Горе от ума основная мысль произведения. Горе от ума анализ

  • 20.04.2019

Название комедии уже значимо. Для людей, которые ставят знания превыше всего, ум равносилен счастью. Но, как мы знаем, великие умы во все времена подвергались серьезным испытаниям. Новое и оригинальное не всегда одобряется обществом, а люди, которые пытаются это что-то новое привнести в жизнь, часто считаются сумасбродами.

Тему ума затрагивает и Александр Сергеевич Грибоедов. Его пьеса-это рассказ о новых идеях и их отвержении обществом. Изначально она называлась "Горе уму".

Еще до приезда Чацкого, дом Фамусова полон хаоса, что связано с отношением к обучению и образованию. Обращаясь к Софье, Фамусов говорит ей, что не видит полезного в книгах. Далее каждый герой произведения обозначит свое мнение по этому поводу, а сойдутся они на том, что "Ученье-вот чума".

Каждый герой пьесы по-своему объясняет значение "умного человека".

Для Фамусова умный может быть лишь практичный человек, в этом он признаёт ум Чацкого, однако уверен, что он не подходит для его дочери. По его мнению, Чацкий не в состоянииправильно применять полученные навыки, так как у него нет ни денег, ни чинов. Максима же Петровича Фамусов считает по-настоящему умным, однако он лишь умеет прислуживать, тем кто выше него по рангу, но это помогло добиться ему высот по службе, что так важно для Фамусова.

Молчалин считает, что если человека есть ум, то этот ум должен быть практическим. Молчалин мечтает о высоком чине, ради этого он готов на всё, что угодно, готов пойти на уступки. Однако он не имеет ни какой-либо веры, ни собственных мыслей.

Чацкий же совсем не похож на Молчалина, он умный, но при этом очень добрый и честный. В отличие от Молчалина, он любит Софью искренне, а не потому что "так надо". Этот герой-истинный патриот, не признающий ничего заграничного. Он хочет быть полезным на службе, а не пробиваться к верхушке только ради положения. Ум Чацкого передовой, однако в обществе его не принимают, потому что его убеждения не соответствуют московской знати.

Софья тоже довольно смышленая девушка, обладающая практическим умом, однако все знания жизни она почерпывает из французских книг. Она и любит то Молчалина только потому, что он соответствует ее книжному образу: не богатый парень, понравившейся обеспеченной девушки с хорошей родословной.

В образе служанки Лизы мы можем углядеть еще один тип ума-это житейский ум, простой. Она говорит со всеми честно и только то, что о них думает. Лиза неглупая, находчивая и сообразительная, она верна своей хозяйке.

В своей пьесе Горе от ума Грибоедов представил различные типа ума, показал страх общества перед новым и неизведанным, тем сам дал толчок для того, чтобы люди поступали противоположным образом и не боялись пробовать новое, чтобы выходить из рамок и раздвигать свои горизонты.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Своеобразие любовной лирики Пушкина сочинение

    Лирическая любовная тема представлена практически у каждого русского поэта, поэтому и в творчестве Пушкина стоит отдельным блоком. Для поэта чувство любви – это главная жизненная цель

  • Сочинение Что называют «ошибкой воспитания»? Итоговое декабрьское

    Несомненно, личность человека формируется врожденно, еще в утробе матери, но и воспитание влияет не маленькую роль в жизни. Так как ребенок представляет собой пластилин, что из него слепишь

  • Образ и характеристика Платова в повести Левша Лескова сочинение

    Одним из главных героев повести Николая Лескова “Левша” является Платов. Это человек бывалый и очень смелый. Донской казак служит у Александра I и сопровождает его в поездке по Европе.

  • Сочинение Знание - сила (рассуждеие)

    Знание - мощная сила. Мудрецы с древних времен до наших дней определяют стремление к познанию среди естественных качеств человека, что помогает ему развивать свои способности, идти вперед и достигать своих целей.

  • Сочинение Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу

    В произведение Бунина повествуется о человеке, который чувствуя запах яблок, вспоминает о своём родном селе. В его родных Выселках люди жили богато и ни на что не жаловались, ведь всего было в достатке.

