Этнические традиции народов поволжья в поликультурном образовании детей дошкольного возраста. Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)

  • 19.04.2019

Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)

(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .

Вид проекта : групповой .

Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .

Тип проекта : информационно-творческий.

По продолжительности : средней продолжительности .

Сроки работы : февраль - апрель.

Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .

Актуальность :

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.

Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .

Задачи проекта :

Задачи проектируемого процесса на детей :

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .

Задачи проектируемого процесса на родителей :

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .

1. Беседа о народах Поволжья .

2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)

5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)

7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .

Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .

Слушание песни на татарском языке в записи.

Подвижная игра «Куры и лисица» .

Традиционное чаепитие.

8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)

Беседа о чувашском народе и его культуре

Слушание песни на чувашском языке

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »

Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»

9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)

Беседа о мордовском народе и его культуре

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »

Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»

Мордовский народный фольклор (считалки)

10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.

Технологическая карта

Направления разви

тия детей Образователь

ная область Вид деятельности Формы организа

Социально-коммуни

кативное Социализация

Коммуникация

Труд Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Трудовая

Продуктивная

Речевая СОД

Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;

Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;

Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;

Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;

Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;

Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;

Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;

Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;

Знакомство с блюдами народной кухни ;

Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём

Познавательное Познание Познавательная

Исследовательская

Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах

Исследование характерных особенностей национальных костюмах

Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.

Художественно-эсте

тическое Художественное творчество

Музыка Изобразительная

Продуктивная

Музыкальная

Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;

Раскраски «Матрёшка» ;

Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;

Лепка «Подкова» ;

Лепка «Чайная пара» ;

Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;

Музыкальный фольклор

Речевое Чтение художественной литературы

Коммуникация Читательская

Коммуникация

Познавательная НОД

ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;

Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;

Физическое Здоровье

Физкультура

Безопасность Двигательная

Познавательная

Исследовательская

коммуникативная НОД

Рср -Утренняя гимнастика;

Индивидуальная работа на развитие основных движений;

П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»

«Мышеловка» , «У медведя во бору»

Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;

Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;

Предполагаемый результат проекта .

Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»

Конспект НОД «Жители Поволжья » .

Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .

Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».

Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .

Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .

Авторы: Берендакова Анна Валерьевна, Качалова Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного одразования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №45 "Журавлик"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приобщение старших дошкольников к культуре и традициям народов Среднего Поволжья"
Дата публикации: 29.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

Приобщение старших дошкольников к

культуре и традициями народов Среднего

Поволжья

мастер - класс для педагогов

"Вдоль по Волге"

Педагог по изодеятельности:

Берендакова А.В.

Музыкальный руководитель:

Качалова Н.В.

Задача: Путем проведения увлекательной квест - игры, развить творческий

потенциал педагога и желание использовать полученные знания в практической

деятельности.

Оборудование: карточки с изображениями национальных костюмах, орнамента,

силуэты одежды, изображения кукол, национальной одежды, конверты с заданиями

для участников, атрибут для подвижной игры,

Ход мастер - класса

Сегодня мы с вами проведем мастер - класс в виде квест - игры

"Вдоль по Волге". Цель нашего мероприятия ознакомить участников мастер -

класса с культурой и традициями народов Среднего Поволжья.

Детский сад - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности

он ни был, является представителем своего мира, традиционной культуры. И

маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, должны иметь

представления о культуре и быте, жизни другого народа. Поэтому мы педагоги

должны удовлетворить детское любопытство и дать элементарные знания о

традициях и быте народного края. Как жили люди Поволжья, как работали, как

отдыхали, какие обычаи и традиции, какие игры, ответить на эти вопросы значит

обратиться к истокам народной культуры Поволжья.

И так мы начинаем квест - игру. Нам необходимо разделиться на 4 группы.

Выполняя задания вы окунетесь в мир культурный традиций народов Среднего

Поволжья.

1 задание. Национальности Ульяновской области.

Внимание на экран. (первый слайд презентации) 4 картинки людей в

национальных костюмах: татарин, чувашин, мордвин, русский.

