Реализм в литературе 19 века кратко. Реализм в литературе второй половины XIX века

  • 29.08.2019

Нижегородская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественно-гуманитарных наук

Контрольная работа

По культурологии

На тему: Две линии в русской культуре Х I Х века: романтизм и реализм.

Выполнила:

студентка 3 курса

группы 31 «З.»

фармацевтического факультета

Яковлева Елена

Валерьевна

Нижний Новгород

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Роль литературы в общественно-политической и культурной жизни России.

2. Особенности русского романтизма. Русские поэты – романтики, основные темы их произведений.

3. Характерные черты критического реализма.

Роль литературы в общественно-политической и культурной жизни России.

Событием, оказавшим важнейшее влияние на развитие русского общества и русской литературы, стала война 1812 года. Весь народ поднялся на защиту Отечества от нашествия Наполеона. Война пробудила национальное самосознание русского народа. Крестьянин, который стал солдатом, освободил Россию и Европу. Он почувствовал свою силу и значимость и надеялся, что освободил себя. Но после войны положение крестьян стало ещё более тяжёлым («аракчеевщина», военные поселения, государственный бюрократизм). Возмущённый народ бунтовал и восставал, восстания жестоко подавлялись самодержавием.

Война 1812 г., тяжёлое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – всё это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К.Ф. Рылеева (1795 – 1826) «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» - вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетённую свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первым впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества, - вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней). Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой.

Идеи декабристов оказали сильнейшее влияние на развитие русской литературы, они нашли отражение в творчестве таких писателей, как А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов.

Первая четверть ХIХ века отличалась пестротой литературного движения. Для этого периода были характерны столкновение, борьба, взаимное влияние различных литературных направлений, которые существовали, не только сменяя друг друга, но и параллельно, отражая сложные процессы развития общественной мысли того времени. Ещё были живы классицистические художественные тенденции (в «Гражданине» Рылеева), ещё было влияние сентиментализма (Н. М. Карамзин), но всё громче заявляла о себе новая литературная эпоха – эпоха романтизма, который становился ведущим литературным течением, а наиболее яркими представителями его были В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.

Русской литературе первой четверти ХIХ века свойственно острое ощущение единства нации, вера в великое будущее русского народа и общества. Именно в это время творит поэт, в произведениях которого «русский дух» проявляется во всей своей красе и силе. Речь идёт о великом баснописце И. А. Крылове. В его творчестве начал складываться реалистический метод отражения действительности. Полностью метод реализма сформировался и воплотился в творчестве А. С. Пушкина.

Яркое представление о художественных исканиях русской поэзии этого времени дают дружеские послания П. А. Вяземского, искромётные строки, исполненные ратного духа и удальства, поэта-воина Дениса Давыдова, философско-психологическая лирика Е. А. Баратынского.

Одним из наиболее значительных событий литературной жизни России в первой половине 40-х годов стал выход в свет поэмы Гоголя «Мёртвые души» и повести «Шинель», обозначавших новый этап развития русского реализма. Социально-личностный пафос этих произведений – критический показ общественных форм русской жизни, противоречащих народным идеалам, боль за судьбу страны, заострённость на теме «маленького человека» - был с воодушевлением воспринят всеми прогрессивными писателями того времени. В России 40 – 50-х гг. литература была, по словам А. И. Герцена, единственной «трибуной» общественно- культурных споров, а потому творческие взгляды писателя являлись выражением его общественной позиции. Идеи нового художественного направления были сформулированы В.Г. Белинским. Вокруг него складывается группа молодых писателей, для которых художественные принципы реализма, провозглашённые Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым – отправная точка творчества. Представитель консервативного лагеря Ф. В. Булгарин уничижительно назвал эту группу «натуральной школой», но выражение прижилось, став эстетическим лозунгом и литературным термином. «Списывание» с натуры расценивалось как отличительная черта передового писателя. Литература отныне избирает своим материалом то, что ранее, в романтический период её развития, отвергалось как заведомо «непоэтическое», «низкое», недостойное внимания художника. Проблема личности, давления на человека окружающей среды, исследования его многочисленных социальных связей выдвигаются в центр повествования реалистического произведения.

Поскольку литература, есть специфическая область познания истины, то особое значение приобретает проблема типизации. Литература 40-х гг. создаёт социально-исторические типы, «героев своего времени», в которых отразились важнейшие закономерности данного этапа общественного развития. Тип – это факт действительности, но проведенный через фантазию поэта, озарённый светом общего. Таким образом, художественный тип в реалистической литературе понимается не как явление распространённое, а как явление закономерное, характерное для определённого этапа развития общества. Историзм, т.е. отображение явлений в их исторической конкретности, становится главной чертой реалистического художественного мышления. Создание исторически конкретных социально-психологических характеров, в которых запечатлены важнейшие закономерности эпохи, развивающихся в соответствии со своей внутренней логикой, а не по произволу автора, является определяющим признаком реалистического искусства.

Писатели-реалисты стремились воссоздать в своих произведениях жизненно достоверные картины, показывать человека во взаимодействии с его окружением, раскрыть механизм социальных отношений и в целом объективные, т.е. не зависящие от воли конкретных людей, законы общественного развития.

Эти тенденции ярко проявились в творчестве представителей «натуральной школы». Идеологом этой школы выступил В.Г. Белинский, а ядро её составили Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, И.А. Герцен, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский. Печатным органом нового направления в русской литературе стал журнал «Современник» во главе с Н.А. Некрасовым и И.И. Паниным.

40-е гг. – время сосредоточенного осмысления дворянской интеллигенцией исторических судеб России. В стране господствовала политическая реакция, усилившаяся в конце 40-х гг. в связи с волной революционных выступлений в Европе, и поэтому жаждущая активной деятельности молодёжь вынуждена была ограничиться исключительно интеллектуальными занятиями, не имея возможности реализовать способность к практическому действию на общественно-политическом поприще. Так появился тип русских дворян, которые в русской действительности той поры не находили применения своим духовно-интеллектуальным силам. Так появился литературный тип «лишнего человека».

С середины 50-х гг. наметилось оживление в общественно-политической жизни России, которое было непосредственно связано со смертью Николая I, известного своей неприязнью к печатному слову, с поражением России в крымской войне. Эта военная кампания показала экономическую и техническую отсталость России от стран западной Европы, выявив необходимость проведения реформ. В стране развернулась подготовка реформ, что вызвало к жизни новую социальную силу – внесословную интеллигенцию, так называемые «разночинцы». Постепенно «разночинцы» вытесняют с авансцены общественно-политической жизни дворянскую интеллигенцию как исчерпывающую свои исторические возможности. Процесс этот отражен в творчестве Тургенева, Чернышевского и других писателей. Этот недолгий период общественного подъёма завершилось покушением Каракозова на императора Александра II 4 апреля 1866г. Наступила новая полоса в общественно-политической жизни России, породившая чувство исторической безысходности и всеобщий пессимизм.

Поскольку искусство есть специфическая область познания истины, то особое значение приобретает проблема типизации.

Именно в ХIХ веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый вклад в области литературы, если не считать, ХХ столетие, которое вполне может поспорить с ним по обилию литературных талантов мирового класса: Н.М. Языков, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, Н.Н. Батюшков, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко.

Таков в общих чертах путь развития русской литературы в контексте общественно-политической жизни страны. Литература не только отражает коллизии и этапы общественно-политического развития, это – самостоятельное и самоценное явление, имеющее собственные законы, которые и определяют изменения художественных форм и образов, составляющих основу самодвижения литературы.

Особенности русского романтизма. Русские поэты – романтики, основные темы их произведений.

Романтизм – продуктивный творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) их противоборство как основы развития события. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность. Этот метод образовывал романтическую художественную систему. Соотношение в ней направлений и течений можно представить схемой:

Романтизм – творческий метод

Романтизм – художественная система

Романтизм Символизм Неоромантизм Фэнтези

(направление) (направление) (направление) (направление)

Немецкий Английский Французский Русский романтизм

романтизм романтизм романтизм романтизм США

Английский Английский Французский Русский фэнтези

неоромантизм эстетизм символизм символизм США

(течение) (течение) (течение) (течение) (течение)

Романтики открыли для литературы диалектику психологических состояний, они первыми создали характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия («Адольф» Б. Констана, «Юрий Милославский» М.Н. Загоскина); они поставляли ряд глубоких философских проблем («Мельмонт-Скиталец» Ч. Р. Метьюрина); открыли в литературе тему «униженных и оскорбленных» («Отверженные» В. Гюго). Романтизм реконструировал систему лирических жанров, создал исторический роман (В. Скотт, М.Н. Загоскин), философскую сказку (Э.Т.А. Гофман), научно-философский роман (М. Шелли), психологический детектив (Э.А. По), романтическую поэму (Д.Г. Байрон). Заложил основы художественного анализа социальных отношений. На протяжении ХIХ века активно взаимодействовал с реализмом; именно неоромантики приняли на себя основную тяжесть противоборства, преодоления крайностей декадентства в конце ХIХ – начала ХХ столетия. Продуктивность романтического метода проявилась в ХХ веке, когда возникают «фэнтези»; на основе романтических традиций были созданы такие выдающиеся произведения, как «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Повелитель колец» Д. Р. Р. Толкиена и др.

Романтизм – одно из самых ярких и значительных течений в искусстве. Он возник первоначально в Германии, чуть позднее – в Англии, затем распространился почти во всех европейских странах. Он оказал огромное воздействие на мировую культуру. Английский поэт Дж. Байрон, романист Вальтер Скотт, немецкие писатели Э. Т. А. Гофман и Г. Гейне, датский сказочник Г. – Х. Андерсен, американцы Э. По и Ф. Купер, польский поэт А. Мицкевич – все они романтики.

Романтизм отражает мироощущение, сформировавшееся в революционную эпоху, начало которой положила Великая французская революция (1789). Это было время гигантских общественных потрясений, буржуазных революций, национально-освободительных войн. И это было время великих ожиданий и разочарований, время решительных перемен в сознании людей. Великая французская революция не принесла людям ни свободы, ни справедливости, ни «царства разума». Старое было разрушено, а новым стало ещё более прозаическое и бесцветное «царство денег». Вера в могущество человеческого разума, характерная для XVIII века и нашедшая отражение в искусстве классицизма, была теперь подорвана. Человек чувствовал себя одиноким, неприкаянным.

В столкновении противоречивых настроений формируется новый художественный метод отражения действительности – романтизм.

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворённость действительностью, сомнение в том, что жизнь общества или даже отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости. С другой стороны, романтическое миросозерцание отличают мечта о переустройстве мира, обновлении человека, неудержимое стремление (наперекор логике и фактам) к возвышенному идеалу.

Противоречие между идеалом и действительностью, ощущение пропасти между ними и жажда их воссоединения – определяющая черта, основной конфликт романтизма, источник напряжённых трагических переживаний.

Главный враг романтиков – благоразумный и самодовольный обыватель, человек с мертвой душой, для которого смысл жизни – сытость, покой, нажива. Поэтому романтики видели свою главную цель в том, чтобы вырвать читателя из тесного житейского мирка и увлечь его как можно дальше от серой повседневности. Романтиками воспевалось и поэтизировалось всё необычное. Особенно большой интерес проявляли они к фантастике и народным преданиям, дальним странам, минувшим историческим эпохам, жизни племен и народов, не тронутых европейской цивилизацией, миру природы.

Романтикам были интересны исключительные личности – титанические и могучие. Объект постоянного внимания и изображения романтиков – сложность и глубокая противоречивость внутреннего мира человека, его богатство и многообразие. Для их творчества характерно противопоставление героя и толпы. Романтический герой всегда в конфликте с обществом, он изгнанник, отщепенец, скиталец. Он нередко бунтует против несправедливых общественных порядков, устоявшихся форм жизни.

Романтики считали, что только в искусстве могут полностью раскрыться творческие способности человека. В противоположность сторонникам классицизма, поднявшим искусство строгим рациональным правилам, романтики были убеждены, что вдохновение и творчество не укладываются в какие бы то ни было рамки, что всякий настоящий художник создаёт произведение по собственным законам.

Творчество писателей-романтиков отличает невиданная ранее интенсивность и острота переживания, сознание могущества и свободы человеческого духа, бурная эмоциональность, напряженность стиля, резкие контрасты. Таковы общие черты романтизма.

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъёмом после войны 1812 года. Всё это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов декабристов, чьё творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы.

Произведения писателей-романтиков, живших в разных странах, содержат существенные отличия, порожденные не только творческой индивидуальностью каждого из творцов, но и своеобразием общественных условий, культуры и художественных традиций в каждой стране.

Особенности русского романтизма . В творчестве русских романтиков отразилось разочарование передовых людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках и неясность путей исторического развития страны. В то же время в русском романтизме отразилось начавшееся пробуждение общенационального самосознания. Романтические идеи и настроения представлены в русской литературе как бы в смягчённом варианте. Не так остры и глобальные конфликты личности и толпы, например. Сохранялась тесная связь с другими литературными направлениями своей эпохи (прежде всего с классицизмом и сентиментализмом).

Романтизм зародился в России в самом начале ХIХ века, но оформился в самостоятельный художественный метод только к 20-м годам. Трагические события 1825 года определили особенности дальнейшего развития русского романтизма. Вершиной достижения романтизма 30-х гг. – произведения М. Ю. Лермонтова.

Характерными особенностями романтизма в России были:

1. Форсированность развития литературы в России в начале ХIХ века обусловило «набегание» и совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно. В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным диктатизмом (назидательностью) и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина).

2. Более ярко выраженная социальная направленность русского романтизма. Например, поэзия декабристов, поэзия М.Ю. Лермонтова.

В русском романтизме получают особенное развитие такие жанры, как элегия, идиллия. Очень важным для самоопределения русского романтизма было развитие баллады (в творчестве В. А. Жуковского). Резче всего контуры русского романтизма определились с возникновением жанра лиро-эпической поэмы (южные поэмы А. С. Пушкина, произведения И. И. Козлова, К. Ф. Рылеева, М. Ю. Лермонтова и др.). Развивается исторический роман как большая эпическая форма (М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников). Особый путь создания большой эпической формы – циклилизация, то есть объединение внешне самостоятельных (и частично печатавшихся отдельно) произведений («Двойник, или мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского, «Герои нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

У истоков русского романтизма стоят две замечательно яркие фигуры – Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков.

О Жуковском говорили, что сама природа позаботилась создать в его лице «русское эхо» для западноевропейского романтизма. Поэзия Жуковского не была простым отзвуком инозычных шедевров.

Не стоит искать в его собственной поэзии прямое отражение многих пережитых им испытаний. Всё конкретное, личное – не в сюжетах, но в самом духе его произведений…

В элегии «Сельское кладбище» (1802 г.) – вольном переводе стихотворения английского поэта Т. Грея – с необычной для русской поэзии проникновенностью запечатлелось ощущения хрупкости земной жизни. «Привычкой к суеверной легенде» рождены многочисленные баллады Жуковского. Самые известные из них «Людмила» (1808 г.) и «Светлана» (1813 г.), созданные на основе стихотворения немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора». В этих балладах рассказывается о вторжении в повседневную жизнь таинственных, потусторонних сил. Что же касается «стремления за пределы мира», то им пронизано буквально всё творчество Жуковского. Не случайно с лёгкой руки поэта слова «даль» и «вдаль» станут чуть ли не символами русского романтизма.

Романтическое отчуждение от забот и вкусов толпы, и «черни», по-своему выразили и другие поэты.

Муза Батюшкова внешне очень не похожа на музу Жуковского. Упоение любовью, земными благами, воспевание чувственной красоты, казалось бы, не имеют общего с грустным томлением автора «Людмилы» и «Светланы». Но есть в этом упоении что-то тревожное, пугающее. Поэт отдаётся наслаждению, постоянно помня об угрозе неминуемой смерти.

Николай Михайлович Языков (1803 – 1847), чья молодость была связана с Дерптским университетом, прославлял вольный дух студенческих пиров. Вольный дух противостоит и насилию («оковам»), и высшей, монаршей власти, чей символ – скипетр, жезл с драгоценными камнями.

Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831) нашёл поэтическое прибежище в античности. Притягивал Дельвига и мир русского фольклора. Его русские песни превосходили всё, что было создано в этом роде.

Особым направлением в русском романтизме стала философская лирика, так называемая поэзия мысли. Один из её ярких представителей – Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805 – 1827), глава московского кружка «любомудров».

Решающее слово в судьбе нового литературного направления в России довелось сказать Пушкину.

В поэме «Руслан и Людмила» (1820 г.) Пушкин полнее, чем кто-либо другой, выразил интерес к родной старине, романтически преобразованной, подёрнутое дымкой иронии, расцвеченной разнообразием чувств молодого человека ХIХ века. Элегия «Погасло дневное светило…», написанная в ночь с 18 на 19 августа 1820 г. на корабле при переезде из Феодосии в Гурзуф, - взволнованный монолог глубоко разочарованного жизнью поэта. Интонация стиха как бы вторит колебаниям водной пучины. Это впечатление создаётся повторяющимся двустишьем:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Читатель не только слышит шум ветра и волн, но и вместе с поэтом погружается в прошлое, в котором, оказывается, было немало печального и горького: и измена, и напрасные ожидания счастья.

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной радости минутные друзья…

В этих строках – типичное для романтиков чувство мимолётности и скоротечности всего земного, обманчивости наслаждений и благ.

«Погасло дневное светило…» непосредственно предваряет так называемые южные поэмы Пушкина – «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники» и «Цыганы».

Иван Иванович Козлов (1779 – 1840). Некоторые стихи И.И. Козлова, ставшие песнями («Вечерний звон») популярны и сегодня. На современников особенно сильное впечатление производила его поэма «Чернец» - горестная исповедь монаха, который мстит «убийце сына и жены», а поэтому горько раскаивается и умирает. Трагически безысходная судьба героя отвечала романтическому вкусу.

Начиная с 1840-х гг., романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план. Влияние «Чернеца» легко обнаруживается и в лермонтовском «Мцыри».

Характерные черты критического реализма.

Продуктивный творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивое, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств их многосторонней взаимообусловленности. Образовал художественную систему. Соотношение реалистического метода, художественной системы, направлений и течений внутри неё может быть представлено следующей схемой:

Реализм – художественная система

Реализм реализм рубежа реализм

ХIХ в. ХIХ – ХХ вв. ХХ в.

(направление) (направление) (направление)

Немецкий Английский Французский Русский реализм

реализм реализм реализи реализм США

(течение) (течение) (течение) (течение) (течение)

Реализм (от позделатинского realis – вещественный, действительный) – литературное и художественное направление ХIХ – ХХ вв. берёт своё начало в Возрождении (так называемый «ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе. Реализм имеет следующие отличительные черты:

1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через правдивость деталей в «конкретностях» условий бытия персонажей.

4. реалистическое искусство – искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому – гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, отличие, например, от романтизма.

5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы ХIХ века. Непосредственным предшественником реализма в литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, романтизм одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлением предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины ХIХ века не всегда легко провести чёткие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино – произведения О. Бальзака, Стендаля, В. Гюго, отчасти Ч. Диккенса. В русской литературе это особо отчётливо отобразилось в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

В России, где основы реализма были заложены творчеством А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика) ещё в 1820 – 1830-х гг., а также некоторых других писателей («Горе от ума» А.С. Грибоедова, басни И.А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А. Н. Островского и др. реализм ХIХ века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

И.О. Родин, Т.М. Пименова Справочник школьника. Литература. АСТ «Астрель» Москва 2004 г.

Э. Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. Большой справочник. Литература. «Дрофа» Москва 2002 г.

М.Д. Аксёнова. Русская литература. От былин и летописей до классики ХIХ века. «Аванта +» Москва 2000 г.

А.И. Кравченко. Культурология. «Трикста» 2005 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Возникновение реализма

В 30-х годах XIX в. значительное распространение в литературе и искусстве приобретает реализм. Развитие реализма в первую очередь связано с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Пушкина и Гоголя в России, Гейне и Бюхнера в Германии. Реализм развивается первоначально в недрах романтизма и несет на себе печать последнего; не только Пушкин и Гейне, но и Бальзак переживают в юности сильное увлечение романтической литературой. Однако в отличие от романтического искусства реализм отказывается от идеализации действительности и связанного с ней преобладания фантастического элемента, а также от повышенного интереса к субъективной стороне человека. В реализме преобладает тенденция к изображению широкого социального фона, на котором протекает жизнь героев ("Человеческая комедия" Бальзака, "Евгений Онегин" Пушкина, "Мертвые души" Гоголя и т. д.). Глубиной понимания социальной жизни художники-реалисты иногда превосходят философов и социологов своего времени.

Этапы развития реализма XIX века

Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.

Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.

Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.

В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.

Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.

Реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». С подобным упреком трудно не согласиться. Действительно, романтическая традиция весьма ощутимо представлена в творческих системах Бальзака, Стендаля, Мериме. Не случайно Сент-Бев называл Стендаля «последним гусаром романтизма». Черты романтизма обнаруживаются

– в культе экзотики (новеллы Мериме типа «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго» и др.);

– в пристрастии писателей к изображению ярких индивидуальностей и исключительных по своей силе страстей (роман Стендаля «Красное и черное или новелла «Ванина Ванини»);

– в пристрастии к авантюрным сюжетам и использованию элементов фантастики (роман Бальзака «Шагреневая кожа» или новелла Мериме «Венера Ильская»);

– в стремлении четко разделить героев на отрицательных и положительных – носителей авторских идеалов (романы Диккенса).

Таким образом, между реализмом первого периода и романтизмом существует сложная «родственная» связь, проявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т.п.).

В отечественной историко-литературной науке «революционные события 1848 года и последовавшие за ними важные изменения в социально-политической и культурной жизни буржуазного общества» принято считать тем, что делит «реализм зарубежных стран XIX века на два этапа – реализм первой и второй половины XIX века» («История зарубежной литературы XIX века / Под ред Елизаровой М.Е. – М., 1964). В 1848 году народные выступления превратились в серию революций, прокатившихся по всей Европе (Франция, Италия, Германия, Австрия и др.). Эти революции, а также беспорядки в Бельгии и Англии проходили по «французскому образцу», как демократические протесты против классово-привилегированного и не отвечающего потребностям времени правления, а также под лозунгами социальных и демократических реформ. В целом 1848 год ознаменовал единый огромный переворот в Европе. Правда, в результате его повсюду к власти пришли умеренные либералы или консерваторы, кое-где даже установилась более жестокая авторитарная власть.

Это вызвало всеобщее разочарование в результатах революций, и, как следствие этого, пессимистические настроения. Многие представители интеллигенции разочаровались в массовых движениях, активных выступлениях народа на классовой основе и перенесли свои основные усилия в частный мир личности и личностных отношений. Тем самым общий интерес был направлен на отдельную личность, важную саму по себе, и лишь во вторую очередь – на взаимоотношения ее с другими личностями и окружающим миром.

Вторая половина XIX века традиционно считается «триумфом реализма». К этому времени реализм в полный голос заявляет о себе в литературе не только Франции и Англии, но и ряда других стран – Германии (поздний Гейне, Раабе, Шторм, Фонтане), России («натуральная школа», Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский), и т.п.

В то же время с 50-х годов начинается новый этап в развитии реализма, который предполагает новый подход к изображению и героя и окружающего его общества. Социальная, политическая и нравственная атмосфера второй половины XIX века «повернула» писателей в сторону анализа человека, которого трудно назвать героем, но в судьбе и характере которого преломляются основные приметы эпохи, выраженные не в крупном деянии, значительном поступке или страсти, спрессованно- интенсивно передающих глобальные сдвиги времени, не в масштабном (как в социальном, так и психологическом) противостоянии и конфликте, не в доведенной до предела типичности, часто граничащей к исключительностью, а в будничной, обыденной каждодневной жизни. Писатели, начавшие работать в это время, как и те, кто вошел в литературу раньше, но творил в указанный период, например, Диккенс или Теккерей, безусловно, ориентировались уже на иную концепцию личности. В романе Теккерея «Ньюкомбы» акцентируется специфика «человековедения» в реализме этого периода – необходимость понимания и аналитического воспроизведения разнонаправленных тонких душевных движений и непрямолинейных, не всегда проявленных социальных связей: «Трудно даже представить себе, сколько разных причин определяет каждый наш поступок или пристрастие, как часто, анализируя свои побуждения, я принимал одно за другое…». Эта фраза Теккерея передает, пожалуй, главную особенность реализма эпохи: все сосредоточивается на изображении человека и характера, а не обстоятельств. Хотя последние, как и должно в реалистической литературе «не исчезают», но их взаимодействие с характером приобретает иное качество, связанное с тем, что обстоятельства перестают быть самостоятельными, они все более и более характерологизируются; их социологическая функция теперь более имплицитна, чем это было у того же Бальзака или Стендаля.

Из-за изменившейся концепции личности и «человекоцентризма» всей художественной системы (причем «человек – центр» вовсе не обязательно был положительным героем, побеждающим социальные обстоятельства или гибнущим – морально или физически – в борьбе с ними) может создаться впечатление, будто писатели второй половины века отказались от основного принципа реалистической литературы: диалектического понимания и изображения взаимосвязей характера и обстоятельств и следования принципу социально – психологического детерминизма. Тем более, что у некоторых наиболее ярких реалистов этого времени – Флобера, Дж. Элиот, Троллота – в том случае, когда говорится об окружающем героя мира, появляется термин «среда», нередко воспринимаемый более статично, чем понятие «обстоятельства».

Анализ произведений Флобера и Дж. Элиот убеждает в том, что эта «застолбленность» среды нужна художникам прежде всего для того, чтобы описание окружающей героя обстановки было более пластичным. Среда нередко повествовательно существует во внутреннем мире героя и через него, приобретая иной характер обобщения: не плакатно-социологизированный, а психологизированный. Это создает атмосферу большей объективности воспроизводимого. Во всяком случае с точки зрения читателя, который больше доверяет такому объективированному повествованию об эпохе, так как воспринимает героя произведения близким себе человеком, таким же, как он сам.

Писатели указанного периода нисколько не забывают еще об одной эстетической обстановке критического реализма – объективности воспроизводимого. Как известно, Бальзак был настолько озабочен этой объективностью, что искал способы сближения литературного знания (понимания) и научного. Эта идея пришлась по душе многим реалистам второй половины века. К примеру, Элиот и Флобер много размышляли об использовании литературой научных, а значит, как им казалось, объективных приемов анализа. Особенно много об этом думал Флобер, который понимал объективность как синоним бесстрастности и беспристрастности. Однако это было веяние всего реализма эпохи. Тем более, что творчество реалистов второй половины XIX века пришлось на период взлета в развитии естественных наук и расцвета экспериментаторства.

В истории науки это был важный период. Бурно развивалась биология (в 1859 году была опубликована книга Ч.Дарвина «Происхождение видов»), физиология, происходило становление психологии как науки. Широкое распространение получила философия позитивизма О. Конта, сыгравшая позднее важную роль в развитии натуралистической эстетики и художественной практики. Именно в эти годы предпринимаются попытки создать систему психологического понимания человека.

Однако, и на этом этапе развития литературы характер героя не мыслится писателем вне социального анализа, хотя последний приобретает несколько иную эстетическую сущность, отличную от той, которая была свойственная Бальзаку и Стендалю. Безусловно, что в романах Флобера. Элиот, Фонтане и некоторых других бросается в глаза «новый уровень изображения внутреннего мира человека, качественно новое мастерство психологического анализа, заключающееся в глубочайшем раскрытии сложности и непредвиденности человеческих реакций на действительность, мотивов и причин человеческой деятельности» (История всемирной литературы. Т.7. – М.,1990).

Очевидно, что писатели этой эпохи резко изменили направление творчества и повели литературу (и роман в частности) в сторону углубленного психологизма, а в формуле «социально-психологический детерминизм» социальное и психологическое как бы поменялось местами. Именно в этом направлении сконцентрированы основные достижения литературы: писатели начали не просто рисовать сложный внутренний мир литературного героя, а воспроизводить хорошо отлаженную, продуманную психологическую «модель характера», в ней и в ее функционировании художественно соединяя психолого-аналитическое и социально-аналитическое. Писатели обновили и оживили принцип психологической детали, ввели диалог с глубоким психологическим подтекстом, нашли повествовательные приемы для передачи «переходных», противоречивых духовных движений, которые ранее были недоступны литературе.

Это вовсе не означает, что реалистическая литература отказалась от социального анализа: социальная основа воспроизводимой реальности и реконструируемого характера не исчезла, хотя и не довлела над характером и обстоятельствами. Именно благодаря писателям второй половины XIX века литература стала находить непрямые способы социального анализа, в этом смысле продолжив серию открытий, сделанных писателями предшествующих периодов.

Флобер, Элиот, братья Гонкуры и др. «научили» литературу выходить на социальное и то, что свойственно эпохе, характеризует ее социальные, политические, исторические и нравственные начала, через обыденное и повседневное существование ординарного человека. Социальная типизация у писателей второй половины века – типизация «массовидности, повторяемости» (История всемирной литературы. Т.7. – М.,1990). Она не столь ярка и очевидна, как у представителей классического критического реализма 1830 – 1840 -х годов и чаще всего проявляется через «параболу психологизма», когда погружение во внутренний мир персонажа позволяет в конечном счете погрузиться в эпоху, в историческое время, каким его видит писатель. Эмоции, чувства, настроения носят не надвременной, а конкретно-исторический характер, хотя аналитическому воспроизведению подвергается прежде всего обыденное повседневное существование, а не мир титанических страстей. При этом писателями нередко даже абсолютизировались серость и убогость жизни, тривиальность материала, негероичность времени и персонажа. Именно поэтому, с одной стороны, это был период антиромантический, с другой – период тяги к романтическому. Такой парадокс, например, характерен для Флобера, Гонкуров, Бодлера.

Есть и еще один важные момент, связанный с абсолютизацией несовершенства человеческой природы и рабской подчиненности обстоятельствам: нередко писатели воспринимали негативные явления эпохи как данность, как нечто непреодолимое, а то и трагически роковое. Поэтому в творчестве реалистов второй половины XIX века так сложно выражено положительное начало: проблема будущего их интересует мало, они находятся «здесь и сейчас», в своем времени, осмысливая его предельно нелицеприятно, как эпоху, если и достойную анализа, то критического.

Как уже отмечалось ранее, критический реализм является литературным направлением мирового масштаба. Примечательное чертой реализма становится также то, что он имеет длительную историю. В конце XIX и в XX веках всемирную известность получило творчество таких писателей как Р.Роллан, Д.Голусорси, Б.Шоу, Э.М.Ремарк, Т.Драйзер и другие. Реализм продолжает свое существование вплоть до настоящего времени, оставаясь важнейшей формой мировой демократической культуры.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

№ ПЕРИОД СОБЫТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 1. КОНЕЦ 1790-х – 1800-егг Карамзинскийпериод. Журнал «ВестникЕвропы» Карамзина. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзиикарамзинистов(«поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.) 2. 1810-егг Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакциейВ.А.Жуковского. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. «Психологический романтизм»В.А.Жуковского, «мечтательный романтизм» К.Н. Батюшкова. 3. 1820 -1830-егг Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов.А.С.Грибоедов. Поэты пушкинского круга.М.Ю.Лермонтов.Н.В.Гоголь.

3 слайд

Описание слайда:

Итак, писатель…русский писатель-кто он?? (напиши ответ в тетрадь) Первым профессиональным писателем был А.С.Пушкин. В середине 19в каждый большой поэт выясняет свое отношение к пушкинской традиции, т.к. нельзя было появляться в печати, не выяснив для себя и для других вслух или намеком отношение к пушкинским традициям. ПОЧЕМУ? Конспект в тетради смотри..

4 слайд

Описание слайда:

ПОЭЗИЯ I треть 19 в ПРОЗА II пол 19 в Уступает место ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ?? Поэзия быстрее реагирует на изменения, происходящие в обществе(чисто практически стихи пишутся быстрее), для написания романа требуется иногда более 10 лет

5 слайд

Описание слайда:

В 1848г Николай I еще более ужесточил цензуру, до 1855г наступает мрачное 7-летие. При Николае I нельзя было открывать новые журналы. Журналы состояли из нескольких отделов: Словесность Собственно художественное произведение Критика Библиографическая хроника Современная хроника России Литература не имела права заниматься политикой. Журналы полемизировали друг с другом. Это время демократизации литературы, появляется все больше грамотных людей, эти новые читатели диктуют свои вкусы. К этим вкусам прислушиваются, под них подстраиваются. Для кого писать? На кого рассчитывать? С этой проблемой столкнулись практически все писатели, начиная с Пушкина. Демократизация литературы означала и появление новых читателей и приток в литературу новых литературных сил.

6 слайд

Описание слайда:

Реализм как литературное направление Реализм, как художественный метод, и роман, как жанр, возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые происходили в России, и на Западе в конце 18в – первой четверти 19в. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод – реализм. Его основа – принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А.С.Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России. Русский реализм II половины 19в выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования.

7 слайд

Описание слайда:

1800г 1850г 1870-е г 1825-е г Социальное положение Образование Материальное положение Развитие естественных наук 1900-е гг

8 слайд

Описание слайда:

Основные признаки реализма Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним. 1. Типизация образов. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален. 2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма. 3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения. 4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов. 5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека. 6. Историзм. Литература XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения. 7. Психологизм - это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей: ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Каким образом художник раскрывает внутренний мир своего героя? В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский не ограничивается изложением его мыслей и высказываний. Автор показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла. Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные. У Сони – кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. Не оттого, что автор забыл дать описание внешности этого героя. Скорее дело все в том, что, по мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.

9 слайд

Описание слайда:

Учение В.Белинского о реалистическом характере: 1. Художник не должен копировать жизнь, дагеротип –признак документальной прозы. Признаком настоящего худож.произведения является создание типов. (Типическое-это общее выражается через индивидуальное) 2. Герои реализма-многоплановы, противоречивы – что значит происходит преодоление однолинейности, статичности

10 слайд

Описание слайда:

Развитие журналистики в начале века Все большую роль умного информатора и собеседника начинают играть "толстые" журналы, а имена их издателей делаются не менее популярными, чем имена модных литераторов. Разные по направлениям, взглядам издателей, они знакомили читающую публику с новостями европейской жизни, новинками в научных областях и прикладных занятиях, с произведениями зарубежных и отечественных поэтов и прозаиков. Наиболее популярными у читателей были "Вестник Европы" Карамзина, "Сын Отечества" Греча, "Северная пчела" Булгарина, "Телескоп" Надеждина, "Библиотека для чтения" Сенковского, "Отечественные записки" Краевского. В 1832 г. в России издавалось 67 журналов и газет. Изданий на русском языке среди них насчитывалось 32, в основном это были ведомственные журналы. Литературных общедоступных журналов выходило всего 8. В 1840-50-е гг. писателей, издателей, властвовавших над умами и душами читателей, заслоняет собой литературный критик. Читательская аудитория начинает нуждаться в опытном наставнике, способном научить ее ценить подлинное искусство. Роль своеобразных клубов, где происходил обмен литературными, политическими, философскими мнениями, где узнавали новости российской и зарубежной жизни, играли в начале столетия литературные салоны. Наиболее известными из них были салоны Оленина, Елагиной, Ростопчиной, Волконской. Ту же роль выполняли вечера: субботы Жуковского, Аксакова, четверги Греча, пятницы Воейкова..

