Какое паукообразное часто встречается в романах толкиена. Писатель Джон Толкиен Рональд Руэл: биография, творчество, книги и отзывы

  • 28.06.2019

В настоящее время вряд ли найдется человек, которому неизвестно имя Дж. Р. Р. Толкиена. Этот английский писатель наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин Колец» и их предыстории – романа «Сильмариллион».

Толкиена по праву называют «отцом фэнтэзи». Конечно, многие авторы и до него писали в этом жанре, однако именно Толкиен создал фэнтэзи в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Именно ему мы обязаны общепринятыми представлениями о магах, эльфах, гоблинах, гномах и других чудесных персонажах этого жанра. На фэнтэзи – и книгах Толкиена в частности – выросло не одно поколение. На основе его произведений созданы компьютерные игры, десятки, а то и сотни подражателей Толкиена использовали его героев и некоторые сюжетные линии в своих произведениях, существует несколько мультипликационных и кинопостановок книг английского писателя…
Джон Рональд Руэл Толкиен – английский писатель, лингвист, филолог. Годы жизни – 1892–1973. Повесть «Хоббит, или Туда и обратно» – опубликована в 1937.
...

Толкиен разработал мифические языки сказочного мира, на которых заговорили герои его книг – эльфы и люди, гномы и хоббиты. История этого мира начинается много тысячелетий назад и охватывает четыре эпохи, начиная с акта творения…
Так в чем же неповторимое обаяние произведений Дж. Р. Р. Толкиена? Филолог, оксфордский профессор англосаксонского языка и просто настоящий англичанин создал на страницах своих книг целый мир – Средиземье. Он разработал мифические языки сказочного мира, на которых заговорили герои его книг – эльфы и люди, гномы и хоббиты. История этого мира начинается много тысячелетий назад и охватывает четыре эпохи, начиная с акта творения… Описать в одной статье все произведения великого англичанина невозможно, поэтому скажем пару слов о самом писателе и о книге, открывающей эпическую сагу Толкиена, – повести «Хоббит, или Туда и обратно».
Итак, родился Дж. Р. Р. Толкиен в Блумфонтейне, Южная Америка, где какое-то время жили его родители. Затем семья вернулась в Англию. Отец Толкиена умер рано, и мальчика вырастила мать, глубоко верующая католичка. Свою веру она воспитала и в детях, и на протяжении всей жизни Толкиен оставался очень религиозным человеком. Это нашло отражение и в его описаниях творения мира в «Сильмариллионе» – мир писателя создан в соответствии с христианскими представлениями.
Еще в детстве Толкиен увлекался языками. Обучаясь в школе, Рональд (а именно так называли его домашние) выучил древненорвежский, готский, староваллийский, финский языки. На базе нескольких известных ему языков он и разработал свои знаменитые «эльфийские» языки. Впоследствии писатель всю свою жизнь связал с филологией и лингвистикой. В 1925 году Дж. Р. Р. Толкиен был приглашен в Оксфорд, где получил должность профессора англосаксонского языка и литературы. Толкиен стал одним из самых молодых профессоров и впоследствии заработал репутацию одного из лучших филологов не только Англии, но и мира. В Оксфорде он жил и работал практически все последующие годы.В 1920-е Толкиен пишет первые легенды Средиземья, которые впоследствии войдут в «Сильмариллион», и «Хоббита». Сначала он рассказывает «Хоббита» только своим детям, и лишь в 1937 году, по совету друзей, издает повесть. К изумлению издателя, «Хоббит» пользовался большим успехом, и тогда Толкиену предложили написать продолжение, которым и стала знаменитая трилогия «Властелин Колец».Однако вернемся к «Хоббиту». Главный герой книги – Бильбо Бэггинс, хоббит, живущий в своей уютной норе мирной размеренной жизнью. Можно сказать, что Бильбо – это в какой-то степени каждый из нас, обычный человек, живущий в своем маленьком мирке. Неожиданно в жизнь Бильбо врываются приключения. Он встречает своего старого знакомца – мага Гэндальфа, а затем знакомится с группой гномов с Торином Оукеншильдом во главе. И на этом спокойная жизнь Бильбо заканчивается. Он оказывается участником авантюрного приключения – похода к Одинокой Горе в поисках сокровищ гномов, которые охраняет дракон Смог.
...

Помните противных пауков, которые преследовали Бильбо сотоварищи? А жутких Шелоб и Унгалианту? Эти создания тьмы, отвратительные паукообразные существа, столь часто встречаются в произведениях Толкиена, что у многих невольно возникала мысль о наличии у автора арахнофобии (боязни пауков). Так вот, когда семья Толкиенов жила в Африке, маленького Рональда укусил тарантул. Не исключено, что именно это происшествие впоследствии повлияло на создание «паучьих» образов. Кстати, пока мальчик болел, за ним наблюдал некий доктор Торнтон Куимби, который, по некоторым версиям, послужил прообразом Гэндальфа.
На пути к сокровищам с путешественниками происходят различные приключения. Они попадают в плен к гоблинам, а затем к эльфам Лихолесья, их пытаются съесть тролли, за нашими героями гонятся жуткие волки-варги и огромные пауки.
Но во всех путешествиях гномам и Бильбо удается победить врагов и преодолеть препятствия. Иногда им помогает маг Гэндальф, а в некоторых случаях героев спасают неожиданно открывшиеся способности Бильбо.
Также на своем пути герои встречают Горлума – загадочное существо, живущее в пещерах гоблинов. Здесь Бильбо случайно находит потерянное Горлумом кольцо, обладающее чудесным свойством – делать своего владельца невидимым. Достигнув Горы, путешественники знакомятся с жителями Озерного города и их предводителем – смелым Бардом. В дележ сокровища оказываются втянуты и эльфы, и гоблины. В конце концов нашим героям удается (правда, ценой немалых потерь) победить дракона и гоблинов, преодолеть все разногласия, возникшие между гномами и жителями Озерного города. Бильбо в награду получает небольшую часть сокровищ и в сопровождении Гэндальфа возвращается домой. Теперь у него есть своя волшебная история, которую он может рассказать потомкам…
В дальнейшем, в трилогии, мы еще повстречаемся и с постаревшим Бильбо, и с Горлумом, которому суждено будет сыграть важную роль в жизни всего мира, и с Гэндальфом, одним из величайших магов. И вроде бы безобидная находка хоббита, волшебное колечко, окажется мощнейшим оружием, созданным Темным Властелином… Но все это – в дальнейшем. А пока мы с легкостью и удовольствием читаем о путешествии хоббита, и история эта светлая и радостная. Поэтому именно с «Хоббита» стоит начинать знакомство с творчеством Толкиена. Эта книга одинаково интересна как для взрослых, так и для детей, и когда читаешь ее, то хочется, чтобы эта история никогда не заканчивалась…

Галиев С.С. Мотив зла в мифологической системе Толкина / Вестник Университета Российской Академии Образования №1. – М.: 2010.

