Васнецов В. «Баян»

  • 24.07.2019

Виктор Михайлович Васнецов, один из выдающихся русских художников XIX века, прожив долгую и плодотворную жизнь, познал и восторженное преклонение, и холодную неприязнь, граничащую со злобными нападками. Он был первым из отечественных живописцев, посвятивших свой талант былинно-сказочному жанру - новому, не сразу понятому современниками. Впоследствии его назовут «истинным богатырём русской живописи».

Одна из поздних работ художника

Наверное, многим приходилось в школьные годы писать Васнецова «Баян». Все мы её знаем и любим. Это одна из поздних работ художника, созданная на основе ряда памятников древнерусской письменности, в частности «Слова о полку Игореве». Трудиться над ней автор закончил в 1910 году, но известно, что мысли о создании картины появились у Васнецова ещё за тридцать лет до этой даты, однако осуществить задуманное он не смог.

Когда же работа была завершена, картину представили широкой публике. Мнения разделились. Не все смогли сразу понять и оценить глубину произведения. Даже такой знаток живописи, как Нестеров, выступил с критикой. Он предрёк скорый упадок в творчестве автора. Другая же часть интеллигенции во главе с Брюсовым горячо приветствовала картину. Известный в то время критик Семенович опубликовал целое восторженное сочинение по картине Васнецова «Баян».

Кто это такой

Баян ─ слепой певец, который под звуки гуслей ведёт поэтические повествования о днях минувших. Его пение ─ это не развлекательное действие, а своего рода устная летопись, положенная на музыкальную основу. Но баян не только повествует о прошедшем. В его песнях заложены скрытые пророчества о том, что ждёт впереди. Баян ─ это ещё и предсказатель будущего, пророк, или, как говорили в старину, «вещун». Его почитали и боялись, как и всякого, кто общается с потусторонними силами. А он явно был с ними в ладу, иначе откуда эти тайные знания?

Картина Васнецова «Баян» представляет народного персонажа дохристианской, языческой Руси. Свою песнь он поёт, взывая к прося у них помощи и заступничества. Это не молитва, а заговор волхва-кудесника. Тяжела и опасна жизнь среди бесчисленных полчищ степных кочевников, взирающих на Русь своими жадными глазами. Одна надежда ─ на князя с его дружиной. Вот и благодарит в своих песнях баян народного защитника и его верных товарищей.

Васнецов, «Баян». Описание

Эта работа заслуживает пристального внимания. Картина Васнецова «Баян» величественна и монументальна. Грандиозности замысла соответствует масштаб исполнения. Дело не только в размерах полотна, но и в композиционном решении, и в цветовом. Оно притягивает взгляд и завораживает.

Пейзаж, на фоне которого Васнецов помещает своих героев, воплощает собирательный образ России с её бескрайними просторами. Центральная часть картины, холм, воспринимается как скульптурный постамент для фигур, расположенных на нём.

Каждый, кто берёт на себя труд писать сочинение по картине Васнецова «Баян», прежде всего останавливается на фигуре седовласого старца, вдохновенно вещающего под звуки гуслей. Пальцами одной руки он перебирает струны, а вторая вскинута вверх. Жестом подчёркивается грандиозность описываемых событий.

Выражение в картине

Расположившиеся полукругом воины внимают его пению. Лица их задумчивы, полны осознания сакральности момента. В кругу воинов выделяется величественная фигура князя, гордо смотрящего вдаль. В картине выражена преемственность поколений, защитников отечества. Перед нами предстают и старец, и молодые воины, и мальчик, задумчиво слушающий пение. Бегущие по небу облака придают картине ощущение напряжения и скрытого драматизма.

Языческому периоду истории Руси посвящено не одно научное сочинение. По картине Васнецова «Баян» можно судить, насколько высок в обществе интерес к этой теме. Он объясняется желанием заглянуть в истоки нашей национальной самобытности. Без этого невозможно понять законы развития культуры.

Описание картины Васнецова «Баян»

В основе картины Васнецова «Баян» - один из былинных одноименных героев.
Он знаменит тем, что был умелым сказителем.
Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве».
Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину.
Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам.

