Сообщение о фольклорном жанре. Основные жанры русского фольклора

  • 05.04.2019

Фольклор — система систем. Как и литература, он де-лится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классифи-кации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объе-ма выделяются малые жанры.

Жанр — основная единица изучения фольклора. Каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической тради-ции жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многие жанры универсальны (например: пословицы, загад-ки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой художественной системой.

Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древне-русской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету клас-сического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч.

Раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, позднетрадиционный фольклор художественные системы, ис-торически сменявшие одна другую.

Фольклорные жанры:

I. Раннетрадиционный фольклор (трудовые песни, гадания, заговоры).

II. Классический фольклор :

1. Обрядовое.

2. Необрядовое:

а) Прозаические жанры (сказка, предание, легенда, быличка);

б) Стихотворные жанры (былина, историческая песня, баллада);

в) Детский фольклор (прибаутка, дразнилка, пестушка, потешка, поддевка, считалка и т.д.);

г) Малые жанры (пословица, поговорка, примета, проклятье, скороговорка и т.д.).

III. Позднетрадиционный фольклор : (частушки, поэзия ВОВ, рабочий фольклор).

Основы художественной образности устного народного твор-чества сложились в доисторический период, когда одновремен-но с языком (человеческой речью) появился раннетрадиционный фольклор.

Раннетрадиционный фольклор — это совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовав-шая образованию собственно художественного творчества народа.

Вопрос о ранних стадиях развития фольклора не может рас-сматриваться на материале только одного народа. Необходимо учитывать древнее родство близких народов (например, славян), а также универсальные, типологические законы развития обще-ства и культуры, которые действовали повсеместно.


Исследователи раннетрадиционного фольклора обращаются к данным истории и языка. Они проводят наблюдения над жизнью и культурой этносов, задержавшихся в своем развитии, а также над пережитками первобытной культуры в фольклоре цивили-зованных народов. Такой подход называется ретроспективным.

Трудовые песни.

В происхождении и развитии фольклора огромную роль иг-рала трудовая деятельность.

Во время трудовых процессов, требовавших постоянных рит-мических усилий, уже в глубокой древности зародились трудо-вые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водочерпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего време-ни отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих про-изводственных функций. Это так называемые "дубинушки" — припевы в бурлацких песнях, исполнявшихся на Каме, Дону и в особенности на Волге. Их пели бурлаки, носильщики, лодочни-ки, грузчики. В зависимости от вида труда, его ритма, создавал-ся ритмический рисунок припева.

Гадания. Заговоры.

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех на-родов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, прида-вавшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древнос-ти они были основаны на образном, метафорическом мышле-нии, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизирован-ном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремит-ся проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе,поэтому гадание осозна-валось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты).

Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обита-телями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и проч.), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). Тем не менее в гадания проникли и христианские образы.

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важ-ный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну... Наиболее многочисленны были га-дания девушек о предстоящем замужестве.

Наиболее развитыми в художественном отношении были свя-точные подблюдные гадания — коллективные гадания о буду-щем. В них первостепенную роль играла символика специаль-ных подблюдных песен.

Название "подблюдные" произошло от типа гаданий. Собрав-шись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо (чашу), клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. (Известна также разновидность этого обряда без воды.)

Хором исполнялись песни — поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Снача-ла воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих.

Русские святочные гадания на курах. 1858. Лубок

Заговор (или заклинание) — произведение магического харак-тера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. За-говоры — составная часть колдовства. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными пред-метами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.

Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по род-ственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны долж-ны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку).

Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ос-лабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры зано-сили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытова-ния. Однако, несмотря на это, заговоры, как всякое фольклор-ное явление, были подвержены вариативности.

Классический фольклор — богатая система развитых, художе-ственно полноценных жанров. Она продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патри-архальным сознанием народа.

Произведения классического фольклора принято делить на об-рядовые и необрядовые.

Обрядовый фольклорсоставляли словесно-музыкальные, дра-матические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

Необрядовый фольклор.

В устной прозе выделяются два больших раздела: сказки и несказочная проза . В основе их разграничения лежит разное от-ношение самого народа к сказкам как выдумке и "событиям" как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию. Они поражают, удивляют, раду-ют, бывают интересны своими необычными юмористическими ситуациями.

Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдален-ном. Предание изображает действительность в обыденных фор-мах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным ис-точником для летописцев. В большом количестве предания бы-туют в устной традиции и в наши дни.

Предания — это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "пре-дание" означает "передавать, сохранять". Для преданий харак-терны ссылки на старых людей, предков. События преданий кон-центрируются вокруг исторических деятелей, которые незави-симо от своего социального положения (будь то царь или пред-водитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в иде-альном свете.

Любое предание исторично в своей основе, потому что толч-ком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строи-тельство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на ос-нове исторического факта (например, после пребывания в дан-ном пункте героя предания). Вымысел не противоречит истори-ческой правде, а, напротив, способствует ее выявлению.

Легенды — это прозаические произведения, в которых фан-тастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, пароды, отдельные личности); со сверхъестествен-ными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Ле-генды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

Народные демонологические рассказы — это суеверные по-вествования, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии.

Языческое мироощущение крестьян середины XIX в. запечатлел И. А. Гончаров. Он писал: "В Обломовке верили всему: и оборотням, и мерт-вецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведь-ма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — таксильна вера в чудесное в Обломовке!"

В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками - т.е. неболь-шими рассказами о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной, нечистой силы.

