Духовная и материальная культура. Материальная и духовная культуры

  • 18.04.2019

Кто есть человек? Животное или нечто иное? Подобные вопросы мучают людей, наверное, с момента появления первого Homo Sapiens. Раньше ученые утверждали, что мы относимся к высшим разумным животным. Однако сегодня бытует другая точка зрения, которая прочно обосновалась в учебниках, энциклопедиях и научных трудах, где слово «животное» заменили слова «существо» и «субъект»:

«Человек - живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.»

Однако у нас другая тема, которую в этой формулировке мы специально выделили и подчеркнули, – это культура. Светлые умы человечества до сих пор спорят, есть ли ее зачатки (о какой-то развитой культуре говорить не приходится) у некоторых видов животных. Но с любой точки зрения человеческая культура – это нечто совершенно особое, и никакие интеллектуалы из животного мира планеты не имеют ничего похожего. Более того, у человеческой цивилизации существует два типа культуры – духовная и материальная. И несмотря на то, что оба направления объединены одним словом, суть их совершенно разная, но при этом они глубоко интегрированы друг в друга.

В этой статье мы постараемся выяснить,чем отличается духовная культура от материальной. Кстати, оба понятия включают в себя ряд подвидов, если так можно выразиться (художественная, массовая, техническая и т. д. культуры), которые в свою очередь могут состоять из десятков субкультур. Но наша задача состоит в том, чтобы разобраться с глобальными вопросами, а не тонуть в деталях. Для начала давайте определимся со смыслом, вложенным в это слово.

А вообще, что такое культура?!

Действительно, что означает это понятие? Почему оно является одним из главных и неотъемлемых признаков человеческой цивилизации? Есть множество пространных ответов на данный вопрос. Попробуем ответить и мы – только проще и своими словами:

«Культурой называют деятельность общества людей либо отдельного человека, которая приводит к духовному и (или) материальному изменению жизни как конкретного человеческого сообщества, так и целых народов. Созданные культурные ценности всегда влияют в той или иной мере на развитие человеческой общины, какими бы они ни казались незначительными на первый взгляд».

Кто-то посчитает наше определение неглубоким и неполным, но эта статья и не претендует на статус монографии. Желающих разобраться в данном вопросе более основательно отсылаем в электронные и обычные библиотеки, где есть масса серьезнейших трактатов на эту тему.

Материальная культура

Само понятие материальной культуры очень просто и даже незамысловато. Его можно выразить одной фразой:

«Все, что создал человек своими руками, можно назвать материальной культурой ».

Холодильник, детская игрушка, Собор Парижской Богоматери, операционная система Windows – все это продукты материальной культуры. Мы не будем описывать даже основных представителей данного типа культуры. Тема эта огромна и неисчерпаема. Скажем только, что с развитием человечества список материальных ценностей растет безостановочно. В нем уже есть вещи, которые нельзя пощупать руками, однако их все же относят к материальным явлениям. Например, технологические процессы, которые нематериальны, но в результате их использования возникают вполне реальные физические предметы. Коротко суммируем вышесказанное.

  • Вещи, предметы, созданные человеком. Основная и самая древняя область материальной культуры. Как уже говорилось, все, что можно взять в руки, ощутить его вес, плотность, относится к этой сфере.
  • Техническая культура. Здесь подразумеваются наши умения, навыки, приобретенный опыт и сноровка, которые нужны при работе по созданию материальных объектов.
  • Технологические процессы. Как и предыдущий пункт, технологии не относятся к овеществленным продуктам. Это системы, этапы создания вещей, а также их использования.

Духовная культура

Что такое «духовная культура»? Ответ заключен в самом словосочетании:

«Все то, что создано человеком, но невозможно потрогать руками, и есть духовное».

