Азербайджанские поэты 20 века. Азербайджан

  • 27.06.2019

Аз-кие и другие композиторы
Валентина Чикалова
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ПИСАТЕЛИ

ФАЗИЛЬ РАХМАНЗАДЕ
«Удар Судьбы»
Язычи 1990г.
1) Самед Вургун.

2) Мамед Араз (самобытный поэт).

3) Расул Рза. Расу;л Рза (азерб. R;sul Rza; настоящее имя Расул Ибрагим оглы Рзаев, азерб. R;sul ;brahim o;lu Rzayev) (1910-1981), азербайджанский поэт. Народный поэт Азербайджанской ССР (1960), Герой Социалистического Труда (1980), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Член ВКП(б) с 1939 года.

Расул Ибрагим оглы Рзаев родился 6 (19) мая 1910 года в городе Геокчае в семье служащего. Происходил из рода Мамедханлы, который связан с именем помещика и владельца нескольких сел и имений Мамедом Мамедъяр оглы из племени баят тейпа шахсеван. Расул Рза получил среднее образование в районной школе. Окончил Институт кинематографии в Москве. В 1937-1938 годах Р. Рза работал начальником сценарного отдела, а в 1942-1944 годах - директором Бакинской киностудии. В 1944-1946 годах был начальником управления по делам искусств Азербайджанской ССР. В 1948-1949 годах был министром кинематографии Азербайджанской ССР. Депутат ВС Азербайджанской ССР 1-го 3-7 созывов. Был главным редактором Азербайджанской советской энциклопедии (с 1965 года), возглавлял ряд творческих и общественных организаций. Председатель правления СП Азербайджанской ССР (1938-1939).
[править]
Творчество

Расул Рза начал публиковаться с 1927 года. Первые стихотворения поэта печатались в газетах и журналах («Гяндж Ишчи», «Худжум», «Революция и культура» и др.) Стихи Расул Рза выпущены отдельными изданиями: «Чапей» (1932), «Си Ау» о национально-освоболдительном движении в Китае; «Письмо пионера» (1934), «Суровые дни», «Родина», «Месть! Месть!», «Верность». «Крылья» (1935); сборник стихов вышел в переводе на русский язык в издании Гослитиздата.

Мемориальная доска

В конце 1920-1930-х писал об интернациональной борьбе против фашизма и колониализма. В начале 30-х годов XX века написал антифашистские стихотворения «Женщины», «Чинар», «Германия» (1934), «Мадрид», «Ингалесио», «Кармен», получившие широкое признание читателей. На Великую Отечественную войну годов откликнулся сборниками стихов и рассказов: «Бессмертные герои» (1943), «Ярость и любовь» (1942), «Бахтияр» (1942). Братьям из Южного Азербайджана он посвятил поэму «Новолуние» и ряд стихотворений. С 50-х годов в творческой палитре Расула Рза возобладали философские мотивы. В 1961 году Расул Рза посвятил поэму Нариману Нариманову «Народный доктор». В 70-х годах написал поэмы «Вчера, сегодня и завтра», «1418», «Навстречу ветру». Расул Рза-автор рассказов и стихотворений для детей, создатель ряда научных и публицистических статей и очерков. Написал поэмы «Ленин» (1950), «Лейли и Меджнун» (1973); сборники стихов «Долгое эхо» (1970), «Против ветра» (1978); пьесы «Вэфа» (1943), «Братья» (1956), «Закон» (1963).

Перевел на азербайджанский язык произведения Эсхила, Г. Лонгфелло, Дж. Байрона, Лопе де Вега, И. В. Гёте, Ш. Петёфи, П. Элюара, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. А. Блока, В. В. Маяковского, А. А. Фадеева и многих других поэтов. Произведения Расула Рза переведены на многие иностранные языки.

Супруга Расула Рзы - поэтесса Нигяр Рафибейли, Народный поэт Азербайджана. Их сын - Анар, 1938 года рождения, известный писатель, драматург, сценарист и режиссёр кино, председатель правления СП Азербайджанской ССР.

Именем Расула Рзы названа одна из улиц Баку.
[править]
Награды и премии
Сталинская премия третьей степени (1951) - за поэму «Ленин» (1950)
Герой Социалистического Труда (1980)
два Ордена Ленина
Орден «Знак Почёта»
народный поэт Азербайджанской ССР (1960)

4) Нариман Нариманов(1875-14 апреля Тифлис – 1925 – 19 марта Москва)- врач, писатель.
« Надир – шах» - постановка, «Бахадур и Сона», «Пир» или «Священное место» - востоковедение.

5) Аббаскули Ага Бакиханов (поэт, дипломат, путешественние).

6) Джафар Джабарлы – драматург.

7) Микаил Мушфиг – поэт прожил 29 лет. Последнее произведение М.Мушфига – цикл рубаи «Дуйгу Ярпаглары» (Листья чувств). Он родился в Баку в 1908г. в семье учителя Мирзы Гадира Исмаилзаде. За короткую жизнь М.Мушфигу удалось выпустить 10 книг. В 1937году его судили, как контрреволюционера. На допросах он все обвинения отрицал.
Военная коллегия приговорила М.Мушфига к высшей мере наказания – растрелу. 6-го января 1938 года на рассвете приговор был приведён в исполнение. 23-го января 1969 года праздновался юбилей поэта.

8) Гачаг Наби, его боевая соратница Ходжар.

9) Сулейман Рустамов – аксакал нашей поэзии.

10) Гачаг Керем – имеет место азерб-кой, груз–кой связи в литературе. Умер своей смертью.

11) Пётр Монтин – 1905г. убит, собравшегося ехать на Таммерфорскую конференцию.

12) Ханлар Сафаралиев – в 1907 году, в возрасте 28 лет убит злодейской пулей. Похороны Ханлара напоминали похороны Баумана в октябре 1905г. в Москве.

13) Буньят Сардаров убит 1919г. в 30 лет.

14) Имя Гачага Адигезала было: бесстрашного, неуловимого.

15) Сулейман Рустам – народный поэт Аз-на.

16) Мирварид Дильбази – народный поэт Аз-на.

17) Насиреддин Туси – родился в 1201 году. Математик, астроном, философ-гуманист, поэт – обогатил сокровищницу мировой науки и культуры. Владелец Марагинской обсерватории. Произведение Н.Туси «Этика» под названием «Эхлагэ Насир».
В 1247г. Н.Туси создал ещё одно жемчужное творение – «Тахрифаль» – «Преломление и возвращение луча» хранится в Берлинской гос. Библиотеке. 600 бейтов его дошли до наших дней.

18) Мирза Казем - бек – Признанное светило своей эпохи, востоковед, педагог с энциклопедическими знаниями. После тяжёлой болезни скончался 27-го ноября 1870года. Похоронен в Павловске близ Петербурга на кладбище.
Под руководством М.Казем-бека Л.Н.Толстой два года изучал азерб-турецкий языки.
Он был избран деканом первого отделения философского отделения Казанского университета. За выдающиеся заслуги в науке Британское Королевство Азиатское общество в Лондоне 14 января 1829г. избирает М.Казем-бека действительным членом. 13 декабря 1835г. на общем собрании Российской Академии наук М.Казем-бек был избран членом - корреспондентом. Через год произведён в экстраординарные профессоры. В 1862г. был избран членом Американского Философского общества, организованного выдающимся американским учёным Бенджамином Франклином и долгое время считавшемся американской Академии наук.
Россия, усыновившая азербайджанца Мирза Казем-бека, и сегодня глубоко чтит память этого выдающегося учёного.

19) Мирза Джафар Топчибашев – за короткий срок стал один из ведущих професоров Петербургского университета, учителем и наставником целой плеяды замечательных российских востоковедов и дипломатов.
«Мудрому человеку вся земля открыта,
Ибо хорошей душе отечество – весь мир» Фазиль Рахманзаде.
1823г. 7 марта Мирза Джафар утверждён адъютант - профессором персидской словесности Петербургского университета. В качестве профессора продолжал свою деятельность в Институте восточных языков при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел (до конца жизни).
«Интересно отметить примечательный факт, что когда-то М.Д.Топчибашев оказал влияние на поэтическое творчество А.С.Пушкина.
«Ум и сердце человека, как и его речь,
хранят отпечаток родины» (автор книги).

Ещё древние говорили:
«Кто умён и силён, у того и любовь к родной земле беспредельна».
«Колодец, лишённый притока, свежих вод, в конце концов, оскудеет, обмелеет. И ведро, приходившее прежде полнёхоньким, начнёт царапать дно и не будет в нём ни прежней чистоты, ни свежести» (автор книги)

20)Джамал Аликпер оглу Юсифзаде родился в 1862г. в Карабахе, в интеллигентной семье. После семи лет обучения в Иране и Ираке вернулся на родину, начал учительствовать.(40 лет). Преподавал роднолй язык, арифметику, фарсидский язык, писал газели на любовную тему: «Фархад и Ширин», рассказы в стихах для детей. Его статьи и Физули и Навои были опубликованы в г. Баку в сборниках, посвящённых юбилеям этих классиков.
Название книги, о которой говорит в своём письме Р. Атакишиев, «Решахати - набавия». Эта книга выпущена в Баку в 1910 г. издательством «Братья Оруджевы». Затем в том же издательстве вышли его произведения «Фархад и Ширин» (отобранный из стихотворных произведений покойного шейха Низами и сокращённый рассказ о любви), а в 1912г. – его книга «Под нажимом жизни или конец предателя» (Любовный роман, взятый из реальной жизни») и «Наставления предков».
Как видно и из этих названий, все эти произведения свидетельствуют о направленности автора к классическому литературному наследию, устному народному творчеству, о большом значении, которое он придавал вопросам морали и воспитания.
Мирзаджалал Юсифзаде скончался в 1931г. в Баку.

