Бессовестность бессовестный. Почему бессовестный человек умнее…

  • 23.09.2019
Вступайте в группу, оставляйте свои комментарии

В быту мы часто говорим фразы: "Человек без совести", "бессовестный", "ни стыда, ни совести", "совсем совесть потерял", "жить по совести". Что же такое совесть? Совесть - это благородный элемент души.

Однако не у каждого человека есть совесть. У одних она есть, у других - дремлет, до поры до времени, у третьих - отсутствует вообще или утрачена ввиду зомбирования или деградации души. Те люди, у кого совесть есть, и поступают по совести, по принципу: "Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой".

Совестливый человек взвешивает свои поступки, исправляет ошибки, сдерживает раздражение и отрицательные эмоции. Даже, когда очень хочется ответить обидчику грубостью на грубость, он находит слова и выражения, чтобы прекратить неприятный разговор, сцену. Такой человек может потерять близких людей, друзей, но он никогда не потеряет себя, ибо у него есть совесть - добрый советчик по жизни. Чувство совести необыкновенным образом защищает своего хозяина от потери самого главного - честности и порядочности. Те же, у кого совесть дремлет до поры до времени, однажды понимают, что прожили жизнь неправильно, нарушая природные законы.

Совесть у таких людей просыпается, а с ней приходят проблемы, связанные с отработкой всего того, что в жизни сделано не по совести, а так, как хочется. Приходит раскаяние: "Почему я тогда так поступил (-ла)?" Порой это "почему" зависает в воздухе, потому что нельзя исправить ситуацию, проблему - просто ушло время, а с ним и люди, которые участвовали в этой ситуации.

Поговорим о третьих - у кого совесть отсутствует вообще. Думаю, что им не повезло в жизни больше всего. Человек без совести - это агрессор, безжалостная личность. Ему кажется, что он сильный, хитрый, ловкий. Ему везет, и все получается до поры, до времени, ибо его душа потихоньку тлеет. Сегодня обманул, завтра переступил через любовь, дружбу, родственные отношения, кого-то предал или продал за деньги. Рано или поздно такой человек становится одиноким, ненужным никому. И даже те, ради кого он особенно старался, покидают его. Нет ничего страшнее забвения и одиночества. Наступает время, когда человек встречается со своей совестью. Она рождает в душе чувство стыда, за все те поступки, которые уже совершены и остались в прошлом.

Прошлое не вернуть, не исправить, и уже там, по совести не поступить. В настоящем из-за этого происходит хаос и дисбаланс, мы теряем самое дорогое, что у нас есть. Совесть четко регламентирует все ценности от духовных - до материальных. Поэтому, человек без совести цепляется за материальные ценности, теряя самые главные - духовные. И тогда про него говорят: "Он не имеет ни стыда, ни совести".

Тем, у кого есть совесть, не понять тех, у кого она напрочь отсутствует. Не пытайтесь бессовестному человеку объяснять, что он поступает неправильно, недостойно - он вас никогда не поймет, ведь у него нет совести, а значит, свои взгляды на жизнь и ценности. Нужно отметить, что человек, не имеющий совести, энергетически заразен для окружающих, он, как паразит, хочет все больше и больше, но, как правило, за чужой счет. А раз совести у него нет, он не способен любить, жалеть, быть милосердным. Не стучите в закрытые души, просто отдайте все проблемы, связанные с этим человеком на волю Высших Сил и времени - так вы сохраните свою светлую душу от разрушения.

Вопрос 1. Как проявляется чувство долга? У всех ли есть совесть?

Долг, чувство долга - кто делает то, что может, делает то, что должен. Мадлен де Скюдери – Долг это то, чего в эту минуту не сделает никто, кроме вас. Пенелопа Фицджеральд – Долг это то, о чем думаешь с отвращением, делаешь с неохотой и чем потом долго хвалишься.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела.

Вопрос 2. Что такое долг?

