Жанровые и композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети

  • 24.04.2019

Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть компо­зиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В центре системы персонажей романа один главный герой — Базаров. В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма. События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отно­шению к событиям любовной коллизии. Так, в первой части ро­мана мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (за­кончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части — дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли База­ров выходит победителем, из второй — побежденным.

Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Пет­ровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей. После исто­рии с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи. Ни Кир­санов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины. Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.

Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петро­вичу. При первой встрече он не подал ему руки. В разговоре с братом он весьма презрительно отзывается об их госте: «сей», «волосатый». Точно так же Евгений Васильевич в разговоре с Аркадием сразу же обращает внимание на щегольство и чудаче­ства Кирсанова.

И у первого, и у второго героя находятся свои почитатели в имении Кирсановых: Павлу Петровичу подражает Прокофьич, «поклонниками» Базарова же становятся Петр и Дуняша. Про­живая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке. Наконец, в финале романа оба героя остаются в пол­ном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел

Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероят­но, будет жить до смерти.

Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Траги­ческий «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате. Подлинность взглядов Базарова оттеняется болтовней «прогрессиста» Ситни­кова, красота же и натуральность поведения Одинцовой изобра­жена на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукши­ной. Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсано­вых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.

В основе сюжета «Отцов и детей» лежат два конфликта — об­щественный и любовный. Соответственно мы можем выделить две сюжетные линии. Описание предысторий братьев Кирсано­вых, первое знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нем Ар­кадия — это экспозиции героев-дворян и героя-разночинца в первой сюжетной линии. Знакомство Базарова с Павлом Петро­вичем — завязка социального конфликта. Стоит отметить, что к идейному противостоянию героев примешивается личная не­приязнь, конфликт на формальном уровне. Встречи героев-антагонистов за обеденным столом (происходящие трижды), их споры, неприятие взглядов другу друга, чувство взаимного пре­зрения — развитие действия. Сцена дуэли является кульмина­цией идейного противостояния героя-демократа и героев-дворян и одновременно кульминацией и развязкой (поражение Павла Петровича) личностного конфликта героев. Развязкой социального конфликта становится полный разрыв Базарова с семейством Кирсановых, прощание его с Аркадием. Рассказ о судьбе семейства Кирсановых в финале выполняет роль эпилога к первой сюжетной линии романа.

Рассмотрим любовную коллизию романа. Знакомство База­рова с Одинцовой — завязка любовного конфликта. Жизнь Ев­гения в Никольском, его встречи и разговоры с Анной Сергеев­ной — развитие действия. Кульминация — объяснение героев. Развязка — расставание героев. Эпилогом здесь становится упо­минание о дальнейшей судьбе Одинцовой и описание сельского кладбища и могилы Базарова.

Художественные особенности. Тургенев так определяет ос­новную черту своего творческого метода: «Наше время требует уло­вить современность в ее преходящих образах». Она обуславливает возникновение в творчестве писателя особого вида реалистического романа, называемого культурно-историческим. Для такого романа свойственно представление злободневных проблем, новых идей и ге­роев времени, характеризующихся через особый тип культуры, что с полным основанием можно отнести к роману «Отцы и дети». Этому произведению присуще еще одно качество культурно-исторического романа: становиться своеобразным самоотчетом русского общества за конкретный временной отрезок (роман «Отцы и дети», законченный в 1861 году, рассказывает о событиях 1859 года).

Другим отличительным качеством романа является его насы­щенность идейной полемикой, что отразилось на всей системе ис­пользуемых художественных средств. Главным из них становится диалог, развивающийся в форме идейного спора. В диалоге рас­крываются, обнаруживаются характеры героев. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют героя более полно и всесторонне, чем его поступки, которые порой кажутся весьма противоречивыми. В от­личие от своих противников Базаров в споре краток, не стремится говорить красиво, но при этом он очень убедителен (например, спор Базарова и Павла Петровича в X главе). Почти из всех споров он выходит победителем.

Важнейшим средством характеристики героев является их язык. Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социаль­ное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принад­лежат. К примеру, Павел Петрович употребляет в своей речи «эф- то» вместо «это» и «в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени». Или другой пример: слово «принцип» Павел Петрович «выговаривал мягко, на французский манер», как «принсип», а «Аркадий, напротив, произносил «прынцип», налегая на первый слог», из чего становится ясно, что герои, принадлежа к различным поколениям, воспринимают это слово по-разному.

