Валерий гергиев год рождения. Маэстро Валерий Гергиев: «Я очень счастливый руководитель

  • 01.08.2019

Валерия Гергиева в Туле любят: в зрительном зале почти не было пустых мест. В наш город дирижер приехал на поезде, с перрона - сразу же на встречу с губернатором Алексеем Дюминым. По признанию артиста, в ходе встречи обсуждались важные для культурной жизни региона вопросы. Один из них - возможность проведения в Туле концерта в честь юбилея известного композитора Родиона Щедрина.

Перед концертом Валерий Гергиев уделил время прессе.

Валерий Абисалович, недавно Вы отпраздновали юбилей. И очень приятно, что вскоре после такого события Вы приехали в наш город. С каким настроением сегодня выходите на сцену?

Настроение прекрасное! Я уже третий раз в Туле. До этого выступал здесь в 2013 и 2016 годах. А сегодня мне удалось пообщаться с Алексеем Геннадьевичем.

У нас есть интересные задумки, благодаря которым через шесть-семь месяцев Тула сможет выйти на интересные проекты.

С нашим участием, разумеется.

У нас плотный гастрольный график. Уже сегодня вечером мы будем выступать в Курске, а потом двинемся на юг России. Позади выступления в 34 городах! Все они - в рамках XVI Московского Пасхального фестиваля.

- Чем порадуете тульскую публику?

Мы сыграем классическую симфонию Прокофьева, симфонию №5 Чайковского, увертюру Мендельсона «Сон в летнюю ночь». «Сон в летнюю ночь - замечательное произведение! Мы исполним не всю сюиту, но рассчитываем, что туляки все равно воспримут ее на ура. Выступать будем с большим удовольствием. Несмотря на то, что вчера была тяжелейшая программа, которая закончилась очень поздно, оркестр настроен позитивно, все в хорошей форме!

- Ваш Пасхальный фестиваль живет не первый год. Какие изменения происходят в программе?

Мы стараемся охватить все больше регионов и аудитории, в том числе - детской. Также играем в гарнизонах, дворцах офицеров, кадетских училищах - везде, где будет понятна наша музыка. Каждый год оркестр уделяет особое внимание одному из великих композиторов - Прокофьеву, Шестаковичу, Рахманинову. При этом исполняем не только знаменитые произведения, но и те, которые на слуху далеко не у каждого. В этом году плотно занимаемся творчеством Стравинского. Я считаю, такая концентрация помогает сотням любителей классической музыки лучше узнать своего любимого композитора. Я принимаю, уважаю и люблю произведения французских, немецких, итальянских и других классиков. Но русскую классику я считаю непревзойденной. Ведь каждую секунду в мире где-то звучит композиция российских композиторов. Я счастлив, что за 28 лет, в течение которых я возглавляю Мариинский театр, мы сумели охватить необъятный мир русской классической музыки.

- А как начинался ваш путь руководителя?

Тогда, 28 лет назад, мы провели прекрасный фестиваль в честь Мусоргского и показали все пять его опер. И этому правилу - делать что-то яркое и запоминающееся - я стараюсь не изменять. И коллектив меня в этом полностью поддерживает. Я считаю, у нас все получается, даже несмотря на большие нагрузки и временные трудности. Во-многом, этим успехом я обязан потрясающему составу оркестра.

Коллектив я бы назвал одним словом - могучий.

Он быстро переходит с одной стилистики на другую и умеет улавливать настроение публики.

- Получается, ваш коллектив - не только виртуозы, но еще и единомышленники…

Именно так. Не хочется говорить об этом слишком громко и часто, но я очень счастливый руководитель. Ведь я возглавляю большой коллектив мирового класса! Сфера оперы, балета, симфонической и оркестровой музыки настолько глобальна, что выделяться и оставлять значимый след в ней - огромная заслуга. У нас это получилось. Об этом можно судить хотя бы по тому, какую географию мы охватываем своими выступлениями. Япония, Польша, Китай, Чили, Бразилия, Куба, Аргентина, Финляндия… Но самое главное - Россия. Выступать по регионам нашей страны - ответственная и интересная миссия. Здорово, что здесь нас встречают с любовью.

