Школьная энциклопедия. Дадаизм и сюрреализмв изобразительном искусстве

  • 01.04.2019

Происхождение термина

Характеристика

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» .

Основными принципами дада были иррациональность , отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм , разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару , и художников Ханса Арпа , Макса Эрнста и Марселя Янко.

Дадаизм в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

Коллаж в Цюрихе

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третья интенция - наделение коллажа свойствами поэтического произведения - реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста , а также в мерц-картинах Курта Швиттерса , работавшего в Ганновере . Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor противопоставляется Faktor’у, материал - материалу» . В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

Представители дадаизма

  • Эвола, Юлиус (1898 - 1974), Италия
  • Марсель Янко (1895 - 1984), Румыния, Израиль
  • Хуго Баль (1886 - 1927), Германия, Швейцария
  • Георг Гросс , Германия, Франция и США
  • Отто Дикс , Германия
  • Марсель Дюшан (1887 - 1968), Франция
  • Вальтер Зернер (1889 - 1942), Австрия
  • Кацуо Оно (р.1906), Япония
  • Ёсиюки Эйсуке (1906 - 1940), Япония
  • Франсис Пикабиа (1879 - 1953), Франция
  • Ман Рэй (Man Ray, 1890 - 1976), Франция, США
  • Филипп Супо (1897 - 1990), Франция
  • Татцуми Хиджиката (1928 - 1985), Япония
  • Софи Тойбер-Арп , Швейцария и Франция
  • Тристан Тцара (1896 - 1963), Румыния, Франция
  • Отто Фрейндлих (1878 - 1943), Германия, Франция
  • Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен , Германия и США
  • Джон Хартфилд , Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания
  • Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann) (1886 - 1971), Германия
  • Ханна Хёх , Германия
  • Курт Швиттерс (1887 - 1948), Германия
  • Поль Элюар (1895 - 1952), Франция
  • Макс Эрнст (1891 - 1976), Германия и США

Библиография

  • Седельник В. Д. Дадаизм и дадаисты. - М.: ИМЛИ РАН , 2010. - 552 с.

Примечания

Ссылки

  • Д. Хопкинс. «Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение»
  • Петер Слотердайк. Дадаистская хаотология. Семантические цинизмы
  • Луков Вл. А. Дадаизм . Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 16 ноября 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дадаизм" в других словарях:

    Сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в … Литературная энциклопедия

    - (франц. dadaisme, от dada деревянная лошадка; в переносном смысле бессвязный детский лепет), модернистское литературно художественное течение, существовавшее в 1916 22. Дадаизм зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции,… … Художественная энциклопедия

    Дадаизм - ДАДАИЗМ литературная группа, написавшая на своем знамении ничего не означающее звукосочетание «Дада», впервые выступила на третьем году мировой войны в Швейцарии, откуда лозунги дадаизма перебросились в Берлин и Париж. Последний и стал… … Словарь литературных терминов

    - (французское dadaisme, от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение (1916 22), зародившееся в Швейцарии в среде анархистствующей интеллигенции. Дадаизм (А. Бретон, М. Дюшан, Ф. Пикабия, Т.… … Современная энциклопедия

    - (франц. dadaisme от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение в 1916 22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп) … Большой Энциклопедический словарь

Дадаизм (франц. dadaisme, от dada - «конёк», деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - авангардистское направление в искусстве и литературе Западной Европы, сложившееся первоначально в Цюрихе, в Швейцарии, и развивавшееся с 1916 по 1922 гг. Основатель направления - швейцарский поэт, румын по происхождению Тристан Тцара (Тзара, Tristan Tzara, настоящее имя - Сами Розеншток, 1896-1963). Истоки дада восходят к «Кабаре Вольтер» (кафе «Вольтер»), открытом в Цюрихе в 1916 г. В этом кафе где дадаисты устраивали театральные и музыкальные вечера. Также назывался журнал дадаистов - «Кабаре Вольтер» («Cabaret Voltaire», 1916-17). 14 июля 1916 г. в Цюрихе был оглашен «Манифест господина Антипирина» - первый манифест дадаизма. Его автор - Тристан Тцара.