Долг - внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Вопрос 3. Что такое объективные обязанности?

Объективные обязанности – это такие обязанности, которые человек может выполнить, то есть они реальные, земные и посильные ему.

Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определённые объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвёл товарища - можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д.

Вопрос 4. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг - это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем - и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Вопрос 5. Что такое моральный долг?

Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и праютически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению - добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.

Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

Вопрос 6. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

Существует двойной контроль: внешний - контроль общества (общественное мнение) и внутренний - самоконтроль человека, т. е. совесть.

Вопрос 7. Что такое совесть?

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совесть - это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А ещё про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение.

Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляются на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоких тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести - что тогда ждёт его?

Вопрос 8. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен... Никому я ничего не должен!»

Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.

Каждый человек имеет какие-то обязанности. Если не прямые, то косвенные. Школьник должен учиться, рабочий-работать, домохозяйка-содержать дом и т.д. и т.п.

У всех людей есть определенные социальные роли. Все должны им соответствовать, дабы их поведение в обществе было предсказуемо. Таким образом у человека есть обязанности, о которых он сам даже не задумывается, которые он выполняет всегда и везде. Следовательно: каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять.

Вопрос 9. Ты уже знаешь, что долг - это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.

Формализм – Соблюдение внешней формы в чём-н. в ущерб существу дела.

Формализм – это когда по букве закона или инструкции все верно, а по сути – не правильно и даже преступно.

Формально относится к своим обязанностям – это значит поступать от «сих до сих», не проявляя личной инициативы и не учитывая никаких обстоятельств.

Вопрос 10. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».

Понятия "муки совести", "угрызения совести" и "нечистая совесть" схожи между собой и означают те или иные состояния человека, связанные с его переживаниями по поводу совершённых поступков. Эти понятия идут по нарастающей от "нечистая совесть" до "муки совести", если в первом случае человек сознаёт ошибку, но принимает её и особо не переживает, то во втором случае эта ошибка его терзает, не даёт спокойно жить. А вот "спокойная совесть" понятие противоположное и может относиться либо к человеку, который сделал всё правильно в своей жизни, либо к бессовестному человеку.

Вопрос 11. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».

Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чём может быть причина страха? А в каких случаях совесть даёт человеку уверенность и душевное спокойствие?

Совесть может преисполнять человека страхом, если он поступил гнусно ввиду своей неприязни и эгоизма к другим. Допустим: тебя спросили дорогу, а ты подсказал идти по тому-то пути. А из-за неприязни, ты сказал тот путь, где много опасностей и поэтому ты думаешь «А что, если этот человек умрет или покалечит себя...» и т.д.

Душевное же спокойствие возникает, когда ты помог человеку или дал хороший совет (неважно) и он тебя поблагодарил. Ты уже знаешь, что совершил что-то доброе, поэтому и совесть находится в спокойствии.

Вопрос 12. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?

Определение «бессовестный» говорит само за себя - это человек, у которого нет совести. Что это за человек? Наглый, беспринципный, живущий только для себя. Человеком его назвать, конечно можно, в биологическом понимании этого слова, и вполне возможно он личность, ведь не всегда бессовестные люди демонстрируют эту свою особенность на каждом шагу. Таким людям характерна ложь и лицемерие, умение приспосабливаться к ситуации с выгодой для себя. Для окружающих его поведение будет иметь те последствия, какие выгодны бессовестному человеку. Не всегда бессовестные люди порицаемы нашим обществом, особенно если они богаты. А для него самого отсутствие совести - спокойствие нервной системы. Единственные люди, которые реально будут страдать и мучиться из-за такого человека это его близкие - родители, жена (муж), дети и т. д.

Вопрос 13. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.

М. Ганди был прав в своем утверждение в вопросах о совести. Каждый человек имеет свои границы своей же совести. Не каждый человек способен совершать совестные поступки. Закон совести большинства не действует, так как у каждого совесть разная, и мнение большинства не всегда правильное, справедливое.