Демонологические рассказы обращены к настоящему, слу-чившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или бывальщи-ной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоци-онально воздействовать на них, внушить страх перед демони-ческим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно не-большого размера, одномотивные. Персонажи — человек и де-моническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую "нечи-стую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чер-тями.

Характерны время, место события, образ демонического существа (его портрет и поведение). Демоны появляются в "нечистое", пограничное время года и суток: на святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца. Все происходит в сумерках, бес-просветной ночью, в тумане, при свете месяца...

Человек встречается с ними там, где они пребывают: как правило, в пустынных и опасных мес-тах. Это пустоши, лесные дебри, болота; перекрестки и росстани безлюд-ных дорог; пещеры, ямы, водоемы, особенно омуты (например, у мель-ниц), водовороты; колодцы, даже сосуды с водой. Демоны обитают на деревьях (березах и вербах, в орешнике); в подпольях и на чердаках, в заброшенных домах, в банях, овинах, хлевах; и даже в избе — под печью или за нею.

Былины — это эпические песни, в которых воспеты герои-ческие события или отдельные эпизоды древней русской исто-рии. В своем первоначальном виде былины оформились и раз-вились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян. (о Владимире Святославовиче, Владимире Мономахе, Добрыне, Садко, Александре Поповиче, Илье Муромце и т.д.)

Исторические песни — это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни-кали по поводу важных явлений в истории народа — таких, ко-торые производили глубокое впечатление на участников и сохранялись в памяти последующих поколений. (Песни об Иване Грозном, о «Смутном времени», о Степане Разине, о Петровском времени, о Пугачёвском восстании, об Отечественной войне 1812 г.)

Народные баллады — это лироэпические песни о трагичес-ком событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравствен-ные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, преступление и раскаяние.

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произ-ведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста го-родов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художествен-ный уровень по сравнению с фольклором классическим — куль-турой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодаль-ным бытом и патриархальным мировоззрением.

Позднетрадииионный фольклор отличает сложное перепле-тение нового со старым. В деревенском репертуаре происходила трансформация классических жанров, которые начинали испы-тывать влияние литературной поэтики. Свою жизнеспособность показали пословицы и поговорки, анекдотические сказки, на-родные песни литературного происхождения, детский фольк-лор .

Старинная протяжная песня была сильно потеснена город-скими "жестокими романсами ", а также быстро и широко рас-пространившейся частушкой . Вместе с тем постепенно забыва-лись былины, старые исторические песни, старые баллады и духовные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопро-вождавшая их поэзия со временем утратили свое утилитарно-магическое значение, особенно в городских условиях.

С конца XVIII в. в России появились первые государствен-ные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудились вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродяг и т. п. В этой пестрой среде возникли произведения, положившие начало новому явлению — фольк-лору рабочих . По мере развития капитализма и роста пролета-риата расширялась тематика, увеличивалось количество произ-ведений устного творчества рабочих, для которого было харак-терно влияние книжной поэзии.

Зарождение рабочего класса, слоя мастеровых людей обусловило формирование новой ветви в фольклорном творчестве, которая с течением времени становится заметным и специфическим явлением.

От крестьянского фольклора это творчество унаследовало наиболее демократические, ценные в социально-нравственном и эстетическом отношениях, отвечающие духу времени и потребностям "своего" класса традиции, опыт, формы, репертуар.

Происходило их критическое переосмысление с учетом запросов рабочего класса, его положения, как это видно на примере русских народных песен, бытовавших в России во второй половине XIX — начале XX в.

На первом этапе зарождающиеся песни рабочих питались традициями крестьянских фольклорных песен социального протеста, песен литературного происхождения, декабристских, народнических песен. Крестьянская песня нередко служила сюжетно-образной основой для создания остросоциальных песен рабочих.

Рабочая песня, городской романс, сформировавшиеся к тому времени в самостоятельную ветвь творчества, стали активно распространяться и среди крестьян, в свою очередь влияя на развитие новых форм крестьянского фольклора.

Обретение рабочим фольклором своих самобытных очертаний, заимствование из других сфер творчества различных элементов и их переработка представляют собой полный драматизма процесс. Он сопряжен и с отрицанием крестьянского фольклора, и в известном смысле с его жанровой переработкой, обновлением, упрощением.

Разрушение патриархального уклада жизни, особенно бурно начавшееся со второй половины XIX в. — со времени отмены крепостного права и капитализации России, принципиально изменило ситуацию в традиционном творчестве. Фольклор постепенно переходил на иные позиции в культурной среде. Фольклор XX столетия — это лишь одна парадигма культурного развития со всеми вытекающими отсюда кардинальными изменениями основ его бытования.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk - «народ» и lore - «мудрость». Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпи­ческие, лирические и драматические. К эпическим жанрам отно­сятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лириче­ским жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим - народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными же драмати­ческими представлениями на Руси были обрядовые игры: прово­ды Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Следует помнить и о малых жанрах фольклора - частушках, поговорках и пр.

Детский фольклор . Это понятие в полной мере относит­ся к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими деть­ми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от струк­туры детской литературы. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Более крупные произведения детского фолькло­ра - песня, былина, сказка.