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта : частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума» : например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было в ту пору 28 лет. Вполне зрелый возраст. И проблемы, поднятые автором, чрезвычайно серьезны и во многом до сих пор актуальны. И сразу после написания распространявшаяся в списках комедия была очень и очень популярна. Несомненно, во многом это объясняется ее общественно-политической остротой, атмосфера в России была предгрозовая. Характерно, что ссыльному А. С. Пушкину в Михайловское список комедии привозит его друг, будущий декабрист Иван Пущин. Но очевидно, что содержание «Горя от ума» никак не ограничивается обличением конкретных пороков, нездоровья русского общества эпохи царствования Александра I.

Тема «ума» - вот важнейшее философское и нравственное понятие, стоящее в центре комедии. Свое отношение к «уму», ученью, знанию так или иначе высказывают все действующие лица, проблема рассматривается с разных сторон. Этим, может быть, объясняется и своеобразие композиции, не случайно Пушкин предрекал, что пьесу растащат на пословицы.

Для Чацкого ум, причем именно его ум, обличающий и бескомпромиссный, «ум, алчущий познаний», - едва ли не высшая ценность. Молодой, искренний, смелый, он обладает неуравеновешенным, даже нервным характером, готов вспыхнуть в любую минуту, он готов кому угодно доказывать свою правду, мало заботясь о том, насколько он будет понят.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», - гордо заявляет Чацкий. В то же время «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, может быть, «алчет познаний» не меньше Чацкого, но, удивив общество (вышел в отставку, когда ему следовал чин), он не производит все же никакого «скандала», просто удалился и «в деревне книжки стал читать». Фамусов в своих суждениях об уме и учености тоже весьма и весьма радикален:

* Ну вот! Великая беда.
* Что выпьет лишнего мужчина!
* Ученье - вот чума, ученость - вот причина.
* Что нынче пуще, чем когда,
* Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Суждение, разумеется не совсем лишенное разумных оснований. Поразительно сходную мысль высказывает уже в нашем веке один из персонажей пьесы Эжена Ионеско: «Нынче образование в головы ударило, оттого и жить стало хуже. Даже подметать стало труднее». Но в фамусовском обществе против ума и учения выступает и еще один важнейший инстинкт - охранительный. «Умник» звучит едва ли не как синоним страшным словам «фармазон», «якобинец», «карбонарий». «Ум» полковника Скалозуба тоже решителен и бескомпромиссен:

* …чтоб чины добыть, есть многие каналы;
* Об них как истинный философ я сужу.
* Мне только бы досталось в генералы.

Несчастная Софья наделена умом совершенно особенным - женским: «если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Она и Чацкого объявляет безумным, защищая от его остроумия и бескомпромиссности любимого человека и

* …любите вы всех в шуты рядить,
* Угодно ль на себе примерить?

Не случайно и имя героини: Софья по-гречески «мудрость». Софья и в самом деле отнюдь не глупа, но ум ее подводит, как и Чацкого, она жестоко обманывается в своем избраннике.

Молчалин по-своему тоже умен. Философия его («угождать всем людям без изъятья») весьма подробно и основательно разработана. Проницателен и страшен образ Репетилова: бестолковый пустозвон рисует страшную пародию на Тайное общество. «Секретнейший союз» в Английском клубе, «тайные собрания» по четвергам, идейный вождь, которого

* Не надо называть, узнаешь по портрету;
* Ночной разбойник, дуэлист,
* В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,* И крепко на руку нечист;

* Да умный человек не может быть не плутом.

И этот человек, в «добродетелях» которого легко угадывается портрет Толстого-Американца, известнейшего, может быть, хулигана и бретера, шулера и хулигана эпохи,

* Когда … о честности высокой говорит,
* Каким-то демоном внушаем:
* Глаза в крови, лицо горит,
* Сам плачет, и мы все рыдаем.

Грибоедов как будто предвидит характер многих и многих будущих тайных обществ. То, что ему удалось сказать в немногих строках, несколько столетий спустя станет темой толстенных романов («Бесы» Достоевского, «На ножах» Лескова).

