Офисная мебель и всё вокруг неё. Офисы в художественной литературе

  • 24.04.2019

Путешествие в «кабинет философа в осьмнадцать лет…» (Экскурсия к роману «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.) Во второй половине ХIХ века сформировалась русская школа художников-иллюстраторов, и именно с этого времени книжная иллюстрация становится неотъемлемой частью художественной литературы. Иллюстратор следует за творческой мыслью писателя, но в то же время «иллюстрация создаёт особую, параллельную тексту, художественную реальность». Для того чтобы создать хорошие иллюстрации к тому или иному произведению, нужно не только прочесть произведение, но и проникнуть в мир образов, почувствовать дух описываемого времени. Иначе может оказаться, что иллюстрация окажется по своему художественному наполнению гораздо ниже оригинала. Об этом писал известный искусствовед И.Э. Грабарь в своей книге «Моя жизнь»: все иллюстрации к великим литературным произведениям страдают обычно одним недостатком: они неизмеримо ниже оригиналов и неубедительны в своей трактовке персонажей данного автора». Многие известные иллюстраторы открывают своими работами различные смысловые грани художественного произведения. Оригинальные образы пушкинской эпохи удалось создать в своих работах известным художникам-иллюстраторам Павлу Петровичу Соколову и Елене Петровне Сумакиш-Судковской.

П.П. Соколов (1826-1905) родился в семье известного живописца П.Ф. Соколова. Обучался в Санкт-Петербургской Академии живописи под руководством Карла Брюллова. В 1864 году был удостоен звания Академика за картину «Святое семейство». В 1855-1860 годах П.П. Соколов создал 48 рисунков свинцовым карандашом к роману «Евгений Онегин». Это время было ещё близко к пушкинской эпохе, поэтому художнику удалось создать удивительно живые и яркие художественные образы. Под иллюстрациями также карандашом художник написал и весь текст «Евгения Онегина». Эту работу живописца высоко оценили его современники. Известный скульптор, профессор Академии художеств и заведующий литейной мастерской Академии живописи П.К. Клодт предлагал собственные средства на издание рисунков. Однако иллюстрации были опубликованы только в 1893 году и имели огромный успех. На рубеже 19 -20 веков были выполнены иллюстрации к «Евгению Онегину» Е.П. Сумакиш-Судковской (1863-1924). Она была, безусловно, заметной представительницей среды того времени. Художница родилась в Петербурге в семье военного инженера, живописи обучалась в художественной школе в Хельсинки, брала уроки у В.П. Верещагина. В 1882-1890 годах

жила и работала в Париже, занималась в ателье Ж. Бастьен-Лепажа. В 1900-е годы много работала в книготорговом плакате для журнала «Нива». Иллюстрировала книги, в том числе детские. Входила в первый Дамский художественный кружок (1882-1918). Была творчески одарённой натурой, ее работы выставлялись вместе с полотнами В.Верещагина, И. Шишкина, И.Репина. В 1911 году издательство товарищества «Р.Голике и А. Вильбург» выпустило книгу А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с иллюстрациями Е.П. Сумакиш-Судковской. И в отличие от работ П.П. Соколова, ее работы не были так же одобрительно приняты современниками. Многие упрекали ее в нарочитой красивости, иллюстрации отчасти сравнивали с рисунками, выполненными в жанре лубка. Однако её работы имели свое собственное «лицо», а яркость и нарядность её картин во многом говорили о свойствах её души. Работая в технике акварельной живописи, требующий большого мастерства, она раскрашивала свои работы в яркие краски, тем самым делая их похожими на открытки или даже на произведения любочного жанра. От нее не ускользает ни одна деталь из текста романа: Все украшало кабинет Философа в осемнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненном хрустале; Гребёнки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов. Все эти детали кабинета «молодого философа» детально и с небольшой иронией изображены в работе Е.П. Сумакиш-Судковской. Она рисует Онегина сидящим в кресле, среди предметов молодого повесы. Все детали, которые перечислены у Пушкина, присутствуют у Е.П. Сумакиш-Судковской. До мельчайших подробностей прописаны узоры на вазах, мебели. Иллюстрации имеют интересную композицию. Онегин помещен в центр картины и благодаря двум его отражениям в зеркалах, слева и сзади, взгляд читателя, осматривая все вокруг, снова возвращается к главному герою. П.П. Соколов также изображает Онегина в кресле. Но столь различны приёмы художников! Онегин у П.П. Соколова изображён полулежащим в кресле, он задумчиво смотрит перед собой, ничто не отвлекает взор зрителя от героя, разве что чересчур массивное кресло и едва различимые предметы на столе. Созданный буквально несколькими штрихами образ Онегина в свободной позе, погруженного в раздумье, очень точно передает характер и настроение героя.