Созданную Толкином искусственную мифологию, можно отнести непосредственно к мифу лишь отчасти. Внутри литературного произведения древние мифологические пласты часто перемешиваются с культурными вариациями мифа, который находится почти на грани своего распада. В произведении часто мифологическое сознание сменяется религиозным, в нем начинает ощущаться христианское влияние, которое вносит черты монотеистической философии. Эту особенность отметил один из исследователей творчества Толкина К. Гарбовский: «Под языческим слоем мифологии Толкиена обнаруживается монотеистическая её природа». В результате мифологическая система в произведении «Сильмариллион» имеет синтетическую структуру, внутри которой присутствуют как языческие, так и христианские элементы. Сложность системы заключается в том, что она оказывается весьма стройной и непротиворечивой, при тесном смешении мифологического синкретизма и христианского монотеизма.
Для Толкина тема мифотворчества, как и тема откровения, была чрезвычайно близка. Свой уникальный мир он рассматривал как способ передачи христианской истины. Толкин был набожным человеком и принадлежал к католической церкви. Карпентер, биограф писателя так отзывался о набожности Толкина: «даже вступление к литургии на национальном языке вызывало у него определённую озабоченность, он был английским филологом и одновременно не являлся таковым». При этом Толкин восхищался древней мифологией Финнов и Скандинавов.
Глубокая философская связь с христианством порождала для многих исследователей творчества Толкина вопрос об отношениях христианской теологии и мифологии автора. Краеугольной проблемой, регулирующей характер взаимодействия мифологии Толкина и христианства, является определённая конфигурация категорий Добра и Зла в произведении. Поэтому многие исследователи, занимающиеся анализом оппозиции Добра и Зла почти всегда наталкивались на проблему присутствия христианской теологии в мифологии Толкина и наоборот.
Один из самых известных специалистов по Толкину, Томас Шипи в своем труде раскрывает глубину соприкосновения христианской философии и мифологии Сильмариллиона . Одной из центральных проблем, через которую Шипи приходит к выводам о подобной связи, является проблема Добра и Зла в мифологии Толкина, и особенно тема смерти. Однако Шипи делает основной акцент именно на христианской составляющей произведения Толкина, мифологическая же часть с его стороны практически не анализируется. Даже проблема смерти у Шипи воспринимается несколько плоско, поскольку он считал, что Толкин решил проблему смерти созданием бессмертной расы эльфов.
Ряд филологов уклоняется от анализа мифологии Толкина, предпочитая определять степень религиозно-философского творчества Толкина и сравнивать его с текстом Священного писания. Центральным элементом данных сравнений также будет позиция Добра и Зла в мире Толкина. К таким исследователям можно отнести Г. Морана, который пытается определить место Толкина в сфере теологического творчества. Более полным в этом отношении является исследование Ричарда Л. Пуртила «J. R. R. Tolkien: Myth, Morality and Religion», где всё-таки происходит некий анализ мифологической составляющей, и характера контактов мифа с христианством. Особенно ценны наблюдения Пуртила в той части творчества Толкина, где описывается сотворение мира.
Наиболее всеобъемлющим и ценным является исследование Кристофера Гарбовского «The Silmarillion and Genesis: The Contemporary Artist and the Present Revelation», в котором не только определяется родство позиций Добра и Зла между произведением Толкина и Библией, но и раскрывается аспект взаимодействия мифологии и христианства через конфликт нравственных категорий.
Сильмариллион - книга, в которой сконцентрирована вся мифология Толкина - очень часто сравнивалась со Священным писанием, и в частности с Книгой Бытия. Томас Шипи одним из первых задал вопрос: «может ли Сильмариллион рассматриваться как «конкурент Священному писанию?» Это говорит об уровне интеграции мифологии Толкина с христианством. Полемизируя с Шипи, Моран решает проблему в пользу Священного писания, считая, что авторская позиция более ограничена, нежели сакральный текст: «это откровение, которое существует прямо здесь и сейчас, правда при этом оно не становится доступнее для других, оно существует как особая область творчества художника, который, можно сказать, чем-то сродни пророку» . Однако при этом Моран ставит произведения Толкина почти на один уровень с религиозным откровением.
Но как определить первичность того или иного источника, а также понять его место в тексте? Можно ли рассматривать миф как оболочку для христианской истины, или перед нами синтетичный слепок разных культурных и религиозных традиций?
На уровне внутренней структуры текста в произведении почти отсутствуют мифологические формы и заимствования, к такому выводу пришёл ещё Гуннар Уранг. По его мнению, Сильмариллион «лишён мифологической структуры вечного кругооборота во многих типологических системах текста» . Однако подобное замечание можно отнести непосредственно к текстуре произведения, оно никак не задевает его идеологической составляющей.
Ответить на этот вопрос можно благодаря структурному анализу идеологической составляющей Сильмариллиона. Как известно архаический миф чужд противопоставлению Добра и Зла, точнее, это противопоставление не оформляется в чёткое идеологическое разграничение. В то время как в христианстве тема Зла и Добра является центральной, в этом заключается открытие монотеистической философии, которая оттесняет космогонию и метафизику, смещая акценты в область нравственных категорий и взаимоотношений Бога и человека.
На идеологическом уровне произведения Толкин использует христианство, которое хоть и допускает видимость дуализма, по сути его не приемлет. В христианском понимании Зло не всесильно и уж точно не равно Добру. Добро всегда сильнее Зла, которое существует лишь при попустительстве Добра. Зло в христианстве существует лишь потому, что оно есть следствие некой ошибки в начале творения. Эта ошибка всё равно будет исправлена, и пока существует как временная неприятность. Эту идею хорошо выражает евангельская притча «О ростках и плевелах». В притче ангелы хотят уничтожить всё Зло, посеянное дьяволом, но Господь останавливает их, чтобы они не повредили и ростки, то есть праведников. Время уничтожения Зла откладывается на определённый период времени .
Абсолютно так же устроено Зло и в произведении Толкина. К такой мысли приходит ещё Шипи, рассуждающий о мотиве зла в контексте идеологии Толкина: «Всё это полностью согласуется с христианской доктриной о том, что Зло всё равно будет побеждено добром» .
Своеобразным маркером, определяющим мотив Зла в произведении, является проблема смерти, а точнее то, как эту проблему решает Толкин. Шипи в этом отношении воспринимает решение Толкина о создании бессмертной расы эльфов весьма поверхностно: «Автор испытывал некоторые сомнения, подтверждаемые его интуицией относительно подлинной ценности дохристианского понятия перерождения. И если мы рано или поздно умрём, то он изобретает расу, которая не умирает» . Думается, бессмертные эльфы нужны были Толкину совсем для другого. Смерть, в мифологии Толкина, называется «даром», причём настолько ценным, что, по мнению Илуватара, этому дару со временем позавидуют самые могущественные из бессмертных. Однако секрет смерти не раскрывается автором до конца. На философском уровне Толкин открывает перед читателем ценность этого дара. Ценность жизни смертных заключается в том, что они сами способны выбирать свою судьбу. В то время как эльфы, несмотря на всё своё могущество, вынуждены следовать судьбе. Именно по этой причине с приходом людей владычество эльфов начинает увядать, и рано или поздно они вынуждены «уйти», оставив Арду людям. Понимание Толкином смерти обнаруживает близость к католическому пониманию свободы выбора, которая была дана человеку во время совершения им акта познания Добра и Зла, после чего и появилось такое понятие как смерть. Свобода выбора – это и свобода творчества, а значит люди, в мифологии Толкина максимально приближены к образу Творца, к образу единого Бога. Именно поэтому Толкин оставляет намёк на то, что люди ещё примут участие во второй песни Айнуров, то есть в сотворении мира после конца света. В то время как участие эльфов во второй песни Айнуров весьма сомнительно. Мотив смерти в мифологии Толкина обнаруживает глубокую связь с христианским монотеизмом, в то время как миф используется автором лишь как внешнее оформление этих идей.
Необходимо проанализировать и персонификацию зла в произведении. Христианский Мотив Зла, которое некогда было добром, но потом испортилось, отпало от Бога, точно прорисовывается в образе Мелькора. Подобно Люциферу, Мелькор был сильнейшим из Айнуров (Ангелов): «Мелькор был превыше прочих Айнуров одарён мудростью и силой, владея частицами открытого каждому из его братьев» . Также как и Люцифер, что с латинского переводится как «светоносный» , Мелькор является духом Огня. Вроде бы сходство почти полное. Об этом сходстве упоминает и Гарбовский: «Таким образом, как и Евангельский Сатана, Мелькор испорчен ещё с начала времён». Однако в этом пункте исследователь допускает ошибку – Мелькор не был испорчен изначально. Момент отпадения Мелькора описан автором вполне конкретно: «…и казалось ему, что Илуватар не спешит обращать Ничто в Нечто, и нетерпение охватывало его при виде пустоты. Пламени он не нашёл, ибо Пламя было у Илуватара. Но одиночество породило в нём думы, неведомые братьям». То есть Мелькор начал «с жажды Света» . Желание быть творцом, желание творить – вот начало неправильного пути Мелькора. Толкин не осуждает желания творить как такового, но предупреждает, что это чрезвычайно опасный путь, становясь на который, необходимо быть очень внимательным.
Причиной, по которой Мелькор «испортился» и отпал, в мифологии Толкина является не гордыня, а «жажда Света», то есть страстное желание, которое привело Мелькора к контакту с первозданной тьмой, с хаосом, с пустотой. И здесь обнаруживается влияние древних мифологий, в которых первоисточником зла является первозданный хаос, существовавший до сотворения мира. Контакт с пустотой и одиночеством породили «в нём думы, неведомые братьям» . Смешение тьмы и света является порождением Зла, именно таково происхождение Зла с точки зрения Толкина. Прочие Айнуры, которых Мелькор смог привлечь на свою сторону, как падшие существа, также являются смешением света и тьмы: «Сердца их были из пламени, но обличье – тьма, и ужас несли они с собою…» .
Несмотря на отпадение Мелькора, Илуватар его не уничтожает, также как и Библейский Господь не уничтожает Люцифера. По мнению Свитмана, в данном пункте Толкин опять возвращается к христианскому пониманию свободы выбора: «…Иллуватару возможность осуществить тему свободы, и именно таким образом зло и проникает в мир» . И именно через проблему свободы Толкин осуществляет: «…творческую интерпретацию, поднимающую вопрос о роли ангелов в сотворении мира». .
Однако на этом идентификация Зла не заканчивается: подобное разделение копирует христианскую онтологию, но помимо христианства в системе Толкина присутствует и миф. Поэтому зло выражается и через мифологии, которые Толкин использовал для сотворения собственного мира. Не случайно причиной отпадения Мелькора является первозданная тьма, чего не замечает ни один из исследователей. В дальнейшем этот древний образ возникнет в Сильмариллионе в эпоху цветения Древ Валаров, которые на мифологическом уровне символизируют эпоху Мирового Древа.
Сокрушение вертикали Древ осуществляется именно первозданной тьмой, хотя и при помощи Мелькора. Образ первозданной тьмы является одним из самых близких к мифологическому пониманию образов Зла во всём произведении. Однако об Унголианте литературоведы предпочитают не упоминать. Этот образ внешне выпадает из логики произведения, однако он важен. Чрезвычайно ценно описание возникновения Унголианты: «…залегли самые глубокие и непроглядные тени в мире; и там в Аватаре, в тайне и неизвестности жила в своём логове Унголианта. Эльдары не знают, откуда она взялась, но кое-кто говорит, что бессчётными веками раньше, когда Мелькор впервые с завистью взглянул на владения Манвэ, её породила тьма, окружающая Арду» . То есть Унголианта имеет не божественное происхождение, как, например, Мелькор, которого всё же сотворил Илуватар, и который является братом другим Айнурам. Унголианта возникает из изначальной тьмы и сама собой. Самозарождение – весьма близкое к хаосу явление. Видимый образ Унголианты представляет собой паука: «Она жила в глубоком ущелье, приняв облик чудовищного паука, и плела в расселинах чёрную паутину. В неё ловила она весь свет, какой могла, - и вплетала в тёмные сети удушающей мглы, покуда свет, не перестал проникать в её логово; и она голодала». Образ паука для Толкина является ключевым, поскольку почти в каждом произведении паук представлен как абсолютное воплощение Зла, но не разумного, а животного, плотоядного, а потому жестокого и беспощадного. Такими будут пауки в «Хоббите», которые пытаются съесть гномов и Бильбо, таким же является паук, стерегущий вход в Мордор в третьем томе Властелина колец. Шелоб также является прямым потомком самой Унголианты.
Сутью Унголианты является бесконечная жажда потребления, которая помимо животного голода ещё выражается и в похоти. В этом отношении Толкин пытается выразить суть пустоты и темноты как вакуума, некой чёрной дыры, которая втягивает в себя и уничтожает всё без разбора: «Но она отреклась от своего Господина, ибо желала быть хозяйкой своих вожделений, поглощая всё, дабы насытить свою пустоту; и бежала на юг, спасаясь от валаров…».
Сила Унголианты прямо пропорциональна количеству ею съеденного: «А её всё томила жажда, и, подползши к Прудам Варды, она выпила их до дна; пока же Унголианта пила, она выдыхала испарения столь чёрные, и рост стал её столь огромен, а облик так ужасен, что Мелькор устрашился». . Даже сам Мелькор, который, как могло бы показаться на первый взгляд, является символом абсолютного Зла, кажется ничтожным по сравнению с порождением изначальной тьмы, поглощающей свет. С разросшейся Унголиантой не может справиться никто, ни воинство Валаров , ни сам Мелькор, который чуть было сам не становится её добычей . Первозданная тьма становится всесильной – никто не способен её одолеть. Только Балрогам удаётся её отогнать при помощи огненных бичей от Мелькора, которого она уже опутала паутиной пустоты. Причём всесильной Унголианта становится только после употребления ею света Древ. Здесь опять реализуется идея Толкина о том, что смешение тьмы и света является универсальной формулой возникновения Зла. Тьма, напитавшаяся светом, становится живой, а значит, более опасной. Она обретает ужасную форму, хотя суть её остаётся прежней. Всесильная Унголианта может угрожать всей Арде, поскольку с ней никто не может справиться, и она может, как живое воплощение изначальной Тьмы, пожрать всё на свете. Однако Унголианта погибает сама собой, причём столь же непонятным на первый взгляд способом, каким она и появилась на свет: «Ибо там, со времён разрушения Ангбанда, жили мерзкие твари в том же паучьем обличье; и она сочеталась с ними, а потом пожирала; и даже когда сама Унголианта сгинула неведомо куда, потомство её жило там и плело свои мерзкие сети. О судьбе Унголианты не говорит ни одно предание. Однако кое-кто считает, что она давным-давно исчезла, в неутолимом своём голоде пожрав саму себя». Унголианта пожрала саму себя, и таким образом исчезла. Толкином используется древнейшая мифологема образа Уробороса – змея, кусающего свой собственный хвост. Этот образ объясняет суть первозданного хаоса, его возникновения, исчезновения и одновременно вечного существования. Образ Унголианты сливается с образом Мирового змея, выражая мифологему первозданного хаоса, существовавшего ещё до творения, и занимающего в мифологической системе Толкина место абсолютного Зла.
Унголианта занимает нейтральную позицию в мире Толкина, её не интересуют ни судьбы Арды, ни Валары, ни Мелькор – она никому не противопоставлена. Она просто порождение хаоса и всё. Как самая древняя часть мифологического материала, используемого Толкином, образ Унголианты выпадает из христианского монотеистического членения мира Сильмариллиона. Этот образ ближе всего к мифологическому пониманию Зла как такового. По сравнению с этим образом Мелькор, как прототип христианского дьявола, смотрится бледно.
Сложность и динамику Унголианте придаёт внутренняя мифологическая диалектика. Унголианта самопроизвольно возникает и также самопроизвольно исчезает, она жаждет Света и одновременно его же ненавидит , она помогает Мелькору и его же хочет пожрать. Пик внутренней диалектики достигается в самом конце, когда образ Унголианты сочетает в себе Эрос, воплощённый в неуёмной жажде и похоти, и Танатос – стремление уничтожать, убивать, когда после совокупления Унголианта пожирала собственных мужей . Столь сложного и мифологически глубокого образа Зла в Сильмариллионе больше не встречается нигде.
Унголианта в этом отношении полностью выпадает из мира Толкина, находится как бы за его гранью. Это что-то вроде незапланированной автором мифологической флуктуации внутри текста, когда мифологическое Зло показывает своё истинное лицо, заслоняя образ Зла, существующего в монотеистической онтологии. Однако для той же финской мифологии, которой так восхищался Толкин, подобный образ является чрезвычайно органичным. Паучиха в финской мифологии именуется «шлюхой из рода хийси» , где хийси – злой лесной дух. У финнов образ паука также соединяет в себе понятия зла, нечистоты и похоти.
Зло действует как определённый маркер, по которому мы можем определить структуру мифологической системы, созданной Толкином. Она состоит из двух частей, одна из которых входит в другую по принципу матрёшки.
Части отличаются друг от друга не только масштабом и идеологической направленностью, но и временем своего возникновения. В первый «трансцендентный» период выделяется Илуватар, обладающий творческой энергией (Неугасимым Пламенем), и изначальная тьма, которая явно себя не проявляет, но потом скрытно воздействует на мир, искажая думы Мелькора и порождая Унголианту. Эта часть мифологической системы самая древняя и самая «чистая» в мифологическом плане, здесь практически нет христианских наслоений, в этом отношении она похожа на начало онтологического мифа любой народности.
Во второй «креационистский» период, когда творческая сила Логоса проявляется в великой Песни Айнуров, возникает вторая система. Эта система представлена оппозицией Светлых и Падших Айнуров во главе с Мелькором. Эта часть целиком наследует христианскую традицию.
Концепция Зла в мифологической системе Толкина чрезвычайно сложна, обнаруживает глубокий синтез мифа и христианства. На интуитивном уровне к этому же заключению приходит и Гарбовский: «у Толкина языческий миф не рассматривается как лишённый пророческого откровения, у него миф предстает в более глубоком понимании, приводит к мысли о том, что он является частью природной религиозности».
Образ Мирового Зла в произведении Толкина обретает внутреннюю полемичность. Мифологическая архаика делает образ более живым, подвижным и от этого более впечатляющим, запоминающимся. Следствием такого усложнения образа Зла является его большая самостоятельность внутри четкой структуры мифологии Толкина. Важно, что миф и христианство не вступают в конфликт внутри данного образа, мифологическое и религиозное сознание друг другу не противоречат, а дополняют друг друга. Миф выполняет необходимые функции в плане космогонии, в то время как христианство определяет развитие взаимоотношений Зла с Добром и с персонажами произведения. Идеологию же автора определяет не миф, а христианство.

