Особняк арсения. Особняк морозовых в подсосенском переулке

  • 02.07.2019

По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом. Ещё на стадии строительства он стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» (опубликован в 1899 году): князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова. Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что построенный дом сына, в сердцах сказала :

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях, ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна . Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики , главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир , будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле .

Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, не долго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет .

В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел . С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941 — 1945 годах — редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет — посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал « Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран » (ССОД); особняк получил обиходное название Дома дружбы народов . В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы .

Современное состояние

В ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. Заказ на проведение интерьерных работ выиграла по тендеру московская фирма «Галерея Идей». В кратчайшие сроки по заказу фирмы зарубежные краснодеревщики изготовили необходимую мебель; многие предметы обстановки специалистам-реставраторам пришлось воссоздавать по образцам либо по стилистическому соответствию .

Особняк Арсения Морозова теперь используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.

«Дом Дружбы с народами зарубежных стран»
(Особняк купца А. А. Морозова, Дом приёмов правительства РФ)

Воздвиженка улица, 16, метро «Арбатская»
Необычное здание «Дома Дружбы с народами» - первое, что попадается
на глаза выходящим из станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской
линии.
Построен архитектором В. А. Мазыриным в 1894-1899 гг. для купца
Арсения Абрамовича Морозова, после посещения последним Испании и
Португалии.
В течение пяти лет строительства особняка проект неоднократно
менялся, в него вносились различные изменения и переделки в
соответствии с переменчивым настроением заказчика.
В результате был выстроен особняк в виде миниатюрного средневекового
замка в духе ренессансного португальского зодчества стиля «мануэлино»,
в котором широко используются живописные детали декора - раковины,
карабельные канаты, подковообразные и стрельчатые арки и пр.
Фасад здания украшают торжественный вход в виде подковы и две
романтические башни с кружевным аттиком и решёткой балкона.
Внутренние интерьеры особняка были выполнены в разных стилях:
китайский, итальянский, мавританский.
Землю под этот особняк купила мать купца - Варвара Алексеевна Морозова
(в девичестве - Хлудова), известная меценатка, владелица Тверской
мануфактуры, и подарила сыну на 25-летие.
По преданию, мать увидев творение сына, произнесла в сердцах:
«Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва!».
После революции особняк Арсения Морозова не раз менял хозяев.
С 1918 по 1928 гг. в нем размещался Пролеткульт и его театр,
с 1928 по 1940 гг. - резиденция посла Японии (само посольство Японии
до недавнего времени находилось по соседству - в Калашном переулке, 12),
с 1941 по 1945 гг. - редакция английской газеты «Британский союзник»,
с 1952 по 1954 гг. - посольство Индийской республики.
Почти полвека в особняке Морозова размещался «Дом Дружбы с народами
зарубежных стран», открытый в нём 31 марта 1959 года.
В начале XXI века Правительством РФ было принято решение о
размещении в особняке Морозова Дома приёмов правительства РФ.
В 2003 году Управление делами президента РФ приступило к
реконструкции и реставрации диковинного замка на Воздвиженке.
Реставраторами были восстановлены и воссозданы утраченные
исторические интерьеры, отделка и предметы убранства здания, а также
фасады, медная кровля и кованая решетка ограждения.
Особняк Морозова оснастили современными инженерными системами
(кондиционирование, вентиляция, отопление), а также - необходимыми
системами связи и телевидения для проведения пресс-конференций,
брифингов, встреч и переговоров на международном уровне.
Дом приёмов правительства РФ был торжественно открыт 16 января 2006 г.
для проведения мероприятий «большой восьмерки» в год председательства
в ней России (председательство России в «большой восьмерке»
закончилось 31 декабря 2006 года).
«Группа восьми» (G8) - форум лидеров ведущих индустриальных
демократических государств мира.
«На саммитах «восьмерки» руководители России, США, Великобритании,
Франции, Японии, Германии, Канады, Италии и Евросоюза принимают
совместные решения по актуальным вопросам мировой политики и
экономики, а также по глобальным проблемам развития человечества».
Так, сто лет спустя, плод необузданной фантазии Арсения Морозова
участвует в решении судеб мира. «Дом Дружбы с народами зарубежных стран» (Особняк купца А. А. Морозова, Дом приёмов правительства РФ) Где находится (адрес) Москва, Воздвиженка улица, 16 Ближайшие станции метро метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Как пройти от ближайшей станции метро Если Вы не государственный муж - Вам туда скорее всего не надо. Для любования особняком Арсения Морозова достаточно выйти из дверей станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и сделать несколько шагов вперёд для лучшего обзора.


