Иеромонах Фотий: биография, личная жизнь, творчество. Откровенное интервью Фотия: жизнь в соцсетях, мечты о «Тойоте» и «Евровидении У вас среди участников были свои фавориты

  • 22.06.2019

Появление монаха в популярном телешоу и его победа в нём наделали много шума. Даже спустя несколько месяцев разговоры об этом не утихают. А сам их «виновник» – иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, - стал желанным гостем многих теле- и радиопрограмм. Его гастрольный график расписан на несколько месяцев вперёд. Поклонники требуют сольных дисков.

Не мешает ли шоу-бизнес монашеским обетам, нам откровенно рассказал сам Фотий.

Встречу назначили в монастыре. Его практически метровой толщины стены, невероятная тишина и стаи голубей, парящих над куполами храмов, умиротворяют.

Хочется забыть обо всём, склонив голову в молитве.

Появляется Фотий. В руках у монаха - телефон. Батюшка передвигается по монастырю практически не отрывая глаз от его экрана. Даже во время интервью Фотий с ним не расстаётся. Сначала телефон лежит на столе. Но как только начинает издавать звуки, возвещая о поступившем сообщении, оказывается в руках монаха. Порой священнослужитель настолько погружается в происходящее по ту сторону экрана, что теряет нить разговора.

- Вы достаточно продвинутый батюшка: активно пользуетесь соцсетями, постоянно загружаете фотографии в «Инстаграм».

Для меня соцсети – средство общения, самовыражения. Там я вижу индикатор своей полезности – КПД: что людям нравится, что не нравится. Это определённая шкала. В реальном времени можно увидеть отношение к тому или иному твоему слову.

- Готовы ли вы поменять репертуар ради публики?

У всех свои вкусы, но есть какие-то общие тенденции. Я прислушиваюсь к ним. Мне очень важно, когда достаточно большое количество поклонников высказывают свои предпочтения. Исходя из этого, делаю какие-то поправки в исполнении, репертуаре. В основном народ любит добрые русские песни, городской романс с глубоким смыслом - то, что сейчас редко услышишь. Например, песни Эдуарда Хиля, Марка Бернеса.

- В общепринятом представлении монахи – аскеты, денно и нощно молящиеся. Современный монах – кто это? Для чего он пришёл в монастырь?

Человек идёт в монастырь, чтобы найти особые условия спасения, ведь спастись можно и в миру. И от того, как ты проведёшь жизнь в монастыре, будет зависеть твоя посмертная участь. Конечно, нужно жить достойно. То, как себя веду я, не пример идеального монашеского подвига.

- Почему?

Я активно общаюсь с миром, а по идее, должен полностью его отсечь и находиться в монастыре физически, духовно и умственно. Потому что стены тебя не спасут. Можно общаться, выходить в Интернет. Тогда какой смысл нахождения в монастыре, если ты вышел из него через Интернет, нашёл лазейку.

- Вы нашли такую лазейку?

Получается, да. Я понял, что это не только искушение для меня, соблазн, а именно (вздыхает.- Прим. авт.) моя слабость и собственное желание как-то находить компромисс - синтез пребывания в монастыре и общения с народом. Потому что народ, как оказалось, очень интересуется именно такой духовной жизнью. Хотя есть люди, радикально настроенные, считающие, что никакого общения с миром быть не должно. Ну пусть они так считают, мне важнее позиция - когда люди тянутся к монахам, когда ты можешь дать ответы на их вопросы. И сказать это на их языке, а не на языке святоотеческих книг. Можно просто закрыться здесь и читать только духовные книги, но ты не будешь понятен молодёжи. А поскольку я молодой, с техникой на «ты», то активно использую этот инструмент, чтобы показывать изнутри монастыря, что мы те же люди, умеющие радоваться всему. Стараюсь нести через социальную сеть небольшую проповедь какого-то добра.

- Вам важен отклик. А если его не будет, уйдёте из соцсетей?

Да, я анализирую, что там происходит, не тщеславия ради, не ради количества лайков и репостов. Я смотрю, что людям нравится и в соответствии с этим выстраиваю контент на своей странице.

Фото из гримёрки перед выступлением в Калужской областной Филармонии.

- Будто дразня публику, вы часто выкладываете фото из гримёрок с разными вкусностями – пирожными и прочими сладостями. И даже не скрываете, что питаете слабость к сырам.