21) Сердце Кара Караева словно было мельницей искусства…
«Искусство Кара Караева – это мост, пройдя который, попадаешь в поразительный мир…»

22)В истории аз. литературы нет, наверное, второго такого писателя, как Мирза Шафи Вазех, чья творческая деятельность и художественное наследие были бы окутаны таким туманом неизвестности:
«Из песен остаётся на века
Скорее песня та, что коротка,

Порой навечно людям остаётся
С коротким изречением строка.

В коротком слове мудрость к нам пробьётся.
Хоть век назад слетела с языка».

23) Фархад Бадалбейли – композитор.

24) Обработка героических сказаний, связанных с именем Деде Горгуда, получил название «Китаб - и – дедем - Горгуд», т.е. «Книга деда (отца) моего Горгуда».
В самом начале этого бесценного огузского эпоса указывает на то, что Деде Горгуд происходит из племени Баят, а время его жизни относится приблизительно к концу – началу 7 вв.
Деде Горгуд, личность историческая с событиями, имевшим место в Аз-не –11 вв., то он создан на историко-художественном фундаменте, заложенном гораздо ранее – 6-7 вв.
Деде Горгуд – общепризнанный родоначальник о з ан о в - а ш ы г о в – (духовный вождь) – это патриарх…
«…Китаб Дедем Горгуд» –основа основ, начало начал азербайджанской литературы, культуры, духовного и творческого развития нашего народа.
Мир неуёмной фантазий, пантеистического восприятия бытия, языческого буйства страстей и поступков, стихия жизни и любви в полный накал.

25) Ж.САНД дважды обращалась к тексту «Кёроглу». В предисловии, написанном ею ко второму переводу, говорится: «В моих глазах «Кёроглу» всегда останется, как исключительно пылкое и интересное произведение.
Ж.Санд в основу своего перевода взяла перевод А.Ходько.
На стр.219 – говорится о селе Дэлилер в Шамхоре, где обитался Кёроглу. Там Проходили состязания героев друг с другом посредством волшебного саза, где сражение шло не на жизнь, а на смерть защищая родину, честь, достоинство.
……………………………………………………………….
Известно, что после нашествия арабов население низменной части Аз-на приняло исламскую религию. Прикосновение и утверждение ислама привело к созданию мусульманских храмов. Однако до ислама определённая часть азербайджанцев исповедовала христианство. Поклонение этой религии породило христианские храмы, памятники. Отстатки некоторых из этих сооружений, возведённых нашими предками – христианами, сохранились, по сей день. Христианство в Албании было принято в период, когда Сасаниды ещё не относились враждебно к этой религии. Этот период охватывает первую часть 4-го века, вернее до 326г. Характерно, что Рим в это время объявляет христианство государственной религией, а Сасаниды хотят использовать её как идеологическое оружие против Рима. Такова международная ситуация, созданная двумя великими державами, ускорившая победу нового учения – христианства в Закавказье.
Профессор Р.Геюшев в своей книге «Христианство в Кавказской Албании» пишет: «нам кажется, что в проповедничестве Елисея в Албании, как оно ни было легендарным, есть всё же доля правды. Это подтверждает идею о том, что христианство проникло в Албанию ещё со 2 в. События, связанные с Елисеем, составляет первый этап проникновения христианства в Албанию, то с деятельностью царя Албании Урнайра связан второй этап этого явления. «Раскопками на городище Амарас наряду с христианскими могильниками вскрыты погребения в кувшинах, каменных ящиках и в грунтовых могилах. Из которых являются – кенотафами, относится к 4-6 вв., т.е. ко времени, когда в стране довольно широко было распространено христианство.
Христианство не смогло также полностью вытеснить обряды захоронений в катакомбах, которые существовали параллельно с христианскими погребениями до 8 в. Захоронения в катакомбах зафиксированы в Мингечауре, Кабале, Торпаггле (Кахский р-н), в Казахском р-не.
Если углубиться в ещё более древнюю пору, то станет ясно, что в дохристианскую эпоху на аз-кой земле исповедовали зороастризм. Как определено исследователями, огнепоклонничество материализировано в книге «Авеста», отразившей философское и художественное творчество ЗОРОАСТРА.
Во многих местах нашей земли сохранились остатки храмов, связанных с огнепоклонничеством.
Нельзя забывать о том обстоятельстве, что каждая религия в какой-то мере проявляла отрицательное отношение к предшествующим верованиям. Подвергался преследованиям и зороастризм: огнепоклонники подвергались пыткам, их храмы разрушались. Сменяли друг друга эпохи и поклонения, и запамятовалось, что когда-то среди далёких предков наших были и христиане. В результате эти храмы, памятники «зафиксированы» как подтверждение на этих землях соседних народов, исповедующих христианскую религию.
Известный исследователь Гафар Кенди в своём труде «Зороастр, «Авеста» и «Азерб-жан» глубоко аргументировано подтверждает, что «Авеста», исстари относящаяся к числу произведений, снискавших мировую известность, тесно связана с прошлым азерб-го народа, его лит.традициями, образом мышления. Большинство источников считает Аз-н местом рождения, родиной исторического Зороастра.
Конечно, эти места именовались в то время по-иному.
Известный исследователь литературы Южного Аз-на Мирза Мамедали Тарбият в своей книге «Данишмендани –Аз-н», ссылаясь на Абу Рейхана Бируни, пишет: «Зороатр – известнейший в Аз-не. Он написал преобладающую часть «Авесты».

Ещё несколько изречений из книги:

Есть следы ног матери Томирис, прадеда Горгуда, братьев Джаваншира, Бабека, сестры нашей Нушабе.
- Горы, холмы, крепости, памятные следы, памятные песни, дастаны – священное наследие предков.
- Происхождение наше и сущность наша, путь и борьба, мечты и чаяния обрели в них вечность.
- «Гачага Наби» неоднократно ставился на сценах нашего театра.
- Саттархан!… - отпущены две жизни – и физ. И дух-ная. Умер в 47 лет (16 ноября 1924гю) – полководец нации.
- Людвиг, Альфред и Роберт (был ребёнком) Нобели – накопили капиталы за счёт нефти Аз-на – воротилы нефтянного бизнеса.
- Нобель и Ротшильд – хозяева бакинской нефти (1902 – 1904г.)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Азербайджан… Залитый солнцем край и музыка! Музыка, звучавшая везде: на улице и в доме, по радио, ТВ и в театре. А ведь вот как было когда-то давно: «…Не играй на музыкальных инструментах – грешно; не слушай музыку – грешно; не изучай её – грешно; не устраивай театра – грешно; не ходи туда; не рисуй портретов – грешно. Грешно, грешно, грешно…» – так, по словам М.Ф.Ахундова, великого азербайджанского просветителя, проповедовали тёмным людям миссионеры различного рода.
Но вот однажды на улицах Баку появились афиши: Драматическая труппа общества Ниджат маариф» сегодня, 12 января 1908 года, ставит в Драматическом театре Тагиева впервые на мусульманской сцене оперу «Лейли и Меджнун». Автором этой оперы был Узеир Гаджибеков - основоположник азербайджанской композиторской музыки.

«Мой Азербайджан» – музыка: Р.Гаджиева, слова А.Алибейли.
Музыкальная комедия – «Аршин мал алан» – музыка УЗ. Гаджибекова (1885-1948), «Кёр оглу».
«Сурейя» – музыка С.Рустамова, слова З.Джаббарзаде.
«Карабах» – музыка Д.Джангирова, слова Р.Зека.
Афрасияб Бадалбейли (1907-1976) – «Девичья башня» - балет, «Ива не плачет» либретты, оперо «Багадур и Сона», «Чернушка».
«Песня о Баку» (из к\ф «Телефонистка») – музыка Т.Кулиева, слова В.Кафарова.
Муслим Магомаев (1855-1937) – композитор, оперы: «Асли и Керем», «Шах Исмаил», «Наргиз»…

УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ
(1885-1948)
Почти все члены семьи Гаджибекова были одаренымузыкально и поэтически. Начальное образование Гаджибеков получил в двухклассном «русско-татарском» училище, потом учился в Горийской учительской семинарии. Окрылённый успехом первым оперы «Лейли и Меджнун», Узеир Гаджибеков создаёт мугамные оперы: «Шейх Санан», «Рустам и Зораб», «Шах Аббас и Хуршудбану», Асли и Керем», музыкальные комедии: «Муж и жена», Не та, так эта». С 1911 по1914гг. Гаджибеков занимается в Москве на частных музыкальных курсах А.Ильинского и в Петербурге в консерватории. В Петербурге создаёт замечательную музыкальную комедию «Аршин мал алан».
Вершиной творчества композитора явилась опера «Кёр-оглы». ЖизньУзеира Гаджибекова была неразрывно связана со всей бурно развивающейся музыкальной жизнью Азербайджана. Он был одним из создателей, а затем и ректором Азербайджанской государственной консерватории (ныне Бакинской Музыкальной Академии)…
КАРА КАРАЕВ
(1918-1982)
Выжающийся азербайджанский композитор Кара Абульфаз оглы Караев. Родился в Баку в семье известного врача, профессора медицины А.Ф.Караева. Первая кантата «Песня сердца» на слова Расула Рзы для хора, оркестра и танцевального ансамбля вышла в 1937 году. В 1952г. Караев создаёт одно из лучших произведений – балет «Семь красавиц», написанный по мотивам «Хамсе» Низами. Балет «тропою Грома» пишет по предложению Ленинградского Академического театра оперы и балета (ныне Мариинский театр Санкт-Петербурга).
Его ученики: А.Меликов, В.Адигезалов, Х.Мирзазаде, М.Мирзоев, Ф.Ализаде и др.
Умер в Москве. Похоронен в Баку.

