Певцы русской старины. История русской народной песни

  • 15.11.2020

«Приходите в гости к нам

(В гостях у сказки)»

1. Если вы так уж боитесь Кощея

Или Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу.

Там гуляет черный котище ученый,

Пьет он молоко и не ловит мышей,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

ПРИПЕВ: Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

2.Ты узнаешь много волшебных историй:

Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,

После приключений, сражений и драк,

Станешь ты веселый, как Буратино,

И умный-умный, как Иван-дурак!

4 четверть
Сюита "Пер Гюнт" Эдварда Грига


Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Цель: Знакомство с развитием чувств в музыке, с ее выразительным, изобразительным и темповым развитием на примере музыки сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.

Задачи урока:

    познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига;

    через знакомство с сюитой «Пер Гюнт» повторить основные музыкальные жанры: песня, танец и марш;

    формировать интерес к инструментальной музыке;

    развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.

Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля», «Дорога добра» Минкова

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

Вход в класс под «Утро» Грига

Приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте.


II . Актуализация знаний

    Исходная мотивация.

У: Знакома ли вам эта мелодия? Вы где-нибудь ее слушали? (Да. В мультфильмах и сказках).

У: А вы знаете, ребята, как эта музыка называется и кто его написал? (ответы учащихся)

2.Этап целеполагания.

У: Значит сегодняшняя наша задача какая, ребята? (Узнать как называется эта музыка и кто её создал, а также историю ее создания.)


III этап (основной) – погружение в тему урока

У: А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы. С чего же начинается утро , ребята? (С пробуждения природы, с восхода солнца)

1.Путешествие в страну Норвегию.

У: Будем еще говорить о развитии музыки и о том, какими средствами оно достигается. Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию . Норвегия находится на севере Скандинавского полуострова, совсем рядом с Северным Ледовитым океаном. Берега этой страны омываются Норвежским морем. Норвегия имеет большую протяженность береговой линии. Природа здесь необычно красивая и суровая. Представьте себе величественные норвежские скалы, красивейшие заливы, бухты, фьорды, вытянулись в живописный вид, и представляют собой удивительную и

незабываемую картину. Из-за движения ледников несколько тысяч лет назад образовался уникальный ландшафт. Имя этому явлению – фьорды. Это не просто участки океана, врезающиеся в сушу, это душа Норвегии, её достояние, каждый из них по-своему неповторим. Нетронутая скандинавская природа, чистейшая вода живописнейших норвежских фьордов привлекают к себе внимание. Клубящиеся водопады – вот что заставляет застыть в удивительном восхищении. Сказать, что их в стране много, значит, ничего не сказать. Их очень много! Они повсюду, где есть хоть какой - то рельеф. Скромный горный ручеек, блеснув на склоне среди леса, ниже превращается в красавца-гиганта, ниспадающего вниз густыми прядями белой воды.

А поможет нам туда перенестись с помощью музыки, созданной в той стране. Давайте закроем глаза. Звучит «Утро» Э. Грига (только начало музыки).

У: Вот мы с вами и перенеслись в страну Норвегию.

Что за дивный волшебник нарисовал для нас в музыке эти картины? Его имя Эдвард Григ. Это великий норвежский композитор, чье творчество неразрывно связано с мелодиями его родины. Один из восторженных поклонников Грига, русский писатель Лев Кассиль сказал так: «Его мелодии выпадают кристаллами». Да, действительно, напевы Грига отражают жизнь людей среди прекрасной природы Норвегии, природы своенравной, одолеть которую и подчинить людям далось нелегко. Норвежцы год за годом переживают тягостное томление северных осенних и зимних ночей, разгул бури, стужу и холодный свет северного сияния.

2.Сообщение высказываний композитора и о композиторе .

3.История создания и краткое содержание .

У: Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать

Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт». Что же такое сюита? (Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру).

4.Пер Гюнт – главный герой драмы.

У: Главный герой - Пер Гюнт - смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.

Слушание: «Утро» Э. Грига (полностью ).



У: Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки? Грубые они или нежные? Тихие или громкие? Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия? Грустные или радостные? Что же представил Пер? Какими еще звуками можно выразить утро? Какие музыкальные инструменты звучали в музыке? (флейта и гобой) .

Какое развитие? (Выразительное и изобразительное )

5. Разучивание отрывка песни «Утро».

Текст отрывка песни.