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных вре­мен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества - обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли...»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию уст­ного народного творчества.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное зна­чение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал - добра и зла - и о законо­мерной победе добра. Самые известные былинные герои - Илья Муромец. Добрыня Никитич и Алеша Попович - являются со­бирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических пове­ствований - былин (от слова «быль») или старин. Былины - грандиозное создание народного искусства. Присущая им худо­жественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологиче­скими образами и мотивами. Гипербола - один из ведущих прие­мов в былинном повествовании. Она придает персонажам мону­ментальность, а их фантастическим подвигам - художествен­ную убедительность.

Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, его се­мья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, живот­ное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - кра­сив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к пси­хологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает ка­кое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказ­ке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, - пришлось его выру­чать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы... Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий. Сказка строится по принципу цепной композиции, включаю­щей в себя, как правило, троекратные повторы. Иногда по­втор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они иг­рают в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую оче­редь именно их.

Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразитель­ный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантасти­ческий мир. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколь­ко групп, но обычно исследователи выделяют три большие груп­пы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатири­ческие).

Народная сказка и миф

Мировые истоки детской литературы: архаические цивилизации, эпоха античности, ранние стадии развития мировых религий, мировой фольклор. Месопотамская цив-ия-зарождение письменности в 3 тыс. до н.э. были найдены «школьные» таблички, учебные пособия, таблички с упражнениями по разл областям знаний (математика, язык, юриспруденция).

В круг чтения детей и подростков вошел шумеро-аккадский «Эпос о Гильгамеше»., 2-3 тыс. до н.э.Первый его русский переводчик – Гумилев. Воскобойников в 1997 году написал детскую повесть «Блистательный Гильгамеш». Это произведение состоит из 12 «песен», их последовательность соответствует 12 знакам зодиака. Сюжетные мотивы: Гильгамеш, одетый в шкуру убитого им льва, одолевает небесного быка, находит цветок вечной молодости, убивает змею, поселившуюся на дереве в таинственном саду, получает священные предметы из подземного мира. Похож на Геракла.

Миф о Божественном ребенке формировался в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о Мировом Древе, о сотворении мира. Он входит в систему мифологических представлений разных народов. С мифологемой Божественный ребенок тесно связаны сюжеты и мотивы детского фольклора и детской литературы. Образ ребенка неотделим от чуда, основная функция центрального героя- совершать необыкновенное, чудеса. Мифологема Божеств ребенка имеет ряд структурообразующих мотивов, каждый из которых находит отражение в известной нам детской литературе. Рождение Ребенка нередко предваряется несчастьем-семейная пара переживает бездетность, как родители Самсона по Ветхому Завету. Божнственный ребенок обычно приподнят над остальными героями, увеличен масштаб его изображения (в истории Моисея например), Нередко Божественный ребенок имеет некое физическое отличие, делающее его и прекрасным,и ужасным. Например, история о чудесном рождении Самсона, который вырос силачом, вся сила которого заключалась в его волосах. Были также и дети-пророки, будущие спасители мира, напр пророк Мухаммед. Ребенок, свидетельствующий о чуде, видящий в своем друге божественного учителя, -ещё один структурирующий элемент поэтики дет литературы. Детство Геракла, Алекс Македонского, Девы Марии, Иисуса Христа изображается как эпоха первых чудесных деяний. Немала чудес исцеления: одним прикосновением исцеляет Иисус стопу юноши-дровосека. Итак, основ адет лит-ры- образ ребенка, творящего чудо. Сюжетика дет лит-ры во многом состоит из «добрых дел». В древних текстах ребенок изображен в системе противостояний, конфликты: ребенок-родители, ребенок-другие дети, ребенок-учителя.

Наряду с персонажами-детьми есть и «небожественные» дети. Например,ветхозаветный сюжет о близнецах Исаве и Иакове, один-станет искусным звероловом, другой- кротким «человеком шатров», т.е. практик и лирик. Комические и драматические дуэты: Чук и Гек у Гайдара, Том Сойер и Гек Финн и Твена.

Древнегреческие и древнеримские школы. Флегонт Тралльский, Рим автор, 2 в н.э. сборник «Удивительные истории», в этих историях действуют фантастические существа и призраки; восточная волшебная сказка соединяется с элементами мистики, фантастики.

Античная цивилизация оставила странам разваливавшейся римской империи богатейшее культурное наследие, его хватило на многие века,пока не сформировались самостоятельные национальные культуры. С утверждением христианства стали менятся отношения в обществе, авторитет античных классиков перестал быть непререкаемым, а фольклор уже не давал ответов на новые вопросы.

(из лекций). Первое знакомство ребенка с мифом- через церковную службу. Миф- рассказ о богах и героях древности. Культ природы и предков- отправная точка для формирования мифа. Зерно мифа- это архетип, некое заложено в нас знание. Мифы бывают: астральные(о звездах), календарные, антропогонические(о сотворении и происхождении человека), тотемические (миф о родстве людей с объектами живой природы), эсхатологичесике(миф о конце света). Христ миф обнаруживает себя в прозе: переожение священного писания для детей, в литературной сказке, где происходит наложение языч и христ мифов; в жанре святочного рассказа. Пасхальной истории, в сюжетах фэнтези.

Детская литература в РоссииXV-XVIIIвеках

Всю историю древнерусской детской литературы можно раздев лить на четыре периода:

1) вторая половина XV - первая половина XVI в., когда появились первые познавательные произведения;

2) вторая половина XVI - начало XVII в., когда было издано 15 печатных книг для детей;

3) 20-40-е гг. XVII в., когда начинается регулярное стихотворство;

4) вторая половина XVII - период мирования разных жанров и видов детской литературы.