И в этом главное отличие духовной культуры от материальной. Можно привести огромное количество примеров такой культуры: песни, наука, языки, поэзия, моральные ценности, высокие чувства и эмоции… И еще, и еще…

Духовная культура – это сложнейшая субстанция, состоящая из сотен и тысяч элементов-кирпичиков. Идеология, менталитет целых народов основаны на такой культуре. Мировоззрение, отношение к себе, к окружающим, к жизни связаны у человека именно с духовной культурой. Тема эта бескрайняя как в ширину, так и в глубину. Поэтому приведем несколько общепринятых постулатов, можно сказать, фундамент, на котором построен многоэтажный дом.

  • Общечеловеческая духовная культура. К ней относятся наука, общие моральные устои, богатство языка и т. п. элементы. Эта культура не зависит от отдельного человека или сообщества людей. Даже отдельно взятая страна не сможет изменить сущность общечеловеческих ценностей. Недавний пример (по меркам истории) – Германия времен Гитлера. Одна из ведущих стран, внесшая огромный вклад в мировую культуру, в одночасье отринула значительную часть накопленных человечеством духовных традиций и богатств. Итог всем известен – он печален, но закономерен.
  • Духовность отдельно взятого человека. Воспитание, знания, полученные в учебных заведениях, самообразование и т. д. – все это можно отнести к средствам индивидуального духовного обогащения. На основе этих составляющих формируется конкретная личность со своими взглядами на жизнь, любовь, семью, поведением в различных ситуациях… У большинства зрелых (речь не о возрасте, а о духовной составляющей) людей есть свое мировоззрение, исходя из которого они и живут.
  • Совместный формат культуры. Он объединяет два предыдущих пункта. Духовность отдельной личности невозможна без общечеловеческой культуры. Связующих элементов между культурой одного индивидуума и общей культурой множество. Это и религия, и философия, и научные знания, которые использует талантливый ученый в своих изысканиях.

Приведем гипотетический пример. Гениальный фармацевт, чье открытие в медицине спасло миллионы людей, не родился с готовой формулой, рецептом в голове. Он долго и упорно учился, постигал опыт, накопленный не одним поколением известных и неизвестных медиков. Результатом стало создание чудо-лекарства, победившего ранее неизлечимую болезнь. Из подобных примеров (не только в науке) состоит практически вся наша история.

Сравнение

Таблицу различий между двумя типами культур можно было бы и не составлять, так как это различие, по большому счету, всего одно. Но оно настолько существенно, что мы все-таки решили показать его более наглядно.

Заключение

Сколько существует человечество, столько и идет развитие его культурного богатства, причем мы говорим сейчас о культуре в целом. И как бы ни спорили ученые мужи, культурологи и всевозможные идеологи,в чем разница между духовной и материальной культурой, нужно четко понимать, что это две сущности, которые за тысячелетия существования человеческой цивилизации настолько тесно переплелись и срослись, что уже невозможно представить их отдельно, в отрыве от общего развития общечеловеческой истории.

Приведем простой пример. Книга – одно из величайших изобретений в истории нашей цивилизации. Сама по себе книга является предметом материальной культуры. Однако то, что в ней написано, безусловно, относится к духовному миру человека. Читая ее, он держит в руках вполне материальный предмет, имеющий вес, размер, плотность. И в то же время человек может испытывать сильнейшие эмоции от прочитанного – страдать и сопереживать вместе с виртуальными персонажами книги. Это и есть ярчайший показатель соединения, казалось бы, совершенно разных типов культур.

Культура – это деятельность человека по созданию разного рода ценностей, а также – результат такой деятельности. В общем смысле к этому понятию можно отнести все, сотворенное человеком. Однако говоря о материальной и духовной культуре, подразумевают разные понятия: все вышеперечисленное относится к первой категории, а вторая вбирает в себя идеи, образы, традиции, обычаи, и теории.

