «Но она отреклась от своего Господина, ибо желала быть хозяйкой своих вожделений, поглощая всё, дабы насытить свою пустоту; и бежала на юг, спасаясь от валаров…».
Сила Унголианты прямо пропорциональна количеству ею съеденного: «А её всё томила жажда, и, подползши к Прудам Варды, она выпила их до дна; пока же Унголианта пила, она выдыхала испарения столь чёрные, и рост стал её столь огромен, а облик так ужасен, что Мелькор устрашился». . Даже сам Мелькор, который, как могло бы показаться на первый взгляд, является символом абсолютного Зла, кажется ничтожным по сравнению с порождением изначальной тьмы, поглощающей свет. С разросшейся Унголиантой не может справиться никто, ни воинство Валаров , ни сам Мелькор, который чуть было сам не становится её добычей . Первозданная тьма становится всесильной – никто не способен её одолеть. Только Балрогам удаётся её отогнать при помощи огненных бичей от Мелькора, которого она уже опутала паутиной пустоты. Причём всесильной Унголианта становится только после употребления ею света Древ. Здесь опять реализуется идея Толкина о том, что смешение тьмы и света является универсальной формулой возникновения Зла. Тьма, напитавшаяся светом, становится живой, а значит, более опасной. Она обретает ужасную форму, хотя суть её остаётся прежней. Всесильная Унголианта может угрожать всей Арде, поскольку с ней никто не может справиться, и она может, как живое воплощение изначальной Тьмы, пожрать всё на свете. Однако Унголианта погибает сама собой, причём столь же непонятным на первый взгляд способом, каким она и появилась на свет: «Ибо там, со времён разрушения Ангбанда, жили мерзкие твари в том же паучьем обличье; и она сочеталась с ними, а потом пожирала; и даже когда сама Унголианта сгинула неведомо куда, потомство её жило там и плело свои мерзкие сети. О судьбе Унголианты не говорит ни одно предание. Однако кое-кто считает, что она давным-давно исчезла, в неутолимом своём голоде пожрав саму себя». Унголианта пожрала саму себя, и таким образом исчезла. Толкином используется древнейшая мифологема образа Уробороса – змея, кусающего свой собственный хвост. Этот образ объясняет суть первозданного хаоса, его возникновения, исчезновения и одновременно вечного существования. Образ Унголианты сливается с образом Мирового змея, выражая мифологему первозданного хаоса, существовавшего ещё до творения, и занимающего в мифологической системе Толкина место абсолютного Зла.
Унголианта занимает нейтральную позицию в мире Толкина, её не интересуют ни судьбы Арды, ни Валары, ни Мелькор – она никому не противопоставлена. Она просто порождение хаоса и всё. Как самая древняя часть мифологического материала, используемого Толкином, образ Унголианты выпадает из христианского монотеистического членения мира Сильмариллиона. Этот образ ближе всего к мифологическому пониманию Зла как такового. По сравнению с этим образом Мелькор, как прототип христианского дьявола, смотрится бледно.
Сложность и динамику Унголианте придаёт внутренняя мифологическая диалектика. Унголианта самопроизвольно возникает и также самопроизвольно исчезает, она жаждет Света и одновременно его же ненавидит , она помогает Мелькору и его же хочет пожрать. Пик внутренней диалектики достигается в самом конце, когда образ Унголианты сочетает в себе Эрос, воплощённый в неуёмной жажде и похоти, и Танатос – стремление уничтожать, убивать, когда после совокупления Унголианта пожирала собственных мужей . Столь сложного и мифологически глубокого образа Зла в Сильмариллионе больше не встречается нигде.
Унголианта в этом отношении полностью выпадает из мира Толкина, находится как бы за его гранью. Это что-то вроде незапланированной автором мифологической флуктуации внутри текста, когда мифологическое Зло показывает своё истинное лицо, заслоняя образ Зла, существующего в монотеистической онтологии. Однако для той же финской мифологии, которой так восхищался Толкин, подобный образ является чрезвычайно органичным. Паучиха в финской мифологии именуется «шлюхой из рода хийси» , где хийси – злой лесной дух. У финнов образ паука также соединяет в себе понятия зла, нечистоты и похоти.
Зло действует как определённый маркер, по которому мы можем определить структуру мифологической системы, созданной Толкином. Она состоит из двух частей, одна из которых входит в другую по принципу матрёшки.
Части отличаются друг от друга не только масштабом и идеологической направленностью, но и временем своего возникновения. В первый «трансцендентный» период выделяется Илуватар, обладающий творческой энергией (Неугасимым Пламенем), и изначальная тьма, которая явно себя не проявляет, но потом скрытно воздействует на мир, искажая думы Мелькора и порождая Унголианту. Эта часть мифологической системы самая древняя и самая «чистая» в мифологическом плане, здесь практически нет христианских наслоений, в этом отношении она похожа на начало онтологического мифа любой народности.
Во второй «креационистский» период, когда творческая сила Логоса проявляется в великой Песни Айнуров, возникает вторая система. Эта система представлена оппозицией Светлых и Падших Айнуров во главе с Мелькором. Эта часть целиком наследует христианскую традицию.
Концепция Зла в мифологической системе Толкина чрезвычайно сложна, обнаруживает глубокий синтез мифа и христианства. На интуитивном уровне к этому же заключению приходит и Гарбовский: «у Толкина языческий миф не рассматривается как лишённый пророческого откровения, у него миф предстает в более глубоком понимании, приводит к мысли о том, что он является частью природной религиозности».
Образ Мирового Зла в произведении Толкина обретает внутреннюю полемичность. Мифологическая архаика делает образ более живым, подвижным и от этого более впечатляющим, запоминающимся. Следствием такого усложнения образа Зла является его большая самостоятельность внутри четкой структуры мифологии Толкина. Важно, что миф и христианство не вступают в конфликт внутри данного образа, мифологическое и религиозное сознание друг другу не противоречат, а дополняют друг друга. Миф выполняет необходимые функции в плане космогонии, в то время как христианство определяет развитие взаимоотношений Зла с Добром и с персонажами произведения. Идеологию же автора определяет не миф, а христианство.

