Школьная энциклопедия. Вы знаете, что такое граффити

  • 14.04.2019
Вы удивитесь, узнав, что граффити - древнейшее из искусств! Слово «граффити» звучит очень современно, но первичное его значение - наскальные надписи и рисунки, которые являются первыми рисунками созданными людьми, дошедшими до нас, их возраст достигает 30000 лет!
Такие рисунки обнаруживаются в пещерах по всему миру, созданные с помощью простейших материалов таких как охра, мёд, мел, кровь, они дошли до нас и передали свои истории о жизни древних людей.






Историческое название "граффити" перешедшее к современному искусству несёт в себе глубокий смысл. Рисование баллончиками на стенах города ночью, и выцарапанные рисунки на в скале, объединяет возможность непосредственного творения, движимого чистым вдохновением. Искусство не скованное рамками времени места, и других формальных ограничений.

Роспись стен в древнее время

Общеизвестно что древние египтяне, греки, римляне наносили рисунки на стены и здания, обычно также заключая в свои рисунки какие-либо послания, идеи. Это могли быть политические идеи, признания в любви или мудрые афоризмы. С помощью граффити древние римляне рекламируют свои услуги, (в этом месте истории происходит зарождение рекламы) передают новости, делают карикатуры на политиков. Тексты часто создаются с орфографическими ошибками, что говорит о низкой грамотности людей писавших надписи. Кроме прочего, на стенах своих жилищ древние римляне просто пишут кто здесь проживает, или какое у него сегодня настроение. В некотором роде граффити становится средством массовой информации и социальной сетью.

Современная история граффити

Начало современной истории граффити относят в основном к концу 1960-х. Город Нью Йорк начинает покрываться надписями райтеров Fuzz One, Lord, Topcat 126, STAFF 161, AJ161, BILLY167, Cornbread. Это совсем не художественные рисунки а просто написание своего имени «Тег» в как можно большем числе мест, сделанных с целью, в некотором роде, прославится. В 1971 году райтеру TAKI 183 посвящается статья в Нью Йорк Таймс «Taki 183» Spawns Pen Pals, с интервью, в котором 17 летний райтер говорит, что работает, платит налоги, и никому не причиняет вреда своими надписями. Таки работал курьером, и куда бы он не ехал на метро он оставлял свои надписи как в вагонах, так и возле станций.


Познакомиться с этим видом современного визуального искусства можно практически в любом городе. Разрисованные стены домов, ограждений, сараев помогут вам в этом. И если сразу категорически не отвергать такой способ самовыражения молодых людей, а внимательно приглядеться к рисункам, то можно убедиться, что все выглядит очень даже красиво.

От древности к современности

История граффити начинается в далеком прошлом. Ведь наши предки тоже делали рисунки и надписи, только в основном на скалах. Да и слово «graffiti» на итальянском языке означает «нацарапать».

Современное граффити зародилось в 70-е годы 20 века в среде тинейджеров и считалось искусством улицы. Первые рисунки граффити были выполнены в метро Нью-Йорка. Там же появился первый райтер, который поставил под ними свою подпись и номер квартала, в котором жил: «Taki 183». Кстати, райтеры - это художники, которые рисуют в После Taki 183 в бедных кварталах Нью-Йорка появились подростки, которые начали рисовать на городских стенах, в подъездах, мусорных баках. Они придумывали себе клички и писали их непонятным шрифтом.

В России граффити появилось в 90-х годах. Кстати, вместе с брейк-дансом. Ведь все это - части хип-хопа. Райтеры не просто рисовали на стенах и заборах, они проводили хип-хоп-фестивали, где и показывали свое искусство.

Что такое граффити?

Это одно из направлений Последнее, к слову, называется стрит-артом и имеет объемный список различных видов.

В разных странах мира к стрит-арту относятся неодинаково. Во Франции, к примеру, этот вид искусства легализован. На прямо из вагонов поездов можно видеть множество рисунков, выполненных в различных стилях стрит-арта. В России рисование граффити в общественных местах является уголовно наказуемым преступлением, за которое предусматривается штраф или даже лишение свободы.

Но это в общественных местах, а ведь есть пустыри, заброшенные стройки, тупиковые глухие улочки. К тому же иногда сами строительные фирмы приглашают раскрасить ограждения вокруг строек, а жильцы многоэтажек дают художникам граффити свободу действий во дворах и подъездах. А еще есть дни граффити-фестов и других фестивалей, различные выставки райтеров, которые дают возможность показать искусство граффити во всей красе в общественных местах.