Большое развитие в XVII в. получает поэзия. Стихи того времени, адресованные детям, были, с современной точки зрения, еще довольно примитивными. Но именно с них на­чиналась детская поэзия.

Редкая детская рукописная или печатная книга обходилась без стихотворений. Особенно много их было во второй половине XVII в., когда писались и произведения большого объема, которые мы теперь называем поэмами. Стихами излагались правила поведения, сооб­щались разные сведения о мире. Большинство стихотворений ано­нимны. Однако некоторые авторы известны были уже тогда, другие установлены теперь. Самым первым детским поэтом на Руси сле­дует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. Справщик отвечал за содержание, грамотность книги. Поэтому на эту должность назначались самые образованные люди. В настоящее время известно более десяти стихотворений Сав­ватия, написанных им специально для детей. Среди них - первое стихотворение в книге Московской печати, помещенное в азбуке издания 1637 г. Оно состоит из 34 строк. В стихотворении просто, теп­ло и ясно рассказывается читателю о книге, которую он держит в руках, восхваляется грамота, книжная премудрость, даются разно­образные советы, как учиться и как читать. По композиции это задушевная беседа с ребенком на интересную и важную для него тему.Автор убеждает ребенка не лениться в учении, быть старательным, во всем слушаться учите­ля. Только в этом случае он может научиться «мудростному писанию» (грамоте), попасть в число «мудрых мужей» и стать «истин­ным сыном света». Позднее, во второй половине XVII в., стихотворение это широко распространялось через рукописные книги.

Большой известностью пользовалось и другое стихотворение Савватия - «Прещение вкратце о лености и нерадении» , состоящее из 124 строк. В нем создан отрицательный образ ученика, способного, но ленивого и нерадивого. Савватий старается привить детям уважение к грамоте, восторженное отношение к образованию и презрение к невежеству. Автор подводит читателя к выводу, что учение - свет, а неучение - тьма. Как основное воспитательное средство Савватий использует убеждение, а как литературный прием - сравнение, уподобление. Например, он говорит, что бриллиант дорог игрой света, цветом, красками, а человек - образованием и «своим разумением».

В другом большом стихотворении, состоящем из 106 строк, наз­ванном«Азбука отпускная» , создан образ положительного учени­ка, который внял советам своего учителя, старательно учился, и поэтому педагог научил его всему, что сам знал и умел. Это как бы напутственное слово ребенку в день окончания обучения.

Самым крупным поэтом XVII в. был Симеон Полоцкий. Настоящая его фамилия Петровский. В 1664 г. по приглашению русского царя Алексея Михайло­вича Симеон переехал в Москву, где открыл школу, стал прини­мать активное участие в литературной и общественной жизни. Симеон Полоцкий принимал участие в создании букваря 1664 г. Им же составлен целиком букварь издания 1667 г., который был переиздан в 1669 г. Написанное Симеоном предисловие для этого букваря является выдающимся педагогическим трактатом XVII в.

Но наибольший интерес представляет букварь 1679 г. В нем помещено два стихотворения для детей: «Предисловие юношам, учитися хотящим» и «Увещание» . В первом из них рассказывается о книге, восхваляется грамота, содержатся призывы к детям хо­рошо учиться, ибо тот, кто трудится в юности, будет пребывать в покое в старости. Из всех трудов наибольшее удовольствие и поль­зу приносят чтение и учение. Второе стихотворение помещено в конце книги. Он написал стихотворные предисловия к изданным им для детей книгам «Тестамент» и «Повесть о Ваарламе и Иоасафе». В них он рассказывает о содержании книг, обращает внимание на самое главное, стараясь заинтересовать детей, подготовить к восприятию.Самыми главными книгами Симеона Полоцкого являются «Риф. мологион», имеющий 1308 страниц большого формата, и «Верто­град многоцветный», состоящий из 1316 страниц. Книги были пред­назначены, по словам автора, «в пользу юных и старых», которые могли в них «ума словес поискати» и читать «к научению возраста своего». В книгах немало стихотворений, доступных детям, в том числе приветственные стихи от детей к родителям, родственникам и покровителям.

Были доступны детям и приобретшие большую известность сти­хи о природе, минералах, животных, растениях, занимательные ле­генды и т. п. Вот, например, стихотворение «Дуга» («Радуга») или стихи о земле и воде.Будучи учителем по профессии и выдающимся поэтом своего времени Симеон Полоцкий внес значительный вклад в создание литературы для детей.

Первым русским писателем и поэтом, чье творчество было целиком посвящено детям, был Карион Истомин. Во всех своих произведениях Карион Истомин прославлял науку, "просвещение, "яги Он считал, что учиться должны все: дети всех сословий, мальчики и девочки, люди всех национальностей. Наука, по словам Кариона Истомина, должна избавить людей от нужды и горя. Хотя в большинстве своих стихотворений Истомин непосред­ственно адресовался к царевичам, но предназначал их для всего русского народа.

При жизни Кариона Истомина вышли три его книги для детей и полный комплект учебников. В другой детской книге Кариона Истомина - Большом букваре было 11 стихотворений. Кроме этого, он написал более десяти стихотворных книг. Так, в книге «Полис» рассказывается о всех, временах года, частях света, разных странах. В стихотворной книге «Домострой» , состоящей из 176 строк, на ярких примерах, образно излагаются правила поведения. Основное содержание правил сводится к требованию заниматься изучением «наук свободных» и т. п.