Список используемой литературы

1. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, М., 2002.
2. Дж. Р.Р. Толкин Сильмариллион: Сборник, М., 2001.
3. Петрухин В. Мифы финно-угров, М., 2005.
4. Святое Евангелие, М., 2004.
5. Sweetman В., Why Evil? Why Anything at All, The New Oxford Review, July/August 1995
6. Christopher Garbowski, The Silmarillion and Genesis: The Contemporary Artist and the Present Revelation, Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska, Lublin-Polonia 1998.
http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/genezis.shtml
7. G. Moran, The Present Revelation: The Search for Religious Foundations, Herder & Herder, New York 1972
8. G. Urang, Shadows of Heaven: Religion and Fantasy in the Writings of C. S. Lewis, Charles Williams, and J. R. R. Tolkien, SCM Press LTD, London 1971
9. Richard L. Purtill J. R. R. Tolkien: Myth, Morality and Religion, Harper & Row, San Francisco 1981
10. T. Shippey, The Road to Middle Earth, Grafton, London 1992
11. H. Carpenter, J.R R. Tothien: A Biography, Grafton Books, London 1992
12. J. R.R. Tolkien, Silmarillion, Houghton Mifflin /Seymour Lawrence, Wilmington, Massachusetts, U.S.A., 1977

Кто такой Толкиен Джон Рональд Руэл? Даже дети, а в первую очередь именно они, знают, что это создатель знаменитого «Хоббита». В России его имя стало очень популярным с выходом на экран культового фильма. На родине писателя его произведения получили известность еще в середине 60-х, когда студенческой аудитории тиража в миллион экземпляров «Властелина колец» оказалось недостаточно. Для тысяч молодых англоязычных читателей история о хоббите Фродо стала любимой. Произведение, которое создал Джон Толкиен, раскупали быстрее, чем «Повелителя мух» и «Над пропастью во ржи».