Так, что такое граффити? Если быть точным, то это всего лишь надписи на стенах с использованием объемного изображения букв алфавита. Но граффити постоянно развивается. Совершенствуются старые и придумываются новые оригинальные стили букв, модернизируются баллончики с краской. К надписям добавились полноценные рисунки. Теперь некоторые художники с помощью баллончиков с краской создают настоящие произведения искусства.

Граффити: как научиться рисовать

Художники со стажем советуют начинать с написания своего прозвища, затем стоит поэкспериментировать с «третьим» измерением, сделать подпись объёмной. Можно смело добавлять стрелки, пузыри, смешивать краски из разных баллончиков. Непонятность и запутанность рисунка привлечет больше к нему внимания, а вам поможет прочувствовать, что такое граффити.

И все же лучший совет для тех, кто начинает заниматься граффити, - сначала используйте не баллончик, а карандаш. Порисуйте дома на листах бумаги, срисовывая какие-нибудь рисунки или придумывая собственных персонажей.

Когда вы будете удовлетворены результатом рисования на бумаге, подумайте над созданием эскиза рисунка, который потом перенесёте на стену.

Со временем вы научитесь делать трафареты для граффити, точно использовать технику тени и ярких красок, узнаете, для чего нужны маркеры, аэрографы и кэпы, какую краску лучше покупать и почему не следует рисовать в ветреную погоду. Только зная все эти тонкости, можно отчетливо понимать, что такое граффити.

Культура граффити

Оказывается, есть и такое понятие. Оно включает в себя два главных правила. Первое - райтер никогда не портит по-настоящему хорошие здания. Он может творить только там, где действительно требуется оживить мрачный и пресный пейзаж индустриальной зоны или заброшенных пустырей, задних дворов.

Второе - райтер никогда не закрашивает рисунки других райтеров, иначе это навлечет на него позор и неприязнь коллег.

Калашникова Анна


Но «Райтеры» (мастера граффити) подняли возможности спрея к уровню, равнозначному кисти. Граффити, с его безграничными креативными возможностями, должно сейчас рассматриваться как искусство и поднимать свои стандарты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9 им.В.Т.Степанченко

Тверской области, города Ржева.

РЕФЕРАТ ПО МХК

« ИСКУССТВО ГРАФФИТИ »

Выполнила:

Калашникова А.М.

Ученица 10 класса

Ржев 2013г.

Введение………………………………………….…………3

Глава 1.Историческая справка…...………………………...4

Глава 2. Граффити и современность………………….……………………………5

Глава 3. Виды граффити……………………………………7

Глава 4. Эволюция граффити: стилевые войны…………..8

Глава 5. Слэнги граффити…………………………………11

Заключение ………………………………………………...13

Литература ………………………………………………………...14

Введение .

В современном мире, когда предметом искусства может стать обыкновенный стул, до сих пор не утихли споры о том, является ли граффити искусством – или только проявлением вандализма.
Термин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств. Сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. Ранее граффитчикам приходилось советовать себе с массой тех людей, которые говорили: "но разве это искусство?" Сегодня, бросив глазом на какую-нибудь коллекцию современного граффити (например, Art Crimes), кто-либо, за исключением разве наиболее консервативного зрителя, поймет, что граффити - это искусство. Во многом такое положение вещей благодарит мировому буму на легально санкционированные пространства для граффити на протяжении последних десяти лет.
Если кое-кто еще не видит в нелегальном граффити искусства, то немногие могут отрицать ценность легально санкционированных работ. «Райтеры» (мастера граффити) подняли возможности спрея к уровню, равнозначному кисти. Граффити, с его безграничными креативными возможностями, должно сейчас рассматриваться как искусство и поднимать свои стандарты.


Цель: выяснить, является ли граффити искусством или формой подросткового вандализма.

Задачи:

  1. познакомиться с историей возникновения
  2. рассмотреть виды и стили граффити
  3. узнать формы самовыражения граффитчиков
  4. выяснить, граффити - искусство протеста или неосознанная форма поклонения знакам большой культуры

1.Историческая справка.