Список используемой литературы

1. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, М., 2002.
2. Дж. Р.Р. Толкин Сильмариллион: Сборник, М., 2001.
3. Петрухин В. Мифы финно-угров, М., 2005.
4. Святое Евангелие, М., 2004.
5. Sweetman В., Why Evil? Why Anything at All, The New Oxford Review, July/August 1995
6. Christopher Garbowski, The Silmarillion and Genesis: The Contemporary Artist and the Present Revelation, Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska, Lublin-Polonia 1998.
http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/genezis.shtml
7. G. Moran, The Present Revelation: The Search for Religious Foundations, Herder & Herder, New York 1972
8. G. Urang, Shadows of Heaven: Religion and Fantasy in the Writings of C. S. Lewis, Charles Williams, and J. R. R. Tolkien, SCM Press LTD, London 1971
9. Richard L. Purtill J. R. R. Tolkien: Myth, Morality and Religion, Harper & Row, San Francisco 1981
10. T. Shippey, The Road to Middle Earth, Grafton, London 1992
11. H. Carpenter, J.R R. Tothien: A Biography, Grafton Books, London 1992
12. J. R.R. Tolkien, Silmarillion, Houghton Mifflin /Seymour Lawrence, Wilmington, Massachusetts, U.S.A., 1977

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №77»

Школьная научно-практическая конференция

«Юность науке и технике

Секция: филологических дисциплин

Тема: Мифологические образы в сказке-повести Джона Рональда Руэла Толкина "Хоббит, или туда и обратно"

Выполнил: Иванов Иван

ученик 6 Г касса,

Введение……………………………………………………………………….3

1.Мифология и фольклорная сказка - основные составляющие повести Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно»………………………………….5

2.Фантастические образы в повести ДЖ.р.Р. Толкина «Хоббит, Туда и Обратно»……………………………………………………………………………...8

2.1 Гендальф - мудрый волшебник…………………………………………..8

2.2 Гоблины - волшебные существа в английском фольклоре……………9

2.3 Тролли - существа из скандинавской мифологии……………………..10

2.4 Эльфы - прекрасные волшебные существа……………………………..11

2 .5 Гномы - духи земли и гор……………………………………………….12

2.6 Орки - представители темных сил………………………………………13

2.5 Беорн - человек-медведь………………………………………………...14

2.6 Волки-варги - представители зла ……………………………………….15

2.9 Смауг - беспощадный огнедышащий дракон………………………….16

3. Хоббит - главный герой повествования…………………………………17

4.Практическое значение творчества Толкина……………………………19

Заключение………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………22

Приложение1.Анкета по выявлению читательских интересов

школьников ………………………………………………………………….24

Социологический опрос……………………………………………………25

Введение

Творчество Джона Рональда Руэла Толкина (1892-1973) представляет собой культурный феномен, соединивший традиции древнего и современного искусства, выходящий за рамки существующей системы литературных жанров и, следовательно, требующий всестороннего изучения. На протяжении последних двадцати лет произведения Толкина, и особенно его мифологическая эпопея «Хоббит, или Туда и Обратно» (1936), привлекают к себе внимание многочисленных зарубежных исследователей (П. Кочера, Х. Карпентера, Р. Hоэль, Р. Хелмса, К. Килби и др.); однако в современном литературоведении творчество писателя практически не изучалось. При этом ни отечественные, ни зарубежные исследователи не рассматривали произведения Толкина как художественно-мифологическую систему. Попытка такого рассмотрения предпринята в данной работе.

Профессор британского университета, филолог, Толкиен блестяще показал истинный смысл противоборства добра и зла. Особенно актуально это противоборство выглядит в наш жестокий век, когда понятие природной красоты считается устаревшим, оно стало жертвой технического прогресса. Может быть именно поэтому часть населения планеты с головой ушла в мир писателя, понимая вселенское значение зла.

Гипотеза: мир Толкиена – это мир, где все дано в ощущении, даже деревья у него ходят и разговаривают. Границ между миром людей и зверей в этом мире не существует.

Цель работы: проанализировать повесть Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» и определить природу и функциональную роль фантастических персонажей повести.

Задачи

определить наличие мифологических и сказочных образов в повести;

установить природу фантастических образов (авторская - фольклорная);

определить функциональную принадлежность фантастических образов (на чьей стороне они выступают в повести).

Объект исследования - повесть Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно».