БЮЛЬБЮЛЬ (1897-1961) – великий азербайджанский певец. Его настоящее имя Муртуза Мамедов. В юности получил прозвище Бюльбюль (соловей). Его голос отличается сочным тембром, выразительностью. Бюльбюль – первый непревзойдённый исполнитель главной партии в опере «Кёроглу» У.Гаджибекова. Среди лучших партий - Низами («Низами» А.Бадалбейли), Альяр («Наргиз» М.Магомаева), Алеко (Алеко» Рахманинова) и др. Преподавал в Бакинской консерватории.

ШОВКЕТ МАМЕДОВА
1897-1981)
Великая азербайджанская певица (лирикоколоратурное сопрано) педагог, музыкальный деятель. – Первая азербайджанская классическая певица. Первой вышла на сцену, что было недопустимо по мусульманским обычаям. Она прекрасно исполняла партии Гюльчохры («Аршин мал алан» У.Гаджибекова), Наргиз («Наргиз» М.Магомаева), Шахсенем («Шахсенем» Глиэра), Розины («Севильский цирюльник» Россини) и др.

РАШИД БЕЙБУТОВ
(1915-1989) – певец. Родился в Тбилиси. Отец – Меджид Бейбутов (1870-1945) – родился в Шуше, - Карабахе. Этот древний город назван музыкальной колыбелью, которая дала жизнь многим певцам, композиторам. Отец музыкант, обладал прекрасным голосом, знаток мугама, всего аз-кого фальклйра. Пел в «Аршине мал алане».
Мать Рашида Бейбутова – Фируза ханум (1894-1937) была представительницей одного из древнейших родов Азербайджана, интеллигентной и образованной женщиной.

НИЯЗИ
(1912-1984)
Начало исполнительской и композиторской деятельности выдающегося дирижёра Ниязи
Пришлось на период бурного подъёма музыкальной культуры Азербайджана, формирования композиторской и исполнительской школы республики. Выступая неустанным пропагандистом классической музыки и творчества своих современников, Ниязи активно участвовал в этом процессе.
Он является прямым продолжателем музыкальной традиций своего отца, композитора Зульфугара Гаджибекова и дяди Узеира Гаджибекова, оказавших большое влияние на творческий рост молодого музыканта. Музыкальное образование Ниязи получил в разных местах страны – в Москве, Ленинграде (Петербурге), Баку, совершенствуясь, как музыкант, под руководством М.Гнесина, Г.Попова, Л.Рудольфа и др.
Важным событием творческой биографиии Ниязи стала декада азербайджанского искусства в Москве в 1938 году. Ниязи дирижировал оперой «Наргиз» М.Магомаева и провёл спектакль « с какой-то особой лёгкостью и темпераментом», как отмечал Рихтер…
С 1938 года до дня своей кончины был художественным руководителем и главным дирижёром оркестра. Он становится известен и как композитор. Среди первых симфонических произведений, созданных азербайджанскими композиторами – Закатальская сюита, Концертная лезгинка, Танцевальная сюита Ниязи…
Замечательное сочинение композитора – симфонический мугам - «Раст». В основе «Раста» Ниязи лежат контраст героических и этических образов, тонкой лирики и праздничной, огневой танцевальности. С именем Ниязи связано развития оперного искусства в Азербайджане… С 1961 по 1965 годы он возглавляет Театр оперы и балета им. М.Ф.Ахундова в качестве директора, художественного руководителя и главного дирижёра. …Создаёт лирико-романтическую оперу «Хосров и Ширин» по мотивам поэмы Низами. Он автор балета «Читра» по мотивам индийского писателя и поэта Р.Тагора.
Ниязи много работал в содружестве с крупнейшими музыкантами-исполнителями – С.Рихтером, Э.Гельльсом, М.Полякиным. Д.Ойстрахом, В.Клиберном, Ф.Бадалбейли, М.Магомаевым, С.Алиевым.
Под управлением Ниязи впервые прозвучало много сочинений азербайджанских композиторов: К.Караева, ДЖ.Гаджиева, Ф.Амирова, А. Меликова, В.Адигезалова. …

ФАРХАД БАДАЛБЕЙЛИ (1947)
Пианист, профессор, ректор Бакинской Музыкальной Академии.

СУЛЕЙМАН ЭЮБ ОГЛЫ АЛЕСКЕРОВ
(1924-2000)
Азербайджанский композитор, дирижёр, педагог. Написал «Жди меня», комедию «Улдуз» – Сабира Рахмана.

ФИДАН КАСИМОВА (1947)
Певица – Муз-ка Уз. Гаджибекова пела «Аршин мал алан», играла на скрипке и фортепиано. Голос –нежно-серебристый тембр. Исполняла «Кёроглы», «Кармен» – Ж.Бизе, Маргариту из «Фауста» - Ш.Гуно.

ТОФИК КУЛИЕВ
(1917-2000)
Композитор, дирижёр. Его мугамы «Раст», «Сегях», музыка к фильмам: «Под знойным небом», «Сабухи», «Бахтияр», «Встречи», «Мачеха», «Телефонистка», «Ищите девушку», «Есть такой остров».

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782-1840) – скрипач. На одной из концертов порвались струны, сыграл на одной струне.

ЛЕОНИД КОГАН (1924-1982) – скрипач.

СВЯТОСЛАВ РИХТЕР
(1915-1993)
Выдающийся пианист. Школа – С. С. Прокофьева.

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.
Опера «Снегурочка» – широко использовал народные обряды и игровые песни.

ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1931)
Выдающийся современный дирижёр. Вот что писал Г.Рождественский про симфонию «Низами» Фикрета Амирова: «Впервые я познакомился с музыкой Ф.Амирова в 50-х годах. Это была симфония «Низами», которая сразу же покорила меня своей особой выразительностью, мощным эмоциональным зарядом.
Симфония подкупала не внешней пышностью, а устремлением в мир художественных образов. Я исполнил эту симфонию в Москве и записал на пластинки. А затем последовало несколько памятных для меня исполнений этой симфонии в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), на родине композитора в Баку. Особенно хочется остановиться на концертах в Лондоне, куда композитор специально приехал, чтобы присутствовать на репетициях и концерте. Лондонское исполнение имело очень большой успех. Слушатели устроили настоящую овацию!» Под управлением Г.Рождественского оркестр Стокгольмской филармонии с большим успехом исполнял №Сказание о Насими» Ф.Амирова.

ФРЕДЕРИК ШОПЕН
(1810-1849
Великий польский композитор. Подобно Моцарту и Бетховену, он прославился, как гениальный пианист. В одном из Варшавских костёлов в каменной колонне, по завещанию, на веки поместили сердце великого композитора.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
(1804-1857)
Великий композитор 19-го века. Современник А.С.Пушкина. Его первая опера («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила. Писал романсы: «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье, «Попутная песня».

ФЁДОР ШАЛЯПИН
(1873-1938) – певец (бас), блестяще пел народные песни. Пел в «Русалке» Даргомыжского – Мельник, Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргский), Хан Кончак («Князь Игорь» Бородина) и др.

ЭНРИКО КАРУЗО
(1883-1921)
Выдающийся итальянск. Певец (тенор). Он с большим успехом гастролировал в крупнейших оперных театрах мира. Лучшие партии: -Манрико, Радамес, («Трубадур», «Аида» Верди), Рудольф («Богема» Пуччини), Хозе («Кармен» Бизе), Каварадосси («Тоска»Пуччини) – феноменальный могучий голос. Карузо любил исполнять неаполитанские песни.

Литература Азербайджана... Тема эта не может быть исчерпана в десятках томах, так как само понятие подразумевает нечто обширное, масштабное, имеющее свое развитие в веках.

Богато и разнообразно устное народно- поэтическое творчество азербайджанцев.Своими корнями оно уходит в далекое прошлое тюркских народов. Высокое совершенство этих произведений свидетельствует о много-вековом предшествующем развитии, о богатых, еще более древних, традициях.