Существует ряд определений граффити, которые подчеркивают разные аспекты этого явления, получившего широкое распространение в постсовременную эпоху.
Граффити (mun.graffiti Граффити - произвольно нацарапанные или вырезанные надписи на стенах, скалах, в местах международного сообщения, на сосудах

и черепках (остраконах), которые содержат информацию о повседневной и частной жизни, а также о хозяйстве, политике.

Граффити – «древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.п.».
Граффити - «надписи и рисунки, нацарапанные на предметах» .

Известны однокоренные слова, близкие по значению термину «cграффити» или «граффити». Так, понятие граффито (сграффито) обозначает «способ декоративной отделки стен зданий путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя штукатурки до нижнего слоя, отличающегося по цвету» .
В Британской энциклопедии граффити придают следующий смысл: «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать».Первоначально данный термин относили исключительно к древним надписям, его употребление ограничивалось рамками исторической и археологической наук. В современном понимании граффити означает «всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности».

Впервые интерес к граффити возник в рамках археологической и исторической наук. Археологические исследования граффити проводились на территориях древних цивилизаций и средневековых государств, таких как: Древний Египет, античные города Греции, Италии и Северного Причерноморья, Руси 10-12 вв. и др.: «Граффити в большом количестве находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира».

Граффити с давних времен связаны с определенными топографическими характеристиками. Так, древние римляне оставляли непристойные надписи в общественных уборных.

Среди граффити также встречались любовные послания и стихи.
Обыкновение оставлять надписи и рисунки существовало на Руси. Как отмечают археологи, писание на церковных стенах было

настолько распространено, что запрет не заставил себя долго ждать. Церковный устав Владимира Святославича (12 век) строжайше запрещал писать и рисовать на стенах и повелевал церковному суду наказывать тех, кто «крест посекают или на стенах режут». Судя по всему, авторы граффити осознавали, что совершают нечто недозволенное. Нечеткость букв, пропуски, особенности начертания говорят о том, что многие надписи делались поспешно и украдкой.

Любопытно, что некоторая часть граффити сделана самими священнослужителями. Так, надпись, найденная в алтарной части Софийского собора в г. Киеве, сообщает: :«Писал, поющи аллилуя».

Выделяют следующие разновидности средневековых граффити, обнаруженных в культовых сооружениях Киева:

1.благожелательные - начинаются словами «Господи, помоги...»;

2.поминальные;

3. в память об общественных событиях;

4 . автографические;

5 относящиеся к фрескам и связанные с тематикой храмовых росписей;

6. рисунки - кресты, магические знаки, изображения святых.

Большинство исторических граффити представляют собой имена и автографы, магические формулы, молитвы, надписи непристойного и протестного содержания, символы, сообщения, признания в любви, стихи, посвящения, политические лозунги и

оценки, портретные изображения и рисунки различных предметов.

2. Граффити и современность.

В современном значении граффи́ти - надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда - форма фольклора.

Считается одним из видов самовыражения молодёжи. Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции.

Само название современных художников граффити - райтеры (англ. Writers), что означает "писатели". Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне.

На территории архитектурного комплекса Гиза было обнаружено множество граффити, оставленных строителями и паломниками.

Граффити были широко распространены в доколумбовой Месоамерике. В одном из крупнейших городищ майя Тикаль было обнаружено множество хорошо сохранившихся рисунков.

На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона.

В Германии на стенах рейхстага до сих пор стоят граффити, оставленные советскими солдатами.

Два послевоенных изобретения позволили граффити получить второе рождение. Во-первых, аэрозольная краска, производство которой было налажено в 1949, позволила с лёгкостью наносить относительно красивые многоцветные изображения. Во-вторых, появились бунтарские субкультуры наподобие хип-хопа, в которых разрисовывание стен превратилось в акт против общества.

Одним из первых современных райтеров считается нью-йоркский тинейджер по имени Деметриос. В конце 1960-х он начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях метро по всему Манхэттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали выводить собственные имена. Ранние райтеры не заботились о том, поймут ли их надписи зеваки. Однако, с появлением интереса к граффити, все стены были «убиты» тэгами. Читаемость отдельной надписи стала приобретать особую важность, и всё с одной целью - привлечь внимание

прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места стали играть

заметную роль. Каждому райтеру хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных. Далее стали применять

несколько цветов краски, и, наконец, на стенах стали появляться целые композиции, некоторые из которых являются настоящими произведениями искусства.

