Воображариум: святые отцы о виртуальной реальности. Запахи и ароматы: влияние на человека

  • 26.09.2019

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло .
  • IV. Образы воздействия злых духов на людей.

    Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы.

    «Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов , - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что незащищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью». О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел , говоря, что сам сатана преобразуется во ангела светла, не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды, имже кончина будет по делом юс (2 Кор. 11,14-15).

    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы.

    Демоны могут убивать людей (Тов. 3, 8), наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом).

    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому как входит в него воздух. Подробное описание этого факта мы находим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.

    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию свт. Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем; очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8, 30)». Войдя в человека, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или черезмерного холода». Но нашу душу он не может сделать своим вместилищем. «Нечистые духи, - утверждает этот же святой, - не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями.

    Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении». Об этом же говорит и свт. Григорий Богослов : «Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления» (Иак. 4,7). Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вниде сатана во Иуду (Лк. 22,3) не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12,6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13, 2) и наконец решительно вселился в него (Ин. 13,27). Здесь яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всеусиливающейся страсти сребролюбия.

    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путем привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко, - говорит Антоний Великий, - будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь во что хотят».

    В православной аскетике даже имеются специальные термины для обозначения воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем - «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. «Это не грех, - говорит св. Марк Подвижник, - но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он - некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

    Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божий, при этом извращая их смысл (Быт. 3,1). Так обольстил он супругу Иова, научив ее излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: «Рцы глагол некий (похули) ко Господу и умри» (Иов. 2,9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Так обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлек в пропасть зла.

    Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают - льстивным весь день поунахуся (Пс. 37,13) - наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти» (св. Евагрий монах). Вот что об этом говорит св. Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению». Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает искушать им человека свыше его сил. Но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться еще и к чувственной и волевой стороне души человека. Вот что об этом пишет прп. Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами». Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т. п. Это наглядно видно на примере св. Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой.

    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой.

    Евагрий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и сил, выполняя различные служения. Это подтверждает и св. Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью, - и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какою сам собственно услаждается; но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого». О духовной невидимой брани свидетельствует тот же подвижник: «На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие», - но это происходит по мере умножения духовных сил воина Христова.

    Демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараются разжигать ее в человеке, через то получая доступ к его душе и телу. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы могут питаться и усиливаться за счет трансформируемой в страстном услаждении энергии человека. Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею», то демоны, для которых созерцание невозможно, видимо, могут получать энергию косвенным путем, через человека, приспособляя его энергетику для своего питания. Для этого они вначале должны уподобить человека себе, через то получив доступ к его душе. Человек страстный и грехолюбивый является для падших духов превосходной питательной средой. Раздувая в нем энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в такой среде. Кроме того, овладев грешником, падший дух использует его тело как инструмент для получения большего услаждения страстью. Вот и еще одна причина того, почему человек страстный и грехолюбивый буквально облеплен бесами.

    Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы в конце концов уничтожают и своих последователей.

    Господь попускает проявиться злой воле демонов, так как Он не нарушает свободы ни одного из разумных существ. Вместе с тем Он всегда ограничивает пагубные действия духа злобы, направляя их к благу людей. Тогда как после обольщения прародителей диавол все более и более распространял свою власть и господство над людьми, Господь, со Своей стороны, подготовил все к тому, чтобы совершенно поколебать и ниспровергнуть эту власть, что и было совершено пришедшим на землю Сыном Божиим, Который, разрушив царство диавола, основал Свою Святую Церковь. Истинно верующим Он даровал силу противиться духам злобы и господствовать над ними. «Что Христос родился для сокрушения демонов, - писал св. Иустин, обращаясь к язычникам, - это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами и во всем мире, и в нашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате... тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших людьми».

    Ведя с верующими во Христа постоянную и ожесточенную брань, дух злобы, однако, никогда не насилует человеческой свободы, прибегая к чарующим обольщеньям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражьи нападения через сердечное призывание имени Иисусова, крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить. Сам Спаситель преподал правило, как изгонять злых духов: Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).

    Искушения диавольские Господь попускает, во-первых, для посрамления же и уничижения ди-авола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре Своих последователей. Подвижники в борьбе с бесовскими искушениями приобретают духовную опытность, познают свои духовные недуги и, врачуя их, совершенствуются в добре. «Человеколюбец Бог, - пишет свт. Василий Великий, - употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных». Свт. Иоанн Златоуст же по этому случаю говорит следующее: «Если кто спросит, почему Бог не уничтожил древнего искусителя, мы ответим, что это Он сделал не по чему-либо иному, как по великой попечительности о нас. Ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, -чтобы те, которые уже побеждены им, низложили его самого, а доблестные имели случай к обнаружению своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: потому что, если мы захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания, в чем и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». По святому Иустину, Бог ради христиан «медлит произвести смешение и разрушение Вселенной, так, чтобы не было уже более злых ангелов или демонов», конец пагубной деятельности которых будет окончательным осуждением злых духов на вечные адские мучения.

    Жертвоприношения. Как считает свт. Василий Великий: «Всем идолам, которым язычники воздают поклонение, невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждение в нечистых жертвах».

    Ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, содержанием повествования, которое мы читаем в книге Царств (1 Цар. 5,2-3). Иноплеменники захватили кивот Господень и поставили его в храме своего бога Дагона. Войдя наутро, обнаружили статую Дагона падшею на свое лицо. Изваяние, видимое для всех, был Дагон; упавший же на свое лицо был демон, ниспровергнутый славою, окружавшей кивот Божий. Он-то и пал на лицо свое, а с собою ниспровергнул и опрокинул видимую вещь.

    По этой причине употребляющие в пищу идоложертвенное признаются участниками трапезы демонов (1 Кор. 10,21).

    Как видим из вышесказанного, князь века сего не только невидимо, помыслами пленял людей, но и вступил в явное общение с ними, делая провещания из идолов. В этом ему помогали такие явные злодеи, какими были известные из истории Ианний и Замврий и другие волхвы, жрецы, астрологи и чародеи. Заблуждение людей поддерживалось ими чудесами и прорицаниями бесовскими.