Мы часто говорим,что люди держат ответ перед своей совестью.Но ведь есть люди, про которых говорят:"Бессовестный!" Что же это за человек? Можно ли вобще назвать его человеком,личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?

Ответы:

бессовестный челове это такой человек который может с легкостью нахомить. он не обращает на окружаюсь. можно назвать его сорванец. он личность ведь каждый человек является личностью. последствия конечно же не очень хорошие он может навредить как себе так и окружающим

Похожие вопросы

  • Что значит кафказ для лермонтова офицера, лермонтова человекА, лермонтова поэта
  • За 1 булку и 4 бублика заплатили 68 коп.,а за 2 булки 3 бублика-76 коп. Найдите цену булки и цену бублика.
  • Скажите плиз как делать 1/(3x)-(-x+y)/(3xy)
  • НАЙТИ ПЕРИМЕТР РАВНОБЕДРЕНОЙ ТРАПЕЦИИ, ЕСЛИ ИЗВЕСТНО, ЧТО ОДИН УГОЛ РАВЕН 60 ГРАДУСАОВ. А ОСНОВАНИЯ РАВНЫ 15 И 49 СМ.

Владимир Фомин. 2004 год.

Критические замечания.

Во-первых, если знания – это сила, то и нравственный человек тоже будет желать приобрести знания для того, чтобы переделать этот несправедливый и жестокий мир так, чтобы стал счастлив каждый. Поэтому стремление нравственного человека к знаниям будет не меньше, чем у жестокого и бессовестного эгоиста.
Во-вторых, нравственный человек заинтересован не обманывать себя, а иметь правильное представление об окружающих людях, чтобы изменить их. Если он уверен в своих силах и способностях и является оптимистом, то тот факт, что люди вокруг него не являются хорошими, не огорчит его, так как он будет надеяться их перевоспитать и превратить их из плохих людей в хороших. Существование зла и несчастных людей позволяет ему даже испытывать чувство радости, уничтожая зло и делая несчастных людей счастливее.
В-третьих, всякий человек, а не только нравственный человек, ограничен своими желаниями и не может управлять своими собственными желаниями, как об этом говорится в статье «Человек – не творец своей судьбы» . Нравственному человеку всего лишь хочется совершать добрые поступки, быть благодарным, и ему не хочется делать подлости, а жестокому и безжалостному эгоисту не хочется совершать добрые поступки, а хочется совершать подлости, то есть оба они плывут по течению своих желаний, и, когда им удаётся удовлетворить свои желания, испытывают чувство радости. Таким образом, нравственный человек ограничен не догмой, запрещающей совершать подлости, а ограничен, как и всякий человек, своими желаниями. Просто над нравственным человеком в отличие от жестокого и безжалостного эгоиста господствует его желание никогда не совершать подлости.
В-четвёртых, нет связи между количеством верований и интеллектуальным развитием человека. Так как решение одного уравнения с двумя неизвестными не имеет единственного решения, то можно взять вместо неизвестных любые два числа, удовлетворяющие данному уравнению. Внешний мир может существовать, и внешний мир может не существовать. Ответом на вопрос, существует ли внешний мир, являются «Да» и «Нет» одновременно, так как невозможно доказать существование внешнего мира, и невозможно доказать то, что внешний мир не существует. Поэтому не важно для интеллектуального развития человека, будет он верить в то, что внешний мир существует, или будет он верить в то, что внешний мир не существует. Вера в то, что не может быть опровергнуто, не может отрицательно повлиять на развитие его умственных способностей.

Владимир Фомин. Сентябрь 2011 года.

Нам бы хотелось, чтобы все люди были честны, добры и приветливы. Но, к сожалению, пора рая на земле не наблюдается. Поэтому самое время поговорить о бессовестности. Это не слишком приятно, но необходимо.