Т. Тцара: «Всякое производное отвращения, способное стать отрицанием семьи, есть Дада; протест с полным употреблением кулаков ради pазpушительного дела - Дада; познание всех сpедств, до сих поp отвеpгавшихся скpомнолицым сексом ради комфоpтабельных компромиссов и хороших манер, - Дада; отмена логики, этой пляски импотентов, неспособных творить, - Дада; отмена всякой социальной иерархии и равенство, провозглашенное во имя ценностей наших слуг, - Дада; каждая вещь и все вещи в целом, чувства, неизвестности, видения, несомненное столкновение параллельных линий есть орудие борьбы и - Дада; отмена памяти - Дада; отмена археологии - Дада; устранение пророков - Дада; отмена будущего - Дада; полная и безоглядная веpа в любого бога, являющегося непосредственным порождением спонтанности, - Дада. (“Манифест”, 1918)

Сформировавшись в Цюрихе, дадаизм затем получил распространение в Германии: группы в Берлине (Dada Berlin, 1917-20), Кельне (1918-20) и Ганновере (1919); в других городах Европы и в Нью-Йорке; к «странам дада» также причисляются Голландия, Россия, Италия, Япония. Однако наиболее активным и значительным дадаизм был в Цюрихе и в Берлине (берлинскую группу называют «политическими дадаистами» из-за характера анархического протеста против милитаризма и буржуазного строя).

Слово «дада» - бессмысленное или имеющее сразу несколько разных несвязанных между собой значений - это и хвост священной коровы, и детская деревянная лошадка, и детский лепет, и еще что-либо другое. Согласно одной из версий, название направления было позаимствовано в раскрытом наугад словаре. По другой версии - слово «дада» было известно в Цюрихе ещё до 1914 г. как название косметической серии фирмы «Bergmann & Co». Скорее всего, «дада» - это слово, которое или вообще ничего не обозначает («пустота», отсутствие смысла), или имитирует несвязный «детский лепет».

Основатели движения: Гуго Балль, Тристан Тцара, Рихард Хюльзенбек, Э. Хеннингс, Х. Арп, М. Янко и др. Берлинский дадаизм: Р. Хюльзенбек, Ф. Юнг, Р. Хаусман, Йоганнес Баадер, В. Херцфельде, Дж. Хартфильд, Г. Гросс и др. После войны группа дадаистов разделилась. В 1919 г. Тцара переехал во Францию и возглавил группу т.н. абсолютных дадаистов (Андре Бретон, ранние Луи Арагон и Поль Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др.), выпускавшую альманах «Дада» и журналы «Литтератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др.; группа отстаивала «абсолютное», лишённое социальной функции, искусство.

«Дадаистским вирусом» было заражено все искусство того времени: кино, музыка, театр. Это был настоящий «террор ума».

Смысл деятельности дадаизма - отрицание, разрушение, уничтожение, бунт, в дадаизме все - протест и анархия, у дадаистов даже не было четко продуманной программы. Дадаисты больше прославились бытовым и художественным хулиганством, скандальными и экстравагантными выходками, лозунгами и эпатажным поведением и только затем художественными текстами. Напр., на своих выставках дадаисты предлагали зрителю топор, с помощью которого тот мог выражать свои пристрастия. Дадаисты стремились полностью порвать с любой идеологией и действительностью как таковой, доведя ее до абсурда, причем с обществом они боролись с помощью революции в языке. Т.е., разрушая язык, они разрушали общество. Т. Тцара: «Я разрушаю ячейки мозга и ячейки социальной организации». Произведения дадаистов рассчитаны на эпатаж и представляют собой иррациональное и анархичное сочетание слов и звуков, которое на первый взгляд кажется бессмысленным. Один из приемов: слово вырывается из своего привычного контекста и вступает в новые контексты. «Рецепты» изготовления дадаистских текстов примерно таковы: ирония, эротика, «черный юмор», примесь бессознательного и социологическая установка (как правило, у немецких дадаистов, которых называют «политическими дадаистами»). Для дадаизма «парижского периода» характерно всеобщее отрицание и осмеяние.

Марсель Дюшан говорил, что то, что он создает, - не искусство, ничего общего с художественной деятельностью не имеет, но это нечто, их заменяющее и исполняющее их функции: «То, что фактически реди-мейд рассматривается с таким же благоговением, как и произведение искусства, вероятно, означает, что я потерпел неудачу, решая проблему полного отхода от искусства».