Граффити стало долей экстрима в жизни современных подростков. В городах разрисовывать стены запрещено, и всегда есть доля риска - рисовать приходится ночью, а в случае опасности остаётся только бежать от полиции и рассерженных граждан. К тому же, для райтера дело чести - разрисовать труднодоступный, но хорошо заметный объект.

Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее. Со временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя "сочная" графика.

3.Виды граффити.

Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных

городов и сел, а также внутренней обстановки общественных

зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на партах и столах, на памятниках культуры. Для создания граффити используются разные средства: мел, ручки, карандаши, маркеры, краска. Иногда граффити выцарапаны или выбиты.

В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее, существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся те стены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателям граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному искусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на "работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные" стены.

Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане.

Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить

границы своей группировки территориально и идеологически, а

также чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.

Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют "Нью-Йоркским стилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, "хип-хоп" - это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США. Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити. Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы данные своей биографии. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30-600 тысяч долларов .

4. Эволюция граффити: стилевые войны.

Как уже было сказано выше, граффити появилось на свет в Нью-

Йорке конца 60-х годов.

Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо. Размалёванные хитрыми буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала просачиваться внутрь вагонов. Теперь уже выбор локации уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь изначально все буквы строились ровно в ряд и читались с полпинка. С появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули привлекали всё большее внимание. А вот и стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так, райтер по прозвищу Super Kool заметил, что замена узеньких колпачков спреющих балонов на пузатые позволит ему "накрывать" большие поверхности широкими размашистыми "мазками". Когда он написал таким образом свое имя, получились жирные розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа получилась так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках subway system. А райтер Phase 2 из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool(-a) и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стало аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получил название bubble letters.

Следующая революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - уже

бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот piece. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Style Wars "(1984), написаны книги.

Нью-Йорк по-прежнему почитается как “колыбель” граффити. Именно там родился мир уличного искусства - со своей техникой,

стилем и слэнгом. Вообще-то, точнее было бы сказать - стилями.

Ведь граффити - это множество направлений и течений. От

считающихся ныне уже немодными “надувных” букв мастеров

“старой школы” до невероятно изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки “wild style”, в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере.

Стиль рисования Bubble («пузырь»), в котором все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри, готовые вот-вот разорваться или лопнуть. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном два или три. Помимо стиля Bubble существует ещё множество других стилей. Вот самые известные из них:

  1. Wild Style («дикий стиль»). Этот стиль отличается, прежде всего, нечитаемостью букв слова. Они настолько запутаны, что иногда даже люди, разбирающиеся в граффити и рисующие его, не способны разобрать надпись, не говоря уже о простых людях. И только те, кто сами рисуют в таком стиле, без особого труда смогут прочитать текст рисунка. Это происходит, прежде всего, засчёт того, что к буквам райтер прибавляет дополнительные элементы, которые отвлекают внимание от букв.
  2. FX (или 3D style, «объёмный стиль»). Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Чтобы придумать такой рисунок надо обладать развитой фантазией и незаурядным мышлением. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Для этого нужны долгие годы тренировок
  3. Messiah Style. Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризуются своеобразной цветовой гаммой.
  4. Charaсter. Charaсter - в нём используются персонажи, исполненные в стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В ней может быть или подпись райтера (тэг, с англ. «бирка», «этикетка»), или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись, выполненная в другом стиле. При изображении персонажа используются насадки с иглами для выделения тонких линий, волос, морщин и так далее. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Поэтому граффити в стиле

Charaсter чаще исполняется командами.

  1. Throw up - это стиль, который характеризует изображения, выполненные очень быстро. Они создаются с помощью обычных кривых линий и выглядят как грубо заполненные белым или серебряным цветом буквы, поверх накладывается один или два аутлайна. Throw up предпочитают бомберы. Количество для них важнее качества. Основной элемент их творчества - скорость. За короткий промежуток времени им удаётся поставить в нескольких местах собственные имена. Очень часто работа бомберов резко отличается от творчества подлинных райтеров или стайлеров. Последние вырабатывают собственный стиль в студии. С социальной точки зрения, деятельность бомберов мешает признанию лучших в художественном отношении произведений райтеров. «Творениям» бомберов часто не хватает грации. Необходимо некоторое усилие, чтобы заставить себя их разглядывать. Бомберы выбирают труднодоступные и опасные места, но, тем не менее, заметные для зрителей. В стиле Throw up работают даже настоящие райтеры, только они развивают изображение,

создавая из начального знака сложную композицию. Бомберы предпочитают очень быстро писать короткие имена или выводить первые и последние буквы имени, ставя после них восклицательный знак. Стиль стал известен благодаря нью-йорскому райтеру I.N.