В нашей области живут люди разных национальностей. Знаете ли вы. какие народы

проживают в нашем крае??? (ответ) Чем отличаются?? (ответ) танцами,

традициями, кухней, костюмами, одеждой

Участникам мастер - класс предлагаю отобрать их конверта, те картинки на которых

изображены представители народов проживающие на территории нашей области

(конверты с картинками)

2 задание. Национальная одежда.

У каждого народа есть своя национальная одежда. Какие элементы костюма вы

знаете??? Сможете ли Вы подобрать наряд для представителя то или иной

национальности??? Сейчас узнаем!

Участникам мастер - класса предлагается "Одеть куклу" в национальную одежду.

Чтобы создать такие костюмы требуется огромное трудолюбие, умение. Все

костюмы выполняются в ручную, начиная от покроя и заканчивая вышивкой.

3 задание. Орнамент.

Второй слайд с картинками орнамента национальных костюмов.

Внимание на экран. У каждого народа есть одежда украшенная традиционным

орнаментом. Сможете ли вы подобрать элементы орнамента и украсить один из

предметов костюма???

Участникам мастер - класса предлагается украсить один предмет костюма.

татары - сапоги (ичиги)

русские - сарафан

чуваши - головной убор (тухья)

мордва - фартук

Ну а теперь проверим свои знания (третий слайд с картинками украшенных

предметов одежды)

Вот мы с вами и познакомились с традиционными костюмами народов Среднего

Поволжья, а сейчас перейдем к фольклору.

4 задание. Фольклор народов Ульяновской области.

Каждый ребенок должен иметь представление о своей культуре, доступно их

возрасту. Основным условием развития творческих способностей является

введение ребенка в мир музыки. В детском саду должны быть созданы условия для

творческого развития ребенка. Музей "Русская изба", уголок татарской,

мордовской, чувашской культуры. На занятиях мы должны рассказывать сказки,

потешки, считалки, загадки и петь частушки.

Чистая водичка умой Юре личико.

Танечке ладошки, а пальчики Антошки.

Пять мальчиков, пять чуланчиков

Разошлись мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик в с вой чуланчик.

Какие потешки, в режимных моментах вы используйте????

Участникам мастер - класса предлагается "Продолжи пословицу"

Чувашская: Что посеешь / то и взойдет

Мордовская: В родном краю / как в раю

Мордовская: От зла стареешь/ от добра молодеешь

Татарская: Без труда / не появится еда

Татарская: На морозе мерзнет/ а за столом потеет

Мордовская: На работе воробей / а в еде орел

Мордовская: Если у тебя 100 друзей / это мало, один враг - много

А какие русские пословицы вы знаете???7 (ответы)

А сейчас постарайтесь отгадать загадку и выбрать правильный ответ

Выбегает конь - огонь,

А за ним сто погонь??? (солнце)

А сможете сказать ее на татарском и чувашском языках???

5 задание. Музыкальная

Предлагаю Вам прослушать 4 музыкальных произведения. Сможете ли вы на слух

определить, какой национальности принадлежит данное произведение.

"Во поле березка стояла" - русская

"Плясовая" - татарская

"Сюмарся" - чувашская

"Акша келуня" – мордовская

6 задание. Игра.

Из поколения в поколения передавались народные игры, забавы, развлечения. И

сейчас поиграем в русскую народную игру "Король". Выбираем короля, остальные

работники. Король садится на определенное место, работники отходят в сторону и

сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю. .

Работники: - Здорово король.

Король: - Здравствуйте.

Работники: - Нужны ли вам работники?

Король: - Нужны. Какие работники?

(работники выходят, движениями изображают людей разных профессий)

Король должен сказать, что делает каждый работник.

Наша квест - игра подошла к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили выражения:

Сегодня я узнал?

Было интересно?

У меня получилось?

Было трудно?

Я попробую?

Мероприятие дало мне для жизни?

Сегодня вы приняли участие в увлекательной квест - игре "Вдоль по Волге".

Надеемся, что вам понравилось это путешествие, наш опыт оказался вам полезный

и вы будете его использовать в своей педагогической деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Игры народов Поволжья. «Игра «Платок» («Яулык») для детей старшего дошкольного возраста. Также дети узнают много интересного из одежды народов Поволжья.

