Список славянских фамилий, история происхождения и значение. Какие русские фамилии являются самыми древними

  • 18.04.2019

Древнеславянские фамильные именования иногда тяжело распределить по «межнациональным домам». Это очень хотят сделать украинцы. В. И. Даль добавил в словарь все славянские имена, не разделяя их на польские, чешские и белорусские, а только говоря «южные» и «западные». Фамилий это касается и подавно.

Ежедневно мы слышим, читаем и произносим разные фамилии. Появляются вопросы о том, что они значат и откуда появились. Зарождение старославянских именований захватывает не один век и соединяет в себе особенности, присущие всем славянским обычаям. Потомственные именования начали создаваться в 14−15 веках среди землевладельцев, когда возникла необходимость укрепить родовое право на имущество. В основном их смысл был связан с некоторыми географическими названиями. Большое влияние здесь оказали польские, родовые чешские - с окончанием на «-ский», «-цкий».

Никогда языческие имена не носили ни обидного, ни злого смысла. В давние времена просто не было грубых слов: это появилось позже, из других стран. Всякая славянская фамилия влечет за собой только положительный смысл. Если проштудировать список языческих имен, можно отметить, что у них очень много общего со славянскими в смысловом плане со славянскими. Во всех языках часть фамильных именований основывалась, исходя из личных имен.

Если разбирать славянские фамилии, список их может оказаться бесконечным. При этом легко заметить схожесть именований с каким-нибудь словом и предположить, что именно от данного слова они и появилась, но это не всегда так. Например, Оржеховская по-русски означает Ореховская, а Гржибовская- Грибовская. Наверняка они основаны от наименований краев или местностей с этими корнями, а не от слов «гриб» и «орех». Можно рассмотреть еще несколько типичных примеров подобного рода:

Наиболее популярны старославянские фамилии среди городских жителей:

  • Кузнецов;
  • Мельников;
  • Гончаров;
  • Бондарев;
  • Бочкарев.

среди знатных господ:

  • Вяземский;
  • Белосельский;
  • Оболенский;
  • Морозов;
  • Захарьин;
  • Салтыков.

В русском языке на древнеславянские фамилии влияют правила русского языка. К примеру, склоняются только мужские, которые заканчиваются на согласную, но не женские. На -ский, -ская меняются по родам, по числам.

Мужские древнеславянские именования

Часто чешские мужские именования, как правило, без окончания, но в женской версии заканчиваются на -ова - Швейк-Швейкова, Дворжак-Дворжакова. Большинство болгарских именований основаны как раз именно так - Василов, Данчев, Каменов.

Древнеславянские фамилии, мужские наименования у южных славян часто оканчиваются на «ич»: Бикович, Йованович, Стоянович. Хорошо чувствуются и польские элементы, содержащие буквенное совмещение «дз», «дл», иногда - «рж».

К примеру, Дзянисау относится к русской Денисов, по-русски она так и пишется. Дзешук основана от имени Дзеш, первоначально от Дзеслав. Суффикс -ук, говорит о том, что Дзешук - потомок мужчины, которого зовут Дзеш.

Такой анализ показывает, сколько общего имеют древнеславянские фамилии даже при сильном их разнообразии. Нужно подчеркнуть, что некоторые из них и по сей день оставили свое давнее написание и звучание. Однако нынешнему россиянину в данном случае не будет виден даже внешнего смысл, потому что большая часть профессий и селений уже давно не существует в истории.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Валерий Розанов

Значение русских и славянских фамилий.