Предмет исследования - мифологические и сказочные образы в повести;

Метод исследования – сравнительно-сопоставительный анализ.

Многие исследователи творчества писателя сопоставляют его мифологию с мировой традицией. Ключ к постижению мира Толкиена кроется в Библии и скандинавской Эдде» 1 . Кирилл Королев, например, уделяет внимание подробнейшим географическим описаниям Средиземья. Новизна этого исследования состоит в вычленении из множества существ, обитающих в мире Толкиена, самых необычных.

Глава 1.Мифология и фольклорная сказка - основные составляющие повести Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно»

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Мифы отличаются от сказок различием функций: основная функция мифов - объяснительная. Основная функция в сказке - развлекательная и морализаторская.

Каждый из образов выполняет в произведении определённые функции, которые во многом традиционны и соответствуют представлениям античной и средневековой мифологии. В повести присутствует много фантастических персонажей. Они отражают две стороны мира: тёмную и светлую, добрую и злую. Нами произведена систематизация фантастических, мифологических и сказочных образов по их происхождению и этимологии. Их можно представить в виде таблицы так (см. табл. 1):

В повести Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» происходит слияние мифологической и сказочной систем. Он объясняет и устройство мира, и поведение персонажей, и их характеры: «Там всё было в порядке. Бард построил в Доле новый город, куда переселились многие жители Эсгарота, так же люди с юга и с запада; Дол вновь стал плодороден и богат, а в заброшенных землях пели птицы и цвели цветы, осенью там собирали плоды и пировали. Озёрный город тоже восстановили, и он сделался краше и богаче прежнего. Вверх и вниз по реке ходили корабли с товарами, а эльфы, гномы и люди жили в мире и согласии…» .

Таблица 1

Персонажи

Из какой мифологии

От какого слова произошло

Описание персонажей

Положительные персонажи

Английская

От англ. Halfings

Существа, вымышленные Толкиным, полурослики или половинчики

Германская и скандинавская

От англ. Dwarves, от лат. Gnomus

Уродливый, карлик, охраняющий подземные сокровища.

Германская и английская

От нем. Elf - белый От англ. Quendi

Прекрасне существа. Светлые, добре духи природы, населяющие воздух, землю, лес, жилища людей

Гендальф

Кёльтская, скандинавская, английская

От англ. Candalf

Архитипичный мудрый волшебник. Сказочный персонаж. Младшее божество.

Древне скандинавская, древнеанглийская, русская

От англ. Beorn, от сканд. Bgorn

Отрицательные персонажи

Английский фольклор

От нем. «kobold» - дух шахты

Отродье, близко к славянскому «бес». Это низшие духи природы, из-за экспансии человека вынужденные жить в его среде.

Скандинавская, норвежская, исландская

От швед. Troll, мн. ч. Trollen

Людоеды. Горные духи, ассоциирующиеся с камнем, обычно враждебные человеку.

Смог, дракон

Из мифологии многих стран, в т.ч. русский - змей-горыныч

От греч. drakon

Крылатый огнедышащий змей. Красно-золотистый дракон

От англ. Qrcs

Вымышленная раса в произведениях Толкина. Самые кровожадные животные

Волки-варги, пауки, голлум.

Выводы:

 В повести тесно переплетаются мифологические и сказочные персонажи.

 Персонажи мифологии: эльфы, гномы, тролли;

 Сказочные образы: волшебник  Гендальф, человек-медведь - Беорн, Орлы, Пауки, Варги-Волки, дракон - Смог.

 Толкин придумал и ввёл в сказочный мир двух персонажей: главного героя - Хоббита и Орков.

 Сказка всегда делит мир на добрых и злых - в повести мы также наблюдаем это «двоемирие». В «Хоббите» 7 добрых персонажей: Гендальф, Беорн, эльфы, хоббиты, гномы, орлы, люди и 7 злых: Смог, орки, Голлум, волки-варги, пауки, тролли, гоблины.

 Толкин в повести объясняет устройство мира через восприятие поведения персонажей, и их характеры.

Глава 2.Фантастические образы в повести ДЖ.р.Р. Толкина «Хоббит, Туда и Обратно»

2.1 Гендальф - мудрый волшебник

Гэндальф (Gandalf) - в олшебник, один из центральных персонажей книг Джона Р. Р. Толкина в жанре фэнтези, в частности «Хоббит, или туда и обратно.

Традиционная фигура в знакомой Дж. Р. Р. Толкину скандинавской и британской мифологии. Среди аналогичных мифологических персонажей и возможных прототипов отмечают кельтского Мерлина и скандинавского Одина. Имя «Гэндальф», или, вернее, «Гандальв» позаимствовано из Старшей Эдды, где оно принадлежит одному из «нижних альвов» (гномов).

Сыграла роль и расшифровка имени: gandr - волшебный посох, alfr - альв (эльф или гном).

В свою очередь, образ Гэндальфа повлиял на образы позднейших персонажей. К героям, созданным под влиянием Гэндальфа, относят Эльминстера в Forgotten Realms, Дамблдора в серии «Гарри Поттер» и Оби-Ван Кеноби в классической трилогии «Звёздные Войны»

Гэндальф стал наиболее известен, странствуя по Средиземью и заводя знакомство с разными народами, помогая им советом. В разных частях света он получил много разных прозвищ, заменивших ему имя.