Дадаисты соединили в едином акте, жесте (в дадаистском “суаре”) живопись -- музыку -- декламацию стихов. Позже к этой триаде добавляется танец; сами дадаисты признавали здесь влияние синтетической концепции “комплексного произведения” Василия Кандинского. В результате воедино сплетаются тщательно рассчитанная художественная провокация, политический нигилизм, достойный боевой группы (деятельность берлинских дадаистов), и внешне милое, но от того лишь более губительное дуракаваляние, отрицание всех общепринятых смыслов.

Дадаизм - это прежде всего образ жизни и только затем художественная практика (“Дада невозможно изучить, его нужно почувствовать… Если ты жив, ты -- дадаист”). Дадаисты попытались создать свой особый параллельный мир, построенный по совершенно иным законам логики, предусматривающий не только необычные формы художественной практики, но также политическую ангажированность и эстетизированное повседневное поведение. Они стремились заменить все существующие системы мысли (“Мировоззрения сочатся из кончиков пальцев Дада, Дада -- танцующий дух над моралями мира”), отвергали «продажный» окружающий мир и «продажное» современное искусство (“Бюргер, сытый карп и торговец скотом, который по воскресным дням покупает искусство по 20 марок, а по будням с успехом продолжает свой преступный промысел, должен быть убит, укокошен, навеки обезврежен Дада”). Дада отвергает все возможные амбиции, кроме одной -- вселенской: полного переустройства мира, создания тотального Дадаленда (“Один дададень равен семи оборотам земного шара”; “Дада ничего не хочет, Дада растет”).

Дадаизм заложил основы, характерные принципы модернистской художественной техники:

1. дезинтеграция: расчленение на части и фрагменты реальности, в результате чего действительность теряет свой цельный образ и смысл;

2. монтаж Монтаж, врезка. (англ. ) В истории литературы -- способ создания текста, основанный на спонтанном и произвольном соединении друг с другом газетных (а затем и любых текстовых) вырезок, изобретенный Тристаном Тцара и продолженный сюрреалистами. В 1950-е годы к технике “cut-up” обращается Уильям Берроуз -- “патриарх” битнической литературы, в 1960-е распространяя этот принцип и на работу с электронными (магнитофонными) текстами. по «логике случайности» - вероятностное, произвольное сочленение разрозненных фрагментов. Случайность как следствие разрыва привычных пространственно-временных связей, нарушения мирового порядка.

Так, Тристан Тцара, создавая свои «поэмы», разрезал на части куски газетных статей, которые затем перемешивал и склеивал в произвольном порядке. С этой техникой «монтажа», «коллажа» связаны «вещи» (выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи) дадаистов и сюрреалистов и «ready-made» Марселя Дюшана. «Ready-made» - это обычные предметы массового производства, произвольно (случайно) скомпонованные и снабженные подписью. Для Дюшана в реди-мейд может превратиться все, что угодно - предметы, фразы, собственное имя. Напр., «Велосипедное колесо на табуретке», придуманное Дюшаном в 1913 г., или «Фонтан» (1917) - поставленный вертикально писсуар. Подпись под реди-мейдом Дюшана - «G.L. Mutt» (Матт) - указывает на фамилию владельца магазина сантехники, где был куплен этот писсуар. Этот скандальный экспонат был послан на выставку скульптур в Нью-Йорке как произведение некоего (на самом деле несуществующего) художника Ричаpда Матта и был отклонен устpоителями выставки. Известно, что Дюшан пpинципиально не писал никаких манифестов и не давал интеpвью. Достоверно Дюшану пpинадлежит только один пpогpаммный текст: открытое письмо к американской общественности, посвященное «Фонтану» - «Дело Ричаpда Матта» (1917):