Противопоставление характерно и для других художественных средств, поскольку антитеза является идейно-структурной основой всего произведения. Это касается использованных деталей. Так, Ба­заров и Павел Петрович, противопоставленные по происхождению и социальному положению (аристократ-демократ), характеризуются разными деталями поведения (бездеятельная жизнь в деревне, ко­торую ведет Павел Кирсанов, — постоянная работа, которой занят Базаров, даже будучи в гостях у своего приятеля Аркадия), речи (ви­тиеватые обороты речи, манерность Кирсанова — простота, чекан­ность фразы, афористичность Базарова), портретными деталями. Так, полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1-й гла­ве, является портрет Павла Петровича: у Евгения лицо «длинное», лоб «широкий», волосы «длинные и густые», у Павла Петровича чер­ты словно выведены «тонким и легким резцом», волосы «коротко стриженные»; рука у Базарова «красная», а у Павла Петровича «кра­сивая… с длинными розовыми ногтями»; Базаров одет в «длинный балахон с кистями», а Павел Петрович в «темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки».

Благодаря всем этим средствам характеристики Тургенев вы­ступает в романе как объективный повествователь, выражающий свою позицию через развитие сюжета, сопоставление героев, ре­зультаты их действий. Психологизм Тургенева тоже особый: по сло­вам самого писателя, он «тайный психолог». Это означает, что Тур­генев намекает на скрытые причины состояния или поведения героев, прямо их не анализируя, а вовлекая читателя в аналитиче­ский процесс. Не изображая прямо чувства и мысли своих героев, писатель дает возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. К примеру, по тому, как Одинцова «с принужденным смехом» говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора «опять смеется и быстро отворачи­вается», становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, кото­рые она старалась скрыть за смехом.

Но объективность повествования не мешает выражению автор­ского лиризма, который проявляется в описаниях красоты искусст­ва, природы, резко противостоящих подчеркнутому антиэстетизму Базарова («Природа не храм, а мастерская»; «Рафаэль гроша мед­ного не стоит»). Так, несогласие со взглядами Базарова выражено в описании игры Николая Петровича на виолончели: «Кто-то играл с чувством, хотя и неопытной рукой, «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия».

Художественные особенности романа «Отцы и дети».

Романы И. С. Тургенева - своеобразная худо­жественная летопись 60-70-х годов XIX века. Их идеи, темы и образы неразрывно связаны с тем временем, в котором жил и творил писатель.

Можно выделить ряд художественных особенностей романа «Отцы и дети». Этот роман невелик по объему. Его действие развертывается без побоч­ных сюжетов. Стремясь запечатлеть в художест­венной форме быстро сменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургенев относит действие романа к точно обозначенному времени. Так, сюжетные события в нем начинают­ся определенной датой: 20 мая 1859 г.

Биография героев «Отцов и детей» описывает­ся то подробно и развернуто (Павел Петрович, Ни­колай Петрович), то кратко, бегло (читатель мало знает о прошлом Базарова, Фенички, Одинцовой). Герой романа - типичный и лучший представи­тель своей социальной группы. У Тургенева Евге­нию Базарову отведено особое место. В романе 28 глав. Только в двух из них не появляется Базаров. Он стремится понять, в чем смысл жизни, ради чего стоит жить, работать, наконец, любить. Но его поиски терпят крах. Условия русской жизни обрекают его на неудачу. Умирает Базаров - кон­чается роман. И Тургенев последние, глубоко про­чувствованные строки посвящает Базарову: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными гла­зами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодуш­ной» природы; они говорят также о вечном при­мирении и о жизни бесконечной...»

Идейная позиция тургеневского героя особенно наглядно проявляется в спорах. В них. речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночин­цами.

Очень символичен, значим в романе «Отцы и дети» пейзаж. Так, в начале романа пейзаж отра­жает бедность, нищету, запустение: «Речки с об­рытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избами...» Он как бы подводит к мысли о необходимости унич­тожения тех порядков, которыми порождены эти бедность и запустение.

Лиризмом, печалью проникнут пейзаж в пос­ледних строках романа. В описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, писа­тель вложил неподдельное чувство утраты, ис­кренней боли. И в то же время он утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных целей.

Композиционная роль пейзажа очень разнооб­разна. Иногда он как бы обрамляет действие, давая читателю представление лишь о том, где и когда это действие происходит.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Пет­ровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного, свежего» утра, росы, которая «блиста­ла серебром на паутинках», неба, с которого «сы­пались песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей». Вот как на­чинает Тургенев описание этого события: «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мел­кая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках...»

Иногда пейзаж рисуется Тургеневым в кон­трасте с настроением и переживаниями героя. Так, картина вечереющего дня настраивает Ни­колая Петровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания, заставляет сопе­реживать, сочувствовать природе. Сочувствуя, Николай Петрович покоряется ее очарованию, лю­бимые стихи приходят ему на память, уми­ротворенный, успокоенный, он думает: «Как хоро­шо, боже мой!»