У П.П. Соколова герой более лиричен, тонок. Кажется, что, следуя за его взглядом, мы устремляемся в область его мыслей и переживаний. Еще один отрывок из «Евгения Онегина», который проиллюстрировали два художника, изображает Ленского и Ольгу: … Уединившись от всех далеко, Они за шахматной доской, На стол облокотясь, порой Сидят задумавшись глубоко, И Ленский пешкою ладью Берет в рассеянье свою. Красочная работа Е.П. Сумакиш-Судковской в данном случае не позволяет сконцентрироваться на чувствах и переживаниях героев. Поза Ленского слишком уверена и статична, Ольга лишена юной нежности и взволнованности. Из-за обилия деталей взгляд читателя несколько рассеивается, что мешает сопереживанию данного отрывка. Герои П.П. Соколова не играют в шахматы, они только сидят за шахматной доской, их мысли, как и у А.С. Пушкина, далеки от игры. Художник тонко передает волнение и влюблённость молодых героев. Ленский смотрит на Ольгу, его рука теребит галстук, повязанный на шее, что выдает его сильное волнение.

Сидящая напротив Ленского Ольга, словно боясь встретиться с ним взглядом, рассеянно и в то же время осторожно берется за шахматную фигуру. Во всем чувствуется неуверенность и робость, присущие молодым влюблённым. Художник добивается этого с помощью точно подмеченных жестов и взглядов. Иллюстрация Е.П. СумакишСудковской, точно и детально передавая обстановку пушкинского времени, часто невольно отвлекают внимание читателя от внутреннего мира героев. Иллюстрации П.П. Соколова, напротив, практически не изображают предметы интерьера и быта пушкинского времени. Художник целиком сосредоточил свое внимание на внутреннем мире героев. Взгляд, жест, поза героев у П.П. Соколова выделены и прорисованы с большим мастерством. «Пушкин в своих произведениях впервые столь ярко показал миру, что такое русский человек. Каковы особенности национального склада характера, его взгляды на вещи, его духовного мира. Как он чувствует, любит, страдает, тоскует. Каков его быт и нравы. Каковы те социальные проблемы, которые волнуют». В рисунках П.П. Соколова все эти переживания русского человека переданы в полной мере. Его смело можно назвать одним из лучших иллюстраторов А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Экскурсия подготовлена ученицей 8 класса Мустафиной Дианой. Учитель - Бычкова Светлана Ивановна. Использованы материалы В. Кашириной.

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный университет

Курсовая работа

на тему:

Быт и интерьер в романе

«Евгений Онегин »

Выполнила: студентка 2 курса факультета

ИФиЖ, специальность:

«Журналистика»,

Проверил:

Саратов 2009г.

Введение

1.

2. Быт в изображении образов главных героев в романе «Евгений

Онегин»

3. Интерьер в изображении образов главных героев в романе «Евгений Онегин»

Заключение

Список литературы и источников.

Введение

Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объёму, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А. С. Пушкина. Не каждая настоящая энциклопедия даёт такое лаконичное и в то же время полное представление об эпохе: об идеалах, нравах и страстях, о быте представителей всех сословий, какое даёт «Евгений Онегин» о своем времени.

Но, изображая русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, автор, в первую очередь, создает художественное произведение, в основе которого лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как - уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. При этом, насколько человек оказывает влияние на формирование окружающей его среды, настолько же его сознание и образ жизни являются «продуктом» среды обитания. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту, его взаимодействие с миром природы.