«У меня много имен в разных странах. Митрандир среди эльфов, Таркун среди гномов; в юности на давно забытом Западе я был Олорином, на юге - Инканус, на севере - Гэндальф, а на востоке я не бываю» .

Выводы:

 Гендальф - один из главных персонажей повести.

 Мудрый волшебник.

 Возможным прототипом являются персонажи кельтского и скандинавского фольклора.

2.2 Гоблины - волшебные существа в английском фольклоре

Исторически понятие «гоблин» близко русскому понятию бес: это низшие духи природы, из-за экспансии человека вынужденные жить в его среде.

Английское слово «goblin» происходит от искажённого немецкого «kobold» (дух шахты) . По одной из версий слово «гоблин» возникло от греч. слова «гоплит» (древнегреческий тяжеловооруженный пеший воин).

Гоблины обитают исключительно в горах и горных пещерах. Вечный голод - одна из присущих им черт. Умеют рыть туннели и изготовлять разнообразное оружие и предметы, но чаще всего не занимаются этим, предпочитая заставлять других (рабов, пленников). Имеют предводителя - верховного гоблина. Предпочитают нападать, заставая врасплох. Ненавидят эльфов. Обитают большими группами-племенами (около 140-160 гоблинов). Хорошо видят в темноте, так как живут в темных пещерах. В порыве гнева злобны и опасны. Свои владения гоблины ревностно охраняют, не жалуя путников. Вооружены копьями и щитами. Периодически, чаще ночью, совершают набеги на слабо защищенные людские деревни.

В современную литературу и массовую культуру гоблины пришли через книгу Джона Толкина «Хоббит», где представляют собой низкорослых подземных существ противной внешности и агрессивного характера. «Всегда голодны и охотно едят лошадей, пони, ослов…Они вооружены топорами или кривыми мечами…Они злы и жестоки, их сердца зачерствели…Грязнули и неряхи, они всячески отлынивали от работы, заставляя трудиться на себя своих пленников…гоблинам было всё равно кого хватать - лишь бы жертвы не сопротивлялись» .

Выводы:

 Гоблины - отрицательные персонажи, проклятие, источник зла.

 Они представляют опасность для всего доброго, светлого и живого на земле.

2.3 Тролли - существа из скандинавской мифологии

Тролли (швед. Troll, мн. ч. Trollen) - существа из скандинавской мифологии, фигурирующие во многих сказках. Тролли представляют собой горных духов, ассоциируемых с камнем, обычно враждебных человеку.

Легенды о троллях зародились в Скандинавии. Согласно легендам они пугали местных жителей своими размерами и колдовством. По другим поверьям тролли жили в замках и подземных дворцах. На севере Британии есть несколько больших скал, о которых существуют легенды - будто бы это и есть тролли, застигнутые солнечным светом.

В мифологии тролли бывают не только огромными гигантами, похожими на огров, но и маленькими, похожими на гномов существами, обыкновенно живущими в пещерах (таких троллей обычно называли лесными). Чаще всего тролли - уродливые существа, от 3-х до 8-ми метров ростом (иногда могут менять свой размер). Имеют природу камня (рождаются из скалы). Обращаются в камень на солнце. Питаются мясом. Любят кушать людей. Живут по одному. В пещерах, лесах или под мостами. Тролли под мостами несколько отличаются от обычных. В частности могут появляться на солнце, не едят людей, уважают деньги.

В литературе фэнтези тролли фигурируют почти с самого начала. Они появляются в повести английского писателя Джона Толкина «Хоббит» в 1937 году. Тролли Толкина - огромные, злые, но простодушные существа, людоеды, более аналогичные ограм, чем мифологическим троллям.

При внешней, культурной, этнической схожести тем не менее тролли имеют отличия в характерах.

Выводы:

 Тролли - владеют силой в ущерб ума.

 Тролли боятся солнечного света, так как сразу превращаются в каменные глыбы.

2.4 Эльфы - прекрасные волшебные существа

Эльфы (нем. elf - от alb - белый) - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Эльфы - красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Во многих произведениях нет фактических различий между эльфами и феями.

Эльфы (квенди англ. Quendi) - в произведениях Дж. Р. Р. Толкина - один из свободных народов Средиземья, старшие дети Илуватара, Эльфы считаются прекраснейшими среди живых существ Арды. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. Они никогда не спят, а чтобы отдохнуть, грезят наяву. Кроме того, они умеют общаться мысленно, без слов (по некоторым сведениям, однако, этим умением обладают только эльдар). Они жадно стремятся к знаниям и со временем достигли великой мудрости.

Толкин даёт описание эльфа Элронда как совершеннейшего существа, обладающего самыми выдающимися качествами всех добрых представителей волшебного народа: «Ликом он был прекрасен как князь, силён и доблестен, как великий воин, мудр как чародей, важен, как король гномов, добр и ласков как лето.

Отношение Бильбо к эльфам было следующее: ему «нравились эльфы, все без исключения, хотя встречался он с ними редко; он любил их - и немного побаивался.

Выводы:

 Эльфы - порождение фантазии германцев.

 Эльфы у Толкина - добрые существа, которые ценят дружбу и могут оказать помощь и заботу о них.