11 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание Историческая обстановка на рубеже 18-19 в Русская литература начала 19 в Реализм как литературное направление Творчество Г.Р.Державина Поэзия К.Н.Батюшкова

Реализм как направление был ответом не только эпохе Просвещения (), с ее надеждами на человеческий Разум, но и романтическому негодованию на человека и общество. Мир оказался не таким, каким его изображали классицисты и .

Необходимо было не только просвещать мир, не только показать его высокие идеалы, но и понять действительность.

Ответом на этот запрос и стал реалистическое направление, возникшее в Европе и в России в 30-х годах XIX века.

Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного исторического периода. В этом смысле его черты можно найти и художественных текстах эпохи Возрождения или Просвещения. Но как литературное направление русский реализм стал ведущим именно во второй трети XIX века.

Основные черты реализма

К главным его чертам относятся:

  • объективизм в изображении жизни

(это не значит, что текст является «сколком» с действительности. Это авторское видение действительности, которую он описывает)

  • нравственный идеал автора
  • типические характеры при несомненной индивидуальности героев

(таковы, например, герои пушкинского «Онегина» или гоголевские помещики)

  • типические ситуации и конфликты

(наиболее распространенные – конфликт лишнего человека и общества, маленького человека и общества и т.п.)


(например, обстоятельства воспитания и т.п.)

  • внимание к психологической достоверности характеров

(психологическая характеристика героев или )

(герой – не выдающаяся личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями как, например, их современник)

  • внимание к точности и достоверности детали

(по деталям в «Евгении Онегине» можно изучить эпоху)

(нет деления на положительных и отрицательных персонажей – например, отношение к Печорину)

  • важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в истории, «маленький человек» и общество и т.д.

(например, в романе «Воскресение» Льва Толстого)

  • приближение языка художественного произведения к живой речи
  • возможность использования символа, мифа, гротеска и т.п. как средства раскрытия характера

(при создании образа Наполеона у Толстого или образов помещиков и чиновников у Гоголя).
Наша краткая видео презентация по теме

Основные жанры реализма

  • рассказ,
  • повесть,
  • роман.

Однако постепенно границы между ними размываются.

По мнению ученых, первым реалистическим романом в России стал «Евгений Онегин» Пушкина.

Расцвет этого литературного направления в России – вся вторая половина XIX века. Произведения писателей этой эпохи вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

С точки зрения И.Бродского, это стало возможно благодаря высоте достижений русской поэзии предыдущего периода.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

До возникновения реализма как литературного направления подход к изображению человека у большинства писателей был односторонним. Классицисты изображали человека главным образом со стороны его обязанностей перед государством и очень мало интересовались им в его быту, в семейной, частной жизни. Сентименталисты, наоборот, перешли к изображению личной жизни человека, его душевных чувств. Романтики тоже интересовались главным образом душевной жизнью человека, миром его чувств и страстей.

Но они наделяли своих героев чувствами и страстями исключительной силы, ставили их в необычные условия.

Писатели-реалисты изображают человека многосторонне. Они рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях сформировался тот или иной герой произведения.

Это умение дать типичные характеры в типичных обстоятельствах и является главной чертой реализма.

Типичными мы называем такие образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены важнейшие черты, характерные в определённый исторический период для той или другой общественной группы или явления (например, Простаковы-Скотинины в комедии Фонвизина- типичные представители русского средне-поместного дворянства второй половины XVIII века).

В типических образах писатель-реалист отражает не только те черты, которые наиболее распространены в определённое время, но и те, которые только начинают появляться и развиваются полностью в будущем.

Конфликты, лежащие в основе произведений классицистов, сентименталистов и романтиков, тоже были односторонни.

Писатели-классицисты (особенно в трагедиях) изображали столкновение в душе героя сознания необходимости выполнить долг перед государством с личными чувствами и влечениями. У сентименталистов основной конфликт вырастал на почве общественного неравенства героев, принадлежавших к различным классам. В романтизме основа конфликта -в разрыве между мечтой и действительностью. У писателей-реалистов конфликты так же многообразны, как и в самой жизни.

В формировании русского реализма в начале XIX века большую роль сыграли Крылов и Грибоедов.

Крылов стал создателем русской реалистической басни. В баснях Крылова глубоко правдиво изображена жизнь крепостнической России в её существенных чертах. Идейное содержание его басен, демократическое по своей направленности, совершенство их построения, замечательный стих и живой разговорный язык, развитый на народной основе, - всё это явилось крупным вкладом в русскую реалистическую литературу и оказало воздействие на развитие творчества таких писателей, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь и другие.

Грибоедов своим произведением «Горе от ума» дал образец русской реалистической комедии.

Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества в самых разнообразных литературных жанрах, был великий народный поэт Пушкин.

Реализм - 19 - 20 века (от латинского realis - действительный)

Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм XIX-XX вв., «социалистический реализм»

    Основные черты реализма:
  • Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности;
  • Правдивое отражение мира, широкий охват действительности;
  • Историзм;
  • Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира;
  • Отражение связи человека и среды;
  • Типизация характеров и обстоятельств.

Писатели-реалисты в России. Представители реализма в России: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. А Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.