Что такое традиционное общество в истории определение. Аграрное общество

  • 18.04.2019

Инструкция

Жизнедеятельность традиционного общества основана на натуральном (сельском) хозяйстве с применением экстенсивных технологий, а также примитивном ремесле. Такой общественный уклад характерен для периода древности и эпохи Средневековья. Считается, что любое , которое существовало в период от первобытной общины вплоть до начала промышленного переворота, относится к традиционному виду.

В этот период использовались ручные орудия труда. Их усовершенствование и модернизация происходили крайне медленными, почти незаметными темпами естественной эволюции. Экономическая система основывалась на применении природных ресурсов, в ней преобладало , добывающие промыслы, торговля, строительство. Люди вели в основном оседлый образ жизни.

Социальная система традиционного общества - сословно-корпоративная. Она отличается стабильностью, сохраняемой столетиями. Существует несколько разных сословий, которые не изменяются на протяжении долгого времени, сохраняя неизменный характер жизни и статичность. Многим обществам традиционного вида товарные отношения или вообще не свойственны, или развиты настолько слабо, что они ориентированы только на удовлетворение потребностей малочисленных представителей социальной элиты.

Традиционное общество имеет следующие признаки. Оно характеризуется тотальным господством религии в духовной сфере. Человеческая жизнь считается осуществлением промысла Бога. Важнейшим качеством члена такого общества является дух коллективизма, чувство принадлежности к своему роду и классу, а также тесная связь с землей, где он появился на свет. Индивидуализм людям в этот период не свойственен. Духовная жизнь для них была более значима, чем материальные блага.

Правила сосуществования с соседями, жизни в , отношение к определялись устоявшимися традициями. Человек приобретал свой статус уже . Общественное устройство трактовалось только с точки зрения религии, а потому роль правительства в обществе объяснялась народу как божественное предназначение. Глава государства пользовался непререкаемым авторитетом и играл важнейшую роль в жизни общества.

Традиционное общество в демографическом отношении характеризуется высокой , высокой смертностью и достаточно низкой продолжительностью жизни. Примерами такого вида сегодня являются уклады многих стран Северо-Восточной и Северной Африки (Алжир, Эфиопия), юго-восточной Азии (в частности, Вьетнам). В России общество этого типа существовало до середины XIX века. Несмотря на это, уже к началу нового столетия она была одной из самых влиятельных и крупных стран мира, обладала статусом великой державы.

Главные духовные ценности, которые отличает - культура предков. Культурная жизнь преимущественно была ориентирована на прошлое: уважение своих предков, преклонение перед произведениями и памятниками предыдущих эпох. Культуре свойственна гомогенность (однородность), на свои собственные традиции и достаточно категоричное неприятие культур других народов.

Как считают многие исследователи, традиционное общество характеризуется отсутствием выбора в духовном и культурном плане. Доминирующее в таком обществе мировоззрение и устойчивые традиции предоставляют человеку готовую и четкую систему духовных ориентиров и ценностей. А потому мир кажется человеку понятным, не вызывающим лишних вопросов.

Развитие общества - это ступенчатый процесс, представляющий собой движение вверх от простейшего хозяйства к более эффективному, передовому. В XX веке известными политологами и социологами выдвинута теория, по которой общество преодолевает три этапа своего развития: аграрный, индустриальный и постиндустриальный. Остановимся подробнее на аграрном обществе.

Аграрное общества по типам, чертам, признакам, характеристикам

Аграрное, традиционное или доиндустриальное общество основано на традиционных ценностях человечества. Такой тип общества главной целью видит сохранение традиционного жизненного уклада, не приемлет каких-либо изменений и не стремится к развитию.

Аграрное общество характеризуется традиционной экономикой, для которой свойственно перераспределение, а проявление рыночных отношений и обмена жестко пресекается. В традиционном обществе наблюдается приоритет внимания государства и правящей верхушки над собственными интересами человека. Вся политика строится на авторитарном типе власти.

Статус человека в обществе определяется его рождением. Все общество разделено на сословия, движение между которыми невозможно. Сословная иерархия опять же основана на традиционном укладе жизни.

Для аграрного общества характерны высокая смертность и рождаемость населения. И при этом невысокая продолжительность жизни. Очень крепкие семейные узы.

Доиндустриальный тип общества долгое время сохранялся во многих странах Востока.

Экономические особенности аграрной цивилизации и культуры

Основа традиционного общества - сельское хозяйство, основными составляющими которого является земледелие, скотоводство или рыболовство в прибрежных районах. Приоритет определенного вида хозяйства зависит от климатических условий и географического расположения места поселения. Само аграрное общество полностью зависит от природы и ее условий, при этом человек не вносит изменений в эти силы, никак не пытаясь их приручить. Долгое время в доиндустриальном обществе преобладало натуральное хозяйство.

Промышленность либо отсутствует, либо незначительна. Ремесленный труд развит слабо. Весь труд направлен на удовлетворение основных потребностей человека, к большему общество даже не пытается стремиться. Лишние часы труда признаются обществом как наказание.

Профессию и род занятий человек наследует от родителей. Низшие сословия чрезмерно преданы высшим, отсюда и такой строй государственной власти, как монархия.

Все ценности и культура в целом находятся во власти традиций.

Традиционное аграрное общество

Как уже было сказано, аграрное общество основано на простейшем ремесле и сельском хозяйстве. Временные рамки существования данного общества - Древний мир и Средние века.

В то время экономика брала за основу использование природных ресурсов без каких-либо изменений последних. Отсюда и малое развитие орудий труда, которые очень продолжительное время остаются ручными.

В экономической сфере жизни общества преобладает:

  • строительство;
  • добывающие промыслы;
  • натуральное хозяйство.

Присутствует торговля, но развита она незначительно, а развитие рынка не поощряется властью.

Традиции дают человеку уже устоявшуюся систему ценностей, основную роль в которой занимает религия и неоспоримый авторитет главы государства. Культура основывается на традиционном почитании собственной истории.

Процесс преобразования традиционной аграрной цивилизации

Аграрное общество является достаточно устойчивым к каким-либо изменениям, так как его основой являются традиции и устоявшийся уклад жизни. Преобразования настолько медленны, что незаметны для отдельно взятого человека. Намного легче преобразования даются государствам, которые не являются в полной мере традиционными. Как правило, это общество с развитыми рыночными отношениями - греческие полисы, торговые города Англии и Голландии, Древний Рим.

Толчком для необратимого преобразования аграрной цивилизации стала промышленная революция XVIII века.

Любые преобразования в таком обществе для человека очень болезненны, особенно если фундаментом для традиционного общества была религия. Человек теряет ориентиры и ценности. В это время происходит усиление авторитарного режима. Завершает все изменения общества демографический переход, при котором психология молодого поколения меняется.

Индустриальное и постиндустриальное аграрное общество

Индустриальное общество отличается резким скачком в развитии промышленности. Резкое возрастание темпов экономического роста. Этому обществу присущ «оптимизм модернизаторов» - непоколебимая уверенность в науке, с помощью которой можно решить любые возникшие проблемы, в том числе и социальные.

В этом обществе к природе чисто потребительское отношение - максимальная разработка имеющихся ресурсов, загрязнение природы. Индустриальное общество живет одним днем, стремясь к удовлетворению социальных и бытовых потребностей в полной мере здесь и сейчас.

Постиндустриальное общество пока только начинает свой путь развития.

В постиндустриальном обществе на первое место выходят:

  • высокие технологии;
  • информация;
  • знания.

Промышленность уступает место сфере обслуживания. Знания и информация стали основным товаром на рынке. Наука больше не признается всесильной. Человечество, наконец, начинает осознавать все негативные последствия, которые обрушились на природу после развития индустрии. Изменяются общественные ценности. Сохранение экологии и защита природы выходят на первый план.