Досье myslo

Валерий Абисалович Гергиев - советский и российский дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра с 1988 года, председатель Всероссийского хорового общества, Народный артист РФ, пятикратный лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ.

Самый финансово успешный российский музыкант-2012 (по версии журнала «Форбс»).

жена Наталья Дзебисова,

сыновья Абисал (г.р. 2000), Валерий (2001 г.р.),

дочь Тамара (2003 г.р.),

внебрачная дочь Наталья (1985 г.р.).

Валерий Гергиев - выдающийся музыкант современности, яркая звезда мировой величины, дирижер от Бога, покоривший сердца слушателей и любителей классической музыки в десятках стран. Сегодня он является художественным руководителем знаменитого Мариинского театра, дирижером лучших оркестров Европы - Мюнхенского филармонического и Лондонского симфонического, а также почетным дирижером Роттердамского филармонического оркестра.

Гергиев Валерий Абисалович, фото которого представлены в статье, - это талантливейший человек, который добился необычайных высот в своей профессии и жизни. Награды, премии, звания исчисляются десятками. Пожалуй, редко какой политик или общественный деятель сможет встать на одну ступень рядом с Валерием Абисаловичем. Этот человек своим творчеством и присущим ему громадным чувством любви и ответственности творит подлинную историю.

Яркие инициативы

Именно по инициативе Валерия Гергиева состоялся известный всему миру концерт симфонической музыки в полуразрушенной Пальмире (2016). Этот концерт выдающийся дирижер посвятил памяти погибшего при освобождении древнего города героя России русского офицера Александра Прохоренко и смотрителя музея под открытым небом Халеда Асаада, который отказался подчиняться требованиям исламских боевиков и был казнен игиловцами. (ИГИЛ - запрещенная в России террористическая организация.)

Свою гражданскую позицию гениальный дирижёр проявил и в 2008 году, когда вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра дал концерт на площади Цхинвала, посвятив его памяти людей, ставших жертвами короткой, но кровопролитной войны между Грузией и Южной Осетией. Перед концертом он высказал во всеуслышание свою боль, напомнив мировому сообществу о том, что под танковым обстрелом этого города погибли тысячи мирных людей в своих постелях, не успев проснуться. Он отметил, что бить из танков по детям - это позор.

«Беслан. Музыка во имя жизни» - целую серию благотворительных концертов, посвященных трагедии Беслана, организовал дирижер Валерий Гергиев в разных столицах мира - Москве, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Риме и Токио (2004).

Валерий Гергиев: биография. Истоки

Родился Гергиев Валерий Абисалович в Москве 2 мая 1953 года. Родители будущего знаменитого музыканта еще в юном возрасте увезли своего сына в родные края - Северную Осетию. Поэтому Валерий Гергиев рос и учился во Владикавказе (Орджоникидзе). Отец, Абисал Заурбекович Гергиев, был ветераном Великой Отечественной войны, служил командиром батальона. Он воспитывал у сына замечательные человеческие качества, которые и помогали тому всю жизнь упорно идти к своей цели. Отец завещал Валерию любить свою семью и всегда держать обещания, данные людям. Однако отцу не довелось увидеть славных дел своего сына. Он умер, когда Валерию было 13 лет. Поэтому воспитывала его и двух сестер мама, Тамара Тимофеевна Лагкуева.

По зову сердца

Мать всегда замечает в своем ребенке те способности и качества, которые не видят другие люди со стороны. Как и все мальчишки, Валерий очень любил играть в футбол и даже не помышлял о музыке, а окружающие просто не видели в нем никаких особых музыкальных способностей. Однако материнское чутьё подсказывало Тамаре Тимофеевне, что сын обладает большими музыкальными способностями, которые необходимо развивать.

