«Николай Алексеевич Рынин и его Коллекция иллюстраций, посвященная воздухоплаванию. Рынин николай алексеевич Присягин Николай Алексеевич

  • 24.04.2024
Рынин Николаи Алексеевич , советский учёный в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, начертательной геометрии, проф. (1921). Окончил Петербург, ин-т инженеров путей сообщения (1901), где был оставлен для дальнейшей науч. и нрепо-дават. работы. При участии Р. в ин-те была создана одна из первых в России аэродинамич. лабораторий (1909) с аэродинамич. трубой для исследования летат. аппаратов. В 1910 совершил ряд полётов на свободном аэростате, установив рекорд продолжительности и высоты полёта. После Великой Окт. революции активно участвовал в подготовке сов. авиац. кадров (организация авиатехникума, Петрогр. школы лётчиков-наблюдателей). С 1920 Р.- декан фак. возд. сообщений в Ин-те путей сообщения, где читал курс воздухоплавания. В 1928-32 издал в 9 выпусках « Межпланетные сообщения» - первый энциклопедия, труд по истории и теории реакт. движения и космич. полетов; автор неоднократно переиздававшихся учебников по начертат. геометрии. С 1930 в течение 10 лет занимался педагогич. деятельностью в Ин-те Гражд. возд. флота. Был одним из организаторов (1931) Ленингр. группы изучения реакт. движения (ЛенГИРД), сыгравшей важную роль в раз витии исследований в области ракетной техники. Именем Р. назван кратер на обратной стороне Луны.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7

Сочинения:

Теория авиации. Изд. 2-е. Пг., 1918;

Межпланетные сообщения. Т. 1-3. Л., 1928-32;

Проектирование воздушных сообщений. М.-Л., 1937;

Материалы к истории начертательной геометрии. Л.. 1938.

Рынин Николай Алексеевич (11.12.1877, Москва - 28.07.1942, Казань, в эвакуации) - советский учёный в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, один из организаторов и активистов ЛенГИРД, писатель-популяризатор, один из отечественных пионеров и популяризаторов воздухоплавания и космонавтики.

Родился в Москве, отец – аудитор военного ведомства, сын штаб-лекаря. В 1886 году отец скоропостижно скончался. Его жена Мария Васильевна, оставшаяся одна с двумя детьми (сестре Николая Рынина - Ольге шёл восемнадцатый год), приняла решение переехать жить в Симбирск (ныне Ульяновск) к своему отцу, подпоручику В. Маркову, где проживал дед по материнской линии. При его поддержке в 1888 году одиннадцатилетний Николай Рынин поступил в Симбирскую мужскую классическую гимназию. Ту самую, которую за год до этого окончил Владимир Ульянов.

Прилежный гимназист Рынин штудирует математику, физику, а после уроков с упоением глотает книги. «Я уже тогда перечитал всех русских и иностранных классиков, - вспоминал он впоследствии. - Но особенно нравились мне сочинения Жюля Верна , Майн Рида и Густава Эмара » . Скорее всего, именно фантастические романы Жюля Верна на всю жизнь заразили мальчишку интересом к межпланетным космическим путешествиям.

Пройдя полный курс 8-ми классов, несмотря на низкий материальный достаток семьи, в 1896 году Рынин отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения. За время пребывания в Институте с 1896 по 1901 годы, каждое лето Рынин работает на строительных практиках и два раза при содействии Института командируется за границу – во Францию, где работает слесарем, кочегаром и помощником машиниста. По окончании института, с осени 1901 года Рынин при Институте инженеров путей сообщения начинает вести курс начертательной геометрии, строительного искусства и проектирование металлических конструкций. В 1902 году был приглашён преподавать начертательную геометрию в организованный тогда в Санкт-Петербурге Политехнический институт.

В 1907 году принял активное участие в создании Всероссийского аэроклуба, который был учреждён 16 января 1908 года, а 12 ноября 1909 - Совет Института инженеров путей сообщения утвердил проект аэромеханической лаборатории, предложенный Н.А. Рыниным. В октябре 1908 года при МТУ (Московское техническое училище) создаётся кружок воздухоплавания, основателем которого был Жуковский, членами кружка - Туполев и Рынин. В декабре Рынин выпускает первый номер печатного журнала «Аэромобиль». С 1909 года Рынин читает в МТУ курс воздухоплавания. А в 1913 просит уволить его, прекращая прекрасную карьеру, с преподавательской работы - он решил полностью заняться воздухоплаванием.