    Мятежные и враждебные власти охотно и поспешно исполняют таковые служения для того, чтобы умножить число участников своей погибели.

    Кроме того, за ложные чудеса, ими творимые, люди приносили им жертвоприношения, столь любимые бесами, и воздавали им божеские почести, теша тем самым сатанинскую гордость.

    Общение со Христом освобождает верующих от власти диавола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство достигается не всеми, то власть диавола в мире продолжается над несовершенными по мере их страстности, а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти диавола в результате крестных заслуг Спасителя. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного усовершенствования человека. Вот почему, хотя победа Христа над князем мира и совершилась фактически смертию и воскресением Христа, Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь воинствующая и будет таковой до кончины мира и Страшного суда.

    В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу «со своими страстьми и похотьми». Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

    Как видим, конечный выбор добра и зла всегда остается за самим человеком. И в случае принятия стороны Ангела света христианин легко побеждает падшего духа. Святые отцы и учители Церкви указывают нам следующие средства для борьбы с диаволом: веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, крестное знамение. Эти средства каждый христианин может непосредственно употреблять в борьбе с демонами; существуют же еще и такие, которыми можно воспользоваться через священнослужителей; это покаяние с Причащением Святых Христовых Тайн и заклинания, читаемые над страждущими от нечистых духов. «Когда молитвенники (молящиеся христиане) мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно терпят оскорбления, пребывают в молитвах, - свидетельствует прп. Иоанн Карнафский, - то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились». Молитва, способствующая излиянию благодати Святаго Духа на человека и связывающая его с Богом, жжет бесов и, не терпя огня благодати, с воплями они отбегают от молящегося. Вот почему при любом искушении необходимо вставать на молитву, дающую нам помощь Божию, с которой мы непобедимы.

    Так же как и духи имеют влияние на вещество, так и вещество имеет влияние на духов. В церковной практике известно отгоняющее действие ладана на злых духов. Также отмечено благодатное действие святых мощей, чудотворных икон и даже одежд святых, присутствия которых не выносят злые духи. Все это связано с благодатью, от них исходящей и пожигающей демонов.

    Известно, что святые подвижники еще в земной жизни получали власть над нечистыми духами. Так, в житиях св. Андрея, мц. Иулиании и св. Антония Великого читаем о том, что они даже подвергали биению злых демонов. Жития святых исполнены свидетельств о победе преображенного человека над нечистыми духами.

    Поговорим о виртуализации общества. Виртуальный, значит воображаемый, а воображение — сфера деятельности духов злобы. Святой Никодим Святогорец так описывал этот феномен: «Диавол очень тесно расположен и близок к воображению. Он, будучи духом в отсутствии формы и образа, полюбил формы и воображение. Вообразил, что мог бы воздвигнуть себе трон над небом и стать, как Бог. Через воображение он обольстил Адама, который ранее не обладал вообразительным свойством».

    Диавол - дословно переводится с греческого как «клеветник», а клевета - это намеренное создание некой ложной реальности. Значит, сатана - первый изобретатель ложной, виртуальной реальности. «Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира, - отмечает иеромонах Анатолий (Берестов), - но когда в сознании человека эти ложные миры станут действительными, человек просто не сможет справиться с их разделением, и легко сможет произойти раздвоение личности или даже деперсонализация. В любом случае, мы должны помнить о той большой угрозе человечеству, которую несут ему технологии мира виртуальных, то есть ложных реальностей. А ведь отец лжи - дьявол».

    Виртуальная реальность грозит заменить для человека реальность настоящую. Человек предпочтет жить в той «реальности», где он будет чувствовать себя хозяином положения. По сути, это выбор небытия, как у падших ангелов. Английский историк Элейн Шоуолтер в связи с ожидаемым неслыханным развитием технологий виртуальной реальности предполагает, что будущие поколения станут жертвами «новых параной, новых истерий, новых болезней, поражающих прежде всего воображение».

    Свято место пусто

    Самое страшное, что виртуальной реальностью падшие духи стремятся совершенно вытеснить из жизни человечества реальность духовную. Они хотят, чтобы обезличенные, напрочь лишенные богоданной свободы люди, принимая те образы, которые им навяжет система — находились в «бассейне» виртуальной реальности, полностью забыв о Боге, о реальной действительности и духовном мире.

    Ведь для духовного человека духовный мир обладает большей реальностью, чем мир вещей, а человеку плотскому духовный мир представляется как мир призраков, пустых фантазий и иллюзий. Чтобы увидеть духовный мир и правильно общаться с ним, нужна нравственная работа над собой, а для того, чтобы погрузиться в демонический мир ложно-виртуальной реальности современному человеку достаточно нажать кнопку или клавишу. Виртуальной реальностью человек пытается заполнить духовную пустоту в своей душе.

    Канал падших духов

    Воздействие экрана направлено преимущественно на мечтательную способность, на сферу воображения, которую святые отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Ведь и греховные помыслы, и мечтания, приходящие к нам от диавола, это тоже ложная, виртуальная реальность. И православное христианство предупреждает об опасности мечтательности.

    Вот, например, предостережения из жизнеописания «Старец Силуан Афонский»: «Мир человеческой воли и воображения - это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение - есть проводник демонической энергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видоизменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, созданного по образу и по подобию Божию».

    Виртуальные животные

    Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в частности, читаем: «Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом… Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной, равноангельской, чистой, разумной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных. Ибо быть погружену в образы или жить в них и под влиянием их, есть свойство неразумных животных, а не существ разумных…».

    Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоянием неразумных (то есть лишенных ума, духа) животных. В это состояние звериности впал сатана, увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей - Адама и Еву. И сейчас он же еще глубже вводит людей в это состояние.

