Что такое гипербола в литературе — определение. Примеры гипербол в русской художественной литературе

  • 18.04.2019

Литературные тропы - это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

К тропам относятся , сравнение , эпитет , гипербола, . В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме - литоте.

В википедии говорится, что гипербола - это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

Гипербола в литературе - это художественное преувеличение . Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

Гипербола в художественной литературе

Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:

Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: “то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.”

Часто использует гиперболы автор древнерусской повести Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.

С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“

Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.

Гиперболы в монологах героев гоголевского”Ревизора“:

  • Осип – «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
  • Хлестаков - «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
  • Городничий - «В муку бы стёр вас всех!».

Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».

«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»

Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:

  • «В сто сорок солнц закат пылал…»
  • ” Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца”

В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.

«Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза.»

С. Есенин

В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.

«Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,”

«Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»

«Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»

Иногда при объяснении в любви:

«Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»

Литота и её значение

Антоним гиперболы - литота, художественное преуменьшение . В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.

Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.

Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.

Не пропустите: художественный прием в литературе и русском языке.

Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях

Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.

Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» . Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.

Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.

Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.

Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.

Гипербола

Гипербола

ГИПЕРБОЛА (греч. - υπερβολη) - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Г. свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к Г. особенно склонен Гоголь, из новейших поэтов - Маяковский (см. Стилистика).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Гипе́рбола

(греч. hyperbole – преувеличение), троп , выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета или лица: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением » (Н. В. Гоголь, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Гипербола

ГИПЕРБОЛА (греч. ‘υπερβολή - преувеличение) - стилистическая фигура (см.), состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли. Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении (напр., «тысячу раз», «целая вечность», «бесценный», у Гоголя про Днепр: «нет реки, равной ему в мире»), но также и в образном выражении. В последнем случае, внешне сближаясь с метафорой, гипербола существенно от нее отличается тем, что направлена она не к обогащению содержания мысли образным ее выражением, но к тому, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Так, многие восторженные, ласкательные или бранные выражения обыденной речи являются не метафорами, но гиперболами (напр., «ангел мой», «божественный», или «сущий чорт»,«осел», «чудовище» и т. п.). Во многих случаях, впрочем, зачисление того или иного выражения в разряд метафоры или гиперболы зависит от точки зрения на него; другими словами, гипербола определяется тогда не свойством самого образа, но применением его в речи. Вот почему гипербола относится к категории фигур, но из фигур образная гипербола является наиболее близкой к тропам (см.). В поэтической речи гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п. Напр., у Пушкина: «Да! если бы все слезы, кровь и пот, Пролитые за все, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп - я захлебнулся б В моих подвалах верных» («Скупой Рыцарь»). Особенно богат такими гиперболическими фигурами в нашей литературе стиль Гоголя: «Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание!» («Жизнь»); «Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу» («Вий»); целые описания и характеристики строятся у Гоголя гиперболически, напр., Днепра, Украинской ночи, албанки Аннунциаты, Собакевича и др. Всюду здесь образ сохраняет свою тропическую природу, он не растворяется в гиперболе (как в приведенных примерах ласкательных и бранных слов), но гипербола, т. ск., лишь окрашивает его. - Всякое словесное преуменьшение или умаление, как «без году неделя», «тише воды, ниже травы», «осиная талия» и т. п. выражения относятся также к фигуре гиперболы и лишь по недоразумению определяются иногда как литотес (см.), напр. Овсянико-Куликовским (Теория поэзии и прозы), П. А. Бузуком (Очерки по психологии языка. Одесса. 1918) и др. последователями Потебни.

М. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Гипербола" в других словарях:

    - (греч., hyperbole, от hyperballein бросать далее цели). 1) в геометрии: две кривые линии, получаемые при пересечении конуса плоскостью, параллельной оси конуса. 2) в риторике: выражение мысли в сильно преувеличенной форме для большей силы… … Словарь иностранных слов русского языка

    Гипербола - ГИПЕРБОЛА (греч. ‘υπερβολη преувеличение) стилистическая фигура (см.), состоящая в явно преувеличенном выражении мысли. Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении (напр., «тысячу раз», «целая вечность», «бесценный»,… … Словарь литературных терминов

    См … Словарь синонимов

    1. ГИПЕРБОЛА, ы; ж. [от греч. hyperbolē преувеличение] Стилистический приём чрезмерное преувеличение каких л. свойств изображаемого предмета, явления и т.п., с целью усиления впечатления. / О чрезмерном преувеличении. Рассказывать без гипербол.… … Энциклопедический словарь