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

У.: Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение – «Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро».

6. «Песня Сольвейг»

У: Продолжаем рассказ о Пер Гюнте. Полюбилась ему девушка с красивым именем Сольвейг. Посмотрите какая красавица - юная Сольвейг.

Они решили никогда не расставаться и даже назначили день свадьбы. Но, однажды, ушел Пер Гюнт со стадом в горы и пропал. День прошел, месяцы, годы, а он все не возвращался. Затосковала Сольвейг, но не переставала ждать своего возлюбленного.

Зима пройдет, и весна промелькнет

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.

У: Давайте заглянем к ней в избушку и послушаем, как музыка передает чувства девушки…

( Слушание музыки - «Песня Сольвейг»)



Какое настроение у Сольвейг было?

Всегда такое? Музыка менялась?

А какой она стала? (веселая).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.


Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

Еще какая стала? (быстрая).

Что изменилось в музыке?

Когда грустила, темп был…? (медленный).

А когда думала о хорошем…? (быстрый ).

Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?

Динамика изменялась?

У: Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке ? (Динамическое, темповое).

7. «В пещере горного короля»



У: Во время путешествия он попадал в разные страны:

В пещеру горного короля

В Аравийскую пустыню

В страну гномов

У: Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?

У гномов такая музыка может быть ?(гномы веселые, добрые).

А у нас музыка добрая? (Злая).

А в пустыне? ( В пустыне жара, зной. Тоже нет).

У: Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей.

Музыка так и называется «В пещере горного короля » ( слушание)

У: Опишите внешность троллей по музыке.


Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

Что стали делать тролли?

Покажите жестами.

А почему подкрадываются?

Как музыка звучала? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

Слушайте музыку и покажите жестами

Что произошло?

Как в музыке это показано? (музыка стала звучать быстрее и громче.)

А тролли сейчас приближались или удалялись?

Что это изменилось в музыке? (темп и динамика )

Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.

У: Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались. Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости?

Послушаем музыку, что стали делать тролли? (танцевать)

Танец какой? ( быстрый, стремительный, дикий, страшный )

Как изменилась музыка? Как она стала звучать? (если вначале настороженная, то сейчас…?) (стала очень громкая и быстрая)

Что это в музыке изменилось? (динамика и темп)

У: Тролли устроили дикий танец вокруг Пера. Они решили женить его на своей принцессе троллихе.

Как вы думаете, Пер согласился жениться на такой уродине?

Тогда тролли стали набрасываться на него, а Пер стал отбиваться и в самом конце звучит… (сыграть) что? Удар, удар колокола. Наступило утро, а с наступлением утра вся нечисть исчезает, Пер спасен.


У: Как много нам музыка рассказала.

Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

Какое? (динамическое развитие ).

У: Динамика изменялась, мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.

И темповое развитие, темп изменялся: от медленного до очень быстрого, стремительного.

У: А сейчас мы сделаем упражнения, которые закаливают наш организм и помогают нам петь.

Дыхательная гимнастика:

Греем ладошки.

Одна рука на живот, другая за спину – дышим.

В том же положении дышим часто (дышит собачка)

Надуваем шарик.

Сдуваем шарик (на букву – с)

Шум леса (на слог – ши – руки вверх)

Нюхаем цветок.

Задуваем свечу.

Встаньте, пожалуйста.

Гимнастика Стрельниковой А.Н.:

1.Ушки (наклоны головой вправо, влево)

2. Ладошки (сжать-разжать)

3. Плечи (руки на уровне плеч, резкие движения сжать-разжать).

4. Насос (спина полукругом).

5. Кошка (повороты туловища).

6. Перекаты (качаться на ногах)

7. Рок-н-ролл (полуприседания, как танец)

Садитесь, пожалуйста.

8. «Дорога добра»



У: Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например? Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все равно домой хочется.

Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал. И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.

У: Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало? (Когда человек один, ему плохо, а когда вместе – хорошо) .

Это счастье? Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки. Мы тоже стали вместе. А что такое для вас счастье?

Д/з : Подумайте дома, что такое счастье и как увеличить счастье на Земле? С родителями поговорите и мне на следующем уроке расскажете.

У: Ребята, а вам хочется, чтобы, сколько у вас счастья в жизни было? Чуть-чуть или много? Покажите сколько.