Значение

Когда человека обманывают, он сразу вспоминает о совести и начинает размышлять, в каком она пребывает состоянии ныне. Это, конечно, полезные раздумья, но все же лучше быть начеку с теми, кто не вызывает доверия.

Давайте для начала обратимся к толковому словарю, пусть он послужит нашим проводником. Сначала определим, что есть "совесть" - ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. А значит, бессовестность - это явление, противоположное совести, так? Очевидно. Но в толковом словаре определение объекта исследования значительно проще: "бессовестный" - нечестный и наглый. Да, надо сказать, что у бессовестности нет самостоятельного значения в словаре, последний отправляет страждущих смотреть родственное прилагательное, поэтому не удивляйтесь.

Проблема здесь только одна: характеристики толкового словаря не помогут нам понять, что такое совесть и ее отсутствие. Поэтому давайте рассмотрим, как формируются наши нравственные представления о мире. Естественно, очень кратко.

Как возникает совесть

Когда психологии как таковой не существовало, ее функции на себя брала философия. Философы определяли совесть очень поэтично. Кто-то говорил о том, что совесть - это голос Бога, кто-то - что голос Бытия (именно с большой буквы), возможно, были версии о том, что это голос разума. Гипотез хватало. Сейчас психология сдернула с нравственных установок мистическо-поэтическое покрывало, поэтому мы довольно отчетливо представляем: совесть - это наше воспитание вкупе с саморазвитием. Разумеется, формирование совести, как и любых взглядов и убеждений, нельзя разобрать до последнего винта. Поэтому не все сводится к чтению книг и поучениям родителей. Но база формируется в детстве, ибо именно в ту пору закладываются понятия о добре и зле. Правда, всегда остается в подобных схемах что-то такое неуловимое, постоянно ускользающее. Дети нередко демонстрируют поразительную доброту или обескураживающую злобу еще до всяких поучений. Поэтому обе точки зрения на (и философская, и психологическая) все еще сохраняют актуальность.

Пусть читатель не гневается, рассмотрение феномена совести - это не затяжка времени, а необходимая остановка, которая позволит лучше понять значение слова «бессовестность».

Что есть бессовестность?

Кстати, вы заметили какое почти благоговение зафиксировано в толковом словаре по отношению к слову «совесть» и, наоборот, пренебрежение к его антониму? А все оттого, что сохранять твердость убеждений трудно, а хитрить, юлить, обманывать - просто. Но так ли это? Кого мы называем бессовестными? Тех, чьи не совпадают с нашими. Помним о том, что первоначальное понимание хорошего и дурного образуется в семье. Одного воспитывают согласно христианским идеалам, а из другого так же тщательно вылепливают хищника, акулу капитализма, верного идеям социал-дарвинизма. Другими словами, он не только мыслит себя сильнейшим, но и считает себя лучшим. Хотя даже из теории Дарвина подобное не вытекает. Наверное, многовато «измов», но в целом все понятно. А главное, в глазах истинного христианина «хищник» - олицетворение бессовестности, это очевидно.

Но в повседневной речи обычно имеется в виду то, о чем говорит толковый словарь. Кто-то кого-то обманул или нарушил закон. Столкновение двух человеческих миров - это довольно сложно. А когда человек нарушает общественные установки, здесь все плюс или минус понятно. Есть и другое имя у бессовестности - это неуважение. Если один обманывает другого, то он его попросту не уважает и не ценит. Такой вот неутешительный вывод.

Знаете, о чем еще можно подумать на досуге? О светлой стороне явления, которое мы рассматриваем. Если у человека нет совести, то это увеличивает его гибкость, повышает эффективность, а в конце концов делает его более приспособляемым к среде. Кстати, именно об этом говорит дарвинизм, если дать ему социальную трактовку: выживают не лучшие, а самые приспособленные. И в этом смысле нельзя недооценивать значение бессовестности.