Это не провокационные фотографии. Люди придумали стереотипы, и потом сами не могут от них отказаться. Их просто раздражает, выворачивает наизнанку, если монах выложил конфеты. Они считают, что это плохо. Но объяснить, почему им кажется это предосудительным, не могут. Я такой же человек. Поэтому стараюсь показать, что монахи - люди, не чуждые никаких мирских слабостей: мы тоже любим вкусно покушать, но не культивируем чревоугодие, сластолюбие. Я не просто показываю еду, я показываю её эстетическую сторону. Это своеобразное воспитание. Я рассказываю о своём вкусе - он простой, не какой-то утончённый. Да, сыры – это моя слабость.

- Хотели вы того или нет, но для многих стали кумиром, а в Библии говорится: «Не сотвори себе кумира».

Мне не нравится, что почитание переходит в фанатение. Это, конечно, беда.

Фотий получает огромное количество писем и посылок от поклонников.

- У вас огромное количество подписчиков в соцсетях, вы получаете десятки писем. О чём вам пишут?

В основном это слова благодарности, признательности за то, что я появился на телевидении, вообще на сцене. Пишут, поздравляют, просят, конечно, молитвенной помощи. Я же выступаю не просто как певец, но и как священник, поэтому люди и тянутся ко мне, в том числе как к человеку, который разбирается в духовных вопросах и может подсказать что-то: как вести себя в определённом религиозном плане, как жить. Интересная ситуация: вроде как артист и в тоже время - как душевный терапевт.

- Вы стараетесь отвечать на все письма?

Нет у меня пока времени отвечать. Откровенно говоря, у меня нет даже времени их читать, вскрывать, потому что постоянно какие-то разъезды, какие-то дела. Посылки, конечно, сразу вскрываю, интересно же (улыбается). А там какая-нибудь мелочь, какие-нибудь сладости… Они обычно в соцсетях узнают, что мне нужно. Как-то я сказал, что стою на морозе и у меня перчаток даже нет. И люди сразу начинают беспокоиться присылают мне перчатки…

Монаху прислали шарфик и томик стихов.

Пряники.

Посылка из Швейцарии.

- Как вы относитесь к своей популярности?

Я не обольщаюсь слащавыми комментариями и похвалами, которые поступают в мой адрес. Главное - видеть, что приносит людям радость.

- Популярность быстротечна, через 2-3 года о вас как об участнике проекта могут и не вспомнить. Вы к этому готовы?

Тем лучше - останутся только верные поклонники. Я изначально был невыгоден Первому каналу. Не могу с ним дальше сотрудничать, всё это очень сложно. Чтобы мне лишний раз выйти в эфир, столько нужно получить разрешений, согласовать документов, поставить подписей... Это очень ответственно. Всё, что я скажу на Первом, может быть использовано против меня.

- Главный вопрос, который задают многие: «Для чего монах пошёл на проект, зачем ему такая широкая аудитория, столько внимания?»

По сути, конечно, не нужна. Оказалось, я нужен ей. Ещё до участия в «Голосе» я анализировал отклики людей на свои выступления. Публика хотела меня слышать, получать диски, которые я сам записывал. Появилась мысль, что будет неплохо выступить на всю страну, чтобы люди меня услышали и как-то порадовались.

- Как думаете, стали бы вы победителем, не будучи монахом, а только благодаря своим вокальным данным?

Может, и нет. Я человек необычный, ко мне сразу было приковано внимание публики. Вокальными данными блещет каждый на этом конкурсе, там нет недостойных - все профессионалы, даже те, кто на первых же эфирах выбыл. Они молодцы. Люди голосуют за целый комплекс – они видят образ, видят посыл, они видят какую-то искренность. Часто слышу, что за меня голосовали не потому, что я православный монах, а потому что их глубоко тронуло, зацепило моё исполнение.

- Не раз в своих интервью вы говорили: если пригласят участвовать в «Евровидении» , готовы дать достойный ответ Кончите Вурст. Откуда вы о ней узнали? Видели её выступление?

О ней сложно не знать. Тем более что после её победы «Евровидение» считается рассадником разврата. Говорят, туда вообще лучше не соваться, и не то что священнику, духовному лицу, а даже мирянам. Но я иного мнения. Раз есть такая площадка - на ней нужно выступать. Если люди любят эпатаж, сюрпризы, что-то необычное, надо сделать ответный удар – показать, что не только развратное может быть популярным, но и что-то чистое и светлое, исходящее от той части нашего человечества, которое проповедует только добро и нравственность.