Когда Валерию исполнилось 7 лет, мама отвела его в музыкальную школу, в которой уже училась старшая сестра мальчика. Однако первая встреча с учителем музыки оказалась неудачной. Валерию вовсе не хотелось сидеть долго в классе, он то и дело заглядывался на окно, за которым его сверстники играли в футбол. Поэтому педагога он слушал не очень-то и внимательно. Преподаватель, тестируя музыкальные способности будущего ученика, проиграл мелодию, а затем попросил Валерия воспроизвести ритм. Мальчик справился с этим заданием успешно. Однако педагог, чтобы исключить случайность, настаивал, чтобы Валерий еще раз повторил услышанное. Валерию Гергиеву было скучно, поэтому он стал импровизировать, по словам самого дирижера, попытался даже звукоряд несколько усовершенствовать.

Однако такого учитель просто не ожидал, да и не понял, что перед ним мальчик с удивительными музыкальными способностями, и в стандартные рамки педагогической практики, которые применяют к обычным детям, музыкальные возможности Валерия Гергиева просто не вписываются. Увы, преподаватель вынес свой «приговор» - у мальчика вообще отсутствует музыкальный слух, и лучше ему действительно заняться футболом.

Однако Тамара Тимофеевна была упорной, она настаивала, чтобы Валерия непременно приняли в музыкальную школу, что в конце концов и случилось. Очень быстро Валерий Гергиев превратился в лучшего воспитанника своего музыкального учебного заведения. Занятия музыкой не помешали и другому таланту юного Валерия Гергиева - математическому. Он очень хорошо учился в общеобразовательной школе, участвовал и побеждал в математических олимпиадах, продолжал играть в футбол. Однако музыка стала главной в его жизни, любовь к ней пересилила все другие увлечения.

Первые успехи

Окончив школу, молодой талант Валерий Гергиев отлично сдал экзамены и стал студентом Ленинградской консерватории, которая носит имя композитора Римского-Корсакова. Большой удачей для будущего выдающегося музыканта стало то обстоятельство, что он попал в класс симфонического дирижирования к профессору Илье Мусину.

Великолепный учитель нашел для себя того самого ученика, который появляется только раз в жизни - готового работать над собой, шлифовать, доводить до совершенства свои уникальные музыкальные способности. Результат превзошел все ожидания, и в 19 лет студент Валерий Гергиев был приглашен к сотрудничеству с Мариинским (Кировским) театром. По сути дела, это нонсенс, однако факт свидетельствует о том, какой громадный талант смог раскрыть в своём ученике профессор Илья Мусин.

Ошеломительный успех в 23 года для Валерия Гергиева был закономерен - первая премия Всесоюзного конкурса дирижеров, причем профессионалов, а не студентов, за плечами которых есть серьезный творческий опыт. Как вспоминает сам Валерий Абисалович, средний возраст участников конкурса - за 30, и даже серьезное жюри, состоящее из именитых музыкантов, не совсем понимало, что же делать со столь молодым талантом и можно ли дать ему первую премию. Вполне ожидаемой стала и победа Валерия Гергиева на берлинском дирижерском конкурсе, который носит имя Г. фон Караяна (1977 год).

Валерий Гергиев: Мариинский театр

Юрий Темирканов, великий маэстро, пригласил Валерия Гергиева, еще совсем молодого, но подающего большие надежды музыканта, стать ассистентом главного дирижера Мариинского театра сразу после консерватории. Дебютировал Валерий Абисалович за дирижерским пультом в опере «Война и мир» в 1978 году. А через 10 лет в результате голосования творческого коллектива театра, которое было единогласным, Валерий Гергиев становится художественным руководителем Мариинского. Далее, спустя еще 8 лет, - директором.

Девяностые были непростыми для России, и особенно для Мариинского. Музыканты и артисты потянулись в Европу за приличной зарплатой, за более благополучной жизнью. В такой трудный момент Валерий Гергиев ставит перед коллективом почти фантастическую задачу - стать лучшим театром мира. И у него это получилось.

Оркестр Валерия Гергиева пополнился молодыми и талантливыми музыкантами. В репертуар театра были включены новые спектакли - «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Парсифаль» Рихарда Вагнера, музыка которого так близка по творческому духу самому Валерию Абисаловичу.