Цель : создание условий для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Развивать интерес к национальным играм народов Поволжья, желание использовать их в игровой деятельности.
  2. Побуждать детей к свободному самовыражению в игровой деятельности, поощрять музыкально-игровую импровизацию, развивать творческие способности.
  3. Совершенствовать умение различать и называть национальные костюмы (головные уборы) народов Поволжья.
  4. Формировать у детей нравственные качества через народные подвижные игры, народный фольклор и традиции.
  5. Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу.

Образовательные области:

  1. Познавательное развитие;
  2. Речевое развитие;
  3. Социально-коммуникативное развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие.

Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), продуктивная.

Методические приемы:

  1. Мотивационно-побудительный этап: игровая мотивация (проблемная ситуация);
  2. Организационно-поисковый этап: познавательная и практическая мотивация, наглядный метод (показ образца, демонстрация), практический (работа с раздаточным материалом – украшение бусами орнамента на платке, татарская народная игра «Платок»), словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы);
  3. Рефлексивно-корригирующий этап: поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные.

Используемое оборудование:

  1. Экран проектора (телевизор);
  2. Компьютер (ноутбук);
  3. Платки с нанесенным орнаментом (узоры);
  4. Бусы разных цветов и длины;
  5. Музыкальное сопровождение (татарский танец «Шома бас»);
  6. Татарский национальный платок для педагога;
  7. Два национальных татарских платка с разным орнаментом;
  8. Раскраски по количеству детей с татарским национальным орнаментом (приложение 1);
  9. Платки большие для игры (по количеству детей: на 4-ых – 1 платок);
  10. Музыкальный центр;
  11. Презентация.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с традициями, бытом и подвижными играми народов Поволжья. Сперва мы с вами повторим то, что мы уже с вами проходили.

– Скажите мне, пожалуйста, в какой республике мы с вами живём? (в Республике Татарстан).

– А столица нашей республики? (город Казань).

– Люди каких национальностей проживают в нашей республике? (русские, чуваши, татары и т.д.).

– Т.е. наша республика много… (многонациональная).

– Все правильно ребята! У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы. Я хочу обратить ваше внимание на экран. Перед вами костюмы разных национальностей. Давайте с вами определим к какому народу они относятся:

Слайды 5,6,7,8,9,10,11.

– Башкиры

– Татары

– Чуваши

– Удмурты

– Русские

– Марийцы

– Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Я подготовила подсказку, и мы сейчас узнаем, кто у нас самый внимательный (у педагога на голове татарский национальный платок).

– Правильно я сегодня к вам пришла в платке. По-татарски платок –ЯУЛЫК. Повторите ребята.

– Посмотрите на головные уборы женщин разных национальностей (Рисунки на экране).

Слайды 12,13,14,15,16,17.

Башкиры носили кашмау, русские кокошники и платки, удмурты манлай, чуваши хушпу, марийцы шовыч (платок), а у татар калфак и вышитые платки. Вот сколько новых слов вы узнали сегодня. У каждого народа был свой своеобразный головной убор. И по – своему он назывался. Вот сколько новых слов вы узнали сегодня.

– Посмотрите, какой красивый платок я вам сегодня принесла.

– Яулыгымның бизәге

Әллә кайдан күренә

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

Килешәдер үземә.

(показ еще одного платка для сравнения).

– Скажите мне чем отличается один платок от другого? (узоры, рисунки, орнамент).

– Правильно, узорами. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначенный для украшения каких либо изделий или архитектурного объекта. Слово “орнамент” значит «УКРАШЕНИЕ».

– У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Тюльпан, один из первых весенних цветов и является символом возрождения. По другому его еще называют: Ляля тюльпан.

– В 2013 году тюльпан был выбран символом Летних студенческих игр, которые принимал наш город – Казань. Пятицветный логотип – символ, выполнен в форме цветка – тюльпана, который означает новые достижения и устремленность к цели.

– Я предлагаю вам тоже стать юными художниками. Но рисовать мы будем не красками… Перед вами лежат платки. Чего не хватает на этих платках? (Орнамента, узора). Почему вы так решили? Нам нужно их разукрасить. А украшать мы будем бусами. Нужно разукрасить начерченный орнамент на платке с помощью бус. (На платке начерчен один из национальных узоров татарского орнамента – тюльпан).