У: А теперь давайте вдохнем счастье, ощутим (почувствуем), какой чудесный аромат у него, насладимся. А сейчас еще раз вдохнем и тихонечко-тихонечко подуем, чтобы счастье заполнило весь наш класс, давайте все вместе - тихонечко дуем, счастье оно такое хрупкое. Поделитесь с гостями счастьем, чтобы всем-всем хватило. Подарим всем счастье, и пусть оно летит дальше, к мамам и папам долетит, чтобы они тоже стали счастливыми.

У: Спасибо, ребята, что вы такие великодушные. Мне особенно приятно, что сегодня передо мной были не просто девочки и мальчики, не просто ученики, а творцы: вы тоже создавали образ счастья, вы и мне помогли сегодня почувствовать счастье.

У: Каждый счастье понимает по- своему. У каждого оно свое. Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья. Какие? (Ну, хотя бы музыка ).

У: Музыка помогает быть счастливым.

А если мы сейчас все вместе исполним песню, это будет для вас счастьем?

Я думаю, что и для гостей наших тоже, если они вместе с нами исполнят песню «Дорога добра ».



В песне есть такие слова: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра».

Как вы их понимаете? (нужно в жизни стараться делать добрые дела, добро для других людей)

У: Если один человек всегда старается делать добро, другие люди будут от этого счастливы? Постараемся исполнить так, чтобы всем захотелось в жизни идти только одной дорогой - дорогой добра.

Исполнение песни «Дорога добра»

IV . Подведение итогов занятия

У: Что нового вы сегодня узнали на уроке?


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
1 «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». В.М.Васнецов: «ДА-НЕТка»Музыка- это наука.Музыка- это искусство.Картины пишет писатель.Рассказы, поэмы, повести- это творения художника. Картины пишет художник.Музыку пишет композитор.2нетданетнетдада ПевцыРусской старины3 Гусли4Ой, вы гусли – то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то,Звуки издавали гусли звонкие,Как народ вы потешали-то и радовали,Как в годину горькую вы плакали,Как богатырей Руси вы прославляли,Тех, кто защищал всю землю русскую… Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.5Гусли СкоморохиБродили скоморохи по Руси, потешали народ своим искусством. Их знали в Киевской Руси, Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских - от берегов Днепра-реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке.6 «У Баяна вещего, бывало,Если петь он начинал о ком,Мысль, как серый волк, в степи, бежала,Поднималась в облака орлом…»(«Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.)Баян7 ГУСЛЯРЫ «Певцы русской старины». Так называли гусляров - сказителей былин. 8 Былины - в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старинуВ былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвигиНарод славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силой.БЫЛИНЫБОГАТЫРИ9 В.М. Васнецов «Баян».10 Былина о Добрыне Никитиче Н. А. Римский-Корсаков11 Что не белая береза к земле клонится,Не шелковая трава приклоняется, -То сын перед матерею поклоняется.Кланялся Добрынюшка родной матушке,Просит он великого благословения:«Ты благослови меня, родная матушка,Ехать в дальние орды, во немирные!»Говорила тут ему родная матушка:«На кого ты покидаешь молоду жену,Молоду жену, малых детушек?..» «Гусляры»В. М. Васнецов12 Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Русского композитора называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке»,«Сказка о царе салтане», «Кощей бессмертный». 12 Песня Садко из оперы «Садко»Н. А. Римского-КорсаковаПесня Садко из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» 13 14ТрещоткаЛожкиБубенЖалейкаРожокСвирельБалалайка

Вопросы на повторениеО каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке?О чем рассказывают былины? Какие черты русских богатырей -прославляются в былинах? Кто исполнял былины в древности? Почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? Какой инструмент сопровождал пение былины? О каких подвигах русских богатырей вы узнали из былин?

Конспект

Урока музыки в 3 классе

«Певцы русской старины»

Учитель МОУ СОШ с.Вадинск

Бураева Марина Валериевна

2012

Цель:

ввести учащихся в мир музыки, пробуждать интерес и любовь к музыке, развивать способности воспринимать музыку, эмоционально откликаться на нее.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с музыкальным инструментом гусли и музыкантами-гуслярами
  2. Освоить на новом музыкальном материале, что русские композиторы использовали в своих произведениях русскую музыку.
  3. Помочь понять детям, что народная музыка отражает не только те или иные события, но и атмосферу жизни народа.
  4. Познакомить учащихся с произведениями «Садко» Н.А.Римского-Корсакова и «Конь» И Матвиенко.

Развивающие:

  1. Развивать музыкальные способности: слух, музыкальную память при слушании музыкальных произведений.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость при слушании музыкальных произведений.
  3. Содействовать возникновению и проявлению музыкального вкуса на основе высокохудожественных произведений.

Воспитательные:

Осуществлять идейно-нравственное воспитание и любовь к национальному искусству на основе высокохудожественных произведений, а также воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней.

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие. А укажет нам путь музыкальное произведение, которое мы сейчас услышим.

(слушаем «Наигрыш» )

Ребята, вы внимательно слушали. Скажите, какая это музыка: современная или старинная?

Какой инструмент помог нам перенестись в прошлое?

Да, это гусли.

Как вы думаете, давно ли появился этот инструмент? Сколько лет, на ваш взгляд, ему может быть?

Гусли – очень древний музыкальный инструмент. По некоторым данным им около 2 тысяч лет. К сожалению, история человечества скрыла от нас и возраст, и место их рождения.

Ребята, а как называют музыкантов, играющих на гуслях?

(гусляры )

А еще их называют «Певцы русской старины» .

Итак, сегодня нас в гости приглашают Певцы русской старины. Давайте подумаем, почему их так называют?

(Они не просто играли на инструменте, а исполняли былины, старинные легенды )

А как играют на гуслях?

(видео )

Гусляр кладет инструмент на колени и перебирает струны пальцами. А сам же рассказывает былины и аккомпанирует себе игрой на гуслях, проводя по всем струнам сразу медиатором. Медиатор – это специальная маленькая пластиночка, в форме березового листочка, для игры на струнных инструментах. Пальцами другой руки музыкант приглушает отдельные струны, чтобы получить красивое звучание.

Посмотрите на экран. Кто здесь изображен? Эта картина переносит нас не через годы, не через десятилетия, а через века в «преданья старины глубокой». Написал ее Виктор Васнецов. Как изображены здесь музыканты?

(Васнецов «Гусляры» )

А сейчас давайте мы с вами тоже станем музыкантами-гуслярами. Приготовим наш инструмент. Положите гусли на колени. Можно играть, перебирая, струны пальцами, а можно использовать медиатор.

(«Наигрыш». Игра на воображаемом инструменте )

Давайте вспомним, какой музыкальный инструмент перенес нас в прошлое? Как он выглядит? Как играют на гуслях?

Вспомните, приходилось ли вам слышать имена музыкантов, игравших на гуслях?

Одним из таких музыкантов был Садко.

Слава о новгородском певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведет напев - все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Но перестали приглашать Садко на праздники веселые. Невеселый стал музыкант.

Однажды на берегу Ильмень-озера услышала грустную песнь Садко Волхова, дочь Морского царя. Приглянулся ей музыкант. Пообещала Волхова гусляру, что попадутся ему в сети три золотые рыбки, которые принесут ему счастье и богатство. Все так и случилось. Разбогател Садко, стал купцом. Снарядил он однажды свои корабли в плавание.

Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Тогда жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали, а гусляр опустился в пучине моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню. Ударил музыкант по струнам, на море от этого поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Но появился Старчище могуч-богатырь и гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Садко с Волховой устремились на волю, к Новгороду.

На зелёном берегу Ильмень-озера Садко уснул, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Все стали дивиться нежданному возвращению Садко, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря.

Народные сказители Печор, что на севере России, сложили былину о Садко и Морском царе. А русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко».

Давайте послушаем фрагмент оперы. Какое настроение передает музыка?

(слушание «Песни Садко» )

Мы послушали Песню Садко «Ой, ты, темная дубравушка». В какой момент в опере звучит эта песня?

Какое настроение Садко в этот момент?

(грустное, печальное )

С какой народной песней созвучна музыка: лирической , плясовой, хороводной?

(он хочет излить всю печаль, боль, которая у него накопилась )

Как вы думаете, какой инструмент симфонического оркестра подражает звучанию гуслей?

Итак, о каком «Певце русской старины» мы узнали? Какой русский композитор написал о нем оперу?

Часть дороги, часть пути

Быстро мы смогли пройти.

Мы немного отдохнем

И опять вперед пойдем. (Физминутка )

- «Певцы русской старины». А есть ли они сейчас, в наше время? О чем могут рассказать нам современные музыканты гусляры?