    В плену зрения

    Примечательно, что диавол у святых отцов называется «живописцем», «змием многовидным», «фантазером» и другими подобными именами. И сфера воображения в святоотеческом предании называется мостом, через который падшие духи проходят в душу, смешиваются с ней и делают ее жилищем злых помыслов и всяких нечистых страстей, как душевных, так и телесных».

    «Будучи отец лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», - указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его».

    Виртуальная реальность и есть обман более всего чувства зрения. «Не сообразят человеки, - писал святитель Игнатий, - что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они - чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта».

    Контакт с виртуальным жителем

    Яркой иллюстрацией этого послужит история, рассказанная Изяславом Адливанкиным, психологом, заведующим Миссионерским отделом Душепопечительского православного центра им. святого праведного Иоанна Кронштадтского:

    «Хочу вспомнить одного мальчика, которого к нам в центр привезли из Новосибирска. Все в доме уже было украдено, все свое время он посвящал компьютерным играм. Его единственной задачей в жизни было украсть где-нибудь деньги и отнести их в компьютерный клуб. Вот что рассказал этот подросток. Сперва он играл в компьютер по пять часов в день, потом по шесть, по десять. А потом вообще перестал спать и играл постоянно. Заходил в салон и, пока деньги не кончались, не трогался с места.

    Мог провести так двадцать часов, целые сутки. Не спал, не ел. И в какой-то момент произошла удивительная вещь: компьютер вдруг превратился для него в некую отвратительную тварь, оттуда высунулись руки, схватили его и втянули вовнутрь. Мальчик описывал это так подлинно, что у нас не возникло сомнений: он увидел разверзшееся перед ним страшное духовное пространство. Хотя ребенка это ужаснуло, играть он не прекратил. Видение повторялось несколько раз, и в конце концов он приехал к нам, не имея сил самостоятельно отойти от компьютерных игр, но уже понимая, насколько это губительно.

    Мальчик не был психически болен, врачи пришли к выводу, что никакой психиатрии там не было. И потом, это не единичный случай подобных рассказов. Да что тут такого невероятного, с христианской точки зрения? Мы же знаем, что в духовном мире действуют разумные духовные же силы. Тесное общение с техногенной системой, напичканной негативной информацией, столь утончило его психическое и духовное восприятие, что у неких «жителей» компьютерного мира (о природе которых мы можем судить по «этике» компьютерных игр) появилась возможность ему «открыться»».

    Зависший архимандрит

    Но проблемы в этой сфере ощущают не только люди далекие от Церкви, но и монашествующие. С одним афонским монахом произошел такой случай. В монастырь, где он подвизается, подарили компьютерную технику. Будучи делателем Иисусовой молитвы, он на следующий день после работы на компьютере, поделился, что во время работы у него не шла молитва. Более того, до сих пор у него сухая молитва. Он был духовно истощен.

    Другой случай произошел с абхазским пустынником. Пожив в горах под руководством духовника, часто причащаясь, однажды, он спустился по делам в Сухуми. Поскольку ему нужно было найти какую-то информацию в интернете, он пошел в интернет-клуб. Во время непродолжительной работы на компьютере испытал мощный духовный удар, от которого начал терять сознание.

    Также афонский схиигумен рассказывал о своем духовном чаде, архимандрите, который, начав писать на компьютере богословскую диссертацию, «завис» в виртуальном мире.

    Архиерейские проблемы

    В православных медико-социальных центрах реабилитации много случаев полного излечения от наркозависимости, а также возвращения в Православие из различных сект, в том числе откровенно сатанинских. Но нет ни одного случая полного освобождения от виртуальной зависимости.

    Эту проблему начали поднимать и архиереи нашей Церкви. Так, в сентябре 2015 года, на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», проходившей в Москве, архиепископом Берлинским и Германским Марком был зачитан доклад «Современные технологии и отречение от мира: их соотношение в условиях монастыря».

    А я люблю запахи, и необязательно хорошие, например, запах пота, газет или табачного дыма - это жизнь.
    Интернет не пахнет

    История любви (Décalage horaire)

    Многие незаслуженно преуменьшают значения нашего обоняния. Тем не менее, результаты исследований ученых в этом направлении демонстрируют, что влияние запахов на человека очень огромное. Но, чтобы понять, как различные ароматы влияют на наше поведение или самочувствие, нужно разобраться во внутренних механизмах нашего мозга, в том числе, как и почему он реагирует на различные обонятельные раздражители.

    Когда молекулы вещества (а запах – это и есть летучие молекулы) вступают в контакт с нервными окончаниями нашего носа, (рецепторы которых находятся на волосках, покрывающих слизистую), мы воспринимаем запах. Вдыхаемый воздух проходит через верхнюю часть носоглотки, где находятся эти волосики, далее информация о запахе передается в полушария мозга, а оттуда в лимбическую систему. Именно она формирует реакцию на запахи, из-за чего они влияют на наше внутреннее состояние.

    Кроме того, молекулы запаха попадают в гипофиз. А там происходят более сложные процессы. Если тебе интересна данная тема, советую ознакомиться с наукой о влиянии запахов на мозг, которая называется ОЛЬФАКТРОНИКА. Я же сильно углубляться в нее не буду.

    Эфирные масла, влияющие на концентрацию внимания

    Представляю тебе список, основанный на моих личных наблюдениях и на советах экспертов в этом направлении:

    • БЕРГАМОТ: придает сил, поднимает настроение, усиливает творческие стороны мышления, улучшает память и внимание, а также повышает коммуникабельность и помогает легко преодолевать трудности.
    • ЛИМОННИК: улучшает память, помогает сосредоточить и сконцентрировать внимание.
    • ЛИМОН: заряжает бодростью, стимулирует умственные способности, повышает концентрацию внимания, обеспечивает прилив сил и позволяет быстро адаптироваться к новым условиям жизни и новым людям.
    • МЯТА: повышает работоспособность и препятствует утомлению.
    • ПАЧУЛИ: умеренно тонизирует, устраняет умственную и физическую усталость. Расширяет диапазон ассоциативного мышления.
    • РОЗМАРИН: улучшает память и ясность мышления. Повышает концентрацию внимания и помогает быстро запомнить большие объемы информации.
    • РОЗОВОЕ ДЕРЕВО: помогает концентрации внимания при физическом переутомлении.
    • ЭВКАЛИПТ: аромат продуктивного мышления и логики. Настраивает на длительную умственную деятельность.
    • ЛАВАНДА: увеличивает объем кратковременной памяти.
    • БАЗИЛИК: снимает умственную усталость, является хорошим средством для улучшения памяти и концентрации внимания.
    • ШАЛФЕЙ: восстанавливает умственные способности, память и способность концентрировать внимание.