– Очень красивые платки у нас получились.

– Пора с этими платками поиграть (дети встают).

– Уенның исеме “Яулык” (Игра называется “Платок”).

Слайд 23,24.

– Түгәрәккә басабыз. Бию көенә түгәрәктә биибез. (Встаем в круг и танцуем по кругу).

– Көй туктагач, урындыкларга утырабыз. Яулык почмакларын тотабыз (Как только музыка остановится, нужно быстро сесть на стул и взять кончик платка).

– Соңга калучы уеннан чыга (Опоздавший выходит из игры).

Проводится игра.

– Безнең җиңүчеләр (Наши победители): 1.........2.........3..........4..........

– Кул чабыйк! (Похлопаем им).

– Рэхмэт, балалар, булдырдыгыз! (Спасибо, ребята! Молодцы!).

– Что нового сегодня узнали? Что больше всего понравилось?

– А кто запомнил, что такое – Орнамент? (украшение).

– Какую игру мы с вами сегодня играли? (Яулык). Надеюсь, вам игра понравилась.

– На прощание я хочу вам подарить раскраски– платки. Вы их дома разукрасите и подарите своим близким.

– Рэхмэт, сау булыгыз. (Спасибо. До свидания).

В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).

УДК 373.24

ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.И. Кошелева ,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46», воспитатель

Россия, 607232, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Победы, д. 8

Аннотация. В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).

Ключевые слова: поликультурное образование, этнокультурное образовательное пространство, этнические традиции.

Мы - многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… Именно с этих слов начинается Конституция Российской Федерации.

Исторически сложилось так, что Россия - родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины создают культуры более чем 180 народов, в том числе культуры народов Поволжья (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, казанских или поволжских татар), имеющие много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Культуры этих народов взаимодействовали и взаимообогащали друг друга, в том числе и русскую культуру.

Исторически сложилось так, что край наш арзамасский издревле был частью мордовских земель, затем входил (с мордовским населением) в состав Казанского ханства в эпоху Золотой Орды, стал пограничной частью Нижегородского княжества, а строительство оборонительных сооружений и укрепление русских границ способствовало быстрому заселению арзамасских земель русскими. Совместные экономические и торговые связи, борьба против общих врагов укрепили дружбу двух народов-братьев, позволили мордовскому народу развить свою национальную культуру. Арзамасская земля привлекала и тюркские народы (татар, чувашей), склонных к торговле, ремеслу, сочетанию скотоводства с земледелием, своим выгодным для торговли географическим положением, природными условиями, благоприятными для скотоводства и земледелия . Поэтому и становление культурных аспектов арзамасского края проходило при коллективном участии многих народов, населяющих сегодня Приволжский федеральный округ.

Народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Её утрата влечёт за собой потерю нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле. Сегодня же многие из арзамасцев просто забыли или не знают, что они - потомки народа мордвы или, возможно, потомки тюркских народов. В связи с этим возникает необходимость трансляции этнокультурного наследия народов, которые соседствуют с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников дошкольной образовательной организации (мордвы, чувашей, казанских татар).

Дошкольная образовательная организация (ДОО) в условиях развития поликультурного образования выступает одним из социальных институтов трансляции этнокультурного наследия народов Поволжья. Её миссией является передача ребёнку культурного опыта, в том числе этнических традиций, отражающих культурные особенности населения родного края.

Дошкольное образование как начальная ступень поликультурного образования решает задачи содействия накоплению ребёнком первичных представлений об историко-культурных ценностях и наследии своего народа, развития у детей устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирования этнокультурной компетентности дошкольников. Общей основой поликультурного образования является духовно-нравственное развитие ребёнка с принятием моральных норм и национальных ценностей, становление его национально-культурной и гражданской идентичности.

Трансляция культурных традиций народов Поволжья (мордвы, чувашей, казанских татар) в ДОО даёт возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные, этнические.

Организация этнокультурного образовательного пространства в условиях ДОО предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды и организацию совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком.