А вы хотели бы послушать их?

(Любовь Басурманова )

Что вы чувствовали, когда звучала эта музыка?

Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

Песня, которая прозвучала, современная или старинная?

Эту песню написал современный композитор Игорь Матвиенко. Какое новое звучание придал аккомпанемент гуслей?

Музыка современная, исполнитель – современный. А тема урока звучит: «Певцы русской старины». Уместна ли песня на нашем уроке? Почему?

(Истоки – давние, основана на русских традициях, переносит нас в прошлое )

III. ИТОГ УРОКА

Итак, сегодня на уроке мы перенеслись в прошлое. Какой инструмент нам помог это сделать?

Как называют музыкантов, играющих на гуслях?

Назовите композитора, который посвятил свое произведение былинному герою и музыканту-гусляру? Как называется это произведение?

Живет ли в наше время творчество музыкантов-гусляров?

Презентация к уроку музыки «Певцы русской старины» 3 класс Выполнила Башкирова Джанетта Геннадьевна, учитель музыки МБОУ Озерненская СШ №1 Смоленской области

Путешествие

в музыкальный мир

Древней Руси

1.Баян в живописи

2. Баян в музыке

4. Характер музыки запева

Запев Баяна из оперы

5. Песни гусляра Садко

6. «Ой ты, темная дубравушка!»

7. «Высота ли, высота поднебесная»

8. Игра «Задай вопрос!»

В.М. Васнецов «Баян»

Картина посвящена периоду становления Русского государства. Князьям с дружиной приходилось сражаться с захватчиками.

М.И. Глинка

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой!

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

на Царьград войною шли.

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог!

Природу вместе созидали

Белбог и мрачный Чернобог!

Запев Баяна из оперы

М.И. Глинки

«Руслан и Людмила»

«Дела давно минувших дней»

Что представляете, слушая эту музыку?

Какой у неё характер?

Песни гусляра Садко

из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Н.А. Римский-Корсаков

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

Ой ты, темная дубравушка!

Ой ты, темная дубравушка! Расступись, дай мне дороженьку: Сквозь туман – слезу горючую Я не вижу света белого. Всколыхнися ты, трость-дерево, Разбуди-ка Ильмень-озеро! Людям стали уж не надобны Мои гусельки яровчаты. Слушай ты, волна зыбучая, Ты, раздольице широкое, Про мою ли участь горькую Да про думушку заветную.

Высота ли, высота поднебесная!

САДКО (на корабле запевает).

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота – окиан-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омуты днепровские.

Как из-за моря, моря синего Выбегали тридцать кораблей, А и тридцать кораблей и един корабль Молода Соловья Будимировича. Хорошо корабли изукрашены, А Сокол-то корабль да покраше всех. Как на том корабле, на беседе сидит Молодой Соловей Будимирович. Корабли изукрашены, А Сокол-то корабль покраше всех.

Беседа – место под навесом на корабле.

Соловей Будимирович – былинный герой, который, как и Садко, плавал по далеким морям.

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

«Высота ли, высота поднебесная!»

Запев Баяна из какой оперы?

Из какой оперы эти песни? Кто их исполнитель?

Игра «Задай вопрос!»