    ГИПЕРБОЛА, гиперболы, жен. (греч. hyperbole). 1. Кривая из числа конических сечений (мат.). Гипербола получается при сечении прямого круговорота конуса плоскостью. 2. Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами. || Всякое… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. hyperbole) плоская кривая (2 го порядка) состоящая из двух бесконечных ветвей. Гипербола множество точек М, разность расстояний которых от двух данных точек (F1, F2) фокусов гиперболы постоянна и равна длине действительной оси A1A2, другая … Большой Энциклопедический словарь

    - (иноск.) преувеличеніе. Гиперболическій относящійся къ гиперболѣ. Ср. Отъ каждаго угла, сдается вамъ, будто такъ и пахнетъ кровью, такъ и вѣетъ смертью и преступленіемъ: и это не гипербола, это фактъ, неоднократно засвидѣтельствованный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (hyperbola) Функция, которая может быть выражена как отношение двух линейных функций. Гипербола в прямоугольной системе координат имеет вид у=(α+βх)/(γ+δ х). Эта функция непрерывна, за исключением случая, х =–γ/δ; когда она ведет себя как… … Экономический словарь

    гипербола - ы, ж. hyperbole f. <, лат. hiperbole 1. лит. Прием преувеличения для усиления впечатления. Сл. 18. Чувство, которое без всякой гиперболы можно назвать восхищением. 1791. Карамзин ПРП 5 31. Душа восхищалась, а чувства в нем молчали, один язык… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого hyperbole преувеличение), поэтический прием: разновидность тропа, основанная на преувеличении (реки крови). Сравни Литота … Современная энциклопедия

Гипербола (литература)

Гипе́рбола (_gr. ὑπερβολή , «переход, преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю , где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь , из поэтов - Маяковский .

Примеры

Фразеологизмы и крылатые слова

* «море слёз»
* «быстрый как молния», «молниеносный»
* «многочисленный как песок на берегу моря»
* «мы не виделись уже сто лет!»
* «(Пьяному) море по колено [а лужа - по уши] »
* «кто старое помянет - тому глаз вон! А кто забудет-оба!»

Античные примеры

Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.
::::Архимед (др.греч. : Dos moipu sto, kai tan gan kinas.)

Гиперболические метафоры в Евангелии

* «Почему же ты смотришь на соломинку в глазу твоего брата, а в своем глазу не замечаешь бревна?» (Евангелие от Матфея 7:1-3). В этой образной картине критически настроенный человек предлагает вынуть соломинку из «глаза» своего ближнего. Критик хочет сказать, что его ближний не видит ясно и поэтому не способен судить здраво, тогда как самому критику здраво судить мешает целое бревно.
* В другом случае Иисус осудил фарисеев за то, что они «поводыри слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие» (Евангелие от Матфея 23:24). Кроме того, Иисус знал, что фарисеи процеживали вино через ткань. Эти поборники правил поступали так для того, чтобы случайно не проглотить комара и не стать из-за этого церемониально нечистыми . В то же время они, образно говоря, проглатывали верблюда, который тоже считался нечистым (Книга Левит 11:4, 21-24).
* «Вера с [крошечное] горчичное зерно», которая могла бы передвинуть гору,- способ подчеркнуть, что даже небольшая вера может сделать многое (Евангелие от Матфея 17:20).
* Верблюд пытается пройти через игольное ушко - также гипербола Иисуса Христа , которая наглядно показывает, насколько трудно приходится богатому человеку, ведя материалистический образ жизни, пытаться служить Богу. (Евангелие от Матфея 19:24).

Классики марксизма

Какая глыба, а? Какой матёрый человечище!
::::В.И.Ленин - «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908)::::В.И.Ленин - «Три источника и три составные части марксизма» (Июль - ноябрь 1914 г.)

Проза

...У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями...
::::Н.Гоголь - повесть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1835)
Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь...

За одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец.

::::Н.Гоголь - повесть «Тарас Бульба» (1835)
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
::::Н.Гоголь - комедия «Ревизор» (1851)

Стихи, песни

И будь я негром преклонных годов,
и то б без унынья и лени,
я русский бы выучил только за то,
что им разговаривал Ленин .
::::Владимир Маяковский - поэма «Владимир Ильич Ленин» (1925)
Я волком бы выгрыз бюрократизм.
К мандатам почтения нету...
::::Владимир Маяковский - «Стихи о советском паспорте» (1929)
На медведя я, друзья, выйду без испуга,
Если с другом буду я, а медведь - без друга.
::::Песня из к/ф "По секрету всему свету". Муз: В.Шаинского , сл.М.Танича
О нашей встрече - что там говорить,
Я ждал её, как ждут стихийных бедствий ,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий! "(2 раза) "

