Как называется пасха у евреев. Как празднуется еврейская пасха

  • 11.03.2024

Связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно объявляется особо .

В 2013 году праздник Песах . Квасное запрещено есть с четвертого солнечного часа 25 марта, а пользоваться им как-либо разрешено еще в течение одного солнечного часа.

Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Единственный хлеб, разрешенный в Песах — маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Маца — напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. На всех принадлежащих еврею территориях собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Только хамец, принадлежащий еврею, не может находиться в его жилище, хамец же нееврея может храниться и в еврейском доме при условии, что он не лежит на виду. Если хамец не удалось продать или уничтожить, и он находился во владении еврея во время Песаха, его запрещено употреблять и после праздника.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер ("порядок"), которая устраивается в первый вечер праздника (в странах диаспоры — в первые два вечера). Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха (Илии). Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды — символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый — съесть мацу, второй — выпить четыре чаши вина, третий — съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый — чтение Агады, а пятый — чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо, а также вино — символ веселья и радости.

В ходе трапезы евреи выпивают четыре бокала красного вина, которые символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…" По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Элияха, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элиях считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году — в Иерусалиме!".

В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Седьмой день Песаха завершает торжества праздника и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере , с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Для иудеев Еврейская Пасха является важнейшим днем в году. Она была учреждена ещё в ветхозаветные времена в память об исходе израильтян из Египта и освобождении их от рабства. Эти события не только дали свободу еврейскому народу, но и положили начало зарождению его национального осознания.

Именно поэтому иудейская Пасха, получившая название Песах, имеет огромное значение для всех израильтян, независимо от степени их религиозности. В этот день они пекут еврейский пасхальный хлеб и собираются всей семьей за праздничным столом, где во время трапезы рассказывают детям историю этого великого праздника.

История праздника Песах, который нередко называют , уходит своими корнями в древнейшие времена, когда такой нации, как евреи, еще и в помине не было. Тогда у праведного человека Авраама и его жены Сары был сын Исаак, у которого потом появился наследник Иаков. Последний имел дюжину сыновей, одним из которых был Иосиф.

Иосиф старался жить в соответствии с праведным учением отца, просил своих братьев также встать на верный путь и отказаться от нечестивых деяний. Но они не вняли его кротким просьбам, а только еще больше озлобились и возненавидели Иосифа. Они боялись, что он возвысится над ними и решили его убить, но потом передумали и продали праведного брата в рабство.

Так Иосиф оказался в Египте. Там на его долю выпало множество испытаний, но он с Божьей помощью преодолел все невзгоды и со временем превратился из раба в чиновника, приближенного к самому фараону. Правитель Египта очень ценил умного и праведного Иосифа. А когда тот предсказал великий голод, и фараон успел вовремя сделать большие запасы пищи, то Иосиф завоевал любовь и уважение не только правителя, но и египтян.

И когда во всех странах начался страшный голод, фараон разрешил своему любимому советнику привести в Египет отца и братьев. Иосиф, который не держал зла на родственников, был очень рад воссоединению с семьей. Пока он был жив, израильтяне были в Египте почетными гостями и не испытывали ни в чём нужды.

Но время шло, одно поколение сменяло другое… Коренные жители постепенно забыли о том, что евреи были гостями египтян, и превратили их в рабов. Иудеи были вынуждены работать на своих господ более 400 лет и не видели спасения, пока однажды Бог не послал им Моисея, которому он велел потребовать, чтобы фараон освободил его народ. Правитель отказался отпускать своих рабов, и тогда Бог наслал на Египет девять страшных казней, но фараон не поменял свое решение.

После чего Бог сказал Моисею, что следующей ночью наступит самая страшная, десятая казнь - смерть первенцев. Он велел пророку предупредить еврейские семьи, что бы те в канун этой смертоносной ночи принесли в жертву ягнят и намазали их кровью двери своих домов, а мясо - зажарили и съели до наступления утра. Той ночью ангелы принесли смерть многим египетским детям, не тронули они лишь тех малышей, что жили в домах, двери которых были отмечены кровью агнцев. После этих страшных событий фараон разрешил евреям покинуть Египет, что положило конец их длительному рабству.

В память об «освободительной» ночи была учреждена иудейская Пасха - Песах, которая по праву считается одним из древнейших торжеств и начала праздноваться еще за полтора тысячелетия до периода земной жизни Иисуса Христа.

Ветхозаветные традиции иудейской Пасхи

Исход из Египта стал началом не только свободной жизни еврейского народа, но и лёг в основу зарождения его самобытного национального осознания. Поэтому иудейская Пасха уже ни одну тысячу лет является главным еврейским праздником. Название «Песах» переводится с древнееврейского как «прошедший мимо» и означает, что ангел смерти миновал дома израильтян.

Иудеи отмечают Песах ежегодно, на 14 день нисана. По еврейскому календарю это первый месяц библейского года, и он, как правило, приходится на март или апрель обычного, «гражданского» календаря. Даты еврейской Пасхи, также как и христианской, являются переходящими.

В ветхозаветные времена одной из главных традиций было принесение в жертву агнца или козленка. Это делалось в память о той ночи, когда кровь жертвенного животного спасла еврейских малышей от ангела смерти, карающего египетские семьи. Конец этому обычаю был положен Иисусом Христом, когда он во время на Тайной Вечере, преломил праздничный хлеб и поднял символический бокал вина.

Изначально, в древние времена Песах - Еврейская Пасха - отмечалась в течение недели, где первый и последний дни были праздничными и выходными. Также на протяжении всего этого срока было принято отказываться от тяжелой работы и неприятных обязанностей.

В наше время практически во всем мире Песах празднуется 8 дней, а в Израиле - 7.

Этот обычай связан с тем, что в период расселения иудеев ещё не было чётко установленного единого календаря, и они, боясь пропустить памятную дату, отмечали все праздники по два дня. И в этом случае выходными являются два первых и два последних дня праздничного периода.

Песах в наши дни: праздничная трапеза и другие обычаи

Подготовка к празднику начинается заблаговременно.

  1. Иудеи собирают по всему дому все квасные продукты, которые сжигаются до наступления Песаха, так как в течение всего праздничного периода им запрещено употреблять мучные изделия из забродившего теста и можно есть только пресный хлеб.
  2. Также в утро перед праздником иудейские мужчины-первенцы держат символический пост. Они приносят эту жертву в память о чудесном спасении еврейских младенцев во время смертоносной ночи, предшествующей исходу иудеев из Египта.

По еврейскому календарю смена дат происходит не в полночь, а в момент захода солнца, поэтому иудеи начинают отмечать Песах вечером. Особую роль здесь играет Седер - специальная трапеза, на которую обязательно должна собраться вся семья, начиная с самых старших членов клана и заканчивая малышами.

Главный атрибут праздничного ужина - еврейский , который выпекается в виде лепешек и называется «маца». Это блюдо готовиться в память об исходе из Египта, когда у евреев не было времени ждать, пока забродит тесто, и они испекли пресный хлеб, который во время путешествия спас их от голода.

Помимо мацы, на праздничном блюде обязательно должны быть такие кушанья.

Продукты Что символизируют
Мясо на кости или куриное крыло Символизируюют агнца, принесенного в жертву.
Отварное куриное яйцо. Олицетворяет несокрушимую силу духа еврейского народа, который только крепчает от переносимых испытаний.
Марор (разновидность горького хрена). Подаётся на стол в память о горькой жизни иудеев в период рабства;
Харосет. Это сладкая однородная масса из протертых фруктов, орехов, корицы и вина. Она символизирует глину, из которой евреи в период рабства изготавливали кирпичи.
Солёная вода в широкой пиале. По различным толкованиям она символизирует слезы израильтян, пролитые во время мучений в Египте, либо олицетворяет память о водах Красного моря, которые сначала расступились, пропуская иудеев, а затем сомкнулись, погребя египетских солдат, пущенных за ними в погоню.

В течение трапезы на Еврейскую Пасху иудеи обязательно должны вкусить все эти блюда. При этом во время ужина младший член семьи задает старшему четыре вопроса о событиях памятной «освободительной» ночи, и глава семьи отвечает на них.

Несмотря на схожие называния, еврейская и христианская Пасха по своей сути являются двумя абсолютно разными праздниками и даже отмечаются в разное время. Иудеи в этот день вспоминают освобождение своего народа от рабства и зарождение еврейской нации, а у православных христиан Пасха - это исключительно религиозный праздник в честь Светлого Христова Воскресения.

Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня - в диаспоре) - праздничные в полном смысле (иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготовление пищи разрешено); в остальные дни - хол х а-мо‘эд (`праздничные будни`) - работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма , не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй (Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг х а-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца ; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (х аг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (тал ) и полностью - Х аллел (в странах рассеяния Х аллел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней ; в последний день Песаха читается Х азкарат нешамот . Этот день принято связывать с переходом через Красное море . В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы (хаг х а-херут ).

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее - на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошиях у централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского . Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).

Один из древнейших праздников, история которого уходит корнями в глубину тысячелетий. Сами иудеи называют его «Песах», что в переводе с иврита означает «пройти мимо» или «миновать». Отвечая на вопрос, когда еврейская Пасха отмечается в Израиле, нужно отметить, что она празднуется в 15-й день месяца нисана, однако все даты иудейского календаря являются плавающими, и потому по юлианскому стилю памятное событие может выпадать на различные числа, в зависимости от конкретного года.