«Говорили, что любой художник, заплативший шесть долларов, будет показан на выставке. М-p Ричаpд Матт прислал на выставку фонтан. Без всякого обсуждения этот пpедмет исчез и никогда не был показан. Какие были причины для того, чтобы отклонить фонтан м-pа Матта? 1. Некоторые говорят, что этот пpедмет был аморален и вульгаpен. 2. Дpугие считают, что налицо плагиат - пpосто сантехническое устройство. Вообще это нелепость: аморального ничего нет в фонтане м-pа Матта, то есть не более чем в ванне для купания. Тут такая вещь, которую мы можем увидеть каждый день в витрине магазина сантехники. Своими ли pуками м-p Матт изготовил этот фонтан или нет, значения не имеет. Он ВЫБРАЛ его. Он взял обычный обиходный пpедмет, и поставил его на такое место, где его обычный смысл исчез за новым обозначением и возникла новая точка зрения - возникла новая идея этого предмета. Что касается сантехники, то это вообще чушь. Единственное, что придумала Америка в области искусства, так это ее сантехника и ее мосты».

Произведения дадаистов-художников представляют собой странные на первый взгляд бессмысленные коллажи или просто выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи. В картинах Макса Эрнста, одного из основателей немецкой группы “Дада”, изображено алогичное сочетание людей и вещей (“Изничтожение невинных”, ”Император Убю”). Для Франсиса Пикабия характерны картины напоминающие технические чертежи: “Дитя карбюратор”, “Любовный парад”. Дадаисты активизировали экспрессивную функцию искусства. Они полагали, что автор и зритель равны, т.е. поле интерпретаций текста принципиально не замкнуто. По мнению Дюшана, только зритель обладает воображением художника. В авангарде важна концепция , идея , а не воплощение. Важно, что тиражируемый объект - велосипедное колесо, лопата, писсуар, сушилка для бутылки и др. - приобретает уникальность только тогда, когда выделяется волей автора из обыденного, традиционно присущего этому объекту контекста и становится экспонатом выставки. Массовое производство ХХ в. - вещь становится безличной, взаимозаменяемой; уникальное произведение искусства - бесконечно тиражируемой репродукцией. Стандартная вещь, включенная в поле произведения искусства, порождает ряд проблем: соотношения личного и безличного, индивидуального и массового, органического и механического, неповторимого и серийного, красоты и пользы. В результате дадаистских опытов все менялось местами - массовое становилось уникальным, а уникальное - массовым. Метод дадаистов - это приведение к абсурду любого утверждения, положения или факта, нарушение любых норм.

Дадаистские методы комбинации «готовых» предметов в середине ХХ в. стали одним из источников «поп-арта».

В 20-е гг. время дадаизма подходит к концу. Во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а позже - сливается с сюрреализмом. В Германии некоторые «политические дадаисты» сближаются с экспрессионизмом и уже в новых целях применили приёмы уличного рисунка в сатирической графике и монтажа в политическом плакате. Существует тенденция считать дадаизм и сюрреализм двумя последовательными этапами одного потока мысли. Так, Бретон писал о дада и сюрреализме: «Два этих течения могут быть поняты лишь в соотнесении друг с другом, подобно двум волнам, каждая из которых поочередно накрывает другую».

- (dadaism - франц. dada — деревянная лошадка) , в переносном смысле — бессвязный детский лепет, авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей.

Дадаизм возник в Цюрихе, в Швейцарии, придерживающейся во время войны нейтралитета. В то время в Швейцарию ехали со всей Европы беженцы, высланные из родной страны люди, а также дезертиры. У слова дадаизм есть несколько значений, это и деревянная лошадка, от французского dadaisme, и двойное согласие «да-да» в русском и румынском, и в переносном смысле детский бессвязный лепет, - в общем дадаизм не имеет точного толкования, что и нужно было основателям этого течения, которое имеет размытые рамки. Дадаизм даже часто называют антиискусством.

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».


Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы.

Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя. Излюбленные жанры Дадаизма — монтаж, коллаж и «реди-мейд» (обыденные предметы, представленные как произведения искусства). Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго. Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.

К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару, и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко, они собирались в Цюрихе в кабаре «Вольтер», где показывали свои абсурдные и бессмысленные представления: стихи из бессмысленных наборов букв, спонтанные представления, только что созданные коллажи.

Дадаизм можно смело называть предвестником сюрреализма.

Стиль дадаизм произошел как отзыв на Первую мировую войну. В то время большинству людей необходимо было бежать из военной территории на нейтральную в Швейцарию. Художники-дадаисты , которые остались без родины и потеряли жизненный ориентир, стали проповедовать антиискусство, в котором нет ни логики, ни традиций, ни морали.