Основной фактор и сфера производства аграрного общества

Основной фактор производства для аграрного общества - земля. Именно поэтому аграрное общество практически исключает мобильность, так как полностью зависит от мест своего проживания.

Основная сфера производства - сельское хозяйство. Все производство основано на заготовке сырья, пищи. Все члены общества, в первую очередь, стремятся удовлетворить бытовые потребности. Основу экономики составляет семейное хозяйство. Такая сфера пусть не всегда может удовлетворить все потребности человека, но большую их часть точно.

Аграрное государство и аграрный фонд

Аграрный фонд - это государственный аппарат, который занимается обеспечением страны должным продовольствием. Основная его задача - поддерживать развитие сельскохозяйственного бизнеса в стране. Фонд отвечает за импорт и экспорт сельскохозяйственных товаров, распределяет продукцию внутри страны.

Человеческая цивилизация нуждается в качественных продуктах питания, которые может дать лишь развитое сельское хозяйство. При этом важно учесть, что сельское хозяйство никогда не было высокодоходным производством. Предприниматели забрасывают это вид бизнеса, как только сталкиваются с трудностями и теряют прибыль. В данном случае аграрная политика государства помогает сельскохозяйственному производству, выделяя необходимые средства для возмещения возможных убытков.

В развитых странах все большую популярность набирает сельский уклад жизни и семейное хозяйство.

Аграрная модернизация

Аграрная модернизация основывается на повышении темпа развития сельскохозяйственного производства и ставит перед собой задачи:

  • создание новой модели экономического роста сельского хозяйства;

  • создание благоприятных экономических тенденций для аграрного бизнеса;

  • улучшение сельской инфраструктуры;

  • привлечение в село молодого поколения для жизни и работы;

  • помощь в решении проблем с землей;

  • охрана окружающей среды.

Главным помощником государства при модернизации является частный бизнес. Поэтому государство обязано идти навстречу сельскохозяйственному бизнесу и всевозможно помогать его развитию.

Модернизация позволит вывести аграрное и сельскохозяйственное производство на должный уровень в стране, улучшить качество питания, создать дополнительные рабочие места в селе и увеличить уровень жизни населения всей страны в целом.

Понятие традиционного общества

В процессе исторического развития примитивное общество преобразуется в традиционное общество. Толчком к его возникновению и развитию послужила аграрная революция и возникшие в связи с ней социальные изменения в обществе.

Определение 1

Традиционное общество можно определить как общество с аграрным укладом, основанное на четком соблюдении традиций. Поведение членов данного общества строго регламентировано обычаями и нормами характерными для данного общества, важнейшими устойчивыми социальными институтами, такими как семья, община.

Особенности традиционного общества

Рассмотрим особенности развития традиционного общества с помощью характеристики его основных параметров. Особенности характера общественного устройства в традиционном обществе обусловлены появлением избыточного и прибавочного продуктов, что в свою очередь обозначает возникновение оснований для образования новой формы социального устройства – государства.

Формы правления в традиционных государствах, в основе своей носят авторитарный характер – это власть одного правителя или узкого круга элиты – диктатура, монархия или олигархия.

В соответствии с формой правления существовал и определенных характер участия членов общества в управлении его делами. Само возникновение института государства и права обусловливает необходимость возникновения политики и развитие политической сферы жизнедеятельности общества. В данный период развития общества наблюдается повышение активности граждан в процессе участия их в политической жизни государства.

Еще одним параметром развития традиционного общества является господствующий характер экономических отношений. В связи с появлением прибавочного продукта неизбежно возникает частная собственность и товарный обмен. Частная собственность оставалась господствующей на протяжении всего периода развития традиционного общества, менялся лишь ее объект в различные периоды его развития – рабы, земля, капитал.