Всего 16 фото

Этот удивительный морозовский дворец находится в Большом Трёхсвятительском переулке (д.1-3, стр.1). Просто так, праздно, на него не наткнешься в бесчисленных улочках Белого города Старой Москвы. Этот особняк по сути является неотъемлемой частью известного (и не очень), на Ивановской горке. Возможно, было бы правильным объединить историю особняка с историей Морозовского сада в одной публикации, но поразмышляв, я пришел к выводу, что будет, все же, лучше выделить особняк в отдельный материал, чтобы не перегружать историю Морозовского сада, как место общественного пользования, с фактически, частной собственностью на этом земельном участке, что позволило нынешнему собственнику распоряжаться какое-то время нашей историей по своему усмотрению. Таким образом, мы получим историю особняка со всеми детальными историческими выкладками, страстями и разборками нынешнего собственника с общественностью и Правительством Москвы. А Морозовский сад, станет для нас просто тем местом, чудом уцелевшей жемчужиной, где можно отдохнуть и расслабиться, что находится среди густых (двухэтажных и выше зданий) каменных джунглей Старой Москвы, что мы и сделаем в следующем посте.

В середине XVIII века городская усадьба принадлежала поручику Нарбекову. В 1772 году владение, где находится Морозовский сад, принадлежало князю Сергею (Сербану) Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира. В 1775 году именно он продал Екатерине Второй своё имение Чёрная грязь, которое было переименовано в Царицыно. Одна из последующих владельцев усадьбы бригадирша Д.Н. Лопухина устроила в сохранившемся доныне усадебном доме частное училище. В нём учился Андрей Дельвиг, брат поэтов Александра и Антона Дельвигов, военный инженер, будущий строитель Московского водопровода, министр и сенатор.

В 1855 году дом покупает Василий Александрович Кокорев, "откупщицкий царь", разбогатевший на питейных откупах. Один из основателей русской нефтяной промышленности, создатель нескольких крупных страховых и торговых обществ. Кокорев являлся одним из самых ярких представителей экономического славянофильства, и призывал «прекратить поиски экономических основ за пределами отечества» (не правда ли актуально на сегодня!?). Из этих идей органично вырастали и славянофильские идеи возрождения русской национальной культуры, которые он воплотил в коллекционировании картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Кокорев выступал в роли мецената, поддерживая талантливых русских художников и артистов.
02.

В.А. Кокорев "пышно" перестроил усадебный дом в 1860-х по проекту архитектора И.Д. Черника. 22 января 1862 года в доме была открыта Кокоревская картинная галерея. В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан «Тиволи», с зимним и летним садами, причем в летнем имелся «бельведер, с которого открывается прекрасный вид на Москву».

Вид на Кремль с обзорной площадки Морозовского особняка. 1850-е годы.
03.

Сад перед домом, который назывался тогда Кокоревским, был общедоступным. Галерея просуществовала всего три года, финансовые дела Кокорева пошатнулись, и дом с землевладением был продан в 1889 году - особняк перешёл к Тимофею Саввичу и Марии Федоровне Морозовым, родителям знаменитого мецената Саввы Морозова. Здесь Савва Морозов провел свои детские годы.

Сразу же особняк был перестроен в 1898 году архитектором П.А. Дриттенпрейсом в русском стиле.
04.

Во внешнем оформлении и интерьеров дворца принимал участие и Сергей Тимофеевич Морозов, у которого была даже собственная художественная мастерская, переделанная из оранжереи. С.Т. Морозов предоставил Левитану эту мастерскую в пользование с осени 1889 года, где тот творил и лично проживал. Она сохранилась в глубине двора особняка и отмечена мемориальной доской. Здесь Левитан написал почти все свои лучшие картины, именно в этом маленьком домике он стал знаменитым - тем самым Левитаном, чьими пейзажами продолжают восхищаться до сих пор.
05.

В одном из помещений верхнего этажа особняка устроили старообрядческую домовую церковь. Частыми гостями дома Морозовых были Третьяков, Шаляпин, Чехов, Тимирязев, Валентин Серов, Коровин, Остроухов, Васнецовы. В 1889 г. Мария Федоровна, намного пережившая мужа, обладательница 30-миллионного состояния, оставалась хозяйкой дома до 1911 года. В 1911 г. М.Ф. Морозова умерла, после чего была проведена оценка стоимости домовладения по Большому Трехсвятительскому, 1. Она достигла 234,7 тыс. рублей - это было одно из самых дорогих домовладений в Москве. Для сравнения, три дома П.М. Рябушинского (в том числе и тот, где сейчас музей Горького - на Малой Никитской) стоили только 167 тыс. рублей.
06.