Летом 1910 Рынин совершает свои первые 5 полётов на аэростатах и 31 августа, после сдачи экзаменов, установленных Международной аэронавтической федерацией, ему было присвоено звание пилота-аэронавта, дающее право управлять сферическими аэростатами любой конструкции, и вручено удостоверение № 3 (номер удостоверения указывал очерёдность его получения по списку гражданских пилотов России). Одновременно начинает учиться летать на аэропланах и 25 июня 1911 года он уже сдавал экзамен на право управления аэропланом. Для получения звания пилота-авиатора требовалось выполнить два полёта по кругу (не менее 5 километров), подняться на высоту более 50 метров, выполнить несколько «восьмёрок» и приземлиться на расстоянии не далее 50 метров от указанного места. Рынин блестяще сдаёт экзамен, прекрасно выполняет полёты и вечером в тот же день получает удостоверение № 24 пилота-авиатора. 4 октября 1911 года Рынин успешно сдаёт экзамены на право управления дирижаблем, выполняет пробные самостоятельные полёты и получает удостоверение № 1 пилота-аэронавта дирижабля.

26 марта 1914 года по приглашению Сикорского он принимает участие в полёте над Петербургом. Сикорский по просьбе Рынина снижается до 500 метров над зданиями Института инженеров путей сообщения и делает несколько кругов. Рынин видит родной путейский институт, свою аэромеханическую лабораторию и с гордостью говорит Сикорскому: «...эта лаборатория будет рассадником инженеров новых воздушных путей сообщения».

8 июня 1920 года Рынин организовал в Институте инженеров путей сообщения факультет воздушных сообщений, целиком переключился на научную деятельность в области изыскания, проектирования, строительства и исследования экономической эффективности аэротранспорта. В декабре избран на должность профессора воздушных сообщений, а 18 декабря утверждён деканом факультета воздушных сообщений.

Увлёкшись идеями К.Э.Циолковского , Рынин уже в 1928 году в Институте инженеров путей сообщения организует секцию межпланетных сообщений и избирается её председателем. В 1931 - один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД, организованной 13 ноября 1931 года.

За свою 40-летнюю инженерно-научно-преподавательскую жизнь Рынин написал 268 трудов-монографий, из которых воздушно-космической тематике посвящено 190 работ, начертательной геометрии и строительной механике – 65, прочитал около 300 лекций и докладов. И это не считая всё ещё не опубликованные работы, рукописи которых хранятся сегодня в фондах Российской национальной библиотеки. По результатам исследования, проведённого сотрудниками РНБ, полная библиография работ профессора Н.А.Рынина только по авиации, воздухоплаванию и космонавтике насчитывает 800 наименований! Беспрецедентное научное наследие… 30 октября 1930 года Циолковский писал Николаю Алексеевичу: «Ваши прекрасные труды и возвышенность чувств создадут Вам бессмертное имя...» . Все работы Рынина были переведены на английский НАСА в 1970-м, считаются и за рубежом шедевром популяризации космонавтики.

Популяризатор полётов в космос, а заодно и фантастики о космических полётах, Рынин ведёт большую пропагандистскую деятельность. Он публикует много научно-популярных статей в журналах «Вестник знания», «Человек и природа», «Наука и техника», «Самолёт», «Природа», «Техника - массам». Выступает со многими публицистическими и историческими статьями на страницах газет «Известия», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За большевистские авиакадры», «Вечерняя красная газета», «Боевая подготовка», «Авиационная газета».

И ещё Рынин был коллекционером в самом высоком и благородном смысле этого слова: один, он собирал, чтобы отдать всем. Он собирал всё, что относится к воздухоплаванию и плаванию там, где воздуха уже нет. Его ленинградская квартира была похожа на музей: стенды, витрины, афиши. На стенах - фотографии, в шкафах - папки с документами, рисунками, чертежами. Главный труд его жизни - «Межпланетные сообщения» - выстраивался из его коллекции в течение четырёх лет: с 1928-го по 1932-й. За это время вышло 9 выпусков «Межпланетных сообщений», охватывающих буквально все вопросы, связанные с космонавтикой,- от мифологии до конкретных конструкций ракет.