Жанр литературной сказки. Традиционное и новаторское в сказках Пушкина

Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысше­го расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.

В 1830 г. Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831 г. закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и о ра­ботнике его Балде». В 1833 г. написаны две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 г. появилась «Сказка о золотом петушке».

А.С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к народ­ной сказке «Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пуш­кину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных де­тях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сю­жету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к уст­ному народному творчеству, А.С. Пушкин видит в нем неисчер­паемые возможности для обновления литературы.

Сказки А.С. Пушкина - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. При­мером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечата­на в 1832 г. в третьей части «Стихотворений А. Пушкина». Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Она встретила разноречивые отклики. Далеко не все современники по­няли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтиче­ского жанра. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора...» По цензурным условиям А.С. Пушкин не мог откровеннее вы­смеять высокородного любителя подслушивать. В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств: «В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене», и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми.

Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксических оборотов. Его стих под­вижен, передает ритм движения и напряженность событий. Динамизм и быстрота смены событий свободно и легко уживают­ся с пейзажными картинами, лаконичными и зримо-красочными:Ветер весело шумит, Судно весело бежит. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут…

Энергична и действенна у Пушкина-сказочника звуковая ор­ганизация стиха. Значимостью у него обладает каждый звук, то пе­редающий плеск морской волны, то воспроизводящий полет ко­мара или шмеля.

Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за на­родность языка, или «просторечье». «Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим вы­водом, как было у многих других писателей-сказочников, а весе­лым пиром, славящим торжество добра.

Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены. Читатели всем сердцем на стороне «светло­го мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, кня­зя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» - сатира на обманы­вающих народ недобросовестных служителей православной церк­ви. В ней высмеиваются человеческая жадность, глупость и лице­мерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши вы­полнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жад­ность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники. Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые пору­чения, например, собрать оброк с чертей.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В.А. Жуковский в 1840 г. в журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вы­званными строгостями цензуры. «Поп» был превращен в «купца Кузьму Остолопа». Начиналась она так:

Жил-был купец Кузьма Остолоп, По прозванью Осиновый Лоб , а вся сказка была озаглавлена: «Сказка о купце Кузьме Осто­лопе и о работнике его Балде». Изменения, внесенные Жуков­ским, искажали социальную направленность сказки, нарушали систему ее образов и поэтическую целостность.

У Пушкина сказочные персонажи психологически и художест­венно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.

Художественные средства пушкинской сказки неразрывно связаны с его поэтическим мировосприятием. Поэт выступил про­тив вычурности и заумности стиха; он стремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью.

Пушкинский стих в сказке полон движения. Поэт порою це­лые строфы строит преимущественно из существительных и глаго­лов, чтобы передать остроту борьбы:

Бедненький бес Под кобылу подлез, Понатужился, Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул, На третьем упал, ножки протянул.

В концовке сказки ясно выражено насмешливое отношение к попу. В 1835 г. в журнале «Библиотека для чтения» появилась «Сказ­ка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Сказка Пушкина представляет собой философское по замыслу размышление о противостоянии терпеливого добра и агрессивно­го зла. Не чужд поэт и социальных мотивов. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается кре­стьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице.

В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свиде­тельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:

«Что ты, баба, белены объелась?»

Образ старухи, постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. Добро не столько побеждает зло в открытом противо­стоянии, сколько пережидает его. Сказка завершается поучи­тельной картиной наказанного по законам высшей справедливо­сти (их выразителем является золотая рыбка) самодурства:

Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 г. Напечатана впервые в 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения». В ней особенно четко отразилась гуманистическая на­правленность пушкинских сказок. В «Сказке о мертвой царевне» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбро­стью, преданностью в дружбе.

Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в даль­ний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству.

В образе царевны-дочери преобладают романтические моти­вы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.

Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «от­правляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу, и наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние. «Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом со­стязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограни­чивается романтическим изображением героев, он вводит реали­стические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, по­спешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства.

Основная же сила сатиры Пушкина направлена против цари­цы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке. Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказ­ке победа добра символизирует гибель зла.

В «Сказке о золотом петушке», которая написана в 1834 г. и впервые напечатана в 1835 г. (журнал «Библиотека для чтения»), создан сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку». Именно поэтому бездумно соглашается царь выполнить первую просьбу звездочета, подарив­шего ему золотого петушка. Царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и соб­ственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место сластолюбивому восторгу перед шамаханской царицей. В то же время царь показан далеко не безобидным: он самодур, способ­ный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь: «Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон».

Следует обратить внимание на то, что положительные герои всех сказок А.С. Пушкина - люди из народа: трудолюбивый, на­ходчивый и веселый работник Балда («Сказка о попе и о работнике его Балде»); бескорыстный, добрый, невзыскательный труже­ник-старик («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогают ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды.

Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, по­словицы, слова и выражения, суффиксы:


Похожая информация.


Это народное творчество, охватывающее все культурные слои общества. Жизнь людей, их воззрения, идеалы, моральные устои - все это отражается как в художественном фольклоре (танцах, музыке, литературе) так и в материальном (одежда, кухонная утварь, жилище).

Еще в 1935 году великий русский писатель Максим Горький, выступая на Первом съезде писателей СССР, точно охарактеризовал фольклор и его значение в общественной жизни: "...наиболее глубокие героев существуют в фольклоре, устном творчестве народа. Святогор и Микула Селянинович, Василиса Премудрая, иронический Иванушка-дурачок, который никогда не унывает, Петрушка, всегда и всех побеждающий. Эти образы созданы фольклором и они являются неотделимой частью жизни и культуры нашего общества."