  1. Blockbusters - это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы. В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью аутлайна, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается группа. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния. До сих пор стиль Blockbuster часто применяется в основном для названия тусовки или кру, а не для аббревиатуры райтера. В группе каждый выполняет свою задачу. Один делает аутлайн, другой заполняет внутреннюю часть букв, третий делает др. работу и т.д.

5. Слэнги граффити.

Bomb (или throw-up) - быстрый рисунок, как правило делается в "bubble letters" и отражает название crew или самого writer"а. Рисуется краской, зачастую используется 1-2 (иногда 3) цвета. Самые распространённые - чёрный/серебряный (белый) и жёлтый/красный.

Crew - несколько (а порой и очень даже много) writer"ов, объединённых в одну команду. Часто crew состоит не только из writer"ов, но и из b-boys или DJ"z.

Writer - собственно тот, кто рисует граффити.

Tag - это подпись writer"а. Пишется либо краской, либо маркером. Один цвет, неважно какой, но, как правило, это чёрный или белый, если используется mean streak (несмываемый белый маркер).

Piece - рисунок, который отражает стиль, умение, и, собственно, дерзость writer"а. Рисуется краской, используется столько цветов, сколько пожелает рисующий.

Taggers - те,кто занимается только простановкой tag"ов. Народ непросвящённый часто называет так всех writer"ов, что не совсем аккуратно.

Cap - насадка на баллон. Существуют разные насадки, позволяющие регулировать толщину линии. В основном все caps делятся на male и female.

Yard, train yard - депо, отстойник для поездов. Первоначально имелось ввиду депо для поездов подземки. Сейчас всё больше writer"ов перебирается на товарные поезда, и, соответсятвенно, теперь отстойники для товарняков называют yard или freight yard.

Outline - окантовка букв, тени и т. д.

Sketch - набросок, эскиз. Может быть как чёрно-белым, так и раскрашенным.

Toy - 1) неопытный человек в граффити, желторотик; 2) человек, который в граффити не из-за любви к искусству, а по другим причинам.

To bite - копировать чей-то стиль.

To cross out - наложить свой кусок поверх куска другого writer"а. Считается актом неуважения и, как правило, вызывает вражду между этими writer"ами или даже целыми crew.

Заключение.

Стиль и техника граффити как особого вида городского «андеграундного» искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но, после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры,

встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити.

В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами общества.

Более настойчивые в своих желаниях "засветиться" оригиналы или просто умеющие красиво распылять струи добиваются привлекательности своих tag"ов (общее название красочных настенных шедевров, приживается теперь в Москве).

В нынешней молодежной культуре граффити занимает далеко не последнее место. Их творения используются в клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов (порой отнюдь не молодежных!). Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видеть свои рампы (специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашенными в граффити.

В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран существуют пункты граффитчиков, где они выполняют работу на заказ, начиная от расписывания автотранспорта и кончая оформлением частных увеселительных заведений. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому все где-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби.

Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде всего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие "старые" художники, считающие, что граффити, родившись как crime art - противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловые отношения. Но многие новые команды, не считаясь с идеологией, целиком переходят на заказные работы.

Литература.

1. Медведева О. П. Искусство граффити. Ростов-на-Дону, 2005г.

2. Граффити становится искусством и поднимает

свои стандарты // http://www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm

3. Большая Российская энциклопедия 7

Научно-редакционный совет Юр Осипов Е. Н., Аврорин А. Ф., Андреев и др.Москва 2007г стр. 646-647

4. Иванова Т.О.Современное искусство граффити. Казань.2005г.

5. Большакова Г.В.Виды и стили граффити. Москва 2006г.

Граффити (Graffiti от итал. graffito - надписи) - это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.

Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.