Тираж некоторых выпусков составляет всего 800 экземпляров, и сразу после выхода превращается в библиографическую редкость. Маленький тираж «Межпланетных сообщений» объясняется тем, что Рынину не удалось заинтересовать издателей книгой на столь «легкомысленную» тему. О седьмом выпуске он писал Циолковскому: «Печатание за свой счёт и в долг» .

Потребовалось время, чтобы подвижнический труд Николая Алексеевича был оценён по достоинству. Только через пять лет после выхода последнего выпуска журнал «Природа» писал: «Межпланетные сообщения» - это непревзойдённая, оригинальная, выдающаяся, исчерпывающая девятитомная энциклопедия по вопросам теории и техники реактивного движения. Эта работа едва ли не единственная в мире по собранным воедино источникам этих актуальнейших проблем современности. Она положила начало возникновению специальной литературы по перечисленным проблемам и открыла необозримые перспективы для мировой науки и техники».

В августе 1941 Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии пере­базировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР - Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжёлую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942, в крайне ослабленном состоянии, самолётом был вывезен в Йошкар-Олу, от­куда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 года Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.

Незадолго перед смертью, работая над монографией «Завоевание неба», Николай Алексеевич Рынин писал: «Когда в 1924 году я начал знакомиться подробно с вопросом межпланетных сообщений, меня вначале смущал иногда вопрос: не за химерой ли я гонюсь? Достижимы ли и осуществимы когда-нибудь эти сообщения? Победит ли человек в конце концов земное тяготение и унесётся ли в неведомый и таинственный космос? Однако подобные сомнения и колебания скоро уступили место твёрдой уверенности в положительном опыте. Я осознал, что да, цель достижима...»

Он умел убеждать, умел заглядывать в завтрашний день и твёрдо верил, что наступит час, когда будущий космонавт постучит в дверь его квартиры... Космонавт Георгий Гречко рассказывал, что ещё школьником он решил, что непременно будет строить космические корабли. Но он не знал, в какой институт ему надо поступать, где его могут этому научить. Никто из его ленинградских знакомых ничего присоветовать ему не мог, но он вдруг вспомнил, что тут, в Ленинграде, есть человек, который знает о космонавтике всё. И он решил пойти к этому человеку. Разыскал адрес в старой книге: улица Жуковского, дом 4, квартира 9, и пошёл. Поднимаясь по лестнице старого дома, волновался: как-то его встретят... Остановился перед высокой, обитой клеёнкой дверью. Позвонил. Никто не отпирал. Позвонил ещё раз. Где-то из глубины квартиры послышались шаги, и тихий женский голос спросил:

Кто там?

Простите, а Николай Алексеевич дома?

Звякнула цепочка, дверь распахнулась. Старая женщина стояла на пороге, рассматривая Жору. Потом тихо сказала:

Но ведь он умер, мальчик. Он давно умер, в 1942 году...

Да, встретиться они не могли, но глубоко символично уже то, что будущий космонавт пришёл к Николаю Алексеевичу Рынину, человеку, который действительно знал всё о космонавтике.

Художественное творчество Н.А.Рынина ограничено НФ повестью «В воздушном океане» (1924), а также оставшейся незаконченной и неизданной научно-технической фантазией-предсказанием «Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем» (рукоп. 1929).

Значительно более известна другая работа Рынина: вышедшая в 9 выпусках энциклопедия «Межпланетные сообщения» (Вып. 1-9. 1926-1932) - её 2-й и 3-й тома, почти полностью посвящённые обзору НФ литературы, содержат богатый фактический (в том числе и библиографический) материал по ранней НФ. Эти книги представляют собой, вероятно, одни из самых ранних образцов отечественного фантастоведения, хотя фантастическую литературу Рынин и рассматривал исключительно с позиций популяризации науки и техники.

© (по материалам сети)

Биография

Чертежный зал в Петербургском Государственном университете путей сообщения носит имя профессора Рынина.

Библиография

  • вып. 1 - Мечты, легенды и первые фантазии;
  • вып. 2 - Космические корабли в фантазиях романистов;
  • вып. 3 - Лучистая энергия в фантазиях романистов и проектах ученых;
  • вып. 4 - Ракеты и двигатели прямой реакции;
  • вып. 5 - Теория реактивного движения;
  • вып. 6 - Суперавиация и суперартиллерия;
  • вып. 7 - Русский изобретатель и учёный К. Э. Циолковский. Его биография, работы и ракеты;
  • вып. 8 - Теория космического полета;
  • вып. 9 - Астронавигация. Летопись и библиография.