Многие из нас пытались узнать значение свой фамилии, как она произошла, что означает. И думаю, что в большинстве случаев в популярной литературе на эту тему- наталкивались, на примитивные трактовки. Мол, фамилия произошла от прозвища или клички, данной предку много веков назад, или как вариант от его профессии или физического недостатка- особенности. К сожалению, такое мнение о происхождении фамилий можно встретить в большинстве публикаций, даже написанных маститыми учеными лингвистами и филологами. Я думаю что, столкнувшись с столь примитивной трактовкой фамилий, многие из вас на этом и прекратили свои изыскания, вроде бы все ясно и других вариантов быть не может.
Друзья мои!
Все далеко не так просто и многого Вы еще не знаете о значении свой фамилии. Оставим примитивные трактовки на совести таких с позволения сказать ученых, которые не сказали вам ничего нового, о чем вы не догадывались сами, еще в первом класса школы, едва научившись читать.
Большого ума не надо чтоб заметить созвучность фамилии с каким либо словом и предположить что от этого слова фамилия и произошла…
Нет, дорогие мои! Первоначально каждое прозвище- фамилия (не путайте слово прозвище с кличкой, прозвище на старославянском и есть фамилия, например в украинском паспорте в место слова фамилия, вы до сих пор прочитаете старославянское слово -прозвище) было чем-то обусловлено и что-то означало, но почему человека называли так, а не иначе, мы и постараемся разобраться. Хочется еще раз подчеркнуть, что наша фамилия — это живое слово, память рода, и если одна фамилия несет в себе историю рода, то все вместе они составляют историю народа.
Давайте попробуем научиться расшифровывать, что означает наша фамилия, что нам хотели передать наши предки, что хотели сказать, почему берегли ее…
Будем учиться на примере близкой мне фамилии Разоренов.
Итак, с обще навязанной точки зрения, вроде бы все понятно, Разоренов это значит- что когда-то его предков или разорили, или они сами разоряли. О, как все просто и стоило ли для этого годами учиться лингвистике, получать ученые степени? Не знаю, мы с вами это сделали самостоятельно, в специализированной литературе прочитаем примерно то же самое. Ну, может с небольшими вариациями. Например, можно прочитать что Разоренов и Клейменов, Жженов, Каленов, Паленов, Раззоренов, Сеченов, Соленов, Студенов, Толченов, Чиненов и т. п. вообще суть одно и тоже… Остается только удивляться буйности- примитивности фантазии ученых, которые считают что наши предки были настолько примитивны, что- или не понимали разницы между разными словами, или только могли слышать окончания слов- в данном случае единственное что объединяет эти слова, то что они от глагольных прилагательных, на -енов. Логика как вы понимаете абсурдная.
По такому же принципу нам предлагают расшифровывать и все остальные фамилии, скажем, Птицын — от птицы, то есть предок был похож на нее или занимался птицеводством, а может и просто — их кушать любил. Свистув по аналогии видимо свистел хорошо, фамилия Вареников (Варенников) считают, связна с едой с едой. То ли прародитель был вялый и мягкий по характеру человек, то ли шибко вареники любил. А схожая по звучанию фамилия Варенцов, по их мнению, происходит от названия молочного напитка варенец. Впрочем, у Даля варенщик тот, кто варит варенья или торгует ими, отсюда могло существовать и Варенник Варенников. Логика трактовки думаю, вам понятна, разве что когда слово, устаревшее и значение его на сей момент не ясно, можно прибегать к словарю Даля, но это совершенно не приближает нас к истине. Справедливости ради надо сказать что по такой же логике, Даль трактует и происхождение слов, но Далю простительно, он немец и к русскому — славянскому языку имел очень отдаленное отношение, будучи происхождению немцем, а по специальности сельским врачом так сказать гасторбайтером — эмигрантом, с трудом говорил и понимал по русски. Что и заставило его с немецкой скорпулезностью вести словарь, результат вы все знаете.
Так какие же еще есть, варианты трактовки спросите вы?
Итак.
За основу берем древне- славянское слово построение, трактование. И категорически надо отказаться, от навязываемого нам утверждения, что фамилии на Руси появились в 18 веке, а до этого были лишь клички, а еще ранее и их не было, а только дикие племена которые и говорить то умели с трудом.
Правила следующие-
- При отыскании древних значений слов, а в древности письмо было консонантным, т. е. без гласных, гласные буквы (и их возможные смыслы) не учитываются.
— При отыскании смысла слов с учётом гласных букв смыслы гласных букв в слове учитываются со времени их введения в оборот.
— первая буква — обозначает центральное действующее лицо формулы. Это «Я» данного слова. Это «Лицо» этого слова. Именно это лицо совершает все последующие действия, описываемые буквами рассматриваемого слова, следующими за первой;
— вторая буква — обозначает действие, совершаемое центральным лицом (Я), над тем лицом, которое описывается следующей по порядку (за второй) буквой. Если следующей буквы в слове нет, то вторая буква означает просто действие, совершаемое центральным лицом слова. Например, слово «Ра» — означает «Бог». Слово «Род» — означает «Ра, деющий» (делающий — от глагола деять), то есть — «Бог, делающий» (ср., например, радеть — Ра+делать; родить — Ра+дить);
— третья буква — обозначает лицо, над которым совершает действие, определяемое 2-й буквой, центральное лицо формулы (1-я буква);
— четвёртая буква — обозначает действие, совершаемое лицом, обозначенным 3-ей буквой, над лицом, обозначенным 5-й буквой;
— и т. д.
За основу берем древне славянский русский алфавит с трактовкой А. А. Тюняева и моими добавлениями

Древний Славянский- русский алфавит букв и сочетаний
Буква Бог Значение
Р р Ра
Род,[Бог-Солнце] Слово «Ра» — означало солнечный свет.
«Радость» — достать свет!
Ра-душный — светлой души человек.
Ра-дуга, жа-ра, п-ра-вда,
Имя бога Ра в Египте писалось без гласной буквы «а». Поэтому варианты написания этого имени источники приводят различные: Ра, Ре, Re, РН, а самый интересный — RC. Попробуем вставить между этих согласных любую гласную, получим: Рас (Рассея), Рес, Рис, Рос (Россия), Рус (Русь), Рыс (Рысь), Рэс, Рюс (Rusian), Ряс (Рязань).
I i Индра
[символ соединения — сражения двух сил]
Г г Агуна
[Агни, оГонь, Гореть, Греть] движение
Н н Не [Низ, Ниц] отрицание
З з Зело [Это, Здесь, Заря, Земун]
Д д Дый
[Давать, Делать, Дуть (дуй)]
С с Сварог
[Сын, Сила] стержень, ось, со, совокупность
Ч ч Чур
[Чрево, сохранение с внешним охранением]
Л л Лада
[Ливень (поток чего-то)]
Ж ж Жива
[Жизнью ведающая]
Т т Троян
[Троица, Творить (третий — сын двух родителей)] Твердь, опора, творение
М м Мара
[Моё, сМерть (то, что заключено внутри чего-то другого), внутреннее единственное число — во мне]
П п Перун
[Первый, Поверх, Поток]
Х х Хорс
[Ход], начало (например херЪ=х+р, начальник Рода, то есть Родоначалник)
Й й Ярило
[Йарило, концентрированное «И"]
Б б Белобог
[Бело, Благо, Бог]
В в Велес
[Ведать, Волшебство, Власть]
К к Макошь
[кош — судьба, жребий]
У у Обозначает преверие чегото напримет- урал (У -Ра-Л стоящий у Солнца в потоке энерги=то есть место входа (начала)Слнецонй силы (энергии), еще пример ура- призыв сил света= или — иду в рай, свет= у (в предверии, на пути) к к Солнцу (в данном случае Роду- Раю)
утром говорили солнцу ура- то есть зравствуй солнце
Ян мужская энергия, которая отождествлялась с душой. мужская активная
Инь — женская энергия.
Ь Смягчает действие
„АЛ“ „АЛ“ — это „могучий“, „главный“… АЛтарь, АЛатырь, АЛтын, АЛмаз… Ар» — озна
Ар" - означало земля
«Агни» — это огонь очищающий, огонь души
Ю ю= сын (следующий после, например Юра= Ю (следующий после)+ Ра итог Следующий после Ра= сын Ра=сын Бога (в данном случае Бога Ра)
еще значение ю= конус, круг с острием (например юрта= ю (конус)+ Ра (солнце, тепло)+ т (твердь, опора) итог- конус хранящий тепло, стоящий ан опоре, тверди, земле.
И Буква «Й», стоящая в начале слова, обозначает то действие, которое совершает центральное лицо формулы от своего лица — «Я делаю…».
Например:
«ЯР» = Й/Я + Ра/бог/солнце = «ярю» / «я — бог» / «я свечу, сияю»;
«ЯН» = Й/Я + Не/навь = «я — навь (хаос)»;
«ЯМА» = Й/Я + Мать/смерть = «я — смерть» / «я имаю (то, что в яму попадает)».
Буква «Й», стоящая в конце слова, обозначает возвратную частицу «-ся» по отношению к центральному лицу формулы — «делаю…-ся».
Например:
«РАЙ» = Ра/бог/солнце + Й/-ся = «рающийся» / «божествующийся» / «светящийся»;
«НОЙ» = Не/навь + Й/-ся = «отрицающийся», «ноющий»;
Искр — русский богатырь, все сказочные имена которого — Попялов, Запечный Искр, Искорка Парубок, Матюша Пепельной — Б. А. Рыбаков объединил «в силу того, что все они отражают идею огня домашнего очага» . В славянском быту искры огня обязательно сохранялись до следующего дня в пепле на запечке, в углу печи.)