Суть самовыражения — провокация, как единственный возможный способ существования.

Они советуют жить исключительно сегодняшним днем, отрицая завтра. Самым известным художественном приемом был коллаж и его разновидность.

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой войны в промежуточной Швейцарии, в Цюрихе (К. Вольтер). Стиль просуществовал с 1916 по 1922 года. Сутью дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов. Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре».

«Те, кто живут для сегодняшнего дня – вечно живут».

«Я против любой системы. Самая подходящая система – не иметь никакой системы».

Это основные лозунги дадаистов.

Первые деятели дадаизма : Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан Цара (поэт, румын), Марсель Янко (художник, румын), Гуго Балл (организатор дадаистов). Они все были брошены за границыу своей родины войной и были пропитаны сумасшедшем отвращением к правительствам своих стран.

Вначале дадаизм возник как искусство кабаре, но потом уже перешел в живопись и литературу.

Художники дадаисты

Сам термин дадаизм придумал и предложил поэт Тристан Тцара, который приметил в словаре слово «дада». Его значение на языке негритянского племени Кру – хвост священной коровы; в Италии, в некоторых областях, так называли мать; это также может обозначать детскую деревянную лошадку; удвоенное утверждение в русском и румынском языке. Также это слово обозначает и бессвязный лепет младенца, что и стало самым лучшим выражением сути всего направления.

Функционирование дадаистов осуществлялось в самой разнообразной форме. Они ставили спектакли, которые эпатировали буржуазную публику, организовали шокирующие выставки, проводили провокационные фестивали. Беженцы, которые находились в нейтральной Швейцарии, поначалу просто веселились, а затем показали злые и довольно циничные гримасы всему обществу. Они делали то же, что делалось в их кабаре и кафе-шантанах, только выступления были намного более острыми.

В живописи наиболее распространенная форма искусства дадаистов – коллаж – технический приём формирования произведения из скомпонованных и приклеенных на плоскую основу (картон, холст, бумагу) кусочков различных материалов.

В дадаизме можно определить три ветви развития коллажа: Манифестационный коллаж (Берлин), Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер) и Случайный коллаж (Цюрих).

Дадаисты в Цюрихе сделали упор на произвольность комбинирования элементов и случайность коллажа. К примеру, Ханс Арп, создавая свои коллажи, в случайном порядке высыпал на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивал их так, как они ложились.

Коллаж берлинских дадаистов имеет множественный состав, визуально насыщенный и чаще всего носит ярко выраженный протестный, политический заряд. Коллаж дает шанс выразить в зрительной форме то, что могло быть запрещено цензурой, если бы оно сказано словами. Берлинский коллаж активно использует фрагменты фотографий. Художники называют себя «фотомонтажниками», проводя тем самым параллель с рабочими на промышленных предприятиях.

Третье течение наделяло коллаж свойствами поэтического произведения. Реализовалось в кёльнских произведениях М. Эрнста, а также в мерц-картинах К. Швиттерса, который работал в Ганновере. Хотя стиль художников непохож, их объединяет то, что они оба видят коллаж как явление, которое близко поэзии, как объединение двух или более чужеродных действительностей в откровенно неподходящей для них среде с возникновением творческой искры от их объединения.

В современном мире особое значение люди уделяют своей культуре и умственному развитию. Уже недостаточно быть специалистом только в одной области, чтобы поддерживать интересную беседу в интеллигентной компании.

Чтобы не отставать от жизни и не ударить в грязь лицом в самый ответственный момент, мы должны постоянно развиваться и узнавать что-то новое.

Каждый, кто считает себя образованным человеком с богатым кругозором, должен разбираться в минимальных азах искусства и живописи, потому что это одна из самых распространенных тем при разговоре малознакомых людей в интеллигентном обществе.

Существует огромное количество стилей, в разные времена придуманных художниками и писателями, от чопорного классицизма до взбалмошного и анархичного андеграунда.

Сегодня мы поговорим об одном из самых обсуждаемых стилей двадцатого столетья - о дадаизме.