    Задание:

    Если есть желание увеличить свою концентрацию внимания при помощи ароматов, то:

    1. Узнай, где продаются в твоем городе эфирные масла или ароматические палочки;
    2. Попроси продавца-консультанта предоставить имеющиеся ароматы из данного списка;
    3. Понюхай каждый аромат и купи тот, который тебе больше всего понравится.
    4. Также сразу можешь приобрести аромалампу, или изготовь ее дома вручную.

    Наука о запахах называется ольфактроникой. Дело в том, что в нашей жизни огромную роль играет обоняние, хотя при этом учёные отмечают, что посредством обоняния мы получаем информацию об окружающем пространстве совсем в небольшом объёме – 2%. Запахи способны оказывать психологическое, фармакологическое, физиологическое влияние. Из всех чувств, которые имеются у человека, именно обоняние быстрее всего реагирует и передаёт в головной мозг сигналы на те или иные внешние раздражители. Поэтому люди так быстро реагируют на запахи (как правило, подсознательно).

    Рассмотрим подробнее механизм воздействия запахов на человека. Когда человек вдыхает воздух, на его обонятельный эпителий попадают молекулы воздуха – это раздражает его рецепторы. Потом рецепторы через обонятельные нервы передают сигнал в корковый центр обоняния мозга, здесь он обрабатывается. Отделы мозга, которые входят в данный центр, находятся в тесной связи с лимбической системой, которая принимает участие в поддержании постоянства внутренней среды организма, здесь же регулируются вегетативные функции, формируются эмоции, создаются мотивации.

    Примерно сто лет назад учёные стали исследовать – как на наш организм влияют ароматические вещества в том воздухе, который мы вдыхаем. Во время исследований, которые проходили осенью 2006 года, было установлено, что многие люди могут различать тысячи различных ароматов. А если специально тренироваться, можно даже развить способность искать по запаху (Шотландия, Университет Глазго).

    Интересное наблюдение: сотрудники парфюмерных фабрик почти не болеют вирусными заболеваниями, простуда им также не страшна. Медики объясняют данный феномен тем, что в помещениях воздух насыщен частицами эфирных масел.

    Вообще, люди оценивают друг друга практически также, как и собаки – тончайшие запахи, которые исходят от собеседника, неосознанно анализируются. Исследования, которыми занимались швейцарские учёные, показали, что при выборе партнёра определяющее значение могут играть его запахи. В организме любого человека вырабатываются феромоны, которые сознательно вообще не ощутимы, но очень серьёзно влияют на наши антипатии и симпатии.

    Женщины гораздо острее воспринимают запахи, они более осязательны. А над мужчинами намного сильнее власть запахов.

    Ароматы можно использовать в терапевтических целях

    Когда человек вдыхает ароматические вещества, по нервным волокнам передаётся возбуждение прямо в ЦНС (центральную нервную систему). Биологическая активность организма изменяется, как и его защитные силы. Благоприятно на организм влияют эфирные масла, особенно, когда речь идёт о неврозах, болезнях сердечно-сосудистой системы, бессоннице. Они могут менять кровяное давление человека, изменять его температуру тела. Такие свойства разных душистых веществ применяются в медицинских целях ещё со времён Гиппократа. Таким образом, у древнего искусства ароматерапии сегодня есть научное подтверждение, и оно до сих пор развивается.

    А. Кюнцель, врач, в тридцатые годы двадцатого века одним из первых на территории нашей страны предложил использование термина «ароматерапия» — то есть, лечение посредством запахов. Сам он вполне успешно применял для лечения неврозов ароматические ванны с валериановыми и сосновыми экстрактами.

    • Для общей профилактики инфекций прекрасно подходят: лаванда, ромашка, чайное дерево, эвкалипт, сосна, лимон, мята, чабрец, розмарин.
    • Укреплению иммунитета способствуют: пихта, лаванда, сосна, эвкалипт, тимьян, чайное дерево, бензоин, ладан.
    • Для стимулирования интеллектуальных способностей используются: бергамот, левзея, розмарин, майоран, эвкалипт, тимьян.
    • На память оказывают влияние: лимон, шалфей, розмарин.
    • Снятию умственного переутомления способствуют: имбирь, вербена, кориандр, гвоздика.
    • Для усиления внимания применяется эвкалипт, чайное дерево, лимон, кориандр.
    • В учёбе поможет можжевельник.
    • Если нужно повысить уверенность в себе и поднять самооценку: герань, корица, апельсин, базилик, жасмин.
    • За капризность отвечают: ладан, роза, анис, иланг-иланг, сандал, римская ромашка, апельсин.
    • При стрессах, нервных потрясениях: герань, бергамот, кориандр, жасмин, мимоза, лаванда, роза, пачули, мята.
    • Сну способствуют: ромашка, сандал, лаванда, чайное дерево, иланг-иланг.
    • На аппетит влияют: анис, кофе, груша, грейпфрут, ванилин, кофе, бергамот.

    Запахи, которые с вдыхаемым воздухом попадают в нос, сначала растворяются – это происходит во влажной слизистой оболочке носа. Тут они раздражают окончания обонятельных нервов, а потом переносятся непосредственно в гипоталамус мозга при помощи специальных клеток.

    Поскольку запахи оказываются в гипоталамусе, это очень важно – этот небольшой орган в организме человека регулирует множество функций: жажду, температуру, голод, рост, уровень сахара в крови, пробуждение, сон, сексуальное возбуждение. А также неотъемлемые эмоции в нашей жизни: радость, гнев.