Страсти по хоббиту

А между тем в Нью-Йорке бегали отроки с самодельными значками, гласившими: «Да здравствует Фродо!», и все в этом духе. Среди молодежи появилась мода на организацию вечеринок в хоббитском стиле. Создавались толкиеновские общества.

Но книги, которые написал Джон Толкиен, читали не только студенты. Среди его поклонников были и домохозяйки, и ракетчики, и звезды эстрады. Солидные отцы семейств обсуждали трилогию в лондонских пивных.

Рассказать о том, кем был в реальной жизни автор фэнтези Джон Толкиен, непросто. Сам автор культовых книг был убежден, что истинная жизнь писателя содержится в его произведениях, а не в фактах биографии.

Детство

Толкин Джон Рональд Руэл родился в 1892 году в Южной Африке. Там по роду деятельности находился отец будущего писателя. В 1895 года мать уехала с ним в Англию. А годом позже пришла весть, сообщающая о смерти отца.

Детство Рональда (именно так называли писателя родные и знакомые) прошло в пригороде Бирмингема. В четыре года он начал читать. А всего через несколько лет он испытал невыразимое стремление к изучению древних языков. Латынь для Рональда была подобна музыке. И удовольствие от ее изучения можно было сравнить лишь с чтением мифов и героических легенд. Но, как признался позже Джон Толкиен, книги эти существовали в мире в недостаточном количестве. Подобной литературы было слишком мало для того, чтобы удовлетворить его читательские потребности.

Увлечения

В школе, помимо латыни и французского, Рональд изучал также немецкий и греческий. Он довольно рано стал интересоваться историей языков и сравнительной филологией, посещал литературные кружки, изучал готский и и даже пытался создавать новые. Подобные увлечения, несвойственные для подростков, предопределили его судьбу.

В 1904 году умерла мать. Благодаря заботам духовного попечителя, Рональд смог продолжить обучение в Оксфордском университете. Его специализацией была

Армия

Когда началась война, Рональд учился на последнем курсе. И после блестящей сдачи выпускных экзаменов он ушел добровольцем в армию. На долю младшего лейтенанта выпало несколько месяцев кровавой битвы при Сомме, а затем два года пребывания в госпитале с диагнозом "окопный тиф".

Преподавание

После войны он работал над составлением словаря, затем получил звание профессора английского языка. В 1925 году было издано его изложение одной из древнегерманских легенд, летом того же года Джон Толкиен был приглашен в Оксфорд. Он был слишком молод по меркам знаменитого университета: всего 34 года. Однако за плечами Джон Толкиен, биография которого не менее интересна, чем книги, имел богатый жизненный опыт и блестящие труды по филологии.

Загадочная книга

К этому времени писатель был уже не только женат, но и имел трех сыновей. В ночное время, когда семейные хлопоты заканчивались, он продолжал загадочную работу, начатую еще в студенчестве, - историю волшебной страны. Со временем легенда наполнялась все большим количеством деталей, и Джон Толкиен ощутил, что обязан поведать эту историю другим.

В 1937 году вышла сказка «Хоббит», принесшая автору небывалую известность. Популярность книги была столь велика, что издатели попросили писателя создать продолжение. Тогда Толкиен и начал работу над своей эпопеей. Но сага из трех частей вышла лишь спустя восемнадцать лет. Толкиен всю жизни разрабатывал Доработка эльфийского наречия ведется и сегодня.

Персонажи Толкиена

Хоббиты - это невероятно обаятельные существа, напоминающие детей. Они сочетают в себе легкомыслие и стойкость, изобретательность и простодушие, искренность и хитрость. И как ни странно, эти персонажи придают миру, созданному Толкиеном, достоверность.

Главный герой первой истории непрестанно рискует, чтобы выбраться из водоворота всяческих злоключений. Ему приходится быть смелым и изобретательным. С помощью этого образа Толкиен как будто рассказывает своим юным читателям о безграничности возможностей, которыми они обладают. И еще одна особенность толкиеновских персонажей - свободолюбие. Хоббиты прекрасно обходятся без вождей.

«Властелин колец»

Чем же так поразил профессор из Оксфорда умы современных читателей? О чем повествуют его книги?

Произведения Толкиена посвящены вечному. А составляющие этого, казалось бы, абстрактного понятия - добро и зло, долг и честь, великое и малое. В центре сюжета - кольцо, которое является ничем иным, как символом и инструментом безграничной власти, то есть того, о чем мечтает втайне почти каждый человек.

Эта тема во все времена весьма актуальна. Все хотят власти и уверены, что знают с точностью, как правильно ею следует распоряжаться. Тираны и прочие жуткие личности в истории, как полагают современники, глупы и несправедливы. Но тот, кто сегодня желает приобрести власть, будет якобы мудрее, гуманнее и человечнее. И быть может, сделает весь мир счастливее.

Только лишь герои Толкиена отказываются от кольца. Есть в произведении английского писателя короли и храбрые воины, таинственные маги и всезнающие мудрецы, прекрасные принцессы и нежные эльфы, но в конце все они преклоняются перед простым хоббитом, который смог выполнить свой долг и не соблазнился могуществом.

В последние годы писатель был окружен всеобщим признанием, получил звание доктора литературы. Умер Толкиен в 1973 году, а спустя четыре года был издан окончательный вариант «Сильмариллиона». Работа была завершена сыном писателя.

(1892-1973)

Т олкиен, Джон Рональд Руэл, английский писатель, доктор литературы, художник, профессор, филолог-лингвист. Один из создателей Оксфордского словаря английского языка . Автор сказки Хоббит (1937), романа Властелин колец (1954), мифологической эпопеи Сильмариллион (1977).

Отец - Артур Руэл Толкиен, банковский служащий из Бирмингема, вынужден был искать счастья в Южной Африке.

В 1891 к нему из Бирмингема приплывает невеста - Мэйбл Саффилд. 16 апреля 1891 они венчаются в центральном соборе Кейптауна. В январе 1892, в доме счастливых родителей появляется мальчик. С голубыми глазами, златокудрый, похожий на эльфа. Фамилия Толкиен, в переводе на русский означающая - «безрассудно отважный», во многом соответствовала характеру малыша.

Именно этому мальчику суждено было на деле подтвердить одно из своих принципиальных высказываний. «Нет у человека предназначения выше, чем со-творение Вторичного мира».

Писатель Джон Рональд Руэл Толкиен, чей дар многократно помножен на знания выдающегося филолога, подарил нам свой неповторимый толкиеновский, мир. Завораживающе-безмерный, великолепный и подчас ужасающий, высвеченный сияниями множества неведомых измерений.

Толкиен создал хоббитов - «невысокликов» - бесконечно обаятельных, подкупающе достоверных существ, похожих на детей. Сочетающих в себе стойкость и легкомыслие, любознательность и ребяческую ленцу. Невероятную изобретательность с простодушием, хитрость и доверчивость, отвагу и мужество с умением избегать неприятности.

В первую очередь, именно хоббиты придают такую достоверность толкиеновскому миру.

Судьба принялась испытывать Толкиена на прочность буквально с первых шагов. Прямо за их домом, в Блумфонтейне, начинался открытый вельд - дикая степь. Здесь иногда появлялись даже львы. Порой через ограду в сад проникали любознательные обезьянки. В деревянный сарай время от времени заползали змеи.

Когда Рональд только учился ходить, то наступил на тарантула. Паук укусил малыша. По счастью, расторопная нянька отсосала яд из пятки ребенка... Возможно, именно поэтому в творениях Толкиена нередко появляются различные кошмарные пауки.

Местная жара плохо действовала на здоровье детей. Поэтому в ноябре 1894 Мэйбл увозит сыновей в Англию.

К четырем годам, благодаря стараниям матери, малыш Джон уже умел читать и даже отваживался писать первые буквы.

В феврале 1896 у отца Толкиена открылось сильное кровотечение, и он скоропостижно скончался.

Все заботы о детях взяла на себя Мейбл Саффилд, поражая сородичей мужеством, энергией и волей. Мать Джона и Хилари получила хорошее образование. Владела французским и немецким, знала латынь. Отменно рисовала, профессионально играла на фортепьяно. Все свои знания и умение неустанно передавала детям.

Большое влияние на изначальное формирование личности Джона оказал и его дед Джон Саффилд, подчеркнуто гордившийся своей родословной умельцев-граверов. Мать и дед всячески поддерживали ранний интерес Джона к латыни и греческому языку.

В 1896 Мэйбл вместе с детьми перебирается из Бирмингема в деревушку Сэрхоул. Заросшие вереском холмы и перелески приводят мальчишек в неистовый восторг. Именно в окрестностях Сэрхоула Толкиен навсегда влюбляется в красоту деревьев, изо всех сил стремясь распознать их бесконечные тайны. Не случайно незабываемые, интереснейшие деревья появляются во всех творениях Толкиена. А могучие великаны Листвены поражают воображение читателей в знаменитой трилогии - Властелин колец .

Не менее страстно увлекается Толкиен эльфами и... драконами... Драконы и эльфы станут главными персонажами первой сказки, сочиненной Рональдом, в семь лет.

Растет интерес Джона к латыни, и особенно к греческому языку, «за его внешний блеск и чарующее звучание».

В 1904, едва Джону исполнилось двенадцать лет, умерла от диабета его мать. Опекуном Рональда и Хилари становится их дальний родственник, священник, отец Френсис. Браться снова переселяются в Бирмингем. Испытывая жгучую тоску по вольным холмам, полям и любимым деревьям, Джон ищет новые привязанности и душевные опоры. Все сильнее увлекается рисованием, обнаруживая незаурядные способности и в этой ипостаси. К пятнадцати годам поражает учителей школы своими способностями и одержимостью филологией. Он вчитывается в древнеанглийскую поэму Беовульф , испытывая подлинный восторг. Затем возвращается к среднеанглийскому, и средневековые предания о рыцарях Круглого стола пробуждают у него все большей интерес к истории. Вскоре он самостоятельно приступает к изучению древнеисландского языка. А затем добирается и до немецких книг по филологии.

Радость познания древних языков так его увлекает, что он отваживается на первую озорную попытку придумывания собственного языка «невбош», то есть «новой чуши», который азартно творит в соавторстве со своей кузиной Мэри. Сочинительство курьезных лимериков становится для молодых людей увлекательнейшей забавой, и одновременным знакомством с такими первопроходцами английского абсурдизма, как Эдвард Лир, Хилэр Белок и Гилберт Кийт Честертон... Продолжая неистово изучать староанглийский, древнегерманский, а немного позже древнефинский, исландский и готский, Джон с огромным удовольствием, «поглощает в безмерном количестве» - волшебные сказки и героические легенды.

«Только в этом мире их было, на мой взгляд, слишком мало, чтобы насытить мой голод», - признается юный филолог.

В шестнадцать лет Джон встретит очаровательную Эдит Брэтт, свою первую и последнюю любовь, что навсегда покорит его сердце... Через пять лет они поженятся и проживут долгую, счастливую жизнь, родив трех сыновей и дочь. Помимо пылкой взаимной любви, их объединит страсть к музыке и сказкам... А в первые месяцы знакомства такая наивная забава, как... аккуратное швыряние с балкона кафе крохотных кусочков сахара, на шляпы прохожих...

Но сначала на долю влюбленных выпадут пять лет нелегких испытаний. Первая неудачная попытка Джона поступить в Оксфордский университет. Категорическое неприятие Эдит отцом Френсисом. Ужасы Первой мировой войны. Смертельно опасная «окопная лихорадка», которой дважды переболеет Джон Рональд. И лишь потом долгожданное соединение.

В апреле 1910 Толкиен посмотрел в бирмингемском театре спектакль Питер Пэн , по пьесе Джеймса Барри. Увиденное стало еще одним потрясением в жизни молодого человека, и навсегда влюбило Рональда в театр. «Это неописуемо, но я такого не забуду, пока жив, - писал Джон. - Жаль, что Эдит со мной не было».

Постановка Питера Пэна так потрясла Толкиена, что он откликнулся на спектакль своеобразным букетом стихов, посвященных любимым... эльфам.

Во время весеннего триместра Джон поразил соклассников лекцией-импровизацией - Современные Языки Европы: происхождение и возможные пути развития . А во время дебатов, выступая в роли греческого посла, всю речь произнес по-гречески. В следующий раз ошарашил соучеников, когда играл варварского посланника, бегло заговорил по-готски.

А вот поступить с первой попытки в Оксфордский университет Джону не посчастливилось. Вернее, все экзамены Толкиен сдал, но не добрал необходимых балов, для получения стипендии. А плата за обучение на общих основаниях была не по карману опекуну Джона. К тому же, отец Френсис, узнав о романе своего подопечного, «с пианисткой, которая старше Джона на три года», посчитал неудачу Толкиена при поступлении, итогом легкомыслия, отвлекшего его от учебы. Френсис в самой резкой форме потребовал от подопечного разрыва с возлюбленной... Джон обещал отцу Френсису подчиниться, но сам... продолжал тайком встречаться с любимой.

И все-таки удача улыбнулась Джону. После второй попытки сдачи экзаменов, 17 декабря 1910 Толкиен узнал, что ему дали открытую классическую стипендию в Эксетер-Колледж. Один из старейших колледжей Оксфордского университета. А благодаря выходной стипендии, полученной в школе короля Эдуарда, и дополнительным средствам, выделенным отцом Френсисом, Рональд уже мог позволить себе отправиться в Оксфорд.

В последних триместрах, в школе короля Эдуарда, Джон прочел соученикам доклад об исландских сагах, подкрепив его отрывками на языке оригинала. А вскоре открыл для себя Калевалу , прочитав великое творение без перевода, на финском языке.

Последний летний триместр 1911 завершился представлением на греческом языке Мира Аристофана. Толкиен сыграл в пьесе Бога-весельчака Гермеса.

Во время последних летних каникул Джон побывал в Швейцарии. В своем дневнике он запишет. «Однажды мы отправились в длинный поход с проводниками на ледник Алеч, и там я едва не погиб...». Перед возвращением в Англию Толкиен купил несколько открыток. На одной из них был изображен старик с белой бородой, в круглой широкополой шляпе и длинном плаще. Старик разговаривал с белым олененком... Много лет спустя, обнаружив открытку на дне одного из ящиков своего письменного стола, Толкиен записал: «Прототип Гендальфа...» Так в воображении Джона появился впервые один из самых знаменитых героев Властелина колец .

Поступив на классический факультет в Оксфорде, Толкиен встречается со знаменитым профессором-самоучкой Джо Райтом. Тот настоятельно советует начинающему лингвисту «всерьез взяться за кельтский язык». Джон с энтузиазмом принимает предложение профессора. К тому же, с не меньшим рвением новобранец Оксфорда продолжает «вгрызаться и в финский».

Усиливается увлечение Рональда и театром. На рождественских каникулах Толкиен посещает любимую школу короля Эдуарда, и с большим успехом играет в пьесе Шеридана Соперники роль миссис Малапроп. К своему совершеннолетию Джон сам пишет пьесу - Сыщик, повар и суфражистка . Для домашнего театра своих родственников. Джон успешно играет главную роль - профессора Джозефа Квилтера. Одновременно являющегося и выдающимся сыщиком. В пьесе все посвящалось грядущему совершеннолетию Толкиена. И возможности поскорее жениться на Эдит.

Театральные опыты Толкиена оказались для него не просто полезными, но и необходимыми. Особенно, когда в течение многих лет Джон мысленно перевоплощался в ни с кем не сравнимых, фантасмагорических персонажей Властелина колец .

В начале летнего триместра 1913 Толкиен расстается с классическим факультетом, и начинает посещать лекции на английском факультете Оксфорда.

Получив, наконец, от опекуна Френсиса сдержанное поощрение, к своему совершеннолетию, Толкиен в начале 1914 осуществляет долгожданную помолвку с Эдит Брэтт.

В том же, 1914 начинается Первая мировая война. Толкиен спешит поскорее получить степень в Оксфорде, чтобы отправиться добровольцем в армию. Одновременно с форсированием учебного процесса, Джон поступает на курсы радистов-связистов. В июле 1915 Толкиен с блеском и досрочно сдает экзамен по английскому языку и литературе, на степень бакалавра, и получает отличие первого класса... А пройдя военную подготовку в Бедфорде, удостаивается звания младшего лейтенанта. И определяется на службу, в полк ланкаширских стрелков.

В марте 1916 Толкиен женится на Эдит Брэтт. А уже 14 июля 1916 младший лейтенант Толкиен идет в первый бой, со своей второй ротой ланкаширских стрелков.