История Чацкого, смелого, честного, вдохновленного действительно высокими и прекрасными идеями человека являет собой очевидную иллюстрацию к древней и вечной мудрости: «мнящи мудри быть да объюродиша», но и у всех, кого встречает он в родной Москве, с умом явно не все в порядке, явно не только у Чацкого от ума горе. Само время неопределенно и перепутано: «Который час?» - «Седьмой, осьмой, девятой». Поневоле вспоминается история, которую рассказывают про замечательного поэта - душевнобольного Батюшкова:

* Который час, его спросили здесь,
* А он ответил любопытным: «вечность!».
* (О. Мандельштам)

История несчастливой любви в пьесе не только комична, но и «неправильна», все ошибаются, обманываются, попадают впросак, наивно полагаясь на безусловность и «правильность» своего ума. Нарушается и устойчивая схема: любовный треугольник размыкается, превращается в четырехугольник, Чацкий любит Софью, Софья - Молчалина, а Молчалин - Лизу, которая ему, в свою очередь, взаимностью не отвечает. Треугольник, как известно из геометрии, фигура жесткая, четырехугольник при равных сторонах может иметь какие угодно углы: и на фабульном уровне множится непонимание и неопределенность.

По-своему рациональный, «правильный», охранительно-благонамеренный Фамусов отнюдь не благополучен и не спокоен, втянут в общую игру: и ему от ума горе:

Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!

Устойчив умом, кажется, только циничный полковник Скалозуб. Но его ясный ум как-то уж слишком парадоксален:

* По моему сужденью,
* Пожар способствовал ей много к украшенью.
* И это о древней-то столице!

Но вернемся к «горю» главного героя. Он ясно видит несовершенство мира вообще и фамусовского общества в частности. Видит и не хочет (или не может, по вине ума) примириться с ним. И несовершенный мир, несовершенное общество мстит ему. Его, безусловно умного, объявляют сумасшедшим. Комедия появилась накануне трагедии 14 декабря. И подобно умному Чацкому, честные и мужественные борцы за свободу оказались не поняты, по верному определению вождя мирового пролетариата, страшно далеки от народа. Увы, как не вняло предостережениям Грибоедова фамусовское общество, так не отрезвили они и декабристов. Логика истории в отличие от человеческого ума точна и неумолима.

А пьеса А. С. Грибоедова действительно разошлась на пословицы, фрагментами вошла в живой разговорный язык и продолжает жить, преодолевая время, исторические условности и всякие идеологические рамки.

Произведение «Горе от ума» является величайшим богатством русской классики 19 века, оно было написано в период смены веков.

Смысл комедии Грибоедова заключается в описании столкновения двух миров – старого аристократического, представителем которого является Фамусов, и нового прогрессивного - в лице Чацкого. На всем протяжении повествования Чацкий – личность образованная, ведет борьбу с отсталым крепостническим обществом. Столкновение этих людей, олицетворяющих собой два совершенно разных типа общества предсказуемо и неизбежно, т. к. представители старого времени придерживаются старого уклада жизни, не принимают перемен, им комфортно и сытно и до других нет дела. Общество нового поколения стремится к новой жизни, к развитию себя и своего государства.

Идея комедии «Горе от ума» состоит в том, что новые взгляды и помыслы Чацкого не вписываются в старые аристократические устои и окружающее общество считает его безумным. Считать человека безумным намного проще, чем вносить в свою привычную жизнь новые перемены, ведь они не оставят без изменений ни одну из сфер человеческой жизни.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в то время вдохновляло общество на борьбу с произволом и подлостью, с насилием и невежеством. Автор выразил с помощью своего героя Чацкого отвращение к зажиревшему аристократическому окружению, к лености и праздности. Монологи этого мужчины остроумны и пугающе смелы. Чацкий точно знает, чего хочет. Но данная комедия не лишена трагизма. Трагедией данной пьесы является то, что умный и смелый Чацкий влюбляется в девушку из ненавистного ему общества, но его любовь остается безответной и не понятой. Это приводит к тому, что Чацкий уезжает из Москвы.

Название комедии говорит само за себя. Проблема ума всегда была актуальна. Во все времена умные, разносторонне развитые, образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, идущие наперекор общепринятым правилам, подвергались гонению и жесточайшей критики. Вот и обвинение Чацкого в сумасшествии было выгодно обществу, потому что это дает возможность аристократам старого мировоззрения оправдать свой образ жизни.

Сегодня, как и в прошедшие годы, комедия «Горе от ума» побуждает к борьбе с себялюбием, рабовладением и другими отрицательными социальными явлениями.