З «З» — это,
Например загар з- это,"Г" - огонь, «Р» — солнце-бог =
= «Это горение Ра-солнца» (чернящий/палящий огонь);

Ц Проливающий- забирающий
Я Яр (R, Ярило). Ярила, Ярило (рус.), Ярыло (белорус.), Jрило (серб.-хорв.), в славянской мифологии божество весеннего плодородия. Имя Ярило, как и другие слова с корнем яр-, *jar (ср. русск. Жар), связано с представлениями о весеннем плодородии (сравни русское «яровой», «ярый», «весенний, посеянный весной», украинское ярь, «весна»), хлебе (яровой хлеб, ярина — ячмень, овёс; ярь, ярица и др. обозначения хлебов), животных (бычок-яровик, ярка и т. П.); сравни также русское «ярый» в значении «сердитый, горячий, огненный», украинское ярнш, ярий, «весенний, молодой, полный сил, страстный», и те же значения слов с корнем яр- у южных и западных славян .
Яга
О-А С
Фонема, соеденитель гласных о=а в зависмости от местности и произношения, где принято окать, гда акать
К Р Кровь, красный. Красивый, крест (как защита), красота Солнца/ Красно Солнышко, сила (Солнца, Рода)
Ш-Щ Темный, темные (силы), недобрый, мир подземный-подводный

Фамилия Разоренов состоит из 3 основных слогов слов Ра- Зор- Енов

Ра- Солнце, свет, Бог
Зор- заря света- те восход, свет перед солнцем или З +Р
Енов- не рассматриваем, это не более чем окончание пришедшее в язык позднее и не несущее смысловой нагрузки, то есть в древности эта Фамилия писалась как- Рзор, позднее, более привычно для нас -Разор. Не могу не отвлечься и не сказать что, изначально, гласные в словах вообще не писали по сакральным соображениям.
Считалось, что если написать гласные, то слово приобретает силу и душу, может ожить и материализоваться написанное. Как в китайской притче о художнике, который нарисовал дракона без глаз, а когда его спросили- почему без глаз, он ответил- если я нарисую глаза, он оживет и улетит.
Р — в слове Разор у нас встречается 2 раза, значит значения в данной фамилии у них (Р) были разные, первым должно быть- главенствующее значение, в данном случае, это -Бог
Получается- Разор означает- встречающий Бога светом или как вариант Встречающий Солнце светом.
На самом деле так и было, Жрецы всегда выходили с огнем в руках встречать на рассвете Солнце, как бы указывая ему путь, и провожали, вечером- выходя с огнем, как бы храня в ночи свет и надежду на рассвет. И фамилия указывает нам предназначение рода — жреческий, нести и хранить свет, добро божественное. Собственно редкость этой фамилии косвенно подтверждает сказанное, жрецов не могло быть много.
Рассмотрим, для практики еще одну фамилию, например Ульянов.
Итак, Ульянов =ул-ь-ян
У встреча, призыв, преддверие чего то
Л л Лада[Ливень (поток чего-то)]
ян=янь =Ян — мужская энергия, которая отождествлялась с душой.
у=впереди=встреча=здравствуй=призыв чегото
Получаем Ульянов = ул-ь-ян = призывающий мягкий поток-ливень силы мужской = воинской