 Эльфы - помогают принимать серьёзные решения, благодаря тому, что обладают глубокими познаниями.

 Они гостеприимны, дружелюбны, умны, тактичны и благоприятно влияют на душу.

2.5 Гномы - духи земли и гор

Гномы - фольклорные существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В мифологии и литературе гном (в понятии Дварф, Цверг) - это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста с пивным животом, еще со времен Толкина, с повести Хоббит, повелось, что рост гнома 4,5 - 5,2 фута (145-160 см.) и любят они поесть и выпить, с широким торсом и длинной бородой, обладающими большой силой, живущих под землей. Гномы медленно бегают и умеют ездить верхом только на пони, но не на лошади, но за счет большой силы и выносливости, а также качественного оружия и доспехов, являются значительной силой на поле боя. Редко кому удавалось видеть женщин гномов. Все это из-за того, что их мало, меньше трети, и они редко покидают свои подземные жилища. К тому же с первого взгляда очень трудно отличить гнома - мужчину и гнома - женщину. Они очень ревнивы, но семьи их обычно крепки, очень серьезно относятся к семейным узам и родственным связям. Гномы немногочисленны и медленно размножаются.

Выводы :

 Гномы - духи земли и гор, сказочные существа из германского скандинавского фольклора.

 Гномы скрытны, трудолюбивы, мастеровые, помнят и обиды, и добро, прирождённые рудокопы и рудознатцы, искусные камнерезы, ювелиры и кузнецы, огранщики.

 Являются долгожителями, их возраст колеблется от двухсот до трехсот лет.

2.6 Орки - представители темных сил

Орки (англ. Orcs) - вымышленная раса в произведениях жанра фэнтези. Орки имеют большое сходство с гоблинами и входят в число «стандартных» рас в фэнтези.

Впервые слово «орк» употреблено Джоном Толкином в его произведениях о Средиземье и было синонимично «гоблину». Слово «orc» происходит из староанглийского языка, где означает великана или демона. Также в древнеримской мифологии упоминался демон подземелий по имени Орк (Orcus). Орки Средиземья были злобным народом, подчинявшимся Тёмному властелину и составлявшим его орды. Это была низкорослая темнокожая раса, созданная из самых кровожадных животных и замученных эльфов. При их создании Тёмный властелин - Моргот - допустил ошибку, роковую для орков и троллей. Их создание происходило в темноте, поэтому орки, хоть, в отличие от троллей, и не каменеют, но сильно слабеют на свету. Впоследствии, этот изъян был исправлен Саруманом, создавшим разновидность урук-хай

Орки - враждебны всему прекрасному и чистому. Они не гнушаются каннибализмом и с удовольствием поедают трупы, даже собственных сородичей. Однако орки склонны к инженерному мышлению: они умеют создавать сложные механизмы, в особенности боевые и пыточные машины. В этом образе, как считается, профессор Толкин противопоставлял несимпатичный ему технический прогресс высокой культуре.

 У орков есть своя иерархия, которая основана на силе и страхе.

 Орки - разрушители всего прекрасного и живого.

2.7 Беорн - человек-медведь

Беорн (Beorn) - имя «Beorn» представляет собой древнеанглийское слово, означающее «воин». Первоначальный смысл этого слова - «медведь»; оно родственно древнескандинавскому слову «bjorn» («медведь»).

Происхождение Беорна точно неизвестно. Однако вне зависимости от происхождения Беорн был смертным человеком, хотя и обладал незначительными магическими способностями и умел менять обличье, превращаясь в медведя…

В обличье животного принимал вид огромного черного медведя. Питался в основном сливками и медом, а также маслом, хлебом, орехами и фруктами. Владел секретом изготовления, основанных на меде, дважды пропеченных лепешек, которые могли долго храниться и были очень питательными, хотя и вызывали сильную жажду. Не ел мясо домашних животных, а также не охотился и не ел диких зверей. Содержал в хозяйстве домашний скот, лошадей, пони, пчел и собак. Любил своих животных, как детей. Говорил на языке животных, который понимали пони и собаки.

С людьми Беорн общался очень мало, не отличался вежливостью, практически никого и никогда не приглашал в дом и имел всего нескольких друзей. Говорил на западном языке. Беорн стал великим вождем людей и правил обширными землями, находившимися между Туманными Горами и Чернолесьем. У него был сын Гримбеорн (по прозванию Старый).

 Беорн - сказочный скандинавский персонаж

 Беорн - защитник справедливости.

 Приходит на помощь не думая о славе и своей жизни.

 Бесстрашный, благородный воин.

2.8 Волки-варги - представители зла

Варги - Толкина огромные волки являются обычными существами из плоти и крови, а не духами в облике волков. Варги Средиземья всегда выступали на стороне сил Тьмы, в союзе с гоблинами (орками), часто договариваясь с ними об общих набегах, когда оркам нужно было пополнить запасы провизии и рабов, а варги были голодны. Также они выступали в качестве верховых животных, позволяя оркам ехать на своих спинах. О таких волчьих всадниках упоминается в описании Битвы Пяти Воинств в книге «ХоббитВарги - это злобные твари в обличие волков, созданные Сауроном. Существует мнение, что первым варгом был сам Саурон. Варги были умны и хитры. Из текста «Хоббита» очевидно, что варги, как и обычные волки, животные социальные, но при этом обладающие определёнными зачатками разума. Внешне варги очень похожи на волков (см. рис. 14). Например, у варгов существует примитивный «язык».