В центре картины - холм, на котором и расположились с дороги уставшие воины.
Они внимательно слушают слепого старика, который им повествует сказание.
При этом он играет на гуслях.
Воины очень внимательно и сосредоточенно его слушают.
Рассказ Баяна их буквально захватил своим интересным сюжетом.
К тому же, старец умеет рассказывать интересно, что просто заслушаешься.
Некоторые дружинники смотрят куда-то вдаль, представляя героев своей Родины, ее прошлое.
Воины буквально видят их наяву, так сосредоточенно они смотрят и представляют героические поступки таких же воинов, как они сами.

В самом центре этой группы сидит князь.
Лицо его выглядит суровым.
Он, как и все остальные, внимательно слушает слова старика.
Рядом с князем сидит его сын, который еще слишком молод для сражений, но слушает он не менее внимательно.
Его взгляд также устремлен вдаль.
Наверное, он представляет себя храбрым воином.
Будто он сам участвует в боях за родную землю, за ее свободу и независимость.
За его спиной стоит старый казак.
Он слушает старца, подперев голову руками.
Видно, он вспоминает времена своей молодости, когда принимал непосредственное участие во многих боях за Русь.

Вокруг этих действующих лиц изображена русская земля.
Просторы ее бесконечны.
Видны молодые деревья, которые делают картину буквально «живой».
Они будто говорят о том, что жизнь все время идет вперед, появляются новые поколения.
Художник изобразил над головами слушателей и сказителя серое небо.
Кажется, что даже оно слушает Баяна.
Его длинные волосы треплет ветер.
От этого картина получилась необычайно реалистичной.

Картина «Баян» пропитана любовью к русской земле, благодарностью воинам за их славные победы во время защиты своей отчизны от непрошенных гостей.

Одной из самых выдающихся и знаменитых картин русского художника Виктора Михайловича Васнецова является картина “Баян”. Сюжет этой картины относится к IX – XIX векам нашей эры. Виктор Михайлович всегда с особой любовью писал картины на темы русской истории.

На полотне изображена группа людей. Главным персонажем в ней является Баян, этим словом в старину называли музыкантов-сказителей. Старый человек сидит на вершине холма в окружении дружинников.

Ветер развевает седые волосы и бороду старика. На коленях у музыканта лежат гусли.

Касаясь струн одной рукой, подняв другую руку вверх, Баян поет.

В прежние времена музыканты-сказители пользовались огромным уважением и были желанными гостями везде. Они обладали великолепным музыкальным слухом, сильным и чистым голосом, сами слагали свои былины, песни, сказки, сами сочиняли музыку. Это были удивительно талантливые люди, заставляющие замирать слушателей одним прикосновением к струнам. В своих песнях они рассказывали о героизме воинов, об исторических событиях, о горе и счастье, о победах и поражениях. Быть воспетым Баяном, значило стать знаменитым на годы и века. Часто такие музыканты были слепыми.

Вот и на картине В. М. Васнецова у Баяна неподвижный взгляд, он устремлен в никуда, но создается впечатления, что этот старик смотрит в душу каждого, кто его слушает.

Вокруг Баяна сидят дружинники, группа из нескольких воинов внимательно слушает певца. Кто-то опустил глаза и смотрит в землю, кто-то – обратил взор в небо, но все ловят каждое слово песни, каждую ноту. Есть воины, одетые в плащи-накидки, по убранству можно понять, что это – командиры. Один из них, седой, в красном плаще – воевода. Он опустил глаза вниз и задумался. Видно, что этот человек давно в дружине, он повидал смерть. О чем он думает? Чем так опечалено его лицо?

Среди слушателей есть люди не военные: старик с мальчиком и мужчина в богатых одеждах. Возможно, они случайно оказались на холме, а может они сопровождают обоз дружины, но они тоже внимательно слушают песню талантливого старца.

За холмом видны другие дружинники, их взгляды устремлены на Баяна. Передышка в боях, музыка и песня волнуют всех, это отдушина в суровой военной жизни.

Пейзаж на картине не яркий, но глубокий. Вдали речка, равнина. Над головой серое небо, затянутое тяжелыми облаками, ветер. Все это еще больше подчеркивает значимость музыки. Люди, как зачарованные, забыли о тяготах и невзгодах, они слушают!