Развивающая предметно-пространственная среда групп наполняется игровыми и учебно-методическими материалами этнического содержания. Например, широкие возможности для решения задач поликультурного образования предоставляет дидактический комплект «Многоликая Россия» (серия «Мир на ладошке. Россия»), позволяющий познакомить дошкольников с особенностями различных народов, проживающих на территории нашей страны, в том числе народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар). Часть развивающей среды создаётся в совместной деятельности всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей): это и коллекции кукольных народных костюмов, и альбомы иллюстраций, и коллажи, отражающих этнокультурные традиции мордвы, чувашей, татар.

Культурное содержание, на котором осуществляется приобщение дошкольников к этническим традициям, составляет фольклор (пословицы, сказки, загадки, заклички), народные праздники и народные подвижные игры. Важно отметить, что, демонстрируя уникальность культурного наследия каждого из народов, необходимо акцентировать внимание детей на основах, объединяющих народные культуры мордвы, чувашей, татар.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому одним из способов приобщения детей к этнокультурному наследию выступает использование народных подвижных игр, которые играли большую роль в жизни любой национальности. Народные игры самобытны, они несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствуют детской природе, удовлетворяя потребность ребёнка в познании и двигательной активности. Подвижные игры схожи у многих народов, не имеющих ничего общего между собой. В образовательном пространстве ДОО могут быть использованы игры народов Поволжья, похожие на знакомые детям русские народные подвижные игры: мордовские («В курочки», «В ворона», «Ключи от замка», «Волк»); чувашские («Хищник в море»); татарские («Займи место», «Хлопушки»).

При организации подвижных игр целесообразно использовать методический приём «Платочек»: воспитатель предлагает детям поиграть, но прежде отгадать, в игру какого народа будут играть дети. Воспитатель демонстрирует детям платочек с народным узором (мордовским, чувашским, татарским, русским) и спрашивает, какой это узор. Когда дети отгадают, воспитатель сообщает о том, в чью игру они будут играть (например: «Верно, узор на платочке мордовский. Значит, мы с вами будет играть в мордовскую игру «Ключи от замка»). Этот методический приём позволяет в увлекательной форме сформировать первичные представления детей об особенностях орнаментов народов Поволжья.

Народная мудрость, накопленная веками, отражена в пословицах - самом интересном и загадочном фольклорном жанре. В работе с детьми старшего дошкольного возраста могут успешно использоваться пословицы народов Поволжья, созвучные с русскими народными, например:

1) мордовские пословицы: «Красивей родины места не найти», «Человек без родины что птица без гнезда», «Дереву нужны корни, а человеку -друзья», «На чужой печке бок не согреешь», «Гость в дом - Бог в дом», «Зимой за малиной не ходят» и др.;

2) чувашские пословицы: «Натворил дел - не исправишь», «Родина - матушка родная - чужая сторона - мачеха»;

3) татарские пословицы: «Без родины милой будешь птицей бескрылой», «Добро потеряешь - опять наживешь, друга потеряешь - уже не вернешь», «Без труда и зайца не поймаешь».

Загадывание загадок - одно из любимых развлечений многих народов. Можно привести следующие варианты загадок народов Поволжья, используемых в этнокультурном образовательном процессе:

1) мордовские: «Старик в земле, а борода снаружи» (свёкла), «Белая словно снег, чёрная словно земля, ходит, только прыгая» (сорока) и др.;

2) чувашские: «Под низким небом снег идёт» (сеют муку), «Меня ждут - не дождутся, а как увидят - разбегутся» (дождь), «Зимой раздевается, а летом одевается» (лиственное дерево) и др.;

3) татарские: «Старик шутит, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (мороз), «Полна печь ватрушек, в середине - один калач» (звезды и месяц) и др.

Усилению воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования способствует разучивание с дошкольниками закличек, широко используемых на народных праздниках. Так, во время Святок можно использовать мордовские заклички, например:

«А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста,

Из зерна ему коврига, из полузерна - пирог»;

«Коляд - коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито да пшеничка,

Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка».

А во время Масленицы - мордовскую закличку следующего содержания:

«Солнышко выйди, выйди,

Получишь ложку каши.

Солнышко выйди, выйди

Получишь красного петушка».

Неотъемлемую часть народной культуры составляют праздничные обычаи и обряды.