Друзья мои! Сразу оговорюсь. В этой, моей статье, безусловно даны не все трактовки, раскрыты не все возможные смыслы. Почему? Просто не хотелось усложнять то что само по себе, очень объемно и многогранно, чтоб кажущаяся сложность не оттолкнула вас от дальнейших изысканий. Пока начните с этого. Раскройте основные смыслы своей фамилии и не только фамилии, это ключ к раскрытию сути многих слов.
Что еще важно знать- ни когда в древнерусских- славянских фамилиях не было ни обидных, ни злых смыслов, просто не существовало «грязных» слов-образов, это пришло позднее со стороны. И любая русская- славянская фамилия несет только позитивный смысл-силу.
Например, фамилия Смирнов, см+и+р
См -сочетание с и м встречаем в таком слове как смрть (смерть), с-ось, стержень то есть суть+ м (М- Мара (Богиня смерти, замыкающая суть)), то есть суть Мары Смерть, как казалось бы негативное понятие, но дальше у нас идет буква Р, так что же получается смерть несущая свет, солнце? Именно! Иначе говоря- покой. Получаем — Смирнов ни что иное как спокойный, и предназначение рода нести покой, успокаивающую силу света, можно сказать -распространять вокруг себя покой, то есть не просто быть спокойным самому, а силой данной Ра успокаивать окружающих, а это и людей, и животных, и природную стихию.
Кроме этого, даже казалась не приятная сейчас на слух, и притягивающая сегодня насмешки фамилия, при понимании смысла так как его видели предки, показывает что ничего кроме гордости за свой Род, в древности она ни у кого не вызывала.
Ну к примеру давайте рассмотрим фамилию- Кривошеев. Современные ассоциации и трактования происхождения, думаю у многих до прочтения этой статьи были одинаковые. Кривая шея и этим все сказано.
На самом деле Кривошеев= КР-и-ВоШ-(еев не учитываем)
КР- красота, красивый
В- Ведать, Волшебство, Власть
Ш- темный недобрый
Получаем- красотою ведущий (имеющий) власть над темным (тьмой) или как вариант разгоняющий тьму красотой
Может быть, вначале вам будет сложно оперировать и раскрывать образы, подобным способом. И неудивительно- ведь раньше вы этого не делали, пусть вас это не смущает, очень быстро как вам вернется эта способность наших предков, и вы начнете понимать язык в первооснове, увидите свет древних образов слов, многие из которых извратили (из-врат-или (повернули) их во тьму), а мы лишенные ключа понимать образы, соглашались с этим, верили.
Что еще надо знать. Многие фамилии, до сих пор сохранили свое древнее написание (как правило, это украинские, белорусские и тп), но скажем современному, с позволения сказать россиянину, в таком случае даже внешний смысл будет не виден. Например, Спивак не вызовет ни каких ассоциаций, кроме как с одноименным музыкантом, но украинец тут же переведет — соловей.
Самой удивительное- что для понятия образа- сокрытого смысла, нам даже не потребуется такого перевода, ведь это только поверхностный смысл. Вы можете сразу, раскрыть это слово с помощью нашего ключа без перевода. Единственное чтоеще в подобных случаях надо знать -иноземные фамилии как раз требуют обратного перевода, тут вам в помощь ваш здравый смыл. Например, фамилия Сахаров, понятно, что на Руси никакого сахара сроду не было, слово было-сахар, но по словянски цукр, а фамилия изначально звучала как цукерман, но даже и в этом случае смысл не теряется (цукр — льющий кровь, вот вам кстати и симптомы и последствия сахарной болезни), цукерман- льющий кровь мужчин.
Так же надо понимать что есть фамилии под русские, цель их появления понятна, мы же не берем чужие фамилии и не прячемся, подними, ведь подделываю документы и фамилии большей частью мошенники и разбойники. Те кто поступали так, понимали зачем меняют фамилию, знали и силу заключенную в словах, и не могли просто взять и присвоить себе светлые лишенные зла фамилии в таком случае они бы изменили своему хозяину, и не только лишились бы его покровительства, но и были бы им наказаны, поэтому какими бы сладкими и не казались бы их фамилии на первый взгляд при дешифровке все рано становится видна жажда кр и смрт

Что касается смены фамилии в браке, вы можете зная девичью мамы фамилию узнать свою предысторию, но со сменой фамилии переходите в другой род и начинает жить в нем и важным и определяющим для вас становится именно новая фамилия. Поэтому желающие сохранить род своих родителей (если его ветви прерывали бы на вас) в браке не меняли ее.
Для кого будут справедливы описанные ключи понимания, для всех Русичей, кто это? Это и калмык и татарин, мордвин и украинец все кто живет и жил (в предках своих) изначально на огромной Руси- Тартарии, те кто будет всегда чужой в другом месте и стране, те кто понимает что не станет своим среди чужих…
Я не могу дать вам больше- чем вы можете понять, поэтому пока достаточно этого, но мы уже в пути…

Д-р психологии Валерий Розанов- Разоренов- Разомиръ
PS Если у вас не получилось правильно прочитать свою фамилию, не расстраивайтеcь, напишите, попробуем вместе.
продолжение
следует…

Перепечатка данной статьи возможна только в полном объеме, с согласия автора, цитирование и частичное использование запрещается.

Происхождение славянских фамилий.

История славянских фамилий охватывает не одно столетие и объединяет в себе их схожести и особенности, свойственные всем славянским культурам. Практически во всех славянских землях наследственные именования стали формироваться в XIV-XV веках среди землевладельцев, когда возникла необходимость закрепить наследственное право на собственность.

Образовательные особенности славянских фамилий.

Обычно значение таких славянских фамилий было связано с какими-либо географическими названиями. Здесь сильное влияние на русские, украинские и белорусские фамилии оказали польские родовые именования с окончанием -ский, -цкий – Вербжицкий (польская), Стебливский (украинская), Вяземский (русская), Бельский (белорусская).

Пожалуй, в словаре славянских фамилий такими же распространенными можно считать окончания -ов, -ев, -ин, которые в большей степени свойственны русскому языку. Они встречаются в украинских, белорусских, чешских, болгарских фамилиях. Правда, в мужских чешских фамилиях обычно нет окончаний, но в женском варианте такие наследственные именования оканчиваются на -ова – Новак-Новакова, Шпорк-Шпоркова. Очень многие болгарские фамилии образованы именно таким образом – Митков, Панчев, Тихов.У южных славян распространены фамилии на -ич – Вутечич (сербская), Бабич (сербская), Лалич (ховатская), Крешемирович (хорватская).

Конечно, существует большое количество способов формирования славянских фамилий, отличающихся национальными особенностями. В русском языке склонение славянских фамилий подчиняется законам русской грамматики. Например, мужские фамилии, оканчивающиеся на согласную склоняются, а женские – нет. Фамилии на -ский, -ская изменяются по падежам в обоих родах как прилагательные.

Значения славянских фамилий.

Если изучить список славянских фамилий по алфавиту , то можно заметить, что у них много общего в смысловом значении. Во всех языках часть фамилий образовывалась от личных имен (Николич, Сидоров, Лукаш, Петренко, Алешковский). Толкование большой части славянских фамилий связано с профессией человека, его прозвищем, названиями растений и предметов. Так, возможно, первый носитель польской фамилии Дзензелюк носил прозвище «дятел», чех Скленарж был стакольщиком, украинец Коваль – кузнецом. Польско-белорусская фамилия Голодюк образована от слова «голод», украинской фамилии Квитун соответствует русская Квитунов, а обе они произошли от глагола «квитать», то есть «мстить за обиду, платить долг». У поляков есть сходная фамилия Квиташ.

Даже такой краткий анализ показывет, скольков общего у славянских фамилий, несмотря на все их разнообразие. А топ славянских славянских фамилий покажет, какие их них наиболее распространены и пользуются популярностью в своих странах.