Фольклор ("народное знание") - это отдельная научная дисциплина, по которой проводятся изыскания, создаются рефераты, пишутся диссертации. В русской литературе 19-го века широко употреблялись термины "народная поэзия" и "народная словесность".

Устное народное творчество, жанры фольклора

Песни, сказки, легенды, былины - это далеко не полный список. Устное народное творчество - это обширный пласт русской культуры, который формировался на протяжении веков. Жанры народного фольклора подразделяется на два основных направления - необрядовое и обрядовое.

  • Календарный - песни масленичные, рождественские колядки, веснянки и другие примеры народного песенного творчества.
  • Семейный фольклор - свадебные песни, причитания, колыбельные, семейные рассказы.
  • Окказиональный - заклинания, считалки, заговоры, заклички.

Фольклор необрядовый включает четыре группы:

1. Народная драма - религиозная, вертепная, театр Петрушки.

2. Народная поэзия - баллады, былины, духовные стихи, песни лирические, частушки, детские песни-стихи.

3. Фольклорная проза делится на сказочную и несказочную. Первая включает сказки о животных, бытовые, волшебные, сказки-цепочки (например, история о Колобке). Несказочная проза - это истории из жизни, повествующие о встречах человека с образами русской демонологии - русалками и водяными, колдунами и ведьмами, упырями и вурдалаками. К этой подкатегории также относятся рассказы о святынях и чудесах христианской веры, о высших силах. Формы несказочной прозы:

  • легенды;
  • мифологические рассказы;
  • былины;
  • сонники;
  • предания;

4. Фольклор речевой изустный: скороговорки, благопожелания, прозвища, пословицы, проклятия, загадки, дразнилки, поговорки.

Жанры которых здесь приведены, считаются основными.

в литературе

Это стихотворные произведения и проза - былины, сказки, легенды. Множество литературных форм относят и к фольклору, который отражает три основных направления: драматическое, лирическое и эпическое. Безусловно, жанры фольклора в литературе на этом не исчерпываются, их гораздо больше, но перечисленные категории - это своеобразная эмпирика, наработанная годами.

Драматические образы

К драматическому фольклорному искусству относятся народные драмы в форме сказочных сюжетов с неблагоприятным развитием событий и счастливым концом. Драматичной может быть какая-либо легенда, в которой происходит борьба добра со злом. Персонажи побеждают друг друга с переменным успехом, но в итоге добро торжествует.

Жанры фольклора в литературе. Эпическая составляющая

Русский фольклор (эпический) основывается на исторических песенных произведениях с обширной тематикой, когда гусляры часами могут рассказывать истории о жизни на Руси под тихие струнные переборы. Это подлинное фольклорное искусство, передающееся из поколения в поколение. Кроме литературного фольклора с музыкальным сопровождением существует изустное народное творчество, легенды и былины, предания и сказы.

Эпическое искусство обычно тесно переплетается с драматическим жанром, поскольку все приключения былинных героев земли русской так или иначе связаны со сражениями и подвигами во славу справедливости. Главные представители эпического фольклора - это русские богатыри, среди которых выделяются Илья Муромец и Добрыня Никитич, а также невозмутимый Алеша Попович.

Жанры фольклора, примеры которых можно приводить до бесконечности, строятся на героях, сражающихся с чудищами. Иногда богатырю помогает неодушевленный предмет, обладающий сказочной силой. Это может быть меч-кладенец, одним махом рубящий головы дракону.

Эпические сказки рассказывают о колоритных персонажах - Бабе-Яге, живущей в избушке на курьих ножках, Василисе Прекрасной, Иване-царевиче, который никуда без Серого волка, да еще про Ивана-дурака - счастливого с открытой русской душой.

Лирическая форма

К этому фольклорному жанру относятся произведения народного творчества по большей части обрядовые: любовные песни, колыбельные, веселые частушки и причитания. Многое зависит от интонации. Даже приговоры, заклинания, навороты с целью приворожить любимого, и те иногда можно причислить к фольклорной лирике.

Фольклор и авторство

Произведения сказочного литературного жанра (авторские) зачастую не могут быть формально причислены к фольклору, как, например, "Сказка про Конька-Горбунка" Ершова или сказ Бажова "Медной горы Хозяйка" в силу их принадлежности перу определенного писателя. Тем не менее, эти истории имеют свой фольклорный источник, были рассказаны где-то и кем-то в той или иной форме, а затем переложены писателем в книжную форму.

Жанры фольклора, примеры которых общеизвестны, популярны и узнаваемы, не нуждаются в уточнении. Читатель легко разберется, кто из авторов придумал свой сюжет, а кто позаимствовал его из прошлого. Другое дело, когда жанры фольклора, примеры которых на слуху у большинства читателей, кем-то оспариваются. В этом случае специалисты должны разобраться и сделать компетентные выводы.

Спорные формы искусства

Бывают примеры, когда сказки современных авторов по своей структуре буквально просятся в народный фольклор, но при этом известно, что сюжет не имеет источников из глубины народного творчества, а придуман самим автором от начала до конца. Например, произведение "Трое в Простоквашино". Налицо фольклорная канва - один почтальон Печкин чего стоит. Да и сама история сказочная по сути. Тем не менее, если авторство определено, то фольклорная принадлежность может быть только условной. Хотя многие авторы полагают, что различия вовсе не обязательны, искусство - оно и есть искусство, независимо от формы. Какие жанры фольклора совпадают с литературными канонами, можно определить по ряду признаков.