Как и у русских, почитаемыми новогодними праздниками у мордвы были Рождество, Святки, Крещение. Период с праздника Рождества до Крещения повсеместно являлся временем отдыха, игр, развлечений, гуляний молодежи. В день Крещения мордовский народ славил Христа: люди ходили к друг другу в гости и дарили подарки. Большое участие в праздниках принимали дети: они наряжались в шкуры и маски зверей, ходили по дворам и колядовали. Считалось, что чем больше колядующих в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году.

Празднование Крещения (кашарни) у чувашей было схоже, но и отличалось от мордовского. Чувашская молодежь праздновала в течение недели: от Рождества до Крещения. За день до Крещения девушки собирались в одном из домов, варили напитки (пиво) и стряпали пироги. Вечером собиралась в дом вся деревня. Девушки сначала угощали стариков и родителей. Как и русские, и мордва, чувашская молодежь проводила вечер в увеселениях, девушки гадали на суженного. Во время празднования кашарни по деревне ходили ряженные: они разыгрывали сценки из жизни деревни.

Знакомство дошкольников с народными традициями празднования Крещения можно осуществить через организацию досуга (развлечения) «Раз в Крещенский вечерок» с активным участием родителей воспитанников группы. Во время досуга дети «идут в гости» сначала к Хозяюшке русской избы, затем к хозяюшкам других жилищ (мордовского, чувашского) и, через обрядовые действа, пословицы, заклички, получают представления об этнических обычаях, их сходстве.

Весенний цикл у народов Поволжья начинался с призыва тепла, солнца, прилёта птиц. Для этого выпекали из теста «Жаворонки» или «Ласточки», с которыми дети поднимались на крыши домов и пели заклички. Во время проводов зимы, на Масленицу, мордва, как и русские, всю неделю угощалась вкусными блинами, люди ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы. Поскольку блин у мордовского (как и у русского) народов считается символом солнца, в мордовских поселениях устраивалась карусель в виде солнца.

Зимний цикл также завершался праздником Саварни (масленицей) и у чувашских народов. Чтобы ускорить движения солнца и приход весны, на праздник было принято печь блины, кататься на санках вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни».

К сходным (у русских, мордвы, чувашей) этническими традициями проводов зимы и встречи весны детей старшего дошкольного возраста можно приобщать посредством фольклорного праздника «Широкая Масленица», проведение которого стало традиционным для многих современных ДОО.

С отличительными особенностями обычая встречи весны у татар детей можно познакомить во время познавательного вечера «Сейчас узнаем» или «Встречи с интересными людьми», когда гость группы рассказывает о народных традициях. «Смотреть лёд» («Боз карау, боз багу») - это праздник прихода весны, отмечаемый у татарских народов и связанный с ледоходом: смотреть ледоход на берег реки выходили все жители; молодежь шла наряженная с гармонями; на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому, что символизировало приход весны. Иногда из соломы изготавливали чучело, которое устанавливали на одну из последних льдин, поджигали и пускали вниз по течению; это символизировало утверждение весны и тепла.

Знакомство детей с традициями поволжских народов осуществляется и через сказки с полиэтническим содержанием. Подбор сказок целесообразно осуществлять в соответствии с народным календарём. Коммуникативное изучение сказки носит поликультурный характер: каждая национальная сказка изучается по одному общему алгоритму, пронизывается одними и теми же интеграционными связями, анализируется и сравнивается с содержанием других национальных сказок, а затем рассматривается в диаде со сказкой другого народа, построенной на схожем сюжете .

Знакомство дошкольников с этническими традициями народов Поволжья, соседствующих с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников ДОО (мордвы, чувашей, казанских татар), позволяет комплексно решать задачи поликультурного образования и познавательного развития ребёнка, формируя первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Литература:

  1. Кондрашова Н. В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 12 (декабрь). - С. 41-45. - [Электронный ресурс]. - URL: https://e-koncept.ru/2013/13249.htm
  2. Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика. - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/peoples.htm (дата обращения 10.02.2015).
  3. Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/6.htm (дата обращения 10.02.2015).
  4. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/101/5207/
  5. Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья. - [Электронный ресурс]. - URL: http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm ; http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm ; (дата обращения 10.02.2015).
  6. Рюмина Ю.Н. Организация поликультурного пространства ДОУ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-23.pdf (дата обращения 14.12.2015).
  7. Филиппович С.А. О коренном населении края. - [Электронный ресурс].- URL: http://www.museum.arzamas.net/?action=sel&id=15&mode=articles (дата обращения 10.02.2015).