Глядя на картину, как будто слышишь звучание струн и голос певца. Художник Виктор Михайлович Васнецов талантливо и реалистично отразил дух того времени, суровость военной жизни, показал, что искусство побеждает смерть и боль, заставляет отступить зло, наполняет сердце людей красотой и добротой.


Другие работы по этой теме:

  1. Знаменитый русский художник Васнецов Виктор Михайлович написал много прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её героям. Но моим самым любимым произведением этого художника, несомненно,...
  2. В основе картины Васнецова “Баян” – один из былинных одноименных героев. Он знаменит тем, что был умелым сказителем. Кроме того, этот герой упоминается в “Слове...
  3. Иван Константинович Айвозовский известен всем, как писатель-моренист, его картины отличаются особой, общей темой, темой моря. Его картина под названием “Буря” не является исключением. Перед нами...
  4. Фантастика довольно давно и прочно вошла в нашу жизнь. Почему литературные произведе­ния, написанные в жанре фантастики, фантасти­ческие фильмы нашли среди нас такое огромное число почитателей?...

Описание и анализ

Несмотря на то, что задача Баяна должна сводиться к обычному приободрению дружины перед боем, он выкладывается из последних сил. По-видимому, на следующий день воинов ожидает действительно судьбоносное событие, и Баян считает своим долгом напомнить слушателям о великой стойкости земли Русской, о способности побеждать даже после разгромных поражений.

Образ князя Игоря наполнен грустью и сомнениями. События, изображенные на картине, происходят в период феодализма на Руси, из-за которого государство имело раздробленную и ослабленную структуру. Именно по этой причине войско Игоря не смогло дать достойный отпор половцам… Пройдет ещё немало времени, пока русские князья наконец поймут, что их сила в единстве. А пока на лицах воинов зритель видит горечь поражения и печальные думы, навеянные песнями и речами Баяна.

Картина «Баян» является завершающим живописным произведением Васнецова, выполненным в его традиционном стиле. Полотно было закончено и представлено на обозрение другим художникам в 1910 году. Работа вызвала неоднозначную реакцию в среде творческой интеллигенции. Некоторые известные художники, к примеру Нестеров, подвергли её серьезной критике и сочли закатом творчества Васнецова. Другие, такие как Брюсов, напротив, искренне восторгались полотном.

В картине «Баян» Васнецов пытался передать духовное единство дружины и древнерусского сказителя, а также преемственность поколений на Руси. Это уникальное в своем роде живописное полотно с каждым годом приобретает для современного зрителя все большую ценность. Картина пропитана чувством глубокой любви к родной земле и уважением к её историческому прошлому.

Описание картины «Баян» В.Васнецова

Знаменитая картина Васнецова «Баян» была создана предположительно по мотивам «Слова о полку Игореве» и стала завершающей в цикле работ, посвященных фольклорно -исторической тематике. Художественное произведение повествует о неудачном походе русских князей против половцев в 1185 году.

Описание и анализ

Работа над картиной велась в тревожной исторической обстановке – во время балканских войн, когда всем становилось ясно, что и России не удастся избежать большой войны. Этими зловещими ожиданиями переполнены сюжет и цветовая палитра полотна - в закатных сумерках русские воины выдвигаются из леса на поле, где, очевидно, утром следующего дня их ожидает решающая схватка. Выполненная в красно-серых тонах, картина буквально кричит о приближающейся опасности. О значимости предстоящей битвы говорит и тот факт, что князь Игорь взял с собой малолетнего сына – на Руси только в исключительных случаях ребенок передавался из-под опеки матери отцу.

Все на картине говорит о надвигающейся решительной битве - чистые парадные одежды Князя и его воевод, суровые выражения их лиц, боевое вооружение воинов. Усиливают тревожное впечатление умело переданный художником ветер и мастерски положенные на пейзаж отсветы уходящего дня.

Вместе с тем спокойные и статичные позы изображенных на полотне воинов свидетельствуют о решительности, с которой русские люди ждут завтрашней битвы.