Отличие фольклорных произведений от литературных

Литературные произведения, такие как роман, рассказ, повесть, эссе, отличаются размеренностью, неспешным повествованием. Читатель получает возможность на ходу анализировать прочитанное, при этом углубляясь в идею сюжета. Фольклорные произведения более импульсивные, к тому же они содержат только им присущие элементы, такие, как, говорок или запев. Нередко рассказчик замедляет действие для большего эффекта, применяет двойственность или троичность повествования. В фольклоре широко применяется открытая тавтология, иногда даже акцентированная. В ходу параллелизмы и преувеличения. Все эти приемы органичны для фольклорных произведений, хотя совершенно недопустимы в обычной литературе.

Разные народы, несовместимые по своей ментальности, зачастую объединяют факторы именно фольклорного характера. Народное искусство содержит универсальные мотивы, как, например, общее для всех желание собрать хороший урожай. Об этом думают и китайцы, и португальцы, хотя живут они на разных концах материка. Население многих стран объединяет стремление к мирному существованию. Поскольку люди везде одинаковые по природе своей, то и фольклор у них мало чем отличается, если не иметь в виду внешние признаки.

Географическая близость разных народностей способствует сближению, и этот процесс начинается также с фольклора. Налаживаются в первую очередь культурные связи, и только после духовного объединения двух народов на авансцену выходят политики.

Малые жанры русского фольклора

Небольшие фольклорные произведения обычно предназначены для детей. Ребенок не воспринимает длинный рассказ или сказку, однако с удовольствием слушает историю о Сереньком волчке, который может ухватить за бочок. В процессе воспитания детей и появились малые жанры русского фольклора. В каждом произведении такой формы содержится особое смысловое зерно, которое по ходу повествования превращается или в мораль или в небольшое нравоучение.

Однако большинство малых форм фольклорного жанра - это полезные для развития ребенка речевки, песенки, прибаутки. Выделяются 5 жанров фольклора, которые с успехом применяются при воспитании детей:

  • Колыбельная песня - древнейший способ, позволяющий убаюкать ребенка. Обычно напевная мелодия сопровождается покачиванием люльки или кроватки, поэтому важно при пении найти ритм.
  • Пестушки - простые стишки, напевные пожелания, ласковые напутствия, успокоительные причитания для только что проснувшегося ребенка.
  • Потешки - речитативные песенки, сопровождающие игру с ручками и ножками младенца. Способствуют развитию ребенка, побуждают его к действию в ненавязчивой игровой форме.
  • Прибаутки - короткие рассказики, часто в стихах, веселые и звучные, которые ежедневно рассказывает мать своим детям. Подрастающим малышам нужно рассказывать прибаутки в соответствии с их возрастом, чтобы дети понимали каждое слово.
  • Считалки - небольшие стишки, хорошо развивающие арифметические способности ребенка. Являются обязательной частью коллективных детских игр, когда нужно провести жеребьевку.

Фольклор – это те произведения, которые являются плодом творчества народа; они долгое время передавались от одного сказителя к следующему. Сам термин происходит от слияния двух слов – «народ» и «мудрость». С 19 века поднялась волна интереса к фольклору, началась активная запись сказаний, былин, легенд и т.д., их классификация и изучение.

Произведения фольклора

Фольклорные произведения принято делить на лирические, драматические и эпические. Среди драматических жанров выделяют так называемые «Народные драмы». Лирические – это народные песни, причитания. Эпические – это произведения сравнительно больших объемов; к этой категории относят:

  • Легенды;
  • Сказки;
    Былинные циклы: к примеру – Киевский, Московский и Новгородский. Каждый из них посвящен своей теме: Киевский – богатыри объединяются для защиты своей родины вокруг двора князя Владимира. Московский – о городских нравах того времени. Новгородский посвящен, в частности, таким личностям как Садко или Василий Буслаев;
  • Исторические песни.

Но кроме больших жанров есть и малые:

  • Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пестушки, потешки и др, а так же произведения, которые сочиняют сами дети, например – страшилки);
  • Народные песни – те, которые обычно пелись при работе в полях; так же сюда можно отнести и обрядовые песни – к примеру, свадебные;
  • Пословицы и поговорки – афористические изречения, в которых отражен народный опыт. Например: «Старый друг лучше новых двух» или «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;
  • Игры;
  • Заклички – одна из форм песенного жанра, что-то среднее между песней и заговором. Люди просили у сил природы или некоторых животных, которые считались символами весны, счастья, здоровья, богатства, урожая для себя и своей семьи. При этом, в текстах силы природы олицетворялись, к ним обращались как к чему-то живому.
  • Считалки;
  • Скороговорки;
  • Загадки.

Связь фольклора и литературы

Хотя между фольклором и литературой есть огромная разница, в них есть и общие черты. Они создают художественные образы, имеют похожую родовую систему, многие авторы искали и находили вдохновение (а то и темы) для своих работ в фольклоре, а некоторые авторские произведения настолько приживались в обществе, что почти никто и не помнил, что у них есть автор.

Фольклор. Жанры фольклора

Фольклор (от английского folk – народ, lore – мудрость) – устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта – то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора – коллективность творчества. Он возник как массовое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, роман и т. д.). Литературные жанры и фольклорные жанры отличаются по составу. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры – это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).

Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни – события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках – Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях – жена, муж, свекровь.

От литературы фольклор отличается и особой системой выразительных средств. Например, для композиции (построения) фольклорных произведений характерно наличие таких элементов, как запев, зачин, присказка, замедление действия (ретардация), троичность событий; для стиля – постоянные эпитеты, тавтологии (повторения), параллелизмы, гиперболы (преувеличения) и т. д.

Фольклор разных народов имеет много общего в жанрах, художественных средствах, сюжетах, типах героев и т. д. Это объясняется тем, что фольклор как вид народного искусства отражает общие закономерности общественного развития народов. Общие особенности в фольклоре разных народов могут возникать благодаря близости культуры и быта или длительным экономическим, политическим и культурным связям. Большую роль также играют сходство исторического развития, географическая близость, передвижения народов и т. д.

(No Ratings Yet)

  1. УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” 1 вариант Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность...
  2. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Лирические жанры 1. Ода – жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А. С. Пушкина “Вольность”, ода “На день восшествия…” М. В. Ломоносова)....
  3. Литературные роды. Жанры литературы Эпос, лирика, драма Литературный род – группа жащюв, обладающих сходными структурными признаками. Художественные произведения очень отличаются по выбору изображаемых явлений действительности, по способам ее изображения, по...
  4. Роды и жанры литературы. Общее понятие о литературных родах Роды и Жанры литературы – один из мощнейших факторов, обеспечивающий единство и преемственность литературного процесса. Можно сказать, что это некоторые Выработанные...
  5. Жанры и стили произведений И. А. Бунина Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”), Бунин...
  6. Народная сказка – один из самых популярных и любимых жанров в фольклоре народов мира. В огромной сокровищнице сказок народов мира так же, как и в русских народных сказках, различают сказки...
  7. В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? Формируя развернутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в...
  8. Искусство постигает бытие человечества, общества, личности, природы в художественных образах. Художественный образ является основой любого вида искусства, а также фольклора (как народного искусства). Художественный образ сочетает реальный мир и творческий...
  9. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново...
  10. МИФ И СКАЗКА 1 вариант Народное искусство слова – героический эпос, сказки, мифы, легенды, песни, пословицы, загадки – называют фольклором, что означает мудрость, знание. Действительно, во всех этих литературных жанрах...
  11. Фольклорная традиция в “Слове о полку Игореве” План I. Эпоха создания “Слова о полку Игореве”. II. Связь “Слова…” с устным народным творчеством. 1. Жанровое своеобразие “Слова…”. 2. Фольклорные элементы в...
  12. Литературные направления и течения Символизм (от греческого symbolon – символ, знак) – Литературно-художественное направление конца XIX – начала XX века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х гг. в творчестве...
  13. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ *** Лирические песни, по определению В. Г. Белинского, – это простодушное излияние “горя или радости сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений. Это или жалоба...
  14. Гипербола представляет собой разновидность литературных тропов, которые заключается в чрезмерном преувеличении в характеристиках сил, признаков, размеров, интенсивности и других свойств предметов, действий и явлений. Гипербола является распространенным литературным приемом, который...
  15. Новелла – это литературный жанр, оформленный в виде прозы. Она меньше романа с его описательной детализацией моментов, но больше рассказа. Обычно новелла не так популярна среди читателей, как другие эпические...
  16. С давних времен люди пытались объяснить мир, природу и свое место в окружающей среде. Так возникли мифы, которые является особенным способом мышления, воплощением коллективного сознания народа, отражением представлений и верований...
  17. Фауст – историческая личность. Он проживал на территории Германии в первой половине XVI столетия, был ученным, занимался магией и астрологией. Его образ впервые появился в немецкой народной книге XVI века,...
  18. Теория мотивов и ее вариации Термин Мотив впервые появился в ХVIII веке как термин музыкальный, однако быстро прижился в литературоведческом лексиконе, и теоретики немецкого романтизма (начало ХIХ века) уже активно...
  19. Матвеева Новелла Николаевна родилась в Детском Селе (ныне г. Пушкин) Ленинградской области в семье географа, историка-краеведа Н. Н. Матвеева-Бодрого и поэтессы Н. Т. Матвеевой-Орленевой. Дед Новеллы, Н. П. Матвеев-Амурский, также...
  20. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. И. Тютчев Русской женщине Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые...
  21. Западноевропейская и американская литературы в течение первой половины ХХ века развивались под знаком двух мировых войн, связанного с ними кризиса культуры и моральных устоев западного общества. Предчувствие кризиса появилось уже...
  22. Вы познакомились с фольклорными сказками, которые созданы коллективной фантазией. Вместе с тем в мировой литературе есть много сказок, авторами которых были писатели. Вы уже знаете имена таких сказочников, как Ш....
  23. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ Форма и содержание – два важнейших литературоведческих понятия. Они применимы, в сущности, к любым природным или общественным явлениям. Однако в художественном творчестве понятия “содержание” и “форма” приобретают...
  24. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.3. Барокко во французской литературе Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании,...
  25. СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА Определение специфики искусства традиционно связывается с двумя способами мышления – художественным или научным. Эти способы мышления являются двумя формами отражения и освоения действительности. Такое понимание художественного и научного...
  26. Бедный Демьян – псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова. Родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев), до 7 лет жил в Елизаветграде...
Фольклор. Жанры фольклора