О чем просила - делал мигом я,
Мне каждый час хотелось сделать ночью брачной ,
Из-за тебя под поезд прыгал я ,
Но, слава богу, не совсем удачно... "(2 раза) "

…И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили на "дачу " [Дача - нары (Уголовный жаргон) ] , -
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды Кремлёвские в придачу! "(2 раза) "

И я клянусь - последний буду гад! -
Не ври, не пей - и я прощу измену!
И подарю тебе Большой театр
И Малую спортивную арену ! "(2 раза) "

А вот теперь я к встрече не готов -
Боюсь тебя, боюсь ночей интимных,
Как жители японских городов
Боятся повторенья Хиросимы . "(2 раза) "

:::: Владимир Высоцкий ,

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гипербола (литература)" в других словарях:

    - (греч. υπερβολη) стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола и её фокусы … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола (из др. греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и… … Википедия

    Гипербола и её фокусы Гипербола геометрическое место точек M Евклидовой плоскости, для которых абсолютное значение разности расстояний от M до двух выделенных точек F1 и F2 (называемых фокусами) постоянно, то есть | | F1M | − | F2M | | = C… … Википедия

    Исламоведение Разделы История Ранний ислам Философия Ранняя Современная Эсхатология Теология Концепция Бога Таухид Мистицизм Юриспруденция … Википедия

История происхождения гиперболы

Одним из первых, кто начал изучать конические сечения - эллипс, парабола, гипербола, был ученик знаменитого Платона, древнегреческий математик Менехм (IV в. до н.э.). Решая задачу об удвоении куба, Менехм задумался: «А что случится, если разрезать конус плоскостью, перпендикулярной его образующей?». Так, изменяя угол при вершине прямого кругового конуса, Менехм получил три вида кривых: эллипс - если угол при вершине конуса острый; парабола - если угол прямой; одну ветвь гиперболы - если угол тупой.

Название этих кривых придумал не Менехм. Их предложил один из крупнейших геометров древности Аполлоний Пергский, посвятивший замечательным кривым трактат из восьми книг «Конические сечения» («О кониках»). Семь книг сохранились, три из них - в арабском переводе. Первые четыре книги содержат начало теории и основные свойства конических сечений. Это - трактат об эллипсе, параболе и гиперболе, определяемых как сечения кругового конуса, где изложение доведено до исследования эволют конического сечения. Аполлоний показал, что кривые можно получить, проводя различные сечения одного и того же кругового конуса, причем любого.

При надлежащем наклоне секущей плоскости удается получить все типы конических сечений. Если считать, что конус не заканчивается в вершине, а проектируется на нее, тогда у некоторых сечений образуется две ветви.

Описывая кривые языком алгебры, математик выберет в плоскости сечения такую прямоугольную систему координат, в которой уравнения кривых имеют наиболее простой вид. Если направить ось абсцисс по оси симметрии конического сечения и поместить начало координат на саму кривую.

Происхождение названия объясняется следующим рисунком.

Построим в вершине любой прямоугольник. К нему приставим квадрат, касающийся вертикальной кривой, а стороной - оси симметрии. Тогда в гиперболе площадь квадрата больше, чем прямоугольника.

Математическая гипербола

Определение

Обратной пропорциональностью называют функцию, заданную формулой y = k/x где k неравно 0. Число k называется коэффициентом обратной пропорциональности.

Гипербола имеет две ветви, которые расположены в первом и третьем квадратах, если k > 0, и во втором и четвертом квадрантах, если k > 0.

Функция y = k/x , где k > 0 обладает следующими свойствами:

Область определения функции - множество всех действительных чисел, за исключением числа 0

Множество значений функции, все числа кроме числа 0

Y = k/x - нечетная

Принимает положительные значения при х > 0 и отрицательные - при x < 0

Убывает на промежутках х < 0 и х > 0.

Если k < 0, то функция y = k/x обладает свойствами 1-3, а свойства 4-5 формулируются так: принимает положительные значения при х < 0 и отрицательные при х > 0

Возрастает на промежутках х < 0 и х > 0.

Строение графика если K>0

Построим график функции y = 1/x

ООФ: х неравен 0 МЗФ: у неравен 0 y = k/x - нечетная

Строение графика ели К<0

Построим график функции y = k/x

При k = 2 y = -2/x ООФ: х неравен 0 МЗФ: у неравен 0 y = k/x - нечетная

Вот мы и узнали, что называют гиперболой в математике

А где же еще применяют гиперболу?

Примеры стилистической гиперболы

Толковый словарь русского языка гиперболу математическую и стилистическую практикует, как слова - амонимы, но исходя из выше приведенных фактов мы можем говорить о сходстве понятий гиперболы в математике и литературе.