Впервые в России была осуществлена замечательная постановка сложного и блестящего спектакля-тетралогии «Кольцо нибелунга». Под руководством Гергиева Мариинский взрастил новых оперных звезд мировой величины - Анну Нетребко, Ольгу Бородину, Галину Горчакову. Началось активное сотрудничество со знаменитыми зарубежными театрами. Это и великая Ла Скала, и Метрополитен, и Королевский Ковент-Гарден и многие другие. Такое творческое взаимопроникновение рождало новые взаимоотношения с зарубежным зрителем, глубокое понимание русского музыкального искусства.

Фестивали

По сути дела, талант Валерия Гергиева - не только музыкальный. Он великолепный администратор, который смог буквально «вытащить» Мариинский театр, дать ему новую жизнь. Как рассказывает сам знаменитый директор и главный дирижер, ему приходилось придумывать много нового, организовывать фестивали, совместные выступления, поездки, чтобы оживить Мариинский, не дать ему пойти ко дну. Он буквально создавал новые музыкальные события мирового значения - знаменитые фестивали.

К примеру, замечательный петербургский фестиваль «Звезды белых ночей», который проводится ежегодно, начиная с 1993 года. Сердце этого форума музыки и красоты - сам Валерий Абисалович. Впрочем, он характеризует его талант еще и с другой стороны - как замечательный предпринимательский дар.

Валерий Гергиев рассказывает, что сегодня имя Мариинского театра и петербургского фестиваля привлекает туристов со всего мира. Они приносят прибыль в миллион долларов за месяц. А когда Валерий Абисалович только начинал «раскрутку» русского искусства, эта цифра была всего лишь 15 тысяч долларов.

Его музыкальные детища - фестивали, которые проводятся и в России, и в других странах мира, теперь пользуются любовью и известностью среди почитателей классической музыки. Чудесный московский Пасхальный фестиваль, финский Микелли, израильский фестиваль Красного моря, Гергиев фестиваль в Голландии - все эти выдающиеся и роскошные праздники музыкального искусства зрители из разных стран мира встречают с восторгом.

Награды

Валерий Абисалович Гергиев за своё выдающееся творчество и деятельность, направленную на распространение русского искусства, был удостоен множества наград в разных странах мира. Среди них орден Почетного легиона (Франция), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой», орден Льва (Финляндия), орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония) и многие другие. Однако самые дорогие сердцу награды, конечно же, отечественные: звание Герой труда, ордена «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского, Дружбы и особенно медаль «За освобождение Пальмиры».

Не менее важны и награды церковные - ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, Святого равноапостольного князя Владимира, медаль Преподобного Сергия Радонежского. Также были присвоены почетные звания народного артиста России, Украины, Северной Осетии, заслуженного деятеля Казахстана, «Дирижер года» от международной организации International Classical Music Awards, «Артист ЮНЕСКО во имя мира» и многие другие. Кроме этого, следует отметить международные и отечественные премии, звания лауреата конкурсов, как международных, так и российских. В том числе государственные премии Российской Федерации и премии президента России в области литературы и искусства.

Семья

В 1998 году Валерий Гергиев в Санкт-Петербурге на музыкальном конкурсе познакомился со своей будущей женой - Натальей Дзебисовой. Она завоевала не только звание лауреата, но и сердце великого маэстро. Через год состоялась грандиозная осетинская свадьба во Владикавказе, на которой в качестве гостей побывали люди из самых разных стран мира, музыканты, коллеги, друзья. Сегодня у Валерия Абисаловича двое детей, сын и дочь - крепкая, надежная и любящая семья.

Почти вся творческая биография Валерия Гергиева связана с Мариинским театром, которым он руководит почти тридцать лет. Посвящая основную часть времени музыкальному творчеству, Валерий Абисалович практически не оставлял его на личную жизнь, и только встреча с певицей Натальей Дзебисовой заставила его задуматься о создании семьи.

Они познакомились в 1998 году на конкурсе «Петропавловские ассамблеи» - Наталья сразу понравилась жюри, а особенно Валерию Гергиеву, который, несмотря на огромную разницу в возрасте, составлявшую двадцать восемь лет, не побоялся предложить молодой певице руку и сердце.

На фото - Валерий Гергиев с женой

Свой роман они держали в тайне, и только перед самой свадьбой поставили в известность об этом важном событии в своей личной жизни всех родственников, друзей и коллег.


Наталья Дзебисова

Будущая жена Валерия Гергиева родом из Владикавказа, где она закончила училище имени своего мужа, в этом же городе состоялась и их свадьба, на которую было приглашено более тысячи гостей.

Торжество состоялось в гостинице «Интурист», здании, которым до 1917 года владели предки матери Валерия Абисаловича. За годы семейной жизни жена Валерия Гергиева подарила ему троих детей - двух сыновей, Абисала и Валерия, и дочь Тамару.

Валерий Гергиев с сыном

У художественного руководителя Мариинского театра есть еще один ребенок - дочь Наталья, которую родила Елена Остович, но случилось это еще до того, как Валерий Абисалович познакомился со своей будущей женой.

Выдающийся дирижер мог и раньше устроить свою личную жизнь и обзавестись собственной семьей, но только Наталья оказалась единственной женщиной, которая понравилась маме Валерия Абисаловича, к мнению которой Гергиев всегда прислушивается.

По работе Валерию Гергиеву приходится много летать по всему миру - он не только дает концерты и гастролирует, но еще является главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра, восемь лет руководил Лондонским симфоническим оркестром. В то время как он колесит по миру, его жена и дети ждут его дома.

Краткая биография Валерия Гергиева

Будущий руководитель Мариинского театра родился в Москве в 1953 году, а когда ему исполнилось семь лет, мама отвела его в музыкальную школу, где уже училась его сестра Светлана. Приняли Валерия не сразу, поскольку педагоги сначала не разглядели в нем музыкальных способностей.

На фото - Валерий Гергиев в молодости

Тогда главным увлечением у него была не музыка, а футбол, о котором Гергиев думал все время, пока шли занятия.

Тем не менее, он очень быстро стал одним из самых успешных учеников, и преподаватели поверили в его талант.

Мама сделала все, чтобы сын стал музыкантом - после школы он поступил в Ленинградскую консерваторию, и уже во время учебы стал победителем международного конкурса дирижеров.

После окончания консерватории Валерий Гергиев был принят в Кировский (Мариинский) театр на должность ассистента главного дирижера, а через год уже самостоятельно дирижировал оперой Сергея Прокофьева «Война и мир».

Его карьера развивалась более чем стремительно - музыке он посвящал все свое время, и вершины творчества покорялись ему одна за другой.

В тридцать пять лет Валерий Гергиев уже руководил театром, а его коллектив быстро приобрел авторитет международного уровня.

При Валерии Абисаловиче в театре открылась Академия молодых оперных певцов, начали проводиться престижные музыкальные фестивали.

Заслуги Гергиева отмечены многочисленными наградами, орденами и медалями. Он носит звание «Артист мира», «Почетный гражданин» нескольких российских и зарубежных городов.

КОГДА 35-летнего Валерия Гергиева назначили руководителем Мариинки, ленинградские бабушки-балетоманки со стажем, переступая порог театра, морщили нос и шептали: "Тут пахнет овчинкой". Так они говорили и при Темирканове, прежнем главном дирижере, кабардинце по национальности. И тут еще один с Кавказа - "чабан". Может быть, это театральная легенда. А может быть, и правда.

О борьбе футбола с музыкой

В 7 ЛЕТ мать привела Валеру в музыкальную школу. Преподаватель не удивился. У Тамары и Абисала Гергиевых там уже училась дочь Света, которой прочили большой успех. Мальчик выглядел очень озабоченным и все время поглядывал в окно. Еще бы, его отвлекли от футбола, а там наши проигрывают!

- Ну что, начнем, - сказал педагог и простучал на столе мелодию, - сможешь повторить?

Мальчик, не задумываясь, тут же повторил ритм. Учитель нахмурился.

Попробуй еще раз.

Ритм в пальцах Валеры окончательно запутался.

- Спасибо, постой за дверью, я с мамой поговорю... К сожалению, мальчику ближе футбольный мяч, а слуха у него нет. Может быть, он станет Пеле, - пытался успокоить мать учитель музыки.

Позже Валерий Гергиев, вспоминая тот день, говорил, что он пытался сделать тот музыкальный ряд лучше, но его не поняли. Зато мать с самого начала знала, что ее Валера - гений, и все же добилась, чтобы сына приняли в музыкальную школу. Уже через месяц его преподаватель взял свои слова обратно.

В лучшей владикавказской общеобразовательной школе Валера вообще ничем не огорчал ни учителей, ни родителей. Побеждал на всех математических олимпиадах, и в конце концов директор потребовал у мамы, чтобы будущего выдающегося математика не отвлекали такими глупостями, как музыка. Но с пристрастием к футболу бороться было еще труднее, чем с музыкой. Сколько раз он выбегал на улицу к друзьям с нотами в руках и не замечал вокруг ничего, кроме мяча. А потом, вспомнив о неразученной музыкальной пьесе, возвращался. В общем, ничем не отличался от своих сверстников, даже в Терек прыгал с крутого берега. Там каждый год тонули десятки владикавказских мальчиков, но, если не можешь прыгнуть в бурлящую реку, какой же ты мужчина?

А что такое быть настоящим кавказским мужчиной? Отец-фронтовик, умерший, когда Валерию было 13 лет, успел научить его, что это значит - всегда выполнять данное слово и добиваться цели. После его смерти мать одна воспитала троих детей. До сих пор для всей большой семьи Гергиевых она - центр вселенной, опора и поддержка. Это она смогла найти лучших преподавателей для детей - сначала во Владикавказе, а затем и в Северной столице. "Общежитие Ленинградской консерватории - это моя школа жизни", - обмолвился как-то Валерий Абисалович. Там его ждала первая влюбленность - в русскую классическую музыку и Вагнера, - пронесенная через всю жизнь.

Первый настоящий успех пришел, когда в 24 года он стал обладателем престижной премии Герберта фон Караяна. Затем был Ереванский театр оперы и балета. Гергиев летал туда каждую неделю и тратил на дорогу денег больше, чем зарабатывал. А что делать? Во Владикавказ не то чтобы не пустили, но местная музыкальная элита сделала все, чтобы молодой талант работал где угодно, только не на родине.

О Золушке и Британской Королеве

О ЛИЧНОЙ жизни дирижера даже слухов никаких не ходило. Как только Валерий увлекался какой-нибудь оперной дивой, мать тут же ее отбраковывала, а Валерию говорила: "Подумай, какой она может быть матерью для твоих детей". И на этом все заканчивалось. До определенного момента главным для маэстро считалось восхождение на музыкальный Олимп. А когда вершины одна за другой были покорены, все спохватились - Валерию Абисаловичу за 40, а семьи нет, и все достойные кандидатуры уже имеют взрослых детей. Именно тогда, в 1998 году, Гергиев случайно попал на конкурс молодых исполнителей национальной музыки в Санкт-Петербурге. В число лауреатов попало трио гармонистов из Северной Осетии, и юная студентка Владикавказского училища искусств Наталья Дзебисова сумела, сама того не ведая, завоевать сердце знаменитого дирижера. Роман начался практически сразу и развивался тайно. До объявления даты свадьбы об избраннице ничего не знали даже вездесущие журналисты.

Жених был старше невесты более чем в два раза. Несмотря на его мировую славу, родители девушки согласились на свадьбу только тогда, когда поняли, что Наташа действительно влюблена. И Валерий Абисалович тоже.

Грандиозная свадьба состоялась во Владикавказе осенью 1999 года. Более тысячи гостей собрались в гостиничном комплексе "Интурист", который до 1917 года принадлежал родственникам матери жениха. В годы перестройки им вновь стали руководить потомки бывших владельцев - двоюродный брат Гергиева. Были приглашены все хоть мало-мальски близкие родственники, которых в России назвали бы "седьмая вода на киселе".

Согласно местной традиции жених на своей свадьбе присутствовать не должен. Вся церемония организовывалась исключительно для невесты и гостей. А Гергиев... подглядывал за всем происходящим то из одного гостиничного номера, то из другого. Невеста пыталась вести себя скромно, но даже под тройной фатой, скрывающей лицо, было видно, как сверкают счастьем ее глаза. А на руках и на шее блестели подарки друзей и родных жениха - золотые украшения и бриллианты...

