Выставка лукаса кранаха в гмии. Выставка «Кранахи

  • 30.06.2019

Очередная грандиозная выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. В Москву привезли картины и гравюры Кранахов, Старшего и Младшего. Привезли из Будапешта, Берлина, Мадрида, Праги, Петербурга, Нижнего Новгорода и германского города Гота. Прежде всего, это, конечно, работы Кранаха Старшего, о котором мы сказали бы, что он - больше, чем художник. Он даже городом Виттенберг управлял, помимо того, что направлял развитие немецкой живописи от Ренессанса к маньеризму, и она, эта живопись, шагнула из одной эпохи в другую. Он и его сын были востребованы всячески и занятие творчеством превратили в настоящее предприятие. Выставка в Музее имени Пушкина даёт чёткое представление о том, что же такого особенного было в этих Кранахах.

Идея одной из картин Лукаса Кранаха Старшего принадлежит Мартину Лютеру. Говоря современным языком, реформатор церкви ее спродюсировал. Тексты из Библии подтверждают замысел - только Хриcтос может спасти грешников от мук ада. Лютер считал, что всякое искусство совершенно бесполезно, если не говорит о величии церкви. Кранах был другом Лютера, спонсировал издание Библии на немецком языке, создавал идейное искусство.

«После Дюрера это самое важное имя немецкой истории, - отмечает директор музея "Замок Фриденштайн в Готе" Мартин Эбурл. - И не только потому, что он был выдающимся мастером, но и потому, что он - художник Реформации. Он работал с образами, с композицией, с красками, чтобы донести новые идеи. Это сопоставимо с тем, какое влияние сегодня имеет интернет».

«Бойся купидонова сладострастия, иначе тобой завладеет Венера», - предостерегает надпись на латыни. Знаменитая «Венера и амур» Лукаса Кранаха Старшего, прекрасная, совершенная. Но, изображая языческий образ, Лукас Кранах Старший остается верным христианином, борцом за реформацию церкви, активистом в пропаганде идей Лютера: искусство должно было служить делу.

Но это не мешало Лукасу Кранаху Старшему брать заказы и у лютеран, и у католиков. Он был эффективным менеджером: владел аптекой, создал преуспевающую мастерскую, не раз избирался бургомистром города. Его фирменный знак - знак качества. Он не означает, что именно этой картины касалась рука самого великого мастера. Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» - обычное дело. Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Его сын - Лукас Кранах Младший - долгое время копировал работы отца, которые пользовались огромной популярностью, но потом создал свой узнаваемый стиль. Отец и сын - целая эпоха.

«Они определяют очень длинный, очень важный период в истории немецкого искусства и всего европейского. Это Северный Ренессанс и постепенный переход к стилю маньеризм. Хронологически деятельность отца и сына охватывает более полувека в пределах XVI столетия», - отмечает куратор выставки Вадим Садков.

Кранахи работали во многих жанрах, оставили разностороннее наследие. Основа экспозиции - полотна Кранахов из российских музеев и частных коллекций, а также «приглашенные» зарубежные шедевры. Участвуют музеи Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта. Произведения из иностранных коллекций в России впервые. Музей Готы - особый партнер выставки. Картины из этого собрания и фондов Пушкинского музея уже встречались.

«Из этого пространства в 1946 году к нам попали, как следы войны, сорок вещей, которые в музее хранятся, в том числе и вещи Кранаха, привезенные оттуда, из Готы. Шесть произведений Кранахов воссоединились с теми вещами, которые находятся у нас. Это особая история», - рассказывает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Лукас Кранах Старший величайшим мастером стал в ХХ веке. Современность его открыла заново и переосмыслила. Его образы использовали многие художники эпохи модерна, особенно экспрессионисты. В названии выставки заложено движение от Ренессанса к маньеризму. Смену стиля теоретики искусства сопоставляют с изменением картины мира, сдвигом в сознании. А в маньеристской идее, что лучшие образцы уже созданы, многие видят параллели с постмодерном. Так что в XXI веке на полотнах, которым полтысячи лет, появляются новые слои - смысловые.

Экспозиция посвящена творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов.

Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой.


Личность Лукаса Кранаха Старшего и многогранность его интересов как художника, придворного дипломата и предпринимателя служат ярчайшим примером универсальной активности человека эпохи Возрождения. По свидетельству двоюродного брата первого биографа Кранаха Матиаса Гундерама, оставленному в 1556 году, он родился 4 октября 1472 года в городке Кронах в Верхней Франконии (ныне север Баварии) и был одним из четверых детей в семье местного художника Ганса Малера (Мольнера; мать носила девичью фамилию Хюбнер). От рождения он почему-то именовался Лукасом Зюндером (Зудером, Зондром), но в дальнейшем стал называть себя Кранахом - в память о родном городе. Первые уроки мастерства он получил в отцовской мастерской в Кронахе. Все современные знания о годах ученичества не подтверждены документально. Современные исследователи так же сдвигают дату рождения на три года позже и определяют ее около 1475 годом.