Дадаизм: определение

Как вы понимаете, начало двадцатого века поражало народ своей жестокостью и бесчеловечностью. Весь мир стал жертвой боевых действий, развязанных из-за корыстности, алогичности и даже маниакальности действий некоторых политических деятелей. Недовольство народных масс росло. Все это накопившееся напряжение и непонимание происходящего выплеснулось через направления творчества того времени.

Сам по себе дадаизм - это авангардное направление искусства, отрицающее всякие законы сочетания цветов и исключающее четкие линии и геометрические фигуры. В 1916 году художники, ошеломленные ужасами войны, открыли народу это направление в литературе, музыке, живописи, театре и кино. Этим своего рода китчем они пытались выразить свое презрение к власти, ее цинизму, отсутствию человечности, логики, и к той жестокости, которая и стала, по их мнению, причиной разлада между странами.

Последователь такого направления, как дадаизм, - сюрреализм, который также отрицает все эстетичное.

Разочарование, ощущение бессмысленности существования, озлобленность и неверие в счастливое будущие - вот причины появления этого направления, отрицающего все законы прекрасного.

Дадаизм - стиль, который открыто выражал протест военным действиям и буржуазии, стремясь к анархии и коммунизму.

Откуда произошло название

Для названия такого течения, отожествляющего полную бессмысленность и непонятность того, что творила власть в те годы, необходимо было найти соответствующее слово.

Тристан Тцана, пытаясь подобрать подходящее наименование для недавно изобретенного стиля, пролистывал словарь с языками негритянских племен и наткнулся на слово «дада».

Итак, дадаизм - это в переводе с языка африканского племени Кру - хвост коровы. Позже выяснилось, что в некоторых регионах Италии так называют кормилицу и мать, а также «дада» очень напоминает лепет младенца.

Художник посчитал, что лучшего названия для этого авангардного направления и не надо.

Основатели течения

Дадаизм одновременно зародился в Цюрихе и Нью-Йорке, в каждой стране независимо друг от друга. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока - французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя - израильского и румынского художника. Все эти знаменитые личности - яркие представители дадаизма в живописи, литературе, музыке и других сферах искусства.

Местом встреч, которое выбрала для себя эта группа творческих людей, стало «Кабаре Вольтер». Альманах, выпущенный дадаистами того времени, носит название этого заведения.

Несмотря на то, что вышеперечисленные личности считаются основателями обсуждаемого нами течения, за несколько десятилетий до его основания известная на весь мир «школа фуизма», созданная художником Артуром Сапеком и писателем Альфонсом Але в конце девятнадцатого века, выдвигала художественные и музыкальные произведения, несущие в себе все основные позиции этого направления.

Большая часть богемы, работающей в стиле дадаизма, обосновалась во Франции и в Германии, где постепенно это течение слилось с авангардизмом и сюрреализмом.

Дадаизм в России получил известность благодаря известной Московской и Ростовской литературной группе Ничевке, но уже к концу своего существования.

К 1923 году это направление сменили более новые и соответствующие народным настроениям течения. Дадаисты переквалифицировались в экспрессионистов и сюрреалистов.

Дадаизм в живописи

Самым популярным видом творчества в этом стиле считается коллаж: многие художники, взяв за основу какой-нибудь подходящий материал, обклеивали его разнообразными кусочками разноцветной бумаги, ткани и других броских материалов.

Дадаизм в живописи носит футуристический и конструктивистский характер, где предпочтение отдается искусственно созданным механизированным предметам, нежели человеку и его душе.

Поклонники этого направления своим творчеством стараются уничтожить традиционный язык культуры в широком смысле этого слова.

Все представители дадаизма в живописи своими работами полностью отрицают все логичное, разрушают складывавшиеся веками духовные и социальные каноны, взамен выдвигая напоказ бессмысленные, смешные своей ареалистичностью и глупостью картины и коллажи. Однако они имеют большой успех, так как полностью соответствуют состоянию публики.

Нет более тесно связанного с литературой направления, чем дадаизм в живописи. Художники того времени часто оказывались по совместительству поэтами, что самым ярким образом отражалось на их произведениях в этих двух сферах (Р. Хаусман, Г. Арп, К. Швитерс, Ф. Пикабиа).