С Тимуром Кизяковым на съёмке программы «Пока все дома».

- Мне показалось, что вы устали от внимания, славы.

Я бы охотно отдохнул недельку. Постоянно какие-то звонки, дела, личное общение с людьми. Хочется как-то поддерживать жизнь в соцсетях, отвечать, обновления какие-то делать. Всего понемножку - и ты ложишься уже в три часа ночи. Я бы хотел, чтобы обо мне все забыли.

- И даже концерты не приносят удовольствия?

Поначалу удовольствие получаешь, но это очень быстро надоедает, тяготит. Хочется куда-то зарыться. Я другого темперамента человек - нахожусь на сцене в смущении, не знаю, как себя правильно вести. Пою как пою – и всё. Люди видят мою какую-то отрешённость - я вроде как пою, но я не с ними, а как будто я в своём мире нахожусь.

Телецентр «Останкино». Иеромонах с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.

- Я знаю, что, помимо профессионального пения, вы до прихода в монастырь сочиняли музыку. Почему перестали этим заниматься?

Это перестало быть нужным, хотя и в миру это было не нужно – так, хобби. Писал «в стол», никто этого не слышал. Я жду момента, когда в моей судьбе будет такой поворот, что я смогу реализовать и эту способность. Она для меня, может, даже более значима, чем голос. Самореализация очень важна для человека, тем более, когда он чувствует в себе потенциал, а плодов это не приносит. Музыка, которую я пишу, не столь популярна. Она не электронная, не соответствует вкусам масс. Да и вообще сейчас в Интернете сложно занять какую-то нишу, уже столько музыки там выложено. Нужно просто заниматься своим делом, своим направлением. А для меня это киномузыка. Понятно, что как монах я уже не смогу писать музыку - только если как-то так получится, что предложат.

- После победы в проекте вас задарили подарками – поездка во Францию, автомобиль.

Поехать я могу в любой момент, нужно только получить благословение. А машина ещё с конвейера не сошла. Кстати, я в позапрошлом году сдал на права, очень хотел иметь машину. Может, для меня это было дополнительной мотивацией пойти на «Голос». Я знал, что победителю достаётся автомобиль. Я, конечно, копил не на «Ладу», хотел несколько другую машину. Хотя первый автомобиль должен быть попроще - отечественный.

- Какую бы вы машину хотели? С чего может на неё накопить монах?

Я хотел «Тойоту». Да особо копить-то и не с чего. Это всё только благодетели какие-то. Большую сумму никто не даст. Сам себя в чём-то урезаешь – лишний раз не покушаешь суши, пиццу. Так, тихонько, копейка к копеечке - и ты знаешь, что на двигатель у тебя уже есть денежка.

- Не боитесь, что слава может вас сломать?

В ней ничего положительного нет, но и отрицательного - тоже. Самое главное - её оправдывать, чтобы она не была пустая. Достичь славы и стать популярным ничего не стоит. По сути, попа, несколько раз показанная по телевидению, тоже станет популярной. Самое главное - зарабатывать эту славу достойно, чтобы соответствовать.

Сейчас Фотий вместе с другими участниками «Голоса» готовится к туру по всей стране. Батюшка будет давать и сольные концерты. Так, билеты в Калуге на его мартовское выступление разбирают, как горячие пирожки. На что монах потратит деньги, он так и не смог сказать. Заявив, что это не такие уж большие средства. Когда мы подошли к храму, к нам подбежала женщина.

- Отец Фотий, можно с вами сфотографироваться? Когда скажу своим в деревне, что видела вас, никто не поверит!

После фотосессии на монаха буквально налетели паломницы, прося о благословении. Не глядя на них, стараясь пробраться сквозь толпу, Фотий выполнил их просьбу и скрылся. Послушание батюшки – пение на клиросе в хоре. В остальное время он практически всегда онлайн.

Фото: Светлана ТАРАСОВА и с личной страницы Фотия «ВКонтакте».

24 февраля 2016

Мы побывали в монастыре в гостях у священника и выяснили, как изменилась его жизнь после победы

Мы побывали в монастыре в гостях у священника и выяснили, как изменилась его жизнь после победы.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Иеромонаху Фотию всего 30 лет. Он — насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, то есть постоянно живет в обители и подчиняется местному уставу. Не стоит путать с затворником, давшим обет не выходить из кельи. А ведь в прошлом году, после того как отец Фотий победил в четвертом сезоне шоу «Голос», интернет разразился «праведным гневом»: раз поп, тогда зачем на сцену вышел? А если и вышел, тогда зачем ему ряса? И вообще это светское шоу. Мы отправились в гости к отцу Фотию.