Летом 1918 г. в бывшую усадьбу Морозовых переместился штаб левых социалистов-революционеров (левых эсеров). 7 июля 1918 г. взрывом бомбы, брошенной левым эсером Яковом Блюмкиным, был убит германский посол в Москве граф В. Мирбах. Убийство стало сигналом к началу восстания левых эсеров против большевиков. В доме находился отряд под командованием эсера Попова. В отряде насчитывалось 800 человек, 8 орудий, 2 броневика и с десяток пулемётов. Они заняли Трехсвятительский переулок, телефонную станцию (ту, что находится на внешней стороне Покровского бульвара) и телеграф, обстреляли из орудий Кремль и разослали по телеграфу телеграммы с призывом к восстанию. Именно здесь скрылся убийца германского посла Мирбаха Яков Блюмкин. Когда сюда приехал Феликс Дзержинский, чтобы арестовать его, но сам был взят под арест по приказу Попова.

Подавлением мятежа руководил лично В.И. Ленин. Члены фракции левых эсеров ВЦИК и проходившего в те дни 5-го Всероссийского съезда Советов были арестованы, против штаба эсеров в район Трехсвятительского переулка была брошена латышская стрелковая дивизия под командованием И.И. Вацетиса. К двум часам дня 7 июля мятеж был подавлен.

07.

С 1920-х и до 2001 года в бывшем дворце располагался детский сад санаторного типа. Сад был круглосуточно открыт, достаточно ухожен и пользовался большой любовью местных жителей. Зимой это было самое популярное место для катания с гор на санках.
08.

Всё изменилось, когда в 2001 году морозовский особняк передали инвестору - строительной компании ООО «ПС Интерстрой», которая получила право провести его реконструкцию и благоустройство сада. Помимо фирмы-инвестора в особняке Морозовых была зарегистрирована ещё одна, более известная коммерческая организация - ООО «Южно-Уральская индустриальная компания». С появлением у дома частного владельца Морозовский сад без каких-либо правовых оснований был фактически приватизирован и закрыт под предлогом проведения работ по благоустройству.
09.

Весной 2002 года, когда сюда пришли реставраторы, чтобы зафиксировать сохранившиеся ценные элементы здания, мемориальные интерьеры были уже полностью уничтожены, снесена часть внутренних стен, демонтированы чугунные литые галереи и роскошная литая чугунная лестница (1861 год), уничтожен белокаменный портал вестибюля, а под садом построили подземный паркинг на 38 машиномест. Сейчас внутри дома от старины остались лишь своды нижнего этажа и остатки барочных наличников, скрытые под слоем штукатурки. Парк планировалось оставить доступным городским сквером, он оказался закрыт и наполовину вырублен.

Обещанное инвестором "благоустройство" вылилось в полную реконструкцию Морозовского сада в «новорусском» вкусе. Линия ограждения существенно огрублена. Сама ограда повышена. Заложены оба ранее существовавших угловых входа в сад с лестницами, вместо них в перестроенной ограде была сделана маленькая калитка с решёткой, запирающейся на замок. Была уничтожена белокаменная лестница, соединявшая террасы сада. Сами террасы подперли грубыми стенами из чёрных бетонных блоков. Широкие аллеи по бокам сада были сужены и замощены. Особенно изуродовали сад покрашенные в черный цвет вентиляционные вытяжки, появившиеся над подземным паркингом.
10.

Унылое впечатление производит «кладбищенский дизайн» нижней части сада, покрытого тесным лабиринтом из полированных гранитных бордюров, клумб и клумбочек, «изящно» оправленных всё в те же чёрные блоки. Ни для скамеек, ни даже для полноценных прогулок места здесь не осталось. Сад перенасыщен растениями, совершенно не свойственными русской садовой традиции, такими как туя.
11.

В целом Морозовский сад приобрел общий тёмный, мрачный колорит, он сильно затенён, из него ушло солнце. Таким образом, объекту культурного наследия регионального значения, памятнику ландшафтной архитектуры был нанесён серьёзнейший урон.
12.

Жители района неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть Морозовский сад в общественное пользование. В декабре 2010 года была создана инициативная группа «Морозовский сад», которой удалось добиться восстановления открытого доступа в сад. В марте 2011 года вышло соответствующее распоряжение префекта ЦАО об открытии Морозовского сада для горожан.
13.

В настоящее время калитка, несмотря на недовольство владельца особняка, отпирается в дневное время, однако остается прикрытой, так что случайный прохожий вряд ли догадается, что здесь вообще есть вход. Верхняя терраса сада, смежная с особняком, по-прежнему недоступна - охрана гоняет оттуда немногих забредших в сад, ссылаясь на указание хозяина...
14.Обслуживает здание ПС "Интерстрой" под управлением шурина Сардарова.

Не хотелось бы заканчивать историю "Особняка Морозова" сведениями о наших миллиардерах, поэтому предлагаю перейти к менее информационному, но более красочному, с моей точки зрения, материалу, где главное - красота и умиротворение - к посту о Морозовском саде (сейчас материал в разработке)...

Источники:

«Убитая Москва»: Морозовский сад. Совместный проект ИА REX и ОД Архнадзор «Убитая Москва». Портал ИА Rex.
Особняк Морозовых. Татьяна Смирнова. Портал "Узнай Москву".

Форум портала mosday.ru
Википедия

Когда в Москве выходишь из метро Арбатская на улицу Воздвиженка, взору открывается чудесный особняк, в советское время известный как Дом Дружбы с народами зарубежных стран. Одни находят в нём сходство с крепостью, другие - со сказочным дворцом, а третьим он представляется праздничным тортом с кремом! Удивительно видеть столь необычное здание в историческом центре шумного города, посреди бизнес-офисов и спешащих прохожих. Впрочем, в Москве много архитектурных чудес, что и придаёт российской столице неповторимый облик.
l

Дом Дружбы


р

В Доме Дружбы мне приходилось бывать несколько раз, когда я работала и училась в Университете Дружбы Народов.


На фото: 2000 г., встреча выпускников РУДН (Российского Университета Дружбы Народов) из разных стран и Валентины Терешковой во время мероприятий по празднованию 40-летия РУДН: (я - в качестве коррепондента):


р
Внутри Особняка Морозова

Мраморный зал :

Гостиная:

З ал приёмов:

На улице здание Дома Дружбы выделяет приятный белоснежный цвет. Композиция дома сочетает в себе разные по величине объемы: парадную часть, вертикальную доминанту и основное здание. Богато декорированный фасад здания состоит из двух цилиндрических башен с ажурной оградкой на крыше и портиков, что удачно контрастирует с более простым и строгим видом остального здания. Стены башен украшены морскими раковинами, а вход обрамляют витые цепи.

Очарование зданию придают геометрические формы, традиционные розетки, цветы, виноградные гроздья, диковинные деревья и другая лепнина по поверхности стен. Оригинальны ограждения кровли и арочные окна. Создаётся ощущение, что это замок Феи перенесён из волшебной страны, где всегда светит солнце, шумит море и круглый год лето. С архитектурной точкой зрения, особняк на Воздвиженке построен в стиле эклектики. Этот стиль пришёл на смену классицизму в России в середине 19 века. Новая мода на строительство отрицала какие-либо правила в творчестве, и наоборот, всячески приветствовала «полёт фантазии». Эклектика позволяла использовать элементы самых разных стилей. Главными заказчиками подобных зданий в то время выступали разбогатевшие промышленники, диктовавшие архитекторам свои нестандартные вкусы.

*

Со временем критики стали осуждать эклектизм за его чрезмерное потакание вкусам заказчиков. "Архитектура, копирующая со старых образцов, - писал русский архитектор В. П. Стасов, - ...архитектура ловких людей, навострившихся в классах и... отпускающих товар на аршин и фунт... Угодно - вот вам пять аршин "греческого классицизма", а нет - вот три с четвертью итальянского "ренессанса",... А не то хороший ломтик романского, шесть золотников готики, а то вот и целый пуд русского". Кто же автор этого чуда и что за дивный дизайн? О, с этим связана не одна история.

... Когда архитектор спросил заказчика, в каком стиле строить дом и назвал несколько из них: готика, неоклассика, мавританский стиль — малообразованный купеческий сын ответил: «Строй во всех — у меня денег хватит». Эта история пересказывалась в лучших аристократических домах столицы. Главным героем истории стал Арсений Абрамович Морозов, представитель одной из самых влиятельных купеческих семей, сохранявших приоритет в становлении российской промышленности и внесших своими благотворительными акциями большой вклад в фундамент отечественной культуры 1.