Фамилии славянских народов порой бывает трудно разделить по "национальным квартирам", хотя последнее время это пытаются сделать в Украине. На протяжении многих веков так называемые пишущие люди стремились к славянскому единству. По одним и тем же книгам учились и в России и в Сербии. Киевский монах Памво Берында, создавший прекрасный лексикон, считал, что он пишет на "роском" языке (то есть русском), хотя его собственный язык к тому времени был уже украинским. Знаменитый лексикограф Владимир Иванович Даль включил в свой словарь слова всех восточнославянских языков, не деля их на украинские и белорусские, а лишь отмечая "западное", "южное" (восточнославянское).

Тем более все это относится к фамилиям. Ведь люди не сидят на месте; в истории нашей родины были и массовые переселения, и переезды отдельных людей, и браки между представителями разных ветвей славянства. Особенно трудно определение языковой принадлежности фамилий людей в Смоленской области, в Белоруссии, в Западной Украине, где встретились православие и католицизм, где были значительные польские проникновения, а в некоторых частях указанной зоны одно время документация велась на польском языке.

Наиболее ярко польские (и белорусские) элементы ощущаются в фамилиях, включающих сочетание букв дз , дл , частично - рж . Например, белорусская фамилия Дзянисау соответствует русской Денисов и так и записывается по-русски. Польская фамилия Дзешук образована от имени Дзеш , производного от Дзеслав (двусоставное имя, образованное от основы глагола делать (ся ) + компонент слав ) с суффиксом -ук , свидетельствующ им о том, что Дзешук - сын человека по имени Дзеш.

Польская фамилия Оржеховская соответствует русской Ореховская , Гржибовская - Грибовская . Поскольку эти фамилии оканчиваются на -ская , они не происходят непосредственно от слов гриб или орех , а, скорее всего, образованы от названий местностей с такими основами.

Польской фамилии Шидло соответствует украинская Шило , польской Свердлов - русская Сверлов .

Польская фамилия Дзензелюк образована от имени или прозвища Дзендзел , происходящего от слова дзенцол - дятел. Отрываясь от исходного слова, фамилии развивают десятки похожих вариантов. К этой же основе восходят фамилии Дзензеловский , Дзензелевский (с превращением второго дз в з ) и упомянутая автором письма, Еленой Дзензелюк , украинизированная фамилия Дзынзырук .

Польско-белорусская фамилия Голодюк образована от слова голод (польское глуд ). Польский словарь фамилий, составленный профессором Казимежем Рымутом (это современное польское произношение имени, которое по-русски традиционно пишется Казимир), наряду с формами Глуд и Глод приводит также фамилии Голод , Голода , Голодок . Форма Голодюк свидетельствует о том, что носитель этой фамилии - потомок человека по фамилии Голод .

Муриенко образована от прозвища Мурый (украинское Мурий ), которое человек мог получить по цвету своих волос. В. И. Даль поясняет: мурый (о шерсти коров, собак), - рыже-бурый с черною волной, темно-пестрый. В украинско-белорусском словаре В. П. Лемтюговой подтверждаются эти значения прилагательного и делается добавление - "с красным, смуглым лицом". Фамилия Муриенко говорит о том, что ее носитель - потомок человека с прозвищем Мурий . Суффикс -енко , шире распростра ненный в восточной части Украины, чем в западной, аналогичен русскому патронимическому суффиксу -ович /-евич . Сравните в сказках: русскому Иван Царевич соответствует украинское Иван Царенко.

Украинско-южнорусская фамилия Квитун образована от глагола квитать - рассчитываться, мстить за обиду, платить долг; -ун - суффикс имени деятеля, как в крикун , пискун , говорун . С той же основой есть польские фамилии: Квит , Квиташ , Квитен , Квитко .

Фамилия Ситар , скорее всего, чешская. Образована она из прозвища по профессии: ситар - тот, кто изготовляет сита.

Очень интересна фамилия Куц , которая может быть сопоставлена со словами разных языков. Я всегда ее воспринимала как происходящую от краткого прилагательного куц , соответствующего полной форме куцый . Но из семантики этого слова "короткохвостый, бесхвостый, кургузый" до какой-то характеристики человека далеко. Правда, в ХVII-ХVIII вв. куцым платьем или куцым кафтаном называли "немецкое платье" в отличие от русских долгополых кафтанов, а также было выражение: куцый капитан общипанной команды (по В. И. Далю), но это не объясняет фамилию, образованную от краткой формы прилагательного.

Фамилия Куц есть в польском языке. Она образована от того же слова, развившего там некоторые иные значения. Например, глагол куцать - приседать на корточки, что указывает на малый рост. Значит, прозвище Куц мог получить низкорослый человек. Словом куц поляки называют небольшую лошадку, в том числе пони.

Наконец, фамилия Куц может быть немецкого происхождения, как образованная от одного из многочисленных производных от имени Конрад. Такого же происхождения фамилия Кунц .

Фамилия Каков - греческого происхождения. По-гречески како значит зло , ущерб, убыток, несчастье; какос - плохой, злой, нехороший, сравните слово какофония - дурные эвуки, дурное звучание. Фамилия могла быть образована от имени, данного "от сглаза".

Фамилии в России появились довольно поздно. В древности до появления фамилий славяне имели имя личное (могли иметь несколько имен) и имя рода из которого происходит человек (например Винитарх из рода Ория). Но так как количество членов рода неимоверно возросло, то появилась необходимость введения понятия «Фамилия», которое отражает к какой семье этого рода относится человек. Большинство фамилий произошло от имен (крестильного или мирского имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности или какой-то другой особенности предка) или родовых имён. Гораздо реже - от названий местности, (например Белозерский от Белое озеро). Как правило, русские фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии.