Такой прием в литературе принимает особую художественную форму, и чем глубже мы сможем изучить особенности этой формы, тем полнее откроется нам содержание образа человека. Все это в полной мере относится к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного дворянина Евгения Онегина. Описывая один обычный день Онегина, останавливаясь на деталях быта и интерьера, давая зарисовки внешнего облика героев, и, даже, делая отступления на гастрономические темы, автор, по ходу сюжета романа дает читателю полное представление о среде, в которой формировался характер героев, складывалось их духовное состояние.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни занимает значительное место во многих литературных произведениях. Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Цель настоящей работы - рассмотреть описание быта и интерьера как художественной формы изображения главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Изучить роль описания быта и интерьера в характеристике героя произведения, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;

Исследовать особенности и эстетическое своеобразие описания быта и интерьера в романе;

Рассмотреть описание быта и интерьера как художественную форму изображения главных героев романа «Евгений Онегин».

1. Быт и интерьер как художественная форма изображения человека

С самого начала «Евгений Онегин» задумывался Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Это одно из самых неисчерпаемых и глубоких произведений русской литературы, что подтверждает огромное количество исследований современных литературоведов, посвященных форме, жанру романа в стихах, сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа.

Этим исследованиям положили начало критические труды XIX - XX веков. Самым значительной и фундаментальной критической работой является труд Белинского представляющий собой цикл из 11 статей под общим заглавием «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846).

Интересна история комментирования романа «Евгений Онегин». Ведь как только пушкинский роман перешагнул свое время и оказался достоянием новой читательской среды, многое в нем потребовало дополнительного объяснения. В XX веке первые послереволюционные издания сочинений Пушкина вообще отказались от комментирования «Евгения Онегина». Появлялись отдельные издания «Евгения Онегина», снабженные краткими комментариями Г.О. Винокура и Б.О. Томашевского и рассчитанные в основном на широкий круг читателей.

В 1932 г. новый комментарий был создан Н.Л. Бродским, который писал в предисловии к третьему изданию, заявляя, что возникла задача обрисовать время, определившее судьбу и психологию главных героев романа, раскрыть круг идей самого автора в постоянно изменявшейся действительности.

В 1978 г. «Евгений Онегин» вышел с комментариями А.Е. Тархова.

Одним из наиболее значительных событий в современном истолковании «Евгения Онегина» явилась публикация в 1980г. Комментария Ю. М. Лотмана. В книгу «Евгений Онегин». Комментарий» включен «Очерк дворянского быта онегинской поры» - ценное пособие при изучении не только «Евгения Онегина», но и всей русской литературы пушкинского времени.

Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека».

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.

В литературоведении различаются несколько видов художественных описаний, таких как: портрет, пейзаж, жилище, а также быт и интерьер. Но подчеркнем, что и то, и другое, и третье главной задачей ставят именно изображение человека. Важно иметь ввиду, что это - виды художественных описаний, и именно описание выражает авторскую оценку.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни всегда волновала художников. Поэтому быту, в широком понимании этого слова, в литературе отводится особое, почетное место.

Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Очень часто, знакомство с человеком начинается с описания среды его обитания, уклада его жизни. В литературе часто встречается ситуация, когда через описание образа жизни, автор стремится раскрыть внутренний мир героя произведения, его характер.

Быт, как образ жизни, представляет собой совокупность связей и отношений по удовлетворению материальных потребностей человека и обеспечению его душевного комфорта в повседневной жизни. Реализация духовных устремлений героя, раскрывающих его жизненную позицию, в рамках материальных возможностей и социального положения.

Иногда, описание бытовых сцен может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека.

Интерьер в литературном произведении - это вид художественного описания внутреннего состояния дома или места в котором постоянно находится герой произведения, с тех сторон, которые представляют его в авторском видении и позволяют наиболее ярко раскрыть образ описываемого персонажа.

Этот художественный прием является одним из важнейших средств характеристики литературного героя. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это овеществленная «модель» нашего внутреннего «я».

Описание интерьера - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления или жанра, так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения и т.д.

Место описания быта и интерьера в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:

С описания интерьера может начаться знакомство читателя с героем произведения;

Описание интерьера и образа жизни может быть монолитным, когда автор все его особенности приводит сразу, единым «блоком», и «разорванным», при котором описываемые детали «рассеяны» по тексту;

Отдельные бытовые подробности могут быть описаны автором или кем-то из персонажей;

1. История создания романа, основной смысл.
2. Роль деталей в тексте романа.
3. Деталь как свидетельство минувшей эпохи.
4. Деталь как психологический рисунок.