лл

На фото: Арсений Абрамович Морозов:

Арсений Абрамович Морозов, владелец злополучного особняка на Воздвиженке, увековеченный Л.Толстым в нелестных выражениях, ни в каких особых деловых талантах замечен не был. Был склонен покутить, любил роскошь и жизнь на широкую ногу. Арсению хотелось выстроить в Москве такой дом, какого столица ещё не видывала.Свой особняк он "привез" из путешествия. А дело было так. Несколько лет друзья Арсений Морозов и архитектор Виктор Мазырин ездили по Испании и Португалии, пока не увидели чудесный дворец, который произвёл на отпрыска богатых купцов неизгладимое впечатление. Им оказался расположенный неподалёку от португальского города Синтра дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 г. и принадлежащий мужу португальской королевы Марии II немецкому принцу Фердинанду.

На фото: Король Португалии Фердинанду II Саксен-Кобург-Гот, для которого был построен дворец Ди Пена :


Дворец-башня поразил Арсения Морозова фантастическим сочетанием стилей - Ворота Дракона, звонницы и минареты, купола с круговыми дорожками, стрельчатые окна эпохи Мануэля. Замок стоял на высокой скале, доминировал над местностью и в то же время оставлял впечатление легкости и очарования. Главный вход во дворец был сконструирован в мавританском стиле. Весь замок оплетала виноградная лоза и розы (именно в связи с этим появились такие окна и лепнина на особняке в Москве - они заменила роскошную южно европейскую зелень; в некотором роде, здание как бы действительно кажется «перенесённым» из теплой Португалии).

1. Капитал Морозовых начался с 5 рублей, которые крепостной крестьянин старообрядческого села Зуево Савва Васильевич Морозов получил как приданое жены. Он сам и его семья занимались ткачеством. В 1797 году, в возрасте 27 лет, Савва Васильевич основал в родном Зуеве шелкоткацкое заведение. Когда ему было 50, он выкупил себя и семью у помещика за огромные по тем временам деньги - 17 тысяч рублей. Через 17 лет, в 1837 г., купил землю вблизи Орехова и перевел фабрику туда. Из четырех мануфактур, принадлежавших ему и его сыновьям, позже сложилась мощная хлопчатобумажная империя.Деловая хватка, потрясающая работоспособность и кристальная честность обеспечили успех Морозовых. Об их опыте капиталистического хозяйствования сегодня пишут монографии. По техническому оснащению их мануфактуры были в числе лучших в Европе. Хозяева заботились об условиях труда и быта своих рабочих, строили для них дома, больницы и церкви. Морозовы жертвовали деньги на бесплатные ночлежные дома, богадельни, родильные дома, больницы (самая известная - Морозовская детская больница). Семейство крестьян-старообрядцев оказалось в среде богатейших людей России, которая формировалась веками. Основатели клана не имели никакого образования, кроме религиозного. Их внуки получили блестящее образование. напрасно раздосадованный профессор Иван Владимирович Цветаев сетовал: "Ходят они в смокингах и фраках, но внутри носороги-носороговичи". "Мужики" Морозовы известны как меценаты и коллекционеры. Они поддерживали российских художников, тратили немалые деньги на издательские проекты. Заядлый театрал Савва Тимофеевич Морозов взял на себя финансирование Художественного театра и построил для него великолепное здание. ________________________________________ ________________________________________ _____________________________
*
Плененный красотой замка Арсений тут же заказал Виктору Мазырину постройку особняка по образу и подобию увиденного в Синтре. Говорят, Арсений Морозов сделал свой заказ на платформе вокзала в городе Синтре, будучи при этом ещё и изрядно выпивши...
Лучшего автора проекта Арсений выбрать не мог. Розовощекий Мазырин увлекался мистикой, спиритизмом, верил в переселение душ и считал, что его душа родилась в Египте. Кроме того, Мазырин уже был известен как автор-проектировщик русских павильонов на Всемирных выставках в Париже, Антверпене, среднеазиатской выставке в Москве. И здесь архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, создав эклектическое смешение стилей по мотивам испанского и португальского Возрождения.

Об украшениях фасада здания стилизованными ракушками и каменными сплетениями стоит сказать особо. Согласно существующей легенде, на Пиренеи когда-то приплыл святой Сант-Яго. За время длительного путешествия днище его корабля обросло огромными ракушками. Монахи разнесли эти священные ракушки по замкам и монастырям Испании и Португалии. В испанском городе Соломанке и сегодня стоит замок ракушек -Каса де Кончас (кончас по-испански - ракушки).