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь стоит в 120 километрах от Москвы, на окраине Боровска (Калужская область) — на берегу реки Протвы. Отец Фотий встречает нас в монастырской редакции, где трудится обычно и сам. Тут даже свое издательство есть: креативный батюшка помогает с дизайном и версткой бумажных изданий — монастырской газеты «Вестник», детского журнала «Кораблик», книг.

Встает иеромонах, как принято в монастыре, засветло, молится в келье — туда никого не пускает, затем посещает литургию и встречает гостей здесь — в последнее время после победы отца Фотия на шоу «Голос» число паломников к нему чуть ли не перекрывает количество туристов и верующих. Гостей иеромонах обычно зовет в чайную. Монахи как будто не обращают внимания на шумиху вокруг своего брата — интервью Фотий дает чуть ли не каждый день, а недавно даже Тимур Кизяков с программой «Пока все дома» приезжал в обитель. Но напряженная или даже необычная аура вокруг отца Фотия все же ощущается — даже здесь, вроде бы среди своих, он как будто иной. Оказывается, так было всегда.


Службе отец Фотий уделяет большую часть времени, но на общение с друзьями и поклонниками пару часов остается. Фото: Михаил ФРОЛОВ

«Комплименты и лестные отзывы — это прививка»

— Отец Фотий, два месяца назад вы . Ваша жизнь поменялась после этого? Хотя бы частично.

— В глобальном смысле, конечно, нет. Меньше времени осталось на отдых. Больше времени стал уделять появившимся поклонникам. Много общаюсь с прессой. Идут концерты и встречи с людьми. Это физически утомляет. В остальном все по-прежнему.

— То есть лестные отзывы, подарки, комплименты и прочие искушения не подрывают духовную работу над собой?

— Скажем так, это упражнения для меня. Не нужно бояться этого или отсекать. Иначе духовный иммунитет так и не выработается. Это как прививка от гриппа. Каждый красноречивый отзыв мне льстит, но я отдаю себе отчет в том, что это не моя заслуга. А Божья воля. Как монах я почти научился относиться к похвале и критике ровно. Конечно, меня можно оскорбить комментарием в Сети. Но такие мнения — гневные, трезвые, часто объективные — я специально оставляю. Они разбавляют патоку, которую льют мне в откликах.

— Немножко смущало. Но я старался не дать никому возможности сбить меня с толку. Просто делал свое дело, и все. Как есть трость, ветром колеблемая. То к земле приникает, то встает в рост. Если бы я рассеивал внимание на негатив, подчинялся влиянию, то разрушил бы свою индивидуальность. Перестал бы быть личностью. А этого не хотелось.

— высказывал вам претензии лично?

— Он общался со мной довольно мягко. С одной стороны, уважал меня как священнослужителя, ведь он сам — верующий человек. И говорил, что у него есть друзья среди духовенства — протоиерей Димитрий Смирнов, к примеру. Но, с другой стороны, он рассматривал меня как певца с высоты опыта и возраста. Конечно, он говорил о недочетах. Но не оскорблял, не заставлял меня покинуть проект или изменить мнение по поводу участия в «Голосе». Такого не было.

Для кого-то прозвучит кощунственно, но именно шоу «Голос» прославило батюшку на всю страну. Фото: Руслан РОЩУПКИН

«Иногда узнаю, что за спиной обо мне отзываются нелестно»

— Патриарх одним из первых поздравил вас с победой в «Голосе». Личной беседы после этого не состоялось?

— Лично мы не общались. Но такая встреча вскоре может произойти.

— Интернет заполнен критикой в ваш адрес. И «иеропевцом» вас кличут, и «поп-артистом». А как братия реагирует на вашу светскую популярность? Неужели нет ни одного косого взгляда?

— Все бывает. Пока это не принимает крупных масштабов, слава Богу. Среди знакомых, братии и духовенства есть люди, которые не согласны с тем, что я делаю. Были даже архиереи, которые говорили мне об этом во время службы в храме Христа Спасителя (25 января в Татьянин день после литургии спел для студентов в главном храме страны. — Авт.). Но их — один процент от общего числа людей. Некоторые, наоборот, хотят со мной сфотографироваться. Был один священник, честно сказавший в глаза: «Я не защищаю вас и не поддерживаю то, что вы делаете». Пожалуй, это было исключение. В остальных случаях узнаю от друзей, что обо мне отзываются нелестно. Что поделать… этого следовало ожидать. Считаю, что все правы: и белые, и красные (улыбается).