С «Евгения Онегина» А. С. Пушкина начинается история развития реалистического романа в русской литературе. Писался роман на протяжении восьми лет, с мая 1823 по октябрь 1831 года. При этом писатель постоянно изменял основную нить сюжета, практически с нуля переписывая роман, убирал одни и вписывал другие детали образа жизни главного героя. Первое издание вышло только через два года после написания. Сам автор признавался в своем дневнике: «Это лучшее мое творение».

B. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Объективное начало — основной принцип изображения: впервые во всей истории русской литературы было создано произведение, в котором эпоха была представлена широко и правдиво, с конкретно-историческими и при этом художественно-поэтическими деталями. События, изображенные в романе, происходят во время, предшествующее декабристскому восстанию и относятся к 1819—1825 годам. Представлен огромный материал, посвященный жизни глубинки, барской Москвы и Петербурга. Показаны представители различных общественных сословий — от «уездного» до столичного дворянства, изображены культурный и нравственно-психологический облик нескольких поколений. Благодаря точным и подробным описаниям быта можно довольно четко судить о действительной жизни общества того времени. И это общество показано в динамике, в бесконечном многообразии проявлений и одновременно в глубоком внутреннем единстве.

Многолюдность романа создана введением в действие большого числа эпизодических персонажей, среди которых есть как друзья писателя, так и его оппоненты, знакомые и симпатичные ему люди, известные литературные, философские деятели, деятели культуры. Несмотря на то что они не принимают участия в основных и значимых событиях произведения, не участвуют в важных разговорах и не дают оценки происходящему, они выполняют немаловажную функцию в тексте романа — раздвигают пространственные и исторические рамки романа.

Благодаря этому образуется особенный художественный мир романа, где действия и образы объемны и стереоскопичны. Понимание Пушкиным нравственных и культурных идеалов близко народному, поэтому происходящее дается глазами русского человека. Это и дало Белинскому основание назвать роман «в высшей степени народным произведением».

В тексте множество мелких и незначительных на первый взгляд деталей. Однако эти мелочи — предметы интерьера, бытовые детали — выполняют несколько немаловажных функций. Во-первых, делают рисунок произведения полным, законченным, придают ему объем реальной жизни. Благодаря этому восстановить реалии описываемой эпохи можно с поразительной точностью, ведь детали показывают читателю, как и что пили, ели, одевали и читали люди этой эпохи. К примеру, описание утреннего туалета Евгения Онегина дает большое количество немаловажных подробностей:

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Современный читатель только с помощью словаря может понять, что Боливар — это шляпа особого фасона по имени Боливара — освободителя республики Колумбия. Подобный фасон головного убора был чрезвычайно моден среди молодых франтов пушкинского времени, и стоила такая шляпа порой целое состояние. Такой головной убор, однако, был не всегда ко времени и подходил именно к утренним Прогулкам. Брегет также деталь той эпохи, карманные часы, изготовлявшиеся в мастерской французского мастера А. Л. Бреге. Отличались большой точностью, отбивали часы, доли часов и показывали числа месяца. Следующая сцена, более близкая пониманию современному читателю, повествует о застолье высшего общества того времени:

Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef! окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.

И тут есть термины, понятные только благодаря словарю, так как сейчас они не используются, и современный человек забывает их истинное значение. Страсбургский пирог — пирог с начинкой из гусиной печени (в старину привозившийся из Страсбурга в запаянных жестяных коробках). Лимбургский живой сыр — мягкий сыр из коровьего молока, приготовленный по определенному рецепту в провинции Лимбург. Имеет специфический вкус и запах.

Подобные сведения читатель может узнать только в специальной литературе, но без них картина, описываемая в произведении, полной не будет. Можно только догадываться, сколько стоили продукты, привозимые из Лимбурга и Страсбурга по специальным заказам, и какими суммами владели устроители банкетов, если могли позволить себе подобную прихоть.

Однако не только для воссоздания четкой картины описываемых событий необходимо автору тщательное описание деталей. В «Евгении Онегине» происходит новое, доселе невиданное в русской литературе событие — изображение через предметы внешнего мира внутреннего, характера героя и его мыслей. Конечно, пока такое изображение далеко от тонкого психологического рисунка Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, но оно уже есть и далее будет развиваться. Данный отрывок многое говорит о Евгении Онегине:

Все душу томную живит
Полу-мучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.

