Цветочный орнамент татарский в полоску. Татарский орнамент как проявление культуры

  • 13.08.2019

Орнамент – красивый рассказчик. Вглядитесь в него, и он расскажет о своём крае и времени, когда родился, о своём народе и событиях, которые пережил вместе с ним.

Давайте изучим наш орнамент – татарский – вместе с Гузелью Фуадовной Валеевой-Сулеймановой , доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, профессором Казанского архитектурно-строительного университета.

Гузель Фуадовна, чем интересна история татарского узора?

Орнамент – это узор, который украшает изделия и предметы различных форм и размеров – от ювелирных украшений до архитектурных строений. Орнамент многолик и многообразен. Это универсальный вид искусства.

Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше – с первобытной эпохи. Он прошел очень долгий путь развития. В нем всегда отражались природа и символически значимые для человека предметы, образы.

Поэтому, если взять древний орнамент, то мы сможем увидеть в нём окружающий мир, природные явления, характерные для далеких предков татар, проживавших на Алтае, в Центральной и Южной Азии. Так, к узорам, имеющим древнее происхождение надо отнести мотив лотоса, розетки, сердцеобразный, пальметты (стилизованное изображение листьев пальмы). Последний мотив, в зависимости от трактовки, связан и с восточноазиатским искусством и с искусством гуннов и с искусством древней Греции. Влияние греческой культуры ощутила на себе Великая Болгария, занимавшая территорию Крыма и Приазовья с их греческими колониями.

Появление мотива лотоса можно объяснить проживанием наших предков на территориях Дальнего Востока, Центральной и Передней Азии. Примечательно, что комбинация мотивов пальметты восточноазиатского характера и лотоса встречается среди тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья только в орнаменте казанских татар

После того, как предки татар оказались на территории Волго-Камья, в орнаменте появились новые мотивы. Они связаны с флорой и фауной данного региона. В домонгольский период Волжской Булгарии популярными в орнаменте были стилизованные изображения, лося, лисицы, куницы, сокола и др. Часто встречаются узоры из мотивов полевых цветов: ромашки, колокольчики, незабудки, маки и др. Сохраняются и узоры, связанные со степной культурой, такие, как мотив тюльпан, куст караганника, изображения диких гусей и т.д.

В эпоху Золотой Орды в орнаменте отражается влияние монгольского и китайского искусств, например, появляются облаковидные мотивы, мотив плетенки, в новой трактовке можно увидеть изображение лотоса. Чаще встречаются мотивы, отображающие чужеземных животных – льва, павлина, косули и др., популярными становятся фантастические мотивы – драконы, сфинксы, двуглавые птицы. В состав Золотой Орды, как известно, входило немало племен – предков нынешних тюркских народов: кыпчаки, огузы и др. Такое смешение культур оказало своё влияние на орнамент казанских и в целом поволжских татар.

В эпоху Казанского ханства на татарское орнаментальное искусство сильно влияют турецкая и иранская культуры. Так, орнамент пополняется мотивами из репертуара садовых цветов – георгинов, астр, маков, пионов и других, которые были популярными в узорах привозных восточных тканей.

Завоевание Казанского ханства и включение его в состав Российского государства оказало сильное влияние на специфику татарского узоротворчества. Русское искусство в основе своей было религиозным, христианским. Что касается русского орнамента, то он, и по сей день, имеет изобразительную основу, связанную со стремлением реалистичной передачи тех или иных образов.

У татар же, со времени принятия Ислама, орнамент имеет условно-декоративную, абстрактную символическую и иногда метафорическую основу. В нём нет изобразительной реалистической трактовки образов. Речь идет о другом мышлении в искусстве, которое находится в рамках мусульманского художественного мировоззрения, связанного с эстетической доктриной ислама.

Если вернуться к татарам, оказавшимся в составе русского государства, то были и периоды насильственного крещения. Татарская община противилась ему и пыталась защитить себя даже на уровне изобразительного языка искусства. В этот период были усилены запреты на изображения живых существ и исчезают мотивы, имеющие в основе изображение креста. Татарские вышивальщицы не вышивали крестиком (кроме татар крещеных), и эта техника вышивки распространяется среди них лишь в 1960-е гг.