ETHNIC TRADISHIONS OF PEOPLE ON THE UPPER VOLGA

IN MULTICULTURAL EDUCATION

OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE

O.I. Kosheleva

Summary. The possibilities of arrangement of ethnocultural educational space in pre-school educational organization and accustom children to ethnic traditions of people of Upper Volga (Mordvinian, Chuvash, Tatar) is examined in the article.

Keywords: multicultural education, ethnocultural educational space, ethnic traditions.

Слесаренко Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Алиса"
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"
Дата публикации: 01.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Музыкальные игры народов Поволжья, как форма

ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной

Справедливо

известное

изречение:

приглядитесь, как и во что играют его дети.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в

соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и

другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы

для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом,

включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,

целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,

что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,

трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому

ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,

человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста

непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки,

народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские,

чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только

языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они

часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх

используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют

художественную

прелесть,

эстетическое

значение

составляют

ценнейший

неоспоримый игровой фольклор.

Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми.

Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке

представлены

популярные

мордовские,

татарские

чувашские

доступные детям разного возраста. Дети с удовольствием играли в русские народные

игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную

игру «Круговой», чувашскую игру «Хищник в море». В процессе игровой деятельности

дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.

Цели:

1. Приобщение детей к культуре народов Поволжья

Расширить знания детей о народах Поволжья.

Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского,

удмуртского

чувашского

музыкальным

сопровождением,

музыкальными хороводами).

Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам

других национальностей.

Задачи:

Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.

Организация

проведение

народных

подвижных

воспитателями

дошкольного учреждения.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг

от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-

лебеди», «У медведя во бору», «Кошки – мышки» и т.д.)? Когда они возникли?

Вероятно, они созданы народом так же, как песни,

сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и

называются – народными.

Народная игра – игра, реализующаяся на

принципах

добровольности,

популярная и

распространенная

исторический

момент развития общества и отражающего его

особенности, претерпевающая изменения под

различными влияниями: социально-политическим,

экономическим, национальным. Народная игра,

являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения

детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект

воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в

современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к

прошлому является весьма своевременным.

«Заря-заряница»-русская народная игра

Целый ряд детских игр основан на соединении

песни с движением. Это игры хороводные. В

подобных играх действие осуществляется в ритме,

словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о

чем поется в песне. Песня тесно связана с народной

Народная педагогика прекрасно определила

последовательность игр от младенческих лет до

зрелости.

«Карусели»-мордовская игра

В то же время, народные игры очень гибки в

возрастном отношении. Например, в

«Жмурки», «Карусели» охотно играют дети

младшего, старшего дошкольного и школьного

возраста. В народных играх много юмора,

шуток, соревновательного задора; движения

точны и образны.

«Хищник в море»- чувашская игра

Они сохраняют

художественную

прелесть, эстетическое значение и составляют

ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные

подвижные игры влияют на воспитание воли,

нравственных чувств, развитие сообразительности,

быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через

игру воспитывается чувство ответственности перед

коллективом, умение действовать в команде. Вместе с

тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры

привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение

народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в

поколение.

«Узнай меня»- чувашская народная игра

В народных

играх много юмора, шуток,

соревновательного

задора; движения точны и

образны, часто

сопровождаются

неожиданными

веселыми моментами,

заманчивыми и

любимыми детьми

считалками,

жеребьевками, потешками.

Они сохраняют свою

художественную прелесть,

эстетическое значение

и составляют ценнейший,

неоспоримый игровой

фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь

дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение

обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на

детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых

действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой

личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое

совершенство.

Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать

следующие задачи:

Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный

календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и

хранить народные традиции.

Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих

способностей.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста

нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,

доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и

поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят,

конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и

развиваем интерес к людям разных национальностей.