Однако, несмотря на богатую фольклорную традицию, письменная литература у тюрков возникла позже, чем у арабов и иранцев.Длительное время азербайджанские поэты создавали свои творения на персидском и арабском языках. Персоязычная литература в Азербайджане, естественно, была литературой только для тех, кто знал и понимал персидский язык, то есть для высшего круга феодальных правителей, знати и ограниченного круга горожан (купечества, ремесленников, духовенства, чиновников). Для большинства же населения Азербайджана эта литература оставалась недоступной. Азербайджан в этом отношении не был исключением. Аналогичное положение существовало и в Малой Азии.

В XI - XII веках все народы мусульманского мира (кроме арабов) на огромной территории от Индии и до Закавказья фактически пользовались в своей литературной деятельности одним лишь персидским языком, создавая литературу в единых жанровых формах, единой системе метрики и поэтики. Однако языковому и формальному единству персидской литературы противостояла самобытность идейного содержания и стиля многих ее

региональных литературных школ и течений.

Одним из наиболее ярких мощных течений такого рода явилась персоязычная поэзия Азербайджана.

XI - XI веков. В Азербайджане, как и на всей огромной территории распространения средневековой персидской поэзии, литературная жизнь сосредотачивалась первоначально преимущественно при дворах феодальных правителей.

Главным направлением придворной поэзии было воспевание в наиболее тонкой, изысканной, художественной форме того, что радовало, воодушевляло, развлекало владыку. И лишь отдав полную дань лживым и празднословным

восхвалениям, мог вещий поэт сказать иное, заветное слово, облекая, однако, его в покровы почтительных наставлений, затейливой басни, притчи, причудливой сказки.

Образование в середине XI века могучей сельджукской империи, в состав которой вошел и Азербайджан, привело к быстрому расцвету торговли, ремесел и всей городской жизни. В богатых, людных городах множились смелые духом и просвещенные праволюбцы, горевшие ненавистью к произволу и тирании феодалов,

к мракобесию и невежеству, преисполненные гуманистической мечтой о торжестве разума и справедливости.

Их светлые идеалы впервые получили литературное выражение именно в персоязычной литературе Азербайджана XII века, в творчестве многих замечательных поэтов, но наиболее полно и ярко - в творчестве великого Низами из города Гянджи. Зачинателем персоязычной литературы или во всяком случае первым выдающимся мастером в Азербайджане был Абу Мансур Гатран Тебризи. Значительная часть литературного наследия Гатрана состоит из касыд (хвалебных од), гите и четверостиший. Семена персоязычной поэзии, посеянные Гатраном на азербайджанской земле, дали богатые всходы. Его непосредственным преемник стал ганджинский уроженец Низамеддин Абуль-Ула. Он долгое время был главой придворных поэтов у правителя Ширвана. Одним из учеников его был гениальный Хагани. Значительное влияние Абуль-Ула оказал и на творчество Низами.

Наибольшего расцвета персоязычная поэзия Азербайджана достигла в середине и второй половине

XII века. В это время, кроме Хагани и Низами, в городах Азербайджана выступали и другие выдающиеся поэты -

Мухаммед Фелеки Муджиреддин Бейлагании и поэтесса Мехсети Гянджеви.

Величайшим мастером поэзии панегирического направления не только азербайджанской, но и всей средневековой персоязычной литературы был Афзеледдин Бадиль Ибрахим Хагани Ширвани. Литературное наследие

поэта состоит из поэмы " Тухват-уль-Ирагайн ", из обширного "Дивана", заключающего в себе оды, газели, четверостишия, гите, строфические стихотворения.

Хагани мастерски, виртуозно владел поэтическим словом и полностью отвечал запросам своего времени, согласно которым формальная извращенность являлась важнейшим признаком художественного совершенства. Следуя этим путем, Хагани стал одним из создателей сверхсложного риторического стиля в панегирическом жанре, расширив также традиционную тематику этого жанра введением религиозно-философской и дидактической темы.

Среди персоязычных поэтов этого периода почетное место принадлежит Мехсети Гянджеви. Она смело порвала с традицией затворничества и, открыто отдаваясь влечению сердца, воспевала радость свободного чувства.

Вершиной гуманистического направления не только в азербайджанской, но и всей средневековой персоязычной литературе является творчество Ильяса Низами. Принадлежа к сословию средних горожан, он никогда не был придворным поэтом, литература не являлась источником его существования. Однако по необходимым требованиям времени все свои поэмы Низами должен был посвящать тем или иным правителям Азербайджана и окрестных земель. Но вслед за обязательной похвалой царю следует похвала РАЗУМУ, СЛОВУ.

В начале XIII века монгольские полчища Чингизхана, покорив Северный Китай, Восточный Туркестан

и Хорезм, двинулись на запад. Над Азербайджаном, как и над другими странами Ближнего Востока, нависла опасность вражеского вторжения. Азербайджан того времени был разделен на мелкие феодальные владения, наиболее крупными среди них были Ширван с городами Гянджа и Шемаха и государство Эльдегизидов со столицей Тебризом.

Феодально раздробленный Азербайджан не был в состоянии организовать надлежащий отпор врагу. Несмотря на героическое сопротивление многих народов и крепостей, они не могли устоять против мощи противника.

Завоеватели превращали города в руины, убивали жителей, сжигали дотла деревни, разоряли земли. Многие цветущие районы Азербайджана после монгольского нашествия пустовали десятки лет. Экономика и культура страны пришли в упадок. Монгольское иго не прошло бесследно для истории Азербайджана, и в частности - для дальнейшей судьбы его литературы.

Падение феодальных династий, проводивших в области культурной жизни иранофильскую политику, приводит к постепенному упадку персоязычной азербайджанской литературы. Лишившись своих покровителей и не имея ценителей среди народа, не знавшего персидского языка, эта литература после монгольского нашествия постепенно угасает.

Со второй половины XIII века, когда в стране наступило относительное спокойствие, продолжается прерванное монгольским завоеванием развитие науки, литературы и искусства. В 1258 году в Мараге была построена обсерватория, где проводил свои наблюдения виднейший азербайджанский астроном Насреддин Туси. В Тебризе была открыта библиотека. Но наиболее значительным событием этого периода следует считать зарождение тюркоязычной азербайджанской письменной литературы, которая постепенно приходит на смену персоязычной, хотя нужно сказать, что вплоть до ХХ века некоторые азербайджанские поэты писали и по-персидски.

Кризис, пережитый страной в результате монгольского нашествия и приведший к упадку персоязычной литературы в Азербайджане, дал толчок к развитию литературы на родном языке. Подлинным родоначальником письменной поэзии на азербайджанском языке является Имадеддин Насими. Насими был одним из ревностных сторонников учения под названием хуруфизм. Сторонников хуруфизма жестоко преследовали

Насими был схвачен и жестоко казнен. Поэт писал на персидском, арабском и азербайджанском языках. Именно последнее обстоятельство является неоспоримой исторической заслугой поэта - он первым поднял азербайджанский литературный язык до уровня традиционных литературных языков Ближнего Востока. На собственном примере Насими доказал, что и на азербайджанском языке можно творить самую высокую поэзию.

В начале XVI века в стране складываются благоприятные условия для создания единого

азербайджанского государства. В политическом объединении страны особую роль сыграл род крупных феодалов Сефеви. Юный представитель этого рода Исмаил впоследствии выдающийся государственный деятель и большой

поэт, став во главе нескольких племен, за короткое время объединил разрозненные феодальные владения в

единое государство. Будучи человеком высокообразованным, шах Исмаил прекрасно понимал значение науки и искусства в жизни государства и способствовал их развитию при своем дворе.

Еще юношей Исмаил писал стихи на азербайджанском языке под псевдонимом Хатаи. Им написано много газелей, гошма, рубаи, в которых он по традиции отдает дань извечным темам лирической поэзии - красоте и любви, верности и смелости.

Дальнейшее развитие и расцвет жанра крупных эпических произведений связано с именем выдающего поэта средневековья Физули. Физули был одним из просвещенных людей своего времени. Поэт в совершенстве писал на трех языках - азербайджанском, персидском и арабском.Однако основные свои произведения, в том числе шедевр творчества поэта - поэма "Лейли и Меджнун" - написаны на азербайджанском языке. Один из величайших лириков в мировой литературе, Физули был непревзойденным мастером газели. Он писал для народа, и народ платил ему искренней любовью и признательностью.

В XVII веке государство Сефевидов приходит в упадок, Азербайджан неоднократно подвергается

нашествию турок и персов и теряет свою политическую независимость. Страна вновь оказывается поделенной

на небольшие ханства, которые беспрерывно враждуют между собой. Культурная жизнь в стране замирает, переживает кризис и письменная литература.

Однако народ героически борется против иноземных захватчиков, и эта борьба обусловила

развитие устного народного творчества. именно к этому времени относится дастан "Кероглу", "Асли и Керем",

"Ашиг Гариб". Широкую известной приобретают поэты-певцы - ашуги Гурбани, Сары Ашиг, Ашиг Валех.