В итоге, мы больше увидим влияние татарского орнамента в русском искусстве, нежели наоборот.

А арабские геометрические мотивы?

Так называемые арабески и гирихи – это те виды узоров, которые были изобретены арабами в сфере орнамента. Они стали всеобщими для мусульманского искусства и встречаются в творчестве почти всех мусульманских народов. Гирихи и арабесковый орнамент украшали архитектурные памятники г. Булгара, их можно увидеть на археологических фрагментах от исчезнувших ханских зданий Казанского кремля.

Геометрические композиции в виде гириха и сложное переплетение геометрических и растительных узоров в арабесковом орнаменте получили распространение в средневековой монументальной архитектуре ислама. А у татар, с завоеванием Казанского ханства, монументальная архитектура, как вид архитектуры, связанный с господствующим классом, перестала развиваться. Она возрождается в конце XIX в., в связи с указами императрицы Екатерины II, разрешившей татарам строить каменные мечети и дома знати.

В какой форме орнамент присутствует в жизни сегодня?

Сейчас татарский орнамент возрождается в творчестве современных профессиональных художников и народных мастеров, художников-любителей. Его можно увидеть и на некоторых монументальных зданиях в Казани и других городах республики, в пространственно-предметной и бытовой среде. Орнамент украшает предметы интерьера: шамаили, ляухэ, настенные тарелки, декоративную керамику; обрядовые и бытовые предметы – намазлыки, полотенца, скатерти, подносы, шкатулки и др.; элементы костюма (платья, жилетки, головные уборы, обувь).

Кто-то индивидуально, кто-то небольшими цехами занимается моделированием и пошивом одежды и ее составных частей в татарском стиле. Для желающих, есть возможность заказать и печатное нанесение на одежду татарского узора. Есть мастерицы, вышивающие узоры татарского орнамента и работающие и с канителью, и с золотными нитями. Популярен орнамент в изделиях из дерева и керамики, особенно в настенных тарелках, в ювелирных украшениях. Мастера-ювелиры, работающих в технике популярной для татар ажурной филиграни, с использованием драгоценных камней, выбирают для своих изделий старинные орнаментальные формы...

Продолжение следует.

Беседовала Гузель Ибрагимова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 1»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)»

Разработала: Матькова Е.П., педагог дополнительного образования

Ульяновск-2016

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)».

Тип занятия: комбинированное.

Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края.

Задачи:

Обучающие:

    познакомить учащихся с названиями элементов татарского орнамента («тюльпан», «шиповник», «волна») ;

    активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.

    закрепить знания учащихся по выполнению аппликации;

    обучать детей выполнять панно в виде татарского орнамента способом накладной аппликации ;

    освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу;

    повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.

Развивающие:

    развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

    развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;

    способствовать развитию художественного вкуса;

    развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.

Воспитательные:

    воспитывать в детях уважение друг к другу, к людям другой национальности;

    воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Методическое оснащение занятия: конспект занятия.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).

Материалы, инструменты, оборудование:

Образцы элементов панно, иллюстрации татарского национального орнамента, иллюстрации татарского национального костюма (платье, фартук, жилет, тюбетейка, калфак, сапоги), шаблоны национальных узоров («тюльпан», «колокольчик», «волна»), «письмо» цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, скотч, большая фото-рамка со стеклом, иллюстрации «Казанский кремль», «Чак-чак», «Флаг, герб Татарстана»).

Форма организации деятельности: групповая.

Ход занятия:

1. Организационный этап (приветствие, упражнение «Здравствуй, друг!)

2. Подготовительный этап (ведение в тему занятия).

Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Что здесь написано никак не разберу, потому что написано не по-русски.