«Я не хотел быть священником»

— 21 февраля вы отправились в . Как удалось убедить руководство Церкви в том, что вам можно это сделать?

— Убеждать никого не пришлось. Информация об этом в СМИ была неверно интерпретирована. Опасения были в том, чтобы меня не взяли в оборот и не возили по всей стране, как мартышку: «Смотрите, какой у нас есть поющий батюшка». Именно этого опасался митрополит (духовный «начальник» иеромонаха, митрополит Калужский и Боровский Климент. — Авт.). А затем ему объяснили, что никаких выгод извлекать из тура никто не будет, он согласился. Участие в туре — условие контракта с фирмой Universal Music, который я подписал по итогам победы в «Голосе». И задача тура — показать живого человека, невыдуманный образ. С ним можно встретиться, беседовать, это не пиар-проект Первого канала или РПЦ. Вот такая цель. Люди должны увидеть, что все честно и по-настоящему.


«Есть у меня такой грешок», — ответил священник ведущему «Голоса» Дмитрию Нагиеву на вопрос про любовь к селфи. Фото: vk.com

— Обязательства сана иеромонаха не противоречат такой карьере?

— Этот сан подразумевает нахождение в монастыре, принятие монашеских обетов и служение в качестве священника. В народе иеромонахи и монахи называются «черным» духовенством, потому что они не могут жениться. «Белое» духовенство — обычные иереи, священники с семьей. Больше никаких особенностей — молчать, быть нелюдимым, не выходить из кельи и так далее — нет.

— Не хотелось бы переводить беседу на уровень физиологии, но все же мужчине в молодом возрасте непросто без любимой женщины. Как вы пришли к такому решению?

— Ход жизни продиктовал мне этот выбор. Наверное, была предрасположенность к монашеству. Нестандартное мировоззрение отличало меня от других. Я всегда был белой вороной и очень сильно отличался от сверстников — в детском саду, школе. Все это и привело к монашеству. Обдуманный и логичный шаг.

Меня обзывали и дразнили. Я не дрался. А они не понимали, как на это реагировать

— В чем проявлялась нестандартность?

— Меня обзывали, дразнили и видели, что моя реакция не совсем предсказуемая — молчал и не дрался. Они не понимали, не знали, как реагировать, продолжали издеваться — это их веселило. Работал стадный эффект — весь класс начинает травить и выдавливать из коллектива. В результате даже те, кто мало-мальски тянулся ко мне, под влиянием большинства отвернулись.

— Значит, травили только за смирение?

— Если вы имеете в виду отношения с женским полом, то здесь никакой нестандарности в поведении не было и нет. Я всегда влюблялся и до сих пор вижу, замечаю женскую красоту, как бы странно для монаха это ни звучало. Правда, после стольких лет жизни в монастыре начинаешь привыкать к одиночеству. Вырабатывается некая бесчувственность: мне уже сложно соблазниться.

— Нет ли в этом внутреннего противоречия: природа борется с тяжестью обета? Вы ведь живой человек.

— Конечно, есть. Я человек из плоти и крови. Меня посещают разные помыслы. Поэтому всю жизнь надо размышлять и молиться. Никогда не наступит такого момента, когда человек будет жить в абсолютной благости и безгреховности. Без «лишних» мыслей. Говорят, что за мирянином ходит один бес, за монахом — сто, чтобы сбить с пути.

— У обычных смертных есть план: посадить дерево, построить дом, воспитать сына. А как у вас?

— Есть, куда расти. Но главного я достиг: стал иеромонахом. Когда я пришел в монастырь первый раз, то не хотел быть священником. Духовник сказал мне: поступай в семинарию и становись священником. Это высшая ступенька. Никаких должностей я занимать не хочу, потому что с повышением сана появляется больше обязательств и ответственности. Пожалуй, это не для меня. Я не организатор. С этим прекрасно справляются другие люди.

Отец Фотий увлекается фотографией, а иногда не против поучаствовать в исторической реконструкции. Фото: vk.com

— Родители сразу приняли ваше решение? Выходит, мужской род на вас закончился.