В начале XVIII века в Азербайджане зарождается новое литературное направление. Представители его,продолжая гуманистическую традицию Физули, заимствовали из народной поэзии ее реалистического начало,

простоту и мудрость языка. Среди поэтов этого направления особенно ярко сияет имя Молла Панаха Вагифа,

который считается основоположником новой азербайджанской поэзии.

Вагиф прожил большую и сложную жизнь, выходец из простой крестьянской семьи, он, благодаря своим незаурядным необыкновенному трудолюбию,стал одним из самых выдающихся людей своего времени и своей страны. Первую половину своей жизни он посвятил воспитанию и обучению крестьянских детей в школе. Вскоре

слава его как ученого и поэта выходит за пределы его родных мест и достигает двора карабахского хана. Хан приглашает его к своему двору и назначает его главным везирем. Так волею судьбы и по приказу хана Вагиф стал государственным деятелем,но в памяти народной он остался выдающимся и вдохновенным народным поэтом-лириком.

Весь свой талант Вагиф посвятил созданию любовной лирики в жанре гошма. Вместе с новым жанром пришло и в литературу нового содержание. Вагиф воспевает земную любовь и простые радости жизни, его героини - прекрасные, вполне земные женщины, наделенные умом, благородством, добротой, не лишенные, однако, кокетства и милой хитрости.

Гражданские мотивы также нашли отражение в поэзии Вагифа. С болью в душе он пишет о

горестях бедных людей, о несправедливости, властвующей в мире. Но в основе своей лирика поэта оптимистична и жизнеутверждающа, полна светлых и радостных мотивов. Стихи его - мелодичные, написаны простым доступным языком. Народность и жизненность поэзии Вагифа сделали его одним из первых представителей реалистического направления в азербайджанской литературе.

Большой вклад в становление и развитие нового реалистического направления внес также друг и современник Вагифа - Молла Вели Видади. Творчество Вагифа и Видади определило дальнейшее развитие азербайджанской поэзии. Поэты, пришедшие им на смену, все больше стремятся освободиться от чуждого им арабо-персидского влияния; в их произведения все сильнее звучат народные мотивы, классические жанры все чаще уступают место народным, происходит процесс демократизации литературы.

Достойным продолжателем литературной традиции Вагифа и Видади является выдающийся поэт ХХI

века Касум бек Закир. Он выступил в азербайджанской поэзии как родоначальник нового сатирического направления.

Его творчество необычайно разнообразно по жанрам. Любовные песни - гошма подкупают тонким лиризмом и задушевной искренностью; им написано много сказок и басен для детей, но самое примечательное в его творчестве -

злободневная и острая сатира, принесшая ему славу выдающегося поэта. Будучи человеком независимым, он мог себе позволить открыто и смело осуждать пороки людей своего класса.

В начале XIX века Азербайджан был присоединен к России. Это событие имело исключительное значение для судьбы азербайджанского народа. Одним из выдающихся представителей азербайджанской литературы этого периода является Мирза Шафи Вазех. Необыкновенно одаренный и тонкий поэт, Вазех вынужден был всю жизнь довольствоваться скромной должностью учителя и писаря в богатом доме. Уже в зрелом возрасте, вполне сложившимся поэтом он приехал в Тифлис. Годы пребывания в этом городе были наиболее замечательным периодом в творчестве поэта. Здесь он сходится с видными азербайджанскими писателями-просветителями А.А.Бакихановым,

М.Ф.Ахундовым.

Поэт, литературное наследие которого (за исключением нескольких десятков строк) дошло до нас только в переводах (оригиналы утрачены), по воле рока стал известен в Европе раньше, чем у себя на родине. Но и эта слава у него была отнят Мало, кто, например, знает, что слова замечательного романса А.Рубинштейна

"Персидская песня", которую прославил своим замечательным исполнением Ф.Шаляпин, принадлежит не "Боденштендту", а Мирзе Шафи Вазеху. Исключительную роль в подъеме общественно-политической мысли в

Азербайджане, а также в развитии реалистической литературы во второй половине XIX века сыграл крупнейший

просветитель и мыслитель Мирза Фатали Ахундов.

Ранние произведения М.Ф.Ахундова относятся к 30-м годам ХХ века. Он начал свою литературную

деятельность как поэт, и поэзия занимает важное место в его творчестве. Первое произведение, появившееся в переводе на русский язык, это поэма Ахундова М.Ф. "На смерть Пушкина". Поэма написана в традиционном восточном стиле, с использованием множества красочных образов.

Одним из крупнейших представителей второй половины XIX века является поэт-просветитель Сеид Азим Ширвани. Первые поэтические опыты Ширвани были сделаны им под влиянием классической персидской и азербайджанской поэзии. Он писал традиционные газели, касыды, рубаи, но и в эти жанры внес новое содержание.

Азербайджанская литература берет начало от самого зарождения государства. Произведения ранних писателей используют языки огурских подгрупп: тюркские, кавказские и другие наречия. Сначала азербайджанская литература и поэтика не имели собственной письменности и существовали только в устной форме. Прародителем азербайджанской литературы считается героический эпос неизвестного автора о дедушке Коркуде.

"Книга моего деда Коркуда"

Сегодня сложно сказать, кому принадлежит авторство этой работы. Она была записана около IX в., а обрела печатную форму лишь к XIV в. "Китаби деде Коркуд" - это сложное поэтическое произведение, состоящее из вступления и 18 сказаний, разделенных на две части (дрезденскую и ватиканскую). У каждой части собственный сюжет и одинаковые действующие лица. Ее называют азербайджанской версией "Илиады" Гомера.

Главные герои - огузский хан Баяндур и его сыновья. Первое сказание полностью посвящено восхвалению великого полководца, его навыки и сила воспеваются как божественные. Большая часть произведения рассказывает об устройстве огузских племен, их традициях и народных сказаниях. Также упоминаются названия многих древних поселений крепости, укрепления и села.

Молла Вагиф Панах

Поэт, который вывел азербайджанскую литературу на новый уровень. Один из основоположников восточного стиля, Вагиф Молла Панах родился около 1717 года в маленьком поселении Гасанусу, недалеко от областного центра Актафы. Некоторые источники противоречат этой информации и называют исторической родиной Панаха город Салахлы.

С самых ранних лет азербайджанский поэт начал изучать языки. Он в совершенстве овладел арабским и персидским языками. Кроме основной деятельности занимался астрономией и изучением космоса. Из-за разгоревшихся междоусобиц был вынужден покинуть родной город и переехать в ханство Карабаха. Так как поэт был крайне образован, он начал заниматься преподаванием и открыл собственную школу в городе Шуша. К 1770 году его заметил карабахский хан Мирзы Джамала и взял на службу визирем.

На протяжении всей жизни азербайджанский поэт и писатель занимался строительством и поддержанием школ, больниц, большое внимание уделял творческой деятельности. В 1797 году произошла насильственная смена власти, и великий поэт был казнен. Он оставил после себя огромное культурное наследие, навсегда вписав свое имя в историю.

В поэт вошел как хан поэтов. В своих произведениях он поднимал темы о безвыходности человеческого положения, взаимоотношениях добра и зла.

Видади, ты на черствые эти сердца погляди,

И на время, что мчится вперед без конца, погляди!

На судьбу, что злодея внезапно сравняла с землей,

И на праведный гнев, на десницу творца погляди!

На бессилье того, чей светильник под утро угас,

А вчера вызывал поклоненье льстеца, - погляди!

И на эту надменную голову, павшую в прах,

Ей уже не носить золотого венца, - погляди!

На того, кто меня без пощады казнить повелел,

На того, кто его превратил в мертвеца, погляди!

Для доски гробовой нужно шаху четыре гвоздя,

На того, кто от гибели спас кузнеца, погляди!

Пусть примером паденья послужит Ага-Мухаммед,-

Опустели роскошные стены дворца, - погляди!

Не гляди на подругу и друга, на сына и дочь.

На творца всемогущего, как на отца, погляди!

О Вагиф, пред очами твоими пророк Мухаммед,

На избранника божьего и мудреца погляди!

Сеид Азим Ширвани

Один из периода рассвета азербайджанской культуры, Сеид Азим Ширвани родился 9 мая 1835 года в городе Шемаха. Его родители были духовными деятелями и занимались ребенком с раннего детства. Но позже он заинтересовался светскими вопросами, что сделало из него ярого противника всего азербайджанского духовенства. Высшее образование поэт получил в Багдаде, после чего отправился в Египет.

Известный азербайджанский поэт начал свою деятельность с основания литературного объединения "Дом чистых", собрав вокруг себя самых прогрессивных и образованных представителей культуры того времени. В числе работ отмечаются произведения в классических для Востока жанрах: рубаи, марсии, кысыды. Большое значение для современников имеют его притчи и поучения: многие писатели наших дней до сих пор считают его своим учителем. В произведениях часто использовал сатиру и остросоциальный юмор. Самыми известными и цитируемыми произведениями считаются: "Сатана", "Взятка Богу", "Похороны пса", "Скупец". Стихи азербайджанского поэта на русском имеют широкую популярность.

Один шутник скупцу

Сказал, в душе смеясь:

«Я видел странный сон.

