Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биография. Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биография Кто такой герасимов художник

  • 18.06.2019

Герасимов Александр Михайлович

Alexander Gerasimov

(1881 - 1963)

В 1918 - 1925 годах А. М. Герасимов жил в Козлове, много рисовал, работал художником-декоратором в театре, организовал «Коммуну творчества Козловских художников».

Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 20-е годы начинает писать картины в манере социалистического реализма.

В 1925 году художник переехал в Москву. За 50 лет творческой деятельности им написано свыше трёх тысяч картин - настоящих шедевров. Александр Михайлович был награждён медалью «Гран-при» в Париже, Золотой медалью в Брюсселе. Его картины демонстрировались в Японии, Германии, США, Франции. Талант художника получил мировое признание.

Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. - А Е Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит.

Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина, поступил на архитектурное. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву. Здесь он присоединился к АХРР - ассоциации художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР лишь себя называли "реалистами", всех же прочих - "формалистами" и "эстетами", непонятными народу.

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей ("Март в Козлове", 1914; "После дождя. Мокрая терраса", 1935, и др.). Среди его портретов, индивидуальных и групповых, со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, - "В. И. Ленин на трибуне" (1930), "И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле" (1938), "Гимн Октябрю" (1942) и др. - становятся образцами официального стиля советской живописи.

С конца 1930-х гг. Герасимов не только живописец, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54). На этих постах он был энергичным проводником, а отчасти и творцом художественной политики сталинских десятилетий.

В 1949-1960 руководил творческой мастерской станковой живописи в АХ СССР.

В 1947-1957 - президент АХ СССР.

Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, Лауреат Государственных премий СССР, награжден орденом В.И. Ленина, доктор искусствоведения. Получал многие правительственные награды.

Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: "Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]".

В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя К.А. Коровина.

_______________________

Александр Михайлович Герасимов родился 12 августа 1881 года в городе Козлове (ныне Мичуринск), на Тамбовщине. Отец будущего художника, выходец из крестьян, впоследствии был прасолом - торговцем скота. Он ездил на юг страны, скупал скот, пригонял в Козлов и продавал на базарных площадях города. Позже Герасимов вспоминал, что отец кроме двухэтажного дома-особняка ничего не нажил - не всегда его дело приносило большие доходы, иногда оно просто "прогорало".

"Семья наша, - вспоминал Александр Михайлович, - жила по старым обычаям и очень строго придерживалась их".

Закончив церковно-приходскую школу, Герасимов поступает в Козловское уездное училище. Одновременно отец приучает "наследника" к торговому делу.

В начале 90-х годов в Козлов приехал выпускник Петербургской Академии художеств С.И.Криволуцкий и открыл художественную школу. В это время А.М.Герасимов начинает увлекаться рисованием. Как-то, сидя с отцом в трактире за чаем, он нарисовал лошадь, а когда показал рисунок своим друзьям, они сказали: "А лошадь-то у тебя получилась как живая". Чуть позже он с абсолютной точностью нарисовал многих козловских купцов. Узнав об открытии школы рисования, он стал посещать ее. Когда Герасимов показал свои рисунки Криволуцкому, Сергей Иванович сказал ему: "Молодой человек, поезжайте поступать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества".

Несмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном - К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе - С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном - А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил - на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: "Портрет В.А.Гиляровского", "Портрет Н.Гиляровской", "Портрет В.Лобанова". Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. "Портрет В.А.Гиляровского" ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета - в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.

В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника.

Начиная с 1909 года, А.М.Герасимов принимает участие во всех отчетных выставках Училища. В 1911 году он показал около десяти работ: "Пчелы гудят", "Рожь покосили", "Белеет ночь". В 1912 году - "Большак. Зной", "Теплый чернозем", "Стога мечут", "Праздник весны", "Зимняя дорога. Тройка". Эти ученические работы были оценены критикой: "Герасимов, - писала московская пресса тех лет, - зарекомендовал себя интересным пейзажистом… Другие еще только ищут, а он уже нашел свою дорогу. Прекрасный, своеобразный изобразитель весеннего пейзажа, он может назваться воистину поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы".