История : праздник связан с историческим событием, подробно описанным во второй книге Торы, которая в русской традиции названа «Исход». Это библейская легенда о рабской жизни евреев в Египте, преследованиях малочисленного народа фараоном и его жрецами, а также о последующем освобождении. Понятие «миновать» связано с повелением Бога помазать кровью жертвенного ягненка, чтобы ангел смерти смог пройти мимо еврейских домов и умертвить только первенцев египтян.

Исследователи убеждены, что корни Песаха следует искать в двух архаичных и уже позабытых сельскохозяйственных праздниках. Один из них связан с новым приплодом скота, когда иудеи должны были приносить в жертву одного ягненка без видимых пороков, а другой - с первой жатвой. Собирая ячмень, люди полностью уничтожали сохранившийся в доме старый хлеб и выпекали из зерен нового урожая лепешки, которые получили название «маца».

Значение праздника : такие праздники в Израиле, как Песах, получили не только ярко выраженное религиозное значение, но и другой ключевой момент, о котором современные иудеи нередко забывают. Так, по своей сути Еврейская Пасха стала поворотным событием в формировании отдельно взятого народа и последующей национальной идентификации евреев в качестве отдельного этноса.

До исхода, описанного в Торе, рабы являлись обычными подданными фараона, хотя они и сохраняли некоторую самобытность и религиозную специфику по отношению к остальным жителям Египта. После выхода с территории могущественной страны евреи во главе с вождем Моисеем стали настоящим народом со своей иерархией и институтами, а после перехода в Землю Обетованную сумели основать собственное государство, возвести единственный храм для служения Всевышнему и создать первую в своей истории царскую династию.

Празднование : еврейская Пасха по традиции празднуется в течение восьмидневного срока, и для каждого дня свойственны не только определенные религиозные ритуалы, но и соответствующие деяния верующих. Во время церемонии, называемой «седером», каждое поставленное на стол блюдо символизирует какие-либо эпизоды, связанные с исходом из Египта. К примеру, маца, выпекаемая в виде тонких и плоских лепешек, ассоциируется с незаквашенным тестом, которое евреям пришлось в спешке взять с собой, когда они были вынуждены спасаться от преследования войск фараона.

К обязательным блюдам относится смесь орехов и яблок, чашка с соленой водой, хрен или горькая трава. Они служат напоминаем о том, как предкам современных евреев приходилось лепить глиняные кирпичи на строительстве пирамид, проливать слезы и испытывать горечь от рабской жизни и полного бесправия. Еврейская Пасха - это не только застолье, каждый прием пищи сопровождается определенным набором благословений и молитв, а также чтением псалмов.

В конце церемонии всякий раз звучит фраза: «В будущем году - в Иерусалиме!», которая ассоциируется с завершением «рассеяния» среди остальных народов и возвращения на Основные религиозные ритуалы проводятся в синагогах, раввин читает Песнь Песней, а в радостную и праздничную атмосферу погружаются все верующие, которые должны петь и танцевать, воздавая хвалу Всевышнему.

, 16 Nisan [d] , 17 Nisan [d] , 18 Nisan [d] , 19 Nisan [d] , 20 Nisan [d] , 21 Nisan [d] и 22 Nisan [d]

Заповеди

Кашрут на Песах

Хамец (квасное)

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи - владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно .

Формальный поиск хамеца Бдикат хамец »)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ - аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамеца Биур хамец »)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »).

Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Во времена существования Храмов в Песах приносилась жертва в виде заклания животного, которая называлась «корба́н пе́сах ». Согласно Пятикнижию , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана . Ягнёнок не мог быть заколот тем, во владении кого есть квасное . Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром (англ.) русск. - горькими травами. Нельзя было ломать у жертвы кости . До утра от жертвы не должно было ничего остаться .

Однако после разрушения Второго Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Седер Песах

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер / са́йдэр ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду , где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Агады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера) каждый религиозный еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Виноградный сок тоже считается вином и может использоваться на седере (особенно для детей и недомогающих), если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина . Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера. Четыре чаши символизируют четыре обетования в книге Шмот (Исх.6:6-8):

6 Итак скажи сынам Израилевым:
Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их,
и спасу вас мышцею простертою и судами великими;

7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;
8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь.

Кроме этих четырёх чаш может быть дополнительная пятая чаша - «чаша для Илии ».

Афикоман

Трапезу завершает «афикоман» - завершающее блюдо. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения - кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши - чаши «искупления».

Маца

Маца машинного изготовления.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных иудейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохранённая маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от