Особенности материальной культуры и ее отличия от духовной

Материальная культура конкретного народа включает в себя традиционную одежду, продукты, оружие, жилище, украшения, различные приспособления. Материальная культура в широком смысле включает в себя два основных элемента:

  1. Предметы, создаваемые руками человека (архитектура, приборы, бытовые элементы). В данном случае культура является актом приспособления человека к среде, а среды – к человеку. Современная информационная культура строится на основе различных устройств: телефонов, интернета, телевидения.
  2. Технологии, создаваемые человеком. Технологии относятся к материальной культуре, а не к духовной, потому, что имеют реальное живое воплощение. Например, технология «тач» нашла применение в телефонах, планшетах и ноутбуках нового поколения.
  3. Навыки и умения – это не просто теоретические знания, это их реальное воплощение. Именно потому, что они имеют физический образ, они и занесены в эту категорию. В этом можно узреть духовно-материальную культуру, но правильнее говорить просто о материальной, как о конкретном воплощении навыка.

Соответственно все элементы культуры, которые не подходят под описание материального вида, можно отнести к духовному.

Духовная культура и ее взаимосвязь с материальной

Главное различие духовной и материальной культуры заключается в том, что одна из них не имеет точного физического облика, а другая – имеет. Духовная культура находится не в нашем мире, а в области интеллектуальной деятельности, чувств и самовыражения.

Изначально идеальной формой духовной культуры выступала мифология. Мифы регулировали разного рода отношения, объясняли устройство мира, могли служить нормативным ориентиром. Позднее их роль заняла религия, а дальше к ней добавились философия и искусство.

Считается, что идеальная форма культуры не может быть связана с конкретным мнением – это научные знания, нормы морали, язык. В эту же категорию можно включить образовательную деятельность и объективные СМИ.

Впрочем, духовная культура в субъективном смысле также существует – это внутренний багаж человека, представленный его мнением, моральными устоями, знаниями, поведением, религиозными представлениями.

Интересно и то, что духовная культура способна плавно перетекать в материальную – идея скульптора воплотится и станет объектом материальной культуры. Впрочем, и материальная культура переходит в духовную: читая книги, рассуждая о их смысле, человек переводит реальную материальную культуру в субъективную духовную.

Материальная и духовная культура России

Культура России, как и любой другой страны, насчитывает много веков. Поскольку государство многонационально, местная культура многолика, ее сложно было бы подвести под один общий знаменатель.

Более того, каждый конкретный период времени ознаменован своими объектами культуры – в древности это были летописи, быт, национальные костюмы, затем – многочисленные картины, книги, памятники, стихи. Сейчас, в наши дни, культура по прежнему сохраняет в себе многие обычаи, традиции и другие части культуры прошлого, но многое заимствуется и у других стран. Это общий для многих стран 21 века процесс.

Материальная культура и ее виды.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подразделяется на: - производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; - воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой принято понимать не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию ʼʼусловий человеческого существованияʼʼ. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная ку- льтура создана всœеми видами труда человека. Она создает уровень жизни обще- ства, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения. Материальная культура общества распадается на восœемь категорий:

1) породы животных;

2) сорта растений;

3) культура почв;

4) здания и сооружения;

5) инструменты и оборудование;

6) пути сообщения и средства транспорта;

7) связь и средства связи;

8) технологии.

1. Породы животных составляют особую категорию материальной культу- ры, потому что в состав этой категории входит не поголовье животных данной породы, а именно носители породы.

К этой категории материальной культуры относится не только животные хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и т.п. Процесс переведения диких животных в домашних путем направленного от- бора и скрещивания сопровождается изменением их внешнего вида, генофонда и поведения. Но не всœе ручные животные, к примеру, гепарды, используемые на охоте, относятся к материальной культуре, т.к. не прошли процессов направ- ленного скрещивания.

Дикие и домашние животные одного вида могут сосуществовать во време- ни (как, к примеру, свиньи и кабаны) или быть только домашними.