Но есть подсказка – картинки (Казанский кремль, чак-чак, национальный флаг Татарстана). Посмотрите на них внимательно. Если мы сможем отгадать, что на них изображено, то поймем, откуда пришло письмо и что в нём написано (ответы детей).

Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, хормэтле иптэшлэр и читаю (Здравстуйте, дорогие друзья!) Молодцы! Отгадали!

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).

Вы, наверное, знаете, что в нашем родном городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Русские, башкиры, чуваши, мордва, татары, украинцы).

Сегодня мы поговорим с вами о татарской национальности, потому, что скоро у нас праздник, посвящённый татарскому народу.

Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)

Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и на русском языке. У них есть особые национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки.

3. Изучение нового учебного материала

Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Ребята, что такое орнамент? (ответы детей). Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают полотенца, салфетки, скатерти, костюмы.

Я принесла вам образцы татарского орнамента. У татарского народа существует несколько видов орнамента. (Рассказ и демонстрация образцов).

«Цветочно-растительный». Мотивы волнообразных побегов, цветов тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, фартуки, головные уборы.

«Геометрический» . Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии. Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.


«Зооморфный» Изображения голубей, уток, бабочек, лебедей, пчёл. Встречается в основном в резьбе по дереву.


Основные цвета орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый.

Сегодня мы сделаем вот такую коллективную работу (показываю панно).

Ребята, скажите мне, из чего состоит это панно? (из отдельных элементов) А из чего сделаны отдельные элементы – стилизованные узоры? (из бумаги). Как нужно делать такие красивые элементы? (вырезать из бумаги и наклеить на бумажные квадраты)

Когда вы всё сделаете, сложим их в одну большую картину-панно, она будет представлена на нашем празднике.

Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Руки подняли и покачали -

Это цветы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки отставим назад.

4. Практическая работа

Инструктаж.

У нас будет две команды «Тюльпан» и «Волна». Первая команда делает первый вид орнамента (стилизованный тюльпан), вторая - стилизованную волну. Посмотрим, какая команда справилась лучше.

Самостоятельная работа.

Раздаю детали. Открываем конверты. Рассматриваем узор и его элементы.

Из чего состоит этот узор? (Квадрат, тюльпан, овала с заострёнными углами) А этот? (Квадрат, волна и круг).

Вам нужно будет вырезать квадраты из цветной бумаги, и приклеить на них элементы стилизованного орнамента.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Во время практической работы можно провести пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Цветок»

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)

До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).

Из каких элементов состоит этот узор ? (цветок, листок)

Как называется этот цветок? (Тюльпан)

Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)

Какого цвета лепестки? (зелёного)

Во время работы показываю технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения оказываю помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговариваю вместе с детьми названия деталей.

5. Контрольный этап

Текущий контроль. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.

6. Заключительная часть

Ребята, мы с вами закончили работу. Все внимательно слушали и успешно справились с заданием.

Понравилось ли вам занятие?

Ребята, о каком народе Поволжья мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Кому было трудно справиться с работой?

Теперь давайте уберём свое рабочее место.

Приложение

Шаблон орнамента «Волна»

Шаблон узора «Тюльпан»

Шаблон узора «Пион»

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность - асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Оксана Лапина

Программное содержание : Познакомить детей с татарскими национальными узорами на костюмах, фартуках, платках, сапогах, тюбетейках. Освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу. Развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов. Формировать умение на силуэте платка, фартука, тюбетейке составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, тюльпан, волнистые линии и т. д). Активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.

Материал : силуэт тюбетейки,


пары сапог,


элементы татарского орнамента.


Ход игры : Знакомлю детей с татарскими национальными костюмами, показываю детям картины, на которых изображены образцы тюбетеек, сапог, фартуков, платков. Знакомлю с названиями элементов орнамента (тюльпан, листочек, волнистые линии и т. д). Затем дети вместе со взрослым украшают узорами сапоги. Воспитатель помогает детям правильно расположить орнамент. Затем дети играют самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает.

Узор можно расположить :






Возможны и другие варианты расположения татарского орнамента на силуэтах.