Исследователи установили что абсолютное большинство русских фамилий происходит от дедичества, то есть имени деда (или прадеда), таким образом, закрепляя наследственное имя в третьем (четвертом) поколении. Так проще стало обозначать семьи одного корня, потому что обычно в каждом роде были свои наиболее часто используемые имена. Рождавшихся детей называли в честь умерших дедов и прадедов, что бы дать им возможность заново родиться (вдруг они не все дела завершили на этой земле). А вот называть рожденного ребенка именем ныне живущего члена семьи не разрешалось, так как считалось что леги-хранители (это как греческие ангелы-хранители) не смогут защитить сразу нескольких членов семьи с одним именем.

История происхождения русских фамилий

В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в XIV-XV вв. они появились у князей и бояр. Как правило, они давались по названиям их вотчинных владений: Тверской, Звенигородский, Вяземский. Среди этих фамилий, немало имеющих восточное или западное (Карамзин, Лермонтов, Фонвизин) происхождение, по причине того, что многие дворяне прибывали на службу к царю из зарубежных стран. Способы образования дворянских фамилий (фамилий древних дворянских родов и родов, выслуживших дворянство чинами после введения Табели о рангах) были многообразными. Небольшую группу составляли фамилии древних княжеских родов, происходивших, как было сказано выше, от названий их княжений.

Чуть позже фамилии появились у служилых людей, в том числе и у перешедших на службу царской России казаков. Как правило, они происходили от мирских имен (родных ведических, а не христианских) – Кирпа, Даремка, Стриха, Сокур, Хрибут, Рижаба, Труш; родовых имен – Лега, Билый; и прозвищ - Щербина, Клочко, Половинок, Неживый, Найда, Зима, Ус, Лежебко.

В середине XIX в., особенно после отмены крепостного права в 1861 г., формируются фамилии крестьян, а до этого их функцию выполняли прозвища и отчества. Так например в архивных документах того времени можно встретить такие записи: «Иван Микитин сын, а прозвище Меншик», запись 1568 года; «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан», документ 1590 года; «Губа Микифоров сын Кривые щёки, землевладелец», запись 1495 года; «Данило Сопля, крестьянин», 1495 год; «Ефимко Воробей, крестьянин», 1495 год.

В XVII - первой половине XVIII веках у крестьян наследственных фамилий не было вовсе. Крестьянская фамилия жила лишь в продолжение одной жизни. Например, Родился в семье Ивана Прокопий, и во всех метрических записях именуется он Прокопий Иванов. Когда же у Прокопия родился Василий, то стал новорожденный Василий Прокопьев, а вовсе не Иванов. И только с середины девятнадцатого века начались образовываться наследственные фамилии крестьян:

  1. От фамилий помещиков. Одним крестьянам давали полную или измененную фамилию их бывшего владельца, помещика - так появлялись целые деревни Поливановых, Гагариных, Воронцовых, Львовкиных.
  2. В корне фамилий некоторых лежали названия населенных пунктов. В основном это фамилии, оканчиваающиеся на -цкий, -ский. Городецкий, Полоцкий, Улужский
  3. Основной массе крестьян в документе записывали «уличное» прозвище, которое у иной семьи могло быть и не одно. Прозвищные фамилии появились гораздо раньше поголовного офамиливания, случившегося после отмены крепостного права. Именно эти прозвища в первую очередь попадали в переписные листы.
  4. У некоторых в качестве фамилии записывали отчество.

Первая перепись 1897 г. показала, что фамилии не имеет до 75 % населения. Весь этот процесс был весьма сложен и продолжителен, нередко люди продолжали обходиться без фамилий, а у некоторых они появились только в 30-е годы XX века в эпоху паспортизации.

При Петре Первом Сенатским Указом от 18 июня 1719 года, в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности официально были введены и самые ранние документы полицейского учёта иностранцев - проезжие грамоты, некие прообразы современных паспортов. Проезжая грамота содержала сведения: имя, фамилия, откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях.

Указом от 20 января 1797 года император Павел I повелел составить Общий гербовник дворянских родов, где было собрано более 3000 дворянских родовых имён и гербов. Но реестр фамилий России не ограничивается этим числом, поэтому всем нам для восстановления единой родовой связи с предками обязательно нужно провести исследование появления своего семейного имени.

Пример исследования появления фамилии «Труш»

Я всю жизнь считал свою фамилию «Труш» недостаточно распространенной. Начав собирать сведения по истории фамилии, выяснил, что основная география расселения представителей моей фамилии это Украина (была даже станица Трушка Киевской Губернии), юг Белоруссии, Кубань и Волга. Раз так, означает ли это, что древнеславянское имя «Труш», лежавшее в основе фамилии, когда-то давно было очень распространено в одном из славянских родов который, при образовании фамилий, расселялся именно на этих территориях? Где был изначальный очаг расселения этого рода и его имя, ареал его происхождения? И можем ли мы, опираясь на данные исторических источников, отыскать его? До какого века придется продолжать нам наш генеалогический поиск?

В книге Горбаневского приводится 5 основных путей образования русских фамилий:

  1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен.
  2. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские. Мирские имена пришли из ведических времен наших предков, когда было родноверие и имен церковных не существовало. Ведь христианство далеко не сразу заполонило умы, а тем более души славян. Старые традиции хранились долго, заветы предков чтились свято. В каждой семье помнили, как звали прародителей до 7 колена и даже глубже. Предания из истории рода передавались из поколения в поколения. Поучительные истории о былых деяниях пращуров рассказывались на ночь юным продолжателям рода. Многие из мирских были именами собственными (Горазд, Ждан, Любим, Труш), другие возникли как прозвища, но потом стали именами (Дур, Чертан, Неустрой).
  3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Черепенниковы, Бондарчуки, Ковали и т.д.
  4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия - городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.): Мещеряков, Семилукский, Новгородцев, Москвитинов и т.д.
  5. Интереснейшая группа российских фамилий - принадлежавшие православному духовенству: Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский.

До принятия христианства у славян были имена, которые называли человека по какому-либо существенному его признаку, внешнему или внутреннему, отражали принадлежность его к определенному роду, порядок появления новых членов семьи и отношения к ним – Бел, Мал, Буян, Молчан, Любим, Ждан, Первуша, Третьяк, и т.д.