Тот самый дворец с ракушками


Очарованный видом этого замка, архитектор Мазырин воспроизвёл похожие украшения и на особняке своего заказчика.

Строительство продолжалось 5 лет и в 1899 году Арсений Морозов стал обладателем самого роскошного особняка в городе. Такого дома в первопрестольной еще не было. Он поражал культурную Москву "кастрированностью от традиций" и тем, что удивительным образом включил в себя поклонение низшим инстинктам нашей природы, создал культ низших организмов мира, стилизуя их и тем уравнивая с человеком и его жизнью". Аристократическая Москва скептически морщилась и не разделяла восторженных идей Морозова и Мазырина. Оба они были не на самом лучшем счету у чопорной московской публики.

Граф Толстой в романе "Воскресение" дал и особняку, и хозяину убийственную характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве "глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку". Хозяин "глупого ненужного дворца" явно увлекался символикой. Об этом свидетельствует не только вход-подкова: канаты на фасаде, стянутые в прочные узлы, символизировали благополучие и долголетие.

* *
Даже родная мать, Варвара Алексеевна Морозова, не одобрила затеи Арсения. Это она подарила сыну на 25-летие купленный ею в центре города кусок земли, на котором стоял конный цирк Карла-Мариуса Гинне, сгоревший в 1892 году цирк. Не прошло и трех лет, как неугомонный Арсений его перестроил. Когда мать Арсения, женщина волевая, гневливая и острая на язык, переступила порог нового дома, она плюнула и сказала в сердцах: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать».Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, его домом, построенным его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте.

*

Варвара Алексеевна Морозова:

В своём экстравагантном доме хозяин пировал в декорированном под романский стиль Рыцарском зале; в ампирном Золотом, украшенным позолоченной лепниной, оттеняемой белым цветом лепного потолка, с мебелью и стенами, затянутыми золотым штофом, проходили балы; большой белый зал в стиле барокко украшали роспись и скульптура, символизирующая муз. Прелестная спальня-будуар хозяйки была выполнена в стиле модерн. И только кабинет хозяина оформили в мавританском стиле: ковры, тахта, холодное оружие на стенах и другие атрибуты Востока.

Рассказывали, что по дому бродила ручная рысь, а в укромных уголках "жили" чучела, кабанов, лисиц и волков и повсюду - медвежьи шкуры: хозяин-охотник убил за свою жизнь 82 огромных зверя. Арсений Морозов недолго наслаждался своим особняком, по собственной глупости он погиб на одной из пьяных пирушек. Утверждая, что человек может перенести любую боль, он ушел в кабинет и тайком прострелил себе ногу. Пари он выиграл, никто ничего не заметил. Но проиграл по крупному счету - началось заражение крови, и через несколько часов Морозова не стало. Архитектор Мазырин скончался в 1919 году от брюшного тифа. Дом же, построенный парой этих эксцентричных людей, стоит до сих пор.
После революции особняк национализировали. Первое время в нем ставили спектакли Мейерхольд и Эйзенштейн. В доме бывали многие советские писатели, артисты, художники. Здесь на диспутах выступал Владимир Маяковский, бывал Сергей Есенин. Случалось так, что Сергей Александрович около двух месяцев жил в особняке. С 1928 года здание стало резиденцией японского посла.

В начале Великой Отечественной войны оно было предоставлено посольству Великобритании и в нем помещалась редакция газеты “Британский вестник”. После окончания войны и до 1952 года в доме располагалось посольство Индии.
С 1959 года здесь обосновался Дом Дружбы Народов. В 2003 году дворец закрыли на реконструкцию, на которую государство потратило 700 миллионов рублей и с 2006 года в нём работает Дом Приёмов Правительства России. За более чем вековое существование дома произошло изменение вкусов и представлений о прекрасном: теперь этот образец странной для современников архитектуры воспринимается как нечто замечательное и даже чудесное."Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет", - говорил Арсений братьям-коллекционерам.

Один из самых необычных домов Москвы стоит на Воздвиженке - затейливый особняк знатного московского купца Арсения Морозова. Сейчас дом считается памятником архитектуры федерального значения. Современники же единогласно окрестили особняк «домом дурака».