Автор не ставит перед собой задачи изобразить предстоящее событие в исключительно мрачном свете – на защищенном от ветра склоне холма художник написал несколько зеленых веточек, символизирующих жизнь и надежду…

В работе над композицией Васнецов использовал смелый для того времени новаторский прием, поместив фигуру главного персонажа - Баяна, вдохновляющего русских воинов – несколько в стороне, справа. Это позволило зрителю лучше разглядеть решительные лица воинов, фигуры которых заняли центральное место на полотне.

Расположившись на отдых посреди высокого холма, бойцы внимательно слушают сказание в исполнении слепого старца, сопровождающего свой рассказ игрой на гуслях. Их взгляды направлены куда-то вдаль, из-за чего возникает ощущение, что они действительно воочию наблюдают озвучиваемые Баяном героические события. Интересная деталь - одно из изображенных лиц на картине было написано с сына художника – Владимира.

В центре группы воинов сидит облаченный в богатые одежды князь Игорь, а рядом с ним расположился его сын. Мальчику еще не приходилось участвовать в сражениях, однако вдохновленный эмоциональными сказаниями Баяна, он тоже готов ринуться в смертельный бой за родную землю. Старый казак за спиной юного наследника князя Игоря подпирает голову руками. Возможно, слушая Баяна, он вспоминает прошлые битвы, в которых участвовал.

А вокруг русских воинов и слепого гусляра простирается русская земля, которую Васнецов решил изобразить панорамно, – небольшое озеро, река, лес… Порываемые ветром тучные облака на фоне серого неба привносят в картину дополнительное напряжение.

Герой древнерусских былин Баян считался олицетворением умелого сказителя. Он часто упоминался в древнерусских писаниях. Этот колоритный любимый народом образ не оставил равнодушным и Васнецова. В одноименной картине автор показал, как выкладывается из последних сил мудрый сказитель и вдохновитель воинов, настраивая их на предстоящую битву. Согласно народным сказаниям Баян прослыл прекрасным рассказчиком и с особой выразительностью повествовал о боевых сражениях. В «Слове о полку Игореве» он является главным персонажем. Васнецов поставил перед собой цель сделать собирательный образ народного сказителя. Художник умышленно изобразил Баяна в лаптях и тунике, подчеркнув тем самым его тесную связь с народом. Рассказчик одет в белоснежные одежды с языческими узорами. В руках он держит большие гусли. Вся его поза подчеркивает динамику происходящего – рот открыт, рука поднята вверх, седые волосы развиваются на ветру. Жестикулируя рукой, главный персонаж картины как бы подчеркивает масштабность своего выступления. Баян в своей песне взывает к древнерусским богам с просьбой защитить родную землю от несправедливости, прекратить распри и междоусобицы. В то же время окружающие его бойцы изображены в подчеркнуто статичных позах. Возникает ощущение, что они буквально застыли, завороженные голосом оратора.

Картина Виктора Васнецова названа «Баян», так как ее основным действующим персонажем является сам былинный герой с таким же именем. По своему содержанию это художественное полотно близко в древнерусской литературе, особенно к самому известному ее произведению - «Слово о полку Игореве». Известно, что это литературное произведение тесно связано с народом, его взглядами и желаниями, вот поэтому художник и взял эту летописную рукопись за основу. В картине Васнецова отражается народная культура, его мировоззрение, ведь оно отражает одну их вех эпохи, когда на Руси происходил процесс дробления феодалов.

В то время небольшие территории, которые и государством нельзя было назвать, и управляемые своим одним феодалом, разделили всю страну. И вот эти некие маленькие княжества феодалов устраивали постоянные набеги на земли соседей, постоянно были какие-то войны, которые не имели больших целей, царила вражда и разорение. Вот в это время и жил герой картины Васнецова. Знаменит он был тем, что умело и хорошо он сказывал. Таких сказителей на Руси было немного, но они ходили по городам и селам, рассказывая всякие истории и сказки, прославляя дела минувших и славных дней. Кстати, сказитель Баян упоминается и в древнерусской рукописи, поэтому Виктор Михайлович, который хорошо знал произведение «Слово о полку Игореве», не мог оставить без внимания такую яркую и глубокую личность. Известно, что многие художественные работы Васнецова посвящены именно русским народным сказкам и былинам.