    В тот же момент сигнал запаха поступает в область, которая называется гиппокам. Это та часть мозга, которая несёт ответственность за внимание и память. Именно из-за этого запахи так ярко вызывают у людей те или иные воспоминания.

    Ароматы духов, цветов, запах кухни – всё это создаёт ощущение того, что происходящее в данный момент с нами уже когда-то было. Сады, в которых мы когда-то прогуливались, стали нашей частью – благодаря тому, что их аромат влиял на мозг в течение длительного времени.

    Данные сведения позволяют сделать очень ёмкий вывод: вдыхать какой-либо запах – то же самое, что посылать моментальный сигнал в «мозг мозга», а уже оттуда – во весь организм.

    Значение обоняния в жизни человека переоценить невозможно. Его спектр возможностей очень широк. Он простирается от защитной, биологической функции до психологических и эмоциональных впечатлений, которые играют важную роль в общем самочувствии людей.

    К примеру, некоторые ароматы могут влиять даже на то, будете ли вы успешными в торговле. Как показывают исследования в этой сфере – посредством магии запахов запросто регулируется покупательский спрос. Например, обнаружено – если в магазине искусственно синтезируется запах хлеба, который испекли только что, покупатели охотнее тратят деньги на ту или иную продукцию.

    От окружающих запахов также во многом зависят работоспособность, умственная активность. Ещё в позапрошлом веке Дж. Байрон, великий английский поэт, отмечал, что всегда ощущает прилив вдохновения, если окуривает свою комнату запахом трюфелей.

    Авиценна писал в своих работах про розовое масло – как про средство, способное повысить возможности разума, увеличить скорость мыслительных процессов. В 1939 году Д. И. Шатенштейн, физиолог, научно обосновал, а позже доказал экспериментально, что определённые обонятельные раздражители оказывают влияние на многие функции (в особенности, на работоспособность).

    Влияние запахов также интересовало индустрию бизнеса. Было доказано, что производительность труда повышается, если рабочие находятся в помещении с ароматными запахами. Существуют примеры некоторых японских компаний, которые сегодня успешно используют данный метод. Они просто выпускают в систему кондиционирования зданий некоторые ароматы так, чтобы каждый человек мог ощутить на своём рабочем месте тот или иной запах. В одной строительной компании даже используется компьютерная система, чтобы запахи могли распределяться по всем зданиям.

    Подобное ароматизирование благоприятно влияет на трудоспособность рабочих, которые заняты нудной, рутинной работой.

    «Сумицу», японская фирма, с данной целью создала специальные комнаты для отдыха. То есть, человек может туда прийти, если нуждается в «пополнении» запасов энергии. Владельцам больших предприятий рекомендовали заниматься распылением специальных «ароматических активаторов», прежде чем собирать на ответственные совещания сотрудником. В фирме «Сумицу» создано более двух десятков фитокомпозиций – ароматов растений и цветов, способствующих улучшению качества работы машинисток и программистов. В результате программисты стали ошибаться реже: при вдыхании запаха лаванды на 20%, лимона – на 54%, жасмина – на 3%.

    • Кроме того, экспериментально установлено, что вдыхание запаха эвкалипта, лимона, мускуса увеличивает работоспособность, способствует умственному труду, оказывает возбуждающее воздействие на нервную систему, убирает чувство усталости.
    • Розмарин стимулирует память, улучшает процесс познания.
    • Роза идеально подходит для быстрого выполнения заданий – человек лучше сосредотачивается, когда вдыхает такой запах.
    • В ходе экспериментов установлено, что роза, лаванда, розмарин, апельсин, сандал – все эти запахи замечательно снимают стресс.
    • Вдыхание пиридина, бергамотового масла, толуола – всё это увеличивает остроту зрения человека в условиях сумерек.
    • Запахи камфоры и бергамотового масла делают наши глаза более восприимчивыми к зелёному цвету, кроме того, они снижают восприятие красного.
    • Поле зрения для зелёных объектов расширяется посредством аромата розмарина, для красных – сужается.
    • Запахи гарантиола и бензола значительно улучшают слух – это факт.

    Как показали клинические и лабораторные исследования, определённые запахи могут уменьшать стресс, вызывать расслабление. Примерно 18 лет изучали пациентов различных возрастов. Они должны были вдыхать в расслабленном состоянии те или иные запахи. Суть метода заключалась в том, что пациентам с одновременным расслаблением регулярно давали вдыхать запах. Так что совсем скоро, при вдыхании хорошо знакомого запаха, человек ощущал расслабление – при этом не было необходимости даже в предварительном настрое на релаксацию.

    Благодаря применению электроэнцефалографа, можно реально увидеть, что происходит с мозгом человека, когда он чувствует какой-либо запах. Осуществлялись наблюдения за умственной активностью, когда человек вдыхал запахи базилика, розмарина, перечной мяты. При этом не только фиксировалось выделение большего количества бета-излучений (которые типичны для состояния умственной активности), но и человек гораздо легче выполнял задачи, поставленные перед ним (в отличие от того, кто не ощущал запахи).

    Более того, исследователи обнаружили, что во время сна человек также ощущает запахи. Если использовать их правильно, можно обеспечить успокоительное действие. К примеру, энцефалографические исследования совершенно здоровых людей и людей, которые подвержены психозам, показали, что запахи жасмина и розы улучшают сон, стимулируют ЦНС. С этой целью в народной медицине применяли подушки с шишками хмеля.

    Конечно, запахи бывают и неприятны для человека. Например, люди (и особенно беременные женщины) обычно плохо переносят запах краски. Связано это чаще всего с тем, что в красках содержатся токсичные растворители, которые будучи вдыхаемы вместе с воздухом, могут отравлять организм.