Магические свойства Варгов были намного сильнее обычных волков, что объяснялось их магическими свойствами, которыми наделил их Саурон, но варги не были бессмертны. «Варги не могли напасть на них [людей] при солнечном свете», то есть они, как и все прислужники Саурона, боялись дневного света. Их шкура была практически непробиваема.

Выводы:

 Волки-варги - исчадие зла.

 Волки-варги трусливы, так как не ходят по одиночке и их сила только в численности (прообраз татаро-монгольской орды)

2.9 Смауг - беспощадный огнедышащий дракон

Смауг (англ. Smaug) - в книгах - огнедышащий крылатый исполинский золотисто-красный дракон. Один из последних великих драконов в Средиземье.

Драконы обладают тонким умом и хитростью, невероятно сильны и обожают собирать сокровища. Например, Смауг помнил наперечёт все свои драгоценности, замечая любую пропажу. Разговаривая с драконом, вы рискуете попасть под его чары. Единственный способ избежать гипноза - не отказываться от общения (иначе это его разозлит), но отвечать уклончиво. Нужно скрывать от драконов полезную информацию и, по мере возможности, говорить загадками, так как они испытывают к ним врожденную слабость.

Следующая слабость Смауга - гордыня: он считает себя неуязвимым, и не знает про участок голой кожи на его груди. Это высокомерие в конечном счете оказывается роковым для него во время битвы с защитниками города. Он был сражён Бардом из рода Гириона в Эсгароте. Лучник использовал заговоренную стрелу, поразив Смога в единственное слабое место под левым крылом, где не хватало щитка чешуи, выпавшего со временем.

Выводы :

 Дракон - традиционный сказочный образ, присутствующий у многих народов.

 Образ Дракона в сказке-повести Д.Р. Толкина наделен как традиционными чертами (сила, гордыня), так и не свойственными ему в фольклоре чертами (ум, хитрость, способность к гипнозу, острое зрение, нюх, слух)

 Дракон Смауг - образ зла, войны, разрушений, фашизма.

3. Хоббит - главный герой повествования

Кто такие хоббиты?

Рассказ о хоббите Д.Р.Р. Толкин, как видно из биографии, написал для своих детей. Что же означает «хоббит»? Слово «Хоббит», по версии самого Толкина, есть сокращенная форма слова «Holbytlan», то есть «Hole-dwellers» - жители нор; по другим версиям, в нем соединяются слово «rabbit» («кролик») со среднеанглийским словом «hob», которым именовали маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтской традиции. Хоббиты - народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы).

Вот, что пишет автор о хоббитах в начале повести: «Кто такой хоббит? Пожалуй, стоит рассказать о хоббитах подробнее, так как в наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа, как они называют нас, людей» . В этом отрывке мы видим, что мир хоббитов противопоставлен миру людей: «В наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа…» Таким образом, мы наблюдаем разделение на 2 мира: мир реальный, наш, мир Высокого Народа, и мир Средиземья, мир фантастических существ, где благополучно обитает хоббит Бэггинс.

Мир хоббитов наследует многие черты мира людей, как внешние (описание норы, еда…), так и внутренние (взаимоотношения между хоббитами). Первое, на что стоит обратить внимание: хоббит - это существо, которое «состоит» из человека и кролика. Толкин использовал прием, хорошо известный в мифологии, где часто встречаются существа, соединяющие в себе человека и животное, например, кентавр.

Толкин, умышленно, создал хоббитов маленькими, чтобы «выявить в существах физически более чем слабых поразительный и неожиданный героизм обыкновенного человека в крайних обстоятельствах» .

Выводы

 Хоббит Бильбо Бэггинс - главный герой сказочной повести английского писателя Д.Р. Толкина.

 Слово «хоббит» образовано от слияния 2 слов (версии образования указаны в работе).

 Прообразом хоббита являются фольклорные маленькие человечки, которые обладали схожими внешними чертами с хоббитами автора.

4.Практическое значение творчества Толкина

Как видно из колоссального успеха на рынке, рассказ о герое, чьё храброе сердце природа вселила в такое существо, как Хоббит, очень нравился детям, а в последствие взрослым людям. Да и в наше время прочтение этой замечательной книги не навредит, а скорее поможет встать на путь истинный некоторым взрослым. Смысл заключается в том: не ленись, иди к своей цели, пусть даже ты не похож на остальных. А может, это они не похожи на тебя, и все одинаковы, разнообразь свою жизнь подвигами, и фортуна обязательно щедро тебя наградит.

Книги Толкина послужили основой для создания множества компьютерных и видеоигр следом за премьерой одноимённых кинофильмов. В играх использовали кадры из кинофильмов, а ключевые герои были озвучены теми же актёрами, что сыграли их в киноленте. Уже снято 15 фильмов по рассказам Толкина. Фильмография некоторых из них: Хоббит (1977), Властелин Колец (1978), Возвращение короля (1980), Приключения хоббита (1984), Братство Кольца (2001), Хоббит (2010). «Властелин Колец», неоднократно был поставлен на сцене театра в Лондоне. Темы из Толкина представлены в симфонической музыке к экранизациям. Композитор Говард Шор получил премию «Оскар» за саундтрек к кинотрилогии «Властелин Колец», а ирландская певица Энья номинировалась на эту же премию за исполнение песни «May it Be» из этого фильма.