Рональду суждено было оказаться в центре грандиозной мясорубки, на реке Сомме, где погибли десятки тысяч его соотечественников. Познав все «ужасы и мерзости чудовищной бойни», Джон до конца дней возненавидел войну. Равно как и «вдохновителей жутких побоищ...». Вместе с тем, младший лейтенант Толкиен навсегда сохранил восхищение перед своими товарищами по оружию. «Рядовыми британцами. Упорными, немногословными и насмешливыми». Пройдут годы, и Джон Рональд запишет в своем дневнике - «возможно без солдат, рядом с которыми я воевал, не стало бы страны Хоббитании. А без Хоббитании и Хоббитов не было бы Властелина колец ...». Смерть обошла Джона. Он даже не был ранен. Зато его настигла другая страшная напасть - «окопная лихорадка» - сыпной тиф... Болезнь, что унесла в Первую мировую войну больше жизней, чем пули и снаряды. Тот, кому удавалось одолеть «окопную лихорадку» и выжить, считался редким счастливцем... Толкиена сыпной тиф пытался дважды утащить в могилу, выматывая на протяжении нескольких месяцев... Но Джон устоял и пересилил смертельный исход... Из госпиталя в Ле-Туке он был кораблем отправлен в Англию. А по прибытии на родину, доставлен поездом в Бирмингем. Именно в Бирмингем к нему приехала Эдит.

В редкие часы, когда страшная болезнь отпускает Джона, он задумывает и начинает осуществлять первые наброски своей фантастической эпопеи - Сильмариллион . Повествование о трех волшебных кольцах всемогущей власти.

Толкиен творит вопреки дыханию смерти и побеждает. 16 ноября 1917 у Джона Рональда рождается первый сын... Толкиену присваивается звание лейтенанта.

В 1918 заканчивается Первая мировая война. Джон с Эдит и маленьким сыном переселяются в Оксфорд. «Как способнейший лингвист-филолог» Толкиен допускается к составлению Всеобщего словаря нового английского языка . Вот отзыв на этот счет друга писателя, замечательного лингвиста Клайва Стэйлза Льюиса. «Он (Толкиен) побывал внутри языка. Ибо обладал уникальной способностью чувствовать одновременно и язык поэзии, и поэзию языка».

В 1924, в возрасте 32 лет Толкиен утвержден в звании профессора. А в 1925 удостаивается кафедры англосаксонского языка в Оксфорде.

Одновременно Джон Рональд продолжает работу над Сильмариллионом , создавая новый невероятный мир. Своеобразное другое измерение. Со своей историей и географией. Феноменальными животными и растениями. Реальными и ирреальными существами. Своим размещением во времени.

В то же время, работал над «великим словарем», Толкиен получает уникальную возможность вдумываться в состав и облик десятков тысяч слов. Бытующих и бытовавших в родном языке, вобравших в себя кельтское начало, латынь, скандинавское, древненемецкое и старофранцузские влияния

Поразительно, что эта умопомрачительная работа не только не превратила Толкиена в «жреца наук». Но вопреки всем привычным представлениям, еще больше стимулировала дар художника, для оживления понятий, слов и легенд. Помогла истинному творцу объединить самые разные категории живых существ и разных времен и пространств, в свой толкиеновский мир. Мир, получивший не только невероятно зримое выражение, но удивительно ярко соединивший прошлое с настоящим и будущим, «своими пророчествами, неизменной устремленностью к добру, многомерностью и многосложностью представлений о взаимосвязях самых, на первый взгляд, несоединимых субстанций».

Художник и ученый соединились в Толкиене, с подлинно леонардовской уникальностью. В отличие от многих знаменитых филологов, Джон Рональд никогда не терял своей «литературной души». Его научные работы неизменно пронизаны образностью писательского мышления. Одновременно, как и литературные творения восхищают прочностью фундамента научных обоснований.

Говоря об удивительном букете дарований Толкиена, нельзя не упомянуть его таланта рисовальщика. Джон Рональд с завидным постоянством и непроходящим озорством иллюстрировал немало своих сказок и выдумок. Особенно любил Толкиен изображать очеловеченные деревья, всякий раз подтверждал свой непроходящий интерес к тайнам лесных великанов. На редкость самобытно решены Толкиеном-рисовальщиком несколько сцен из Сильмариллиона ... Особое место среди выдумок Джона Рональда занимает иллюстрированные им письма Деда Мороза к детям... Письмо специально писалось «дрожащим» почерком Деда Мороза, «только что вырвавшегося из страшной пурги». Завораживают детское воображение и влекут своей неразгаданностью, заснеженные следы на ковре... едва исчезнувшего Деда Мороза.

Самые знаменитые книги Толкиена неразрывно связаны между собой. Хоббит и Властелин колец писались, в общей сложности, с 1925 по 1949. То есть 24 года... Все началось с ежедневной сказки для детей профессора Толкиена... «В земле была вырыта нора. А в этой норе жил да был хоббит», - написал Толкиен на чистом листе бумаги... А до того в мифологической вселенной Толкиена никаких хоббитов не было. Но вот он явился-родился - этот обаятельный народ (вернее, народец), неизвестно откуда взявшийся в Средиземье. Хоббиты - «невысоклики» - веселые и проворные сладкоежки, любознательные и толстоватые. Неуловимо схожие с детьми... Главный герой первой истории Хоббит Бильбо Бэггинс имеет такие же возможности для самовыражения в огромном и сложном мире, как ребенок-первооткрыватель. Бильбо постоянно рискует, чтобы выбраться из водопада угрожающих приключений. Он должен быть все время изобретательным и смелым. Замыслив именно таким Бильбо Бэггинса, Толкиен, как бы ненароком, подсказывает детям о безграничности их возможностей. И еще одно небезынтересное обстоятельство. Хоббиты - народ свободный. В Хоббитании нет вождей. И Хоббиты прекрасно без них обходятся. Размышляя о замысле характера Бильбо, Толкиен скажет: «Меня всегда впечатляло то, что все мы живем и существуем, благодаря неукротимой отваге, проявляемой самыми что ни на есть маленькими людьми в, казалось бы, безнадежных ситуациях». И уже после первого, грандиозного успеха книги добавит. «Я сам во многом Хоббит. Кроме роста, пожалуй... Я люблю сады и деревья. Хорошую простую пищу. Узорчатые жилеты. Обожаю грибы прямо из леса... Я поздно ложусь. И, по возможности, поздно встаю».

Но «Хоббит» всего лишь прелюдия. Присказка... Заманка в непомерно великий иномир. Ключ для загляда в другие измерения. И предупреждение. Серьезный повод для размышлений... За случайно найденное Бильбо Кольцо Власти, дающее возможность становиться невидимкой, приходится жестоко расплачиваться... Остросюжетная сказка неоднократно намекает на таящийся за ней мир куда более значимых невероятностей. Переходными мостами в безмерное будущее являются два самых загадочных персонажа Хоббита . Серый маг Гендальф. И омерзительное, неуловимое как ртуть, существо по имени Горлум... Но во что очень важно, скользкое чудовище Горлум, при всей своей отвратительности, вызывает не только щемящее сочувствие, но и постоянно нарастающий интерес... А за фантастической фигурой чародея Гендальфа, уже проглядывается притягивающий свет иного бытия.

Хоббит вышел в свет 21 сентября 1937 года. Первое издание было распродано уже к Рождеству.

Сказка получает премию издательства «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», как лучшая книга года. Хоббит становится бестселлером. И не только для детей... Но и для тех мыслящих читателей, кто увидел в книге пролог к проникновению в иные миры.

Роман-эпопея Властелин колец стал эликсиром жизнелюбия для десятков миллионов людей на планете Земля. Умопомрачительной дорогой в непознаваемое. Парадоксальным доказательством, что именно жажда познания чудес и двигает миры. Властелин колец произрастал и совершенствовался на фантасмагорической почве Сильмариллиона . Не случайно все самые невероятные обитатели романа-эпопеи не вызывают и секунды сомнения в их реальности.

Достоверность толкиеновского мира убеждает именно неотразимостью своей необходимости. В ошеломляющих фантазиях толкиеновского мира предельно зримы все самые сложные взаимоотношения его обитателей. Хоббитов и орков, людей и эльфов, гномов и гоблинов, волшебников и огненных монстров, чудовищных насекомых и гигантских Листвинов. На редкость конкретно выписано даже плавящееся Око Зла...

В романе Толкиена ничто не случайно. Будь то ощеренные лики, некогда мелькавшие на полотнах Босха и Сальвадора Дали, или в творениях Гофмана и Гоголя... Все здесь имеет двадцатикратной прочности основу... Так имена эльфов пришли из языка былого кельтского населения полуострова Уэльс. Гномы и маги именуются, как подсказали скандинавское саги. Люди награждаются именами из ирландского героического эпоса. Собственные толкиеновские придумки фантастических существ имеют основу «народнопоэтического воображения».

Когда роман Властелин колец уже начнет приносить Толкиену прижизненную славу, писатель, шутя, скажет: «...в некотором смысле эта история и вся связанная с нею мифология могут оказаться правдой». А несколько позднее добавит уже всерьез: «Каждый писатель, создающий вторичный мир, желает в какой-то мере быть настоящим творцом. И надеется, что черпает свои идеи из реальности... Мир его фантазий, возможно, действительно помогает украшению и многократному обогащению реального мироздания.»