Подобное описание, выдержанное в духе романтизма зарубежных писателей, передает истинный характер главного героя лучше, чем его разговоры и мысли. Действительно, уставший от светской жизни Евгений оказывается тонкой, мятежной натурой, напоминая этим персонажей романов О. де Бальзака и В. Вольтера.

Небольшие, незаметные с первого взгляда детали, пронизывая все произведение, делают его объемным, жизненным, живым. Несмотря на то что многие подробности романа становятся понятными читателю только после привлечения специальной литературы, однозначно такие детали очень важны. Ведь детали эпохи и малозаметные предметы интерьера и туалета играют важную роль в раскрытии характеров и настроений героев.

«Урок по Евгению Онегину» - Творческая работа Мое отношение к героям романа. Задание: Дать оценку наиболее понравившемуся Вам герою из романа «Евгений Онегин». Работа с опорной схемой. Тема урока: «Система образов романа «Евгений Онегин». Все ярко, все бело кругом. Я думал: вольность и покой Замена счастью. Александр Сергеевич Пушкин.

«Евгений Онегин письмо» - Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. (Из письма Онегина к Татьяне). Бледность – постоянный эпитет Татьяны: «бледный цвет», «бледные красы». 6. Сопоставительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны. С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас (гл. Перед тобою слёзы лью, Твоей защиты умоляю.

«Евгений Онегин роман» - Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Ход исследования. Проанализировав главы романа, мы увидели, что Евгений Онегин – меняющийся герой. План исследования: Белинский о Евгении Онегине. Ужель Евгений? Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов.

«Пушкин Евгений Онегин» - И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. В каком произведении А.С. Пушкина мы уже встречались с симметричным построением сюжета? А. С. Пушкин. О вы, почтенные супруги! Пушкин издавал роман главами, по мере написания. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Роман в стихах. Не то... не то, избави боже!

«Уроки по Пушкину Евгений Онегин» - Анна Ахматова. Геройный мир романа. Вступительное слово учителя. А.С.Пушкин. План урока. Урок-пролог к изучению романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин». Роман «Евгений Онегин». Композиция романа. Подведение итога урока.

«Роман Евгений Онегин» - В набросках значилось 9 глав: Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Онегин и Татьяна. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. Ленский и Онегин сходятся. « Пишу не роман, а роман в стихах, - дьявольская разница! ». Отрывки из путешествия Онегина». Ленский и Онегин приглашены к Лариным.

Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о композиции романа.

Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном отражении». С одной стороны следует сюжетная линия, связанная с героем - Онегиным, а с другой стороны - с героиней - Татьяной.

Давайте понаблюдаем вместе:

«Первый виток» - Онегин «Второй виток» - Татьяна
знакомство читателя с Онегиным: происхождение и детство героя, воспитание, образование,образ жизни; отъезд Онегина из деревни;
описание кабинета Онегина в Петербурге; описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна;
переезд в деревню, что связано с двумя при-чинами (болезнь и смерть дядюшки, хандра героя, его неудовлетворенность тем образом жизни, который он ведет в Петербурге); болезнь Татьяны и отъезд семьи Лариных в Москву;
«реформаторская» деятельность в деревне; замужество Татьяны;
знакомство и дружба с Ленским, встреча с Татьяной; встреча Онегина и Татьяны в светском салоне;
письмо Татьяны к Онегину; письмо Онегина к Татьяне;
объяснение в саду между Онегиным и Татьяной (отповедь, проповедь, исповедь?); объяснение Онегина и Татьяны в ее доме (отповедь, проповедь, исповедь?).
сон Татьяны;
именины Татьяны;
дуэль между Онегиным и Ленским. Этим эпизодом заканчивается первый виток в развитии событий в романе. Далее события как бы повторяются, но на другом уровне (см. «Второй виток»). Обратите внимание, что некоторые эпизоды полностью повторяются. Это неслучайно. Такой прием позволяет автору показать своих героев в той же ситуации, но только другими, изменившимися.

Два письма

Обратим внимание, что:
. оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев.
. каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно.
Проведем сравнение текста писем:
Письмо Татьяны Письмо Онегина
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразил.
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть...вот блаженство!
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Но так быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Хронология:

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает отповедь девушке.

Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.

Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Два объяснения