В отличие от примитивного общества в традиционном обществе значительно усложнилась структура занятости его членов. Появляется несколько секторов занятости – земледелие, ремесло, торговля, все профессии связанные с накоплением и передачей информации. Таким образом, можно говорить о возникновении большего разнообразия сфер занятости членов традиционного общества.

Изменился и характер поселений. Возник принципиально новый тип поселений – город, который стал центром проживания для членов общества, занимающихся ремеслом и торговлей. Именно в городах сосредоточена политическая, промышленная и интеллектуальная жизнь традиционного общества.

Ко времени функционирования традиционной эпохи относится формирование нового отношения к образованию, как к особому социальному институту и характеру развития научных знаний. Появление письменности обуславливает возможность формирования научного знания. Именно в момент существования и развития традиционного общества были совершены открытия в различных научных сферах и заложен фундамент во многих отраслях научного знания.

Замечание 1

Очевидным минусом развития научных знаний в данный период развития общества являлось независимое развитие науки и техники от производства. Данный факт и служил причиной достаточно медленного накопления научных знаний и их последующего распространения. Процесс приращения научных знаний имел линейных характер и требовал значительного количества времени для накопления достаточного количества объема знаний. Люди, занимающиеся наукой, чаще всего делали это ради собственного удовольствия, их научные изыскания не подкреплялись потребностями общества.

Традиционное общество

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией . Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество .

Общая характеристика

Для традиционного общества, как правило, характерны:

  • преобладание аграрного уклада;
  • стабильность структуры;
  • сословная организация;
  • низкая мобильность;
  • высокая смертность;
  • низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное , священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена , а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом .

Трансформация традиционного общества

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский , «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом .

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции . К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование . При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма .

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом . Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна , для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

Ссылки

Литература

  • Учебник «Социология культуры» (глава «Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ. Модернизация»)
  • Книга А. Г. Вишневского «Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР»
  • Назаретян А. П. Демографическая утопия «устойчивого развития» // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 145-152.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Традиционное общество" в других словарях:

    - (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндуст риальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не … Новейший философский словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - общество, основанное на воспроизведении схем человеческой деятельности, форм общения, организации быта, культурных образцов. Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение, социальной связью,… … Современный философский словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - (traditional society) не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние … Большой толковый социологический словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не… … Социология: Энциклопедия

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изме няющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - (TRADITIONAL SOCIETY) См.: Примитивное общество … Социологический словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - (лат. traditio предание, привычка) доиндустриальное (преимущественно аграрное, сельское) общество, которое противопоставляется современным индустриальному и постиндустриальному обществам в базовой социологической типологии «традиция… … Политологический словарь-справочник

    Общество: Общество (социальная система) Первобытное общество Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество Гражданское общество Общество (форма коммерческой, научной, благотворительной и т. п. организации) Акционерное… … Википедия

    В широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные … Философская энциклопедия

    Англ. society, traditional; нем. Gesellschaft, traditionelle. Доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социо культ. регуляции… … Энциклопедия социологии

План
Введение
1 Общая характеристика
2 Трансформация традиционного общества
и литература

Введение

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

1. Общая характеристика

Для традиционного общества, как правило, характерны:

· традиционная экономика

· преобладание аграрного уклада;

· стабильность структуры;

· сословная организация;

· низкая мобильность;

· высокая смертность;

· низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило - по праву рождения).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

2. Трансформация традиционного общества

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом.

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А.Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А.Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

1. Знание-Сила, № 9, 2005, «Демографические странности»

· Учебник «Социология культуры» (глава «Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ. Модернизация»)

· Книга А. Г. Вишневского «Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР»

· Книга «Европейская модернизация»

· Назаретян А.П. Демографическая утопия «устойчивого развития» // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 145-152.

мифологическое | религиозное | мистическое | философское | научное | художественное | политическое | архаическое | традиционное | модерновое | постмодернистское | современное