Через год с рождением первенца - сына Абисала - дирижера поздравил Владимир Путин. Президент как раз отмечал свое 48-летие. После дружеского застолья - открытие сезона в Мариинском театре. Кстати, праздновать дни рождения на спектакле Мариинки - это признак хорошего тона. Сама английская королева-мать Елизавета в свой 100-летний юбилей пришла на гастрольный спектакль и встретилась с Гергиевым. Она сказала много добрых слов, а в конце огорченно добавила: "Я надела свое лучшее платье, а вы его даже не заметили". Хотя на что она надеялась? У него уже была Наталья.

О дисциплине и милиции

АВСТРИЙСКИЙ журнал, пишущий об опере, как-то задался целью выяснить, когда спит маэстро Гергиев. Сопоставили графики гастролей, репетиций, перелетов, пресс-конференций и торжественных приемов. И выяснилось - никогда. Видимо, тогда же он ест, общается с семьей (у него теперь два сына), отдыхает. Секрет удивительной работоспособности - в железной дисциплине, которой он подчинил не только себя, но и музыкантов, и даже зрителей. Однажды на гастролях на репетицию оркестра были допущены студенты музыкальных учебных заведений и их преподаватели. Обстановка была непринужденной, и в итоге разговоры в зале заглушили музыку. Гергиев обернулся и на превосходном английском сказал:

Я обращаюсь к вам, полицейские. Если через минуту в зале не станет тихо, концерт будет отменен, и в этом будете виноваты вы.

От страха зрители готовы были залезть под кресла. До конца репетиции (она длилась 4 часа) никто не встал и не чихнул.

К сожалению, московская милиция не испытывает подобного трепета перед маэстро. Для наших стражей порядка всемирно известный режиссер - всего лишь "лицо кавказской национальности". Однажды у него и у знаменитого музыканта Юрия Башмета потребовали на улице паспорта. Сначала друзья подумали, что милиционер шутит, а тот решил, что над ним издеваются, и продержал великих музыкантов до 5 утра, пока друзья не привезли их документы. По признанию Гергиева, нигде в мире подобного с ними не происходило.

Единственное, что ему до сих пор не подчиняется, - это погода. Редкое выступление на открытом воздухе проходит без дождя. Последнее столкновение со стихией произошло на Красной площади в Москве в день 50-летия маэстро. Шел такой ливень, что на сцене остались лишь дирижер в плаще и пианистка. Газеты тогда написали, что господину Гергиеву теперь подвластно все.

Художественный руководитель-директор, главный дирижер Мариинского театра Валерий Абисалович Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в семье командира батальона, ветерана Великой Отечественной войны Абисала Гергиева.

Детство и юность провел в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В 1972 году окончил училище искусств (ныне Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева), в 1977 году — Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс теоретика дирижирования, профессора Ильи Мусина).

Будучи студентом консерватории Валерий Гергиев стал победителем престижных музыкальных конкурсов. В 1976 году он получил II премию и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1977 году он завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Берлине.

После этого Гергиев был приглашен в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева "Война и мир".

За рубежом маэстро дебютировал в 1990-х годах: в 1991 году — в Баварской государственной опере ("Борис Годунов" Модеста Мусоргского), в 1993 году — в Ковент-Гардене ("Евгений Онегин" Чайковского), в 1994 году — в Метрополитен-опере ("Отелло" Джузеппе Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Гергиев продолжает сотрудничать с ведущими оперными театрами мира. Он работает с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами.

В 1995-2008 годах Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (в настоящее время — почетный дирижер), в 2007-2015 годах — Лондонского симфонического оркестра.

С сезона 2015/2016 маэстро является главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра .

Валерий Гергиев — основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых "Звезды белых ночей" (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), "Гергиев-фестиваль" в Роттердаме, фестиваль в Миккели, "360 градусов" в Мюнхене. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль "Мариинский NEXT", в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Он является сопредседателем оргкомитета Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

С целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования в 2003 году был создан благотворительный Фонд Валерия Гергиева.

Творчество маэстро был отмечено многочисленными наградами. Валерий Гергиев — народный артист РФ (), лауреат Государственных премий РФ в области литературы и искусства (за ,