Заключение

В данной работе предметом нашего исследования была повесть английского писателя-фантаста Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, Туда и Обратно» (1937 г.), объектом исследования выступали фантастические персонажи повести. В ходе работы нами установлено:

Главная линия повести «Хоббит, или Туда и Обратно» - добро побеждает зло, каким бы страшным оно ни было.

Главная заслуга Толкина в том, что он ввёл в сказочный мир новых героев, которых придумал сам - это Хоббиты и Орки . Теперь они являются традиционными персонажами фантастического мира.

В повести реализованы все сказочные законы: закон счастливого конца; закон сказочной справедливости; закон всесильного слова; консерватизм - склонность к авантюрам и приключениям; закон контраста. Реализация данных законов была осуществлена с помощью фантастических персонажей.

Джон Р.Р. Толкин использовал в сказке-повести хорошо известные персонажи из английской, скандинавской, германской мифологий - это: гоблины, дракон, гномы, эльфы, тролли и т. д.

Нами произведена систематизация персонажей повести с указанием на их происхождение с точки зрения заимствования из мифологии разных народов. Установлено, что преобладающим источником является мифология англо-скандинавская и германская, есть также аналоги образов из славянской мифологии. А также указана этимология имен фантастических персонажей повести.

Толкин использует традиционный сказочный прием: деление персонажей на добрых и злых. Добро в повести ассоциируется с фантастическими персонажами: Хоббит, Эльфы, Гендальф, Беорн, Орлы, Соколы, Гномы. Зло в повести ассоциируется с такими персонажами как: Орки, Смог, Гоблины, Пауки, Волки-варги, Голлум, Тролли.

Сказочное в повести представлено традиционными образами (волшебник - Гендальф, медведь-оборотень - Беорн, дракон - Смауг). К мифологическим персонажам в повести относятся: гномы, эльфы, тролли, волки-варги, гоблины. Среди фантастических персонажей повести преобладают традиционные фольклорные персонажи, в то же время есть и фантастические персонажи, созданные автором: хоббиты и орки.

В повести подняты важные жизненные вопросы, ответ на которые определяются поведением и поступками всех персонажей: власть денег; личная внутренняя свобода; свобода государства и народа; внутренние противоречия характера; способность проявлять лучшие качества характера в экстремальных ситуациях.

Некоторые сцены, созданные в повести, и время выхода в свет произведения (1937 г. - период активного развития фашизма в Европе) дают нам право предположить, что обращение в мир средневековой мифологии было связано с ужасом надвигающейся Второй мировой войны и фашизм, который можно будет победить только при условии объединения всех сил добра.

Список литературы

1.Толкин Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и Обратно: повесть. - М.: Астрель: АСТ, 2009.

2.Белякова Г.С. Славянская мифология: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.

3. Борхес Х. Энциклопедия вымышленных существ / Х.Л. Борхес. Энциклопедия всеобщих заблуждений / Л. Соучек; Для ст. шк. Возраста. Пер. с исп. С.А. Вертило. Пер. с чешек. Т.Ю. Чиченковой; Худож. И.А. Кашкуревич. - Мн.: «Старый Свет - Принт», 1994.

4.Викернес Варг. Скандинавская мифология и мировоззрение. - 2-е издание - Тамбов, 2010.

5.Герои и хранители ирландских преданий. // Предания и мифы средневековой Ирландии - М.: МГУ, 1991.

6.Гуревич Ф.Д. Древние верования народов Прибалтики по данным «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского // «Советская этнография». - 1948. - № 4.

7.Иванов В.В., Топоров В.Н. Балтийская мифология // Мифы народов мира. - М.: МГУ, 1991. - 213 с.

8.Кантор В. Мир Толкина // Лит. Обозрение - 1983. - № 3.

9.Кошелев С.Л. К вопросу о жанровых модификациях в философской фантастике // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М.: Изд. МГПИ, 1984.

13. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. - М.:Астрель, 2000.

14.Лихачева С. Миф работы Толкина // Лит. обозрение, 1993. - № 11.. М. Б. Ладыгин, О. М. Ладыгина. Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003. - 314 с.

16.Муравьева Т. В. Мифы славян и народов Севера. - М.: Вече, 2005.

17.Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. - М: Астрель, АСТ, 2002. с.

18.Роллестон Томас. Мифы, легенды и предания кельтов. / Пер. с англ. Е. В. Глушко. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

19.Русская мифология: Энциклопедия. / Сост. Е. Мадлевской. - М.-СПб, 2005. 780 с.

20.Скандинавская мифология: Энциклопедия. - М: Эксмо, 2004. - 592 с.

21Славянская мифология: Энциклопедический словарь. А-Я. - М.: Астрель, 1995.

22.Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедедия, 1982. - 1600 с., ил.

23. Толкин Дж. P.P. О волшебных историях // Толкин Дж. P.P. Дерево и лист. - М: Гнозис, 1991. - 239 с.

24.Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 431 с.

25.Шкунаев С. В. Предания и мифы средневековой Ирландии. - М.: МГУ, 1991.