    Как запах влияет через кожу

    Большинство людей полагает, что нос человека – единственный орган, который как-то реагирует на запахи. Впрочем, недавние исследования одного английского университета показали, что на запахи также способна реагировать кожа. В рамках одного эксперимента испытуемые находились под воздействием полового фермента, который выделяют из мочи кабана. И хотя многие запаха не ощутили, реакция кожи на него была зафиксирована при помощи электроэнцефалографа.

    На себе вы также можете провести такой эксперимент. Возьмите простую головку чеснока и натрите ей ступни ног. Пройдёт немного времени, и вы обязательно ощутите у себя во рту привкус чеснока.

    Так бывает из-за того, что когда ароматные масла применяются снаружи, они глубоко проникают в органы и ткани человека, в результате оказываются в лимфотоке и крови – из-за малого размера молекул и иных свойств, которые характерны для эфирных структур.

    Именно данное свойство лежит в основе лечебного действия чесночного массажа стоп – при гриппе и простуде.

    Различные масла попадают в наш организм через кожу с разной скоростью. К примеру, эвкалипт через кожу «пройдёт» всего за 20-40 минут, а лимон, бергамот и анис за 40-60 минут. 60-80 минут требуется для того, чтобы в организм через кожу попала герань и лаванда, а для мяты и кориандра требуется 100-120 минут.

    При умелом использовании ароматов, ароматерапия позволяет освободиться даже от тех эмоций, которые спрятаны глубоко. Это особенно важно для тех заболеваний, причина которых – эмоции, подавляемые годами. Стоит высвободить их и сразу же начинается выздоровление.

    Розмарин, который замечательно стимулирует память, относится к тем ароматом, которые позволяют избавляться от такого стресса. Это очень важно для нашего здоровья в долгосрочной перспективе.

    Все эти данные помогают объяснить то действие, которое способны оказывать ароматические вещества на наше поведение. Также это способ понять, от чего некоторые из них позволяют развивать интуицию, помогают предупреждать те или иные события, избавляют от усталости в течение длительного времени, способствуют концентрации.

    Просто создайте для себя хорошее настроение!

    Эфирные масла действуют на тонкоматериальные структуры в человеческом организме, подобно тонкому инструменту, очень легко устраняют в физическом теле те или иные «неисправности».

    К примеру, эфирные масла шалфея, мяты, лаванды, эвкалипта способствуют снижению показателей тонического напряжения (актуально для кровеносных сосудов). Кроме того, благодаря им увеличивается интенсивность кровенаполнения сосудов в головном мозгу. Это очень благоприятно в случае умственной нагрузки нервно-сосудистой реакцией.

    Более того, даже новое направление в науке появилось, которое называется «аромапсихология». Данное направление психологии изучает воздействие разных запахов на душевное состояние людей. Далеко не случайно возник интерес к этой проблеме. Восторг, радости, обиды, разочарования, ненависть и любовь – все эти чувства и многие другие пестрят в человеческой жизни, подобно цветным стёклам в калейдоскопе.

    Как на человека влияют запахи:

    • Гармонии способствуют: герань, роза, ладан, апельсин, жасмин;
    • Способствуют расслаблению: лаванда, роза, базилик, апельсин, кориандр, сандал, нероли, чайное дерево, жасмин, ромашка, кипарис;
    • Успокаивающее воздействие оказывают: роза, нероли, жасмин, фенхель, эвкалипт, анис, чабрец, чайное дерево, лаванда, апельсин, можжевельник, мускатный шалфей, ромашка;
    • Освежающий эффект наступает от апельсина, розмарина, лимона, мяты, лаванды, пихты;
    • Чтобы тонизировать нервную систему используют корицу, шалфей, пачули, имбирь, мяту, розмарин, чабрец, тую, можжевельник, кедр, сосну
    • Для улучшения памяти применяется шалфей, базилик, гвоздика, лавр, кориандр, кедр, ромашка, розмарин, лимон;
    • Для активации умственной деятельности прекрасно подходит сосна, также часто выбирают герань, эвкалипт, базилик, чабрец, можжевельник, гвоздику, мяту, полынь, розмарин;
    • Чтобы сосредоточиться используют мяту, тую, кипарис, базилик, эвкалипт;
    • Для увеличения работоспособности выбирают имбирь, лимон, пачули;
    • Для снятия переутомления идеально подходит туя, розмарин, лавр, герань, жасмин, эвкалипт, мята, базилик.

    Изучить влияние запаха на человека достаточно просто казалось бы, но все люди разные и реакция может быть совсем обратной нежели вы предполагали.

    Считается, что обоняние в жизни современного человека играет намного меньшую роль, чем, например, зрение или слух. Мол, этим мы отличаемся от животных, для которых запах является основным регулятором как полового поведения, так и поведения вообще. Но мы - дети природы. Поэтому тот факт, что мир запахов с точки зрения управления нашим поведением часто недооценивается, можно считать странным. Например, давно установлено, что обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем болевой. Женщины, которым в роддоме приносят чужих младенцев, по запаху определяют подмену. Аналогично и новорожденные, не видя и не слыша матери, отличают ее от любого другого человека по запаху.

    С древних времен

    Люди нашли ароматы, которые способны возбуждать человека, стимулировать половое влечение - так называемые “афродизиаки”.

    Эти вещества получили название в честь богини любви Афродиты - великой соблазнительницы. В наше время простому человеку доступны различные искусственные препараты. Они помогают человек расслабиться и переключить себя на волну любви, секса и взаимопонимания.

    Самые простые препараты это конечно же эфирные масла. Своим мягким действием они не только настроят нас на нужную волну, но и дадут прилив энергии, разбудят фантазию и вознесут на высоты удовольствия.

    Громадную роль играет запах в сексуальной сфере. Это доказывает тот факт, что по достижению половой зрелости наблюдаются отчетливые изменения предпочитаемых запахов. До половой зрелости больше нравятся сладкие и плодовые запахи. А с наступлением половой зрелости наблюдается сдвиг в сторону цветочных, маслянистых и мускусных запахов. Это справедливо для обоих полов. Дело в том, что так пахнут феромоны - выделяемые человеком пахучие вещества, вызывающие у особи противоположного пола сексуальное возбуждение. И для того, чтобы почувствовать запах этих веществ, нам вполне достаточно иметь в одном кубическом метре воздуха всего несколько молекул этих веществ!