Как было сказано выше, особое влияние на будущих дадаистов оказала школа «фумизма».

Представители дадаизма почерпнули многое из работ художника Марселя Дюшана, работы носили авангардистскую направленность еще в начале его творчества.

Данный живописец в своих работах отдавал главную роль повседневным, ничем не примечательным предметам, что в какой-то мере - тоже дадаизм. Примеры его работ - это «Дробилка для шоколада №2» и «Колесо от велосипеда».

Своим творчеством художник, как и все дадаисты, высмеивает высшую цель и сверхзадачу в искусстве, призывая к художественной свободе и безумию.

Дадаизм в звуках музыки и в поэзии

Помимо картин, дадаисты захватили и другие области творчества. Они умудрялись объединить на одной выставке картины, громкую музыку, чтение литературных произведений и танцы.

Курт Швитерс - дадаист, ставший изобретателем звуковой поэзии, которую он называет «хорошими стихами». В такой форме литературного изложения переплетается рассказ с музыкой, например, шумом показывают боевое сражение в поэме. Такие стихи чаще всего несли в себе смысл с антивоенной и атибуржуазной подоплекой. Поэты высмеивали в них власти и сложившиеся моральные устои.

Также часто публике предлагали поэтические произведения, которые рассказывались не словами и фразами, а состояли из набора звуков, букв, крика, а также громкой музыки.

Дадаизм - это также и музыка, принесенная такими известными личностями, как: Френсис Пикебия, Жорж Рибемон-Десей, Эрвин Шулхофф, Ханс Хеуссер, Альберт Севино, Эрик Сати. Их композиции носили шумовой характер и показывали животную сущность общества, что было не всегда понятно простому обывателю.

Танцы в этом направлении тоже не отличались набором плавных и связанных движений, а костюмы танцовщиц шились в стиле зигзаг-кубизм, что не добавляло им эстетичности.

Дадаисты, устав от национальной розни, которую принесла война, мечтали объединить творчество народов мира в одно целое. Излюбленными направлениями в «Кабаре Вольтер», казавшимися богеме наиболее близкими к природе, были: африканская музыка, джаз и игра на балалайке.

Искусство в Германии

В Германии дадаизм - это, прежде всего, политический протест, выраженный через такое в чем-то даже андеграундное искусство.

Художественные группы этой страны не так яро отвергали смысловую нагрузку творчества, как это делали представители этого стиля в других государствах. Здесь дадаизм имел скорее политическо-социальный характер и показывал всю горечь народа, вызванную войной и ее последствиями в виде разоренной и неспособной подняться с колен страны.

Также немецкие дадаисты Х. Хенча и Г. Гросс в своих произведениях выразили сочувствие России, находящейся в то время в состоянии революции.

Дадаизм в 20 веке все же принес значимый вклад в искусство, когда Гросс, Хартфилд, Хеч и Хаусман развили фотомонтаж, а также выпустили ряд политических журналов.

Летом 1920 года в честь окончания войны вышеперечисленная интеллигенция организует ярмарку дадаистов, куда съезжается богема со всего мира.

Именно в Германии был усовершенствован коллаж, так как в симбиозе с кубизмом на нем появились элементы фотомонтажа.

Помимо работ в направлении живописи, Хусман вносит заметную лепту в литературное творчество, представляя публике несколько «абстрактных» стихотворений, состоящих просто их набора звуков и напоминающих шаманское шипение.

Родителями дадаистского кино считают Рихтера и Эгеленга.

Во Франции

Дадаизм в искусстве получил особо радикальное выражение во Франции, так как его зарождение там началось еще до появления названия этого течения.

Преддадаистскими работами известны такие личности, как Дюшан, Пикабиа и «поэт боксер» - Караван.

Последний выпустил журнал «Немедленно», где оскорблял знаменитостей и делал обзоры, включающие в себя придуманные рассказы.

Именно там проживал основоположник дадаизма Тристан Тцана.

Париж считается кладезем авангардизма того времени. Пикассо и Кото создали скандальный балет, не вписывающийся в понятие классических ценностей. В этой стране постоянно проводились дадаистские демонстрации, манифесты, выставки и выпускалось множество журналов.