Скажи мне: «В добрый час!»

«Ну, что же, в добрый час,

Милейший человек!»

«Так знай: в твоем дому

Я съел во сне чурек!»

От ужаса в поту

Скупец спешит домой,

Вошел и развелся

С испуганной женой.

Узнав о том, кази

Изрек: «Прогнав жену,

Ты, может быть, и прав,

Но докажи вину!»

«О праведный кази,

Такой-то, имярек,

Посмел в моем дому

Сожрать во сне чурек!

Я не могу простить;

Душа моя в огне!

Молюсь я о жене,

Во всем подобной мне.

Чтоб дом мой берегла

Надежней, чем замок,

Чтоб хлеб мой и во сне

Никто найти не мог!

Иначе - улетит,

Как пух, добро мое.

Мотовка! Вот за что

Я наказал ее!»

Гусейн Абдулла оглы Расизаде (Гусейн Джавид)

Ярчайший представитель азербайджанского романтизма. Был видной литературной фигурой ХХ в., популярен по всему миру. В его произведениях поднимаются серьезные проблемы тех времен. В поэзии Гусейна Джавида прослеживается линия гуманизма и философских размышлений о мире и войне. Он описывал разрушения, которым подверглась его родина, как "черный ад" и "чудовищный шум". Контраст двух эпох, в которых он жил, был описан в произведениях "Дьявол", "Хайям", "Сиявуш":

И для поэта кромешный день настал,

Забрал его жертвой к себе Молох

Закрыл несчастного смертный полог,

Душа взошла на вечный пьедестал.

Покинув злосчастный, холодный Магадан,

Твой прах объял родной Нахичеван.

Азербайджанский поэт родился 24 октября 1882 года в Нахичеване. Любовь к народному творчеству ему передалась от деда, который хоть и занимался землепашеством, но очень любил поэзию. В его семье было множество образованных людей - каждый из семерых братьев занимался просветительской деятельностью.

Поэт был ярым революционером. Это и стало причиной гибели - после ареста Гусейн Джавид был расстрелян. После себя он оставил множество произведений, современники называют его самым влиятельным писателем-революционером Востока. Стихи азербайджанского поэта на русском до сих пор пользуются немалой популярностью.

Самед Юсиф оглы Векилов (Самед Вургун)

Поэт, занимавшийся своей деятельностью во времена Советского Союза. Известен тем, что был соавтором гимна Азербайджанской ССР. Был членом ЦК КПСС, первым Народным поэтом Азербайджана и лауреатом двух Сталинских премий в области литературы за произведения "Комсомольская поэма", "Бунт", "Погибшая любовь" и "Виселица".

Кругом торопливые люди,

вовлеченные в водоворот,

позабывшие, что и в их душах

есть места не для личных забот.

Родился автор в Юхары Салахлы (Казахский район Азербайджанской республики). Поэт рано потерял мать, ему было всего шесть лет. Этот печальный момент найдет свое отражение в будущих произведениях После окончания школы поступил в семинарию, затем стал учителем. Долгое время занимался преподаванием в школе и университете. Путешествовал на Кубу, где продолжал заниматься творческой и образовательной деятельностью.

В творчестве Самеда Вурхуна ключевую роль занимала Великая Отечественная война. Благодаря произведениям на эту тему он был удостоен множества наград, получил признание у советского народа и власти.

Рамиз Мамедали оглы Ровшан

Самый известный азербайджанский кинодраматург, переводчик и писатель современности. Он создал множество научных и литературных трудов, эссе, стихотворений. В 1981 году вступил в Азербайджанский Союз писателей, где ведет свою деятельность и по сей день. За свою жизнь он издал всего два сборника стихов: "Дыхание" и "Небо камня не держит". В большей степени известен как драматург и режиссер.

Поэт родился после войны, в 1946 году. Сейчас ему 71 год, но он продолжает заниматься общественной деятельностью. На родине известен своими переводами. Благодаря ему в Азербайджане знают о Есенине, Маяковском и Цветаевой. По его собственным произведениям было снято множество кинокартин.

Я не надеюсь на людей,

Создатель - выше лицедей,

Стоящий выше всех смертей,

Вдруг вспомнит - снова в мир явлюсь.

Игрушкой сломанной в аду

К нему я в руки попаду,

Он мне излечит немоту-

И снова песней я зальюсь.

Азербайджанский поэт получил известность далеко за пределами родного края. Его стихи издаются на многих языках мира - произведения Рамиза Ровшана печатаются на территории бывшего СССР, США и в Германии. Стихи азербайджанского поэта на русском языке публикуются в нескольких изданиях.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Азербайджанский язык происходит от огузской подгруппы тюркских языков. Огузский язык появился примерно в 11-12 веке и тогда народ имел лишь устную литературу. Язык в Азербайджане имеет основу огузского и кипчакского языка. При этом на развитие оказали огромное влияние арабский и персидский языки. Литература в этой стране начала активно развиваться лишь в 16 веке.

Первым поэтом в 14 веке, стихотворения которого дошли до наших дней, является Гасаноглы Иззеддин. Также в это время создавались эпические, лирические и романтические поэмы.

Позже писатели Азербайджана придерживаются течения реализма в их произведениях. Они воспевали тему мудрости, честности, смелости, но при этом критиковали и осуждали междоусобные войны и жестокость феодального строя.

В 19 веке страна вошла в состав Российской империи. В этот период азербайджанские авторы отходят от персидских мотивов. В книгах все больше стало проявляться влияние русско-европейского течения, а сюжеты были реалистично-светские и национальные. В этот же период стала активно развиваться драматургия.

Современные писатели продолжают создавать стихотворения, а также значительно расширяют список жанров для своих книг. Вы сможете найти романы, детективы, фантастику, антиутопии. Молодые авторы все чаще возвращаются к национальной истории этнической памяти.После того, как страна обрела наконец-то независимость, в произведениях часто стала подниматься тема освобождения, патриотизма, справедливости. Страна пережила много тяжелых времен, многие поэты и писатели погибли, многих расстреляли. Мы собрали список самых видных и знаменитых авторов, которые в своих литературных шедеврах рассказывают про страну, про обычаи своего народа, а также о том, какова была история этого удивительного государства.

  • Аббас Сиххат
  • Абдулла Шаиг
  • Роберт Аракелов
  • Лев Мабудович Аскеров
  • Мирза Фатали Ахундов
  • Рагим Алхас
  • Аухади Марагаи
  • Зульфугар Ахмедзаде
  • Ашуг Алескер
  • Аббаскули-ага Бакиханов
  • Самед Бехранги
  • Бахтияр Вахабзаде
  • Молла Панах Вагиф
  • Самед Вургун
  • Гамид Арзулу
  • Гамэр-бейим Шейда
  • Гасаноглы Иззеддин
  • Гончабейим
  • Гурбани
  • Эльчин Гафар оглы Гасанов
  • Гусейн Джавид
  • Музаффар уд-Дин Джаханшах
  • Джафар Джаббарлы
  • Максуд Ибрагимбеков
  • Рустам Ибрагимбеков
  • Гамлет Абдулла Оглу Исаев
  • Гасаналиага хан Карадагский
  • Георгий Аветисович Кечаари
  • Ковси Табризи
  • Музаффар уд-Дин Джаханшах
  • Мехдикули-хан Вяфа
  • Джалил Мамедкулизаде
  • Осман Мирзоевич Мирзоев
  • Мамед Араз
  • Мир Мохсун Навваб
  • Хуршидбану Натаван
  • Нариман Нариманов
  • Мамед Саид Ордубади
  • Рамиз Ровшан
  • Нигяр Рафибейли
  • Сабит Рахман
  • Мирза Алекпер Сабир
  • Физули
  • Фикрет Годжа
  • Халил Рза Улутюрк
  • Юсиф Везир Чеменземинли
  • Исмаил Шихлы
  • Эльчин Сафарли
  • Элизабет Тюдор

В течение столетий литература всегда занимала особое место в системе интеллектуальных и культурных ценностей Азербайджана. Самым мощным пластом весьма богатой литературной традиции является фольклор. Азербайджанский фольклор, можно смело сказать, обессмертил систему этнокультурных ценностей народа. Народные колыбельные -первое соприкосновение с литературой для каждого азербайджанца, прививающее любовь к литературе и красоте родного языка. Когда азербайджанец покидает этот бренный мир, его провожает погребальная песнь. Фольклор азербайджанского народа так богат потому, что каждый человек — потенциальный создатель фольклорного произведения. Всемирно известная Авеста, которая была закончена в VI веке до н.э., и мидийские легенды, увековеченные в трудах древнегреческого историка Геродота, берут свое начало из этой богатой фольклорной традиции. Другим источником азербайджанского фольклора являются древние тюркские мифы и легенды. Книга Деде Горгуда, воспевающая героизм, тоже возникла из того же источника. Мы -свидетели быстрого развития и качественных изменений в азербайджанской литературе. В начале V века на территории Азербайджана был создан албанский алфавит, состоявший из 52 букв. Албанский Католикос Виро был одним из самых образованных людей своего времени. Он перевел персидские мифы на свой родной албанский язык. В VII веке албанская литература достигла пика своего развития. Самым известным поэтом того периода был Давдак, автор посвященной смерти великого азербайджанского полководца Джаван-шира поминальной песни, — уникального произведения, сохранившегося до наших дней.Среди образцов богатого литературного наследия, созданных в VII веке, — несколько рассказов и сюжетов из «Истории Албании», написанной известным албанским историком Моисеем Каланкатуклу. Этот его труд — один из немногих сохранившихся до наших дней. Он рассказывает о развитой азербайджанской культуре IV-VII вв, кроме того, истории и культуре этого периода посвящена «Хронология Албании» Мхитара Гоша, известного летописца тех времен.
Большинство литературных трудов, созданных в середине VII века, после принятия ислама азербайджанским населением, написано на арабском языке. Азербайджанские поэты VII-VIII вв. Муса Шеавет, Исмаил бин Ясер и Абдул Аббас писали на арабском языке. Начиная с X века, фарси стал доминирующим поэтическим языком на Ближнем Востоке. После отделения территории Азербайджана от Арабского Халифата, количество литературных образцов, написанных на арабском, начинает уменьшаться, и фарси становится доминирующим языком литературных трудов. С одной стороны, это было связано с литературной средой во дворцах элиты и приказами правителей Азербайджана, предпочитавших арабский и персидский языки, а с другой — причиной этому была заинтересованность известных азербайджанских авторов в сохранении связей с восточными странами, где арабский и фарси были государственными языками.
С XI века письменная литература в основном создавалась во дворцах, в связи с чем позже и стали ее именовать «дворцовой литературой» или «литературой дивана (сборник стихов)». Особенностью этого периода было использование фарси большинством известных авторов того периода. Самым выдающимся представителем азербайджанской литературы XI века был Гатран Тебризи (1012-1088). Его перу принадлежат сборник стихов «Диван» и толковый словарь «Ат-Тафасир», оба написаны на фарси. Поэты и ученые XII века — Абу Наср Мансур Тебризи, Хатиб Тебризи, Искафи Занджани, Хеттат Низами Тебризи — творили на арабском языке.
XII век был важным периодом для азербайджанской литературы. Из поэтов, живших в то время, следует назвать имя Абуль-уллы Гянджеви, которому было присуждено звание Меликуш-Шуара (главы поэтов). Кроме того, заслуживают упоминания Фелеки Ширвани, Изеддин Ширвани, Муджуред-дин Бейлагани и Гивами Гянджави. Хотя их образ мыслей и был пронизан азербайджанским духом, они создавали свои творения на фарси. Однако с XIII века все больше стихов стало появляться на азербайджанском языке. Самым ранним памятником на азербайджанском языке, сохранившимся до наших дней, является поэма, написанная Гасаноглу, и даже сейчас она является уникальным образцом азербайджанской поэзии.

Гениальный Физули был взращен наследием Низами. До него азербайджанская литература уже могла гордиться творческим наследием Гасаноглу (XIII век), Гази Бурханеддина (1344-1398), Насими (1369-1417) и Хатаи (1487-1524) и получила известность на Ближнем и Среднем Востоке. Физули, так же, как Низами, принадлежит не только своему народу и региону. Физули — мед и слезы азербайджанской литературы -принадлежит всему миру с его печалью и дальнейшим развитием гуманистических традиций Низами. «Я не слаб, смотри, я не кланяюсь никому» — этими словами он провозгласил свободу и достоинство личности. Первое яркое проявление мировой скорби связано с именем Физули и позже встречается в произведениях Байрона и Гейне, гениев романтизма.
Поэтический жанр фольклора также развивался в период Физули, а позже появились стихи Гурбани (XVI век), Ашуга Аббаса (XVII век), Хаста Гасыма (1684-1760) и четырехстрочные баяты (особый жанр поэзии), стихи Сары Ашуга (XVII век). В XIX веке Деде Али, Ашуг Пери и Ашуг Алескер, развивая жанр, заняли литературную нишу и создали образцы искусства, которые популярны и считаются важными до сегодняшнего дня. Что же касается средневековых героических эпо-сов «Кероглу» и «Шах Исмаил» и любовных эпосов «Ашуг Га-ряб», «Асли и Керем» и «Аббас и Гюльгаз», они были написаны под влиянием Книги Деде Горгуда и стали шедеврами азербайджанского фольклора. Молла Панах Вагиф, известный поэт и государственный деятель, считается выдающейся личностью позднего средневековья и начала современности. В области литературы он также стал знаменит благодаря своим реалистическим, мирским и лирическим произведениям, столь отличным от мистического очарования Физули. В этот период литературная деятельность поэтов Моллы Вели Видади (1707-1808), Мирзы Шафи Вазеха (1794-1852) и Гасым Бея Закира (1784-1857) играла важную роль в литературной жизни Азербайджана.

Мирза Фатали Ахундов (1812-1878) переместил азербайджанскую литературу в контекст западной литературы, таким образом, сблизив азербайджанскую культуру с европейской. В течение новейшей истории азербайджанская литература развивалась в этом направлении. Тем не менее, в основе ее развития лежали давние традиции. Патриотически настроенные поэты и писатели, такие, как Джалиль Мамедгули-заде, Мирза Алекбер Сабир и Над-жаф Бей Везиров, всемерно способствовали распространению идей национальной независимости и культурно-просветительской деятельности. Дело Мирзы Фатали продолжил великий драматург Гусейн Джавид (1882-1941). Пьесы Джафара Джабарлы (1899-1934), а затем Ильяса Эфендиева (1914-1997) стали украшением многих сцен. Поэзия Абдуллы Шаига (1881-1951), Ахмеда Джавада (1892-1937), Алиага Вахида (1895-1965), Самеда Вургуна (1906-56), Мухамедгусейна Шахрияра (1906-89), Сулеймана Рустама (1906-89), Микаила Муш-вига (1908-38), Расула Рзы (1910-81), рассказы Наримана Нариманова (1870-1925), Мамед Сайда Орду-бади (1872-1950), Юсиф Везира Чеменземинли (1887-1943), Сулеймана Рагимова (1900-83), Мир Джалала Пашаева (1908-78), Мирзы Ибрагимова (1911-93), Гылмана Илкина (р.1914), Имрана Гасымова (1917-81), Исмаила Шыхлы (1919-95), Азизы Джафарзаде (1921-2003), Гусейна Аббасзаде (1921-2008) и других играли важную роль в расширении горизонтов мировоззрения для нескольких поколений читателей.
В течение более десяти лет литература независимого Азербайджана продолжает активно интегрироваться в мировую литературу. Интеллектуалы из поколения шестидесятников играют важную роль в этом процессе. Наряду с ними и другие писатели и поэты обогащают наш литертурный и культурный кругозор. Но нашу литературную традицию пронес через века богатый азербайджанский язык. Среди известных современных деятелей азербайджанской литературы — поэты Мирварид Дильбази (1912-2001), Балаш Азероглу (р.1921), Наби Хазри (1924-2007), Гусейн Ариф (1924-92), Сохраб Та-хир (р.1926), Габиль (1926-2007), Нариман Гасанзаде (р.1931), Халил Рза Улутюрк (1933-94), Мамед Араз (1933-2004), Ильяс Тапдыг (р. 1934), Вахид Азиз (р. 1945); писатели Иса Гусейнов (р. 1928), Чингиз Гусейнов (р. 1929), Максуд Ибрагимбеков (р. 1938), Анар (р. 1938), Вагиф Самедоглу (р. 1939), Эльчин (р. 1943), Чингиз Абдуллаев (р. 1959) и другие.

(1126-1199)Хагани, один из выдающихся литературных деятелей периода возрождения азербайджанской литературы в XII в., родился в Шама-хы. Он был первым автором поэмы в истории азербайджанской литературы и сделал жанр гесиде популярным на Востоке. Как и в произведениях других представителей азербайджанского возрождения, основными темами его произведений были человек, окружающий его мир, борьба добра и зла, глубокий гуманизм. Его литературное наследие включает в себя «Диван», 17000 куплетов лирических стихов и поэму «Тохфат-уль-Иракейн» (Подарок двух Ираков), а также письма современникам, написанные прозой./ (1369-1417)

Насими, один из ярких представителей классической азербайджанской поэзии, родился в Шама-хы. Он написал первую социально-философскую поэму на азербайджанском языке. В своих философских стихах поэт воспевал величие человеческого разума, его красоту и радость. Согласно Насими, самая ценная жемчужина этого мира, его суть — это человечество. Он первым сравнил человека с Богом. Он говорил, что природа, земля и небо черпают свою красоту у человека. В 1417 году Яшбей, правитель Алеппо, приказал снять с поэта кожу живьем. Говорят, что во время казни Насими цитировал свой стих «Агримаз» («Без боли»). Другие известные стихи Насими — «Сыгмазам» и «Где ты, желанная моя? Ты душу мне зажгла».