Например, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя основным художественным средством выразительности служит гипербола, использование которой придает сатирический эффект всему произведению. Например, «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того. Шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями».

У Гоголя гипербола вообще является излюбленным средством выразительности. Например, в повести «Тарас Бульба» автор использует следующие гиперболы: «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»; «Он веял холодными веками и расстилался ближе, ближе и, наконец, охватил половину всей поверхности земли…»; «…запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли».

В комедии «Ревизор», усиливая эффект вранья Хлестакова, Гоголь вкладывает в его уста следующую фразу: «Курьезы, курьезы … тридцать пять … тысяч курьезов». Автор прибегает к гиперболе для усиления впечатления, для заострения образа важный способ передачи авторской мысли построение сюжета образной системы

Литературная гипербола

Гипербола - образное выражение, содержащие непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Например: «В сто сорок солнца закат пылал» (Маяковский). Используется гипербола для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны. Например: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» (М. Ю. Лермонтов). Или у Н. В. Гоголя: «Шаровары, шириной в Черное море»; «Рот величиной в арку Главного штаба». Наибольшую роль гипербола приобретает в сатире. Гипербола может быть идеализирующей и уничтожающей.

Гипербола в математике – это кривая, относящаяся к числу конических сечений.

Гипербола в литературе – это фигура преувеличения.

Математическая гипербола

В математике гипербола встречается нечасто, гораздо чаще можно встретить её собратьев: параболу и эллипс. Более точное определение гиперболы математической будет таким:

Гипербола – это точки на плоскости, разность которых до двух выбранных точек (или, как их ещё называют, фокусов гиперболы) представляет собой постоянную величину.

Такую величину обозначают через , а расстояние между фокусами – через .

В составе гиперболы две совершенно одинаковые части. Это её характерная черта. Также у неё присутствуют прямые, к которым устремляется гипербола, когда уходит в бесконечность. Эти прямые называются асимптотами.

Точно так же, как эллипс, гипербола имеет оптическое свойство. Это означает, что луч, который вышел из одного фокуса, после отражения двигается, словно он вышел из другого фокуса.

В математике термин «гипербола» люди знали ещё до нашей эры. Его ввёл древнегреческий математик Аполлоний Пергский, живший в период с 262 по 190 годы до нашей эры.

Типы гипербол

Равнобочной называют такую гиперболу, у которой а=b . Такая гипербола описывается в прямоугольной системе координат уравнением xy = a²/2 , а её фокусы находятся в точках (а;а) и (-а;-а) .

Также существуют гиперболы, напрямую связанные с треугольниками. Так, гипербола Енжабека является кривой, которая изогонально сопряжена прямой Эйлера, а гипербола Киперта – это кривая, которая изогонально сопряжена прямой, проходящей через центр описанной окружности и точку Лемуана соответствующего треугольника.

Литературная гипербола

Гипербола в литературе представляет собой стилистическую фигуру, которая является образным выражением, преувеличивающим какое-либо явление, предмет или действие. В художественных произведениях гипербола используется для усиления художественного впечатления.

Поскольку гипербола – это образное выражение, понимать такое выражение буквально не следует.

Особенно часто гиперболу используют в русской народной поэзии. Так, песня “Дуня-тонкопряха” полностью построена на использовании гиперболы. В этой песне рассказывается, как Дуня за три часа напряла три нитки, которые оказались “потоньше полена, потолще колена”. Потом она эти нитки “в огород вдевала, колом притыкала”.

Нередко гипербола встречается в русских частушках:

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинул рот,

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

Широко гипербола использовалась и древнерусскими авторами, имена которых до нас не дошли. Например, в “Слове о полку Игореве” читаем:

«Тому в Полотске позвониша заутреннюю, рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша».

Русские писатели также пользовались гиперболой. Николай Алексеевич Некрасов использовал близкие к народным приёмы:

Пройдёт – словно солнцем осветит!

Посмотрит – рублём подарит!

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.

Прославился своими гиперболами и Николай Гоголь. Всем известны такие выражения из его произведений, как «Миллион казацких шапок высыпал на площадь», «Редкая птица долетит до середины Днепра», шаровары у казаков «шириною с Чёрное море».

В творчестве Владимира Маяковского гипербола и вовсе один из характерных приёмов. У него в стихотворении «6 монахинь» можно прочитать следующее:

Пусть заполнится годами жизни квота,

стоит только вспомнить это диво,

раздирает рот зевота

шире Мексиканского залива.

Кстати, у гиперболы есть и прямо противоположная стилистическая фигура – литота, обозначающая преуменьшение. Но об этом в следующий раз.

Вместе со статьёй «Что такое гипербола?» читают: