Самые большие произведения литературы. Русская и зарубежная мировая классика: книги (список лучших)

  • 30.04.2019

Время прочтения: 26 мин.

Журнал Большой Рейтинг предлагает Вашему вниманию лучшие книги всех времен в рейтинге ТОП-20. В список вошли мировые бестселлеры отечественных и зарубежных авторов. Что-то в них цепляет, не давая оторваться, и каждое из данных произведений стоит того, чтобы быть прочитанным хотя бы раз в жизни.

Великий американский писатель Фрэнсис Фицджеральд затронул в своем романе самые актуальные темы лихих 1920-х годов. Несмотря на хронологическую отдаленность событий описанных в книге, в наши дни многие находят роман близким себе по духу. Фицджеральд первым их прозаиков США возвестил миру о начале нового века – «века джаза» и заговорил от имени «потерянного поколения». Читая роман «Великий Гэтсби» вы словно окунаетесь в эпоху джазовой музыки и «сухого закона». На примере главного героя Фицджеральд демонстрирует жизненный путь тех богачей, кто поднялся с самых низов благодаря бутлегерству. Автор выказывает свое восхищение данными личностями, но в тоже время осуждает их моральные устои и принципы. Главный герой романа олицетворяет собой «американскую мечту» того времени – он настоящий баловень судьбы, сколотивший себе состояние и добившийся могущества. Вот только способны ли деньги и власть сделать человека поистине счастливым? Не стоит также забывать и о любви…

Мы все привыкли к пиратам как страшным и кровожадным существам, совершающим грабежи, насилующим женщин и убивающим всех, кто встречается на их пути. Такое уж бытует мнение о представителях данной «профессии». В большинстве случаев дело обстоит именно так. Но когда встречается исключение из общих правил – это является весьма интересным. Именно таким нетипичным пиратом является главный герой произведения Рафаэля Сабатини – Питер Блад. Далекий от пиратства молодой ирландец трудился на врачебном поприще и был волей судьбы втянут в восстание Монмута, разгоревшееся в конце XVII века в Англии. Абсолютно непричастный к событиям мятежа Питер Блад в числе прочих был обвинен в измене монарху и приговорен к смертной казни. Но удача улыбнулась герою, когда смертный приговор был заменен ссылкой в южные колонии, куда он и направился в статусе раба. Именно здесь молодому Бладу приходится начинать карьеру заново, вот только уже не в качестве бакалавра медицины, а в качестве пирата. Теперь у героя книги одна цель – снова обрести свободу.

Любому человеку рано или поздно хочется отдохнуть от ежедневной рутины, собрать вещи и отправиться хотя бы в небольшое путешествие. Не обязательно предпринимать эпохальное восхождение на Эльбрус или отправляться в дебри Амазонки. Иногда вполне достаточно короткой прогулки по реке на лодке, например по Темзе. Путешествовать в компании самых близких друзей, это уже веселее, а уж в компании с маленьким четверолапым спутником и подавно. Единственное важное условие – строго мужская компания. Именно так и рассудили, попивая чай, три закадычных друга-англичанина Гаррис, Джей и Джордж, решившие отдохнуть от городской суеты. Но решив реализовать идею, джентльмены осознали, что не все так уж просто, как могло показаться на первый взгляд. Каждая мелочь, начиная со сборов и заканчиваясь попыткой открыть консервы, превращается для друзей в забавное и веселое приключение. А наличие в лодке крайне энергичного фокстерьера по кличке Монморанси добавляет к общему фейерверку событий дополнительные искры юмора. Роман Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» содержит массу забавных недоразумений, веселых коллизий и комичных ситуаций из которых наши герои выходят, сохраняя истинно британское чувство собственного достоинства.

Одно из самых масштабных и бесспорно величайших творений мировой литературы. И хотя историки с литераторами так до конца не разобрались, существовал ли Гомер на самом деле или был собирательным образом, доподлинно известно одно – «Илиада» является описанием поистине грандиозных событий.

Отправной точкой повествования стала сильная романтическая привязанность троянского принца Париса, воспылавшего пылкой любовью к самой прекрасной женщине того времени – Елене. Вот только красавица, ответившая юноше взаимностью, на этот момент уже была связана узами брака со спартанским царем Менелаем. Когда распаленный страстью Парис отважился совершить похищение своей дамы сердца, разъяренный супруг Елены объявил войну Трое, собрав под свои знамена преданных царей и воинов. Масштабность событий была столь велика, что даже боги Олимпа не остались равнодушными и приняли участие в войне, предрекая победу каждой из выбранных сторон. Затяжная борьба длилась многие годы, собирая обильную жатву смертей. Жены оставались вдовами, дети – сиротами. Ни для одной из войн человечества нет достойного оправдания, как не существует его и для Троянской войны. Но на долгие века сохранилась эпохальность «Илиады» Гомера.

Спорное произведение, воспринимаемое одними как записки сумасшедшего, другими как философский трактат, а третьими как увлекательная сказка. «Алиса в стране чудес» была написана английским математиком, поэтом и писателем Чарльзом Доджсоном, больше известным нам как Льюис Керролл. Спустя многие десятилетия критикам остается только гадать, что именно пытался донести нам автор, написав столь оригинальное произведение. Выход один – прочесть роман и выдвинуть собственную теорию.

Книга повествует нам о далеко неглупой, но слегка легкомысленной, девочке Алисе, случайно повстречавшей во время отдыха Белого Кролика. Заметив у него карманные часы, и здраво рассудив, что у кроликов часов не бывает, Алиса бросается вслед за Белым Кроликом, дабы выведать, куда же он так спешит. В погоне за шустрым зверем наша юная искательница приключений благополучно проваливается в кроличью нору. И вот теперь Алису ждут настоящие чудеса и удивительные неподдающиеся здравому смыслу приключения. А может и не стоит пытаться все понять? Ведь можно просто погрузиться в фантасмагорический мир Белого Кролика, курящей гусеницы, Чеширского Кота, карточной Королевы, побывать на незабываемом чаепитии у Безумного шляпника и Мартовского зайца. Уверяем, скучно не будет.

Восхитительная антиутопия, пугающая и прекрасная одновременно. Автор реалистично изображает общество с процветающими в нем идеями гедонизма и потребительства. Здесь нет места любви, а секс – просто приятное времяпрепровождение. Хаксли настолько эмоционально описывает это, что читать становиться страшно, вот только оторваться от книги – невозможно. Здесь людей создают в пробирке, причем «изготовители» изначально выбирают, кто будет интеллектуально развитым, а кто умственно отсталым. Привычные человеческие ценности вроде саморазвития, культуры, религии и знаний никому даром не нужны и совсем не интересны. Люди стремятся лишь получить удовольствие любым доступным им способом, и с упоением растрачивают свое бесценное время на беспрерывный отдых. Читая «О дивный новый мир», ты понимаешь, что все здесь описанное чистый вымысел, от корки до корки, но не перестаешь ужасаться сходству событий описанных в книге с пороками современного общества. И в этом то вся соль произведения.

Выдающийся французский писатель Александр Дюма смог вдохнуть жизнь в скучную и запутанную историю сражений, интриг и политических игр французского двора. Главными героями романа Дюма являются три бравых мушкетера Атос, Портос и Арамис, а также юный гасконец д’Артаньян, прибывший покорять Париж. Амбициозный молодой человек приехал в столицу из глубинки и мечтает попасть на службу к его Величеству. д’Артаньян ловок, проворен, жизнерадостен и благороден. Вот только эти черты привлекают не только друзей, но и врагов, желающих видеть юношу на своей стороне. Преданных королю с королевой Атосу, Портосу, Арамису и д’Артаньяну ждет жизнь полная заговоров, интриг, подвигов и поединков. А девиз «Один за всех и все за одного» уверенно ведет героев к победе.

Название романа – отсылка к песне группы Beatles, а само произведение является демонстрацией сложности, извилистости и запутанности жизненного пути любого человека. Мураками наглядно показал широкому кругу читателей, что для путаницы в принятии решений и мучительного выбора собственной стези, не обязательно быть великим человеком, ведь трудности и испытания могут выпасть на долю каждого из нас. К числу таких людей относится главный герой романа – студент Тоору Ватанабэ. Сюжетная линия состоит из рассказа Тоору о своей молодости, проведенной в университете, и событиях, происходящих с ним на этом жизненном этапе. По ходу рассказа герой вспоминает о своих лучших друзьях Наоко и Кидзуки. Тоору поведает о самоубийстве Кидзуки и о стремительном развитии отношений с Наоко. Он вспомнит о том, как девушка отправилась на лечение в клинику. Расскажет о студенческих бунтах и девушке Мидори, проливших краски на его серую жизнь.

Уникальным является тот факт, что даже те из нас, кто никогда не держал данную книгу в руках, все равно в курсе сюжета этой трагичной истории любви юноши из рода Монтекки к девушке из семейства Капулетти. Да и фразу: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», можно услышать даже в текстах современных песен. Главным героям романа изначально не суждено было жить долго и счастливо. Против их большой и чистой любви ополчились оба враждующих семейства. Но сложности не только не остановили влюбленных, но и подтолкнули представителей домов Монтекки и Капулетти друг к другу. Хотя первая встреча длилась всего несколько мгновений, молодым людям этого хватило, дабы осознать желание навеки быть вместе. Их любовь была настолько сильна, что Ромео и Джульетта готовы были отдать за нее жизнь. И если судьба не дает им быть вместе в этой жизни, то пусть, хотя бы их души воссоединятся на том свете.

Чудесная трогательная сказка о приключениях плюшевого медвежонка. Этот персонаж, впервые появившийся в Англии 1920-х годов, сегодня знаменит во всем мире. История начинается с подаренной молодым отцом мальчику Кристоферу Робину плюшевой игрушки – медвежонка. Ребенок называет игрушку Винни, в честь живой медведицы, проживающей в Лондонском зоопарке. Дальше отец и сын развлекаются совместным сочинением историй, которые могли бы иметь место в реальной жизни с милым мишкой Винни. Так у медвежонка появляются такие друзья, как: поросенок Пятачок, кенгуру Кенга и ее малыш Крошка Ру, ослик Иа-Иа, сова, кролик и многие другие. За эти годы не одно поколение детей успело вырасти на историях приключений забавного медвежонка – о пчелах, о слонопотаме и о друзьях Винни. Важным фактом остается то, что главный персонаж книги не теряет своей популярности и у современных детей. Видимо такая очаровашка как медвежонок Винни Пух, не может оставить никого равнодушным.

Семейные хроники Клири приковывали пристальное внимание читателей во все времена. Вот только разная возрастная аудитория воспринимает их далеко не одинаково. Так молодежи более интересна любовная сюжетная линия, вызывающая чувственные переживания о судьбе главных героев с извечной интригой – быть ли им вместе. Молодому поколению нужны яркие краски, сражения, экшн и накал страстей. Читателям постарше интересны сложности характеров и взаимоотношений основных персонажей. Эта аудитория ищет глубокий смысл в произведении, прекрасно понимая, что не всегда он скрывается именно в частях содержащих бурные страсти и множество событий.

В центре сюжета данного повествования находится большая семья Клири, перебравшаяся в Австралию из Новой Зеландии. Маккалоу отображает всю палитру целей, побуждений и поступков каждого персонажа. Но основная сюжетная линия прочно связана с главной героиней романа – Мэгги, чью личную жизнь читатель может отследить с 4-х лет девушки и до самой ее кончины в 58 лет.

Психбольницы со своими обитателями всегда представляли собой отдельный мир, живущий по своим законам и правилам. И раз уж тебя занесло сюда по капризу судьбы, придется подстраиваться под существующие порядки. Это негласное правило в полной мере распространено и на лечебницу, о которой рассказывает роман «Над кукушкиным гнездом». Все изменилось с появлением в психушке нового пациента – Рэндела Патрика Макмёрфи. Рэндел – хитрый преступник, мастерски изображающий сумасшедшего, дабы спастись от тюрьмы. Освоившись на новом месте, Макмёрфи заводит знакомства и начинает общение со здешними постояльцами. Рэндела охватывает откровенный ужас от осознания того, что в лечебнице находятся абсолютно здоровые люди, не более сумасшедшие, чем он сам. Все они пребывают в больнице по собственной воле, просто пытаясь укрыться в ее стенах от невзгод окружающего мира. А еще пациенты очень запуганы Милдрет Рэтчед, местной медсестрой, заправляющей в больнице и не терпящей неповиновения. Макмёрфи не только объявляет бой здешним порядкам, но и пытается вызволить пациентов из нездоровой обстановки, показав им, как выглядит полноценная жизнь.

В страшных мирах антиутопий, описанных такими литературными гениями как Рэй Брэдбери, царит потребительство как единственная ценность человечества. Истинные же извечные ценности вроде знаний и вековой мудрости, заключенные в книги, подлежат всеобщему порицанию и даже уничтожению. За хранение великих литературных трудов или просто книг, людей осуждают или приговаривают к смерти. Сожжение книг становится обыденным делом, и большинство людей проживающих в этом мире привыкли к подобному ходу вещей. Тех, кто не понимает важности данного взгляда на жизнь, общество провозглашает глупцами. Разделял подобную философию и главный герой произведения – Гай Монтэг. Он работал «пожарником» (в контексте данного произведения) и был непоколебим в своем мировоззрении. Но вся его идеология полетела в тартарары, когда Гай встретил ту, что сумела показать ему обратную сторону медали.

Возможно «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери не потерял свою актуальность в наши дни именно по причине пышного расцвета эпохи потребительства в современном обществе. Людям есть над чем поразмыслить.

Гениальные произведения Эриха Марии Ремарка оказали большое влияние на литературный мир Германии. Роман «Три товарища» погружает своих читателей в течение жизни, глубину мыслей и чувств людей, прошедших через мясорубку Первой Мировой войны и сумевших выйти из нее живыми. И речь в книге идет не о пострадавших, а о людях развязавших эту самую войну. Главный герой романа – Роберт Локамп – повествует о волнующих его проблемах и событиях. Робби обстоятельно поясняет, что самыми важными в жизни человека являются люди, его окружающие. Он открыто пропагандирует важность дружбы во взаимоотношениях. Но Роберт также подчеркивает, что, даже находясь среди понимающих и принимающих тебя безоговорочно людей, ты не всегда можешь гарантированно рассчитывать на счастье. «Три товарища» – это книга о «потерянном поколении» людей, пытающихся жить в период сложной и неоднозначной эпохи.

Своим эпохальным и громогласным фэнтезийным романом Джон Толкин открыл новый виток литературной моды на произведения о эльфах, хоббитах, мудрых и сильных королях, великих волшебниках, гоблинах и огнедышащих драконах. И хотя первый раз «Властелин колец» был опубликован в далеких 1950-х годах, читатели не теряют к нему интерес до сих пор. Фанаты не только не перестают раз за разом перечитывать произведение Толкина, но и пересматривают фильмы Питера Джексона, а также играют в игры, сумевшие воссоздать уникальный сказочный мир писателя. В романе речь идет о Кольце Всевластия и ведущейся вокруг него непримиримой тысячелетней войне за право обладания. Юный хоббит Фродо должен отправиться через враждебный Мордор к огненной Горе Судьбы дабы уничтожить Кольцо. В нелегком путешествии Фродо поддерживают друзья (гномы, люди, эльфы) и противостоит злобный Саурон, жаждущий заполучить назад свое Кольцо и обрести мировое господство. Сюжет «Властелина колец» притягивает читателя своей неповторимой атмосферой, позволяя ему с головой погрузиться в мир эльфов, гномов, хоббитов, волшебников и злых властелинов.

В данном произведении Тургенев не только поднял извечную проблему отцов и детей, но и, опережая широкое распространение идей нигилизма в России, сумел показать читателям пример приверженца движения в образе Евгения Базарова. Именно с этим ярым сторонником нигилизма и завел крепкую дружбу юный сын помещика Кирсанова Аркадий. Очарованный идеями нового знакомого Аркадий искренне принимает на веру все убеждения Базарова. Молодой человек даже привозит новоиспеченного друга в гости к отцу и дяде – Павлу Петровичу и Николаю Петровичу Кирсановым. Представители старшего поколения семейства не воспринимают новую молодежную философию, считая ее чрезмерно радикальной. Вот только Николай Петрович выслушивает размышлений нигилиста спокойно и с улыбкой, а Павел Николаевич идет на открытый конфликт с Базаровым. Евгений тверд в своих убеждениях, он уверен в том, что ему нужно для жизни, отвергает старые принципы, не желая слепо принимать их на веру как это делают люди старшего поколения. Непоколебимость взглядов Базарова пошатнулась после знакомства с помещицей Анной Одинцовой, пробудившей в нигилисте ранее неведомые ему чувства.

Хотя данное произведение автора менее известно, по сравнению с «Лолитой», оно однозначно заслуживает пристального внимания читателей. В своем романе Набоков, в присущей исключительно ему манере, раскрывает потаенную природу человеческого характера и наглядно демонстрирует черноту, способную скрываться в сердце молодого и, на первый взгляд, безобидного существа. События романа разворачиваются в Германии, где искусствовед Кречмар бросает свою жену и дочь ради шестнадцатилетней Магды – девушки с сомнительной биографией. Любовь мужчины так сильна, что даже смерть собственной дочери ничем не омрачила пылкую страсть к Магде. Но счастливая совместная жизнь была непродолжительной. Девушка встречается с художником Горном – своим бывшим любовником. Былые чувства вспыхивают в них с новой силой и парочка начинает встречаться втайне от Кречмара, поскольку Магда материально все еще зависит от него. Для правдоподобности Горн представляется Кречмару гомосексуалистом. Злые любовники строят козни, издеваясь над Кречмаром, постепенно лишая того рассудка.

События и действия книги изложены с точки зрения Холдена Конфилда и являются отражением восприятия 16-ти летнего парня к окружающей его действительности. В своем повествовании Холден рассказывает о периоде его жизни до момента поступления на лечение в клинику. Рассказ раскрывает читателю всю глубину безысходности и переживаний молодого человека, который остался непонятым большим и жестоким миром. При этом, Холден не впадает в философские рассуждения, не высказывает оценочных суждений, он просто описывает происходящие события и пытается понять, что сможет дать ему ощущение счастья. Так услышанная им песня маленького мальчика про «то, как ты ловишь кого-то во ржи…», приводит Холдена к пониманию счастливого момента. Но, увы, достигнуть его невозможно, ведь реальность совсем иная.

Что известно Вам о «зеленой миле»? Знаете ли Вы, что скрывает в себе простое на первый взгляд словосочетание? А вот Полу Эджкомбу, проработавшему надзирателем в тюрьме долгие годы, доподлинно о ней известно. Сейчас Пол пожилой и немощный старик, доживающий свои дни в доме престарелых. Он рассказывает своей приятельнице о работе в блоке Е тюрьмы «Холодная гора», ставшего последним прибежищем для приговоренных преступников. Здесь свои финальные часы доживали те, кого ожидал электрический стул. Путь к месту казни смертника проходил по коридору с окрашенным в зеленый цвет полом. Благодаря этому, последний путь смертника и был назван «зеленой милей». За долгие годы пребывания на службе в тюрьме, Пол Эджкомб отвык чему-либо удивляться и совсем перестал верить в чудеса. Всю глубину своих заблуждений Пол понимает после появления подсудимого Джона Коффи. Этого мужчину обвиняют в убийствах и изнасилованиях маленьких девочек, но загвоздка в том, что Пол не верит в причастность Коффи к страшным преступлениям. Ведь новый заключенный имеет невероятный дар – он исцеляет любого своим прикосновением.

Москва 1930-х годов. На Патриарших прудах неспешно прогуливаются два литератора, ведя беседу о достоверности существования Иисуса Христа. Их дискуссия неожиданно была прервана загадочным человеком, называющим себя иностранцем, но при этом безупречно говорящим на русском языке. Незнакомец с уверенностью заявляет, что Иисус жил, а также принимается рассказывать о своем личном присутствии при его беседе с Понтием Пилатом. Литераторы относятся к рассказу весьма скептически, сочтя незнакомца полоумным. Вот только они не подозревали, что имеют дело не с сумасшедшим иностранцем, а с Сатаной, явившимся с визитом в Москву. А когда персона такой величины решает почтить город своим присутствием, тут уж непременно жди сюрпризов.

Самые читаемые книги 2017 года, список лучших произведений

«Как учит классика», «пойду прочитаю классиков» - эти обороты можно услышать и в повседневной речи. Однако вряд ли мы полностью осознаем, какие писатели имеют право входить в золотой фонд изящной словесности, и что вообще представляет собой это явление - классика мировой литературы. На подобные вопросы даст ответы данная статья.

Проблемы терминологии

Очертить понятие классического достаточно сложно, потому что употребляется это определение в самых разных значениях. Для рядового носителя языка оно сродни идеалу, эталону, тому, к чему необходимо стремиться. Однако не будет преувеличением сказать, что применительно к литературе рамки этих параметров подвижны и меняются в зависимости от той или иной эпохи. Так, для Корнеля и Расина классика мировой литературы - это прежде всего произведения времен Античности, тогда как Средневековье их крайне не приветствовало. А в начале XIX века даже находились любители утверждать, что все самое лучшее в России уже написано. Согласитесь: поклонникам Пушкина, Достоевского и Толстого такие гипотезы кажутся крайне смешными.

Иная точка зрения

Также под «классической литературой» иногда понимают произведения, создававшиеся до модернизма. Хотя ныне такой взгляд можно признать несколько устаревшим, так как романы Кафки, Джойса и Пруста, полотна Дали и Малевича давно перешли в разряд золотого фонда искусства, отсеяв менее талантливых современников.

В то же время, несмотря на исторические модификации, классика мировой литературы остается вневременной, универсальной и талантливой. Даже по прошествии сотен лет человечество обращается к творениям Шекспира, Гете или Пушкина, интерпретируя их в различных дискурсах. Это становится возможным благодаря глубине их содержания, актуальности для всех и каждого.

Итак, подводим итог: что включает в себя классическая литература? чьи произведения читаются и поныне.

Классическая и «высокая» литература - одно и то же?

Разделение литературы на три «этажа» - высокую, беллетристическую и массовую - появилось относительно недавно. Точнее сказать, тогда, когда стали создаваться специально для усредненного читателя развлекательные книги. Классика мировой литературы во многом соответствует «высоким» творениям. Они интеллектуальны, требуют значительной работы со стороны читателя, его опыта. Однако термин «классический» применяется и к образцам так называемой массовой литературы, правда, в несколько ином значении. Примером тому могут служить детективы Агаты Кристи и фэнтези Толкиена. Когда их поклонники утверждают, что это - классика мировой литературы, они имеют в виду, что «Десять негритят» или «Властелин колец» послужили удачным образцом для последующих писателей, творивших в рамках этих жанров. Насколько названные произведения останутся в памяти читателей, судить трудно, литературоведение не дает точный ответ на этот вопрос.

Список мировой классики

Уже стало традиционным составление рейтингов книг, обязательных для прочтения теми, кто хочет считаться поистине образованным человеком. Открывают такие списки творения древнегреческих и римских авторов: Гомера («Иллиада»), Эсхила («Прометей прикованный») и Вергилия («Энеида»). Названные произведения имеют безусловное право носить почетный титул «классика мировой литературы». стала колыбелью творчества Дж. Чосера и Ф. Вийона, а также бесконечного количества литературных памятников, не имеющих автора.

Ренессанс подарил нам создателей вечных образов - Шекспира и Сервантеса. Однако нужно помнить также о Данте, Петрарке, Боккаччо, Франсуа Рабле и некоторых других. XVII век ознаменовался барочным (Педро Кальдерон, Гонгора) и классицистическим (Расин, Корнель, Мольер) искусством. Затем наступила обогатившая литературу именами Вольтера, Руссо, Гете и Шиллера.

XIX век открывает романтическое творчество Байрона, Скотта, Гофмана, Гюго, По. Где-то в середине столетия романтизм сменяется и романами Стендаля, Бальзака, Диккенса.

Рубеж веков отличается появлением первых модернистских течений - символизма (Верлен, Рембо, Уайльд), натурализма (Золя) и импрессионизма В это же время популярности набирает так называемая новая драма (Ибсен, Шоу, Метерлинк), стремящаяся полностью переосмыслить устаревшие драматургические приемы. ХХ век обогатил литературу модернистским романом (упомянутые Кафка, Пруст и Джойс), большим количеством авангардистских течений - сюрреализмом, дадаизмом, экспрессионизмом. Вторая половина прошлого столетия ознаменовалась творчеством Брехта, Камю, Хемингуэя и Маркеса. Можно также говорить о современных постмодернистских произведениях, ставших классическими (Павич, Зюскинд).

Русские писатели-классики

Русская классика - это, безусловно, отдельный разговор. XIX и ХХ века открыли имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Фета, Гончарова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Горького, Есенина, Булгакова, Шолохова... Из их произведений формируется классика русской и мировой литературы.

Весь романтический пафос, которым окутаны Средние века, представлен в «Айвенго». Доблестные рыцари, прекрасные дамы, осады замков и политические тонкости вассальных отношений - всё это нашло место в романе Вальтера Скотта.

Во многом именно его творение и способствовало романтизации Средневековья. Автор описал исторические события, которые затрагивают период в истории Англии после Третьего крестового похода. Конечно, не обошлось без серьёзных художественных импровизаций и вымысла, но от этого история стала только увлекательнее и прекраснее.

В эту подборку нельзя было не включить наиболее известное творение Николая Васильевича Гоголя. Для многих школьников изучение «Мёртвых душ» является самым ярким событием на уроках литературы.

Николай Гоголь - один из немногих классиков, который умел писать о проблемах мещанского быта и России в целом в столь саркастично-непосредственном тоне. Здесь нет ни эпичной тяжеловесности Толстого, ни нездорового психологизма Достоевского. Читать произведение легко и приятно. Однако вряд ли кто-либо откажет ему в глубине и тонкости подмеченных явлений.

Приключенческий роман «Всадник без головы» многослоен: в нём переплелись , детективные и любовные мотивы. Сюжетные хитросплетения создают интригу и держат в напряжении до самых последних страниц книги. Кто же этот безголовый всадник? Привидение, плод воображения героев или чей-то коварный трюк? Вы вряд ли заснёте, пока не получите ответ на этот вопрос.

Чарльз Диккенс был крайне популярен при жизни. Люди ждали его следующих романов примерно так же, как мы сейчас ждём выхода каких-нибудь «Трансформеров». Образованная английская публика любила его книги за неподражаемый стиль и сюжетный динамизм.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» - самое смешное произведение Диккенса. Приключения английских снобов, провозгласивших себя исследователями человеческих душ, полны нелепых и комичных ситуаций. Социальная проблематика, безусловно, здесь присутствует, но подана она в такой простой форме, что не полюбить английского классика после прочтения просто невозможно.

«Госпожа Бовари» по праву считается одним из величайших романов мировой классики. Это звание нисколько не умаляет увлекательность творения Флобера - вызывающая история любовных приключений Эммы Бовари смела и дерзка. После публикации романа писатель даже был привлечён к судебной ответственности за оскорбление нравственности.

Психологический натурализм, которым пронизан роман, позволил Флоберу ярко раскрыть проблему, актуальную в любую эпоху, - конвертируемость любви и денег.

Самое известное произведение Оскара Уайльда задевает за живое глубоко проработанным образом главного героя. Дориан Грей, эстет и сноб, обладает чрезвычайной красотой, которая контрастирует с развивающимся в течение сюжета внутренним уродством. Упиваться наблюдением за нравственным падением Грея, аллегорически отражённом в визуальном изменении его портрета, можно часами напролёт.

«Американская трагедия» - изнанка американской мечты. Стремление к состоятельности, уважению, положению в обществе, деньгам свойственно всем людям, однако для большинства путь наверх закрыт по умолчанию в силу разных причин.

Клайд Гриффитс - выходец из низов, который всеми силами пытается пробиться в высшее общество. Он готов на всё ради своей мечты. Но общество с его идеалами успешности как абсолютной жизненной цели само является катализатором нарушения морали. В итоге Клайд преступает закон, чтобы достичь своих целей.

«Убить пересмешника» - роман автобиографический. Харпер Ли описала свои воспоминания о детстве. В итоге получилась история с антирасистским посылом, написанная простым и доступным языком. Читать книгу полезно и интересно, её можно назвать учебником нравственности.

Не так давно вышло продолжение романа под названием «Пойди поставь сторожа ». В нём так сильно вывернуты наизнанку образы персонажей классического произведения писательницы, что когнитивного диссонанса при чтении не избежать.

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

Книга – это целый мир, который существует не только на бумаге, но и в воображении читателя. Поиск хорошего произведения – занятие достаточно сложное. В этот обзор вошли лучшие книги всех времен – рейтинг топ 10 произведений, которые стоит прочитать каждому.

1. Война и мир (Лев Толстой)

Один из лучших русских романов был написан в период с 1863 по 1869 год, но публикация произведения началась лишь в 1865 году. В книге показана жизнь русского дворянства во времена войны с армией Наполеона Бонапарта.

В Петербурге Анна Шерер, состоящая на хорошем счету у императрицы, устраивает прием. На него приглашены все сливки петербургского общества. Элита дворянства разговаривает на французском столь же хорошо и также часто, как и на русском. Здесь впервые высказываются опасения и предположения по поводу предстоящей войны с французами. В это же время в Москве граф Ростов устраивает прием в честь празднования дня рождения своей дочери Наташи. Московское общество менее озабочено политикой и более увлечено повседневной жизнью. Но вскоре война круто перевернет судьбу всего дворянства империи.

2. 1984 (Джордж Оруэлл)

Антиутопия была написана в 1948 году. События романа происходят в 1984 году. Автор книги всегда выступал против идеализации партии и произведение имеет выраженный политический подтекст.

В Англии 1984 года существует всего лишь одна политическая партия – Внешняя партия. Её бессменным лидером является Большой Брат, сосредоточивший в своих руках всю власть. Главный герой роман Уинстон Смит работает в Министерстве правды. На вид он обычный госслужащий, придерживающийся идеологии партии и строго следующий её законом. На самом деле Смита не устраивает сложившийся порядок вещей. Он боится того, что будет, если кто-то узнает о его истинных взглядах. Основной задачей Уинстона становится поиск среди работников Министерства тех, кому можно доверять и тех, от кого стоит держаться подальше.

3. Лолита (Владимир Набоков)

Одна из самых популярных и лучших книг Владимира Набокова была написана им в 1955 году на английском языке и позже переведена самим автором на русский. Произведение рассказывает о жизни мужчины, который из-за психологической травмы в детстве не утратил влечения к молоденьким девочкам и его отношениях с падчерицей.

Псевдоним главного героя Гумберт. Основная его проблема состоит в том, что он не испытывает влечения ко взрослым женщинам, но при этом боится ответить перед законом за связь с несовершеннолетними. Его спасением становятся занимающиеся проституцией девочки, к услугам которых он периодически прибегает. Всё меняется, когда Гумберт находит вдову с дочкой по имени Долли. Гумберт дает последней прозвище Лолита и женится на её матери.

4. На маяк (Вирджиния Вулф)

Роман английской писательницы быстро приобрел популярность и вошел в топ лучших произведений всех времен. Книга рассказывает о жизни большой семьи Рэмзи в доме, из которого виден маяк.

Мистер и миссис Рэмзи вместе со своими восемью детьми живут в доме на острове Скай. У них часто остаются погостить друзья семьи и просто знакомые. Миссис Рэмзи — строгая женщина, она вызывает зависть у окружающих и неподдельную любовь у своих детей. Мистер Рэмзи, наоборот, пользуется уважением друзей, но дети считают его тираном. Красной нитью через весь роман проходит мечта детей хотя бы раз съездить на маяк, который они видят каждый день с самого своего рождения. Мать каждый день обещает, что завтра они обязательно отправятся туда, отец же выступает против. С течением времени жизнь круто меняется и желание посетить маяк уходит на второй план.

5. Великий Гэтсби (Фрэнсис Скотт Фицджеральд)

Середину рейтинга лучших книг в истории занимает «Великий Гэтсби». Впервые роман был опубликован в 1925 году. Произведение рассказывает о жизни золотой элиты американского общества в «ревущие двадцатые». Это книга о людях, делавших деньги из ничего и спускавших их на ветер на пороге Великой депрессии.

Повествование ведется от лица Ника Каррауэйа, родившегося в зажиточной семье, но никогда не превозносившего себя над другими. Ник переезжает на Лонг-Айленд и снимает дом по соседству с домом своей троюродной сестры Дейзи. Там же Ник знакомится с еще одним соседом – баснословно богатым, но никому не известным Джеем Гэтсби. Гэтсби устраивает потрясающие вечеринки, приглашая на них всю элиту Нью-Йорка. Что-то привлекает Ника в Гэтсби. Ему кажется, что среди поклонников всей грязи, разврата и беспросветного транжирства Лонг-Айленда, Джей самый чистый человек.

6. Унесённые ветром (Маргарет Митчелл)

Единственный роман американской писательницы, в считанные дни после публикации ставший настоящим бестселлером. Произведение повествует о событиях, происходивших во времена гражданской войны в США и сразу после её окончания. Книга увидела свет в 1936 году.

Главная героиня романа Скарлетт О’Хара живет на юге Америки и является одной из самых прекрасных девушек-южанок. В неё влюблены все молодые люди, когда-либо встречавшие её, но сама Скарлетт держится уверенно и никому никогда не отвечает взаимностью. Её сердце принадлежит Эшли Уилксу. Внезапно на земли юга надвигается война. Привычный шум бала и щебет весенних пикников заменяется грохотом орудий. Жизнь всех южан круто меняется, но наибольшее количество потрясений приходится на долю Скарлетт.

7. Властелин колец (Дж. Р. Р. Толкиен)

«Властелин колец» — это лучшая фэнтезийная книга всех времен и народов. Роман впервые увидел свет в 1954 году. Это единое произведение, разделенное из-за внушительного объема на три тома. Более 50-ти лет «Властелин колец» выходит в печать как трилогия.

Главный герой предшествующей роману повести о хоббитах Бильбо Бэггинс ушел на покой, передав своему племяннику хоббиту Фродо странное кольцо. От старого мага Фродо узнает, что это не просто украшение, а Кольцо Всевластия. Его сотворил тщеславный Саурон в Мордоре. Кольцо Всевластия подчиняет 19 оставшихся колец, которые находятся у эльфов, хоббитов и людей. Оно дает своему владельцу власть над миром, при этом уничтожая всё то хорошее, что было в нем. Саурон охотится за своим кольцом и теперь Фродо должен не допустить, чтобы орудие власти оказалось в руках короля тьмы.

8. Возлюбленная (Тони Моррисон)

Темнокожая Сэти некогда была в рабстве в южных штатах, а затем бежала на земли свободного севера. Однако в США действовал закон, позволявший преследовать раба в любом штате. С момента побега прошло много лет, но Сэти и её дочь Денвер так и не привыкла к свободной жизни. Однажды на пороге их дома появляется девушка по имени Возлюбленная. Она магическим образом очаровывает Сэти и полностью поглощает её внимание. На спасение Сэти бросается её друг Поль Ди, но он знает не всю правду о жизни своей приятельницы. Почему Сэти чувствует вину перед Возлюбленной?

9. Убить пересмешника (Харпер Ли)

В рейтинг лучших произведений всех времен вошел классический воспитательный роман американской писательницы был написан в 1960 году. Книга основана на воспоминаниях из детства самой Харпер Ли, все события и персонажи соответствуют реальности.

В маленьком городке Мейкомбе живет главная героиня романа – шестилетняя Джинн, а также её брат Джим, отец Аттикус и друг Дилл. Аттикус работает адвокатом и берется за самые запутанные и, на первый взгляд, бесперспективные дела. На этот раз он защищает темнокожего Тома, который якобы изнасиловал девушку по имени Мэйелла. Никто кроме Аттикуса и его сына не верит в невиновность Тома. Вместе Джинн, Джим и Дилл заинтересовываются загадочным соседом по прозвищу Страшила. Почему он никогда не выходит из дома? И действительно ли виновен Том в случившемся с девушкой?

10. В дороге (Джек Керуак)

Завершает наш топ 10 лучшие книги всех времен произведение «В дороге». Роман был написан в 1951 году, однако издательские дома отвергали его на протяжении шести лет. Только в 1957 году произведение было опубликовано. Книга основана на реальных событиях из жизни самого Джека Керуака и его лучшего друга.

Сал Парадайз и Дин Мориарти знакомятся случайно во время поездки Дина в Нью-Йорк. Мориарти восхищен писательским талантом Парадайза и они вместе решают отправиться в путешествие на поиски вдохновения. Друзья путешествуют три года, исколесив за это время большую часть США, а затем расстаются. Дин снова женится, а Сал продолжает путешествовать. Писатель знакомится с мексиканкой и решает обустроить быт в Мексике на хлопковых плантациях, но его находит Дин и они снова срываются на поиски приключений.

Ближе к середине февраля кажется, что даже в воздухе витают любовные флюиды. А если вы ещё не ощутили этого настроения, серое небо и холодный ветер портят всю романтику – вам на помощь придёт лучшая классика о любви !

Антуан Франсуа Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (1731)

Эта история происходит в декорациях Франции эпохи Регентства после смерти Людовика XIV. Рассказ ведётся от лица семнадцатилетнего юноши, выпускника философского факультета на севере Франции. Успешно держав экзамены, он собирается вернуться в дом своего отца, но случайно встречает притягательную и загадочную девушку. Это Манон Леско, которую привезли в город родители, чтобы отдать в монастырь. Стрела Амура пронзает сердце молодого кавалера и он, забывая обо всём, уговаривает Манон бежать с ним. Так начинается вечная и прекрасная история любви кавалера де Гриё и Манон Леско, которая вдохновит целые поколения читателей, писателей, художников, музыкантов, режиссёров.

Автор любовной истории – аббат Прево, чья жизнь металась между монастырским уединением и светским обществом. Его судьба – сложная, интересная, его любовь к девушке другой веры – запретная и страстная – легли в основу увлекательной и скандальной (для своей эпохи) книги.

«Манон Леско» – первый роман, где на фоне достоверного изображения материальных и бытовых реалий рисуется тонкий и проникновенный психологический портрет героев. Свежая, крылатая проза аббата Прево не похожа на всю предыдущую французскую литературу.

Эта история, повествующая о нескольких годах из жизни де Гриё, за которые импульсивный, чувствительный, жаждущий любви и свободы юноша успевает превратиться в мужчину с большим опытом и непростой судьбой. Взрослеет и прекрасная Манон: её непосредственность и легкомысленность сменяется глубиной чувств и мудрым взглядом на жизнь.

«Наперекор жесточайшей судьбе, я обретал свое счастье в её взорах и в твёрдой уверенности в её чувстве. Поистине я потерял всё, что прочие люди чтут и лелеют; но я владел сердцем Манон, единственным благом, которое я чтил».

Роман о чистой и вечной любви, которая возникает из воздуха, но силы и чистоты этого чувства достаточно, чтобы изменить героев и их судьбы. Но хватит ли этой силы, чтобы изменить жизнь вокруг?

Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1847)

Дебютировав в одном году, каждая из сестёр Бронте представила миру свой роман: Шарлотта – «Джейн Эйр», Эмили – «Грозовой перевал», Энн – «Агнес Грей». Роман Шарлотты произвел сенсацию (он, как и любые книги самой известной из Бронте, мог оказаться в этом топе), но после смерти сестёр было признано, что «Грозовой перевал» является одним из лучших произведений того времени.

Самая мистическая и замкнутая из сестёр, Эмили Бронте, создала пронзительный роман о безумстве и ненависти, о силе и любви. Современники считали его слишком грубым, однако не могли не попасть под его магическое влияние.

История поколений двух семей, разворачивается на живописном фоне Йоркширский полей, где властвует обезумевший ветер и нечеловеческие страсти. Центральные герои - свободолюбивая Кэтрин и импульсивный Хитклифф, одержимы друг другом. Их сложные характеры, разное социальное положение, исключительные судьбы – всё вместе образует канон любовного романа. Но эта книга больше, чем просто ранневикторианский роман о любви. По мнению модернистки Вирджинии Вульф, «мысль, что в основе проявлений человеческой природы лежат силы, возвышающие её и подымающие к подножию величия, и ставит роман Эмили Бронте на особое, выдающееся место в ряду подобных ему романов».

Благодаря «Грозовому перевалу» прекрасные поля Йоркшира стали заповедником, а нам в наследство остались, к примеру, такие шедевры, как одноимённый фильм с Жюльет Бинош, популярная баллада «It"s All Coming Back to Me Now» в исполнении Селин Дион, а также трогательные цитаты:

«Что не напоминает о ней? Я и под ноги не могу взглянуть, чтоб не возникло здесь на плитах пола её лицо! Оно в каждом облаке, в каждом дереве - ночью наполняет воздух, днём возникает в очертаниях предметов - всюду вокруг меня её образ! Самые обыденные лица, мужские и женские, мои собственные черты - всё дразнит меня подобием. Весь мир - страшный паноптикум, где всё напоминает, что она существовала и что я её потерял».

Лев Толстой «Анна Каренина» (1877)

Существует известная легенда о том, как в кругу писателей обсуждалось, что нет в литературе хороших романов о любви. Толстой на эти слова встрепенулся и принял вызов, сказав, что напишет хороший роман о любви за три месяца. И написал-таки. Правда, за четыре года.

Но это, как говорится, история. А «Анна Каренина» – роман, который входит в школьную программу. Такое школьное чтение. И вот, каждый приличный выпускник на выходе усваивает, что «все счастливые семьи похожи друг на друга…» , а в доме Облонских «всё смешалось…».

А между тем, «Анна Каренина» действительная великая книга о великой любви. Сегодня принято считать (спасибо, в том числе, и кинематографу), что это роман о чистой и страстной любви Карениной и Вронского, которая стала спасением Анны от скучного мужа-тирана и её же гибелью.

Но для самого автора – это, прежде всего, семейный роман, роман о любви, которая, соединив две половинки, перерастает в нечто большее: в семью, детей. В этом, по Толстому, главное предназначение женщины. Потому что нет ничего важнее, а главное, сложнее, чем вырастить ребёнка, сохранить настоящую крепкую семью. Эту идею в романе олицетворяет союз Левина и Кити. Эта семья, которую во многом Толстой списал со своего союза с Софьей Андреевной, становится отражением идеального соединения мужчины и женщины.

Каренины же – это «несчастливая семья», и анализу причин этого несчастья Толстой и посвятил свою книгу. Однако автор не пускается в морализаторство, обвиняя грешную Анну в том, что она разрушила приличную семью. Лев Толстой, «знаток душ человеческих», создает сложное произведение, где нет правых и виноватых. Есть общество, которое воздействует на героев, есть герои, которые выбирают свой путь, и есть чувства, которые герои не всегда понимают, но которым отдаются сполна.

На этом закругляю свой литературный анализ, ибо об этом уже написано много и лучше. Просто выскажу свою мысль: обязательно перечитывайте тексты из школьной программы. И не только из школьной.

Решад Нури Гюнтекин «Королёк – птичка певчая» (1922)

Вопрос о том, какие произведения из турецкой литературы стали мировой классикой, может поставить в тупик. Роман «Птичка певчая» заслуживает такого признания. Решад Нури Гюнтекин написал эту книгу в 33 года, она стала одним из первых его романов. Эти обстоятельства заставляют ещё больше удивляться тому мастерству, с которым писатель изобразил психологию молодой женщины, социальные проблемы провинциальной Турции.

Ароматная и самобытная книга захватывает с первых строк. Это дневниковые записи прекрасной Фериде, которая вспоминает свою жизнь и свою любовь. Когда эта книга впервые попала ко мне (а было это во времена моего пубертатного периода), на потрёпанной обложке красовалось «Чалыкушу – птичка певчая». Мне и сейчас кажется этот перевод названия более колоритным и звучным. Чалыкушу – это прозвище неугомонной Фериде. Как пишет в своем дневнике героиня: «…моё подлинное имя, Фериде, сделалось официальным и употреблялось очень редко, точно праздничный наряд. Имя Чалыкушу нравилось мне, оно даже выручало меня. Стоило кому-нибудь пожаловаться на мои проделки, я только пожимала плечами, как бы говоря: «Я тут ни при чём... Что же вы хотите от Чалыкушу?..».

Чалыкушу рано потеряла родителей. Её отправляют на воспитание к родственникам, где она влюбляется в тёткиного сына – Кямрана. Их отношения непросты, но молодых людей тянет друг к другу. Неожиданно Фериде узнает о том, что её избранник уже влюблен в другую. В чувствах импульсивная Чалыкушу выпорхнула из семейного гнёздышка навстречу настоящей жизни, которая встретила её ураганом событий…

Помню, как, прочитав книгу, выводила в своём дневнике цитаты, осознавая каждое слово. Интересно, что ты меняешься со временем, а книга остаётся всё той же пронзительной, трогательной и наивной. Но, кажется, в нашем 21 веке независимых женщин, гаджетов и социальных сетей немного наивности не помешает:

«Человек живёт и привязывается невидимыми нитями к людям, которые его окружают. Наступает разлука, нити натягиваются и рвутся, как струны скрипки, издавая унылые звуки. И каждый раз, когда нити обрываются у сердца, человек испытывает самую острую боль».

Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Чаттерлей» (1928)

Провокационный, скандальный, откровенный. Запретный в течение более тридцати лет после первой публикации. Закоренелая английская буржуазия не потерпела описания сексуальных сцен и «аморального» поведения главной героини. В 1960 году состоялся громкий судебный процесс, в ходе которого роман «Любовник леди Чаттерлей» был реабилитирован и разрешён к печати, когда автора уже не было в живых.

Сегодня роман и его сюжетная линия едва ли кажутся нам столько провокационными. Юная Констанция выходит замуж за баронета Чаттерлея. После их женитьбы Клиффорд Чаттерлей отправляется во Фландрию, где в ходе боя получает множественные ранения. Он навсегда парализован ниже пояса. Замужняя жизнь Конни (как ласково зовет её муж) изменилась, но она продолжает любить мужа, ухаживая за ним. Однако Клиффорд понимает, что молодой девушке тяжёло проводить все ночи в одиночестве. Он разрешает завести ей любовника, главное, чтобы кандидатура была достойная.

«Если у мужчины нет мозгов, он дурак, если нет сердца - злодей, если нет желчи - тряпка. Если же мужчина не способен взорваться, как туго натянутая пружина - в нём нет мужского естества. Это не мужчина, а пай-мальчик».

Во время одной из прогулок в лесу Конни знакомится с новым егерем. Именно он научит девушку не только искусству любви, но и пробудит в ней настоящие глубокие чувства.

Дэвид Герберт Лоуренс – классик английской литературы, автор не менее знаменитых книг «Сыновья и любовники», «Влюблённые женщины», «Радуга», писал также эссе, стихи, пьесы, путевую прозу. Он создал три версии романа «Любовник леди Чаттерлей». Последний вариант, удовлетворивший автора, и был напечатан. Этот роман принёс ему славу, однако либерализм Лоуренса и провозглашение свободы нравственного выбора человека, воспетые в романе, смогли оценить по достоинству лишь много лет спустя.

Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» (1936)

Афоризм «Когда женщина не может плакать, это страшно» , да и сам образ сильной женщины принадлежат перу американской писательницы Маргарет Митчелл, ставшей известной благодаря единственному роману. Едва ли есть человек, который не слышал о бестселлере «Унесённые ветром».

«Унесённые ветром» – история гражданской войны между северными и южными штатами Америки 60-х годов, во время которой рушились города и судьбы, но не могло не рождаться что-то новое и прекрасное. Это история взросления юной Скарлетт О’Хара, которая вынуждена взять на себя ответственность за семью, научиться управлять своими чувствами и достичь простого женского счастья.

Это тот удачный роман о любви, когда кроме главной и довольно поверхностной темы он даёт что-то ещё. Книга растёт вместе с читателем: открытая в разное время, она будет восприниматься каждый раз по-новому. Одно в ней остаётся неизменным: гимн любви, жизни и человечности. А неожиданный и открытый финал вдохновил нескольких писателей на создание продолжения любовной истории, самые известные из которых – «Скарлетт» Александра Рипли или «Люди Ретта Батлера» Дональда Маккейга.

Борис Пастернак «Доктор Живаго» (1957)

Сложный символистский роман Пастернака, написанный не менее сложным и богатым языком. Ряд исследователей указывают на автобиографичность произведения, но описываемые события или герои слабо напоминают реальную жизнь автора. Тем не менее, это своеобразная «духовная автобиография», которую Пастернак характеризовал так: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрёт в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, – 1903-1945 гг.».

Магистральной темой романа становятся размышлениям о будущем страны и о судьбе поколения, к которому принадлежал автор. Исторические события играют важную роль для героев романа, именно водоворот сложной политической ситуации определяет их жизни.

Главными действующими лицами книги являются доктор и поэт Юрий Живаго и Лара Антипова, возлюбленная героя. На протяжении всего романа пути их случайно пересекались и разделялись, казалось бы, навсегда. То, что действительно покоряет в этом романе – необъяснимая и необъятная как море любовь, которую герои пронесли через всю свою жизнь.

Кульминацией этой истории любви становится несколько зимних дней в занесённой снегом усадьбе Варыкино. Именно здесь происходят главные объяснения героев, здесь Живаго пишет свои лучшие стихи, посвящённые Ларе. Но даже в этом заброшенном доме им не укрыться от шума войны. Лариса вынуждена уехать, чтобы сохранить жизнь себе и детям. А Живаго, сходя с ума от потери, пишет в тетради:

С порога смотрит человек,

Не узнавая дома.

Её отъезд был как побег,

Везде следы разгрома.

Повсюду в комнатах хаос.

Он меры разоренья

Не замечает из-за слез

И приступа мигрени.

В ушах с утра какой-то шум.

Он в памяти иль грезит?

И почему ему на ум

Все мысль о море лезет?..

«Доктор Живаго» – роман, отмеченный Нобелевской премией, роман, судьба которого, как и судьба автора, оказалась трагичной, роман, который жив и сегодня, как и память о Борисе Пастернаке – обязателен к прочтению.

Джон Фаулз «Любовница французского лейтенанта» (1969)

Один из шедевров Фаулза, представляющий собой зыбкое переплетение постмодернизма, реализма, викторианского романа, психологии, аллюзий на Диккенса, Харди и других современников. Роман, являющийся центральным произведением английской литературы 20 века, считается и одной из главных книг о любви.

Канва истории, как и всякий сюжет любовного романа, выглядит просто и предсказуемо. Но Фаулз – постмодернист, испытавший влияние экзистенциализма и увлечённый историческими науками, создал из этой истории мистический и глубокий любовный роман.

Аристократ, состоятельный молодой человек по имени Чарльз Смитсон, вместе со своей избранницей встречают на берегу моря Сару Вудрафф – когда-то «любовницу французского лейтенанта» , а сейчас – горничную, которая сторонится людей. Сара выглядит нелюдимой, но у Чарльза получается установить с ней контакт. Во время одной из прогулок Сара открывается герою, рассказывая о своей жизни.

«Даже ваше собственное прошлое не представляется вам чем-то реальным – вы наряжаете его, стараетесь обелить или очернить, вы его редактируете, кое-как латаете... Словом, превращаете в художественный вымысел и убираете на полку – это ваша книга, ваша романизированная автобиография. Мы все бежим от реальной реальности. Это главная отличительная черта homo sapiens».

Между героями устанавливаются непростые, но особенные отношения, которые перерастут в сильное и роковое чувство.

Вариативность концовок романа является не только одним из главных приемов постмодернистской литературы, но и отражает идею, о том, что в любви, как и в жизни, возможно всё.

И для любителей актёрской игры Мерил Стрип: в 1981 году вышел одноимённый фильм режиссёра Карела Рейша, где роль главных героев исполнили Джереми Айронс и Мерил Стрип. Фильм, получивший несколько кинонаград, стал классикой. Но смотреть его, как и любой фильм по мотивам литературного произведения, лучше после прочтения самой книги.

Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977)

Колин Маккалоу за свою жизнь написала более десяти романов, исторический цикл «Владыки Рима», серию детективов. Но она смогла занять видное место в австралийской литературе и благодаря всего одному роману – «Поющие в терновнике».

Семь частей увлекательной истории большой семьи. Несколько поколений клана Клири, которые переезжают в Австралию, чтобы обосноваться здесь и из простых бедных земледельцев стать видной и успешной семьей. Центральные герои этой саги – Мэгги Клири и Ральф де Брикассар. Их история, объединяющая все главы романа, рассказывает о вечной борьбе долга и чувства, разума и страсти. Что выберут герои? Или им придется встать по разные стороны и отстаивать свой выбор?

Каждая из частей романа посвящена одному из членов семьи Клири и последующим поколениям. За пятьдесят лет, в течение которых происходит действие романа, меняется не только окружающая действительность, но и жизненные идеалы. Так дочь Мэгги – Фиа, чья история открывается в последней части книги, уже не стремится к созданию семьи, продолжению своего рода. Так судьба семейства Клири оказывается под угрозой.

«Поющие в терновнике» – тонко сделанное, филигранное произведение о самой жизни. Колин Маккалоу удалось отразить сложные переливы человеческой души, жажду любви, которая живет в каждой женщине, страстную натуру и внутреннюю силу мужчины. Идеальное чтение долгими зимними вечерами под пледом или знойными днями на летней веранде.

«Есть такая легенда – о птице, что поёт лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поёт, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо всё лучшее покупается лишь ценою великого страдания... По крайней мере, так говорит легенда».

Габриэль Гарсия Маркес «Любовь во время чумы» (1985)

Интересно, когда появилось известное выражение, о том, что любовь – это болезнь? Тем не менее, именно эта истина становится толчком в понимании произведения Габриэля Гарсии Маркеса, в котором провозглашается, что «... симптомы у любви и чумы одинаковые» . А важнейшая мысль этого романа заключена в другой цитате: «Если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется - ни через неделю, ни через месяц, ни через год».

Так случилось с героями романа «Любовь во время чумы», сюжет которого разворачивается вокруг девушки по имени Фермина Даса. В юности в неё был влюблён Флорентино Ариса, но, посчитав его любовь лишь временным увлечением, она выходит замуж за Хувеналя Урбино. Профессия Урбино – врач, а дело жизни – борьба с холерой. Однако Фермине и Флорентино суждено быть вместе. Когда Урбино умирает, чувства давних влюблённых вспыхивают с новой силой, окрашенные в более зрелые и глубокие тона.

Назад