Источники

  • Рамка http://www.playcast.ru/uploads/2015/03/26/12841421.png
  • Скрипичный ключ и ноты http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/28/11308945.png
  • Цветок http://www.clipartbest.com/cliparts/xTg/6Mp/xTg6Mpnbc.png
  • Васнецов В.М. «Баян» https://otvet.imgsmail.ru/download/u_057f4811707de380c054dfece0f39fb1_800.jpg
  • М.И. Глинка портрет https://otvet.imgsmail.ru/download/233411100_48cfec46e09a4140e553d8029d8bbc87_800.jpg
  • Баян из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=312x10000:format=jpg/path/s9d2dfce0d87a6c57/image/i3a23e9f8320643ee/version/1361218107/image.jpg
  • Дела давно минувших дней http://музыкальная-фантазия.рф/files/pictures/lesson-dela-davno-minuvshih-dney.jpg
  • Ноты https://studfiles.net/html/2706/520/html_iuHTkKBTB2.ubZX/img-AXWOqS.jpg
  • Текст первой песни Баяна http://webkind.ru/text/596747346_6879p656415493_text_pesni_dela_davno_minuvshih_dnej.html
  • Портрет Н.А. Римского-Корсакова http://free-classic.ru/pics/posters/rimsky-korsakov.jpg
  • Ноты песни Садко https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0e52/00008381-b04211ca/img7.jpg
  • Садко http://unpictures.ru/images/1777842_sadko-v-kartinkah.jpg
  • Гусляр http://cs314221.vk.me/v314221754/5e82/v7vyPCIfAV8.jpg
  • Пергамент http://boombob.ru/img/picture/May/12/cbdb0cf2fe3656351a1f8126b91720b8/mini_2.jpg
  • Сказитель http://cyberlik.pro/image/cache/catalog/Russ-muz/89/14-700x700.jpg
  • Ой, ты темная дубравушка «Садко» http://s0.cn.ru/data/images/imgs/2009/11/22/2167/2167630.jpg
  • Текст песни «Ой ты, темная дубравушка» http://www.tekstipesen.ru/song.php?id=7023472
  • Садко 2 http://www.museikino.ru/upload/resize_cache/iblock/20b/1000_360_0/20b9e7cec66ab04107c50bcaa9801160.jpg
Источники
  • Критская Е.Д Учебник «Музыка 3 класс» – Москва «Просвещение» 2014
  • Петухова А.А. «Технологические карты уроков» - Волгоград «Учитель» 2017
  • Баян http://www.stihi.ru/pics/2015/08/09/5760.jpg
  • Садко с гуслями http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/51515_12ec1c6a1ec2f1d059c2e3ead308c2e0.jpg.jpg
  • Текст песни «Высота ли…» https://iomedia.ru/%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE/4_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D1%85%D0%BE%D1%80_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0/
  • Аудиозапись «Высота ли, высота…» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BB%D0%B8+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F/
  • Аудиозапись «Ой ты темная дубравушка!» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%BE%D0%B9+%D1%82%D1%8B+%D1%82%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0/
  • Запев Баяна «Дела давно минувших дней» https://muzofond.org/search/%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0
  • Садко https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/26/s_58d775fe2c540/img40.jpg
Источник ресурса Шаблон создан на основе клипарта рамки
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/3001/39663434.959/0_b1585_831d808f_M.png
  • И возможностей программ Microsoft PowerPoint 2016, Picture Manager Автор шаблона учитель русского языка и литературы Тихонова Надежда Андреевна, г. Костанай

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». В.М.Васнецов:

« ДА-НЕТка » Музыка- это наука. Музыка- это искусство. Картины пишет писатель. Рассказы, поэмы, повести- это творения художника. Картины пишет художник. Музыку пишет композитор. 2 нет да нет нет да да

Певцы Русской старины 3

Гусли 4 Ой, вы гусли – то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, Звуки издавали гусли звонкие, Как народ вы потешали-то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую…

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название " гусла ". Значит гусли - это гудящие струны. Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной. 5 Гусли

С коморохи Бродили скоморохи по Руси, потешали народ своим искусством. Их знали в Киевской Руси, Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских - от берегов Днепра-реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке. 6

«У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.) Баян 7

ГУСЛЯРЫ «Певцы русской старины ». Так называли гусляров - сказителей былин. 8

Былины - в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги Народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силой. БЫЛИНЫ БОГАТЫРИ 9

В.М. Васнецов «Баян». 10

Былина о Добрыне Никитиче Н. А. Римский-Корсаков 11 Что не белая береза к земле клонится, Не шелковая трава приклоняется, - То сын перед матерею поклоняется. Кланялся Добрынюшка родной матушке, Просит он великого благословения: «Ты благослови меня, родная матушка, Ехать в дальние орды, во немирные!» Говорила тут ему родная матушка: «На кого ты покидаешь молоду жену, Молоду жену, малых детушек?..»

«Гусляры» В. М. Васнецов 12

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Русского композитора называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: « Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе салтане », «Кощей бессмертный». 12

Песня Садко из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова Песня Садко из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» 13

14 Трещотка Ложки Бубен Жалейка Рожок Свирель Балалайка

Вопросы на повторение О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? О чем рассказывают былины? Какие черты русских богатырей -прославляются в былинах? Кто исполнял былины в древности? Почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? Какой инструмент сопровождал пение былины? О каких подвигах русских богатырей вы узнали из былин?