— Такая потеря далась им непросто. Любой маме тяжело терять свою кровинку. Но в то же время она испытывает большую радость и гордость за меня. У меня есть брат, а значит, возможность продолжать род. Папа благословил меня на этот путь.

— Вы родились в Нижнем Новгороде, а потом с родителями оказались в Германии. Долго вы прожили в Европе?

— Мы эмигрировали в Кайзерслаутерн в 2002 году, я там прожил три с половиной года.

— Было трудно адаптироваться?

— Мне все нравилось. Первое время было тяжеловато с языком, но потом подучил. У меня появилось много друзей, особенно среди музыкантов. Единственное, что вызывало смущение, — я не знал, как зарабатывать.

— В Европе неплохое пособие по безработице.

— Да, но для этого нужно обойти многие инстанции, отмечаться, искать работу и показывать на бирже труда подписи, что устроиться не удалось. Я хотел быть музыкантом, а это было непросто. Оставалось подрабатывать в костелах: играл в протестантских церквях на органе (отец Фотий с детства занимался музыкой и владеет инструментами. — Авт.). Затем собирался поступать в Высшую школу музыки на кафедру органа, но как раз в тот момент и решил уйти в монастырь.

«Было бы интересно дать ответ Кончите Вурст»

— На своей странице в Инстаграме вы часто публикуете фото с почтовыми коробками и бандеролями. Что шлют вам почитатели?

— Письма, поздравления, рисунки, поделки. Пытаются помочь, выручить, позаботиться. Один раз я обмолвился, что вышел на мороз без перчаток. Так вот прислали перчатки. Хотя они у меня и так есть (улыбается).

— Ваш любимый сыр — тоже?

— В посылке не пошлешь — испортится. Сыр приносят на концерты. И дарят после выступления.

Иеромонах часто принимает гостей в монастырской трапезной. И очень любит разные сыры. Фото: Михаил ФРОЛОВ

— А еще недавно вы сфотографировали любимые виды парфюма…

— Долго думал, стоит ли это делать. Потому что предполагал, что это вызовет резонанс. Но не побоялся. Хоть я священник и могу вызвать смущение у людей, надо понимать, что необходимо показывать реальный образ человека. Чтобы народ видел: , у него такие же потребности, как и у всех. Поскольку у меня есть аккаунт в Инстаграме и я пытаюсь, скажем так, подражать известным людям, которые выкладывают фото о своей жизни, ничего предосудительного в этом не вижу.

— Есть ли у монахов способы мирского отдыха? За котиком поухаживать, в шахматы поиграть или футбол.

— Наш монастырь находится в живописном месте на берегу реки. Почти заповедник. В свободное время люблю погулять на свежем воздухе, побродить по лесу. Это успокаивает. Идешь, как по деревне, много деревянных домишек, речка, лесок.

— Изобретение химического элемента «Фотия», изображение которого есть у вас в Инстаграме, фанаты придумали?

— Это моя шутка. Сам придумал. А натолкнули на это слухи о том, что для Гелы Гуралиа (финалист второго сезона «Голоса». — Авт.) люди переделали таблицу Менделеева под его имя: гелий и так далее. Вот и я решил немного «потроллить».

— В этом году . В следующем, когда представителя России будет определять жюри Первого канала, неплохие шансы на командировку появятся у вас. Готовы выступить на конкурсе?

— Да. После «Голоса» мне ничего не страшно. Хотя, думаю, Патриарх будет против. Хотя дело щекотливое — было бы интересно дать ответ и показать, что есть поющие священники. С нравственной точки зрения переориентировать «Евровидение».

— Заключительный вопрос в стиле Марселя Пруста. Что бы вы хотели спросить у Бога при встрече?

— У Бога?

— Да.

— Когда ты встречаешься с Богом, никаких вопросов не бывает. Они просто отпадают. Что бы я ни спросил, это будет детский вопрос, ответ на который будет мне уже известен. Я сказал бы: «Господи, прости мои грехи». Самое важное — просить у Бога милости. Каждый из нас падает, встает и идет дальше. Главное — не отвергать Бога и оставаться с ним, как бы жизнь ни складывалась. Нужно смиряться, но не считать себя безнадежным: «Ну ладно, грешен, этого не исправить, буду пить и веселиться дальше». Такое зазнание приводит не к покаянию, а к обратному процессу. Отворачиваться от Бога не надо — он никогда не отворачивается от нас. И любит каждого.