Вариант 2

Александр Грибоедов – один из самых талантливых и умных людей среди современников. Из-под его пера вышло три великих произведения, которые остались в истории. Одно из них «Горе от ума». Автор смог точно описать возникший между двумя поколениями конфликт, век грядущий с веком будущим сталкивается, нравы и взгляды становятся причиной конфликта, который быстро разразился и привел к настоящему противостоянию героев.

Главным героем является Чацкий, который представляет поколение будущее. Все остальные герои являются для него противостоянием. Автор подчеркивает эту мысль в названии, на одного Чацкого, который обладал живым умом, тянущимся к знаниям, фактически гениальным, приходится человек 25, которые не обладают особым умом.

Противопоставлением для него является Фамусов, который является типичным аристократом, живущим на территории Москвы. Ему присущи разные изъяны духа, которые имеются и у других бывших крепостных. Он привык проводить время на службе, которую считает весьма приятным времяпровождением. За этот он также получает продвижение по службе, а имеющийся опыт позволяет ему быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Именно Грибоедов стал основоположником понятия «Фамусовское общество», которое полностью описывает состояние молодежи того поколения. Оно является достаточно традиционным. Каждый из них привык служить более высокому начальству, фактически поклоняться ему и следовать каждому указанию. Самое главное для них обрести настоящее богатство и понять происходящее, в этом весь смысл жизни молодых людей того времени, эпохи, в которой живет сам Грибоедов.

На противопоставлении с Чацким он показывает, что и в том обществе есть люди, которым не важны чины и продвижение по службе, большое богатство. Он старается донести данное мнение окружающим людям, но они считают его простым изгоем, которого нужно скорее искоренить из окружающего общества.

Таковых людей очень мало, окружающие не признают его гениальность, возможность размышлять. Таких людей единицы в окружающем обществе, их привыкли считать настоящими изгоями.

Автор показывает, что гениальный человек не может жить в бытовых условиях в окружении подобного общества. Он не находит людей, который могли бы его поддержать, пойти на революцию, обрести настоящую свободу слова и жить так, как главный герой решает сам, не смотря на окружающее его общество.

Также читают:

Популярные сегодня темы

    Я думаю, что осень – это самая прекрасная пора. Листья деревьев меняют свою окраску, если летом они были зелёными, то теперь они пламенеют золотыми, багряными, оранжевыми цветами

  • Образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе Чехова Крыжовник

    Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.

  • Тема и образ России в творчестве Блока (в лирике, стихах) сочинение

    Основной темой творчества Блока является тема Родины. Образ России проходит через всю лирику поэта, начиная с самых первых произведений

  • Образ и характеристика Лизаветы в романе Преступление и наказание Достоевского

    Лизавета - это один из второстепенных персонажей романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского под названием Преступление и наказание.

Жил в настоящее время, то его назвали бы вундеркиндом. В семь лет мальчика отдали в Московский университетский пансион, а уже в одиннадцать лет он стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Но на этом Александр Сергеевич не успокоился, окончив учебу на философском факультете, он поступил на юридический факультет университета и получил диплом кандидата права.

Домашнее образование позволило мальчику выучить английский, французский, немецкий и итальянские языки, а в годы учебы он овладел арабским, персидским и турецким языками. Кроме того, он был музыкально одарен, играл на фортепьяно и флейте, сочинял музыку.

Служение Александра Грибоедова

Во время Отечественной войны с Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим по званию офицером) в гусарский полк. А впоследствии ушел в отставку и поступил в Коллегию иностранных дел, где в это время служил и А. С. Пушкин.

Не удивительно, что его назначают служить на Кавказ и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.

В итоге он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его гибель — это в некотором смысле символ того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое. Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов смог бы для страны и будущего поколения оставить неизгладимое наследие, но не успел. С нами остались лишь его два вальса и знаменитая комедийная пьеса в стихах «Горе от ума».

Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова

Его бессмертную комедию «Горе от ума» проходят в старших классах средней школы. Содержание известно всем, но каждый раз прочитывая ее, можно открыть что-то новое для себя, особенно в образе Чацкого. Автор показывает, как нравы, умы, взгляды людей разных социальных слоев и поколений сталкиваются друг с другом.