Время самой активной работы Толкиена над Властелином колец совпало со Второй Мировой войной. Несомненно, все тогдашние переживания и надежды, сомнения и чаяния автора не могли не отразиться в жизни даже его инобытия. Отчего именно во Властелине колец надежда на победу разума и света обретает столь пронзительную неотразимость.

Одним из главных достоинств романа Толкиена является пророческое предупреждение о смертельной опасности, таящейся в безграничной Власти. Власти многоликой и коварной. Испепеляющей души и тела. Гибельной для всего живого, творящего и созидающего. Необратимо насаждающей ненависть и смерть. Стремительно множащейся, плодя зло и насилие.

Противостоять этому кошмару способно лишь единение самых отважных и мудрых поборников добра и разума. Способных непомерным подвигом остановить могильщиков радости бытия.

Безграничное Зло жуткой Власти олицетворяют в романе всемогущий Черный Властелин Суарон и бесчисленные орды его подданных. Черные призраки, орки и гоблины. Чародей-демагог Саруман. Огненный монстр Барлог. И множество других хищников-разрушителей.

Первыми, кто принимает на себе удары сил зла, оказываются хоббиты. Малыши - «невысоклики», вольнолюбивые и свободные. Привыкшие обходиться без вождей.

Отважный Фродо - племенник неунывающего Бильбо Бэггинса. И верный друг Фродо - Сэм Скромби... Конечно к Хоббитам спешат на помощь лучшие из яростных противников Власти Зла... Великий волшебник-жизнелюб Гендальф открывает Фродо смертельно опасный план уничтожения Кольца Власти, доставшегося Фродо от дядюшки Бильбо. Вступают в битву за жизнь, против Черного Властителя Суарона все самые светлые жители Середиземья... Прекрасная царица эльфов Галадриэль. Благороднейший Арагорн. Король Эрландии весельчак-великан, страж заповедника природы, Том Бомбадил. Гордые гномы и древние Листвены... Бесконечно многотрудным и жертвенным оказывается путь к свободе... Гибнет от Кольца Власти суровый витязь Боримор. Сам храбрейший и мудрый волшебник Гендальф категорически отказывается хранить, до уничтожения, Кольцо Власти при себе... И только малыш Фрода, обыкновенный хоббит Фродо, со всеми его слабостями и несовершенствами, проносит гибельное Кольцо Власти через все неимоверные испытания... С каждым новым шагом вглубь жуткого Мардора - царства Черного Властелина Суарона, хоббит Фродо проявляет все больше мужества и самоотверженности.

Первые два тома Властелина колец вышли в 1954. В 1955 опубликован третий том. «Эта книга - как гром среди ясного неба, - воскликнул знаменитый писатель К. С. Льюис. - Для самой истории романа-истории, восходящей ко временам Одиссея - это не возвращение, а прогресс, более того - революция, завоевание новой территории».

Роман с удивительной быстротой был переведен на многие языки мира, и разошелся сначала миллионным тиражом, а на сегодняшний день превзошел планку в двадцать миллионов.

Книга стала культовой среди студенческой молодежи.

Бесконечные отряды толкиенистов, обряженные в рыцарские доспехи, и по сей день, устраивают «игры, турниры и походы чести и доблести» в США, Англии, Канаде, Новой Зеландии.

Время всегда проходит сначала через молодых. Самые одаренные и образованные первыми откликаются на явления будущего. Немудрено, что многомерность и мудрость таланта автора Властелина колец первыми оценили молодые интеллектуалы.

Творения Толкиена впервые стали появляться в России, в середине семидесятых годов. Сегодня число поклонников творчества одного из лучших писателей 20 в. в нашей стране, не уступает количеству приверженцев толкиеновского мира в других странах. Особенно среди тех, кто сразу чувствуют кровь сердца великого поэта Средиземья, между строчек его книг.

Теперь, когда на мировые экраны вышли Братство кольца и Две твердыни , режиссера Питера Джексона (волшебно снятые в Новой Зеландии), среди молодых и совсем юных поднялась новая, огромная волна интереса именно к роману Властелин колец .

Последняя сказка, которую написал Толкиен в 1965, называется Кузнец из Большого Вуттона .

В 1968 Джон Рональд Руэл Толкиен и Эдит Брэтт отметили золотую свадьбу.

А в 1971 Эдит ушла из жизни. В свои последние годы Толкиен окружен всеобщим признанием и осыпан давно заслуженными почестями.

В июне 1972 Джон Рональд Руэл Толкиен получает самый большой подарок-звание доктора литературы от Оксфордского университета. А в 1973, в Букингемском дворце сама Королева Елизавета вручает писателю и ученому орден Британской империи второй степени.

В 1977 году публикуется окончательный, полный вариант Сильмариллиона , изданный уже сыном писателя - Кристофером Толкиеном. Как сказал биограф Толкиена Хамфри Карпентер - «Его настоящая биография - это Хоббит , Властелин колец и Сильмариллион , ибо истинная правда о нем содержится в этих книгах».

У книг Толкиена нет конца. Они бездонны, как величайшие книги человечества... Чем глубже в них входишь, тем больше видишь, слышишь и чувствуешь их бесконечность. Ибо они созвучны Вселенной.

Автор «Властелина колец» Джон Толкин – талантливый писатель, ставший прародителем нового жанра в мире литературы и оказавший влияние на писателей последующих лет. Неудивительно, что на придуманных Джоном архетипах строится современное фэнтези. Мастеру пера подражали , Кристофер Паолини, Терри Брукс и другие авторы произведений.

Детство и юность

Мало кто знает, что на самом деле Джон Рональд Руэл Толкин родился 3 января 1892 года, в африканском городке Блумфонтейн, который до 1902 года являлся столицей Оранжевой республики. Его отец Артур Толкин, управляющий банком, вместе со своей беременной супругой Мейбл Саффилд перебрался в это солнечное местечко из-за повышения на службе, а 17 февраля 1894 у влюбленных родился второй сын - Хилари.

Известно, что национальность Толкина определяют немецкие крови - дальние родственники писателя были выходцами из Нижней Саксонии, а фамилия Джона, по утверждению самого писателя, происходит от слова «tollkühn», которое переводится как «безрассудно храбрый». Согласно сохранившейся информации, большинство предков Джона были ремесленниками, тогда как прапрадед писателя пребывал на должности хозяина книжного магазина, а его сын продавал ткани и чулки.

Детство Толкина было небогатым на события, но литератор часто вспоминал случай, который произошел с ним в раннем детстве. Однажды прогуливаясь в саду под палящим солнцем, мальчик наступил на тарантула, а тот незамедлительно укусил маленького Джона. Ребенок в панике метался по улице, пока его не поймала няня и не высосала яд из раны.


Джон говаривал, что то событие не оставило жутких воспоминаний о восьмилапых существах и им не овладела арахнофобия. Но, тем не менее, жуткие пауки нередко встречаются в его многочисленных произведениях и представляют опасность для сказочных существ.

Когда Джону исполнилось 4 года, он вместе с Мейбл и младшим братом уехал навестить родственников в Англии. Но пока мать и сыновья любовались британскими пейзажами, в Блумфонтейне случилось несчастье: главный кормилец в семье умер от ревматической лихорадки, оставив супругу и детей без средств к существованию.


Джон Толкин с младшим братом Хилари

Получилось так, что вдова вместе с мальчиками поселилась в Сэйрхоуле, на родине своих предков. Но родители Мейбл встретили ее негостеприимно, потому что в свое время бабушка и дедушка Толкина не одобряли брак дочери и английского банкира.

Родительница Джона и Хилари, еле сводившая концы с концами, делала все, что было в ее силах. Женщина приняла смелое и эксцентричное решение для того времени - перешла в католичество, что было вопиющим поступком для Англии тех времен, не принимающей такую ветвь христианства. Это позволило родственникам-баптистам раз и навсегда отречься от Мейбл.


Саффилд крутилась словно белка в колесе. Она сама обучала детей грамоте, и Джон слыл прилежным учеником: к четырем годам мальчик научился читать и проглатывал один за другим произведения классиков. Фаворитами Толкина были и Джордж Макдональд, а произведения братьев Гримм и будущему писателю пришлись не по душе.

В 1904 году Мейбл умерла от диабета, и мальчики остались на попечении ее духовного наставника Френсиса Моргана, который служил священником бирмингемской церкви и увлекался филологией. В свободное время Толкин с удовольствием рисовал пейзажи, изучал ботанику и древние языки - валлийский, древненорвежский, финский и готский, тем самым проявляя лингвистический талант. Когда Джону исполнилось 8 лет, мальчик поступил в школу короля Эдварда.


В 1911 году талантливый юноша организовал с товарищами Робом, Джеффри и Кристофером секретный «Чайный клуб» и «барровианское общество». Дело в том, что ребята любили чай, нелегально продававшийся в школе и библиотеке. Осенью того же года Джон продолжил учебу, его выбор пал на престижный Оксфордский университет, куда одаренный парень поступил без особого труда.

Литература

Случилось так, что после окончания университета Джон отправился на службу в армию: в 1914 году парень изъявил желание стать участником Первой мировой войны. Молодой человек участвовал в кровопролитных сражениях и даже пережил битву на Сомме, в которой потерял двоих товарищей, из-за чего ненависть к военным действиям преследовала Толкина всю оставшуюся жизнь.


С фронта Джон вернулся инвалидом и стал зарабатывать преподавательской деятельностью, далее взобрался по карьерной лестнице, и в 30-летнем возрасте получил должность профессора англо-саксонского языка и литературы. Безусловно, Джон Толкин был талантливым филологом. Уже позже он сказал, что придумал сказочные миры лишь для того, чтобы выдуманный язык, соответствующий его личной эстетике, казался естественным.

В то же время человек, слывший лучшим языковедом в Оксфордском университете, взялся за чернильницу с пером и придумал собственный мир, начало которому было положено еще на школьной скамье. Таким образом, литератор создал сборник мифов и легенд, названный «Средиземьем», но позже ставший «Сильмариллионом» (цикл выпущен сыном писателя в 1977 году).


Далее, 21 сентября 1937 года Толкин порадовал поклонников фэнтези книгой «Хоббит, или Туда и обратно». Примечательно, что это произведение Джон придумал для своих маленьких детей, чтобы в семейном кругу рассказывать отпрыскам об отважных приключениях Бильбо Бэггинса и мудрого волшебника Гэндальфа, владельца одного из колец власти. Но эта сказка случайно попала в печать и завоевала бешеную популярность среди читателей всех возрастов.

В 1945 году Толкин представил на суд общественности рассказ «Лист кисти Ниггля», пропитанный религиозными аллегориями, а в 1949-м вышла юмористическая сказка «Фермер Джайлс из Хэма». Через шесть лет Толкин начинает трудиться над романом-эпопеей «Властелин колец», являющимся продолжением сказок о приключениях храброго хоббита и могущественного волшебника в чудесном мире Средиземья.


Рукопись Джона получилась объемной, поэтому в издательстве было принято разделить книгу на три части - «Братство Кольца» (1954), «Две крепости» (1954) и «Возвращение короля» (1955). Книга стала настолько известной, что в США начался Толкиновский «бум», жители Америки сметали книжные произведения Джона с магазинных полок.

В 1960-х годах на родине джаза начался культ Толкина, принесший Джону признание и славу, даже поговаривали, что пора бы мэтру вручить Нобелевскую премию по литературе. Однако, к сожалению, эта награда обошла Толкина стороной.


Затем Джон сочинил цикл стихов «Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой книги» (1962), произведение «Дорога вдаль и вдаль идет» (1967) и рассказ «Кузнец из Большого Вуттона» (1967).

Остальные рукописи, например «Сказки волшебной страны» (1997), «Дети Хурина» (2007), «Легенда о Сигурде и Гудрун» (2009) были изданы посмертно, сыном Джона – Кристофером, который впоследствии тоже стал писателем, создавшим «Историю Средиземья», где проанализировал неопубликованные произведения отца (в цикл входят тома «Книга утраченных сказаний», «Устроение Средиземья», «Кольцо Моргота» и другие).

Мир Средиземья

Стоит отметить, что в произведениях Толкина присутствуют библейские сюжеты, а сами книги – это реальный мир, пропущенный через призму литературных иносказаний, например, прослеживается параллель между Фродо и , которую видно невооруженным глазом.


Поговаривают, что Джон с раннего возраста видел сны о Всемирном потопе, интересовался историей Атлантиды, книгами и эпическими поэмами, в том числе пытался перевести рассказ о Беовульфе. Поэтому создание Средиземья – не случайность, вызванная творческим вдохновением, а истинная закономерность.

Срединный мир (так называет часть выдуманной вселенной Толкина его сын) – это то, чему Джон Руэл посвятил всю жизнь. Средиземье представляет собой место действия некоторых произведений писателя, там развиваются события из «Хоббита», трилогии «Властелин колец» и отчасти - «Сильмариллиона» и «Неоконченных сказаний».


Примечательно, что мир, окунающий каждого читателя в волшебные приключения и противостояние добра и зла, продуман до мельчайших подробностей. Джон не только скрупулезно описал территорию и населяющие ее расы, но и нарисовал несколько карт, которые охватывают часть выдуманного пространства (не все дошли до публикации).

Также он придумал хронологию событий до Солнечных лет, которые начинаются от Велианской эпохи и заканчиваются последней битвой, завершающей историю Арды – Дагор Дагорат. В самих книгах писатель называет Средиземьем составляющую Арды, находящуюся на востоке и представляющую собой место обитания смертных.


Действительно, Джон не раз говаривал, что континент находился на нашей планете. Правда, он существовал в далеком прошлом и был кратким эпизодом в истории Земли. Впрочем, автор отзывался о Средиземье как о вторичной реальности и другом уровне воображения.

Местность разделена Мглистыми горами, на севере - залив Форохел, окруженный голубыми горами, а на юге находится цитадель корсаров. Также Средиземье включает в себя государство Гондор, область Мордор, страну Харад и т.д.


Выдуманный Толкиным континент населяют как люди, так и зоркие эльфы, трудолюбивые гномы, хитрые хоббиты, гигантские энты и другие сказочные существа, говорящие на созданных писателем языках квенья, синдарин и кхуздул.

Что касается флоры и фауны, то придуманный мир населен обычными животными, персонажи книг зачастую разъезжают на лошадях и пони. А из растений в Средиземье произрастают пшеница, табак, рожь, корнеплоды, а также культивируется виноград.

Личная жизнь

Мейбл передала сыну любовь к Богу, поэтому Джон Толкин всю жизнь оставался набожным католиком, знающим все церковные обряды. Что касается политики, то здесь писатель был традиционалистом и порой выступал за распад Великобритании, а также недолюбливал индустриализацию, отдавая предпочтение простой, размеренной сельской жизни.


Из биографии Джона известно, что он был примерным семьянином. В 1908 году автор фэнтези познакомился с Эдит Бретт, которая на тот момент осталась сиротой и жила в пансионе. Влюбленные часто сидели в кафе, смотрели с балкона на тротуар и забавлялись киданием кусочков сахара в прохожих.

Но священнику Фрэнсису Моргану не нравились отношения Джона и Эдит: опекун считал, что подобное времяпрепровождение мешает учебе, да и к тому же девушка исповедовала иную религию (Бретт была протестанткой, но ради замужества приняла католицизм). Морган поставил условие Джону - рассчитывать на благословление он сможет только тогда, когда ему исполнится 21 год.


Эдит думала, что Толкин забыл ее, и даже успела принять предложение руки и сердца от другого ухажера, но как только Джон стал совершеннолетним, он не замедлил написать Бретт письмо, в котором признался в своих чувствах.

Таким образом, 22 марта 1916 года у молодых людей состоялась свадьба в Уорике. В счастливом браке, который продолжался 56 лет, родилось четверо детей: Джон, Майкл, Кристофер и дочь Присцилл.

Смерть

Эдит Толкин умерла на 82-м году жизни, а Джон пережил супругу на год и восемь месяцев. Великий писатель скончался 2 сентября 1973 года от кровоточащей язвы. Писатель был похоронен в одной могиле вместе с Эдит, на Вулверкотском кладбище.


Стоит сказать, что Джон оказал колоссальное влияние на культуру последующих лет. По мотивам рукописей Джона были придуманы настольные и компьютерные игры, пьесы, музыкальные композиции, анимационные и художественные фильмы. Наиболее популярна кинотрилогия «Властелин колец», где главные роли исполнили , и другие актеры.

Цитаты

  • «Ни один человек не может судить о собственной святости»
  • «Гоблины – не злодеи, у них просто высокий уровень коррупции»
  • «Подлинная история писателя содержится в его книгах, а не в фактах биографии»
  • «Когда вы пишете сложную историю, вы должны сразу рисовать карту – потом уже будет поздно»
  • «Не отмахивайся от бабушкиных сказок, ведь только в них сберегается знание, забытое теми, кто считал себя мудрым»

Библиография

  • 1925 – «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь»
  • 1937 – «Хоббит, или Туда и обратно»
  • 1945 – «Лист кисти Ниггля»
  • 1945 – «Баллада об Аотру и Итрун»
  • 1949 – «Фермер Джайлс из Хэма»
  • 1953 – «Возвращение Беорхтнота, сына Беорхтхельма»
  • 1954–1955 – «Властелин колец»
  • 1962 – «Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой книги»
  • 1967 – «Дорога вдаль и вдаль идёт»
  • 1967 – «Кузнец из Большого Вуттона»

Книги, изданные посмертно:

  • 1976 - «Письма Рождественского Деда»
  • 1977 - «Сильмариллион»
  • 1998 - «Роверандом»
  • 2007 - «Дети Хурина»
  • 2009 - «Легенда о Сигурде и Гудрун»
  • 2013 - «Падение Артура»
  • 2015 - «История Куллерво»
  • 2017 - «Повесть про Берена и Лютиен»