Исследователь процесса образования фамилий Тупиков сделал весьма интересный вывод: мирские (не христианские) русские имена в юго-западных районах России могли употребляться самостоятельно (без упоминания имени данного при крещении). Еще один интересный вывод Тупикова: «..в XVII в. русские имена стали терять свое значение личных имен и стали переходить от отца к сыну, т.е. стали становиться фамильными прозваниями…»

Отсюда делаем вывод что скорее всего до семнадцатого века «Труш» это было имя распространенное в одном из славянских родов и этот вывод подтверждается документами.

  1. Год 1490 Труш - войт (голова города) г. Луцка (Украина). Год 1563, Труш упоминается в г.Кременце (Украина, недалеко от Луцка). — материалы взяты из словаря А. Баженовой.
  2. «Список с писцовой и межевой книги города Свияжска. Письма Дмитрия Андреева сына Кикина с товарищи лета 7076-го (1567г) Ноября»: « В деревне в Бурундукове с чувашею и с татарами живут полоненики и новокрещены, во дворе Митько, во дворе Малайко, во дворе Михалко, во дворе Ротко сапожник, во дворе Иванко полоненик, во дворе Беляйко Труша новокрещен..» (Волга)
  3. В реестре казачьего Войска запорожского от 1649г. (гетман Богдан Хмельницкий) упоминаются два человека с именем «Труш», это Труш Москаль из сотни Жаботинской и Труш Ясченко из сотни Веремиевской из-за Днепра. (Украина) И в этих всех документах «Труш» записано как имя, а вот уже в документах датированных 18 веком «Труш» записывается как фамилия человека:
  4. Пивовар А.В. в своей работе «Поселения заднепровских мест в документах середины ХVІІІ столетия» перечисляет пасеку принадлежащую Трохиму Труш (Украина).
  5. При заселении запорожскими казаками Северного Кавказа на Кубань прибыл Брюховецький курень названный так по имени запорожского атамана - Ивана Мартыновича Брюховецкого. При жеребьевке мест под курени зимой 1794 года атаману Брюховецкому досталась территория у устья реки Бейсужок, около так называемого Великого кургана. В реестре куреня под номером 184 числится казак Демко Труш.

То есть мы видим, подтверждается тот факт, что большинство русских фамилий происходит от дедичества, то есть имени деда (или прадеда), который как мы установили скорее всего был запорожским казаком. Но будем двигаться дальше и посмотрим откуда же на Украине появились запорожские казаки. Исторические документы говорят нам следующее: Запорожское казачество напрямую связано с героем Куликовской битвы Мамаем. У Мамая было два сына. Один из них – князь Мансур Кият после смерти отца продолжал верховодить смешанными отрядами из казаков черкасов, казаков киятов, и потомков других славянских родов, которые проживали на Северном Кавказе и части территории Черниговщины и исповедовали родноверие (почитали родных Богов). Это объединение в истории носит название севруков и многие историки называют их пращурами запорожского казачества. Мансур Кият был основателем трех крепостей – Глинской, Глинищевской и Полтавы. Сын же Мансура – Олекса (очень распространенное казачье имя, часто упоминается в реестре запорожского войска Хмельницкого и реестре Кубанского войска) в 1390 году был вынужден креститься в Киеве. Олекса Мансурович в крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и внук Мансура – сын Алексы, именем Иван. Вот этот-то Иван Александрович добился себе в 1399 году от Великого Князя Литовского Витовта титула Князя Глинского. Великий Князь Витовт женил князя Ивана Александровича Глинского на Острожской княжне Настасье Даниловне, а вот их внук Иван Мамай считается основателем запорожской Сечи.

Но кто такой сам Мамай? Обращает на себя внимание многолетняя и постоянная поддержка, которую оказывали Мамаю в Крыму, на Дону и Кубани. Туда он не раз спасался после поражений в ордынских усобицах, и оттуда вновь появлялся со свежими силами. И дело было не только в финансовой (а в 1380 г. – и в военной) помощи генуэзцев, но и в том, что именно там Мамай набирал главную, ударную часть своих войск. Даже после огромных потерь на Куликовом поле он немедленно набрал там ещё одно войско и сразился с Тохтамышем, но силы после Куликовского поединка были уже не те (да и возраст атамана у которого были уже взрослые внуки и правнуки) и он опять проиграл. Вряд ли такие отборные военные контингенты в то время мог поставлять только Крым, где тогда ещё не было ни Крымского ханства, ни крымских татар в том виде, в котором они стали известны в следующем столетии. По-видимому, главную роль тут играло бывшее население Русколани: орды казаков черкасов, казаков киятов, потомки готов-половцев и предки северо-причерноморских руссов, которые кочевали в полосе от северной части Крыма и смежных частей Таврии и Приазовья, вдоль левого берега Днепра в районе порогов и далее на север до Ворсклы.

Для них Мамай был не просто присланным из Сарая администратором, но и своим наследственным местным князем, кто-то из близких предков которого считался едва ли не прямым преемником доордынских правителей этих мест (Русколани).

Текст родословной князей Глинских: «А у Мамая Царя сын Мансур-Кият, а у Мансур-Кията Князя дети, два сына: Князь Алекса (Олекса очень распространенное у казаков имя), а другой Скидырь Князь. И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият Князь зарубил три городы Глинеск, да Полдову (Полтаву), да Глеченицу (Глиницу). Дети же Мансур-киятовы меньшой сын Скидер (Скидырь) Князь, поимав стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопи, а большой сын его Алекса Князь, остался на тех
градех преждереченных».

Из следующей фразы выше цитированного текста видно, что наследники Мансура разделились сами и поделили остатки своего войска. И это деление как мы увидим ниже произошло из-за Веры. Одни остались с Алексой. Другие ушли со Скидером на юг, так как не хотели изменять своей родной ведической Вере и были как и Мамай идолопоклонниками (то есть почитали кумиры своих Богов). В «Сказание о Мамаевом побоище» (по другому «Задонщина») говорится: «Попущением Божием за грехи наша, от наваждения диавола въздвижется князь от въесточныа страны, имянем Мамай еллинъ (так в наших летописях называли староверов или по другому - язычник), верою идоложрец (то есть поклоняющийся кумирам Богов) и иконоборец, злый христьянский укоритель».