Там Фамусов, представитель аристократического московского общества, живет по принципу: чем богаче, тем лучше. Он ни во что не ставит моральные качества человека, своих слуг и крепостных он вообще не считает за людей, тем более равными себе. С сильными мира сего он лебезит и знает, как лестью к ним подобраться. Для единственной дочери он желает такого же жениха, как и он сам, так как для него важны не только деньги, но и положение в обществе.

Фамусовское общество

В школе, задавая сочинение по «Горе от ума» Грибоедова, часто содержание пьесы делят на несколько тем. Есть такая тема, как «Фамусовское общество», название которой уже стало нарицательным.

И сейчас людей, объединенных подобными идеями, называют «фамусовским обществом». Жизненные установки этого общества лишены свободы, для них важно уничтожать вольнодумство, покорно подчиняться начальству и быть материально обеспеченными. Лишь в деньгах они видят смысл жизни и уважают и ценят сильных мира сего. В своей ограниченности они не видят ничего предосудительного, наоборот, в образовании они замечают лишь недостатки, отрицательные стороны и всерьез считают, что оно мешает человеческому обществу.

Герой своего времени

Помимо «фамусовского общества» учителя дают задание написать сочинение по комедии «Горе от ума», где главный герой — Александр Андреевич Чацкий — противостоит этому социуму. Действительно, комедия начинается с приезда к Фамусовым их друга Александра Чацкого. Это блистательный человек с огромными знаниями и широкими взглядами. Молодой человек (он отсутствовал три года) приходит в этот дом лишь с одной целью — увидеть Софью — дочь Фамусова, в которую он был влюблен до отъезда, и которую любит до сих пор. Однако Софья встречает его несколько холодно. Сначала Чацкий не понимает в чем дело, но узнав истинную причину, остается в недоумении.

Софья Фамусова в комедии Грибоедова

Сочинение на тему «Софья. Горе от ума» любят писать девочки. Но не все из них до конца понимают, как образованная, остроумная Софья Фамусова (не зря же в нее влюбился главный герой) предпочла недалекого Молчалина Чацкому. Софья в комедии - это один из самых сложных персонажей. С одной стороны, она ближе всех по духу к Чацкому, с другой — она является причиной его бегства из «фамусовского общества».

Софья образована, умна, любит проводить время за чтением книг (особенно французских), не боится высказать свое мнение. Этим качеством она похожа на Чацкого, но, как говорится, любовь зла…

Сочинение «Горе от ума. Образы главных героев комедии»

Софья влюбляется в тихого Молчалина, думая, что он умен и скромен, похож на героев романов, но по неопытности принимает его двуличие за чистую монету, за настоящие чувства. Ведь Молчалину выгодно жениться на ней, у него все продумано и расписано. Девизом Молчалина является «умеренность и аккуратность». То, что Софья предпочла Молчалина Чацкому, становится понятно потом, после внимательного прочтения бессмертной комедии. Софья выросла в обществе, которое не могло не оставить на ней отпечатка. В ее кругу доминировал матриархат, женщины были главой семьи, поэтому на бессознательном уровне она остановила свой выбор на том, кем могла бы помыкать (тем более что он беден).

Сочинение по «Горе от ума» с позиции Софьи писать наиболее трудно, так как ее образ наиболее трагичен в пьесе. Довольно долго молодой девушке приходится защищать свою любовь, свои чувства от нападок Чацкого, который острит по поводу Молчалина. Именно она распространяет слух о сумасшествии Чацкого и горько потом раскаивается в содеянном. Лишь случай помогает ей разоблачить Молчалина, увидеть его низкую натуру. Однако и с Чацким она была бы несчастна, ее сильному характеру нужен муж, который стал бы ей во всем угождать и слушаться.

Сочинение на тему «Горе от ума. Чацкий» — это любимая тема школьников. Если и равняться на кого-то в комедии, то только на этого умного, образованного и остроумного человека. Вначале Грибоедов хотел дать своему герою фамилию Чадский от слова «чад», показывая, что он находится в чаду собственных идеалов и потрясений.

Характер Чацкого

Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

Темы школьных сочинений

Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.

Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:

  • «Век нынешний и век минувший».
  • «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
  • «Фамусовская Москва».
  • «Автор и его герой».
  • «Герой и эпоха».
  • «Чацкий и Софья».
  • «Смысл названия комедии».
  • «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».

Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.