    Женские афродизиаки

    • Вербена - издревле считалась приворотным ароматом. Раскрывает в женщине чувственность и даёт ей сексуальную силу.
    • Герань - афродизик зрелой дамы, обременённой суетой. Повышает чувственность и романтичность, даёт чувство молодости.
    • Жасмин - афродизиак беременной женщины. Позволяет ощутить полную гармонию и силу сексуальных отношений при беременности. Раскрывает чувственность и женственность.
    • Иланг-иланг - помогает угадывать и исполнять желания партнёра, поднимает на вершины оргазма.
    • Мирра - очень ценится мужчинами, так как помогает избавиться женщине от эгоизма, превращая её в искушённую куртизанку.
    • Розмарин - устраняет гормональные колебания во время менструального цикла. Усиливает восприимчивость.
    • Петит грейн - расслабляет, снимает раздражение, концентрирует на чувственности, совершенствует эмоции.

    Мужские афродизиаки

    • Имбирь - усиливает потенцию, делает мужчин сильными и уверенными. Придаёт силы, раскрывает «второе дыхание».
    • Кипарис - афродизиак немолодых мужчин. Препятствует преждевременному семяизвержению, чувственность.
    • Корица - повышает потенцию, вносит в отношения пряные, задорные ноты, развивает фантазию.
    • Майоран - усиливает эрогенные зоны, гибкость, пластичность. Делает мужчину чувственным и тактичным любовником.
    • Можжевельник - повергает мужчину на подвиги. Даёт силу для многократных сексуальных контактов.
    • Пачули - пробуждает восторженность и эротическую щедрость, усиливает потенцию и чувствительность эрогенных зон, способствует омолаживанию эндокринной системы и балансу гормонов.
    • Сандал - развивает фантазию, поднимает потенцию, усиливает восприимчивость

    Ароматы любовных игр

    • Имбирь - масло «продолжения», позволяет быть многократному контакту в одну ночь.
    • Мандарин - разнообразит эротические игры нотками задорности и веселья.
    • Мускат - аромат быстроты и скорости, делает оргазм ярким и запоминающимся. Стимулирует кровообращение.
    • Роза - масло первой ночи для молодых и неискушённых любовников, даёт чувственность и тактичность партнёрам.
    • Продлевают время любовной игры: вербена, кедр, розмарин.
    • Избавляют от комплексов: бергамот, ветивер, гвоздика, жасмин, майоран, мирт, можжевельник, роза, сосна.

    Результаты некоторых экспериментов свидетельствуют, что мужчина может «учуять» женщину во время месячных или в состоянии сексуального возбуждения на расстоянии до двух километров. Распознание происходит бессознательно, на рефлексивном уровне. Это объясняет почти невероятные случаи, когда мужчина и женщина, заброшенные волею обстоятельств в безлюдную пустыню, безошибочно «выходили» друг на друга.

    К сожалению, воспитанный в европейской рациональной традиции человек очень часто не придает значения роли запахов в поведении людей. Мы знаем как пахнут некоторые цветы и фрукты. Еще можем обратить внимание на аромат духов любимой женщины, вызывающий у нас эротические фантазии. И, конечно же, резкий неприятный запах заставляет нас брезгливо наморщить нос и побыстрее отойти подальше от его источника. Обычно на этом наше внимание к запахам исчерпывается. И напрасно.

    Запахи и психология

    Мы часто не замечаем из за своей наивности целую сферы приемов, которая является средством манипуляции нашим поведением. За ширмой этой наивности давно уже ведутся специальные исследования. Сегодня развиты мощные отрасли промышленности - парфюмерии и косметики, табачных изделий, напитков. В них запах играет ключевую роль - он отвечает за формирование пресловутого «импульса покупки».

    Западные ученые, дизайнеры в буквальном смысле проектируют запахи ресторанов, отелей, аэропортов, торговых кварталов. Для чего? В человеческом мозге отделы, обеспечивающие восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций. Определенные ароматы обладают способностью вызывать конкретные эмоции, неподвластные нашему сознанию. Поэтому, применяя запахи для воздействия на людей, мы бьем в слабое место их психики. Образно выражаясь, запах - это вечно открытые врата души, которые не поддаются логическому контролю. Научившись открывать эти врата, транснациональные корпорации извлекают громадные прибыли.

    Пионером исследования запахов в современной психологии стал американский психиатр А. Хирш. Он установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела. Он распространял специально разработанную эссенцию в розничных отделах магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с «неопыленными» секциями. Потом он набрал 3 тыс. добровольцев, страдающих избытком веса и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень просто - как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось выводить из эксперимента.

    Хирш также установил, что запахи влияют на производительность труда. С помощью запахов он научился повышать или понижать кровяное давление, замедлять или ускорять сердцебиение, возбуждать или наоборот - усыплять человека. Было установлено, что некоторые ароматы снимают депрессию у больных, улучшают их настроение.

    Позднее клинические эксперименты показали, что ароматы лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляют активность головного мозга быстрее, чем любой депрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика возбуждают клетки серого вещества мощнее, чем крепкий кофе. Сегодня это открытие широко используют, например, японские фирмы. В определенные часы по системе кондиционирования в служебные помещения закачиваются строго выверенные комбинации ароматических веществ. Это позволяет повышать производительность труда персонала на 50% и снижать количество ошибок в среднем на 20%. Творческие процессы, в частности, хорошо стимулирует запах японской вишни.

    Современный бизнес предлагает людям всех социальных групп и всех субкультур богатейший «рацион» запахов. Не будем подробно останавливаться на чистящих и моющих средствах «с удивительным свежим запахом лимона или хвои» - это банально. Сегодня разработаны оптимальные запахи для магазинов, продающих розничные товары. Для продуктовых магазинов наибольший эффект дает свежий запах, например, огурца или арбуза. В магазинах одежды увеличить продажи помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. В магазинах кожевенных товаров - запах кожи, особенно если в ассортименте представлены товары из ее заменителей. Сейчас изобретены даже особые духи, которые предлагаются продавцам для разбрызгивания в салонах автомобилей. Так создается аромат, который призван усилить доверие покупателя к конкретной марке машины. Благодаря ароматизации воздуха можно увеличить объем продаж магазина на 10-15%.