2. Сорта растений выводятся путем селœекции и направленного воспита- ния. Число сортов постоянно возрастает в каждом виде растений. В отличии от пород животных, растения могут хранится в семенах, в которых скрыты всœе ка- чества взрослого растения. Хранение семян позволяет собирать коллекции се- мян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, ᴛ.ᴇ. вести всœе ви- ды деятельности, свойственные культурной работе. Поскольку у разных видов растений разные отношения между семенами и взрослым растением, так как мно- гие растения размножаются отводками и черенками, культурообразующие функции бывают соединœены с распространением сортов в данной местности. Этим за- нимаются питомники и семеноводческие хозяйства.

3. Культура почв - наиболее сложный и уязвимый компонент материаль- ной культуры. Почва - верхний производящий слой земли, в котором между не- органическими элементами концентрируются сапрофитные вирусы, бактерии, чер- ви, грибы и другие живые элементы природы. Производительная сила почвы за- висит от того, как много и в каких сочетаниях с неорганическими элементами и между собой находятся эти живые элементы. Важно заметить, что для создания культуры почвы она обрабатывается с целью повышения ее плодородия. В обработку почвы входят: механическая обработка (переворот верхнего пласта͵ рыхление и переносы поч- вы), удобрение перегноем органических остатков растений и отходов животно- водства, химическими удобрениями и микроэлементами, правильной последовате- льностью культивирования на одном и том же участке различных растений, вод- ным и воздушным режимом почвы (мелиорация, полив и т. п.).

Благодаря культивированию слой почвы увеличивается в объёме, жизнь в нем активизируется (благодаря сочетанию сапрофитных живых существ), плодо- родие возрастает. Почва, находясь на одном и том же месте благодаря деяте- льности человека, улучшается. В этом состоит культура почвы.

Почвы классифицируются по их качеству, месту расположения и по их производящей силе. Составляются почвенные карты. Почвы оцениваются по их производящей силе путем сравнения. Составляется земельный кадастр, опреде- ляющей качества и сравнительную стоимость почвы. Кадастры имеют сельскохо- зяйственное и экономическое использование.

4. Здания и сооружения - наиболее наглядные элементы материальной культуры (немецкий глагол "bauen" означает "строить" и "возделывать почву", а равно "заниматься любой культурообразующей деятельностью", он хорошо вы- ражает смысл сочетания базовых форм материально-культурного освоения мест- ности).

Зданиями называются места обитания людей со всœем разнообразием их занятий и быта͵ а сооружениями - результаты строительства, изменяющие усло- вия хозяйственной деятельности. К зданиям обычно относятся жилье, помещения для денежных, управленческих действий, развлечений, информационной, учебной деятельности, а к сооружениям системы мелиорации и водного хозяйства, пло- тины, мосты, помещения для производств. Граница между зданиями и сооружени- ями подвижна. Так, театральное помещение - здание, а механизм сцены - со- оружение. Склад может называться и зданием, и сооружением. Их объединяет то, что они являются результатом строительной деятельности.

Культура зданий и сооружений, также как и почвы, представляет собой недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качест- вах. Это значит, что культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций.

Власти, особенно местные, наблюдают за поддержанием и развитием этой культуры. Особенно велика роль торговопромышленных палат, которые будучи общественными организациями прямо заняты этой работой (разумеется, там, где они есть, и там, где они правильно функционируют). Не малую роль в этой ку- льтуротворческой работе могут играть банки, которые, однако, далеко не всœе- гда действуют правильно, забывая, что их благосостояние в перспективе свя- зано, прежде всœего, с правильной эксплуатацией недвижимости.

5. Инструменты, приспособления и оборудование - категория материаль- ной культуры, обеспечивающая всœе виды физического и умственного труда. Οʜᴎ представляют из себядвижимое имущество и различаются исходя из того, какой род деятельности они обслуживают. Наиболее полным перечнем разнооб- разных инструментов, приспособлений и оборудования являются торговые номен- клатуры.

Особенность правильно составленных торговых номенклатур состоит в том, что они отражают всю историю совершенствования инструментов, приспо- соблений и оборудования. Принцип культурообразования в развитии и дифферен- циации функций и сохранения ранних функциональных аналогов.