Далее там же мы видим, каких Богов призывает Мамай на помощь во время своего бегства: «Безбожный же царь Мамай, видев свою погыбель, нача призывати Богы своа Перуна и Раклиа и Хорса». Бог Перун это покровитель славянских князей, а Бог Хорс (вместе с Колядой) является покровителем казачества. Хорс представлялся всегда в окружении белых псов или волков которых на казачьей балачке зовут хортами. Также в честь этого Бога назван и остров Хортица – основная база Запорожцев. А то что часть мамаевцев ушла со Скидером на юг, косвенно подтверждается тем, что много позже, в конце XVIII века, когда Суворов захватил Кубань, многие Кубанские казаки чтобы не принимать чужую христианскую веру вынуждено эмигрировали в Турцию и среди них имелась группа, которую московиты называли «мамаевцами».

В XVIII – XIX веках в украинской народной живописи бытовал характерный сюжет: изображался запорожский казак, сидящий поджав ноги и играющий на бандуре. Под картиной бывали написаны стихи, чаще всего содержавшие характеристику запорожского казака вообще, нередко ироническую, но всегда вполне доброжелательную. Иногда этот запорожец был единственным героем всей композиции, в других случаях добавлялись другие фигуры и целые сцены, но во всех сценах непременно присутствовал, казак-бандурист в своей стереотипной позе. Нередко бывало написано имя казака. Имена бывали разные, но среди них чаше встречался «козак Мамай», а в народе вообще все картины этого типа были известны как портреты «козака Мамая». «Козак Мамай» известен вообще на всей Украине, но наиболее распространена была эта картина на Черниговщине, Полтавщине и Харьковщине, то есть на территории, центром которой является Полтавщина.

И так мы видим, что на Украину запорожские казаки переселились с территории Северного Кавказа. Но какие же славянские рода проживали в древние времена в этих местах. На это нам дает ответ «Велесова книга»:

«Готы что остались после Галареха, ушли на полночь и там исчезли, и Детерих вел их. После же о них не знаем ничего. А берендеи пришли до нас, и рекли нам о весьма великом утеснении от Ягов, которые шли по следу Гунов. И так тот Белояр сказал им подождать, и к ним пришел с 50000 (воинов) неожиданно, и Ягов разбил, которых на все стороны как блаженных разбросал….. ведь муж рода Белояра пошел по ту сторону Ра (Волга) реки и предупредил там Синьцев, идущих от Фряжцев, яко Гуны на островах подождут гостей и обберут их. Было то за 50 лет от Алдореха. А еще древний род Белояров был сильным….. Белояр Криворог был в то время князем Рушти (в велесовой книге русских, часто называют именем «Руш» -русский, в английском до сих пор наше название пишется только так, отсюда и имя в этом роду Т-руш, То русский). И белого он голубя пускает. Куда летит, туда идти. А он полетел на Греков. Криворог напал на них и их разбил. Тут Греки как лисы хвостом вертели. Дали Криворгу золотое руно с серебряным коньком. И удержался Криворог тот на Сурожи (город в Крыму)…»

Вот и все стало на свои места, в этих местах кочевали люди из древнего славянского рода Руш, а фамилия Труш говорит всего лишь о принадлежности современных потомков к этому роду.

Расшифровка имени Труш

  • В «Велесовой книге» писаной славянскими жрецами в IХ веке русские называются родовым названием «РУШ». Также в Х веке упоминается имя «Рушав» у южных славян, в ХI веке упоминается имя «Руш» в Богемии и Моравии, в ХIII веке Рушковичев был князем литовским. Отсюда следует, что «Труш» просто означает – То Русский, потомок Руш.
  • Если прочитать это имя с глаголицы или со словенской Буквицы с помощью образных значений то получим: Т - твердо, утверждено богами, незыблемо; Р – рецы, мудрость проистекающая из мира Прави которую мы речем. То есть что получили свыше, то и произнесли. У - ук, (уок) соединение небесного и земного, связь на грани контактов. Ш - Широта асов, их мудрость, три канала сил (души, духа, совести), то есть связь человека с небесами, божественный уровень. Отсюда следует что, Труш это тот кто, должен иметь связь на грани контакта с небесами и твердо передавать людям мудрость полученную от богов (числовое значение имени = 800).
  • Если прочитать это имя с рун с помощью образных значений то получим: Т - утверждено богами Ру - активное воздействующее начало, как разрушающее так и созидающее, приводящее божественные силы в действие Ш - Божественные силы жизни.

То есть Труш это человек который должен твердо и активно воздействовать на жизнь с помощью божественных сил.

А теперь соединим все вместе и получим более полное значение древнего родового имени.

Труш – это человек принадлежащий к русскому роду-племени, который способен: 1) установить связь с силами трех миров (Яви, Нави и Прави) на грани контакта; 2) твердо без искажений передавать людям мудрость полученную от богов; 3) сам твердо и активно воздействовать на жизнь с помощью божественных сил (но надо не забывать что все это потенциальные возможности которые необходимо ещё воплотить).

Некоторые известные представители фамилии Труш сумевшие реализовать в той или иной мере свои заложенные в имени Рода возможности:

  • Труш Иван Иванович 1869 г. рождения – украинский живописец, картины - («Гуцулка с ребенком»), портреты (И.Франко), лирические пейзажи. Памятник ему установлен во Львове.
  • Известный генеалог конца XIX века К. А. Труш
  • Владимир Яковлевич Труш (1869 -193 …). «один из решительных и неустрашимых борцов и пионеров в деле полного приобщения Галицкой Руси к общерусской культуре», он «оказался после войны одним из первых будителей павшего, было, народного духа в крае». В 1923 г. во Львове было основано общество «Русская школа», членом-основателем которого был всё тот же В.Я.Труш…

Этот материал подготовлен для того, чтобы через исследование фамилий, побудить ныне живущих восстановить прерванную связь со своими древними родами. Поэтому желаю каждому удачи на этом пути.