Личное дело

(Виталий Мочалов) родился в Горьком 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье. Занимался в музыкальной школе, пел в церковном хоре. Поступил в музыкальное училище, но в 17 лет переехал с семьей в Германию. Зарабатывал игрой на органе. В 2005 году вернулся в Россию, был принят в братию Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. В монастырском издательстве занимается дизайном и версткой. В 2015 году победил в шоу «Голос». На решающем этапе победил Михаила Озерова из команды Александра Градского с оглушительным перевесом: 76% на 24%. По итогам «Голоса» подписал контракт со звукозаписывающей компанией Universal Music.

« »
Суббота/21.30, Первый

– Отец Фотий, победа для вас была ожидаемой или свалилась как снег на голову?

– Конечно, я понимал, что есть в этом какой-то Промысл Божий. Все складывалось так, что Господь готовит мне подарок. Свой успех я воспринимаю как испытание медными трубами, которое я должен пройти достойно. Тем более что в проекте участвовали настоящие профессионалы, мощнейшие вокалисты, перед талантом которых я преклоняюсь.

– Вам важна была именно победа или достаточно было только участия?

– Сначала у меня было единственное желание – удивить. Родителей, друзей, зрителей.

Я надеялся попасть во второй сезон «Голоса», но не получил благословения. А в этот раз Первый канал ходатайствовал за меня перед церковным руководством. Друзья поддержали мое решение, а родителям я сообщил только за неделю до начала. В Германии, где они давно живут, не показывают «Голос» – им пришлось смотреть через интернет.

Все были в восторге, особенно бабушка, которая очень хотела, чтобы я участвовал в шоу. Мама обзвонила знакомых (смеется ), моих учителей по музыке. Несколько дней назад мне звонили моя преподавательница фортепиано из музыкальной школы, директор, друг – все поздравляли.

В храме

– Вы окончили музыкальную школу?

– Да, по классу фортепиано. А после девятого класса обычной школы пошел в музыкальное училище, где проучился всего год. Потом с родителями я уехал в Германию и там научился играть на органе.

– А когда вы пришли к вере?

– Я был верующим с детства. В семилетнем возрасте сам повел маму креститься, тогда же крестили меня и младшего брата. В 12 лет я оказался в православном лагере от воскресной школы, где впервые стал петь на клиросе. Тогда в моем сердце заронилось зерно чистой веры.

– Кто ваши друзья, о которых вы упомянули?

– Если я говорю «друзья», то имею в виду тех, кто в данный момент находится рядом. Это прихожане, работники нашего монастыря, а также мирские: режиссеры, музыканты, журналисты. У нас даже есть театр при Боровском монастыре. В основном друзья у меня взрослые, со сверстниками я меньше общаюсь.

Виталию 3 года

– Кстати, а кто по профессии ваши родители и бабушка?

– Папа – сварщик, работает в Германии по специальности. Мама домохозяйка, а кроме того, староста и певчая в хоре православного прихода. Бабушка в прошлом инженер, сейчас на пенсии.

– Кем вы хотели стать в детстве?

– Одно время очень хотел быть химиком, но мама отговорила, убедив серьезно заняться музыкой. Хотя я до сих пор не знаю, музыкант я или священник (улыбается ). Непонятно, чего во мне больше.

– Вы пишете музыку?

– До монастыря писал. У меня есть несколько собственных композиций, их можно найти в Сети. Иногда пишу для церковного и детского хора воскресной школы.

К фотоделу Фотий подходит серьезно

– Чем еще вы увлекаетесь?

– Например, фотографией. Мне это интересно. Я читал пособия по фотоискусству, в интернете есть много уроков. Снимаю на профессиональную камеру и самые удачные фото выкладываю в « Инстаграм» .

– А какой жанр любите больше – портрет, бытовые сцены, пейзаж?

– Все, что радует глаз, – от архитектуры до животных. Люблю снимать в стиле репортажа – меня привлекают живые эмоции.

– Вы были знакомы с творчеством вашего наставника в шоу? Может быть, знали Григория Лепса лично?

– Лично знаком не был, хотя как о музыканте я о нем слышал. Скажу честно, относился без осуждения, но и поклонником не был. А теперь стал.

После шоу Фотий стал поклонником Лепса

– Вы знали, что он глубоко верующий человек?

– Узнал на проекте. Я вообще обнаружил в нем массу интересных качеств, о наличии которых даже не подозревал. В чем-то мы с ним схожи.

– Отец Фотий, как вы реагируете на то, что вас стали узнавать на улицах? Это доставляет удовольствие или все-таки мешает?