Лукас Кранах Старший. Фрагмент.
Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой.
Вторая половина 1510-х. Дерево (липа), темпера, масло. Музей изящных искусств, Будапешт.


Сюжет этой одной из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов восходит не к Евангелию, а к знаменитой Золотой легенде (Legenda Sanctorum или Legenda Aurea). «Золотая легенда» - сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. Одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV—XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии. Согласно Золотой легенде, святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного происхождения и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Она объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в этих добродетелях. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал своей невестой, что символизировало ее связь со Всевышним. На картине святая Екатерина изображена в уже устоявшемся образе коленопреклоненная облаченная в дорогие одежды (что символизирует ее происхождение), с мечом и сломанным колесом - орудиями ее мученичества.

На рубеже XIV - XV столетий в немецких землях сложился культ четырех «главных дев-заступниц» (Virgines Capitales). На картине Лукаса Кранаха Старшего так же изображены эти девы, которые как бы присутствуют при сакральном действии. В дорогих придворных платьях и с узнаваемыми атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночками цветов у Доротеи, башней за спиной Варвары. Екатерина Александрийская считалась покровительницей студентов, Доротея - садовников, Варвара - горняков и военных, поскольку защищала от внезапной смерти без причастия, Маргарита - исцелительницей бесноватых, заступницей от клеветы и неправедного суда.

Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Первая половина 1510-х.
Дерево (бук), темпера, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.


В 1504 году Кранах, уже снискавший достаточную известность, получил приглашение занять должность художника при дворе саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого в Виттенберге, сменив на этом посту странствующего итальянца Якопо де Барбари. Уже 24 июня 1505 года он как Pictor Ducalis получил годовое жалованье в размере 50 гульденов. Эту придворную должность Кранах занимал на протяжении 47 лет. Переезд в Виттенбергский замок налагал на художника много различных обязанностей. Помимо исполнения живописных полотен он выполнял проекты оформления дворцовых помещений, наблюдал за деятельностью ювелиров резчиков по дереву, создавал праздничные украшения замка по случаю разнообразных торжеств, турниров и охот. Одновременно он исполнял должности советника и даже камердинера.

Лукас Кранах Старший. Фрагмент. Голгофа с предстоящими, 1515 г.


В 1508 году Кранах получил дворянский герб, основным элементом которого было изображение дракончика с поднятыми крыльями и рубиновым кольцом во рту, который стал неизменным знаком кранаховской мастерской. В том же году он был отправлен с дипломатической миссией в Нидерланды ко двору Маргариты Австрийской в Мехелене, где представлял своего патрона на церемонии принесения присяги восьмилетнему кронпринцу Карлу - будущему Карлу V - и был допущен к руке императора Максимиллиана I. В январе 1508 года в Нюрнберге состоялась свадьба Лукаса Кранаха и Барбары Бренгбир (1485 - 1540), дочери богатого пивовара и по совместительству бургомистра города Готы.

Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Фрагмент. Святая Геновефа (Святая Женевьева Парижская), около 1519 г.
Дерево (липа), темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.


Это левая створка утраченного триптиха традиционно считалась собственноручной работой Лукаса Кранаха Старшего, но в настоящее время исследователи считают ее работой подмастерьев Кранаха.

Св. Женевьева Парижская происходила из древнего галльского рода. В 451 году она предсказала спасение Парижа от нашествия гуннов под предводительством Атиллы. В 460 году благословила постройку над могилой Св. Дионисия, на месте которой в последствии был построено знаменитое аббатство Сен-Дени. Молитвами святой Женевьевы король франков Хлодвиг I, принял христианство. Традиционно святая считалась заступницей Парижа. Ее популярности в германоязычных землях способствовало смешение представлений о святой с ее тезкой - фольклорном персонаже пфальцграфине Геновефе Брабантской, ставшей отдалённом прообразом героини сказки Шарля Перро о Красной Шапочке. На картине святая Женевьева изображена со своим традиционным атрибутом - горящей свечой. Согласно преданию, огонь чудесным образом зажегся, когда святая взяла потухшую свечу в руке во время произнесения церковной молитвы.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике).


Каждая деталь картины «Мадонна в винограднике» исполнена глубокого иносказательного смысла, наполненного различными символами. Виноградная лоза означает «истинную церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь. Изображение водопада в левой части и типичного гористого ландшафта намекает на утоление духовной жажды праведниками из живительного источника христианской веры. Гора символизирует духовное возвышение над мирской суетой; скала слева на заднем плане - непоколебимую твердость и нерушимость истинной веры.