В центре картины Виктора Васнецова изображен небольшой холм, который стал прекрасным привалом для уставших и измученных воинов. Расположившись на отдых, они случайно увидели старика, который не мог пройти мимо них. Он приблизился к воинам и начал свое сказание. Люди с удовольствием и интересом слушают слепого человека, который сопровождает свой рассказ и игрой на гуслях. Сказитель умеет и рассказать интересно, и заинтересовать слушателя!

Баян - умелый и опытный сказитель, поэтому дружинники так внимательно его слушают, затаив дыхания и представляя Родину, ее прошлое и те события, которые стали основной рассказа Баяна. Кажется, что воины видят наяву то, о чем им говорить слепой старик, словно они стали его глазами, и теперь сами видят героические и мужественные поступки воинов, но только другого времени. Таков сюжет картины Виктора Васнецова.

Рассмотрим более тщательно основные образы картины. Особое внимание стоит обратить на князя, который сидит прямо на центральном месте на холме, а вокруг него воины. Кажется, что лицо князя хмурое и суровое. Игорь, как и его дружинники, расположившись вокруг Баяна полукругом, внимательно его слушает. Рядом с князем сидит молодой юноша, это его сын. И хотя тот еще юн и почти не участвовал ни в каких сражениях, но рассказы слепого старика ему интересны, да и познавательны. Наверное, он представляет себя на месте героев, о которых сейчас ведет свой рассказ старец. Его взгляд так задумчив и устремлен вдаль, что становится понятно, что в битве он не проиграет, так как желает быть храбрым воином и заслужить в боях честь, славу и воинскую доблесть.

Конечно же, молодой князь, сын Игоря, будет отважно сражаться, защищая свою землю, ее свободу, независимость и людей, которых он оставил в родном доме. Художник использует прием контраста: за молодым и совсем еще юным сыном князя, который не участвовал в боях, стоит пожилой казак, на счету которого огромное число сражений и боев. Он тоже слушает слепого старца, подперев руками свою голову. Но рассказы Баяна возвращает его в прошлое, которое он пережил. Он снова перенесся в то время, когда сам он был еще молод, но участвовал в самых ответственных боях, защищая свою родину, защищая свою Русь.

Воины, сидящие на холме рядом с Баяном, одеты в доспехи и хорошо вооружены. Поэтому так сильно на их фоне выделяется сам князь. Игорь одет в тунику зеленого цвета и яркий плащ бордового цвета. А вокруг этих героев картины бесконечные просторы русской земли. Невдалеке видны деревья, они еще молодые и они это полотно делают более живым и реальным.

На фоне всего этого: неба, полей, воинов и даже князя выделяется образ Баяна, который одет просто. На ногах у него лапти, а сам одет в просторную рубаху. Правую руку он поднял вверх, говоря о чем-то интересном и важном, а другая рука лежит на гуслях, перебирая струны. Известно, что Баян означает вещий человек, который является потомком язычества. Его покровитель бог Велес. В былинах всегда использовали Баяна, как «соловья» старого времени. Такие сказители сами не только пели песни, играли на гуслях, но и сочиняли их. Когда-то Баяна очень любил известный князь Олег. Баян всегда свои песни посвящает князьям, прославляя их. Рассказывал в своих песнях старец о многих великих князьях, которые правили Русью.

Может быть, поэтому художник обращает внимание на небо, изображая его серым. Даже небеса слушают старика. У Баяна развиваются длинные и очень густые волосы. И этот момент создает эффект реальности. Из истории известно, что Игорь, несмотря на то, что был хорошим воином и талантливым полководцем все-таки потерпел поражение в сражении, так как он действовал в одиночку, а нужно было, чтобы князья объединились. И только единство может принести долгожданную победу. Поэтому у Виктора Васнецова образ князя обобщенный.

Автор картины использовал темные тона, чтобы показать солнечное затмение, которое как раз и стало предсказанием поражения дружины Игоря в сражении. И эта небесная темнота дает оттенок и на одежду людей, и на землю. Такую тень просто невозможно не заметить.

Художник показывает в своей картине, как был силен дух Древней Руси, людей, которые жили в то время, защищали родную землю от неприятеля. Это полотно прославляет воинов того времени, которые смогли прославить и увековечить свои подвиги. Сам Виктор Васнецов очень любит русскую землю и ее бескрайние родные поля.