См. также

Напишите отзыв о статье "Рынин, Николай Алексеевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рынин, Николай Алексеевич

После Смоленска Наполеон искал сражения за Дорогобужем у Вязьмы, потом у Царева Займища; но выходило, что по бесчисленному столкновению обстоятельств до Бородина, в ста двадцати верстах от Москвы, русские не могли принять сражения. От Вязьмы было сделано распоряжение Наполеоном для движения прямо на Москву.
Moscou, la capitale asiatique de ce grand empire, la ville sacree des peuples d"Alexandre, Moscou avec ses innombrables eglises en forme de pagodes chinoises! [Москва, азиатская столица этой великой империи, священный город народов Александра, Москва с своими бесчисленными церквами, в форме китайских пагод!] Эта Moscou не давала покоя воображению Наполеона. На переходе из Вязьмы к Цареву Займищу Наполеон верхом ехал на своем соловом энглизированном иноходчике, сопутствуемый гвардией, караулом, пажами и адъютантами. Начальник штаба Бертье отстал для того, чтобы допросить взятого кавалерией русского пленного. Он галопом, сопутствуемый переводчиком Lelorgne d"Ideville, догнал Наполеона и с веселым лицом остановил лошадь.
– Eh bien? [Ну?] – сказал Наполеон.
– Un cosaque de Platow [Платовский казак.] говорит, что корпус Платова соединяется с большой армией, что Кутузов назначен главнокомандующим. Tres intelligent et bavard! [Очень умный и болтун!]
Наполеон улыбнулся, велел дать этому казаку лошадь и привести его к себе. Он сам желал поговорить с ним. Несколько адъютантов поскакало, и через час крепостной человек Денисова, уступленный им Ростову, Лаврушка, в денщицкой куртке на французском кавалерийском седле, с плутовским и пьяным, веселым лицом подъехал к Наполеону. Наполеон велел ему ехать рядом с собой и начал спрашивать:
– Вы казак?
– Казак с, ваше благородие.
«Le cosaque ignorant la compagnie dans laquelle il se trouvait, car la simplicite de Napoleon n"avait rien qui put reveler a une imagination orientale la presence d"un souverain, s"entretint avec la plus extreme familiarite des affaires de la guerre actuelle», [Казак, не зная того общества, в котором он находился, потому что простота Наполеона не имела ничего такого, что бы могло открыть для восточного воображения присутствие государя, разговаривал с чрезвычайной фамильярностью об обстоятельствах настоящей войны.] – говорит Тьер, рассказывая этот эпизод. Действительно, Лаврушка, напившийся пьяным и оставивший барина без обеда, был высечен накануне и отправлен в деревню за курами, где он увлекся мародерством и был взят в плен французами. Лаврушка был один из тех грубых, наглых лакеев, видавших всякие виды, которые считают долгом все делать с подлостью и хитростью, которые готовы сослужить всякую службу своему барину и которые хитро угадывают барские дурные мысли, в особенности тщеславие и мелочность.
Попав в общество Наполеона, которого личность он очень хорошо и легко признал. Лаврушка нисколько не смутился и только старался от всей души заслужить новым господам.
Он очень хорошо знал, что это сам Наполеон, и присутствие Наполеона не могло смутить его больше, чем присутствие Ростова или вахмистра с розгами, потому что не было ничего у него, чего бы не мог лишить его ни вахмистр, ни Наполеон.
Он врал все, что толковалось между денщиками. Многое из этого была правда. Но когда Наполеон спросил его, как же думают русские, победят они Бонапарта или нет, Лаврушка прищурился и задумался.
Он увидал тут тонкую хитрость, как всегда во всем видят хитрость люди, подобные Лаврушке, насупился и помолчал.
– Оно значит: коли быть сраженью, – сказал он задумчиво, – и в скорости, так это так точно. Ну, а коли пройдет три дня апосля того самого числа, тогда, значит, это самое сражение в оттяжку пойдет.
Наполеону перевели это так: «Si la bataille est donnee avant trois jours, les Francais la gagneraient, mais que si elle serait donnee plus tard, Dieu seul sait ce qui en arrivrait», [«Ежели сражение произойдет прежде трех дней, то французы выиграют его, но ежели после трех дней, то бог знает что случится».] – улыбаясь передал Lelorgne d"Ideville. Наполеон не улыбнулся, хотя он, видимо, был в самом веселом расположении духа, и велел повторить себе эти слова.
Лаврушка заметил это и, чтобы развеселить его, сказал, притворяясь, что не знает, кто он.
– Знаем, у вас есть Бонапарт, он всех в мире побил, ну да об нас другая статья… – сказал он, сам не зная, как и отчего под конец проскочил в его словах хвастливый патриотизм. Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулся. «Le jeune Cosaque fit sourire son puissant interlocuteur», [Молодой казак заставил улыбнуться своего могущественного собеседника.] – говорит Тьер. Проехав несколько шагов молча, Наполеон обратился к Бертье и сказал, что он хочет испытать действие, которое произведет sur cet enfant du Don [на это дитя Дона] известие о том, что тот человек, с которым говорит этот enfant du Don, есть сам император, тот самый император, который написал на пирамидах бессмертно победоносное имя.
Известие было передано.
Лаврушка (поняв, что это делалось, чтобы озадачить его, и что Наполеон думает, что он испугается), чтобы угодить новым господам, тотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь. «A peine l"interprete de Napoleon, – говорит Тьер, – avait il parle, que le Cosaque, saisi d"une sorte d"ebahissement, no profera plus une parole et marcha les yeux constamment attaches sur ce conquerant, dont le nom avait penetre jusqu"a lui, a travers les steppes de l"Orient. Toute sa loquacite s"etait subitement arretee, pour faire place a un sentiment d"admiration naive et silencieuse. Napoleon, apres l"avoir recompense, lui fit donner la liberte, comme a un oiseau qu"on rend aux champs qui l"ont vu naitre». [Едва переводчик Наполеона сказал это казаку, как казак, охваченный каким то остолбенением, не произнес более ни одного слова и продолжал ехать, не спуская глаз с завоевателя, имя которого достигло до него через восточные степи. Вся его разговорчивость вдруг прекратилась и заменилась наивным и молчаливым чувством восторга. Наполеон, наградив казака, приказал дать ему свободу, как птице, которую возвращают ее родным полям.]

Рынин Николай Алексеевич , советский учёный в области воздухоплавания, авиации, космонавтики и начертательной геометрии. После окончания в 1901 Петербургского института инженеров путей сообщения остался работать там же (профессор с 1921). При участии Р. в институте была создана одна из первых в России аэродинамическая лаборатория (1909) и организован факультет воздушных сообщений (1920), где Р. читал курс воздухоплавания. В 1928-1932 издал «Межпланетные сообщения» (в. 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов. Автор учебников по начертательной геометрии. Именем Р. назван кратер на обратной стороне Луны.

Соч.: Теория авиации, 2 изд., П., 1918; Киноперспектива, Л, 1936; Проектирование воздушных сообщений, М. - Л., 1937; Материалы к истории начертательной геометрии. [Библиография, биографии, эпизоды, факты, хронология], Л., 1938.

Г. А. Назаров.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ:

Рынки золота
Рынки золота, особые центры в капиталистических и развивающихся странах, где ведётся регулярная купля-продажа золота. В организационном отношении они обычно представляют собой консорциум...

Рынок (рыночная площадь)
Рынок, рыночная площадь, один из важнейших композиционных узлов городского плана. В Древней Греции Р. располагался на агоре. Как и сама агора в городах, сложившихся в период классики, Р....

Рынок ссудных капиталов
Рынок ссудных капиталов, особая сфера экономических отношений при капитализме, где формируется спрос и предложение на ссудный капитал. В качестве «продавцов» капитала на Р. с. к. выступа...

Рынин Николай Алексеевич

Ры"нин Николай Алексеевич , советский учёный в области воздухоплавания, авиации, космонавтики и начертательной геометрии. После окончания в 1901 Петербургского института инженеров путей сообщения остался работать там же (профессор с 1921). При участии Р. в институте была создана одна из первых в России аэродинамическая лаборатория (1909) и организован факультет воздушных сообщений (1920), где Р. читал курс воздухоплавания. В 1928-1932 издал «Межпланетные сообщения» (в. 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов. Автор учебников по начертательной геометрии. Именем Р. назван кратер на обратной стороне Луны.

Соч.: Теория авиации, 2 изд., П., 1918; Киноперспектива, Л, 1936; Проектирование воздушных сообщений, М. - Л., 1937; Материалы к истории начертательной геометрии. [Библиография, биографии, эпизоды, факты, хронология], Л., 1938.