Лукас Кранах Старший. Фрагмент. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике).
Около 1522-1523. Дерево (липа), темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


В 1510 году Кранах приобрел большой дом на городской рыночной площади и в устроил там живописную мастерскую, где он занимался живописью, печатал гравюры на металле и ксилографией. В 1526 году Кранах стал владельцем аптеки, что помимо ее прямого назначения, позволяло уменьшить стоимость минералов необходимых для живописи и графики. В 1512 году художник также получил патент на пивоварение и содержание винного погребка. В 1522-1526 годах совместно с ювелиром Христианом Дерингом художник содержит собственную типографию, в которой он печатает книги, в том числе и перевод на немецкий Нового Завета, сделанный Мартином Лютером. В итоге, исполняя разнообразные придворные обязанности, Лукас Кранах вошел в число самых богатых и уважаемых жителей Виттенберга, стал членом городского Совета и дважды избирался бургомистром.
Приходите в музей, где перед вами ярчайшими красками развернутся удивительные картины, которые надо рассматривать долго, так как они наполнены разнообразными сюжетами, скрывающимися за основной сценой. И конечно никакие фотографии не передадут того великолепия, которое откроется вашим глазам в выставочном пространстве.

Выставка продлится до 15 мая 2016 года . Главное здание.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;
чт, пт с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.
Цена билета: В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:00: 400 р., льготный 200 р.
с 17:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
По пятницам, во время проведения мероприятий "Пятницы в Пушкинском":
с 17:00 до закрытия музея: 700 р., льготный 350 р.
В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
Бесплатные категории - бесплатно.

Посетители могут приобрести в кассе или онлайн входные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов.
Доплата к входным билетам (в том числе, комплексным) составляет:
в рабочие дни
с 13:00 до 17:00: 100 р., льготный 50 р.
с 17:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
в выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 100 р., льготный 50 р.
с 13:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
Билет, приобретенный онлайн, дает право прохода на выставку без очереди через через служебный подъезд №5.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag


  • Выставка «Анатомия кубизма».

    В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые…

  • Выставка "Скульпторы и livre d"artiste" в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

    Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку работ ведущих мировых скульпторов в изданиях livre…

  • В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)". Но сегодня мы хотим рассказать…

  • Ноябрьские праздники в ГМИИ им. А.С. Пушкина

    В длинные ноябрьские выходные ГМИИ им. А.С. Пушкина приглашает вас к себе в гости. Начать можно с вечера пятницы - в рамках «Пятниц в…

С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.

Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготической сказочности. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего:

  • «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х, Музей изящных искусств, Будапешт);
  • «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург);
  • «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва);
  • «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).

Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Центральная фигура выставки — Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.


Расписание сборных экскурсий по выставке:

  • по воскресеньям 13, 20, 27 марта, 10, 17, 24 апреля в 15:00 и 17:00;
  • по вторникам 15, 22, 29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля в 15:00 и 18:00;
  • по средам 16, 23, 30 марта, 6, 13, 20, 27 апреля, 4, 11 мая в 18:00.

Стоимость билетов:

В рабочие дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 300 руб., льготный 150 руб.;
  • с 13:00 до 17:00 — 400 руб., льготный 200 руб.;
  • с 17:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

По пятницам, во время проведения мероприятий «Пятницы в Пушкинском»:

  • с 17:00 до закрытия музея — 700 руб., льготный 350 руб.

В выходные дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 400 руб., льготный 200 руб.
  • с 13:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Главное здание

На выставке зритель увидит 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов; Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота). Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем – внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.

Работа «Венера и Амур» (1509) была создана в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южнонемецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает “истинную Церковь Христову”, которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора – духовное возвышение над мирской суетой; скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. В последующие три десятилетия, уже после кончины отца, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль. Наиболее последовательное воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей, исповедовавшие лютеранство.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает серию международных проектов, посвященных 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего.

Кранах-гравёр

Расцвет гравировального творчества Лукаса Кранаха Старшего приходится на первое десятилетие его работы при дворе Фридриха Мудрого, одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов Германии. В период с 1506 по 1516 год были созданы почти все основные работы мастера в станковой гравюре, характеризующие его как разностороннего художника, умевшего удивлять зрителя богатством тематических и стилистических решений.

Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» - большая, сложная, многофигурная композиция. В отличие от трех других гравюр, посвященных только турнирам, на данном листе, помимо самого состязания, изображено множество жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать. На заднем плане – ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший.

В 1509 году художник сделал первые пробы в цветной гравюре на дереве (кьяроскуро), а также обратился к новой для него технике резцовой гравюры. В начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» является совместным проектом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Организаторы признательны Посольству Германии в Москве за поддержку.

Расписание сборных экскурсий по выставке:

Подробнее о том, как купить билет на экскурсию, смотрите .