    Бизнес-переговоры - еще одна область применения современных ароматизаторов. Нередко перед началом встречи в комнате распыляют специальные запахи, которые вызывают у деловых партнеров чувство расслабления и благодушия, ослабляя тем самым их бдительность. Известно, например, что запах определенных сортов розы провоцирует сговорчивость и податливость, запах груши возбуждает аппетит, запах цитрусовых рассеивает внимание, а запах лимона вызывает агрессивность.

    Запахи широко эксплуатируются не только в бизнесе, но и в политике. Дело в том, что не только непосредственные ароматы, но и просто слова о запахе очень сильно действуют на воображение. Под воздействием слов человек как бы ощущает тот или иной запах. Поэтому язык политиков и журналистов всегда полон соответствующими метафорами: «запахло жареным», «запах измены»… Одна из сильнейших метафор, надолго отшибающая здравый смысл - «запах крови». Запуская ее в массовое сознание, можно легко вызвать соответствующие настроения в обществе. Используя эту метафору, политики и военные нередко действительно устраивают небольшой кровавый спектакль, жертвуя некоторым количеством жизней, чтобы вызвать психологический шок у граждан.

    Следует отметить, что на общие для всех людей рефлексы восприятия запаха всегда накладывается специфика конкретной культуры. Так, европейца может взволновать запах церковного ладана, создаст у него особый духовный настрой. Но этот запах ничего не говорит индийскому буддисту, над которым властвуют непонятные и странные для европейца ароматы азиатских курений. У людей различных культур один и тот же запах может вызывать разные ассоциации.

    Считается, что запах человека - это запах его пота. На самом деле пот абсолютно не имеет запаха. Запах же появляется в силу существования у человека особых микроорганизмов, которые перерабатывают пот в жиры. Истинный же наш запах вырабатывают особые железы, которые расположены под мышками, вокруг сосков, на голове, около глаз, вокруг ануса и на лобке. Выделяемый ими маслянистый секрет имеет запах мускуса. У женщин во время месячных и в состоянии сексуального возбуждения он усиливается.

    Существует распространенное мнение, что некоторые запахи оказывают явное эротизирующее воздействие или способствуют синхронизации некоторых физиологических реакций супружеской пары. Дэзмонд Моррис, который написал весьма скандальную книжку про «Голую обезьяну», говорит о том, что имеются явные половые различия в запахах тела и предполагает, что часть процесса образования супружеской пары - возникновение чувства любви - включает в себя необходимость оставить некоторый обонятельный отпечаток, как бы зафиксировать специфический индивидуальный запах на теле партнера. С этим связано и открытие, что по достижению половой зрелости наблюдается отчетливо выраженное изменения предпочтительного отношения к запахам. До половой зрелости преобладает сильная тяга к сладким и плодовым запахам. А с наступлением половой зрелости - наблюдается сдвиг в сторону цветочных, маслянистых и мускусных запахов. Это справедливо для обоих полов, хотя реакция на мускус сильнее у мужчин, чем у женщин.

    Любопытную теорию выдвинули американские ученые. Они считают, что сперматозоиды двигаются, ориентируясь на запах. В определенных местах у сперматозоидов обнаружены мельчайшие «нюхательные» молекулы, которые обычно встречаются в носу, которые и определяют местонахождение пахучей яйцеклетки.

    Для животных запах является основным регулятором не только полового поведения, но и поведения вообще. Например, распознавания. Весьма любопытные эксперименты проводил известный этолог Лоренц (автор знаменитой «Агрессии») - он забирал крысу из стаи и помещал ее в в другое место, где сохранялись запахи другой крысиной семьи. Через некоторое время он возвращал крысу обратно, причем ее ждала плачевная участь быть растерзанной сородичами. И если этот механизм сохранился в человеке хоть частично, то очень может быть, что наши симпатии и антипатии регулируются в зависимости от запахов, присущих другим людям, которые вступают с нами в контакт. А вот наши сексуальные симпатии и антипатии зависят от феромонов - выделяемых гениталиями пахучих веществ, вызывающих у особи противоположного пола половое возбуждение. Существование феромонов пока остается гипотетическим, хотя и вовсю эксплуатируется парфюмерной и косметической промышленностью (выпуск так называемых аттракантов, пахучих синтезируемых веществ, аналогичных естественным телесным феромонам). Утверждается, что использование подобных средств усиливает привлекательность у противоположного пола на бессознательном уровне. Не знаю, как там на подсознательном, а деньги приносит хорошие. Можете набрать в какой-нибудь буржуинской поисковой системе следующие слова: sexual attractant, aphrodiziac или pheromone, - и вы поймете, о чем я говорю!

    В сфере запахов и их влияния на поведение человека любое утверждение начинается со слова считается. Например, считается, что присутствие определенно пахнущей женщины оказывает на мужчину определенное психофизиологическое влияние. Какое именно влияние и какой точно запах - никто ничего определенного сказать не может. Считается - и все тут. Или, вот вам еще пример: считается, что, будучи взрослыми, мы можем обнаружить наличие мускуса, даже если его разбавить в отношении 1 на 8.000.000 частей воздуха. Были проведены специальные эксперименты, которые показали, что обоняние здорового мужчины мало чем отличается по остроте от обоняния собаки! И для того, чтобы почувствовать запах пахучих веществ, нам вполне достаточно иметь в одном кубическом метре воздуха всего несколько (!) молекул этих веществ. Это я вам говорю потому, что роль запахов в регуляции нашего поведения не столь понятна и самоочевидна, как это могут утверждать рекламные проспекты, продающие научно разработанные «приворотные зелья».