Различие между инструментами, приспособлениями и оборудованием со- стоит в том, что инструментом прямо воздействуют на обрабатываемый матери- ал, приспособления служат добавлением к инструменту, позволяя действовать им с большей точностью, производительностью. Оборудование - комплексы инст- рументов и приспособлений, расположенных в одном месте труда и быта.

Материальная культура и ее виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Материальная культура и ее виды." 2017, 2018.

Духовная и материальная культура - это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие-либо вещественные достижения человечества. К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогаеют в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт. Материальная культура - это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура - это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

Материальная культура неразрывно связана с духовным аспектом. Прежде чем построить какое-либо здание либо создать другой физический объект, были затрачены интеллектуальные силы людей, их фантазия. В то же время объекты, относящиеся к духовной культуре, также выражаются через материальные предметы. К примеру, человек создал философский труд и познакомил с ним своих читателей посредством книги.

Духовный аспект как и материальная культура, также помогает понять, В первую очередь, это заслуга археологов, которые изучают древние произведения искусства и достижения мысли. Однако духовная культура исследуется не только историками. К примеру, древние верования, сказки, легенды тщательно анализировал в своих работах отец психоанализа Зигмунд Фрейд, а также его последователи. Духовная культура позволяет понять, каким видели мир наши прародители, какой была их психология, что очень ценно для глубокого и вдумчивого познания истории.

Что можно еще сказать по поводу этих двух понятий? Культура материальная и духовная существовала, разумеется, в разных вариантах развития, практически во все времена. Еще древние люди вырезали на стенах пещер рисунки, символизирующие животных, какие-либо обыденные действия, к примеру, охоту.

Материальная культура, как и духовная, за всю историю человечества множество раз переживала и взлеты и падения. Также менялись приоритеты. То есть одна культура становилась более важной, чем другая. Любопытно рассмотреть интерес людей к духовному и материальному аспекту на примере всем известной Эта знаменитая концепция помогает проанализировать, почему одна сторона культуры становится важнее другой. Человек, лишенный основных материальных благ, то есть крова, пищи и средств, помогающих обезопасить себя, вряд ли заинтересуется духовной стороной жизни. Личность, удовлетворившая все свои базовые потребности, уже тянется к таким областям, как искусство, философия, религия.

Культура материальная наглядно показывает, насколько человек смог адаптироваться в природных условиях. Без этого аспекта существование государства, и даже человека, практически невозможно. Однако и духовная культура очень важна для всего общества. Без нее человек бы так и остался варваром. Духовная культура задает определенные стандарты поведения, формирует идеалы, развивает чувство прекрасного. Без нее невообразима ни одна цивилизация. Однако духовная культура - это не развлечение для избранных, ведь в нее входит и образование, и кино, и разнообразные книги. Гармония материальных объектов и достижений человеческого интеллекта помогает достичь высокого уровня существования, как целого государства, так и отдельно взятого человека.

— его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

  • Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира , «одомашнивании» . Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
  • Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
  • Техническая культура - это конкретные навыки, умения, . Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, .

  • Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
  • Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное . На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли , и в некоторой степени — .
  • Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества .

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.

Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь — начальная форма бытия вещи в культуре.

Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.

Развитие цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.

Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.

Сельское хозяйство включает в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этой областью материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как она дает продукты питания и сырье для промышленного производства. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Но особенно важна правильная обработка почвы, поддерживающая ее плодородие на высоком уровне, — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорации и севооборот — последовательность культивирования разных растений на одном участке земли.

Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека. Так, инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для одной цели. Они различаются в зависимости оттого, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном совершенствовании этой области материальной культуры — от каменного рубила и палки-копапки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.

Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).

Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальней шее совершенствование технологий, но и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, а это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры . Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности - идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты - планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).

В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:

  • техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
  • социальное по созданию моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
  • педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.
  • Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.