Язык персонажей романа «Отцы и дети» резко индивидуален, отражает их духовный мир. В речи Кирсанова-старшего мы видим строгую логич­ность, отвлеченность в суждениях, обилие ино­странных слов, произносимых по-русски и по-французски, острую полемичность. В речи Аркадия чувствуется, с одной стороны, юношес­кий задор, подражание «нигилисту», стремление несколько приподнять себя; с другой - болтли­вость, неуравновешенность, страсть к красивой фразе. «Для ради важности держат», - говорил он о тетушке Одинцовой.

В языке Базарова проявляется остроумие, сме­лость, резкость суждений, некоторая грубоватость, «почти дерзость». В жестком споре, когда Павел Петрович, ссылаясь на прошлое, пытался убедить Базарова в ошибочности его взглядов, последний спокойно, но смело сказал, обобщая:

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принци­пы... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Итак, в языке персонажей Тургенева отража­ется их яркая индивидуальность, широта или, на­оборот, немощность духовного развития, их инте­ресы, наклонности.

Проза Тургенева музыкальна, ритмична. «От­цы и дети» - высокохудожественное произведе­ние XIX века.

Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.Тургенева. План урока. 1. История создания романа. 2. Общественно-исторический контекст. 3. Композиция. 4. Речевая характеристика 5. Пейзаж. 6. Жанр. 7. Оценка романа в русской критике.

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник. История создания романа.

В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом. Общественно-исторический контекст

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения. КОМПОЗИЦИЯ

Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян) Никольское (имение Одинцовой)

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью). КОНФЛИКТ

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения. Речевая характеристика

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении. Что такое пейзаж в литературе?

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления). Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический. ЖАНР

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает. Оценка романа в русской критике

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля. Заключение

Трактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева.

Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочем. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича - лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность - неразделенная любовь - сделала Павла Петровича ни на что не способным. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем понятые на свой манер. Все они сводятся к соблюдению внешних приличий и усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко прослеживается в описании его кабинета, а затем в том, что в качестве символа России Павел Петрович держит на столе пепельницу в форме «мужицкого лаптя»).

Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову. Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он и не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей. Он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны.

Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к «внешним эффектам» (бакенбарды, балахон, развязные манеры и прочее) и та же «неорганичность» с окружающим его миром. Связь Базарова и Павла Петровича не только внешняя, но и генетическая: Базаров отрицает все то уродливое и недееспособное, что есть в Павле Петровиче, но в этом отрицании впадает в крайность, а крайности, как известно, сближаются, и именно поэтому между Базаровым и Павлом Петровичем так много общего. Таким образом, Базаров - порождение пороков старшего поколения, философия Базарова - это отрицание жизненных установок «отцов», которые те успели изрядно дискредитировать, Базаров - это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.

Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии - сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Николай Петрович Кирсанов мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Оружие последних в споре - логика, софистика, схоластика. То знание, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами, человек должен его сам почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, - для Базарова и для Павла Петровича пустой звук, потому что для понимания всех этих вещей нужно иметь развитую душу, которой ни у «уездного аристократа», ни у «предводителя нигилистов» нет.

Это в состоянии понять сын Николая Петровича Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. В немалой степени Базаров сам способствует этому: Аркадий понимает, что Базаров не только не уважает авторитеты, но и окружающих, что он никого не любит. Трезвый житейский ум Кати ему больше по сердцу, чем холодная схоластика Базарова. Весь дальнейший путь Базарова, описанный в романе, - опровержение его нигилистической доктрины. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но после того как влюбляется в Одинцову, понимает, что это не так. По его совету Аркадий отнимает у отца томик Пушкина и подсовывает немецкую материалистическую книжку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотами природы. Однобоко развитая личность Базарова не в состоянии понять всего этого.

Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от них он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова - это смерть его доктрины. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все наносное, второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, - любовь к Одинцовой.

Тургенев на каждом шагу опровергает Базарова. Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, - и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа - храм, а не мастерская и что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова.

Кроме того, Тургенев сумел показать в образе Базарова и очень опасные тенденции - крайний эгоцентризм, болезненное самолюбие, непоколебимую уверенность в собственной правоте, претензию на обладание абсолютной истиной и готовность в угоду своей идее проводить насилие (разговор Павла Петровича с Базаровым, когда последний заявляет, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если их сомнут, то «туда нам и дорога», но только «еще бабушка надвое сказала» и т. д.). Тургенев увидел в своем герое ту «бесовщину», о которой позже будет писать Достоевский («Бесы»), но привел его все-таки к общечеловеческому началу, а идеи нигилизма - к развенчанию.

Не случайно после смерти Базарова не остается его последователей. На бесплодной почве нигилизма взрастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, даст «нигилисту» последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал беспокойный и неблагодарный сын природы - человек, - остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся, окружают его. Ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема «отцов и детей, живет и сейчас, приобретая несколько другое направление.