26.Кошелев С.Л. К вопросу о жанровых модификациях в философской фантастике // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М.: Изд.МГПИ, 1984.

27.Гаков Вл. Биография Дж.Р.Р. Толкиена. - М.: Гнозис, 1990. - 214 с.

28. Бонналь Н., Толкиен Дж.Р.Р. Мир чудотворца / пер. с фр. - М.: София: Гелиос, 2003.

29.Уайт Майкл, Джон Р.Р. Толкиен: Биография. - М.: Эксмо, 2002.

30. Штейнман М.А. Специфика восприятия произведений Дж.Р.Р. Толкиена в средней школе // Наука и школа, 1997. - № 1. - С. 32-35.

31.Великое путешествие профессора Толкиена. Парад литературных героев // Бібліятэка прапануе. - 2001. - № 1. - с. 19-21.

32.Лысенко Л.Л. Сказка Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» / Л.Л. Лысенко // Литература в школе. - 1998. - № 2. - С. 149-155.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета по выявлению читательских интересов школьников

1.Что такое чтение для вас:

1. Непосильный труд

2. Проведение досуга

3. Любимое занятие

2.Сколько книг вы читаете в месяц

1. от 10 книг

3.Отметьте любимые жанры

1. исторические хроники

2. приключения

3. фантастика

4. любовный роман

5. детектив

6. фентези

4.Назовите самую популярную книгу года

5.Почему фентези является одним из самых популярных жанров?

6. Фентези – это...

7. Я читаю фентези, потому что...

9.Какую книгу вы прочитали недавно?

10.Выскажитесь о книге "Хоббит, или туда и обратно"

11.Каких мифологических существ вы можете назвать из книги Толкина "Хоббит, или туда и обратно"

Социологический опрос

Данные социологического опроса учеников МБОУСОШ№ 77 Анкетирование учашихся МБОУСОШ№ 77 выявлению интересов к чтению, проведенное в феврале 2016 года, помогло составить объективное представление о направленности чтения, его систематичности, характере читательских интересов, всего было опрошено 54 человека.

Большинство респондентов рассматривает чтение как способ проведения досуга наряду с другими занятиями - 73%, 20% - читают то, что задано, 6% любят читать.

Ответы на вопросы о количестве прочитанных книг за последний месяц и регулярности чтения позволяют судить об объеме свободного чтения. К сожалению, постоянно читают лишь 16,4% респондентов, эпизодически – 79%. Лишь 20% читают от 3 до 6 книг в месяц, 15% - 2 – 3 книги в месяц, остальные – менее одной книги в месяц. Первое место в шкале читательских интересов занимает приключенческая литература (40%), затем фентези (30%), фантастика (10%), любовные роман (10%), мистика 10% На вопрос о книге года большая часть респондентов затруднилась ответить, и только 18 человек назвали конкретного автора и произведение.

Среди них:

1. Толкиен Д. «Властелин колец»,

2. Ренди Гейдж «Почему вы больны, бедны и глупы?»

3. Стефани Майер "Сумерки"

4.Гоголь "Мертвые души",

5.Робин Шармы «Уроки лидерства от монаха, который продал свой „Феррари“»,

6.Стейс Крамер,"50 дней до моего самоубийства"

7. Сергей Учаев «Зеркало чернокнижника»,

8.Валентин Распутин " Уроки французского" ,

9. Джек Лондон "Белый клык"

В числе причин, влияющих на объем чтения, респонденты указывают нехватку времени, загруженность учебой, отсюда и мотив обращения к художественной литературе как к средству для отдыха, развлечению. Большинство респондентов 58,07% девушек, 47,06% юношей считают, что фентези один из самых интересных жанров в литературе. Фентези читают, потому что есть возможность пройти вместе с персонажем сложный, полный опасности путь и пережить сильнейшие эмоции все вместе (18,31% девушек и 16,1% юношей), Более взрослое логическое продолжение сказок, не имеющее возрастных ограничений (9 % девушек. 12 % юношей), сказка, из которой получаешь уроки для своей жизни, (19 % респондентов), смешно, увлекательно, интересно (11 % девушек, 7% юношей), разгрузка мозга (14% юношей), 21% респондентов равнодушны к этому жанру и фентези не читают.

Книгу «Властелин колец» отметили как любимую и интересную 26. 7 % респондентов, в нашей библиотеке – это одна из самых востребованных книг.

О «Властелине колец» ребята пишут: «Это книга о создании целого мира с нуля, где каждый из героев принимает участие в его создании». «Похоже то ли на Библию, то ли на историческую хронику, то ли на сборник легенд, прикольная смесь всего вместе». «Очень живая получилась книга, где весь мир зависит не от одного героя, а от всех (если хочешь изменить мир, то начни с себя!). «В этой книге описаны все сильные чувства, которые можно испытать, здесь есть и любовь, и дружба, и верность, и предательство, и горе, и многие другие». «Фэнтези Толкиена учит тому, что в мире нет места постоянной вражде, войне, мести, только понимание и всепрощение». И вроде «Властелин Колец» просто красивая повесть, но какой резонанс она вызвала в мире! Для многих она стала смыслом жизни, религией.»

1 Н.Бонналь. «Толкиен. Мир чудотворца.»