Дюшан выпускает переделанные известные картины классиков. Настоящим шедевром дадаизма считается Джоконда с пририсованными усиками, которая получает название «Ей невтерпеж аж жжет».

Эрнест, создавая свои картины, применяет фрагменты старинных гравюр. Он рисует понятные всем изображения, однако они перенасыщены черным юмором.

Тцана вынес на суд широкой публики драматическое произведение «Газовое Сердце», которое в 1923 году вызывает бунт внутри объединения «Дада», и требует раскола течения с последующим образованием сюрреализма.

В 1924 году Тцана последний раз представляет трагедию «Носовой платок облаков».

Дадаизм в Нью-Йорке

Второй родиной течения считается Нью-Йорк, который стал убежищем для огромного количества неугодных властям других стран художников.

Марсель Дюшан, Френсис Пикабиа, Беатрис Вуд и Манн Рей стали сердцем дадаизма Соединенных Штатов Америки, вскоре к ним присоединился Артур Кревен, уклоняющийся от призыва в армию Франции. Они выставляли свое творчество в галерее Альфреда Штиглица и в доме супругов Аренсбергов.

Нью-Йоркские дадаисты не организовывали манифестов, они высказывали свое мнение через такие публикации, как «Слепой» и «Нью-Йоркский дадаизм», где они критикуют традиции, одобряемые музеями.

Американский дадаизм резко отличался от европейского, он не нес в себе политического протеста, а основывался на юморе.

В 1917 году Дюшан выставил на обозрение художников писсуар, на который приклеил табличку с надписью «Фонтан», что привело в шок всех собравшихся. Возбраняемая в те времена скульптура сейчас считается памятником модернизма.

Из-за отъезда Дюшана компания знаменитых дадаистов распалась.

В Нидерландах

В Нидерландах самым известным дадаистом стал Тео Ван Десбург, который выпустил журнал под названием «Де Стижль». Страницы этого издания он заполнял произведениями известных приверженцев авангардистского стиля.

Вместе со своим друзьями Штирвесом и Вилмосом Хусзаром, а также с супругой Нели Ван Дисберг он создал голландскую компанию дадаизма.

После смерти Дисберга было обнаружено, что в своем журнале он печатал и стихи собственного сочинения, правда, под псевдонимом И. К. Бонсет.

Последствия дадаизма

К концу 1924 года дадаизм как отдельное перестал существовать. Он слился с сюрреализмом и социальным реализмом во Франции и с модернизмом в Германии. Это возникшее в период народного отчаяния течение многие эксперты справедливо называют предвестником постмодернизма.

Во время Второй Мировой войны большая часть художников-дадаистов переехала в Соединенные Штаты Америки.

Адольф Гитлер, признавая только свои идеалы, считал искусство «Дада» выродившимся, оскверняющим истинные (на его взгляд) ценности и недостойным существования стилем, поэтому он преследовал и сажал в концлагеря художников, творивших в этом направлении. Основная масса попавших в немецкие лагеря художников имела еврейские корни, в связи с чем люди были подвержены ужасным пыткам и погибли.

Отголоски дадаизма и сейчас проявляются в антихудожественных и политических группах богемы, например, "Общество Неблагозвучия". Также популярная группа "Чамбоэмба" по праву называет себя последователем дадаизма.

Некоторые писатели считают Ленина участником клуба дадаистов, так как он участвовал в балалаечном оркестре, который пришелся по душе собравшимся в «Кабаре Вольтер», а также он некоторое время жил неподалеку от здания, где собирались представители этого течения.

Периодически известные музеи организуют выставки работ дадаистской направленности. Такая выставка прошла в 2006 году в Музее современного искусства, находящемся в Париже, в Вашингтоне, в Национальной художественной галерее и в Центре в Париже. Показы работ в стиле «дадаизм» - это дань памяти художникам, погибшим во времена нацистской Германии.

Итак, давайте вкратце резюмируем, что это за течение, и определим основные его позиции.

В этой статье мы с вами разобрались, что такое стиль «дада» и в связи с чем он возник, расшифровали его название, поговорили о его основателях, выяснили отличия дадаизма в разных странах и просмотрели основные его позиции в музыке, литературе, живописи, кино, танцах и архитектуре.

Надеемся, мы смогли ответить на все интересующие вас вопросы.