Родоначальники граффити - древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Древние римляне также не были лишены чувства юмора, и зачастую делали карикатурные граффити с изображениями власть имущих. Тогда это направление использовалось как инструмент и для признания в любви, и для передачи своих мыслей и для политической риторики. В Помпеях отображалось извержение вулкана Везувия, различные проклятия, магические заклинания, алфавит, политические лозунги и многое другое. Как становится ясно из этого списка – направление было очень многогранным. Благодаря этим же надписям удалось раскрыть многие загадки и непонятные аспекты разговорной речи. Учитывая невысокий уровень образования у большей части народа, многие надписи оказались серьезной помощью в понимании устной речи.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Граффити использовалось даже там, где не было никакой связи с цивилизацией. Древние племена Майя, в одном из своих крупнейших городищ – Тикаль, оставили множество отлично сохранившихся рисунков. Долгая и богатая история появления граффити имеется и у восточных славян. В Новгороде сохранились 10 примеров работ, относящихся к одиннадцатому веку. Большая часть посланий этого народа несет молитвенный посыл, хотя, иногда можно найти и какие-то шуточные сообщения. Стоит отметить, что зачастую наносились и народные заклинания, ведь люди тогда были весьма суеверными.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

Зарождение современного граффити

Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.


Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е

Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.


Знаменитое граффити времен Второй Мировой “Kilroy was Here”, 1940-е (современная интерпретация)

Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.






Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.







Мировой опыт противостояния граффити и государства

Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.

В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – “Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)”. Власти быстро стали осознавать, что граффити и настенная роспись активно распространяется только в бедных районах городов. В таких случаях граффити является своеобразным отображением уровня жизни людей. Тогда власти США начали бороться с разрухой в городах для того, чтобы исключить вероятность возникновения рисунков на стенах.


Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art

В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.

При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.

Борьба с уличными художниками происходила и в Европе. Был выпущен закон, запрещающий продажу аэрозольной краски лицам, не достигшим 16 лет. И, несмотря на то, что самая жесткая борьба с граффити наблюдалась в Великобритании, именно здесь появился известнейший художник по прозвищу “Бэнкси”, которого прозвали арт-террористом. Самое интересное, что после долгих лет борьбы, его работы занесли в культурное достояние Великобритании. Художник обрел мировую известь, он выставляется во всех странах, стоимость его работ достигает миллионов долларов. Но, даже несмотря на это – его личность до сих пор не раскрыта.


Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014

Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одним из первых известных художников принято считать Жан Мишель Баския, который начинал свою карьеру с настенных рисунков. Он оставлял короткие фразы с глубоким смыслом по всему Нью-Йорку, за что и получил известность. Проект был закончен фразой “SAMO IS DEAD”, после чего в жизни художника начался новый этап. Они, совместно с Энди Уорхолом использовали трафаретную технику для нанесения изображений на стены.

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Материалы и техника создания

Современными райтерами используется целый ряд инструментов:

  • аэрозольная краска (и множество техник нанесения)
  • маркеры
  • валики
  • кисти
  • наклейки
  • картонные трафареты и др.

В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.

Виды и стили классического граффити

Определенные техники нанесения получили собственные названия. “Tag” (тег) – основная техника, которая подразумевает подпись райтера, нанесение его имени. Отсюда же происходит техника “граффити теггинг”, которая является одной из самых популярных на данный момент. Надпись может иметь инициалы или сообщения, буквы, каллиграфию. “Pissing” – одна из разновидностей теггинга, которая подразумевает наполнение пустого огнетушителя краской, после чего им наносится рисунок. Сложность этой техники заключается в том, что она слишком массивная, что часто делает ее небрежной.


“Троу-ап”, он же “бомбинг” – рисуется быстро, с одним или несколькими цветами. Здесь главное быстро нанести рисунок, подчас жертвуя его качеством. “Masterpiece” – сложное исполнение имени райтера. “Roller” или “blockbuster” – массивные работы, выполняющиеся в печатной манере. При их создании используются ролики и валики, с помощью такой техники краска ложится на всю поверхность стены или объекта. “Wildstyle” – один из сложнейших видов граффити. Для него характерны замысловатые формы букв, переплетенные воедино, с засечками. Отдельно следует упомянуть о таком явлении, как “capping”, которое подразумевает покрытие одного изображения другим. Этот метод используется для порчи чужих работ и не приветствуется среди граффити райтеров.

Blockbuster

Masterpiece

Граффити – это отдельный мир, где люди общаются на собственном языке. Они несут послания, отражают реальность, заставляют задуматься или улыбнуться. Любить это направление или быть против него – индивидуальный выбор каждого.