Витиеватый «дом с ракушками» - единственное, чем прославился потомственный почётный гражданин Арсений Абрамович Морозов (1873—1908/1909). Представитель знатного рода и миллионер не принимал участие в семейном текстильном производстве (хотя и был пайщиком Товарищества Тверской мануфактуры), не разделял интереса братьев к искусству, не был ни отмечен на службе, ни замечен в благотворительности.

Как уверяет молва, младший сын предпринимательницы и меценатки Варвары Морозовой Арсений, побывав в гостях у брата, заявил, что поручит создать для себя самый необычный дом в Москве. «Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, с которыми еще неизвестно что потом будет... Мой же дом будет стоять вечно». С этих слов и началась жизнь дома на Воздвиженке.

Страстью Морозова были путешествия. В 1894 году на Всемирной выставке, которая проходила в Антверпене, купец подружился с архитектором Виктором Мазыриным (1859 - 1919), увлекающимся эзотерикой. На мероприятии Мазырин присутствовал как архитектор и проектировщик русского павильона. Мазырин сразу принял заказ Морозова на строительство особняка, но никаких конкретных пожеланий у будущего заказчика не было. Мазырин подготовил проект дома в русском стиле, который был решительно отвергнут Арсением.

Для поиска вдохновения Морозов и Мазырин отправились в совместное путешествие по Европе - Париж, Мадрид, Лиссабон…. Подходящий дом нашелся в португальском городе Синтра (места, воспетые Байроном): молодому промышленнику понравился замок Palacio Nacional da Pena, построенный на скале во второй половине XIX столетия в стиле мануэлино по проекту немецкого архитектора Людвига фон Эшвеге для местного принца - Фернанду II. Витые колонны, причудливый орнамент… Мистическое, словно заколдованное место, способное остановить время. Строительство оригинального замка, по размерам намного превосходящего московский прототип, тянулось несколько десятилетий, вплоть до самой смерти принца в 1885 году.




По совпадению в том же 1885 году в собственность семьи Морозовых переходит участок на Воздвиженке, который раньше принадлежал князьям Долгоруким. Недвижимость выкупает мать Арсения Варвара Морозова, чтобы построить дом для себя. Проект первого особняка с флигелем и сторожкой для предпринимательницы реализовал архитектор Роман Клейн. В главном двухэтажном здании были 23 комнаты, еще 19 располагались в подвале, а зал для приемов вмещал до 300 человек. Классическая усадьба сохранилась до сих пор - владение Морозовой располагалось по соседству (современный № 14 по Воздвиженке).

Через 10 лет, в 1895 году, Морозова выкупила землю у соседа - антрепренера баварца Карла Маркуса Гинне. С 1868 года здесь располагался его конный цирк. До 1892 года у владельца столь успешного предприятия Карла Гинне была, пожалуй, одна забота, да и та, на его взгляд, пустяшная. В цирке наверху на галерее, там, где располагались самые дешевые места, царила ужасная теснота, отчего у посетителей случались обмороки. Зато пожар в упомянутом году был куда страшнее. Деревянное здание цирка сгорело при невыясненных обстоятельствах фактически без остатка, и на воссоздание цирка у импрессарио средств не нашлось.

Спустя два года после сделки, в 1897 году, земля была переписана на самого Арсения Морозова - участок стал подарком матери ему на очередной день рождения. Начинается строительство. Принято считать, что первый камень в доме заложила семилетняя Лида Мазырина - старшая дочь архитектора, в будущем балерина. Закончить строительство удалось в рекордные сроки - уже к концу 1899 года здание было готово.

Во время строительства замка синтровского дворца немец Эшвеге не ограничивался единым стилем - в здании проглядывают черты мануэлино, готики, ренессанса, мавританского и восточного стилей. По тому же пути пошел и Мазырин. Стиль дома на Воздвиженке архитекторы называют псевдомавританским. Дом украшают характерные колонны и башни, но внешняя и внутренняя отделка позаимствованы из других направлений. Для Мазырина не существовало препятствий. Замок в Синтре увит гроздьями винограда? В Москве вместо живого винограда появился каменный орнамент.







Ракушки на фасаде Мазырин позаимствовал у главной достопримечательности испанского города Саламанка - знаменитого дома с ракушками Casa de las Conchas, относящегося к готическому стилю.



А мозаика внутреннего дворика выглядит вполне античной. Все фасады дома оплетают реалистичные канаты, местами завязанные в узлы.

Символы должны были принести владельцу дома счастье, но дело обернулось по-другому. В 1899 году строительство было окончено, но еще до окончания работ в адрес особняка и его владельца посыпались насмешки. Арсений рассказывал друзьям о бурной реакции матери, приводя ее слова: «Раньше одна я знала, что ты - дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Негативно отозвались и братья Морозова - известные городские меценаты.

Критиков хватало и вне семьи. Разгромные статьи, злые шутки, карикатуры, дом называли образцом безвкусия. Известный исследователь Москвы Владимир Гиляровский вспоминал эпиграмму, которую после появления замка сочинил молодой актер Михаил Садовский:
«Сей замок на меня наводит много дум,
И прошлого мне стало страшно жалко.
Где прежде царствовал свободный русский ум,
Там ныне царствует фабричная смекалка».

В романе «Воскресение» Льва Толстого морозовскому особняку посвящен один из диалогов Нехлюдова с извозчиком, где подчеркивается огромный размер и несообразность строящегося здания.




«На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.
- Вон какой домина занесли, - сказал он, как будто он отчасти был виновником этой постройки и гордился этим.
Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. Прочные леса из больших сосновых бревен, схваченных железными скрепами, окружали воздвигаемую постройку и отделяли ее от улицы тесовой оградой.
По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз спускали пустые носилки и кадушки. Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то, указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу-рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.
«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», - думал Нехлюдов, глядя на этот дом».

Сам Арсений на слухи и критику никакого внимания не обращал, в доме закатывались грандиозные банкеты, а Морозов - младший увлекся мистическими и эзотерическими науками. Собрать московский бомонд удавалось без труда - двоюродный дядя хозяина дома, заядлый театрал Савва Морозов, приводил к племяннику друзей, в частности - Максима Горького.

Арсений Морозов жил в своем доме до самой смерти в 1908 году. Купец скончался после нелепого несчастного случая в Твери, городе где располагалась одна из семейных фабрик: на одной вечеринке сам прострелил себе ногу, сказав приятелям, что не почувствует боли благодаря силе духа, которая выработалась благодаря эзотерическим техникам Мазырина. Получив рану, Морозов и, правда, не поморщился и продолжал участие в пирушке. Кровь между тем скопилась в сапоге и спровоцировала заражение, от которого странный младший Морозов скончался через три дня в возрасте 35 лет.

После его смерти оказалось, что по условиям оставленного завещания законной жене Варваре и дочери Ирине не достается ничего из нажитого имущества.
Распорядительницей 4 млн. рублей капитала и особняка на Воздвиженке стоимостью в 3 млн. рублей стала Нина Александровна Коншина - возлюбленная Морозова, с ней он жил последние несколько лет. На наследницу подали в суд: ссылаясь на психическое расстройство Арсения Абрамовича, и, следовательно, его недееспособность, родственникам удалось отсудить часть денег и активов. Но большую часть капитала и дом отсудить не удалось - во владение домом вступила Н. А. Коншина, которая продала его нефтепромышленнику и кутиле Левону Манташеву — сыну нефтяного магната Александра Ивановича Манташева.

Во время революции в здании располагалась штаб-квартира партии анархистов. С 1918 до 1928 года дом находился в распоряжении первого рабочего театра Пролеткульта.
В этот период здесь постоянно бывают Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Сергей Эйзенштейн и Сергей Есенин. Последний прожил здесь несколько месяцев, поселившись в чердачном помещении у сотрудника канцелярии - поэта Сергей Клычкова, который приспособил под жилье бывшую ванную. Но с обстановкой оказалось сложно: современники вспоминали, что пьесы ставились прямо в приемной зале, где пространство было обустроено амфитеатром.
Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд, был весьма своеобразным. Чтобы понять, насколько своеобразным, достаточно вспомнить «Колумб» из «Двенадцати стульев» с его колоритными героями:
«Из одиннадцатого ряда, где сидели концессионеры, послышался смех. Остапу понравилось музыкальное вступление, исполненное оркестрантами на бутылках, кружках Эсмарха, саксофонах и больших полковых барабанах. Свистнула флейта, и занавес, навевая прохладу, расступился. К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане...»

Невзыскательной публике такие бесшабашные постановки нравились. Но талантливые режиссеры предпочитали другого зрителя. В 1932 году Пролеткульт распался (а театр переехал с Воздвиженки еще раньше).

После театралов дом на Воздвиженке получил Наркомат иностранных дел. С 1928 года дом № 16 был отдан под резиденцию японского посла, в военные годы здесь же располагалась редакция английской газеты «Британский союзник», а с 1952 по 1954 год - посольство Индийской Республики.