С самого начала А.М.Герасимов заявил о себе как художник, следующий традициям русского реалистического искусства. "Я любил жизнь и реальное в искусстве. Поэтому мне так нравилась жизнь красок А.Е.Архипова", - вспоминал он.

А.М.Герасимова привлекали такие художники как А.Цорн, К.Моне. По его словам, в них он ценил искренность, поэтичность и цельность.

По окончании Училища в 1915 году Герасимову вручается два диплома - художника I степени и диплом архитектора. Его единственной архитектурной постройкой является здание театра, построенного в Козлове в 1913 году. "Еще будучи учеником я проектировал здание театра в Козлове в стиле модернизированного ампира. Это единственная постройка - остальные проекты остались на бумаге, потому что всю свою жизнь я посвятил живописи", - вспоминал А.М.Герасимов. В том 1915 году А.Герасимова призвали в армию, а из армии в 1918 году он возвратился в свой родной город.
В Козлове в 1919 году художник создает "Коммуну творчества козловских художников". Он собрал всех, "кто мало-мальски умел держать кисть в руках", а также художников, закончивших художественные училища. "Коммуна" устраивала выставки, оформляла спектакли в театре. В то время А.М.Герасимов работал художником - декоратором в театре.

В 1925 году А.М.Герасимов переезжает в Москву и вскоре вступает в АХРР, работая одновременно художником-декоратором в Московском театре оперетты, Малом театре. Начиная с 1934 года он посещает с творческими командировками Германию, Францию, Италию, Турцию. Из этих поездок он привозит много этюдов, акварельных зарисовок, путевых набросков. В 1936 году в Москве открылась первая персональная выставка А.М.Герасимова, на которой было представлено более ста произведений. На ней он показывает картину "Ленин на трибуне" (1930), "Портрет И.В.Мичурина" (1926), портрет - картину "К.Е.Ворошилов на маневрах Красной Армии" (1936) и многие зарубежные этюды, в которых художник восхищается великолепными памятниками прошлого, передает ритмы больших европейских городов 30-х годов. В том же году художник награждается орденом Ленина. После Москвы персональная выставка художника была показана в Мичуринске.

В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника", - писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе", - вспоминал А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся "Портрет балерины О.В.Лепешинской" (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден и мольберт, за которым работал художник.

Замечательны портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная галерея), "Портрет артистки Тамары Ханум" (1939). Позже он пишет "Групповой портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой " (1956), "Портрет Рины Зеленой" (1954) и др.

В 1936 году А.М.Герасимов закончил работу над большим многофигурным холстом "Первая Конная Армия". Годом позже, в 1937 году это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду - Гран-При.

В 1943 году художнику было присвоено звание "Народный художник СССР".

В 1944 году А.М.Герасимов написал "Групповой портрет старейших художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бируля, В.Н.Мешкова". В 1946 году за это произведение художник получил третью Государственную Премию. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за эту же работу он удостоен золотой медали.

А.М.Герасимов видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа. Третьяковская галерея сразу же приобрела эту картину. "Мокрая терраса " написана как бы на одном дыхании. Мягкость света, промытая дождем зелень сада, бесчисленное многообразие рефлексов на мокром полу, на полированном столике, осыпавшиеся лепестки роз - все это захватывает дух. Так писать "мир вещей" мог только художник, восторженно влюбленный в жизнь. Впервые это произведение было показано на первой персональной выставке в Москве в 1936 году.

В 1947 году А.М.Герасимов становится первым президентом Академии художеств СССР. Много времени и сил он отдавал институтам им.В.И.Сурикова и им.И.Е.Репина. Он возглавлял Государственную комиссию по присуждению дипломов, вел творческую мастерскую в Академии в Ленинграде. Вопросы воспитания молодых художников он ставил на сессиях Академии художеств СССР. В 1951 году он становится доктором искусствоведения. Чем бы ни был занят А.М.Герасимов, какие бы сложные задачи он не решал, он, прежде всего, был живописцем, влюбленным в жизнь, мастером реалистического искусства.

Несмотря на то, что художник долгие годы жил в Москве, он очень любил свой дом в Мичуринске. Здесь жили его родители, его сестра, здесь он женился и у него родилась дочь Галина. Герасимов объехал весь мир, он побывал во многих странах, и когда возвращался из-за рубежа, как правило, сразу же на следующий день приезжал в свой родной Мичуринск. Как - то раз он сказал своей сестре: "Милая Саня! В каких отелях я жил за границей, с микроклиматом, и вот сейчас, когда я приехал в свой родной дом, я готов целовать вот эти камни". Так говорил художник, сидя на скамеечке возле дома и глядя на мощеную из белого камня дорожку, которая вела от дома к мастерской, где он создал свои самые лучшие произведения козловского периода творчества.

После смерти А.М.Герасимова в 1963 году общественность города и области ходатайствовала о создании в городе Мичуринске мемориального музея.

Александр Герасимов - известный советский художник, является проводником социалистического реализма в живописи.

Кроме этого он был превосходным педагогом, а также искусствоведом, архитектором и теоретиком искусства. Четырехкратный лауреат премий Сталина.

Биография Александра Герасимова

Александр Герасимов родился 19 июля 1881 года в семье купца в городе Козлове (Мичуринск) Тамбовской области. Также как многие знаменитые художники начала XX века обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Однако после его окончания не получил широкого признания.

Ярким подтверждением этого является его призыв в армию в 1915 году. Служа в санитарной части на Юго-Западном фронте, он не принимает участие в боевых действиях, и через 2 года возвращается домой, в родной Козлов. Там он и остается до 1925 года. Однако потом едет в Москву, где вступает в Ассоциацию художников революционной России.

В следующие годы основными его занятиями остаются рисование и педагогика. При этом следует отметить, что Герасимов быстро становится последовательным приверженцем советский идеологии. В своих статьях и заметках он часто критикует западных коллег, обвиняя их в пропаганде расовой ненависти и пособничестве империализму.

Также художник утверждал, что их работы не имеют ничего общего с искусством в целом. Спустя 9 лет в 1934 году он отправляет в рабочее путешествие по Европе. С 1939 года работает председателем организационного комитета Союза художников СССР. В 1943 году получает звание народного художника СССР. В том же году вносит свою лепту в победу над немецким нацизмом, отдав большую часть сбережений в Фонд обороны (около 50 000 тысяч рублей - колоссальная сумма).

А.Герасимов. картина Выступление Сталина фото

В 1947 году в СССР начинает работу Академия художеств. Герасимов сразу становиться членов академии, а вскоре ее президентом. С приходом к власти Хрущего, его начинают смещать с должностей, и к концу 1954 года он уже не играет большой роли в художественном сфере. В 1963 году 23 июля Герасимов Александр Михайлович скончался.

Стиль Александра Герасимова

Александр Герасимов на начальном этапе своего творчества относился к импрессионистам. Как было сказано выше, его творческий путь был прерван Первой мировой войной и революцией. После своего переезда в Москву он возобновляет активную деятельность, однако теперь как представитель социалистического реализма.


А.Герасимов. картина После дождя фото

Следует отметить, что Герасимов преуспевает в этом направлении. Его картины имеют ошеломительный успех, о чем свидетельствует отношения художника со Сталиным. Отец народов очень ценил работу Герасимова, и тот был любимейшим художником Верховного. Что касается жанра, то Герасимов считается проводником портрета. Так его изображения Сталина до самой его смерти считались каноном.

Большая часть его работ отличаются особой торжественностью и пышностью. Также важное место занимает групповой портрет. Тут талант Герасимова проявляет в полной мере. Он создает «Групповой портрет старейших советских художников…». А в годы войны его увлекает историческая тематика, что не удивительно. После своей опалы портрет стремительно вытесняется натюрмортом. Художник удаляется обратно в родной город Мичуринск (переименованный Козлов), где и создает свои скромные работы.

Наиболее известные картины Александра Герасимова

Портреты:

  • «Выступление Сталина»
  • «Ленин на Трибуне»
  • «Портер Молотова»

Исторические картины:

  • «Тегеранская конференция»
  • «Есть метро!»

Групповые портреты:

  • «Сталин с Ворошиловым»
  • «Вести с целины»

Натюрморты:

  • «После дождя»
  • «Полевые цветы»
  • «Полдень. Теплый дождь»

Александр Герасимов имел дружественные отношения с Ворошиловым. К сегодняшнему дню сохранилось немало его портретов.

Герасимов А. М. Жизнь художника. В музее – усадьбе А.М.Герасимова экспонировались все юбилейные персональные выставки художника. В 1981 году, в честь 100-летия со дня рождения А.М.Герасимова детской художественной школе было присвоено имя А.М.Герасимова. После окончания школы №5 г.Мичуринска поступил в Московское художественно – промышленное училище им.М.И.Калинина.

Один из крупнейших советских художников 1930-х - 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории. Его портреты работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими.

Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. В городе Мичуринске Тамбовской области существует музей-усадьба А. М. Герасимова и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина.

В своих зарубежных поездках художник уделял значительное время этюдам с натуры. Чувствуется, что А.М. Герасимов окончил архитектурное отделение Московского училища живописи: он точен в передаче форм и деталей постройки. В картине заметны импрессионистические увлечения молодого художника. Критика того времени отмечала умение А.М. Герасимова чувствовать и передавать весеннее настроение, солнце, первое тепло. Его называли поэтом весны, поэтом молодой, пробуждающейся природы.

Полотно было написано в период импрессионистических поисков художника. Художник старательно проиллюстрировал сталинские высказывания о В.И. Ленине как о руководителе нового типа, «горном орле, ведущем вперед партию».

Сам художник сделал несколько авторских повторений со своего творения, одно из них, 1947 года, хранится в Третьяковской галерее. Художник создал все, какие только возможно полотна, прославляющие генсека, в самые различные периоды существования самого вождя и коммунистической партии.

Жил и работал в Козлове (1918-1925) и Москве (с 1925). Был первым президентом Академии художеств СССР (1947-1957). Пейзаж был написан в 1918 году в роще Троицкого Козловского мужского монастыря, затем находился в доме художника в Козлове-Мичуринске до 1964 года у сестры автора Александры Михайловны Герасимовой.

Последний раз Александр Михайлович был в своём доме в 1961 году,за два года до смерти. Умер Герасимов в Москве 23 июля 1963; в том же году вышли его мемуары «воинствующего реалиста» (Жизнь художника). М., 1952 Александр Герасимов (альбом). А.М. Герасимов является автором многих тематических полотен, портретов, пейзажей, натюрмортов.

Герасимов, Александр Михайлович (художник)

Город Козлов, в котором родился А.М.Герасимов является городом с большими художественными традициями. В 1934 году Д.Р.Панин уезжает в Москву, где живет и работает А.М.Герасимов. Он поселяется в мастерской А.М.Герасимова и именно с этого времени началась совместная работа двух художников.

Он настольно изучил мазок Герасимова, что мог повторить почти как автор. Самобытный талант Дмитрия Родионовича Панина прослеживается в каждой из работ художника. Последние годы жизни Дмитрий Родионович жил вместе со своей семьей: с женой Прасковьей Федоровной и двумя дочерьми Ираидой и Надеждой, в доме, который купил им А.М.Герасимов в Абрамцеве. Учителями С.М.Никиреева были Е.А.Кибрик и М.И.Алексеевич. Графические листы С,М.Никиреева высоко оценены знаменитым американским художником и писателем Рокуэллом Кентом.

Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»

Произведения С.М.Никиреева находятся в Третьяковской галерее. Большая коллекция офортов, рисунков цветным и черным карандашом хранятся в собрании музея — усадьбы А.М.Герасимова. Офорты С.М.Никиреева использованы в кинофильме «Портрет жены художника». Он единственный художник в мире, который на одном квадратном сантиметре рисунка уместил 89 деталей. 24 августа 2007 года С.М.Никиреева не стало. Захоронен он в городе Подольске, Московской области, в котором проживал многие годы. На могиле установлен памятник выдающемуся художнику.

Художник С.В. Герасимов – мастер помпезного соцреализма или тонкий лиричный пейзажист?

Школа им.А.М.Герасимова служит надежным резервом в деле воспитания молодой поросли отечественного изобразительного искусства. Достаточно сказать, что Виталий Попов – единственный ученик А.В.Платицина, ко торому присвоено звание народный художник России. Он родился в 1946 году. Начал заниматься рисованием в изокружке при Доме пионеров у талантливого педагога и художника, заслуженного работника культура РСФСР – Аркадия Васильевича Платицина.

В 1972 – 1977 гг. учился в Московском Высшем художественно – промышленном училище (б. Строгановское) у преподавателей М.А.Маркова и С.М.Родионовой. В 1968 году Виталий Попов познакомился с народным художником СССР Н.Н.Жуковым, у которого он многому научился, работая его в мастерской. С этого времени художник принимает участие в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

На протяжении нескольких лет художник совершает творческие поездки по Индии. Результатом этих поездок были участие в выставках в Российской Академии художеств, в Посольстве Индии, в Москве. С 1977 года член Союза художников СССР. А.И.Солопов участник зональ- ных, республиканских, всесоюзных, всероссийских и международных выставок. В 1988 году А.И.Солопов прочитал «Жизнеописание преподобного Серафи- ма Саровского», вспомнил маму и ее благославение.

Картина «В.И. Ленин на трибуне» выдвинула А.М. Герасимова в первые ряды официальных деятелей советского искусства. Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. — А Е Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. Был любимым художником И. В. Сталина. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву.

Александр Михайлович Герасимов

(1881—1963) —

русский, советский живописец

12 августа 1881 года родился Александр Михайлович Герасимов — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Член ВКП(б) с 1950 года.

Родился он в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье.


Родина Герасимова

В 1903—1915 годах обучался в МУЖВЗ у К. А. Коровина,А. Е. Архипова и В. А. Серова.


Московское училище живописи,ваяния и зодчества

В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. После демобилизации, в 1918—1925 годах, жил и работал в Козлове.
В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революционной России, начал преподавать в Училище памяти 1905 года.
В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.
С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии художеств СССР.
1951 год — доктор искусствоведения.
Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.


И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938



Сталин и А.М. Горький в Горках


Встреча президента США Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви 1944г

Был любимым художником И. В. Сталина. Портреты Сталина работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А. М. Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).
С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

В городе Мичуринске Тамбовской области существует музей-усадьба А. М. Герасимова и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Именно в этой усадьбе А. М. Герасимовым был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», иллюстрация которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка.


По его проекту построен Мичуринский драматический театр в 1913 году .


Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: "Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]". В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя К.А. Коровина.

Лучшими работами Герасимова в области натюрморта и пейзажа, характерными большой жизнерадостностью, красочностью, являются: «Степь цветет», 1924, «Урожай», 1930, «Яблони», 1932, «После дождя», 1935, Третьяковская галерея,
«Розыск», 1937, серия пейзажей «Рожь-матушка», 1946, и др.
«Монастырская роща» — одна из ранних малоизвестных работ Александра Михайловича. Как и всем лучшим произведения Герасимова этюду присуща яркость и типичность образов, сила и насыщенность цвета, ясность формы, предметная ося-
заемость, мастерство композиции.
Пейзаж был написан в 1918 году в роще Троицкого Козловского мужского монастыря, затем находился в доме художника в Козлове-Мичуринске до 1964 года у сестры автора Александры Михайловны Герасимовой. В 1964 году она подарила
этюд А.В. Платицыну (художник, член СХ СССР).

Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Могила Герасимова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Герасимов А. М. «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944

Автопортрет



«Семейный портрет»
Холст, масло. 143 x 175 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь


Портрет дочери


Вести с целины. 1954


Портрет балерины О. В. Лепешинской. 1939

Портрет Мичурина



«В саду. Портрет Нины Гиляровской»
1912.
Холст, масло. 160 х 200
Дом-музей А.М. Герасимова
Мичуринск


Бомбейская танцовщица


«Букет цветов. Окно»
1914.
Холст, масло. 75 х 99
Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.
Астрахань.

МОНАСТЫРСКАЯ РОЩА (Дубовая роща Троицкого монастыря)
(1918) Холст / масло
78 x 62 см
30.71"" x 24.41

.

«Полдень. Теплый дождь»
1939г


Полдень. Тёплый дождь. 1939


Натюрморт с пионами и гвоздикой. 1950-е


«Натюрморт "Розы"»
1948
Холст, масло. 107 x 126 см
Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан


"Розы"

Жизнь художника не может складываться безоблачно, даже если внешне все благополучно. Настоящий мастер всегда в поиске и средств художественной выразительности, и сюжетов, которые затронут человека, обратившего свой взгляд на его картину.

Отрочество и юность

Родился в небольшом городке Козлове в Тамбовской губернии в 1881 году. В него, на свою малую родину, он будет возвращаться снова и снова, отдыхая от напряженной жизни в столице и набираясь новых сил, впечатлений. А пока подрастающий одаренный юноша учится живописи в Москве. Его учителями были К. А. Коровин, А. В. А. Серов, настоящие мастера, чьими произведениями гордится наша Родина. Широкая этюдная манера письма, сочный колорит становятся присущими начинающему мастеру. Так растет Герасимов-художник, осваивающий классическую и современную технику.

Когда началась Первая мировая война, Герасимова мобилизовали, и два года он провел на фронтах. Он познал всю тяжесть окопной войны, когда человека, по выражению Шолохова, вошь поедает до кости.

Возращение и отъезд в столицу

В 1918 году Герасимов возвращается в родной Козлов и работает в нем декоратором несколько лет. В 1925 году он вновь приезжает в столицу. В ассоциации АХРР как живописец находит себя Герасимов. Художник теперь совмещает советские политические темы с традиционной манерой живописного письма. Задумана и пишется большая работа «Ленин на трибуне».

Она не может не найти отклик в душах людей, потерявших вождя совсем недавно, четыре года назад, скорбь которых еще жива. Но вот они видят Владимира Ильича на фоне алых знамен, за которые они проливали кровь на фронтах гражданской войны, энергичного, зовущего вперед... Картина наполнена пафосом революционной энергии и написана понятным, доходчивым живописным языком.

Портретист

В это же время он является преподавателем в Училище памяти 1905 года. У Герасимова была способность схватывать портретное сходство. Поэтому он себя воспринимал и позиционировал в первую очередь как портретист. Именно в 30-е годы главным в творчестве художника становится портретная живопись. У него есть портреты индивидуальные и групповые. Он работает над портретами известных любимых актеров, полярников. Групповой портрет «Конная армия» получает Гран-при на выставке в Париже.

Общественная жизнь

Художник «распахнул дверь» в свою мастерскую, и в нее широким потоком влилась повседневная жизнь людей. Ни одно общественное событие, которое затрагивает страну, живописец не пропускает - у него все находит отклик. Одновременно прибавляется административная работа: Герасимов стал одним из руководителей в секретариате правления Союза советских художников. Несмотря на нехватку времени, на его портретах начинают все чаще появляться первые лица государства. Вольно или невольно, но его работы считаются образцом того, как надо писать. Герасимов-художник становится любимым портретистом Сталина.

Это портрет Сталина на 17 съезде ВКП(б) в 1934 году. Еще полный сил И. В. Сталин читает доклад, вызывающий поддержку всего зала. Различные оттенки коричневого, играющего золотистыми отблесками, не сливаются, но придают строгость и серьезность моменту. Это официальный «парадный» портрет. Более камерный, «домашний» портрет И. В. Сталина и А. М. Горького в Горках, он напишет в 1939 году.

Уютная обстановка на веранде, залитой утренним светом, пробивающимся сквозь зелень окружающих деревьев. Его перламутровые отблески - на резных перилах, на скатерти, на одежде двух спокойно беседующих людей. Все наполнено простотой и умиротворенностью. Покой и мир подчеркивает спокойно спящая на полу собака. Виртуозно обыграл эту доброжелательную обстановку Герасимов. Художник не пожалел светлых красок, которые и создали такой чудный гармоничный уголок.

Порыв вдохновения

Картина, которую написал Герасимов, «После дождя», проста, легка и поэтична.

Это всего лишь уголок веранды с садом за ней: скамья с перильцами, стол фигурной формы с резными ножками. Объемный букет в стеклянном кувшине, опрокинувшийся стакан, - все играет и переливается радостными красками, отблесками вышедшего после ливня солнца. Сочна и разнообразна зелень омытого дождем сада. Использованы все оттенки зеленого. Мерцает каждый листочек, освещенный по контуру и подсвеченный с обратной стороны. Тяжело наклонились ветви, совсем близко к веранде, вот-вот в нее заглянут. В лужах на полу отражается голубизна неба. Везде, на каждом предмете, сверкают перламутром капли дождя. Особого состояния свежести и чистоты добился художник, используя отблески, которые оставляют после себя и зелень листвы, и бело-розовый букет на темной мокрой поверхности стола. Свет и тень переплелись, но тень выполнена многими оттенками, а потому тоже сияет и переливается, радуя взгляд. Источника света зритель не видит. Рассеянный свет солнца - где-то за деревьями и кустами. Он неяркий, но теплота закатного летнего солнышка чувствуется повсюду. По рассказам очевидцев, после летнего ливня Герасимов («После дождя» - одно из самых известных его полотен), восхищенный увиденным, сразу взялся за краски и палитру и на одном дыхании, не отрываясь, запечатлел дивный пейзаж. Но чтобы суметь работать так быстро и эффективно, надо пройти долгий и трудный путь в живописи. Только поэтому художнику удалось высказать искренность своего чувства, которое никого не оставляет равнодушным, передать зрителю энергию свежести. Позже мастер вспоминал свой восторг, свое нетерпение, когда он работал над пейзажем. Потому и работа стала правдивой и поэтичной в каждой детали. Она была выставлена в Париже, и живописец получил Большой приз (Гран-при). Это не случайная удача, а результат большой длительной работы, обусловленной всей жизнью. К ней примыкает семейный портрет, созданный годом раньше.

В этом же отцовском доме в Козлове жарким летним днем собралась вся семья Герасимова. Именно здесь, не перебираясь в столицу, постоянно живут близкие художника. Живописец безмятежно отдыхает после напряженной деятельности в кругу семьи. Он готовится к предстоящей сложной и большой работе. Полотно наполнено светом, миром и согласием.

Выставка - большое событие в жизни художника

В эти же годы, точнее, в 1936 году, художник подвел итог своей деятельности, длившейся уже четверть века: состоялась его выставка в Москве, где было представлено около ста произведений. Это были живописные и графические работы.

Еще один портрет

Чуть позже будет написан «Портрет балерины О. В. Лепешинской», в 1939 году.

Художник застает ведущую танцовщицу после разминки, она уже не у станка. В традиционной балетной пачке, стоя на пуантах, она готова вспорхнуть и продолжить танец. Горделивая посадка головы, разворот плеч, легкая улыбка - все говорит о темпераментном искрометном характере танцовщицы, о ее живости и динамичности, которые она переносила на сцену. Вдохновение и любовь к работе, которые испытывает прима-балерина, также запечатлены художником на этом портрете. Ольга Васильевна была одной из самых любимых балерин И. В. Сталина, он называл ее «стрекозой».

Война

В трудные годы войны мастер продолжает работать и передает свои личные сбережения в Фонд обороны. Исторический жанр занимает теперь художника все в большей мере. Он создает портреты героев Великой Отечественной Войны. В этот же период он пишет «Групповой портрет старейших советских художников Павлова И. Н., Бакшеева В Н., Бяляницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.», за который получает Сталинскую премию в 1946 году.

Учитывая, какое большое влияние на развитие изобразительного искусства оказал А.М. Герасимов, он был удостоен звания народного художника СССР. А также работает над эпической картиной, посвященной конференции руководителей трех великих держав в Тегеране.

Так в очередной раз проявился исторический жанр в творчестве художника. Полотно запечатлело и облик, и характеры лиц, принимавших в ней участие.

Академик

После войны, в 1947 году, его выбирают первым президентом Академии художеств СССР. Немалую роль в этом избрании сыграл его близкий друг Ворошилов. В течение десяти лет, исполняя эту должность, Герасимов энергично боролся против тех художников, которые были замечены в новаторстве или даже просто в импрессионизме. Вырождающееся искусство Запада он считал чуждым советскому человеку. В эти годы он создает полное торжественности и помпезности полотно под названием «Есть метро!»

В центре на трибуне - И. В. Сталин. Но почему-то все внимание привлекает не вождь, не делегаты в зале, а пять огромных люстр. Все остальное кажется более мелким и незначимым.

На малой родине

Большим творческим потенциалом и высокой работоспособностью художник распоряжается, когда приезжает в родной город. Здесь он пишет натюрморты, пейзажи, отражающие его душевное состояние. Воспоминание о годах работы и учебы у сказываются в этих полотнах.

«Песня скворца» - чистейшая работа без всякой патетики, лирично рассказывающая о красоте пробуждающейся природы. Натюрморт «Полдень. Теплый дождь» показывает, как истосковался мастер по настоящей работе.

В ней он может использовать все имеющиеся наработанные приемы, сменить приевшийся коричнево-красный колорит на тонкий сиреневато-синий, показать капли дождя, стекающие по стеклу, вздохнуть чистым, наполненным влагой воздухом. Это - жизнь в ее личных проявлениях. Это - Герасимов-художник, картины которого далеки от официоза, зато полны мечты и лирики, восхищенья и наслажденья.

Черты личности

Здесь проглядывает другая сторона его личности. Ведь в бытовой жизни Герасимов был мягким, доброжелательным человеком. Молодым художникам рекомендовал не гнаться за званиями, за деньгами и славой. К человеку, их заслужившему, они придут сами после продолжительной работы над рисунком и колоритом. Он считал, что художника в себе нельзя терять.

Опала

После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Но и было ему уже за семьдесят. Опальный художник во время воспринимался как нечто отжившее.

Жизнь продолжается

Однако сам Герасимов ретроградом себя не считал. Он знал, что он художник, наделенный большим талантом самим Богом. И это было действительно так. Только на что он разменивал свой талант? Ему приходилось, чтобы выжить, идти на компромисс и служить тем, кто был у власти. Здесь - тонкая линия между служением Таланту и Властителям. Как с нее не соскользнуть? Как не перейти невидимую грань? Это вечные вопросы для каждого художника, в какой бы области он не работал. Перед музыкантом Орфеем стоял вопрос, кому служить - светлому, ясному, гармоничному Фебу или темному, бурному, экстатическому Дионису. Так с античных времен этот вопрос решает для себя каждый сам. Герасимов Александр Михайлович (художник) дал себе ответ, хоть до конца и колебался.

Неоднозначность художника

Будущие искусствоведы, сравнивая две картины Герасимова, которые находятся в ГТГ, могут увидеть в них вневременной талант и не станут упрекать художника за парадность портретов советских вождей. Как смотрим мы сегодня на тщательно выписанные в каждой детали парадные работы Франца Ксавьера Винтерхальтера или Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского и относимся к ним спокойно - просто как к произведениям искусства.

Что дала художнику Родина

За заслуги перед Отечеством, начиная с 1941 года, А. М. Герасимов был обласкан властями. Награды и премии просто сыпались на него. Он - народный художник СССР, у него четыре орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени.

Вот так, в неустанной работе, прошла жизнь творца с простой фамилией Герасимов. Художник, биография которого двойственна и неоднозначна и, несомненно, отмечена Талантом, умер, когда ему было 82 года.