(1717-1797)

Талантливый дипломат и государственный деятель, автор классических произведений азербайджанской литературы. Он родился в деревне Салахлы на территории нынешнего Газахского района Азербайджана. В 1757 году переехал в Карабах и открыл там школу. Позже, в 1769 году, Ибрагим-Халил хан (1759-1806), правитель Карабаха, пригласил его в свой дворец, сначала на придворную должность, а затем на должность главного визиря. Самые известные его стихи — «Праздник пришел», «Журавли», «Смотри» и «Двух красавиц я славлю».

(1832-1897)

Натаван, известная личность на азербайджанском литературном небосклоне XIX века, родилась в Шуше, в семье Мехтикули хана, наследника правителей Карабаха. Она получила домашнее образование, проявляла интерес к поэзии и музыке с раннего детства, говорила на нескольких восточных языках. В 1872 году основала Собрание друзей, литературный кружок известных поэтов, писавших в классическом стиле. В 1858 году она встретилась с Алексадром Дюма — отцом в Баку и подарила ему несколько сувениров. Дюма, в свою очередь, оставил ей на память изящный шахматный набор. В 1850 году она начала писать в традиционном восточном жанре. Основные мотивы ее поэзии — серия стихов о красоте природы и стих, посвященный ее рано умершему сыну. Самые известные ее произведения — «Фиалка», «Гвоздика», «Я плачу», «Ушел».

(1882-1941)

Гусейн Джавид, выдающийся азербайджанский поэт и драматург, родился в Нахчыване. Один из основателей прогрессивного азербайджанского романтизма XX века. Автор лирических стихов, лирико-эпических и эпических поэм, драматургических произведений в стихах, первых в азербайджанской литературе. Наиболее известен Джавид — драматург. Его философские и исторические трагедии оказали огромное влияние на национальный театр, сформировав его новое лицо. Совокупность новых подходов обрела известность как «Театр Джавида». Исторические драмы, такие как «Пророк» (1921), «Хромой Тей-мур» (1925), «Сиявуш» (1933) и «Хайям» (1935), так же как и трагедия «Иблис» (1918), принесли ему широкую известность. Будучи демократом по духу, он не смог приспособиться к «советским требованиям», был арестован в 1937 году и сослан в Сибирь, где и погиб в 1941-м. По инициативе главы государства Гейдара Алиева останки Джавида были перезахоронены в его родном городе в 1982 году, а в 1996 году на месте захоронения был воздвигнут монумент.

(1906-1956)

Самед Вургун, известный азербайджанский поэт, родился в Газа-хе. За выдающийся вклад в поэзию ему было присвоено звание народного поэта Азербайджана. Его ранние произведения — чарующе лиричны. Пессимизм, несчастная любовь и родная природа были основными мотивами раннего этапа его творчества. Он — автор известных стихов «Вперед», «На чужбине» и «Азербайджан». Вургун также автор стихотворных пьес, самой значительной из которых является «Вагиф», посвященная выдающемуся азербайджанскому поэту Молла Панах Ва-гифу. Позже Вургун написал свои знаменитые стихи и поэмы «Мугань», «Айгюн», «Старые друзья». Патриотизм, интернационализм и общечеловеческие ценности всегда были ведущими темами в его произведениях.

Один из известных деятелей современной азербайджанской литературы. Согласно рейтингам популярности, он входит в тройку самых читаемых авторов в странах СНГ.Написал 600 книг, изданных в 23 странах на 16 языках. Общий тираж книг Чингиза Абдуллаева -более 20 миллионов экземпляров. Его книги называют «национальным экспортом Азербайджана». Романы «Голубые ангелы», «Закон негодяев», «Лучше быть святым», «Тень ирода», «Три цвета крови» включены в золотой фонд мировой детективной литературы.

Низами Гянджеви (1141-1209) Низами Гянджеви, бессмертный гений азербайджанской поэзии, известный всему миру как великий мастер пера. Жемчужины искусства, созданные им, выдержали испытание временем. Его литературные шедевры, читаемые во всем мире, обогащают нашу духовную жизнь и побуждают к добру. Всемирно известная «Пятерица» (Хамсе) состоит из пяти поэм различной тематики. «Сокровищница тайн» (1174-1175), «Хосров и Ширин» (1181), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197) и «Искендер-наме» (1200) принесли славу Низами, но нам известно, что основой всей его творческой деятельности был сборник его стихов. Диван состоял из 20000 куплетов, к сожалению, до наших дней дошла только небольшая его часть. Низами Гянджеви был великим поэтом и гениальным мыслителем. Из его трудов видно, что он обладал обширными познаниями в астрономии, медицине, философии и педагогике. Именно Низами впервые выдвинул и защищал идею «утопического общества», задолго до итальянского философа Томмазо Кампанеллы, писал о солнце, луне и звездах, заявляя, что у луны нет собственного света, называл ее «бессветной точкой». Он также высоко оценивал вклад работ Эвклида (III век до н.э.) и Птолемея (II век до н.э.) в развитие геометрии./Мухаммед Физули (1496-1556)
Выдающийся азербайджанский поэт-классик, родился в города Кербела в Ираке. Он происходил из племени Баят, которое пришло в Ирак из Азербайджана. Физули писал на трех языках: арабском, персидском и азербайджанском. Он — самый выдающийся прозаик
азербайджанской литературы. Основные темы его произведений — любовь и гуманизм. «Лейли и Меджнун» — вершина его литературного творчества — жемчужина азербайджанской поэзии. Физули также писал аллегорические произведения. Его поэма «Бенг ве Баде» («Опиум и Вино») посвящена важнейшим политическим процессам того времени и дает классификацию правителей, шахов и султанов. Кроме того, среди его творений — «Шикаятнаме» («Книга Жалоб»), «Риндузахид» (на персидском) и «Енус-уль-Кальб». Физули — один из создателей литературного азербайджанского языка. Он обогатил литературный язык стихами на родном языке в стиле Насими. Он создал литературную школу, которая оказала большое влияние на азербайджанскую и восточною поэзию.

Мирза Алекпер Сабир (1862-1911)
Мирза Сабир, известный поэт-сатирик, родился в Шамахы. Его имя — одно из самых значимых в азербайджанской литературе, формировавшей общественное мнение. Основные идеи стихов поэта-реалиста — гуманизм и свобода. Защищая принципы реализма, Сабир счел своим долгом писать о том, что «плохое — это плохое, неправильное — это неправильное, а что правильно -то правильно». Литературные и эстетические идеи поэта отражены в его стихах. Поэзия Сабира, мастерство ее исполнения и ее литературная форма занимают важное место в поэзии Азербайджана, а также Ближнего и Среднего Востока. Он писал еще и пародии, например «Притворяясь угнетенным, не очень-то ной», «Ах, как чудно с друзьями я жил тогда».

Мухаммед Асад бек (1905-1942)
Мухаммед Асад бек (Лео Нуссембаум, Курбан Сайд) — один из видных представителей азербайджанской эмигрантской литературы XX века. Родился в Баку, в 1920-м году, после падения Азербайджанской Демократической Республики эмигрировал в Турцию, оттуда — в Германию, скончался в Италии, вблизи города Неаполь. Является автором известного в мире произведения — «Али и Нино». Мухаммед Асад бек, обретший всемирную славу, все свои сочинения писал на немецком языке. Самые известные из них — «Нефть и кровь на Востоке» (1929), «12 тайн Кавказа» (1930), «Сталин» (1930), «Кавказ. Горы, народы и история» (1931), «Мухаммед» (1932), «ДСИ. Заговор против мира» (1932), «Белая Россия» (1932), «Россия на перепутье» (1933),
«Жидкое золото» (1933), «Мануэла» (1934), «Милош и нефть» (1934), «Ленин» (1935), «Рза шах-предводитель, падишах и реформатор» (1935), «Николай П. Величие и закат последнего царя» (1935), «Аллах Велик. Упадок и подъем исламского мира от Абдул Гамида до Ибн Сауда» (1935), «Али и Нино» (1937), «Муссолини» (1937), «Алтунсач» (1938).

Мухаммед-Гусейн Шахрияр (1906-1988)
Имя Шахрияра широко известно в азербайджанской и иранской поэзии XX века. Он начал писать лирические стихи в 1920-х годах. Первая книга этих стихов была издана в 1931 году. Поэма «Приветствие Гейдарбабе» («Гейдарбабая салам») — его крупнейшее произведение на азербайджанском языке. В своих произведениях, которые он создавал и на азербайджанском и на фарси, Шахрияр мастерски соединял обе поэтические традиции. Основными мотивами его поэзии были справедливость, свобода, моральная чистота и оптимизм. В своем литературном творчестве Шахрияр воспевает красоту азербайджанской природы, народных обычаев и традиций, а также безграничную любовь к Родине.

Бахтияр Вагабзаде (р. 1925)
Бахтияр Вагабзаде, народный поэт и выдающийся представитель азербайджанской литературы XX I века, родился в Нухе (Шеки). Он сыграл важную роль в формировании современного азербайджанского стихотворчества. Любовь, патриотизм и человеческие ценности -центральные мотивы его лирики. Поэмы «Мугам» и «Полистан» выражают мечты азербайджанского народа о национальной независимости, «Шаби-Хиджран» повествует о жизни Фи-зули, а «Мученики» посвящена погибшим в январе 1990 года. Кроме того, Вагабзаде — автор множества стихов и пьес.