– Все хотели со мной сфотографироваться, говорили: «Вы такой замечательный!» Признаюсь, пока меня это радует. Надеюсь, что потом, когда схлынет первая волна эйфории, меня будут воспринимать спокойно.

– Вы участвовали в проекте, пользуетесь интернетом, в вашей келье есть даже студия. Все это не противоречит аскетизму, подобающему служителям церкви?

– Когда Господь дает что-то, я рад, но сам не ищу удовольствий. Келья у меня скромная – 20 квадратных метров с прихожей, там же оборудована студия. Люди дарили мне аппаратуру, что-то я собирал сам. Понемногу учился записывать, профессионально обрабатывать.

– Вы смотрите телевизор?

– Телевизор мне подарили недавно, но подключать его к антенне не буду – это очень отвлекает от духовной жизни. Оставлю его как домашний кинотеатр.

– Я пользуюсь интернетом – о проекте нельзя было не узнать.

С педагогом по вокалу Виктором Витальевичем Твардовским

– Если у вас появится возможность улучшить свои условия существования, вы не откажетесь?

– Пока меня все устраивает. Сам я к роскоши не стремлюсь, а все, что дает Господь, принимаю с благодарностью.

– Для серьезных занятий вокалом нужно поддерживать хорошую физическую форму. Вы чем-то занимаетесь?

– Конечно, для певца это необходимо. У меня есть гантелька и гимнастический диск. Я делаю зарядку, физические упражнения – отжимания, подтягивания.

– Вы по-прежнему живете в Калуге. После шоу «Голос» вам подарили машину. Умеете водить?

– Умею, в прошлом году получил права.

– А вождение доставляет вам удовольствие?

– Это ни с чем не сравнимое ощущение. Машина – как конь. У тебя есть свой конь, и ты этим гордишься.

Беседовала Марина Зельцер

Аккаунт: photymochalov

Род занятий: священник, музыкант

Несмотря на свой сан, Фотий Мочалов Инстаграм ведет регулярно, выкладывая фото всего, что его восхищает.

Инстаграм Фотия Мочалова отличается сдержанностью и простотой, в которых раскрывается душа священнослужителя.

Он выкладывает свои фото в обыденной жизни, в поездках и на выступлениях. На всех фото Фотий выглядит очень спокойно и серьезно, как и подобает человеку с его родом

деятельности.

Встречаются в его аккаунте и афиши его будущих выступлений, фото с концертов и репетиций.

Делится священнослужитель и фото со встреч с известными людьми в рамках участия в различных телепередачах, встречах с благотворительными фондами и т. д.

Но все же, большую часть аккаунта занимают фото природы России и других стран, в которых удалось побывать священнику. Среди них часто встречаются пейзажи с церквями и храмами, поля и цветы.

Фотий Мочалов фото из Инстаграм которого очень умиротворяют, не всегда подписывает фото, но иногда использует смайлы.

Биография Фотия Мочалова

Стоит отметить, что Фотий Мочалов биография которого стала очень интересна в свете последних событий, вырос в нерелигиозной семье. Желание связать свою жизнь с религией пришло уже позже.

Фотий Мочалов появился на свет в 1985 году, в Нижнем Новгороде. Надо отметить, что в миру его имя звучит, как Виталий.

Уже с детства мальчик мечтал стать композитором, увлекался музыкой, играл на фортепиано. После школы Фотий поступил в музыкальное училище.

  • 2001 - прервал обучение в училище, так как переехал с родителями в Германию, где играл на органе на службах в соборах, давал концерты.
  • 2005 - вернулся в Россию, решив посвятить себя монашеской жизни. Продолжал заниматься развитием своего голоса под руководством опытных наставников.
  • 2010 – принял постриг в монахи.
  • 2013 - получил сан иеромонаха. Тогда же решил принять участие в шоу «Голос», но за благословением на участие не обратился.
  • 2015 - снова подал заявку, после чего сам Первый канал попросил разрешения у митрополита на участие отца Фотия в конкурсе. Священник выиграл конкурс и получил многочисленные поздравления.
  • 2016 - стало известно, что священноначалие не позволило отцу Фотию продолжать официальную концертную деятельность.

Биография Фотия Мочалова очень необычна, так как этот человек совместил строгую жизнь монаха и мирское выступление на конкурсе. На первый взгляд, это кажется невозможным и даже странным, но Фотий доказал обратное, выиграв конкурс.