Слово «граффити» с итальянского переводится как «нацарапанный». Ведь самые первые примеры этого мастерства были выполнены в простой, незамысловатой словесной форме. Хотя среди них встречались и магические формулы, и проникновенные посвящения. Много столетий подряд безымянные автора на стенах изливали свою душу, писали искренние признания в любви своей даме сердца или высказывали негативную критику по поводу деятельности неугодных правителей.

История граффити берет начало еще в Древнем мире. Самые ранние примеры этого искусства датированы 30 тысячелетием до н. э. Это были наскальные рисунки и пиктографии, которые наносили на стены костями животных и пигментами.

Иногда граффити служило источником для вдохновения. Греческое слово «рок» (в переводе судьба), нанесенное на стене Собора Парижской богоматери, подтолкнуло Виктора Гюго к написанию известного романа. Граффити существовало только в словесной форме до 70-х годов прошлого столетия. Но затем пришли художники, которые стали использовать разные линии, цвета, украшая улицы Нью-Йорка. Это была часть хип-хоп культуры. Масштабность, индивидуальность, творчество ради души, а не денег – вот принципы работы первых американских райтеров. Родоначальникам жанра помогали рисовать маркеры и аэрозоли, некоторые инструменты изготавливали вручную. Использовали все что угодно: начиная со специальных составов для окраски обуви и заканчивая штемпельной краской. «Начинку» помещали в уже отслуживший баллончик дезодоранта.

Среди граффитистов встречались и чистые художники, которые черпали вдохновение практически во всем: от божественных сюжетов до телепостановок и комиксов. Но уличные мастера в подавляющем большинстве — это писатели или шрифтовики. Источником подобного творчества стали «тэги», то есть стилизованные автографы или авторские логотипы. По сравнению с нынешними работами это были простые по форме и исполнению надписи. Но сейчас любой начинающий писатель постигает азы мастерства именно как «тэггер».

Нью-йоркские подростки выбирали идеальные объекты для художеств – поезда подземки. Юные творцы пробирались в отстойники и утром поезда выезжали на маршруты уже в обновленном виде. С тех пор граффити приобрело скорость, мобильность и вышло за рамки стен школ и туалетов.
В середине 70-х годов утвердились главные принципы уличного искусства. В Нью-Йорке граффити-движение носило соревновательный характер, что привело к возникновению новых творческих идей.

С самого появления и до сегодня авторы настенных рисунков и надписей подвергаются гонениям со стороны служителей правопорядка. Ведь по закону роспись муниципального имущества несет угрозу обществу. Многие американские райтеры заплатили внушительные штрафы, а некоторые из них даже попали за решетку. Из-за того, что работы граффитистов уничтожались, большинство бросало это занятие, не в силах терпеть такое глумление над их работой. А в середине 80-х начальство выжило художников из подземных владений.

Уличное творчество приобрело много направлений, течений. Также у каждого установилась своя индивидуальная манера. В период с 1969 по 1974 год появились новые стили граффити . Все они настолько разные, что любой художник мог найти наиболее подходящий для себя вариант самовыражения.

В большинстве мегаполисов власть пошла навстречу творческим личностям и выделила «законные стены и дворы» для граффити. Но их было так мало, что все-равно приходилось выходить за рамки дозволенного.

Престиж американского уличного искусства подрывали две вещи:
сам хип-хоп, который воспринимался как «гангстерская культура» и то, что многие «крутые парни» таким образом метили свою территорию.

Граффити, которое попало из-за океана в Великобританию, стало частью поп-культуры. Дальше оно распространилось по Европе, Италии, Франции, Польше, Чехии, Германии, Финляндии, Швеции.

История советского граффити началась в 1985 г. Тогда же стал модным и брейк-данс. Первые райтеры оформляли декорации молодежных фестивалей. Самые яркие рисунки украсили улицы Калининграда и Ленинграда. И только через десятилетие к модному искусству присоединилась Москва.

В 2000-х годах граффити приобрело коммерческий характер: его использовали в рекламных компаниях, видеоиграх, пошиве одежды, им украшали скейтборды.

Граффити стало полноправным видом искусства вместе со своими стилями, направлениями и течениями. Фантазия райтеров настолько безгранична, что в будущем это творчество, безусловно, ждет бурное, многогранное развитие.